Что такое bootleg в музыке
Бутлег
Бутле́г (англ. bootleg / ˈbu:tleg / — (сленг) подпольная торговля, контрабанда; в русском произношении ударение может падать на любой слог) — аудиозапись и/или видеозапись, составленная и распространяемая без санкции правообладателей. Выражение происходит от жаргонного названия подпольной торговли спиртными напитками во времена сухого закона в США в 1920-1930-е годы.
Бутлег следует отличать от пиратских копий — несанкционированных копий легально выпущенной продукции.
Часто бутлеги являются нелегальными изданиями, однако некоторые музыкальные коллективы разрешают, например, некоммерческое распространение своих концертных записей или любительских ремиксов. Это привело к тому, что коллекционеры легально обмениваются копиями таких бутлегов по почте (сперва на аудиокассетах, затем на CD-R, DVD-R) и через Интернет.
Первым бутлегом считается двойной альбом 1969 года, известный как «The Great White Wonder», на котором представлены фрагменты совместных студийных сессий Боба Дилана и группы The Band. Личности его издателей скрыты за именами Ken и Dub. Популярность бутлега вынудила лейбл Columbia Records в 1975 году официально издать эту запись под названием «Basement Tapes» («плёнки из подвала»).
Содержание
Виды бутлегов
См. также
Примечания
Ссылки
Это заготовка статьи о музыке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
Полезное
Смотреть что такое «Бутлег» в других словарях:
БУТЛЕГ — ранее применявшееся название кабельной стойки, состоящей из кабельной муфты на вертикальной стойке. Б. служит при рельсовых цепях для соединения рельсов жел. дор. пути с подземным кабелем, идущим из релейного шкафа или батарейного колодца. Кабель … Технический железнодорожный словарь
бутлег — у, ч. Нелегальні записи концертів популярних естрадних колективів та виконавців … Український тлумачний словник
Бутлег (значения) — Бутлег (англ. Bootleg) аудиозапись и/или видеозапись, составленная и распространяемая без санкции правообладателей. Бутлег (железнодорожн.) кабельная муфта, стойка. См. также Бутлегер … Википедия
Unplugged (официальный бутлег) — Unplugged (The Official Bootleg) Пол Маккартни и Карл Дэвис Дата выпуска 20 мая 1991 года Записан 25 января 1991 года Жанр акустический рок Длительность 58:29 Продюсе … Википедия
Перечень релизов Accept, включая бутлеги — Перечень релизов Accept, включая бутлеги. Последние, естественно, не представляют собой исчерпывающего перечня.* Lady Lou, EP, 1978 * Accept, LP, 1979 * Rock on Brain, LP, 1979 (сборник Brain с включением в него песни Lady Lou ) * German Rock… … Википедия
Список релизов Accept, включая бутлеги — Список релизов бутлеги. Последние не представляют собой исчерпывающего перечня. Lady Lou, EP, 1978 Accept, LP, 1979 Rock on Brain, LP, 1979 (сборник Brain с включением в него песни Lady Lou) German Rock Scene, Part V, LP, 1979 (сборник Brain с… … Википедия
Список релизов Accept — Список релизов Accept, включая бутлеги Список релизов Accept, включая бутлеги. Последние не представляют собой исчерпывающего перечня. Lady Lou, EP, 1978 Accept, LP, 1979 Rock on Brain, LP, 1979 (сборник Brain с включением в него песни Lady Lou)… … Википедия
Radio Birdman — Жанры панк рок гаражный рок прото панк Годы c 1974 по 1978 c 1996 по настоящее время … Википедия
Дискография группы «Аквариум» — Дискография российской рок группы «Аквариум» Содержание 1 Официальная дискография 1.1 Другие сборники … Википедия
Cold Cuts (альбом Пола Маккартни) — Cold Cuts Сборник Пола Маккартни Дата выпуска не выпущен Записан 1971 1987 Жанры рок Продюсер Пол Маккартни … Википедия
Что такое bootleg в музыке
Бутлег (англ. Bootleg /ˈbu:tleg/, в русском произношении ударение может падать на любой слог) — аудиозапись и/или видеозапись, составленная и распространяемая без санкции правообладателей. Бутлег следует отличать от пиратских копий — несанкционированных копий легально выпущенной продукции.
Часто бутлеги являются нелегальными изданиями, однако некоторые музыкальные коллективы разрешают, например, некоммерческое распространение своих концертных записей или любительских ремиксов. Это привело к тому, что коллекционеры легально обмениваются копиями таких бутлегов по почте (сперва на аудиокассетах, затем на CD-R) и через Интернет.
1. Концертные записи. По способу произведения записи различают более качественную запись с микшерного пульта («soundboard») и, зачастую менее качественную, запись, сделанную в зале на один микрофон с помощью портативного записывающего устройства («audience»). В 1990-х годах, когда стали широко распространены и доступны портативные устройства для звукозаписи (минидиск, DAT), позволяющие сделать относительно качественную запись на небольшой (и не бросающийся в глаза) микрофон, существенно возросло количество бутлегов такого рода.
2. Записи музыкальных радиопрограмм или телепрограмм.
3. Студийные сессии и ауттейки (песни или версии песен, не попавшие на номерные издания).
4. Неофициальные сборники материала, ранее издававшегося на альбомах.
5. Записи других исполнителей или проектов, выдаваемые за альбом какого-либо исполнителя. Возможны два варианта:
а. Сторонний альбом, представленный как альбом исполнителя. Примеры — альбом «Tibet» проекта Waterbone, представленный как новый релиз Deep Forest с названием «Waterbone Tibet»; альбом голландского проекта Erotic Dreams — «Temple of Love» (1998), в 2005 году выпущенный пиратами как новый альбом проекта Enigma — «Erotic Dreams». В таких случаях исходный материал издается без всяких изменений, пираты лишь меняют обложку и, в некоторых случаях, — названия треков.
б. «Новый альбом» компилируется из треков самых различных исполнителей. Треки не только получают новые названия (как, например, в распространенном бутлеге проекта Era — «Infinity»), но и подвергаются существенным изменениям: на них накладывают посторонние семплы, их разрезают и сводят в единое произведение части разных композиций. Самый известный бутлег такого типа — альбом «Metamorphosis», введший в заблуждение сотни тысяч слушателей, ожидавших релиз четвертого альбома проекта Enigma.
Трибьют-альбом или альбом-трибьют (англ. tribute, дословно: дань, коллективный дар) — музыкальный альбом, полностью состоящий из кавер-версий.
Зачастую такой альбом представляет собой сборник произведений одного автора, исполнителя или музыкальной группы, записанных разными музыкантами и, таким образом, посвящённый этому исполнителю. Обычно такие альбомы являются знаком почтения и уважения со стороны музыкантов, исполняющих кавер-версии, в отношении творчества исполнителя, которому они посвящены.
Самым популярным и традиционным форматом мини-альбома является грампластинка размером 18 см (7 дюймов) со скоростью вращения 45 оборотов в минуту. Данный формат появился в США в 1951 году: дополнительное время на 7-дюймовой пластинке было достигнуто благодаря более глубокой нарезке, позволившей звуковым канавкам быть ближе друг к другу; качество в результате было средним, однако это компенсировалось тем, что разница в звуке была малозаметна на массовой аудиоаппаратуре 1950-60-х гг. Расцвет формата мини-альбома пришёлся на десятилетие с середины 1950-х до середины 1960-х гг. Как правило, ранние мини-альбомы выпускались в качестве дубликатов долгоиграющих пластинок для тех, чьи проигрыватели ещё не могли воспроизодить звук на скорости 33,5 об/мин. Так как формат мини-альбома позволял поместить на пластинку лишь 4 песни, такие дубликаты иногда выходили в 2-3 частях, при этом полностью повторяя название долгоиграющего альбома (особенно эту концепцию эксплутировали RCA Records при выпуске пластинок Элвиса Пресли). Мини-альбомы тех лет также выполняли роль небольших компиляций уже вышедших синглов. Реже были самостоятельные мини-альбомы с новым материалом. Журнал «Billboard» в 1957 году выделил специальный хит-парад мини-альбомов, который через три года однако прекратил существование.
Со временем формат долгоиграющих пластинок стал доминировать на рынке, и значение мини-альбомов уменьшилось: теперь они маркетировались как краткое обозрение готовящегося к выпуску альбома. Такие обзорные мини-альбомы, предшествующие долгоиграющим альбомам, принято называть «семплерами» (Album Sampler). С конца 1960-х гг. мини-альбомы стали скорее исключением в дискографии исполнителей популярной музыки, нежели регулярной практикой. Как правило, такие пластинки стали подлинными небольшими альбомами, задуманными самими исполнителями. Один из ярких примеров особого подхода к мини-альбому явился «Magical Mystery Tour» The Beatles 1967 года, который вышел в формате двух пластинок с эксклюзивными песнями и 32-страничным буклетом.
Помимо 7-дюймовых виниловых пластинок был также распространён формат «гранд» размером в 10 дюймов (25 см). В настоящее время виниловые мини-альбомы выпускаются ограниченным тиражом, главным образом, для коллекционеров.
Любопытный факт: в 1980 году Юрий Антонов и рок-группа «Аракс» подготовили LP-сплит, который, однако, не был допущен худсоветом для издания на фирме «Мелодия». Тогда Ю. Антонов издал «свою» сторону пластинки на нескольких миньонах, договориться об издании которых было значительно проще.
Мини-альбомы также выходят на компакт-дисках, однако регламентация формата довольно условна и зависит целиком от маркетирования (некоторые мини-альбомы достигают 60 и более минут звучания). В большинстве случаев мини-альбомы на компакт-дисках состоят из 4-6 песен. В последние годы они стали популярны среди молодых групп, у которых недостаточно нового материала для полноценного дебютного альбома. В таком виде они так часто и называются «mini-albums» (вместо EP). В силу неопределённого характера формата мини-альбомы на компакт-дисках с лёгкостью путают с синглами на компакт-дисках. Отличительной чертой мини-альбома является наличие более чем 3-х различных песен, в то время как сингл зачастую имеет 1-3 новые песни и неограниченное количество ремиксов.
Мини-альбомы представляют интерес с точки зрения наличия на них уникальных композиций и версий, не встречающихся более нигде.
В наиболее общепринятом смысле ремиксом называют любой новый вариант композиции или произведения.
Частными случаями ремикса являются: ремикширование, мегамикс (компиляция нескольких музыкальных произведений) кавер-версия и римейк.
Техника ремикширования развивалась параллельно с усовершенствованием звукозаписывающей аппаратуры. В дальнейшем появилось целое направление, занятое получением новой аудио-продукции путём переработки на современном оборудовании музыкального материала, записанного в оригинальных студиях звукозаписи устаревшим способом. Это приводило к разработке новых сторон звучания и улучшению качества уже известных популярных произведений за счёт использования последних достижений в технике обработки звука, новых эффектов и компенсации потерь качества при применении устаревших носителей и методов.
Позднее более широкое переосмысление этой задачи привело к выделению ремикширования как отдельного творческого направления. Целью его является расширение, изменение, иногда противопоставление творческого замысла ремикса музыкального произведения первоначальному замыслу.
К сожалению при изготовлении ремиксов, а чаще всего кавер-версий ди-джеям
и звукорежиссерам зачастую изменяет чувство меры, вкуса и стиля.
В итоге получается продукт с излишне частыми повторениями инструментальных и вокальных партий.
Песня утрачивает ритмику, мелодику и целостность.
Однако чаще всего ремиксы дают песням вторую жизнь!
Музыкальный альбом — набор музыкальных композиций, выпущенных вместе, в стандартном формате, доступном для проигрывания на популярных воспроизводящих устройствах.
Выражение «альбомная запись» появилось после того, как несколько грампластинок стали продаваться как одно издание, помещённые в книгу, напоминающую фотоальбом. Позже «альбомом» стали называть долгоиграющие 33⅓ об/мин 12-дюймовые пластинки (см. также LP), так как на них входило столько музыки, сколько раньше содержал целый альбом. Стандартом популярной музыки стало 12-14 песен в альбоме, первоначально авторские отчисления зависели от числа песен.
Сейчас термин «альбом» относится к любой коллекции звуковых записей, таких как компакт-кассета, минидиск, компакт-диск, SACD, DVD-Audio. В музыкальных онлайн-магазинах, таких как iTMS, группа из нескольких записей, выпущенных в одно и то же время, также называется альбомом.
Классификация музыкальных альбомов
Классификация по объёму
Обычным «стандартным» альбомом или «LP» (лонгплей, англ. Long Play) обычно называют альбом, выпущенный на одной 12-дюймовой пластинке или на одном компакт-диске со временем звучания порядка 30—80 минут.
Мини-альбом или «EP» (англ. Extended Play) — промежуточный вариант между стандартным альбомом и синглом. Обычно на EP больше композиций и времени звучания, чем на синглах, но меньше, чем на альбоме.
Двойной альбом — альбом, выпущенный на двух носителях информации (12-дюймовых пластинках или CD) и со временем звучания приблизительно в 1,5-2 раза большим, чем LP. Многие двойные альбомы, выпущенные на пластинках ещё до эры компакт-дисков, были позже переизданы на одном компакт-диске, так как последний формат допускает большую продолжительность звучания.
тройной альбом — то же, что и двойной альбом, только на трёх носителях информации (например, Joe’s Garage Фрэнка Заппы). Некоторые тройные альбомы, выпущенные на пластинках, переиздавались позже на двух компакт-дисках.
бокс-сет (англ. box set) — комплект из нескольких носителей. Обычно это комплект из трёх и больше CD в специальной общей коробке или упаковке.
См. также: сингл. Синглы обычно не относят к альбомам, так как они зачастую состоят только из одной-двух песен.
Классификация по типам записи и композиций
Студийный альбом — альбом, записанный в студии звукозаписи.
Концертный альбом («концертник») — альбом с записью концертного выступления. Обычно на нём записано исполнение композиций на сцене «вживую», перед публикой (часто слышны аплодисменты и прочие звуки, издаваемые публикой).
Сборник — обычно, сборник ранее опубликованного материала. На сборнике могут быть композиции как одного, так и нескольких исполнителей. Нередко исполнители выпускают одним альбомом сборник своих лучших вещей или хитов.
«Программный» альбом (он же «номерной», «основной», «стандартный», «порядковый» и просто «альбом» в более узком значении) — расплывчатое понятие для обозначения обычно тех альбомов одного исполнителя, которые, в отличие от сборников и большинства концертников, содержат только новый ранее неиздававшийся материал. Обычно это — каждый к моменту выпуска очередной свежезаписанный студийный альбом. Однако, существует множество гибридных явлений (например, концертный альбом с таким материалом, который никогда не был записан в студии), и это понятие, несмотря на распространённость, является только условным.
Прочие типы альбомов
Бутлег — неофициальный альбом. Например, выпущенный подпольно или нелегально сборник или концертная запись. Бутлеги в основном выпускались в США, Германии и большей частью в Италии. Где-то до середины 90-х годов в Европе бутлеги были в свободной продаже, несмотря на то, что они не являлись официальными изданиями, их можно было купить в любом музыкальном магазине. Позднее с расширением Евросоюза подобная практика прекратилась. На данный момент на CD бутлеги выходят очень редко. С другой стороны, многие пиратские записи выкладываются в интернет, откуда их можно скачать.
Демо — демонстрационная запись. Обычно это — одна из первых записей начинающего музыканта или группы, созданная ещё до выхода первых релизов (то есть официально не изданная), и предназначенная для ознакомления заинтересованных лиц (владельцы и агенты лейблов, организаторы концертов/фестивалей/конкурсов, создатели сборников, потенциальные фэны, музыкальные критики) с его музыкой и планируемым творческим направлением.
Дебютный альбом — первый альбом исполнителя (дебют).
Концептуальный альбом — альбом, все композиции которого объединены одной идеей (концепцией). На концептуальных альбомах, в сравнении с прочими, обычно усматривается некоторый авторский замысел в составе и порядке композиций.
Магнитоальбом — музыкальный альбом, выпущенный на магнитофонной ленте, аудиокассете. Обычно выпуск магнитоальбомов производился неофициально (что отличает их от официальных выпущенных лейблами аудиокассет), и зачастую самими же музыкантами.
Микстейп — особый вид музыкального релиза. Название происходит от английских слов mix и tape (буквально переводится как смикшированная запись, см. микс). Понятие «микстейп» родилось в США, в среде чёрных рэпперов, поэтому микстейпы наиболее распространены в хип-хоп сообществе. Чаще всего микстейпы представляют собой смикшированные сборники отдельных треков разных артистов, хотя бывают и тематические (например микстейп из треков конкретного артиста или все артисты читают на биты определенного битмейкера).
Промо — специальный выпуск (как правило, сравнительно небольшим тиражом) музыкального альбома или другого релиза, для бесплатного распространения с целью промоушена. Не предназначен для продажи или широкого распространения, в отличие от основного выпуска. Промо-копии могут, например, рассылаться теле- и радиостанциям для трансляции новых песен или клипов в их эфире, а также музыкальным журналистам, чтобы те написали рецензии в преддверии официальной даты релиза.
Саундтрек (англ. soundtrack, дословно: звуковая дорожка) — альбом с музыкой из одного (реже — нескольких) фильмов, игры. Может быть как сборником нескольких исполнителей, так и альбомом одного.
Совместный альбом — альбом, записанный совместно исполнителями, обычно уже имеющих самостоятельную музыкальную карьеру. Характеризуется, как правило, только тем, что в качестве исполнителя указан не один человек или одна группа (или даже специальное название совместного проекта), а несколько (пример: «The Basement Tapes» — совместный альбом Боба Дилана и группы The Band)
Бутлеги: нелицензионная радость меломана
Что такое бутлег и зачем его придумали?
И точка — спросить не с кого. Эту ситуацию прекрасно понимают и музыканты отечественные, так как ни для кого не секрет, что кассета, выпущенная в продажу, к примеру, только в Москве, на следующий день безо всякой лицензии и прочих глупостей будет гордо растиражирована в Киеве, Мелитополе и Нижневартовске. В “загнивающем» зарубежье с этим сложнее.
Там альбом, в связи с межконтинентальностъю фирм звукозаписи, как правило, появляется одновременно и везде. Поэтому “перепечатывать» его неделю спустя — себе дороже выйдет.
Однако хитроумные иноземцы нашли выход из столь трудного положения — они изобрели такое понятие, как бутлег. Как правило, под этим понятием разумеют несанкционированную самими музыкантами или же продюсерами концертную, репетиционную запись, составление на их основе всевозможных “сборников», короче — массовое тиражирование всего “неизданного”.
Однако, давайте по порядку…
Первые бутлеги Боба Дилана, 1970е — годы
В 1967 году два хиппана (имена которых, по весьма понятным причинам, остались неведомы) каким-то непостижимым образом сперли из архива студии “Columbia Records» записи Боба Дилана. Это были демонстрационное выступления музыканта перед продюсером Джоном Хэммондом и руководством студии, состоявшиеся в 1961 году, а также его записи совместно с группой “The Band». Таким образом, на свет появилась первая пиратская пластинка под названием “Great White Wonder”.
Процесс продажи первого бутлега происходил примерно так; двое вышеупомянутых предприимчивых “авторов” подъезжали на своем стареньком авто непосредственно к месту очередного выступления Дилана и достаточно лихо (несмотря на жуткое по нынешним меркам качество произведенной подделки) торговали “новым неизвестным альбомом” до и после концерта прямо из окошка машины. Но подобное комивояжерство продолжалось относительно недолго, ибо спрос начал неумолимо опережать предложение. Все фанаты Дилана хотели иметь у себя запись, которую руководство фирмы “Columbia Records’ к ним не допускало. Все тот же запретный плод…
Некоторое время спустя ин-формация об этой уникальной, нигде не “светившейся» пластинке просочилась в газеты, и тогда пришлось ставить ее производство на конвейер и распространять через сеть подпольных магазинов. Именно это событие и стало началом промышленного музыкального пиратства, ибо на смену черно-белому ксероксному убожеству обложек (или вставок CD) да кошмарному качеству записи, способному снести крышу даже поднаторевшему “в боях с музыкой» фанату, пришли вполне пристойные технологии, лишь немногим уступающие профессиональному официозу.
Да, к тому же, если раньше тираж бутлегов колебался от нескольких десятков до нескольких сотен, которые можно было продать (с риском для собственной свободы) где-нибудь в кафе или прямо на улице, то теперь музыкальные пираты крайне редко “опускаются” до тиража менее трех тысяч, да при этом имеют неплохо отлаженную информационную и дилерскую сеть.
Так что прогресс не обошел своим дотошным вниманием и данный объект бизнеса…
Кстати, многие “профессиональные» пираты достаточно лихо совмещают бутлегерство с официальной работой на какой-нибудь студии звукозаписи, что позволяет иметь доступ к кладезю неизданной музыки. Но, чтобы производство того или иного бутлега имело достаточный коммерческий успех, крайне необходимо мнение специалиста. Один из пионеров пластиночного пиратства в США Джош Стоун с начала 70-х годов по совместительству работает помощником звукорежиссера на одной из известнейших американских фирм, что дает ему для “побочного» заработка весьма неплохие возможности.
“Что “пойдет», а что нет — может знать только профессионал, — рассказывает вышеупомянутый Стоун по кличке Бердман, — само имя и раскрутка ничего не стоят. Хотите пример? “Eagles” получают с каждого концерта от двух до трех миллионов долларов, однако выпустить бутлег этой группы рискнет разве что дебил. Кому, скажите на милость, нужен бутлег “Toto” с песней “Rossanna”? А вот “живая” 20-минутная инструменталка “Captain Beyond”, записанная в какой-нибудь техасской дыре, — стопроцентный бутлег!”
Оказывается, популярность группы совершенно не влияет на количество пиратских за-писей. Стало быть, существуют иные критерии. Ведь не случайно далеко не самая известная группа “Mudhoney” еще до выпуска дебютного альбома уже имела в “своей обойме» полтора десятка бутлегов…
Какой бы суперпопулярной ни была группа, никто из профессионалов не рискнет тиражировать их песни, если они уже однажды были выпущены. Даже «переигранные» и “живые» версии не спасают музыкантов от равнодушия бутлегеров, ежели в их закромах (или в архивах студий) не припрятано чего-нибудь неизданного. Самый наглядный пример: такие известные группы, как “Bon Jovi’ и “Skid Row» вряд ли заинтересуют профессионального пирата, несмотря на то, что они имеют армии поклонников, и их альбомы расходятся миллионными тиражами.
Ничего у них нет в “загашниках», народ все уже слышал… А вот “перепаханный вдоль и поперек» квартет “The Beatles» с настойчивой регулярностью радует подпольщиков “новинками и открытиями”. Не являясь ярым поклонником великой четверки, я все же вряд ли от-казался бы поставить себе на полку первый студийный вариант альбома “Strawberry Reids Forever”, о существовании которого любители рок-музыки знают исключительно благодаря одноименному бутлегу.
Не думаю также, что поклонники группы «Pearl Jam» откажутся хоть краем уха послушать в исполнении Эдди Веддера стандарт “My Way» (хотя бы для того, чтобы сравнить с исполнением Фрэнка Синатры или Нины Хаген), который он исполнил всего лишь один раз во время лас-вегасовского концерта в 1993 году. А альбом Принса “The Black Album»? Когда музыкант пришел к выводу, что альбом нет смысла выпускать в продажу, было уже поздно. Пиратский рынок бутлегов вполне удовлетворил спрос, чем безмерно порадовал поклонников музыканта. То есть, как видите: был-бы материал — бутлегер всегда найдется.
Что и кого чаще всего «бутлерствуют»?
Как правило, в качестве этого самого материала используются “выжимки» из студийных работ и “вырезки” из “живых» концертов, которые по тем или иным причинам (начиная от качества музыки и заканчивая качеством звучания) не попали в очередной “плановый” альбом. Все вышесказанное касается практически всех исполнителей, подвергшихся буглегированию. Это “The Beatles”, “The Who», “The Rolling Stones», Боб Дилан; позднее Дэвид Боуи, “Nirvana”, Брюс Спрингстин; еще позднее “Guns N’ses”, “R.E.M.”; а еще позднее…
В общем, этот список можно продолжать до бесконечности, но в отношении последних двух упомянутых групп необходимо заметить, что популярности их “номерных» альбомов во многом способствовали предварившие их бутлеги. И может не случайно на обложке очередного официального альбома группы “Helmet появилась надпись: «Интерес к группе “Helmet» стремительно растет, о чем свидетельствует громадное количество бутлегов группы”. Все-таки хорошее дело делаете, пропагандисты-передвижники!
Впрочем, далеко не все согласны с подобной формулировкой. В первую очередь, это музыканты и их менеджеры.
Музыканты постоянно жалуются на “своих добрых друзей-пиратов»: дескать, недопустимое вторжение в частную жизнь, тиражи официальных пластинок падают. Однако, по поводу коммерческого ущерба можно весьма продолжительно спорить. Мне кажется, что вполне разумное мнение высказал Келли Кертис, менеджер уже упоминавшейся нами группы “Pearl Jam»: “Единственный разумный аргумент против бутлегерства заключается в том, что пиратские диски отрицательно сказываются на цифрах продажи дисков официальных.
Но лично я в это не верю. Те, кто покупает бутлеги, купят все что угодно, выпущенное данной группой. Хотя, конечно же, предпочтут нормальное студийное качество записи. Бутлеги предназначены прежде всего для коллекционеров, а на эту публику никакой управы не найдешь». Вполне разумное мнение администратора. Да и сами музыканты, мне кажется, по отношению к бутлегам слегка лицемерны.
Ведь высказал же один известный рок-музыкант весьма остроумный диагноз: “Если вас не “бутлегировали», значит, вы не существуете…’
И действительно, с бутлегерами регулярно борются лишь те музыканты, которые обойдены их вниманием, что, вполне естественно, вызывает раздражение и соответствующую ответную реакцию. Так что, господа рокеры, не лукавьте. Нечего на зеркало пенять… Лучше прислушайтесь к словам Льва Николаевича Толстого: “Пишите больше, лучше, еще и еще”. Дабы пиратам было чего украсть, а всем нам было чего послушать.