Что такое blender в информатике
Blender 3d — программа для 3D-моделирования
Люди, специализирующиеся на 3D-моделировании, часто выбирают для работы программу Blender. Она считается многофункциональным, удобным и бесплатным софтом, который предлагает множество оригинальных функций для создания или редактирования трехмерных моделей. С помощью этого ПО даже новичок легко разберется в принципах этой сферы деятельности. Программа Blender считается более интересной, продуманной и понятной даже по сравнению с известными профессиональными программами, к которым относится Maya или ZBrush.
Описание Blender
Программа предлагается пользователям совершенно бесплатно. Основное ее назначение заключается в создании и изменении трехмерной графики. Она популярна среди профессионалов и новичков, что обусловлено ее кроссплатформенностью и открытым исходным кодом. Бесплатный пакет включает множество функций, что позволяет создавать настоящие шедевры трехмерной графики.
К другим особенностям Blender относится:
Основные функции
Программа Blender содержит множество инструментов, каждый из которых обладает своими особенностями. Во время открытия программы появляется вьюпорт, где предлагается возможность создания и изменения трехмерной модели. Ее можно вращать и перемещать, а также без сложностей меняется масштаб. В вьюпорте представлены все внесенные корректировки, связанные с визуализацией, анимацией или изменением текстуры.
К основным функциям относится:
Существует еще множество других инструментов, упрощающих процесс трехмерного моделирования.
Системные требования
Для установки бесплатной программы Blender необходимо, чтобы компьютер или ноутбук соответствовали определенным системным требованиям. К минимальным показателям относится:
При соответствии техники только минимальным требованиям существует вероятность, что софт не запустится, будет долго грузиться или не получится воспользоваться основными функциями. Если оборудование отвечает рекомендуемым требованиям, то не возникнет сложностей с использованием софта, но не получится создать сложные модели и сцены. Для профессионалов актуально выбирать технику, которая соответствует оптимальным требованиям. К рекомендуемым параметрам относится:
Отличия от других программ
Многие профессионалы отказываются от покупки дорогостоящих и профессиональных программ для трехмерного моделирования, выбирая бесплатный софт Blender. К отличительным особенностям ПО относится:
Установить ПО можно на любую операционную систему, а также программа предназначена как для новичков, так и для профессионалов в сфере объемного моделирования. Пользоваться ею могут даже школьники, что позволяет им развивать пространственное мышление. Она применяется не только для сложных рабочих проектов, но и для создания открыток или видеозаписей. Благодаря большому количеству функций можно создавать логотипы или дизайн сайтов, а также баннеры или рекламу.
Преимущества и недостатки
Программа Blender регулярно обновляется и улучшается, поэтому постоянно появляются новые уникальные функции. Ее хвалят даже профессионалы, которые являются специалистами в трехмерном моделировании. К основным плюсам софта относится:
Но Blender обладает и некоторыми недостатками. К ним относится:
Отзывы пользователей
Многие люди, которые работают с трехмерными моделями, оставляют положительные отзывы о программе Blender.
Раньше приходилось пользоваться только профессиональными программами для 3D-моделирования, но теперь все действия с трехмерными моделями легко выполняются с помощью софта Blender. Использование этой программы позволило мне снизить расходы на покупку дорогостоящего ПО, а также появилась возможность менять и создавать видеоролики.
Давно работаю с трехмерными моделями, поэтому приходилось пользоваться большим количеством программ. Blender – это идеальное решение для профессионала, так как здесь без установки дополнительных плагинов можно применять множество функций и инструментов. Но, я считаю, что разработчикам нужно снизить количество выпускаемых версий, так как приходится много времени тратить на изучение обновленного интерфейса после обновления.
Заключение
Софт Blender – это бесплатная программа, предназначенная для 3D-моделирования. Она обладает многими функциями и уникальными инструментами. Она имеет множество преимуществ, хотя пользователи отмечают и некоторые значимые недостатки. С ее помощью можно работать не только с трехмерными моделями, но и с видеороликами, приложениями или 2D-анимацией.
Полезное видео
Дополнительный материал по теме:
Простой Blender. Часть 1
КДПВ. По мотивам.
О чем пост
Вступление/предисловие/disclaimer.
Сварщик я ненастоящий и 3D-моделлингом занимаюсь просто для удовольствия и довольно эпизодически (как видно моим результатам в КДПВ). И очень хочу это подчеркнуть. Ни одна моя модель дальше моего компа не уходила и оценку я давал сам себе. Начинал, как и многие, с 3Ds Max Studio Autodesk (до сих пор не в курсе, как же правильно Тридэмакс зовется). Что такое стек операций, как текстурировать, делать полупрозрачный материал и рендерить – я освоил. Как сделать лодку при помощи NURBS – нет.
После очередной переустановки системы и попытки разобраться, чем «Autodesk 3ds Max 2009» лучше «Discreet 3dsmax 7» и на основании этих данных отдать выбранной версии пакета время на скачивание и гигабайты системного раздела на установку (с попутным загрязнением системы всякими дополнительными программами) я сдался. Мое хобби – моделлинг, а не рендер гигахайполиполуторачасовых мультиков для очередной версии Варкрафта.
К тому времени я уже хорошенько полазил по интерфейсу макса (в основном, чтобы решить очередную проблему типа «как же вернуть отображение стрелочек поворота/масштабирования»), чтобы для себя решить, что макс – это как ворд, почти все пользуются 5% функциональности, остальные 95% нужны профессионалам, которых самих – 5%. Цезарю – цезарево.
В общем и целом, я был готов смириться с потерей возможности назначать волосы на шарик взамен на более manageable программу моделлинга. Поизучав рынок, отбросив остальные комбайны типа Maya и LightWave, не восприняв SketchUp, я поставил Blender. Скажу сразу – мне повезло, и ко времени моих поисков ребята из Blender Foundation ушли от своего старого интерфейса:
Рисунок 0. Интерфейс версии 2.4, который я, к счастью, не застал.
Дефолтное окно
Рисунок 1. Окно версий 2.6+ по умолчанию после старта. Обратите внимание на обведенные красными квадратами кнопки.
Выглядит не мегапросто, но, имхо, это потому, что ребята из BF верят в «показ товара лицом».
Как видно из надписей на картинке, ситуация при старте с настройками по умолчанию следующая:
На самом деле
Так или иначе, на самом деле, вы видите следующее:
Рисунок 2. Структура окна Blender.
Акцентирую внимание на отсутствие порядковых номеров возле слов «Область». На самом деле, окно самого блендера – это рабочий стол с управляемым набором областей (в программе их называют Area). Меню (в самом верху) – это тоже область. Их можно ресайзить (как обычно, мышкой за край области), разбивать/склеивать (опять же, мышку на край области, правый клик, выбрать желаемый вариант), менять тип (меню – это тоже тип области).
Рисунок 3. Слева — меню разделения/склеивания областей, справа — кнопка смены области (см. также рисунок 1).
Можно сделать ностальгический лэйаут (я таким поначалу пользовался, потом выучил кнопки смены видов в 3D области (NumPad 1,3,7 — спереди, справа, сверху. Если вместе с Ctrl — то противоположные — сзади, слева, снизу. NumPad 5 — переключение между ортогональностью и перспективой)):
Рисунок 4. 3DS Max — подобный интерфейс.
Также разработчики добавили переключатель лэйаутов (возможностью добавления-удаления), с преднастроенными лэйатуами. Имхо, это уже для более поздних этапов learning curve. Поначалу оно мне не понадобилось:
Рисунок 5. Слева помечена кнопка выбора существующего лэйаута, справа — кнопки добавления и удаления текущего лэйаута.
Важно отметить, что в Blender есть функция сохранения настроек UI (File->Save Startup File).
По итогу, я удалил со сцены пред-созданные лампу, камеру и кубик, а так же склеил область анимации с областью 3D сцены, убив таким образом всю задумку ребят из BF. После чего воспользовался указанной функцией. Теперь у меня на старте окно такое:
Рисунок 6. 4 области — меню, аутлайнер (содержимое сцены), настроечная и, собственно, 3D-сцена.
Когда я начинаю новую модель — это самый необходимый минимум. Далее, зная вышеописанное, можно наворотить в плане отображения что угодно.
Резюмируя. Это не Blender страшный, это дефолтные установки спорные.
Навигация
Левая клавиша – установка 3D курсора (о нем ниже) в указанную точку.
Правая клавиша – выбор чего нибудь (объекта, грани и т.п.).
Средняя клавиша:
Драг – вращение вокруг центра сцены (или вокруг курсора, об этом ниже).
Скролл – удаление/приближение от/к центру сцены / куросору.
Tab – переключение режима редактирования (ниже).
Пробел – окно поиска команды.
100500 сочетаний клавиш – остальные команды (о некоторых – ниже).
Работа с программой
Отступление
Как уже указывалось ранее, программа может многое, при этом выглядит удобоваримо со старта. Концептуально говоря, все эти пляски с лэйаутами, на мой взгляд, служат одной цели – позволять пользователю сфокусироваться на определенном типе задачи, ценой отбрасывания ненужных на данном этапе возможностей (сравните предустановленные лэйауты, например, скриптинга и моушен-трекинга).
То есть, программа на разных этапах выглядит по-разному и, в общем случае, требует разных знаний (что лично мне позволяет не загружать мозги редактированием видео, например).
Возвращаясь к максу – я как-то читал, что первые версии были написаны под дос и, соответственно, имели ограничение в 640 Кб (вот можно глянуть прототип вообще vimeo.com/9652184). Отсюда решение – набор программ вместо одной программы. То есть, чтобы отрендерить объемную букву, надо было:
Вступление
Вот тут, по-моему, самое место написать самую важную мантру Blender, которую вы (если начнете с ним знакомиться), встретите практически везде: “Используй горячие клавиши”. Мало кто начинает работу с новой программой, выучив все ее горячие клавиши. На этот случай и предусмотрена панель работы с объектами (см. рис. 1) — обратите внимание на табы слева панели. Кстати, обе панели на области 3D-сцены скрываются/отображаются по нажатию T и N. Окно поиска команды (пробел) — тоже из этой оперы.
Но использование горячих клавиш (по крайней мере, в моделлинге) — лично я очень рекомендую. Благо, основных операций не так уж и много, штук 10-15. За время работы над одной не самой элементарной моделью выучиваются влегкую. Надо признать, что интерфейс позволяет сделать что угодно, не нажав ни одной горячей клавиши. Просто это займет больше времени. Тут как в старкрафте — или ты гоняешь Джима Рейнора по карте и яростно ставишь все его 3 мины кликами по абилкам внизу справа, или контролишь дроп против корейцев.
Blender 3D
Blender 3D ― это многофункциональный профессиональный софт для создания и редактирования трехмерной графики. Программа распространяется бесплатно и мало весит.
Кому подойдет Blender
Программу легко освоить, поэтому она отлично подходит новичкам.
Для чего нужен Blender
C помощью программы можно создавать:
Основные возможности Blender 3D
3D-моделирование
Программа позволяет пользоваться разными видами и техниками моделирования, начиная от стандартного полигонального моделирования по жесткой поверхности (hard_surface) и заканчивая моделированием кривыми и скульптингом (процессом, похожим на лепку скульптур в реальной жизни).
Создание анимации
В программе можно создавать анимации любой сложности ― для этого в Blender предусмотрено множество инструментов, позволяющих анимировать практически любой параметр и любое свойство объектов. Для продвинутых анимаций (вроде анимации персонажа) существует риггинг ― это процесс, в котором создается скелет персонажа. Риггинг также можно сделать целиком и полностью, не выходя из Blender.
Работа с текстурами
В «Блендере 3Д» можно накладывать текстуры. Они создаются как в самой программе, так и импортируются из других источников. На объекты можно накладывать скачанные текстуры, создавать их самостоятельно с помощью ручного рисования (hand-paint) или процедурно (с помощью очень мощной системы нодов). Для правильного наложения текстур можно создавать и использовать UV-развертки.
Работа с 2D
Помимо работы с 2D-анимацией можно рисовать в 2D прямо в окне программы. Для упрощения процесса Blender поддерживает работу с несколькими слоями.
Как пользоваться Blender
Скачать установочный файл можно на официальном сайте.
Главное окно
Это основная рабочая зона. Здесь отображается проекция трехмерной сцены. По умолчанию содержит куб, камеру и источник света. Для управления используются такие приемы.
Позволяет менять настройки (свойства) сцены и объектов. Из-за большого количества они разбиты на несколько групп. Переключаться между группами можно с помощью панели с иконками слева от свойств. Если она не помещается полностью на экране, ее можно прокрутить колесиком мыши.
Это часть области трехмерного просмотра. Здесь находятся кнопки (операторы) инструментов, доступных в текущем режиме. Панель вызывается и прячется клавишей T.
Цифры обозначают кадры анимации, а цветная полоса отмечает текущий выбранный кадр (по умолчанию 1). Прокручивать шкалу можно ползунком либо средней кнопкой мыши. Изменить масштаб шкалы можно колесиком мыши (или средней кнопкой + Ctrl). Изменить текущий кадр можно кликом по нужному делению. Также можно использовать клавиши-стрелки вправо (перемещение на кадр вперед), влево (на кадр назад). На шкале есть кнопки паузы воспроизведения и перехода по ключевым кадрам.
Здесь можно загрузить, сохранить или начать новый проект, сбросить настройки, отрендерить проект, найти дополнительную информацию по программе и многое другое.
Режимы работы
Научитесь создавать уникальные сайты с эффектным дизайном и продуманным UX
Редактор трехмерной графики Blender работает в нескольких режимах.
Перемещение и изменение размеров объекта
Стрелки указывают на направления системы координат. Красная — ось X, зеленая — Y, синяя — Z. Стрелки помогают точнее перемещать объекты.
Изменить положение объектов можно разными способами:
Чтобы повернуть объект, нужно выделить его и нажать кнопку R. Чтобы повернуть объект вокруг конкретной оси, нужно нажать R, а затем клавиши X, Y, или Z. Они соответствуют осям координат.
Чтобы изменить масштаб, можно нажать клавишу S. Для масштабирования по одной из осей — X, Y или Z.
Масштабирование по оси координат
Создание объекта
В программе Blender 3D объект будет вставлен там, где находится 3D-курсор. По умолчанию он расположен на пересечении осей координат. Его можно переместить, выбрав инструмент Cursor и кликнув левой кнопкой мышки в нужном месте. Затем откройте меню Add и выберите категорию объектов, например меши (Mesh), а потом саму фигуру. Она появится рядом с курсором. Так можно добавить любой базовый объект.
Создание объекта в Blender
Редактирование объектов
Можно менять характеристики и размеры объектов либо их отдельные части: вершины, ребра и грани.
Редактирование элементов объекта
Работа выглядит следующим образом: необходимо выбрать какую-либо часть объекта, а затем воспользоваться нужным инструментом.
Редактирование части объекта
Например, экструдирование (Extrude) позволяет вытягивать части объекта. Для этого нужно выбрать грань, вершину или плоскость, а затем нажать E и перетащить элемент.
Внутри объекта можно создать петлю ребер (loop cut). Для этого нужно нажать Ctrl+R и выбрать часть, двигая мышь.
Редактирование элементов объекта
Использование модификаторов
Модификаторы позволяют менять характеристики объекта по определенным алгоритмам. Чтобы использовать их, нужно вернуться в режим объекта, затем справа на панели выбрать вкладку с иконкой ключа.
Использование модификаторов в Blender
Затем нужно нажать Add Modifier и выбрать нужный модификатор. Например, Subdivision Surface позволяет добавить больше геометрии (полигонов). Так можно сгладить объект. Параметры модификатора находятся на панели справа.
Использование модификатора Subdivision Surface
Сохранение работы
Экспорт объекта в Blender
Преимущества программы
Бесплатность. Blender распространяется как свободное и открытое программное обеспечение. Это open-source проект (с открытым исходным кодом), поэтому программа всегда будет открыта и бесплатна для всех пользователей. К тому же любой человек с навыками программирования может принять участие в разработке.
Высокая скорость работы. По сравнению с другими 3D-пакетами Blender запускается и работает гораздо быстрее. Во многом благодаря тому, что он весит в разы меньше, чем любой другой подобный софт.
Широкий функционал. Blender позволяет решать огромное количество задач в области 2D и 3D без использования дополнительного софта. Программу можно скачать, установить и сразу пользоваться, тогда как аналоги могут требовать установку дополнительных плагинов для каждого инструмента. Blender также обладает большим количеством плагинов, упрощающих работу и улучшающих пользовательский опыт, но все они строго опциональны и могут подключаться и отключаться пользователем в зависимости от задач.
Работа на EEVEE. Среди плюсов Blender ― движок, который позволяет очень быстро рендерить все текстуры и наложенные эффекты в режиме реального времени. Это упрощает и облегчает процесс работы.
Универсальность. Благодаря инструментам можно сразу заниматься несколькими направлениями работы без использования дополнительного ПО.
Удобный интерфейс. Он интуитивно понятный и доступный пользователю без опыта работы с программами для 3D-моделирования. Цель разработчиков Blender — создание современного продукта, отвечающего потребностям рынка, поэтому программа регулярно обновляется.
Научитесь создавать удобные пользователю веб-сайты с применением 3D и анимации всего за 5 месяцев
Программа Blender 3D
Одной из самых популярных программ для 3D моделирования считается Blender. Это многофункциональный софт, знакомство с которым будет полезно тем, кто только вступает в мир трехмерной графики и стремится понять основные принципы работы этой отрасли.
Приложение трудно сравнить с такими профессиональными программами как 3Ds Max, Maya или ZBrush, однако оно все равно способно удивить своими возможностями.
Что это за программа
Blender 3D – бесплатный программный продукт, предназначенный для создания и редактирования трехмерной графики. Программа распространена на всех популярных платформах, имеет открытый исходный код и доступна совершенно бесплатно всем желающим, а также есть версия на русском языке.
Эти особенности сделали ее крайне популярной как среди начинающих пользователей, так и среди настоящих профессионалов моделирования. Софт нередко выбирается в качестве основного рабочего инструмента для больших и серьезных проектов.
Блендер 3Д сможет познакомить с основными особенностями 3D моделирования, а также предложит использовать понятные инструменты для создания или редактирования моделей.
Представлены практически все опции, доступные пользователям профессиональных сборок. Люди с определенным опытом работы могут проследить влияние сразу нескольких разных программ, от которых Blender взял для себя понемногу. Однако при этом приложение не потеряло своей самостоятельности и индивидуальности.
Функции и особенности
Приложение Blender принято позиционировать как многофункциональный инструмент для работы с трехмерной графикой, анимацией или даже создания компьютерных игр. Рассматривая подобный функционал, пользователь явно ожидает серьезных требований к компьютерным ресурсах.
Однако дистрибутив весит всего 70 Мбайт, что кажется совершенно невозможным в условиях полноценного функционирования всех инструментов. Но все элементы пакета действительно работают в полной мере с отличной производительностью.
Рассмотрены основные критерии и способы трехмерного моделирования в программе Blender 3d. Описаны основные типы трехмерного моделирования в дизайне.
Профессиональная команда разработчиков регулярно дорабатывают систему, делая ее еще более универсальной, стабильной и быстрой. Программу отличает современный программируемый интерфейс и удобная файловая система, интегрированная непосредственно в софт.
Функции приложения:
Для кого предназначена
Сама по себе программа Blender рассчитана на тех, кто еще только начинает свой путь в мире объемного моделирования. Школьникам она позволяет развивать пространственное мышление, а также подарит возможность создавать красивые открытки, видеоролики или даже полноценные 3D модели. Возможно, представленный инструментарий окажет влияние и поможет определиться с будущей профессией.
Немного более опытные пользователи могут использовать программу в качестве хобби или даже источника заработка. Возможностей софта вполне достаточно для того, чтобы успешно заниматься разработкой дизайнов сайтов, логотипов, рекламных роликов или каких-либо баннеров.
Руководство для начинающих по трехмерному моделированию и анимации в свободно-распространяемой программе Blender. На простых примерах показаны типичные приемы работы в описываемой области.
Нужно ли скачивать или есть возможность работать онлайн
Blender включает в себя довольно большой пакет программ, так что для использования обязательно потребуется скачать русскую версию дистрибутив и осуществить инсталляцию на компьютер. Никаких сервисов для моделирования в режиме онлайн не предусмотрено.
Как освоить программу и работать в ней
Программа Blender считается одной из самых простых и доступных в освоении. Именно по этой причине ее чаще всего рекомендуют новичкам и тем, кто собирается заниматься 3D моделированием не в коммерческих целях.
В сети можно найти немало различных учебников и цифровых ресурсов, с помощью которых не составит проблем познакомиться с основными функциями приложения.
Плюсы и минусы
С момента своего появления и до сегодняшнего дня программа Blender неоднократно обновлялась и дополнялась новыми функциями. У нее появлялось все больше почитателей, которые крайне высоко оценивали представленный инструментарий.
Среди преимуществ софта чаще всего выделяют:
Книга предназначена для начинающих моделлеров и дизайнеров. Она открывает путь в профессию путем самостоятельного изучения самого современного графического редактора Blender 3D и интеграции его с программой Sweet Home 3D.
Не обошлось и без недостатков, среди которых чаще всего называют:
Полезное видео
Видео-урок по работе в программе:
Заключение
Blender представляется крайне мощной системой 3D моделирования, открытый код которой позволяет пользоваться всеми функциями совершенно бесплатно. С профессиональными редакторами Blender пока что тягаться не может, однако все равно остается крайне привлекательной альтернативой. Это софт для новичков, а также тех, кто не планирует превращать объемную графику в полноценный источник дохода.