Что такое авария в бурении
Добыча нефти и газа
Изучаем тонкости нефтегазового дела ВМЕСТЕ!
Аварии в бурении
Авариями в процессе бурения называют поломки и оставление в скважине частей колонн бурильных и обсадных труб, долот, забойных двигателей, потерю подвижности (прихват) колонны труб, спущенной в скважину, падение в скважину посторонних металлических предметов.
4.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АВАРИЙ И ИХ ПРИЧИНЫ.
Основными видами аварий являются прихваты, поломка в скважине долот и турбобуров, поломка и отвинчивание бурильных труб, падение бурильного инструмен та и других предметов в скважину.
В основном прихваты бурильных и обсадных колонн происходят по следующим причинам.
1. Вследствие перепада давлений в скважине в проницаемых пластах и непо средственного контакта некоторой части бурильных и обсадных колонн со стенками скважины в течение определенного времени.
2. При резком изменении гидравлического давления в скважине в результате выброса, водопроявления или поглощения бурового раствора.
3. Вследствие нарушения целостности ствола скважины, вызванного обвалом, вытеканием пород или же сужением ствола.
4. При образовании сальников на долоте в процессе бурения или во время
спуска и подъема бурильного инструмента.
5. Вследствие заклинивания бурильной и обсадной колонн в желобах, заклини вания бурильного инструмента из-за попадания в скважину посторонних предметов, заклинивания нового долота в суженной части ствола из-за сработки по диаметру
6. В результате оседания частиц выбуренной породы или твердой фазы глини стого раствора при прекращении циркуляции бурового раствора.
7. При неполной циркуляции бурового раствора через долото за счет пропусков в соединениях бурильной колонны.
8. При преждевременном схватывании цементного раствора в кольцевом про странстве при установке цементных мостов.
9. При отключении электроэнергии или выходе из строя подъемных двигателей буровой установки.
Поломка долот вызывается спуском дефектных долот при отсутствии надлежа щей проверки их, чрезмерными нагрузками на долото и передержкой долот на забое. Заклинивание шарошек возникает вследствие прекращения вращения шарошек на за бое скважины, т. е. происходит прихват их на осях. Чаще всего происходит поломка подшипников шарошек колонковых и трехшарошечных долот.
Поломки турбобура происходят вследствие разъедания буровым раствором, раз винчивания и вырывания верхней резьбы корпуса из нижней резьбы переводника и от винчивания ниппеля с оставлением в скважине турбины.
Наибольшее число аварий с бурильными трубами при бурении гидравлическими забойными двигателями связано с разъеданием резьб промывочной жидкостью.
Падение бурильной колонны в скважину, являющееся одним из самых тяжелых видов аварии, происходит вследствие толчков и ударов бурильной колонны о выступы на стенках скважины, открытия элеватора при случайных задержках бурильной колон ны во время спуска, резкой посадки нагруженного элеватора на ротор при неисправно сти тормоза лебедки и при обрыве талевого каната и падении талевого блока на ротор.
4.3. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АВАРИЙ:
4.3.1. С БУРИЛЬНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ.
Для предупреждения прихватов необходимо:
1. применять высококачественные глинистые растворы, дающие тонкие плот ные корки на стенках скважин, снижать липкость глинистого раствора, вводить сма зывающие добавки;
2. обеспечивать максимально возможную скорость восходящего потока глини стого раствора; перед подъемом бурильной колонны промывка скважин должна про изводиться до полного удаления выбуренной породы и приведения параметров гли нистого раствора в соответствие с указанными в ГТН;
3. обеспечивать полную очистку глинистого раствора от обломков выбуренной породы;
4. регулярно прорабатывать в процессе бурения зоны возможного интенсивно го образования толстых корок;
5. утяжелять глинистый раствор при вращении бурильной колонны;
6. следить в глубоких скважинах за температурой восходящего глинистого рас твора;
7. при вынужденных остановках необходимо;
(а) через каждые 3-5 мин. расхаживать бурильную колонну и проворачивать ее ротором;
(b) при отсутствии электроэнергии подключить аварийный дизель-генератор бурильную колонну периодически расхаживать; при его отсутствии бу рильный инструмент следует разгрузить примерно на вес, соответствую щий той части колонны труб, которая находится в необсаженном интер вале ствола, и прекратить промывку, периодически возобновляя ее при длительной остановке;
(с) в случае выхода из строя пневматической муфты подъемного, механизма следует немедленно установить аварийные болты расхаживать буриль ную колонну или поднимать ее; 8. для предотвращения прихвата бурильной колонны при использовании утяже ленного глинистого раствор следует систематически применять профилактические до бавки
Основными мерами предупреждения аварий с бурильными трубами являются:
1. организация учета и отработка бурильных труб в строгом соответствии с ин струкцией;
2. технически правильный монтаж труб и замков, обеспечиваемый предвари тельным осмотром и обмером;
3. организация обязательной профилактической проверки всех труб после окон чания бурения скважины путем наружного осмотра, проверки основных размеров и гидравлического испытания;
4. обязательное крепление всех замковых, соединений машинными;
5. использование предохранительных колпаков или колец, навинчиваемых на резьбу замков;
6. бесперебойное снабжение буровых специальными смазками.
Для предотвращения открытия элеватора при спуске бурильной колонны бу рильщикам необходимо хорошо знать состояние ствола скважины, наличие в ней усту пов и при приближении к ним замедлять спуск.
Чтобы предотвратить аварии, связанные с поломкой долот, необходимо:
2. бурить в соответствии с указаниями геолого-технического наряда. Особое внимание должно быть обращено на очистку промывочной жидкости;
3. поднятое из скважины долото отвинчивать при помощи долотной доски, промывать водой, подвергать наружному осмотру и замеру.
Рекомендуется периодически очищать забой скважины от металла магнитным фрезером или забойным шламоуловителем.
4.3.3. С ЗАБОЙНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ.
Нефть, Газ и Энергетика
Блог о добычи нефти и газа, разработка и переработка и подготовка нефти и газа, тексты, статьи и литература, все посвящено углеводородам
Аварии в бурении их предупреждение и методы ликвидации
Авариями в процессе бурения называют поломки и оставление в скважине частей колонн бурильных и обсадных труб, долот, забойных двигателей, потерю подвижности (прихват) колонны труб, спущенной в скважину, падение в скважину посторонних металлических предметов. Аварии происходят главным образом в результате несоблюдения утвержденного режима бурения, неисправности бурового оборудования и бурильного инструмента и недостаточной квалификации или халатности членов буровой бригады.
Основными видами аварий являются прихваты, поломка в скважине долот и турбобуров, поломка и отвинчивание бурильных труб и падение бурильного инструмента и других предметов в скважину. Очень часто прихват инструмента в силу некачественных и несвоевременных работ по его ликвидации переходит в аварию.
В основном прихваты бурильных и обсадных колонн происходят по следующим причинам.
1. Вследствие перепада давлений в скважине в проницаемых пластах и непосредственного контакта некоторой части бурильных и обсадных колонн со стенками скважины в течение определенного времени.
2. При резком изменении гидравлического давления в скважине в результате выброса, водопроявления или поглощения бурового раствора.
3. Вследствие нарушения целостности ствола скважины, вызванного обвалом, вытеканием пород или же сужением ствола.
4. При образовании сальников на долоте в процессе бурения или во время спуска и подъема бурильного инструмента.
5. Вследствие заклинивания бурильной и обсадной колонн в желобах, заклинивания бурильного инструмента из-за попадания в скважину посторонних предметов, заклинивания нового долота в суженной части ствола из-за сработки по диаметру предыдущего долота.
6. В результате оседания частиц выбуренной породы или твердой фазы глинистого раствора при прекращении циркуляции бурового раствора.
7. При неполной циркуляции бурового раствора через долото за счет пропусков в соединениях бурильной колонны.
8. При преждевременном схватывании цементного раствора в кольцевом пространстве при установке цементных мостов.
9. При отключении электроэнергии или выходе из строя подъемных двигателей буровой установки.
Для предупреждения прихватов необходимо:
1) применять высококачественные глинистые растворы, дающие тонкие плотные корки на стенках скважин, снижать липкость глинистого раствора, вводить смазывающие добавки;
2) обеспечивать максимально возможную скорость восходящего потока глинистого раствора; перед подъемом бурильной колонны промывка скважин должна производиться до полного удаления выбуренной породы и приведения параметров глинистого раствора в соответствие с указанными в ГТН;
3) обеспечивать полную очистку глинистого раствора от обломков выбуренной породы;
4) регулярно прорабатывать в процессе бурения зоны возможного интенсивного образования толстых корок;
5) утяжелять глинистый раствор при вращении бурильной колонны;
6) следить в глубоких скважинах за температурой восходящего глинистого раствора, так как резкое снижение ее свидетельствует о появлении разрыва резьбовых соединений в колонне бурильных труб выше долота;
7) при вынужденных остановках необходимо:
б) при отсутствии электроэнергии подключить аварийный дизель-генератор и бурильную колонну периодически расхаживать; при его отсутствии бурильный инструмент следует разгрузить примерно на вес, соответствующий той части колонны труб, которая находится в необсаженном интервале ствола, и прекратить промывку, периодически возобновляя ее при длительной остановке;
в) в случае выхода из строя пневматической муфты подъемного механизма следует немедленно установить аварийные болты и расхаживать бурильную колонну или поднимать ее;
Поломка долот вызывается спуском дефектных долот при отсутствии надлежащей проверки их, чрезмерными нагрузками на долото и передержкой долот на забое. Заклинивание шарошек возникает вследствие прекращения вращения шарошек на забое скважины, т. е. происходит прихват их на осях.
Основные признаки поломки долота во время бурения-прекращение углубления скважины и сильная вибрация бурильной колонны. Чаще всего происходит поломка подшипников шарошек колонковых и трехшарошечных долот.
При этом забойный двигатель перестает принимать нагрузку, а при роторном бурении бурильная колонна начинает заклиниваться. Поломку долота при проработке ствола скважины очень трудно обнаружить до подъема бурильной колонны. Поэтому необходимо особенно тщательно проверять долота, применяемые для проработки, и ограничивать время их работы.
Чтобы предотвратить аварии, связанные с поломкой долот, необходимо:
2) бурить в соответствии с указаниями геолого-технического наряда. Особое внимание должно быть обращено на очистку промывочной жидкости;
3) поднятое из скважины долото отвинчивать при помощи долотной доски, вставленной в ротор, промывать водой, подвергать наружному осмотру и замеру.
Рекомендуется периодически очищать забой скважины от металла магнитным фрезером или забойным шламоуловителем.
Поломки турбобура происходят вследствие разъедания буровым раствором, развинчивания и вырывания верхней резьбы корпуса из нижней резьбы переводника и отвинчивания ниппеля с оставлением в скважине турбины. Признак таких поломок резкое падение давления на буровых насосах и прекращение проходки.
К основным причинам возникновения аварий с бурильными трубами относится также недостаточная квалификация мастеров, бурильщиков и других работников буровых бригад.
Наибольшее число аварий с бурильными трубами при бурении гидравлическими забойными двигателями связано с разъеданием резьб промывочной жидкостью.
Основными мерами предупреждения аварий с бурильными трубами являются:
1) организация учета и отработка бурильных труб в строгом соответствии с инструкцией;
2) технически правильный монтаж труб и замков, обеспечиваемый предварительным осмотром и обмером их, калибровкой резьбы гладкими и резьбовыми калибрами, подбором замков к трубам по натягу и принудительным закреплением замка в горячем состоянии;
3) организация обязательной профилактической проверки всех труб после окончания бурения скважины путем наружного осмотра, проверки основных размеров и гидравлического испытания;
4) обязательное крепление всех замковых соединений машинными ключами при наращивании и спуске колонны при турбинном бурении;
5) использование предохранительных колпаков или колец, навинчиваемых на резьбу замков;
6) бесперебойное снабжение буровых специальными смазками.
Падение бурильной колонны в скважину, являющееся одним из самых тяжелых видов аварии, происходит вследствие толчков и ударов бурильной колонны о выступы на стенках скважины, открытия элеватора при случайных задержках бурильной колонны во время спуска, резкой посадки нагруженного элеватора на ротор при неисправности тормоза лебедки и при обрыве талевого каната и падении талевого блока на ротор. Для предотвращения открытия элеватора при спуске бурильной колонны бурильщикам необходимо хорошо знать состояние ствола скважины, наличие в ней уступов и при приближении к ним замедлять спуск.
Иногда после подъема бурильной колонны начинают производить работы над открытым устьем скважины, и это приводит к тому, что на забой скважины падают долота, кувалды и другие предметы. Надо всегда помнить, что над открытой скважиной категорически запрещается проводить какие-либо работы. После того как из скважины извлечен инструмент, ее устье следует немедленно закрыть специальной крышкой.
Аварии при бурении нефтяных и газовых скважин: виды аварий, способы их предупреждения.
АВАРИИ ПРИ БУРЕНИИ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН ВИДЫ АВАРИЙ, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Авариями в процессе бурения называют поломки и оставление в скважине частей колонн бурильных и обсадных труб, долот, забойных двигателей, потерю подвижности (прихват) колонны труб, спущенной в скважину, падение в скважину посторонних металлических предметов. Аварии происходят главным образом в результате несоблюдения утвержденного режима бурения, неисправности бурового оборудования и бурильного инструмента и недостаточной квалификации или халатности членов буровой бригады.
Основными видами аварий являются прихваты, поломка в скважине долот и турбобуров, поломка и отвинчивание бурильных труб и падение бурильного инструмента и других предметов в скважину. Очень часто прихват инструмента в силу некачественных и несвоевременных работ по его ликвидации переходит в аварию.
В основном прихваты бурильных и обсадных колонн происходят по следующим причинам.
1.Вследствие перепада давлений в скважине в проницаемых пластах и непосредственного контакта некоторой части бурильных и обсадных колонн со стенками скважины в течение определенного времени.
2.При резком изменении гидравлического давления в скважине в результате выброса, водопроявления или поглощения бурового раствора.
3.Вследствие нарушения целостности ствола скважины, вызванного обвалом, вытеканием пород или же сужением ствола.
4.При образовании сальников на долоте в процессе бурения или во время спуска и подъема бурильного инструмента.
5.Вследствие заклинивания бурильной и обсадной колонн в желобах, заклинивания бурильного инструмента из-за попадания в скважину посторонних предметов, заклинивания нового долота в суженной части ствола из-за сработки по диаметру предыдущего долота.
6.В результате оседания частиц выбуренной породы или твердой фазы глинистого раствора при прекращении циркуляции бурового раствора.
7.При неполной циркуляции бурового раствора через долото за счет пропусков в соединениях бурильной колонны.
8.При преждевременном схватывании цементного раствора в кольцевом пространстве при установке цементных мостов.
9.При отключении электроэнергии или выходе из строя подъемных двигателей буровой установки. Для предупреждения прихватов необходимо:
1)применять высококачественные глинистые растворы, дающие тонкие плотные корки на стенках скважин, снижать липкость глинистого раствора, вводить смазывающие добавки;
2)обеспечивать максимально возможную скорость восходящего потока глинистого раствора; перед подъемом бурильной колонны промывка скважин должна производиться до полного удаления выбуренной породы и приведения параметров глинистого раствора в соответствие с указанными в ГТН;
3)обеспечивать полную очистку глинистого раствора от обломков выбуренной породы;
4)регулярно прорабатывать в процессе бурения зоны возможного интенсивного образования толстых корок; 5)утяжелять глинистый раствор при вращении бурильной колонны;
6)следить в глубоких скважинах за температурой восходящего глинистого раствора, так как резкое снижение ее свидетельствует о появлении разрыва резьбовых соединений в колонне бурильных труб выше долота;
7)при вынужденных остановках необходимо:
б) при отсутствии электроэнергии подключить аварийный дизель-генератор и бурильную колонну периодически расхаживать; при его отсутствии бурильный инструмент следует разгрузить примерно на вес, соответствующий той части колонны труб, которая находится в необсаженном интервале ствола, и прекратить промывку, периодически возобновляя ее при длительной остановке;
в) в случае выхода из строя пневматической муфты подъемного механизма следует немедленно установить аварийные болты и расхаживать бурильную колонну или поднимать ее;
Поломка долот вызывается спуском дефектных долот при отсутствии надлежащей проверки их, чрезмерными нагрузками на долото и передержкой долот на забое. Заклинивание шарошек возникает вследствие прекращения вращения шарошек на забое скважины, т. е. происходит прихват их на осях. Основные признаки поломки долота во время бурения-прекращение углубления скважины и сильная вибрация бурильной колонны. Чаще всего происходит поломка подшипников шарошек колонковых и трехшарошечных долот. При этом забойный двигатель перестает принимать нагрузку, а при роторном бурении бурильная колонна начинает заклиниваться. Поломку долота при проработке ствола скважины очень трудно обнаружить до подъема бурильной колонны. Поэтому необходимо особенно тщательно проверять долота, применяемые для проработки, и ограничивать время их работы.
Чтобы предотвратить аварии, связанные с поломкой долот, необходимо:
2)бурить в соответствии с указаниями геолого-технического наряда. Особое внимание должно быть обращено на очистку промывочной жидкости;
3)поднятое из скважины долото отвинчивать при помощи долотной доски, вставленной в ротор, промывать водой, подвергать наружному осмотру и замеру.
Рекомендуется периодически очищать забой скважины от металла магнитным фрезером или забойным шламоуловителем.
Поломки турбобура происходят вследствие разъедания буровым раствором, развинчивания и вырывания верхней резьбы корпуса из нижней резьбы переводника и отвинчивания ниппеля с оставлением в скважине турбины. Признак таких поломок резкое падение давления на буровых насосах и прекращение проходки.
К основным причинам возникновения аварий с бурильными трубами относится также недостаточная квалификация мастеров, бурильщиков и других работников буровых бригад.
Наибольшее число аварий с бурильными трубами при бурении гидравлическими забойными двигателями связано с разъеданием резьб промывочной жидкостью.
Основными мерами предупреждения аварий с бурильными трубами являются:
1)организация учета и отработка бурильных труб в строгом соответствии с инструкцией;
2)технически правильный монтаж труб и замков, обеспечиваемый предварительным осмотром и обмером их, калибровкой резьбы гладкими и резьбовыми калибрами, подбором замков к трубам по натягу и принудительным закреплением замка в горячем состоянии;
3)организация обязательной профилактической проверки всех труб после окончания бурения скважины путем наружного осмотра, проверки основных размеров и гидравлического испытания;
4)обязательное крепление всех замковых соединений машинными ключами при наращивании и спуске колонны при турбинном бурении;
5)использование предохранительных колпаков или колец, навинчиваемых на резьбу замков;
6)бесперебойное снабжение буровых специальными смазками.
Падение бурильной колонны в скважину, являющееся одним из самых тяжелых видов аварии, происходит вследствие толчков и ударов бурильной колонны о выступы на стенках скважины, открытия элеватора при случайных задержках бурильной колонны во время спуска, резкой посадки нагруженного элеватора на ротор при неисправности тормоза лебедки и при обрыве талевого каната и падении талевого блока на ротор. Для предотвращения открытия элеватора при спуске бурильной колонны бурильщикам необходимо хорошо знать состояние ствола скважины, наличие в ней уступов и при приближении к ним замедлять спуск.
Иногда после подъема бурильной колонны начинают производить работы над открытым устьем скважины, и это приводит к тому, что на забой скважины падают долота, кувалды и другие предметы. Надо всегда
помнить, что над открытой скважиной категорически запрещается проводить какие-либо работы. После того как из скважины извлечен инструмент, ее устье следует немедленно закрыть специальной крышкой.
Что такое авария в бурении
ИНСТРУКЦИЯ ПО КЛАССИФИКАЦИИ, РАССЛЕДОВАНИЮ И УЧЕТУ АВАРИЙ ПРИ БУРЕНИИ СКВАЖИН НА НЕФТЬ И ГАЗ
Зам.министра геологии СССР В.И.Игревский 27 февраля 1979 г.
Зам.министра газовой промышленности М.И.Агапчев 20 февраля 1979 г.
Первый зам.министра нефтяной промышленности В.И.Мищевич 2 января 1979 г.
Настоящая инструкция разработана Всесоюзным научно-исследовательским институтом организации, управления и экономики нефтегазовой промышленности (ВНИИОЭНГ) и Полтавским отделением Украинского научно-исследовательского геологоразведочного института (УкрНИГРИ).
Авторы: Л.В.Владимирова, Ю.И.Казакова, А.З.Кузьмин, Б.С.Лазарян, С.Г.Плотель, И.А.Серенко (ВНИИОЭНГ); А.Г.Эйгенсон (Миннефтепром); И.П.Пустовойтенко, Н.И.Козаченко (УкрНИГРИ).
В разработке инструкции принимали участие И.А.Горлов, Ю.С.Ропяной (Миннефтепром), А.А.Дадашев (объединение «Каспморнефтегазпром»).
ВВЕДЕНИЕ
Инструкция распространяется на аварии, происшедшие в стволе скважин в процессе бурения, расследование которых относится к компетенции буровых организаций и не затрагивает порядка расследования аварий, установленного «Инструкцией по расследованию аварий, не повлекших за собой несчастных случаев на подконтрольных Госгортехнадзору СССР предприятиях и объектах»*, утвержденной 29 сентября 1967 г. (Приложение 1 и 2).
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АВАРИЙ ПРИ БУРЕНИИ
1.1. Аварией считается нарушение непрерывности технологического процесса строительства (бурения и испытания) скважины, требующее для его ликвидации проведения специальных работ, не предусмотренных проектом. Аварии происходят из-за поломки, оставления или падения в скважину элементов обсадной или бурильной колонн, из-за неудачного цементирования обсадных колонн, прихвата, открытого фонтанирования и падения в скважину других предметов.
1.2. Аварии классифицируются по следующим видам:
аварии с элементами бурильной колонны;
прихваты бурильных и обсадных колонн;
аварии с обсадной колонной и элементами ее оснастки;
аварии из-за неудачного цементирования;
аварии с забойными двигателями;
падение в скважину посторонних предметов;
1.2.1 К авариям с элементами бурильной колонны относится оставление в скважине колонны бурильных труб или элементов компоновки низа (переводника, центратора, амортизатора, утяжеленных бурильных труб, расширителя и т.д.) из-за:
поломки или срыва по резьбовой части;
поломки по сварному шву;
поломки по телу трубы;
поломки ведущей трубы и элементов компоновки;
падения или развинчивания части бурильной колонны.
1.2.2. К прихватам бурильного инструмента и обсадных колонн относится непредвиденная потеря колонной труб подвижности при приложении к ней максимально допустимых нагрузок из-за:
перепада давления («скважина-пласт»);
заклинивания колонны при ее движении в скважине;
нарушения устойчивого состояния горных пород (стенок скважины);
заклинивания колонны труб посторонними предметами;
нарушения режима промывки.
1.2.3. К авариям с долотами относятся оставление в скважине долота, бурильной головки или его элементов и частей.
1.2.4. К авариям с обсадной колонной и элементами ее оснастки относятся аварии со спускаемыми, спущенными и зацементированными обсадными колоннами или их частями, вызванные:
разъединением по резьбовым соединениям;
обрывом по сварному шву;
смятием или разрывом по телу трубы;
падением колонны или ее части;
повреждением обсадной колонны при разбуривании цементного стакана, стоп-кольца, обратного клапана и направляющей пробки.
1.2.5. К авариям из-за неудачного цементирования относятся:
прихват затвердевшим цементным растворам колонны бурильных труб, на которой спускалась секция обсадных труб или хвостовик;
отказ в работе и повреждение узлов подвески секции обсадной колонны, нарушающие процесс крепления и дальнейшую проводку скважины;
оголение башмака или недоподъем цемента, если требуются дополнительные работы то устранению нарушений.
1.2.6. К авариям с забойными двигателями относится оставление турбобура, электробура, винтового двигателя или их узлов в скважине вследствие поломок или разъединения с бурильной колонной.
1.2.7. К падению в скважину посторонних предметов относятся падения вкладышей ротора, роторных клиньев, ключей, кувалд и других ручных инструментов и приспособлений, с помощью которых проводились работы на устье скважины.
1.2.8. К прочим авариям, происшедшим в процессе бурения, относятся аварии при промыслово-геофизических работах в скважине (прихваты и оставление в скважине каротажного кабеля, различных приборов, грузов, шаблонов, торпед и других устройств, применяемых при исследовании скважины и вспомогательных работах в ней), а также аварии I и II категорий, расследуемые в соответствии с Инструкцией Госгортехнадзора СССР (приложения N 1 и N 2)*.
* Все аварии, указанные в пунктах 1.2.1, 1.2.2, 1.2.4, 1.2.5, 1.2.7 и 1.2.8, происшедшие при испытании (опробовании) скважин в процессе бурения или после окончания бурения, учитываются как аварии, происшедшие при испытании (опробовании).
2. ИЗВЕЩЕНИЯ ОБ АВАРИЯХ
В извещениях указываются дата аварии, место аварии, номер бурящейся скважины, площадь, характер аварии и другие необходимые сведения.
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИКВИДАЦИИ И РАССЛЕДОВАНИЮ АВАРИЙ
3.1. По каждой аварии техническая служба под руководством главного инженера буровой организации принимает меры, обеспечивающие ликвидацию ее в кратчайший срок, для чего:
составляется план работ по ликвидации аварии с указанием сроков и ответственных исполнителей;
назначается ответственный за выполнение плана работы;
контроль за ликвидацией аварии и необходимая помощь в выполнении намеченного плана работ осуществляется РИТС (ЦДС).
3.2. Общее руководство и ответственность за своевременное принятие мер по ликвидации аварии возлагается на главного (старшего) инженера буровой организации.
3.3. Ответственный за выполнение плана работ по ликвидации аварии обязан организовать его осуществление в строгом соответствии с планом, требованиями техники безопасности, настоящей инструкции и единых технических правил на бурение нефтяных и газовых скважин.
Все изменения в плане работ должны быть согласованы с главным инженером организации.
3.4. Если по плану, составленному буровой организацией, авария не ликвидирована в течение 10 суток, то дальнейший план работ по ее ликвидации при продолжительности свыше 10 суток утверждается объединением, а при продолжительности свыше 30 суток объединение сообщает ежемесячно в соответствующее управление Министерства о ходе работ по ликвидации такой аварии.
3.5. Все распоряжения по ликвидации аварии, изменение плана работ и т.д. передаются ответственному за их выполнение в письменном виде. При работе в отдаленных районах допускается передача распоряжений по телефону или радио, но с обязательным последующим направлением письменного подтверждения.
3.6. Все возникшие аварии должны расследоваться в течение 72 ч с момента их возникновения.
3.7. Аварии расследуются назначенной приказом буровой организации постоянно действующей комиссией.
Для участия в расследовании аварии могут быть приглашены сотрудники научно-исследовательских организаций, заводов-изготовителей и других организаций.
3.8. Комиссия обязана:
3.8.1. Установить организационные и технические причины, вызвавшие аварию, и выявить конкретных виновников.
3.8.2. Наметить необходимые мероприятия по предупреждению подобных аварий в дальнейшем.
3.8.3. Составить и подписать акт об аварии, в трех экземплярах, по форме, указанной в приложении N 3.
3.9. Главный инженер буровой организации обязан:
3.9.1. Изучить обстоятельства, приведшие к возникновению аварии, и наметить меры по ее ликвидации.
3.9.2. Рассмотреть и утвердить в течение 3 суток акт об аварии и дать заключение о рекомендуемых комиссией предложениях для предупреждения подобных аварий и мерах воздействия к виновникам данной аварии.
3.11. В случае возникновения аварии в результате поставки некачественного оборудования, инструмента и материалов буровая организация обязана предъявить рекламацию заводу-изготовителю в соответствии с действующими положениями и в установленные сроки.
4. УЧЕТ АВАРИЙ
4.1. Все аварии вне зависимости от времени, затрачиваемого на их ликвидацию, буровая организация регистрирует в журнале учета аварий в течение 24 ч со времени их возникновения.
Форма журнала учета аварий приводится в приложении N 4.
4.2. Журнал учета аварий прошнуровывается, пронумеровывается и заверяется подписью и печатью руководителя организации.
4.3. Регистрация аварий, учет, ведение и хранение документации по ним возлагается на одного из инженерно-технических работников, назначаемого приказом по буровой организации.
4.4. Контроль за правильным заполнением журнала учета аварий возлагается на главного инженера буровой организации.
4.5. Бухгалтерия и планово-экономический отдел ежемесячно подсчитывает суммарные затраты на ликвидацию аварий.
4.6. Плановый отдел буровой организации учитывает время работы, непосредственно затраченное на ликвидацию аварий, время простоев, вызванных ожиданием средств для ведения аварийных работ, а также другими причинами, с момента возникновения аварии до конца ее ликвидации.
4.7. После ликвидации аварий на скважине (в течение 24 ч с момента ее ликвидации) составляется «акт о ликвидации аварии» (приложение N 5), который направляется в организации, указанные в пункте 3.10.
5. ОТЧЕТНОСТЬ ОБ АВАРИЯХ
5.1. На основании актов по каждой аварии, журнала учета аварий и других отчетных документов инженер по учету аварий буровой организации вносит соответствующие показатели в статистические отчеты по формам 32-ТП (квартальная) и 32-ТП (годовая).