Что такое авангардизм в литературе

Авангардизм в литературе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Авангардизм – одно из направлений в литературе XX века, сочетающее в себе несколько стилевых течений; под авангардизмом также может пониматься наиболее радикальная форма модернизма.

В основе данного художественного течения – разрыв с предшествующей традицией, сложившимися канонами и нормами, экспериментальный поиск новых путей и форм в искусстве.

История возникновения

Периоды развития направления:

Особенности движения

Авангардное течение – синоним разрушения канонов, традиционных форм. К нему относятся стилевые течения:

Готовые работы на аналогичную тему

Признак авангардизма – манифест. Это документ эпохи и часть поэтики. Основа – выход за рамки условностей, традиций, духовная свобода. По мнению сторонников движения, историю делает лишь свободный народ, неподвластный влиянию извне. Мировосприятие представителей художественного течения зиждется на интуитивном, иррациональном восприятии. Они за познание сновидений, галлюцинаций, предпочитают быть еретиками, шутами, юродивыми. Выбирают сторону оригинальных самобытных личностей.

Основные понятия движения:

Другими словами, для авангардизма, в отличие от произведений традиционного искусства, отсутствует последовательно выстроенная система эстетических принципов и постулатов, для него характерна подвижность границ, плюрализм способов воплощения идейного замысла. Сущностной характеристикой художественного течения выступает множественность подходов к осмыслению смысла бытия, воспроизведение в рамках художественных дискурсов разнообразных, вариативных картин мира, созданных фантазией, воображением художника. В свою очередь, необходимость репрезентации вариативных, параллельных миров в рамках художественного произведения формирует установку на новизну, экспериментальность художественного языка.

Знаковые произведения

Уолт Уитмен в сборке «Листья травы» 1855 года предоставляет новое видение литературы. Американские читатели были обескуражены подачей, новаторством, смелостью слога, идей, предложенных автором. Многие его осуждали, говорили, что тот возомнил себя Богом. Уолта обвиняли во всех смертных грехах, в безнравственности, упрекали, сочиняли вульгарные пародии. Все было из-за того, что автор решился придать своему главному герою произведения черты Сына Божьего. Уолт был приверженцем богов, божков, почитаемых в разные времена. Критиковал общество за лицемерие, ханжество, говорил о равенстве человеческого достоинства со всем живым на планете.

Небольшие сочинения Уитмена стали школой для англо-американских последователей писателя: Дэвида Герберта Лоуренса, Ричарда Олдингтона, Карла Сэндберга, Эдгара Ли Мастерса, Эзра Паунда, Хильда Дулитла и других имажинистов.

Среди российских поэтов манеру Уитмена переняли: Фет, Тургенев, Бальмонт, Блок, Мандельштам, Маяковский. В частности, Есенин озвучил мнения многих, обвинив Маяковского в эпиграмме, что тот вовсе не имеет индивидуальности, своего стиля, а все стихи создал по примеру У. Уитмена.

Русский авангардизм обманывает читателя своей настойчиво декларируемой антириторичностью, простотой, отказом от орнаментальности, «украшенной речи», поражает своим стремлением преодолеть устоявшиеся каноны, представления о литературном.

Таким образом, авангардизм представляет собой одно из наиболее влиятельных художественных течений прошлого столетия, под влиянием которого осуществлялось переосмысление смысла, сущности искусства, поиск новых художественных форм и средств выразительности.

Источник

Черты авангардизма в литературе

Авангардная литература — что это такое

Истоки авангардной литературы

Термин «авангард» произошел из французского языка; дословный перевод этого понятия звучит как «передовой отряд» (фр. avant-garde).

Изначально это слово имело прямое отношение к военному делу и пришло в искусство непосредственно из военной лексики. Под авангардом понимался небольшой отряд, который действовал в первом эшелоне атакующей армии. Находясь на острие наступления, войсковой авангард обеспечивал развал оборонительных линий противника и подготавливал подход основных сил армии.

Впервые свое значение в искусстве термин авангард приобрел во французской художественной критике во второй половине XIX века. Им начали определять некоторые явления и тенденции в сфере искусства.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Однако первые признаки авангардизма в литературе зародились в 1909-1910 гг. в виде футуристических манифестов итальянских поэтов. Основоположником футуризма в литературе стал итальянский поэт Ф. Маринетти, написавший «Манифест итальянского футуризма», «Красный сахар».

Также среди представителей литературного направления можно отметить работу французского писателя Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» и «Замок» чешского писателя Франца Кафки.

Определение авангардной литературы

В широком смысле под авангардом в искусстве понимались действия некоторых творцов, определяющих свое дело как новое и передовое. В узком смысле под авангардом понимаются специфические художественные средства и приемы, характерные для того или иного направления художественного творчества, существующего в культурной парадигме модернизма.

Литературный авангард — это направление письменного творчества, одно из течений в единой культурной парадигме модернизма, ставящее своей основной задачей преодоление человеческого «Я» в искусстве и жизни через отрицание буржуазных ценностей и художественных традиций прошлого ради коллективного блага и построения лучшего мира в будущем.

Литературный авангард — это собирательное понятие. Литературоведы и критики относят к авангарду несколько литературных школ, творчество представителей которых может значительно отличатся друг от друга.

К этим школам относятся:

Представители литературного авангарда зачастую уходили не просто от привычных литературных форм, а от самого текста как средства выражения. Например, В. В. Маяковский занимался плакатным искусством, а дадаисты — фотографией. Подходы дадаистов в дальнейшем стали основой для рекламной деятельности. В России понятие авангардной литературы связывают с именами первых футуристов — Р. Якобсоном, Е. Бобринской, С. Бирюковым.

Важную роль в литературе авангарда сыграли психоаналитические теории Зигмунда Фрейда. Его концепции о роли бессознательного в формировании человеческой личности заложили основы сюрреализма в его литературном проявлении.

Один из главных представителей живописного сюрреализма, испанский художник Сальвадор Дали, побудил своего друга поэта Лорку к написанию сюрреалистической поэзии. Оба художника внимательно следили за работами Фрейда и Бретона.

Характеристики направления, краткое определение

Направления литературного авангардизма

Литературный авангард как направление художественного творчества делят на три больших этапа:

Основными стилистическими чертами литературного авангардизма являются: парадоксы и алогичности, объединение и комбинирование несовместимого. В литературном авангардизме отсутствуют четкие границы между жанрами и приемами. Обретает важность художественная цель, которая достигается через алогичные, гротескные и шокирующие миры. Персонажами становятся люмпены и маргиналы: алкоголики, юродивые, наркоманы.

Для авангардистов от литературы было свойственно игнорировать традиционные линейные писательские формулы. Некоторые представители отказывались использовать знаки пунктуации в различных произведениях, особенно, в поэзии.

Экспрессионизм (лат expression — выражение) — комплекс течений и направлений в рамках европейского модернизма, который окончательно утвердился в Германии в начале XX века.

Элементы экспрессионизма начали проявляться в произведениях писателей, которые объединялись в общества вокруг журналов «Мост» (Е. Гаккель, Е. А. Кирхнер, М. Пехштайн), «Синий всадник» (Ф. Марк, В. Кандинский, А. Макке), «Штурм» (О. Кокошка). Первым начал употреблять термин «экспрессионизм» в журнале «Буря» X. Вальден.

Самыми первыми поэтами-экспрессионистами выступили:

В утверждении экспрессионизма, как направления литературного авангарда, определенную роль сыграла позитивистская философия А. Шопенгауэра, а также философские труда Ф. Шеллинга, А. Бергсона, С. Фрейда и экзистенциализм С. Кьеркегора.

Экспрессионисты зачастую увлекались идеями Ф. Ницше и С. Фрейда и считали, что понять человека можно, углубляясь в мир его бессознательных инстинктов и желаний.

Экспрессионисты выступали против позитивистского эмпиризма, копирования и отражения действительности. Они принимали личность художника за глашатая сути действительности. Для направления характерна нервная эмоциональность, трагичность мироощущения характерным для экспрессионизма образом.

Творчество экспрессионистов было порождено духовным кризисом, который переживала интеллигенция в начале XX века, в частности, Первой мировой войной и революциями.

В произведениях экспрессионистов важное место занимает проблема вины и наказания. Для них была характерна убежденность в том, что земная жизнь — фильтр, который может очистить человека и привести к богу. Теряя веру в бога, человек теряет цель жития, а через добровольное наказание себя он проходит путь для очищения души. По мнению экспрессионистов, боль и страдания дают возможность человеку осмыслить суть бытия, своего существования.

В их произведениях важную роль занимает тема смерти, которой заканчиваются человеческие страдания. Страдания — это испытание, которое направляется сверху, чтобы помочь реализовать собственную самость, идентифицировать свою неповторимую личность.

Экспрессионизм встречается в различных литературных жанрах. В лирике — в поэтическом изображении сновидений, в гротескных поэмах (Г. Тракль, Б. Брехт), в прозе — с лирическими, фантастическими, гротескными элементами (Ф. Верфель, Л. Франк).

Дадаизм — направление авангарда, зародившееся в 1915-1916 гг. на территории Швейцарии и США. Оно олицетворяет тотальное отрицание, самоотрицание, претенциозность, преобладание пафоса и неограниченного протеста в процессе написания и реализации работы.

Дадаисты занимаются художественным расчленением реальности и произвольным соединением несоответствующих фрагментов — как текста, так и изобразительного образа. Дадаизм отвергал все позитивное в эстетическом, а программы дадаистов можно охарактеризовать как антиэстетические.

Дадаизм был протестом против идеологий, политических структур и рациональной логики, логоцентризма, моральных норм. Представители направления заявляли, что они против всяческих принципов.

Литературные дадаисты не хотели использовать слова и действия, которые использовались до них другими. Дадаисты, как и футуристы, всеми силами бунтовали против художественных принципов, а искусство считали занятием несерьезным. Дадаисты устраивали скандальные зрелища, вечера «гимнастической», «сатирической», «химической» поэзии, «танцы в мешках под бормотание молодых медведей».

Для литературного дадаизма свойственно использование методологии «потока сознания» — способа написания текста, при котором писатель фиксирует на носителе информации то, что первое придет к нему в голову, непрерывный поток течения мыслей, впечатлений и чувств писателя.

К работам, написанным таким методом, относится экспериментальный роман обладателя нобелевской премии по литературе, американского поэта и композитора Боба Дилана «Тарантул», написанный в 1965-1966 г.

Футуризм (итал. futurismo от лат. futurum — будущее) — ответвление модернизма, авангардистское течение XX века, возникшее первоначально в Италии в 1909 году.

Автором первого манифеста футуристов был писатель Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944 гг). Представители течения выступали против литературных традиций и призывали уничтожить музеи и библиотеки, освободить Италию от профессоров и археологов. Старой культуре, которая, по их словам, воспевала леность мысли и бездействие, футуристы противопоставили новую культуру.

Итальянские футуристы поддерживали идеологию фашизма. Они призывали к жестокости и насилию, заявляли, что без жестокости нет искусства, а без агрессивности невозможно создать шедевр. Футуристы выступали против темы психологизма в литературе, потому что считали ее исчерпанной.

Сюрреализм (от франц. surrealisme — надреализм) — авангардистское направление, зародившееся в 20-х гг. XX века во Франции.

Впервые термин «сюрреализм» использовал французский поэт Гийом Аполлинер. Свою пьесу «Грудь. Тирезия» (1918 г.) он называл «сюрреалистической драмой». Стилю сюрреализма предшествовала школа идеореализма, основанная французским поэтом Сен Полем Ру в 1893 году. Философской основной сюрреализма стали работы А. Бергсона, психоанализ Зигмунда Фрейда и аналитическая психология Юнга.

Поэтика сюрреализма произвело неизгладимое влияние на развитие западного театрального искусства. Французский драматург и критик Антонен Арто создал театр жестокости, суть которого — отказ от изображения действительности. А. Арто считал, что в театре человек должен путешествовать в мир бессознательного.

Такое путешествие должно убедить в бесперспективности человеческого существования, бесполезности человеческих усилий. У героев произведений А. Арто можно наблюдать варварство и тягу к преступлениям, каннибализм, эротические фантазии в скрытом внутреннем мире человека.

Абстракционизм (лат. abstractio — удаление) — авангардистское стилевое течение, зародившееся в изобразительном искусстве, которое затем распространилось на все виды искусства.

Характерными особенностями абстракционизма является крайний субъективизм, религиозный мистицизм. Абстракционизм опирался на философию А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, 3. Фрейда, К. Юнга и А. Бергсона.

Социалистический реализм (лат. socisalis — общественный, real is — действительный) — художественное направление советской литературы, сформировавшееся под влиянием натурализма и пролетарской литературы.

Социалистический реализм был ведущим в искусстве с 1934 по 1980 год. Советская критика связывала с ним высочайшие достижения искусства XX века. Термин «социалистический реализм» впервые был сформулирован на I съезде писателей СССР в 1934 году.

В уставе Союза советских писателей отмечалось, что социалистический реализм является основным методом советской литературы, который «требует от писателя правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии».

Проблемы методологии социалистического реализма стали объектом острых дискуссий в 1985-1990 годах. Критика социалистического реализма опиралась на следующие аргументы: социалистический реализм ограничивает, обедняет творческие поиски художника, ограничивает творца.

Зарубежные Писатели-авангардисты, знаковые произведения и их краткий анализ

Джеймс Джойс (1882-1941) — ирландский писатель и поэт, самой знаменитой работой которого считается роман «Улисс».

Это произведение навсегда изменило представление о художественной литературе и ее роли в искусстве. Писатель трудился над романом в течение 7 лет. Многие литературоведы считают это произведение одним из немногих романов, написанных не для читателей, а для писателей.

Подобной оценке послужил тот факт, что роман благодаря своей форме (выбору темы, обстановки, персонажей, идей, количества действующих лиц, динамике развития событий, степени напряженности конфликта, последовательности периодов времени, художественным приемам и средствам) нарушает правило «единства формы и содержания» — неписаное правило в любой творческой деятельности.

Кроме того, роман является художественным справочником всевозможных литературных приемов и примеров их применения в повествовании, а также краткой историей развития художественной писательской мысли — с древнейших времен до начала XX века.

Франц Кафка (1883-1924) — чешский писатель, один из ярчайших феноменов в мировой литературе, чьи произведения отличаются безысходностью и обреченностью, своеобразным страхом.

В годы активной деятельности Ф. Кафки (первое десятилетие XX века) вся Европа были увлечена новым философским течением, позже оформившимся как экзистенциализм, которым и заинтересовался автор.

Большинство произведений Ф. Кафки можно интерпретировать как некие попытки осознать свое существование в этом мире и за его пределами.

Ф. Кафка с помощью двойного толкования своих произведений подводит читателя к необходимости изучения прочитанного текста. Развязки его романов лишь подсказывают объяснение концовок, но не объясняют их.

Произведения писателя очень символичны. Эти символы всегда превосходят изначально задуманное автором. В этом отношении верный способ понять его произведения — начинать их чтение без заранее принятой установки, не стараясь отыскать в нем тайные течения.

Марсель Пруст (1871–1922) — французский писатель. В статьях для газеты «Фигаро» автор часто анализировал особенности человеческой памяти, рассуждал о чувстве вины и смысле человеческого бытия. Эти темы стали впоследствии ключевыми в творчестве Пруста.

Писатель воспевал искусство, считая его единственным реальным смыслом жизни. Основной работой в творческом пути писателя стал цикл «В поисках утраченного времени», в который вошли следующие романы:

Основные представители авангардизма в России, знаковые произведения и их краткий анализ

Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) — русский писатель, основоположник русского экспрессионизма и один из ярких представителей литературного авангарда серебряного века русской литературы. За время работы, писатель выработал у себя узнаваемый индивидуальный стиль, сочетающий в себе единство различных литературных приемов и подходов к творческому процессу.

Одной из самых известных работ писателя является повесть «Красный смех». Это история с несколькими действующими лицами, в роли которых выступают солдаты и офицеры — участники выдуманной писателем войны, обезумевшие от ужасов абстрактной бойни.

В этой работе, написанной под впечатлением от событий неудачной для России русско-японской войны, писатель заведомо опускает подробности о ее месте и действии, тем самым предвкушая будущие конфликты XX века — жестокую борьбу машин и людей.

Благодаря повести «Красный Смех» писатель Леонид Андреев занял положение одного из самых недооцененных писателей в истории русской литературы. Его самая известная работа получила статус литературной интермиссии кровавой истории XX века.

Отдельного внимания заслуживает творчество поэта-футуриста Владимира Маяковского. Этот художник стал флагманом языка нового времени, чье имя — яркий пример творческой принципиальности и многогранности в использовании художественных средств.

Источник

Авангардизм

Полезное

Смотреть что такое «Авангардизм» в других словарях:

АВАНГАРДИЗМ — (авангард) совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изо искусстве 1910 х гг. обозначен фовизмом и кубизмом. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с… … Большой Энциклопедический словарь

Авангардизм — (франц. avant gardisme, от avant garde передовой отряд, условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников XX в., для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики,… … Художественная энциклопедия

АВАНГАРДИЗМ — [фр. avant gardisme], АВАНГАРД [фр. avant garde] название ряда течений в искусстве XX в., порывающих с реалистическими традициями; авангардисты рассматривают искусство как особое, лишенное социальной значимости эстетическое занятие. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

АВАНГАРДИЗМ — (французское avant gardisme, от авангард), условное наименование художественных движений и объединяющего их умонастроения художников 20 в., для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с… … Современная энциклопедия

АВАНГАРДИЗМ — АВАНГАРДИЗМ, а, муж. 1. Стремление какой н. общественной группы к главенствующей роли в чём н. 2. Общее название разных течений в искусстве 20 в., отходящих от реализма и ищущих новые формы художественного выражения. | прил. авангардистский, ая,… … Толковый словарь Ожегова

авангардизм — сущ., кол во синонимов: 3 • авангард (6) • концептуализм (1) • течение (53) … Словарь синонимов

АВАНГАРДИЗМ — англ. vanguard ism; нем. Avantgardismus. Культ, движения, порывающие с существующими нормами и традициями и претендующие на выработку новых форм самовыражения общества и индивида. см. МОДЕРНИЗМ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Авангардизм — (фр. avant garde – передовой отряд) течение в поэзии и драматургии во 2 й половине ХХ в., выступавшее против реализма, внешнего правдоподобия. Утверждал условность и экпериментализм в области формы. Большой толковый словарь по культурологии..… … Энциклопедия культурологии

Авангардизм — (французское avant gardisme, от авангард), условное наименование художественных движений и объединяющего их умонастроения художников 20 в., для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

авангардизм — а, только ед., м. Общее название различных течений в искусстве и литературе ХХ в., отходящих от реализма и ищущих новые формы художественного выражения. Авангардизм в музыке. Влияние авангардизма. Родственные слова: авангарди/ст, авангарди/стский … Популярный словарь русского языка

Источник

АВАНГАРД В ЛИТЕРАТУРЕ, АВАНГАРДИЗМ

АВАНГАРД В ЛИТЕРАТУРЕ, АВАНГАРДИЗМ

Само слово авангард пришло из военной лексики, где им обозначается небольшой элитный отряд, прорывающийся на территорию противника впереди основной армии и прокладывающий ей путь, а искусствоведческий смысл этот термин, на правах неологизма употребленный Александром Бенуа (1910), обрел в первые десятилетия ХХ века. С тех пор классическим авангардом называют совокупность разнородных и разнозначимых художественных движений, направлений и школ, родившихся в лоне классического же или, говоря иначе, Первого модернизма и манифестировавших свою бунтарскую противопоставленность как современной им модернистской норме, так и, в особенности, традиционному представлению об искусстве, его задачах и формах. «Модернизм, – отмечает сегодня Лев Рубинштейн, – как бы принимает основные ценности традиционного искусства, но занимается обновлением художественных средств при решении так называемых вечных задач искусства. В этом смысле это то же традиционное искусство, но занятое новым языком для описания того же самого. Авангардизм же все время создает другое искусство, обновляет не средства его, а сам предмет искусства». Эти принципы, то есть демонстративный, а зачастую и агрессивный радикализм, «доминанта нетрадиционности», которую Алексей Зверев выделил как «главное отличительное свойство» всего явления в целом, а также скачок от установки на воссоздание действительности в узнаваемых и жизненно достоверных формах к ее тотальной аналитической деформации, авангардизм сохранил и в новом своем пришествии, которое, явившись эстетически острой реакцией на Второй период модернизма в нашей стране, совпало во времени с краткосрочным, но бурным торжеством «контркультуры» в западной художественной практике.

Теперь авангардизм «архивирован», пользуясь термином Бориса Гройса, ничуть не в меньшей степени, чем модернизм или, допустим, классицизм. Но так как арт-революционеры с неостывшим за столетие энтузиазмом по-прежнему готовы восклицать: «Авангард мертв, а я еще жив!», то имеет смысл, во-первых, инвентаризировать генетически общие черты и признаки этого явления в целом, а во-вторых, указать на отличия классического авангардизма от того, который, возродившись в 1950-1960-е годы и вступив позднее в драматические отношения союзничества-вражды с постмодернизмом, до сих пор ощущается как современный.

Итак, если говорить о константах, к их числу следует отнести:

а) безусловное предпочтение выразительности по сравнению с изобразительностью, а творческого процесса – творческим же результатам, что в области театра приводит к культу репетиций у Анатолия Васильева, в области кинематографа – к изнурительно долгим съемкам у Алексея Германа и Юрия Норштейна, а в области литературы – к приоритету черновиков перед уже тиражированными «шедеврами» (легендарная хлебниковская наволочка, набитая рукописями, – емкая метафора этого дискурса);

б) отказ от традиционного разделения литературы на профессиональную и непрофессиональную, сопровожденный энергичным неприятием всего, что маркируется как «академическое», «музейное», и, напротив, острым интересом к фольклору (прежде всего экзотическому), наивному искусству, графомании, творчеству детей, душевнобольных, алкоголиков и наркоманов;

в) сознательная, а подчас и шокирующая установка на «непонятность» как на способ преодолеть (или разрушить) автоматизм эстетического восприятия, поэтому, по словам Максима Шапира, «непонимание, полное или частичное, органически входит в замысел авангардиста и превращает адресата из субъекта восприятия в объект, в эстетическую вещь, которой любуется ее создатель-художник»;

в) стремление к стиранию граней между разными жанрами и, более того, отдельными видами искусств, увенчивающееся такими гибридными формами, как визуальная (в том числе вакуумная) и звучарная поэзия;

г) «инженерный» подход к комбинированию материалов, вроде бы случайно подвернувшихся под руку, и использование в своей практике достижений научно-технического прогресса, а также, – как подчеркивает Борис Гройс, – готовность и «способность придать ценность объекту, который этого “не заслуживает”, то есть не является ценным сам по себе, до и помимо его избрания художником» (знаменитый писсуар, внесенный Марселем Дюшаном в Лувр, и смятые, слегка чем-то запачканные листы, которые Сергей Проворов и Игнат Филиппов позиционируют в качестве визуальных стихов, в данном отношении эстетически синонимичны);

д) поиски собственного, «паспортизированного» жанра, техники или приема, которые в сознании публики и в памяти культуры будут отныне жестко связаны именно с этим и ни с каким другим именем (так, визитной карточкой Дмитрия Авалиани были листовертни, Александр Горнон эксклюзивно интересен фоносемантикой, а Лев Рубинштейн – это тот, кто пишет стихи на каталожных карточках);

е) активный жизнестроительный пафос, ибо биографии для авангардистов не меньший объект манипуляций, чем произведения искусства, и справедливо в этом смысле говорят о Дмитрии Александровиче Пригове, что его высшим творческим достижением является его же собственный имидж;

д) эпатажно-скандальный характер презентации авангардистами самих себя и своих произведений, благодаря чему эти презентации зачастую разыгрываются как спектакли или перформансы.

Все сказанное свидетельствует, что при своем, случившемся уже на нашем веку погружении в хаотичный, эстетически дряблый и этически раскоординированный контекст постмодерна с его тотальной иронией и принципиальным отказом от какого бы то ни было целеполагания как в искусстве, так и в жизни авангардизм должен был претерпеть серьезные трансформации. Он и претерпел – практически напрочь утратив свой утопизм и революционный порыв к переустройству не только искусства, но и действительности. Возможно, это случилось потому, что, – как не без иронии говорит Борис Гройс, – «в сталинское время действительно удалось воплотить мечту авангарда и организовать всю жизнь общества в единых художественных формах, хотя, разумеется, не в тех, которые казались желательными самому авангарду». Но как бы там ни было, а «сегодняшние авангардисты унаследовали не мессианские претензии, волю к власти и трибунность Маяковского, а хлебниковское амплуа частного, “маленького человека”, назначающего, конечно, “председателей Земшара”, но не возражающего против того, чтобы эти приказы оставались неосуществленными или осуществимыми исключительно в грезах». Авангардисты ныне либо прячутся от публики в свои лаборатории, открытые лишь узкому кругу посвященных (как Ры Никонова или Виктор Соснора), либо, в случае публичного манифестирования, больше напоминают деятелей шоу-бизнеса, чем памятник Маяковскому или Свободу на баррикадах.

Не исключено, что эта утрата социальных амбиций, когда жизнеустроительское проектирование заведомо направлено не на общество, а всего лишь на собственный имидж, явилась одной из причин маргинализации сегодняшнего авангарда, его выпадения из зоны художественного риска и фокуса читательских ожиданий. Впрочем, назовем еще две возможные причины. Вот первая, сформулированная Яном Шенкманом, который заметил, что «читатель эксперименты не любит. Потому что они редко когда удаются. На одного удачливого экспериментатора приходится пятнадцать – двадцать жертв прогресса и цивилизации. Их имена неизвестны, подвиг их бессмертен. Литературный процесс без них практически невозможен. Литература – вполне». А о второй причине деликатно сказала новосибирская исследовательница Е. Тырышкина: «Момент мастерства в авангардизме редуцирован», – и, можно также предположить, редуцировано и понятие таланта, творческой одаренности, которые в конечном счете – кто будет спорить? – решают в искусстве решительно все.

См. АКТУАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА; ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ; ИННОВАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ; МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА; МОДЕРН, МОДЕРНИЗМ; ПОСТМОДЕРНИЗМ; САУНД-ПОЭЗИЯ; ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ЛИТЕРАТУРЕ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *