Что такое авиационные работы
Статья 114 ВЗК РФ. Авиационные работы
2. Общие правила выполнения авиационных работ и правила выполнения авиационных работ определенных видов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
3. Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать условия выполнения авиационных работ и ограничения на их выполнение, связанные с экологическими особенностями соответствующей территории или с особым режимом нахождения на этой территории транспортных средств и людей. Согласование указанных условий и ограничений возлагается на заказчика авиационных работ.
Комментарии к ст. 114 ВЗК РФ
На воздушном транспорте авиационные работы, выполняемые с использованием полетов воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды, оказания медицинской помощи и других целей, осуществляются на договорной основе.
Существенная особенность договорных отношений, связанных с выполнением авиационных работ, состоит в специфике их правового регулирования. Общие правила выполнения авиационных работ, а также правила, регламентирующие выполнение отдельных видов авиационных работ, устанавливаются федеральными авиационными правилами. Вместе с тем органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться те условия выполнения авиационных работ и ограничения на их выполнение, которые связаны с экологическими особенностями соответствующей территории или с особым режимом нахождения на этой территории людей и транспортных средств. Согласование указанных условий и ограничений возлагается на заказчика авиационных работ. Например, для проведения авиационных работ могут устанавливаться районы авиационных работ. Границы постоянных районов авиационных работ устанавливаются военными секторами центров ЕС ОрВД по представлению пользователей воздушного пространства.
При осуществлении авиационных работ ЕС ОрВД выдают разрешения на использование воздушного пространства в порядке, установленном федеральными правилами, при наличии у пользователей воздушного пространства разрешений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Порядок и условия использования воздушного пространства согласовываются с соответствующими центрами ЕС ОрВД.
В соответствии с комментируемой статьей и в целях совершенствования эксплуатации наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов в гражданской авиации Российской Федерации Приказом Минтранса России от 18 января 2005 года N 1 утверждены Федеральные авиационные правила «Летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации».
Российская газета. 31.03.2005. N 64.
Утвержденные Федеральные авиационные правила определяют организацию, порядок проведения и документирования результатов авиационных работ по летным проверкам, выполняемых для подтверждения соответствия параметров и характеристик наземных средств РТОП, связи и систем ССО требованиям нормативно-технической документации с целью обеспечения безопасности и регулярности воздушного движения.
Федеральные авиационные правила обязательны для руководства и исполнения всеми физическими и юридическими лицами, осуществляющими:
эксплуатацию наземных средств РТОП, связи и систем ССО;
обслуживание (управление) воздушного движения;
эксплуатацию воздушных судов-лабораторий;
контроль за соблюдением настоящих Федеральных авиационных правил.
Статья 114. Авиационные работы
Статья 114. Авиационные работы
2. Общие правила выполнения авиационных работ и правила выполнения авиационных работ определенных видов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
3. Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать условия выполнения авиационных работ и ограничения на их выполнение, связанные с экологическими особенностями соответствующей территории или с особым режимом нахождения на этой территории транспортных средств и людей. Согласование указанных условий и ограничений возлагается на заказчика авиационных работ.
Судебная практика и законодательство — Воздушный кодекс РФ. Статья 114. Авиационные работы
Удовлетворяя заявленные по настоящему делу требования, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 8, 20, 21, 61, 114, 115 Воздушного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что общество «АК ИФаэро», являясь исполнителем (стороной) спорного договора, обязано соответствовать требованиям, предъявляемым к эксплуатантам (иметь воздушные суда и сертификат (свидетельство) эксплуатанта).
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 8, 20, 21, 61, 114, 115 Воздушного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что общество «АК ИФаэро», являясь исполнителем (стороной) спорного договора, обязано соответствовать требованиям, предъявляемым к эксплуатантам (иметь воздушные суда и сертификат (свидетельство) эксплуатанта).
В соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами 1 и 2 статьи 114 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239, ст. 6244, ст. 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616) и в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации при подготовке и выполнении полетов в гражданской авиации Российской Федерации приказываю:
В соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами 1 и 2 статьи 114 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17) и в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации при подготовке и выполнении полетов в гражданской авиации Российской Федерации приказываю:
В соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами 1 и 2 статьи 114 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3616) и в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации при подготовке и выполнении полетов в гражданской авиации Российской Федерации приказываю:
В соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами 1 и 2 статьи 114 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6244, 6245) и в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации при подготовке и выполнении полетов в гражданской авиации Российской Федерации приказываю:
В соответствии со статьей 114 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901) и в целях совершенствования эксплуатации наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования гражданской авиации приказываю:
Авиационные работы
Авиацио́нные рабо́ты — работы, выполняемые с примененением авиации для нужд различных отраслей экономики:
Устаревший синоним: Применение авиации в народном хозяйстве (ПАНХ).
Управление полётами авиации при проведении авиационных работ осуществляет Местный диспетчерский пункт.
Официальное толкование
Правовые акты РФ
П.1 ст.114 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Авиационные работы» в других словарях:
авиационные работы — Работы, выполняемые с использованием полетов воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды, оказания медицинской помощи и других целей. [ФАП от 31 марта 2002] Тематики авиационные правила … Справочник технического переводчика
Авиационные работы — (англ. aircraft work/ operations) по воздушному законодательству РФ работы, выполняемые с использованием полетов воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды, оказания … Энциклопедия права
Авиационные работы — 1. Авиационные работы работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается… … Официальная терминология
Авиационные работы — работы, выполняемые с использованием полетов воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды, оказания медицинской помощи и других целей. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.97 N 60… … Словарь юридических понятий
Авиационные работы — работы, выполняемые с использованием полетов воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей. (Ст. 115 Воздушного кодекса Республики Беларусь) … Право Белоруссии: Понятия, термины, определения
Авиационные работы — (англ. aircraft work/ operations) по воздушному законодательству РФ работы, выполняемые с использованием полетов воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды, оказания медицинской помощи и др … Большой юридический словарь
Спасательные авиационные работы — 23) спасательные работы проводимые силами и средствами эксплуатанта аэродрома (авиационной части, авиационного предприятия) работы по спасанию пассажиров и экипажа, тушению пожаров на воздушных судах при авиационных происшествиях на территории и… … Официальная терминология
Авиационные материалы — материалы, применяемые в летательных аппаратах. В отечественной практике А. м. по назначению подразделяются на конструкционные, определяющими характеристиками которых являются механические свойства, и материалы неконструкционного назначения,… … Энциклопедия техники
АВИАЦИОННЫЕ БОРТОВЫЕ ПРИБОРЫ — приборное оборудование, помогающее летчику вести самолет. В зависимости от назначения авиационные бортовые приборы делятся на пилотажно навигационные, приборы контроля работы авиадвигателей и сигнализационные устройства. Навигационные системы и… … Энциклопедия Кольера
Что такое авиационные работы
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Air transport. Aviation works. Classification
Дата введения 2012-07-01
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (ФГУП «ГосНИИ ГА»), Открытым акционерным обществом «Научно-производственная компания «ПАНХ» (ОАО «НПК «ПАНХ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации «Воздушный транспорт» (ТК034)
Введение
Национальный стандарт «Воздушный транспорт. Авиационные работы. Классификация» относится к документам национальной системы стандартизации Российской Федерации.
АРК предназначен для классификации и кодирования авиационных работ и информации о них в различных отраслях экономики, использования в качестве единого языка общения субъектов различных видов авиации и являющихся заказчиками авиационных работ потребителей из различных отраслей экономики.
Национальный стандарт «Воздушный транспорт. Авиационные работы. Классификация» построен на основе иерархического перечня типов (видов) авиационных работ, изложенных в Рекомендациях Международной организации гражданской авиации (ИКАО) DOC 9408-AN/922* «Руководство по авиационным работам», путем:
— учета международного подхода в составлению* иерархического перечня видов авиационных работ на базе определения (уникальных специализированных типовых операций) авиационных работ;
— внесения уточнений, отражающих специфику деятельности российской авиации и отраслей экономики (заказчиков и участников авиационных работ), в международный примерный перечень видов авиационных работ;
— преобразования уточненного согласно российской действительности международного иерархического примерного перечня видов авиационных работ в коды и наименования позиций с углубленным детализированным классификационным раскрытием авиационных работ и применением принципов классификации.
Национальный стандарт используется при решении следующих задач:
— классификации и кодирования авиационных работ для целей государственной статистики;
— осуществления государственного статистического наблюдения по видам авиационных работ за развитием экономических процессов;
— подготовки экономико-статистической информации для сопоставления на международном уровне;
— классификации и кодирования видов авиационных работ, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации, предприятиями гражданской, государственной и экспериментальной авиации, а также различных отраслей экономики, имеющих в своем составе собственную авиацию, при намерении выполнения авиационных работ, эксплуатантами гражданской авиации при сертификации, предприятиями и организациями различных видов авиации и других отраслей при формировании статистической и другой государственной отчетности по авиационным работам и заключении хозяйственных договоров на выполнение авиационных работ; юридическими и физическими лицами при оформлении документации по отработанным технологиям авиационных работ и созданным техническим средствам для их выполнения;
— кодирования информации о видах авиационных работ в информационных системах и ресурсах;
— систематизации информации по единым классификационным правилам;
— актуализации видов авиационных работ с учетом новых социально-экономических условий в Российской Федерации;
— разработке нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных определенных видов авиационных работ;
— обеспечении однозначной идентификации видов авиационных работ в нормативных правовых актах;
— обеспечении потребностей органов исполнительной власти в информации о видах авиационных работ при решении аналитических задач;
— обеспечении сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в области потребностей, заказа и выполнения авиационных работ;
— информационной поддержке решения различных задач, связанных с организацией, подготовкой, обеспечением и выполнением авиационных работ;
— обеспечении межведомственного обмена информацией;
— анализе конъюнктуры и развития авиационных работ;
— изучении спроса физических и юридических лиц на авиационные работы;
— учете и прогнозировании авиационных работ;
— сертификации эксплуатантов гражданской авиации;
— допуске организаций государственной и экспериментальной авиации, других отраслей, имеющих в своем составе собственную авиацию, к выполнению авиационных работ;
— сертификации технических средств для выполнения авиационных работ;
— допуске технологий авиационных работ к применению в авиации.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает коды и наименования классификационных группировок, используемых для классификации и кодирования авиационных работ, выполняемых с использованием полетов воздушных судов с определенными целями для обеспечения потребностей граждан и экономики страны, и условий их выполнения.
Настоящий стандарт предназначен для применения федеральными органами исполнительной власти, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при идентификации авиационных работ, регулировании и описании деятельности в области авиации, общении на одном языке уполномоченных органов в различных областях деятельности, имеющих отношение к авиационным работам, и производителей и потребителей данных работ, а также для решения широкого круга задач, связанных с организацией, подготовкой, обеспечением и выполнением авиационных работ.
2 Классификация авиационных работ
2.1 Объектами классификации являются авиационные работы, выполняемые с использованием полетов воздушных судов с определенными целями для обеспечения потребностей граждан и экономики страны, и условия их выполнения.
2.2 Признаками классификации и являются:*
— характеристика совокупности методов, способов, приемов, режимов и норм использования воздушного судна и при установке на его борту для выполнения авиационной работы технического средства и (или) дополнительного специального оборудования (аппаратуры);
— характеристика условий выполнения авиационной работы.
2.2.1 В приложении А приведены определения работ, относящихся к авиационным работам.
2.3 В стандарте используется комбинированная иерархически-фасетная классификационная структура, разработанная в соответствии с правилами [1]. При кодировании авиационных работ применяется иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Кодирование условий выполнения авиационных работ осуществляется по фасетной схеме. Фасеты построены с использованием порядкового метода кодирования.
Структурно каждая позиция состоит из трех блоков: идентификационного, блока наименований и содержащего дополнительные классификационные признаки информационного блока.
2.4 Структурно позиции идентификационного блока состоят из кода авиационной работы. Данный код состоит из четырех разрядов (1-4 цифровых знаков) цифрового десятичного кода. Между вторым и третьим знаком ставится точка.
Структура кода идентификационного блока в стандарте:
Что такое авиационные работы
Олег Аксаментов Директор Института воздушного и космического права AEROHELP Эксперт » A viation EX plorer» по правовым вопросам Необходимо отметить, что до изменения данной нормы Федеральным законом от 18.07.2006 №114-ФЗ, в п.1 ст.114 ВК РФ специально не указывалось на то, что авиационные работы могут выполняться с использованием именно гражданских воздушных судов. Это позволяло предполагать, что авиационные работы могли также выполняться с использованием как государственных, так и экспериментальных воздушных судов [1], что на наш взгляд больше соответствовало духу гражданского оборота. Воздушному судну, как объекту гражданских прав (вещи) совершенно безразлично, в каких целях выполняется на нем полет. Но данным указанием законодатель ограничил круг возможных субъектов гражданского права до эксплуатантов – владельцев гражданских воздушных судов, что в целом не согласуется с принципом дозволительной направленности гражданско-правового регулирования. Более того, гражданское воздушное судно становится таковым после его регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов [2], а государственное воздушное судно должно быть зарегистрировано в Государственном реестре государственных воздушных судов [3]. Экспериментальное воздушное судно должно быть учтено в порядке, установленном уполномоченным органом оборонной промышленности [4]. И единственным правовым последствием после внесения воздушного судна в соответствующий реестр или учета воздушного судна в установленном порядке является то, что воздушное судно приобретает национальную принадлежность Российской Федерации (п.4 ст.33 ВК РФ). 2. Использование гражданского воздушного судна для полетов является обязательным признаком всякой авиационной работы. Лицо, использующее гражданское воздушное судно для полетов в целях коммерческой гражданской авиации, является эксплуатантом коммерческой гражданской авиации. Поскольку коммерческая гражданская авиация является подвидом гражданской авиации (п.2 ст.21 ВК РФ), следовательно, государственное регулирование деятельности в области коммерческой гражданской авиации осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации (ст.24 ВК РФ). В соответствии с п.1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации [5], Минтранс России является Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания. Порядок проведения обязательной сертификации юридических и физических лиц, выполняющих авиационные работы, установлен приказом Министерства транспорта РФ от 23.12.2009 №249 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации». До введения в действие приказа Минтранса России от 23.12.2009 №249 сертификация эклуатантов выполняющих авиационные работы производилась в соответствии с приказом Минтранса России от 04.02.2003 №11 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации» (зарегистрирован в Минюсте России от 24.03.2003 №4314). Теперь же, приказ Минтранса России от 04.02.2003 №11 устанавливает только, как следует из его нового названия, сертификационные требования к физическим и юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Видимо, Минтрансу России известны также и «некоммерческие воздушные перевозки», о чем ни в одном нормативном правовом акте Минтранса России естественно не упоминается. Однако рассмотрение данного вопроса не входит в настоящее исследование. Более того, достаточно странным представляется отступление Минтрансом России от официальной терминологии Воздушного кодекса РФ. Пунктом 3 ст.61 ВК РФ в отечественное воздушное законодательство введено универсальное понятие эксплуатант, которое раскрывается через понятия гражданин или юридическое лицо. Следовательно, неиспользование, а тем более замена этого понятия на «физическое или юридическое лицо» представляется некорректным с точки зрения юридической техники. 3. Использование гражданского воздушного судна в качестве средства производства во всяком случае предполагает вступление эксплуатанта в имущественные отношения с другими участниками гражданского оборота и опосредуется гражданско-правовым договором. В том случае, если объектом договора являются действия (деятельность), требующая использования воздушного судна, то данный договор характеризуется как договор на выполнение авиационных работ. Стороны договора на выполнение авиационных работ самостоятельно выбирают договорную конструкцию, соответствующую виду авиационной работы, которую необходимо выполнить. Соответственно, выбор сторонами договорной конструкции непосредственно зависит от природы объекта договора, то есть от конкретного вида действий (деятельности), которое(-ую) обязуется выполнить подрядчик с использованием воздушного судна. Таким образом, под авиационными работами следует понимать один из способов использования воздушного судна в целях коммерческой гражданской авиации (в предпринимательских целях). Возмездность использования гражданской авиации является одним из квалифицирующих признаков, лежащих в основе деления гражданской авиации на подвиды (ст.21 ВК РФ). Гражданскому праву известно понятие предпринимательской деятельности, под которой понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п.1 ст.2 ГК РФ). Отсюда, осуществление воздушных перевозок и(или) выполнение авиационных работ составляет предмет коммерческой гражданской авиации, которая предполагает самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, лицом зарегистрированным в качестве предпринимателя в установленном законом порядке. Было бы ошибочно полагать, что к коммерческой гражданской авиации относится исключительно деятельность по осуществлению перевозок и (или) выполнению авиационных работ. Исходя из вышеприведенного определения предпринимательской (коммерческой) деятельности, эксплуатант (пилот), использующий воздушное судно в качестве средства производства, то есть для осуществления деятельности направленной на систематическое получение прибыли, вне зависимости от вида деятельности, будет использовать воздушное судно в целях коммерческой гражданской авиации. Принимая во внимание вышеизложенное, и исключительно в научных целях, представляется допустимым использование понятия предпринимательская гражданская авиация как равнозначное понятию коммерческая гражданская авиация. 4. В п.1 ст.114 ВК РФ приводится примерный перечень сфер общественной деятельности, где возможны авиационные работы: в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации. Из буквального толкования п.1 ст.114 ВК РФ видно, что «другие цели» выполнения авиационных работ могут быть установлены только уполномоченным органом в области гражданской авиации, что противоречит таким принципам гражданского права как принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования и принцип свободы договора (пп.1 и 2 ст.1 ГК РФ). На сегодняшний день нет уполномоченного органа в области гражданской авиации, к компетенции которого относится установление перечня различного целевого назначения авиационных работ. Следовательно, дать исчерпывающий перечень конкретных видов деятельности относящихся к авиационным работам сегодня не представляется возможным. Более того, положение об отнесении установления перечня целей выполнения авиационных работ (читай, видов авиационных работ) к компетенции уполномоченного органа в области гражданской авиации de lege ferenda не должно существовать, поскольку является нарушением принципа свободы договора (п.2 ст.1, ст.421 ГК РФ). До недавнего времени сохранял юридическую силу ведомственного нормативного правового акта приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 09.12.1999 №130 «О классификации авиационных работ по видам и их назначению» [6], содержание которого не вполне корректно соотносилось с его названием. Так, в п.1 приказа от 09.12.1999 №130 впервые была введена дефиниция «транспортной работы», которая раскрывалась через понятие «перевозка». В п.2 приказа от 09.12.1999 №130 приводился перечень работ по применению авиации в отраслях экономики, где также несложно отметить слабый уровень юридической техники. Так, несмотря на то, что цитируемый приказ был принят в целях дальнейшего совершенствования классификации авиационных работ по видам и их назначению, в нем отсутствовал единый классификационный критерий перечня «работ», которые раскрывались через: «полеты» (пп.2.1-2.2., 2.9-2.11, 2.13); «обслуживание» (пп.2.4-2.6, 2.12); «производство» (п.2.7); «перегонка» (п.2.8); «перевозки» (п.2.14). Более того, в п.2.15 приказа от 09.12.1999 №130 говорилось, что к работам по применению авиации в отраслях экономики относятся также прочие виды работ по договорам с предприятиями и организациями, оплачиваемые заказчиком. Данное положение позволяет говорить о том, что приведенный в приказе от 09.12.1999 №130 перечень видов авиационных работ являлся открытым, а следовательно, стороны договора на выполнение авиационных работ могли согласовать любые иные работы, нежели приводятся в цитируемом приказе, что в целом согласуется с принципом свободы договора, а также принципом дозволительной направленности гражданско-правового регулирования (п.2 ст.1, ст.421 ГК РФ). 5. В п.2 ст.114 ВК РФ говорится, что общие правила выполнения авиационных работ и правила выполнения авиационных работ определенных видов устанавливаются федеральными авиационными правилами. Под правилами выполнения авиационных работ (как общими, так и отдельных видов), следует понимать обязательные для сторон договора на выполнение авиационных работ правила поведения публично-правового характера. Однако, как представляется, установленная п.2 ст.114 ВК РФ норма изложена не совсем корректно с юридико-технической точки зрения. Речь, в данном случае, следует вести о правилах, устанавливающих порядок выполнения полетов при выполнении авиационных работ, что в целом соответствует предмету регулирования воздушного законодательства, и воздушного кодекса в частности. Так, в п.46 Федеральных правил использования воздушного пространства (далее – ФПИВП), утвержденных постановление Правительства РФ от 11.03.2010 №138, сказано, что Использование воздушного пространства приграничной полосы при выполнении авиационных работ осуществляется при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения территориального органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации. А в соответствии с п.49 ФПИВП, Авиационные работы над населенными пунктами выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления. 6. В п.3 ст.114 ВК РФ говорится, что органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать условия выполнения авиационных работ и ограничения на их выполнение, связанные с экологическими особенностями соответствующей территории или с особым режимом нахождения на этой территории транспортных средств и людей. Согласование указанных условий и ограничений возлагается на заказчика авиационных работ. Данная норма является бланкетной, поскольку отсылает к правопорядку, установленному на уровне органов государственной власти субъекта РФ. В то же время, установление условий выполнения авиационных работ и ограничения на их выполнения зависит от усмотрения компетентного органа государственной власти субъекта РФ. Однако, для данного усмотрения не достаточно только одной воли органа законодательной или исполнительной власти субъекта РФ. Необходимо, чтобы установленные условия выполнения авиационных работ и ограничения на их выполнение были сопряжены с одним из (или с двумя одновременно) предусмотренных в п.3 комментируемой статьи юридических фактов, а именно: экологическими особенностями соответствующей территории или с особым режимом нахождения на этой территории транспортных средств и людей. 7. Статья 115 ВК РФ называется договор на выполнение авиационных работ. Однако название договора не всегда правильно отражает суть имущественных отношений, которые стороны действительно имели ввиду при выборе данной правовой конструкции. Иными словами, договор, который стороны выбрали для фиксации возникшего правоотношения, должен максимально точно соответствовать существу дел, предмету договора. Более того, условие о предмете договора, во всяком случае, является существенным при заключении любого договора (абз.2 п.1 ст.432 ГК РФ), а, следовательно, стороны обязательно должны достигнуть соглашения по этому условию, иначе договор не будет считаться заключенным. Предмет договора на выполнение авиационных работ приводится в п.1 ст.115 ВК РФ. 8. Существенными условиями, кроме предмета договора, являются условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида (абз.2 п.1 ст.432 ГК РФ). По договору на выполнение авиационных работ подрядчик (эксплуатант) обязуется выполнить для заказчика авиационные работы в порядке, в сроки, в объеме и на условиях, которые предусмотрены этим договором. Заказчик обязуется предоставить предусмотренный договором объем авиационных работ в установленные сроки и оплатить авиационные работы (п.1 ст.115 ВК РФ). Отсюда нетрудно выделить следующие существенные условия договора на выполнения авиационных работ: порядок, срок, объем и условия выполнения авиационных работ. В п.2 ст.115 ВК РФ говорится, что договором на выполнение авиационных работ должны быть также предусмотрены: порядок использования и поддержания в эксплуатационном состоянии аэродромов, посадочных площадок и их оборудования; создание необходимых жилищно-бытовых условий для отдыха членов экипажей воздушных судов; иные условия обеспечения выполнения авиационных работ исходя из их особенностей. Данные условия, равно как и условие о предмете договора, относятся к существенным, требуют обязательного согласования сторонами и отражения в договоре. Цена договора на выполнение авиационных работ выражается через дефиницию «тариф». В п.3 ст.115 ВК РФ сказано, что тарифы на выполнение авиационных работ устанавливаются на основе договора. Таким образом, условие о цене также является существенным для договоров на выполнение авиационных работ. 9. Стороны договора на выполнение авиационных работ именуются – «подрядчик» и «заказчик», однако, отсюда не следует, что договор на выполнение авиационных работ является договором подрядного типа. Напротив, понятие договора подряда в некоторых случаях может быть шире понятия договора на выполнение авиационных работ. Например, если для выполнения договора подряда будет использоваться воздушное судно по целевому назначению (для полетов), то данный договор будет характеризоваться как договор на выполнение авиационных работ. Но сами авиационные работы могут составлять только часть единого цикла подрядных работ. Отсюда также не следует, что договор на выполнение авиационных работ является разновидностью договора подряда. Так, скажем договор строительного подряда как специальный вид договора подряда, в то же время может быть и договором на выполнение авиационных работ, при наличии видообразующего признака – использование при производстве работ воздушного судна. Приведенный ход рассуждений вполне применим и в том случае, когда договор на выполнение авиационных работ имеет правовую форму договора возмездного оказания услуг, с присущими ему квалифицирующими признаками. Договор на выполнение авиационных работ не является самостоятельной правовой конструкцией. Это определение является родовым для договоров как предусмотренных, так и не предусмотренных действующим гражданским законодательством, с учетом иных присущих договору на выполнение авиационных работ признаков. 10. Поскольку отношения, которые возникают между сторонами договора на выполнение авиационных работ по своей природе являются имущественными, следовательно, они подлежат регулированию нормами гражданского права. Этим предопределяется круг источников права, которыми следует руководствоваться при ответе на поставленный вопрос о том, какие действия могут подпадать под понятие авиационных работ. Основным нормативным правовым актом гражданского законодательства является Гражданский кодекс РФ. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу (п.2 ст.3 ГК РФ). К другим законам, регулирующим данные конкретные отношения, относится Воздушный кодекс РФ, где авиационным работам отводится отдельная глава XVI, которая, в свою очередь, состоит из двух статей – 114 «Авиационные работы» и 115 «Договор на выполнение авиационных работ». 11. С точки зрения гражданского права, договор на выполнение авиационных работ, не зависимо от выбранной сторонами правовой конструкции его закрепления, во всяком случае будет являться консенсуальным, возмездным и взаимным договором. Консенсуальным договор является потому, что для его заключения необходимо и достаточно только согласование всех существенных условий договора (п.1 ст.432 ГК РФ). О возмездной природе договора на выполнение авиационных работ говорит обязанность заказчика оплатить авиационные работы (п.1 ст.115 ВК РФ). Взаимным, или двухсторонне обязывающим признается договор, в котором права и обязанности есть у каждой из сторон договора. [1]. Авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию (ст.20 ВК РФ). [2]. Гражданские воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре с выдачей свидетельств о регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации (п.3 приказа Минтранса РФ «Об утверждении Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации» от 02.07.2007 №85 (ред. от 17.11.2009) (Зарегистрирован в Минюсте РФ 17.09.2007 №10142)). [3]. Государственной регистрации подлежат все государственные воздушные суда отечественного или иностранного производства, предназначенные для выполнения полетов (п.3 приказа Министра обороны РФ «Об утверждении Федеральных авиационных правил государственной регистрации государственных воздушных судов» от 28.11.2002 №460 (ред. от 16.03.2009) (Зарегистрирован в Минюсте РФ 20.03.2003 N 4293)). [4]. Министерство промышленности и торговли России, организует выполнение работ по созданию авиационной техники, организует и проводит расследования авиационных происшествий с экспериментальными воздушными судами, а также осуществляет ведение государственного реестра аэродромов экспериментальной авиации Российской Федерации и государственного учета воздушных судов экспериментальной авиации (п.5 постановления Правительства РФ «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» от 05.06.2008 №438 (в действующей редакции)). [5]. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о министерстве транспорта Российской Федерации» от 30.07.2004 №395 (в действующей редакции). [6]. Утратил силу в связи с принятием приказ Минтранса РФ «О признании утратившими силу и не подлежащими применению на территории Российской Федерации ведомственных нормативных правовых актов» от 06.11.2009 №198 (ред. от 25.01.2010). Статья ранее была опубликована в Научном Вестнике МГТУ ГА №170, 2011 год
|