Что такое baltic pipe
«Газпром» подложил мину под польскую трубу Baltic Pipe
Польша в гневе: Вашингтон и Берлин считают ее «внебрачным ребенком» Запада
Такое унижение поляки, по их собственному признанию, давно уже не испытывали. О возрождении Речи Посполитой им придется забыть, зато самое время подумать о том, какую роль они играют в геополитической игре. Все из-за того, что Дания, казалось бы, верный союзник, заблокировала строительство стратегически важной для Польши «Балтийской трубы» — так на русский переводится официальное название строящегося трубопровода Baltic Pipe.
Вкратце напомним. Проект Baltic Pipe с мощностью 10 млрд. кубометров реализуется датским оператором газотранспортной системы EnergiNet и польским оператором ГТС Gaz-System, чтобы отказаться от российского газа. Он должен быть завершен в октябре 2022 года, что, по замыслу Варшавы, позволит либо вообще не продлевать договор с Москвой, либо навязать России свои условия.
Ситуация для Польши усугубляется тем, что блокировка строительства осуществлена на основании недавно принятого в Дании закона о континентальном шельфе, приравнивающем его к суше. Копенгаген, как известно, помешан на экологии и категорически против любого вмешательства в дикую природу. Разрешение для поляков на строительство Baltic Pipe стало бы политически мотивированным актом, тогда как заморозка — юридически аргументированной нормой.
В Варшаве впали в ступор, когда получили от датчан отказ. В частности, аналитическое издание Energetyka 24. pl с горечью написало: «Неминуемое завершение Nord Stream 2 будет означать ни больше, ни меньше, как фиксацию, известной со времен Бисмарка немецко-российской кооперации. В то же время блокировка Baltic Pipe являет собой отсутствие альтернативы для Польши, если речь идет о контрактах с «Газпромом».
Оказывается, не только русских мучает вечный вопрос: кто виноват и что делать? Energetyka 24. pl пишет, что с ростом платы за выбросы CO2 угольное производство электроэнергии, характерное для Польши, уже сегодня дороже на 22 евро за один мегаватт-час по сравнению с газовой генерацией. В свете ввода «Северного потока-2» одно это делает местную промышленность неконкурентной по сравнению с немецкой.
Проблемы отчасти могла бы решить АЭС «Жарновец» в 50 км северо-западнее Гданьска на основе российских реакторов ВВЭР-440, но они-то российские! Вместо этого Варшава ввела в строй огромные угольные энергоблоки в Козенице, Ополе, Явожно, Турове. Польский эксперт Ежи Липка в этой связи напоминает, что если бы власти не занимались ерундой, то местные энергетики ввели бы первый энергоблок АЭС в 2019 году. Решение об этом было принято в январе 2014 года, но вскоре случилась Русская весна в Крыму и фактически заморозила этот проект.
Что любопытно: Варшава от «Жарновец» не отказывается, но ее ввод перенесла на 2033 год, видимо, в надежде, что к тому времени власть в Кремле поменяется. Видимо, решили подождать, когда Путин уйдет, а там уже и заключит контракт с «Росатомом».
Проект Baltic Pipe и впрямь значит очень много с точки зрения польской русофобской политики. Правда, не совсем ясно, как потенциальные поставки 10 млрд. кубометров норвежского газа покроют потребность современной Речи Посполитой. Пшекам уже сегодня нужно как минимум 24 млрд. в год, а в балансе на 2030 год Варшава обозначила необходимость голубого топлива в объеме 30 млрд.
Судя по публикациям в СМИ, поляки хотят закрыть разрыв в энергетической корзине за счет американского или катарского сжиженного газа, но это будет «дороже чугунного моста». Не надо быть даже экспертом, чтобы предсказать сильнейший рост спроса на голубое топливо в ближайшее десятилетие. Отдельное спасибо за это Грете Тунберг и ее фанату Джо Байдену. Между тем, по оценке Липки, «газовая электростанция мощностью 1 ГВТ ежегодно сжигает до миллиарда кубометров природного газа, в то время как АЭС той же мощности — только 30 тонн ядерного топлива».
Итак, с вопросом, что делать — вроде бы понятно. Достроить АЭС «Жарновец» и заключить вечный контракт с «Газпромом». Можно, этого и не делать, но тогда придется затянуть ремень вплоть до позвоночника. Варшаве, ясное дело, этого не хочется. Именно поэтому они отчаянно пытаются найти международную поддержку.
Отметим, что Копенгаген не сказал Варшаве окончательное «нет», но заявил, что EnergiNet не в полной мере защищает животных в местах строительства газопровода. А это недопустимо.
По информации же инсайдеров, датское агентство по охране окружающей среды будет повторно изучать экологическую заявку по Baltic Pipe, на что уйдет около 8 месяцев. Тем не менее, поляки не приостановили строительство на других участках и даже официально заявили, что «Балтийская труба» будет достроена к 1 октябрю 2022 года. Их надежды связаны с американцами, правда, те в лице Байдена заявили о нейтралитете в этом споре.
Анджей Дера, госсекретарь канцелярии президента Польши, заявил, что есть связь между завершением строительства одной ветки «СП-2» и датским демаршем в отношении Baltic Pipe. Он также сказал, что перенос срока ввода в эксплуатацию сравним «с пистолетом у виска», поскольку принуждает Польшу к заключению нового договора с «Газпромом».
Очевидно, что Дера намекает на неких влиятельных американцев и немцев, являющихся людьми Миллера. Типа, это они и подтолкнули датских государственных экологов к опасному для Польши решению. Правда, госсекретарь канцелярии президента Польши забыл сказать, что это же самое Агентство выставило перед оператором Nord Stream 2 AG аналогичные жесткие требования, выполнение которых, можно не сомневаться, влетело в копеечку. Именно поэтому блокировка Baltic Pipe выглядит в другом свете: поляки в реальности экономят на экологических тратах в ущерб дикой природе. В пользу этой версии говорит тот факт, что в EnergiNet как-то очень оперативно подготовили новую заявку, в которой учли требования регулятора. Такое впечатление, будто Копенгаген устал уговаривать Варшаву не гадить на шельфе.
Насколько подорожает «Балтийская труба» стороны молчат, но, судя по стонам из Варшавы, намного. Известно, что строительство сухопутного участка, к которому отнесен и шельф, являет собой расширение уже существующей ГТС в самой Дании.
Кроме того, Baltic Pipe включает компрессорную станцию «Эвердруп» в восточной части острова Зеландия, то есть проходит по значительной территории, объявленной регулятором зоной дикой природы. А там и гнездо пташек тревожить запрещено законом. Перед поляками стоит очень непростая задача.
О том, что пшеки варварски гадят на чужой земле, варшавские СМИ предпочитают молчать, зато традиционно вопят о «ликующей Москве». Вместо того чтобы признать свои ошибки, в обществе раздувается самая настоящая истерия. Наиболее распространенная точка зрения звучит так:
«Еще раз мир показывает, что Польша является внебрачным ребенком Запада, с которым никто не считается, и которого каждый и в любой момент может ударить. Скулеж и лай на строительство Nord Stream 2 закончилось так, как и можно было предвидеть. Богатые и сильные страны не позволят польским госорганам вмешиваться не в свои дела и ставят их в угол, чтобы те обрели разум».
«Наложить санкции на Копенгаген. Запретить рейсы самолетов в Данию и на остальной территории ЕС. Не пить датского пива. Признать независимость Гренландии. А что? Иначе королевство не поймет».
Впрочем, в Варшаве все чаще говорят о «коварстве» американцев, которые не для того вкладывались в польские терминалы для приема СПГ, чтобы те простаивали из-за какого-то Baltic Pipe. Дескать, именно поэтому США не давят на Данию. Да и Германию это устраивает, ведь у немцев есть свои исторические обиды на поляков.
Чей газ? Как Польша строит газопровод в обход России, зачем он ей нужен и при чем тут Украина
Разбираемся, что такое Baltic Pipe, зачем он нужен Польше и при чем здесь Украина
Недавно представитель правительства Польши в области стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский заявил, что его страна намерена полностью отказаться от российского газа с 2023 года. Наимский выразил надежду, что к 1 октября 2022 года заработает трубопровод Baltic Pipe, который позволит транспортировать природный газ из Норвегии в Польшу.
«Мы не будем продлевать контракт с российским „Газпромом”», — сказал чиновник и отметил, что после запуска газопровода Польша собирается нарастить используемые объемы голубого топлива на 50%.
Редакция «Шарий.net» разбирается, что такое Baltic Pipe, зачем он нужен Польше и при чем здесь Украина.
Чей газ у Польши
Польша потребляет порядка 15—16 миллиардов кубометров газа в год. При этом только 5 миллиардов из них добываются в самой Польше. Ученые находили в стране большие запасы сланцевого газа и даже сулили ей статус крупнейшего производителя сланцев в Европе, однако специалисты американских компаний, которые проводили бурение скважин, не нашли коммерческих запасов сланцевого газа и в итоге пришли к выводу, что его добыча в Польше попросту нерентабельна.
Крупнейшим поставщиком газа для Польши является российский «Газпром». Тем не менее доля российского газа в энергосистеме Польши каждый год неуклонно снижается: около 80% в 2016 году; 69% в 2018 году; 60% в 2019 году; в 2020 году — чуть меньше 60%.
В 2015 году в городе Свиноуйсьце был открыт терминал, предназначенный для приема сжиженного природного газа (СПГ) с танкеров-газовозов. Впоследствии, с конца 2015 года, на него из Катара прибывало по 1,1 млрд кубометров газа.
Кроме того, в октябре 2018 года государственная нефтегазовая компания Польши PGNiG подписала контракт с американской компанией Venture Global LNG, по которому в течение 20 лет она будет ежегодно получать из США по 2 миллиона тонн сжиженного природного газа.
Действующее соглашение между Польшей и Россией на поставку газа истекает 31 декабря 2022 года, и заявление Петра Наимского о том, что поляки продлевать его не будут, далеко не первое.
Ранее глава польского энергетического концерна PGNiG Петр Возняк заявлял, что вместо нового контракта с «Газпромом» «компания заключила долгосрочные контракты на поставку СПГ и осуществляет приобретение месторождений природного газа на норвежском континентальном шельфе». Предполагается, что газ с этих месторождений в объеме 10 миллиардов кубометров и должен пойти в Польшу через Baltic Pipe.
Что за Baltic Pipe?
Baltic Pipe — это строящийся газопровод между Польшей и Данией, который позволит транспортировать природный газ из Норвегии в Польшу через Данию.
Проект стартовал в 2001 году, когда DONG и PGNiG, датская и польская нефтегазовые компании, подписали соглашение о строительстве газопровода для датского газа в Польшу. Однако тогда проект решили приостановить из-за экономической нецелесообразности.
В 2007 году проект Baltic Pipe был реанимирован, вероятно, из-за разгоревшихся между Украиной и Россией газовых войн. 30 апреля 2021 года, после многочисленных проволочек, президент Польши Анджей Дуда официально провозгласил начало строительства Baltic Pipe. Ввод газопровода в эксплуатацию был запланирован на 1 октября 2022 года.
Стоимость строительства трубопровода оценивается в 335—350 миллионов евро, ее между собой должны поделить польская Gaz-System и датская Energinet. На техническое проектирование трубопровода Европейская комиссия предоставила 3,2 миллиона евро.
Впрочем, позже выяснилось, что норвежский газ по Baltic Pipe может и не пойти. По крайней мере, проект столкнулся с достаточно серьезными трудностями. 3 июня датский Апелляционный совет по вопросам окружающей среды и пищевых продуктов отозвал ранее выданное полякам разрешение строить Baltic Pipe через свою территорию. Формальной причиной называется угроза жизни местным видам животных (мышам и летучим мышам) в процессе строительства. Впрочем, эксперты отмечают, что блокирование датчанами строительства Baltic Pipe приведет, скорее, к замедлению строительства, но не его остановке.
А зачем он нужен?
По идее, ввод в эксплуатацию Baltic Pipe действительно позволит Польше «освободить» страну от российского газа. Объем импорта голубого топлива в Польшу составляет порядка 15 миллиардов кубометров.
Пропускная способность Baltic Pipe составит до 10 миллиардов кубометров, а терминал в Свиноуйсьце может принимать до 7,5 миллиардов кубов СПГ. Да, эти объемы вряд ли сделают из Польши большой газовый хаб для стран-соседей, но обеспечить страну топливом в обход России вполне способны.
При чем тут политика?
Есть немалая вероятность, что именно Украина будет закупать газ из Baltic Pipe. По крайней мере, сами поляки заявляли, что с помощью газопровода хотели бы «не только освободить свою страну от российской газовой зависимости, но и освободить соседей».
«Польша будет одним из гарантов энергетической независимости Украины, которая годами была объектом газового и энергетического шантажа со стороны России», — заявлял Анджей Дуда.
Таким образом, понятнее звучит критика «Северного потока — 2» из уст польских политиков, которые заявляют, что газопровод является угрозой безопасности Центральной Европы, ведь они вполне могут продвигать и обосновывать строительство Baltic Pipe.
Впрочем, «экологическая» заминка со строительством Baltic Pipe может нарушить сроки реализации проекта, запуск которого приурочен к окончанию контракта Варшавы с «Газпромом» в мае 2022 года. При этом эксперты заверяют, что новый контракт с «Газпромом» Польша подпишет в любом случае, но наличие работающего Baltic Pipe серьезно укрепило бы позиции поляков в переговорном процессе с россиянами. В итоге благодаря Baltic Pipe они могли бы покупать и пользоваться относительно дешевым российским газом, а Украине продавать потенциально более дорогой норвежский.
Потому не исключено, что в ближайшее время польские политики удвоят «озабоченность» в СМИ энергетической безопасностью Украины и Европы из-за СП-2, чтобы расшевелить Данию в вопросе разморозки строительства Baltic Pipe.
Конкуренту «Северному потоку-2» сварили последний шов
Станет ли Baltic Pipe козырной партой поляков в игре против «Газпрома»
Польша завершила работы на самом сложном участке строительства газопровода Baltic Pipe, благодаря которому рассчитывает отказаться от российского топлива и перейти на норвежское.
«Завершено строительство морского участка Балтийской трубы в Балтийском море. 18 ноября этого года был выполнен последний сварной шов на газопроводе, соединяющем побережья Дании и Польши. Этот день значительно приближает нас к достижению желаемого безопасного разнообразия источников поставок в Польшу в 2022 году», — говорится в сообщении польского газового оператора Gaz-System.
По словам полномочного представителя правительства по стратегической энергетической инфраструктуре Петра Наимского, мощность трубопровода составит 10 миллиардов кубометров в год, что сопоставимо с объемом газа, получаемого Польшей по долгосрочному контракту с российским «Газпромом», срок действия которого истекает в декабре 2022 года. Стоимость проекта Baltic Pipe составляет примерно в 1,7 миллиарда евро.
В течение года должны пройти различные испытания и согласования, чтобы с 1 октября следующего года можно было начать коммерческую транспортировку газа с норвежского шельфа в Польшу.
Примечательно, что Baltic Pipe начинается в Северном море и подключен к другому подводному трубопроводу Europipe II, по которому сейчас поставляется газ с норвежского шельфа в Германию. То есть речь, скорее, идет о перераспределении добываемых на норвежском шельфе объемов, часть из которых будет перенаправлена в Польшу.
Как заметил директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, в плане энергообеспечения в Польше все-таки рассчитывают не только на Baltic Pipe, но и на сжиженный природный газ.
— Кроме того, они уже заявляли, что не рассматривают 100-процентный отказ от российского газа. Они хотят более выгодные условия контракта с «Газпромом». Посмотрим, насколько это им удастся, потому что для «Газпрома», то, что построили поляки — не проблема. Baltic Pipe пересекает «Северный поток-2», но «Газпром» никогда не протестовал против этого проекта.
Дело в том, что запасы Северного моря ограничены, и в ближайшие годы резкого роста добычи не произойдет. Наоборот, она будет постепенно снижаться и «Газпрому» все равно, куда пойдет этот газ. Если он не пойдет в Польшу, значит, другие страны закупят больше.
«СП»: — Baltic Pipe все-таки может как-то изменить ситуацию на газовом рынке Европы?
— Это проект, в котором заинтересована Польша в том плане, что ей не нравится Россия исключительно по политическим причинам. У России тоже голова болит от постоянных польских заявлений, что Россия виновата во всем.
От того, что Польша будет покупать газ у Норвегии, на газовом рынке его больше не будет, потому что новых объемов добычи там нет и не планируется.
«СП»: — Как вы заметили, у России голова болит от польских заявлений. Не приведет это к тому, что после запуска «Северного потока-2» проходящий через Польшу газопровод «Ямал-Европа» станет не нужен и России будет проще отказаться от него?
— Сложно сказать, что совсем не нужен. Во-первых, «Газпрому» принадлежит 48% акций польского участка «Ямал-Европа», а белорусского участка — 100%, поэтому российская компания не заинтересована в том, чтобы его собственность превращалась в ничто.
Объем может сократиться, но все будет зависеть от европейских покупателей, потому что «Газпром» поставляет ни туда, куда хочет, а туда, где покупают. Если будут больше запрашивать по «Ямал-Европа», то будут поставлять по нему. Если будет больше по «Северному потоку-2», то по нему. «Газпром» не может заставить всех своих клиентов покупать только по «Северному потоку-2».
Независимый эксперт Николай Подлевских также считает, что Baltic Pipe не может стать как альтернативой «Северному потоку-2», так и заменить поступающие мощности.
— Здесь больше политических составляющих. Поскольку идет подготовка к сертификации «Северного потока-2», то любое «лыко в строку». Думаю, что сейчас тему трубопровода Baltic Pipe будут раздувать. Можно вспомнить, как раздували поставки сжиженного газа и в Прибалтику, и в Польшу. И где эти поставки?
Эти информационные вбросы были нужны, когда принималось решение о строительстве «Северного потока-2». Сейчас это важно, чтобы повлиять на исход сертификации, какие ее специальные условия.
«СП»: — Мощность Балтийского газопровода в пять с лишним раз меньше «Северного потока-2». К тому же поставки будут идти с норвежского месторождения, добычу на котором, как говорят многие эксперты, наращивать не планируется. В какой степени Baltic Pipe может реально конкурировать с российским проектом?
— Не возьмусь сказать, насколько он будет заполнен, потому что в Норвегии есть возможности переброски с одних поставок на другие. Думаю, что сейчас рано хоронить газовую добычу Норвегии, но там идет истощение, и в обозримой перспективе этот фактор будет играть роль на газовом рынке Европы.
В Европе планируются «зеленые переходы», снижение объемов потребления газа, но обсуждать то, что будет в районе 50-х годов — это ни о чем.
«СП»: — Какова после запуска Baltic Pipe может быть судьба газопровода «Ямал-Европа»?
— Газопровод будет работать. В условиях, когда ожидается возобновление контрактов, каждый аргумент можно преувеличивать, чем поляки и занимаются. Но то, что они будут использовать российский газ у меня сомнений нет. Другое дело, что акценты по поставкам сместятся в сторону Германии, и она будет распределяющим хабом. Можно предположить условно реверсные поставки из Германии в Польшу. Есть же аналогичные украинские.
«Перераспределение объёмов»: как польский газопровод Baltic Pipe может повлиять на европейский энергетический рынок
Оператор польской сети газопроводов Gaz-System приступил к прокладке морского участка газопровода Baltic Pipe по дну Балтийского моря. Об этом сообщается на сайте польской газотранспортной компании.
Работы стартовали в водах Дании, недалеко от острова Борнхольм. Укладкой магистрали занимается судно Castorone, корабль будет продвигаться по маршруту газопровода в северо-западном направлении и прокладывать магистраль на самых больших глубинах.
Как заявил глава компании Gaz-System Томаш Стемпень, судно является одним из крупнейших специализированных кораблей такого типа.
«До конца этого года мы планируем сварить и уложить на дно Балтийского моря 275 км трубопровода, который соединит побережья Польши и Дании», — отметил Томаш Стемпень. Его слова приводятся на сайте Gaz-System.
Помимо Castorone, в прокладке морского газопровода примут участие суда Castoro Sei и Castoro 10.
Уполномоченный правительства Польши по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Пётр Наимский отметил, что инвестиционный проект Baltic Pipe будет реализовываться поэтапно, в соответствии с графиком.
«Погода и другие обстоятельства, на которые мы не можем повлиять, бывают переменчивы, но мы не сбавляем темп и делаем свою работу. Сегодня (оператор) Gaz-System начинает прокладку морского участка трубопровода, чтобы проект был завершён и передан в эксплуатацию в полном объёме в 2022 году. Тогда Baltic Pipe станет одним из основных компонентов, обеспечивающих энергетическую безопасность Польши», — заявил он.
Политический мотив
Как сообщается на сайте проекта Baltic Pipe, после введения в эксплуатацию газопровод позволит поставлять топливо из Норвегии на датский и польский рынки, а также в соседние страны. Кроме того, возможна транспортировка природного газа непосредственно из Польши в Данию.
Планируется, что магистраль будет состоять из пяти компонентов, включая трубопровод между Данией и Польшей по дну Балтийского моря и расширение польской газотранспортной системы.
Идея создания газотранспортной магистрали от норвежского шельфа до польской территории впервые возникла двадцать лет назад. В 2001 году польская энергетическая компания PGNiG и датская DONG подписали соглашение о строительстве морского газопровода Baltic Pipe. Однако вскоре проект был признан экономически нецелесообразным и заморожен.
Впоследствии стороны вернулись к идее строительства газотранспортной магистрали. Летом 2017 года Польша и Дания подписали меморандум о реализации проекта морского газопровода.
Проект получил поддержку Еврокомиссии по линии программы Connecting Europe Facilit (CEF) — речь идёт о помощи значимым для всей Европы инфраструктурным проектам.
При этом власти Польши открыто противопоставляют Baltic Pipe российско-германскому газопроводу «Северный поток — 2». Как заявил в сентябре 2020 года пресс-секретарь правительства Польши Петр Мюллер, Варшава готова предложить Берлину Baltic Pipe в качестве альтернативы «Северному потоку — 2». Представитель польского кабмина подчеркнул, что Варшава с самого начала обращала внимание на важность европейской солидарности в энергетической сфере.
По мнению экспертов, и за этими заявлениями и в целом за проектом Baltic Pipe стоят в первую очередь политические, а не экономические мотивы.
«Польша инициировала проект из политических соображений, поскольку не желает покупать газ у России. И главная цель Baltic Pipe — создание канала поставок газа, альтернативного российскому топливу», — пояснила в комментарии RT cтарший аналитик международной страховой компании Coface Анна Кокорева.
Похожего мнения придерживается и эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович.
«Польша руководствуется исключительно политическими мотивами в вопросе строительства Baltic Pipe. При этом сравнивать этот газопровод и «Северный поток — 2» странно. У проектов совершенно разная мощность: у «Северного потока — 2» — 55 млрд кубометров газа в год, у Baltic Pipe — 10», — напомнил эксперт в комментарии RT.
Эксперты отмечают, что уровень добычи природного газа в Норвегии не позволит сильно нарастить объёмы поставок.
«Норвегия не может дать большие объёмы газа, нарастить добычу. Поэтому говорить о новых источниках поставок после открытия Baltic Pipe не стоит. Речь, скорее, о перераспределении существующих объёмов на европейском рынке. Единственно, после ввода в эксплуатацию Baltic Pipe Польша получит новые аргументы в торге с «Газпромом» по условиям очередного контракта на поставку газа», — считает Станислав Митрахович.
Похожего мнения придерживается и Анна Кокорева.
«Вряд ли в Норвегии будут открыты новые месторождения газа. Поэтому уровень добычи газа в стране постепенно идёт на спад. При этом надо понимать, что у Польши относительно небольшие потребности в газе по сравнению с ФРГ. Так что Варшаве может вполне хватить поставок газа по Baltic Pipe», — отметила эксперт.
«Не решение проблем»
В октябре 2019 года Дания одобрила прокладку газопровода Baltic Pipe в своих территориальных водах.
О старте строительства польский президент Анджей Дуда объявил в мае 2020 года. Он пояснил, что сначала магистраль пройдёт от норвежского шельфа до Дании, а затем — в Польшу.
Не обошлось без проволочек: в июне 2021 года власти Дании аннулировали разрешение на строительство, выданное ранее. Решение было принято апелляционным советом по вопросам окружающей среды и пищевых продуктов Дании.
Основанием для аннулирования разрешения стала недостаточная изученность вопроса о защите дикой природы во время прокладки трубы.
Комментируя запрет, заместитель министра иностранных дел Польши Марчин Пшидач заявил, что за решением властей Дании могла стоять не только забота об экологии, но и другие мотивы.
«Конечно, мы будем стараться выяснить этот вопрос как можно быстрее, хоть и понимаем, что за темой окружающей среды часто стоят другие интересы», — заявил тогда польский дипломат.
Возобновить строительство удалось лишь после того, как 19 июня Датское агентство по охране окружающей среды сообщило, что строительство может быть возобновлено в определённых частях 210-километрового участка газопровода Baltic Pipe в Дании.
По мнению экспертов, реализация Baltic Pipe не повлияет на энергетический рынок Европы. Как отметила Анна Кокорева, вряд ли проект будет быстро реализован с учётом текущих экономических и политических условий.
«С учётом того, что распространение коронавируса сильно пошатнуло мировую экономическую систему, в том числе и польскую экономику, вряд ли инвесторы и правительство Польши сейчас будут активно инвестировать в достаточно сомнительный проект, ведь любой газопровод имеет сроки окупаемости, которые исчисляются не одним годом. Ожидаю, что проект будет реализовываться небольшими темпами и не изменит энергетический рынок Европы», — отметила эксперт.
В свою очередь, Станислав Митрахович считает, что, поскольку строительство газопровода не будет завершено до конца текущего года, Польша будет вынуждена заключить на какой-то срок контракт с «Газпромом» на поставки топлива.
«В целом проект Baltic Pipe — это не решение проблем для Польши и некоторых стран ЕС, которые хотели бы избавиться от зависимости от России. Трубопровод только даст возможность перераспределить норвежский газ, чтобы он шёл не в Германию, а в Польшу. Соответственно, тот объём, которого не будет хватать на германском рынке, заполнит вскоре Россия», — подытожил Митрахович.