Что такое alibaba group
Alibaba Group
Содержание
Активы
Конечные собственники
Компания Alibaba была основана учителем английского языка Джеком Ма (Jack Ma) в 1999 г. вместе с 18 друзьями. Ма занимает пост исполнительного директора и является самым богатым бизнесменом в Китае.
Собственники
На 2014 год около 22% группы Alibaba принадлежит американской компании Yahoo. Среди акционеров китайского холдинга есть и российские предприниматели. В 2011 г. часть средств вложил фонд DST Global Юрия Мильнера, а в марте 2014 г. стало известно, что к нему присоединился миллиардер Алишер Усманов.
Активы
На март 2015 года в число активов Alibaba Group входят:
Бизнес в России
Показатели деятельности
История
С бывшего сотрудника Alibaba сняты обвинения в изнасиловании коллеги
В начале сентября 2021 года китайская прокуратура закрыла дело против бывшего сотрудника Alibaba Group, обвиняемого в сексуальном насилии над коллегой-женщиной. Власти заявили, что инцидент более относится к совершению насильственного непристойного действия по отношению к человеку путем запугивания или нападения, изнасилованием это назвать нельзя.
Сотрудник Alibaba Group по фамилии Ван был задержан полицией в августе 2021 года после того, как женщина-сотрудник Alibaba разместила в корпоративном блоге компании пост, в котором говорилось, что менеджер и клиент изнасиловали ее во время командировки в город Цзинань на востоке Китая.
Она сказала, что начальство и отдел кадров не восприняли ее жалобу всерьез, что вызвало ожесточенную реакцию общественности на гиганта электронной коммерции, который позже все-таки уволил Вана и отстранил других руководителей. Полиция Цзинаня обвинила обоих мужчин в совершении насильственных непристойных действий, но не предоставила подробностей инцидента. Сотрудница в своем посте рассказала, что во время инцидента она была почти без сознания и проснулась без одежды.
Как сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на людей, знакомых с вопросом, Alibaba уволила 10 сотрудников за то, что они поделились снимками экрана с рассказом коллеги об обвинениях в сексуальном насилии. [3]
Увольнение руководителей из-за изнасилования сотрудницы
В начале августа 2021 года руководство Alibaba приняло решение уволить менеджера, которого одна из сотрудниц компании публично обвинила в изнасиловании.
Пострадавшая сотрудница написала в корпоративном блоге Alibaba пост, где и сообщила о том, что стала жертвой изнасилования. Инцидент произошел в конце июля 2021 года во время командировки, на нее напали начальник и клиент компании.
Сотрудница изначально обратилась в отдел кадров компании и потребовала уволить нападающего, однако реакции со стороны руководства не последовало. После этого она решилась рассказать об инциденте в корпоративной сети.
Как сообщила сотрудница, начальник вынудил ее отправиться в деловую поездку для встречи с одним из клиентов Alibaba. Во время встречи мужчина склонял пострадавшую к интимной связи и продолжал предпринимать попытки, несмотря на отказ. Сотрудница не исключает, что ей могли подмешать в напиток релаксант, так как она не может вспомнить, что с ней случилось после встречи в ресторане. Утром женщина оказалась в гостиничном номере клиента, а камеры видеонаблюдения зафиксировали, что начальник пострадавшей несколько раз входил и выходил из этого номера.
Генеральный директор Alibaba Дэниел Чжан немедленно отреагировал на инцидент после огласки. Он сообщил об увольнении обвиняемого сотрудника и проведении расследования. Чжан также сказал, что президент подразделения City Retail и глава отдела кадров подал в отставку из-за инцидента, а главный специалист по персоналу Alibaba получил выговор.
Исключение из списка ключевых предприятий Китая и повышение налога на прибыль
В августе 2021 г Alibaba предупреждает о повышении налогов в связи с усилением санкций правительства Китая, в будущем большинство интернет-компаний, скорее всего, больше не смогут пользоваться ставкой налога на прибыль в 10%.
В то время как стандартная ставка налога на прибыль в стране составляет 25%, высокотехнологичные предприятия пользуются 15%-ной ставкой, а еще более щедрая 10%-ная ставка предоставляется тем, кто работает с важным программным обеспечением.
Утечка 1,1 млрд записей пользователей
В середине июня 2021 года Alibaba сообщила о том, что стала жертвой многомесячной кибератаки, в рамках которой сотрудник компании-консультанта Alibaba с помощью ПО для сканирования веб-страниц похитил 1,1 млрд записей пользователей, включая их имена, телефонные номера и другие данные. В Alibaba утверждают, что злоумышленник не продал эти данные.
Китайский суд приговорил сотрудника и его работодателя к тюремному заключению на срок более трех лет. Оба человека также были оштрафованы на 100 000 юаней и 350 000 юаней соответственно за «посягательство на личную информацию граждан». По сообщению Alibaba, данные клиентов не попали к третьим лицам, пользователи не понесли каких-либо финансовых потерь. Представитель Alibaba отметил, что компания уделяет особое внимание вопросам обеспечения безопасности и конфиденциальности данных.
Утечка данных клиентов Alibaba произошла на фоне усиления контроля китайских властей за деятельностью ИT-гигантов, которая связана со сбором, обработкой и хранением массивов пользовательских данных. С 1 сентября 2021 года в стране начнет действовать закон, который предоставляет властям право штрафовать и закрывать технологические компании в случае «неправильного обращения с ключевыми государственными данными». Кроме того, Китай разрабатывает закон о защите личных данных пользователей, который должен быть принят позднее в 2021 году. [5]
Компанию обвиняют в том, что она оказывает давление на розничных торговцев, заставляя их предлагать свои товары исключительно в своем интернет-магазине.
Это самый большой штраф, когда-либо вынесенный регуляторами страны.
Создание компании для разработки электромобилей
В середине января 2021 года Alibaba в сотрудничестве с государственной компанией SAIC Motor и инвестиционным фондом развития высоких технологий регионального правительства Шанхая создала компанию для разработки электромобилей. Результатом партнерства первый полностью электрический седан Alibaba в рамках нового бренда IM. Подробнее здесь.
Отказ от должностей на глобальном уровне
27 октября 2020 года стало известно об отказе Alibaba от названий должностей на глобальном уровне, в том числе в России, где к проекту присоединилась дочерняя логистическая компания Cainiao Network.
По новым правилам сотрудники будут видеть в корпоративных мессенджерах, на интранет-порталах или в электронной почте название функции вместо должностей. Например, вместо позиции «директор по маркетингу» будет написано «функция маркетинга» или «функция корпоративных коммуникаций», рассказала она.
Исследование показало, что такая система очень важна для поколения Z (родившиеся после 2000 года). По словам Евгении Волковой, так выпускники вузов могут сразу на равных общаться с топ-менеджментом без привязки к их должности. Это изменение улучшило качество работы — в некоторых проектах скорость реализации увеличилась на 50%, отметила она.
Волкова добавила, что теперь в корпоративном мессенджере любой сотрудник может написать или позвонить руководителю любого уровня, в том числе основателю группы Джеку Ма и генеральному директору Дэниелу Чжану.
В компании отметили, что в период карантина, вызванного пандемией коронавируса COVID-19, сотрудники Alibaba стали чаще общаться онлайн и, как показал процесс групповых переговоров, указание должностей негативно влияет на общую дискуссию, а при взаимодействии напрямую с руководством снижается инициативность. [6]
На Alibaba подали в суд в 2015 году после того, как Государственное управление промышленности и торговли Китая (State Administration of Industry and Commerce, SAIC) выпустила экспертный доклад. В нём утверждалось, что компания разрешала продавать на своих платформах контрафакт — подделки товаров известных брендов. Более того, в какой-то момент большинство изделий на площадках Alibaba были контрафактными.
Однако этот Alibaba удалось договориться с SAIC об отсрочке публикации отчета, чтобы не омрачить запланированный выход на биржу.
SAIC обнародовало документ после IPO, и, когда это произошло, американские депозитарные акции Alibaba упали в цене на 12,8%. Инвесторы обвинили компанию в мошенничестве с ценными бумагами.
Сама Alibaba и её непосредственные руководители не признают вину. Однако они согласились урегулировать разбирательства выплатой компенсации. Заключенное соглашение адвокаты истцов назвали «по сути справедливым, разумным и адекватным».
Alibaba не раз обвиняли в том, что её торговые онлайн-площадки используются для продажи подделок. В суд против китайской компании подавали такие известные бренды, как Gucci и Yves Saint Laurent.
К апрелю 2019 года Alibaba, а также Amazon, eBay и другие крупные компании из электронной коммерции проводят активные меры по борьбе с распространением контрафактных товаров и вкладывают немало денег в это, отмечает Reuters. [8]
Создание полупроводникового бизнеса
19 сентября 2018 года Alibaba Group сообщила о создании полупроводникового подразделения — Pingtouge. Китайский интернет-гигант решил заняться разработкой собственных процессоров, чтобы снизить зависимость от иностранных технологий. Кроме того, инициатива отражает стремление Alibaba продолжить укрепление позиций на рынках облачных сервисов и интернета вещей. Подробнее здесь.
Инвестиции в швейцарско-российского разработчика AR-решений для авто WayRay
Фактический глава Alibaba Джек Ма уходит в отставку
10 сентября 2018 года Джек Ма в день своего рождения заявил об уходе с поста председателя совета директоров и фактического главы китайского интернет-гиганта Alibaba Group. Бизнесмен решил сосредоточиться на благотворительной деятельности и образовании. Подробнее здесь.
Консолидация медицинского бизнеса
Создание искусственного интеллекта, понимающего текст лучше людей
В январе 2018 года Alibaba представила систему искусственного интеллекта, которой первой в мире удалось превзойти людей по пониманию прочитанного текста.
Нейросеть Alibaba испытали в одно из самых сложных тестов в области когнитивной обработки текстов — Stanford Question Answering Dataset (SQuAD). Его создали в Стэнфордском университете. Опросник включает более 100 тыс. пар вопросов и ответов, базирующихся более чем на 500 статьях из «Википедии». Ответы на вопросы могли быть как прямо указаны в статьях на портале, так и вытекать из прочитанного фрагмента текста.
В SQuAD разработка Alibaba набрала 82,44 балла из 100 возможных, тогда как самый высокий показатель у людей составлял 82,304 балла. В 2018 году ИИ от Microsoft также опередил человеческий результат, получив оценку в 82,65 балла, что меньше, чем у Alibaba. Microsoft побила рекорд людей после Alibaba.
По словам старшего научного сотрудника по обработке естественной речи в созданном Alibaba Институте технологий и искусственного интеллекта Ло Си (Luo Si), полученные результаты говорят о том, что машины могут с большой точностью отвечать на объективные вопросы, например, на вопрос о том, что вызывает дождь.
По сообщению Bloomberg, компьютеры догоняют или даже превосходят людей во многих сферах, однако некоторые виды деятельности все еще не доступны современным технологиям. В частности, это касается алгоритмов обработки естественного языка: эффективное извлечение из текста отдельной информации, а также ее усвоение с целью дальнейшего использования до недавнего времени оставалось привилегией людей. [9]
15 млрд инвестиций в инноваций и строительство R&D-центра в Москве
11 октября 2017 года Alibaba Group объявила о крупных инвестиций в исследования и разработки новых технологий, в том числе в искусственный интеллект (ИИ) и облачные вычисления.
Alibaba запустила инициативу под названием DAMO Academy (Discovery, Adventure, Momentum и Outlook — открытия, приключения, импульс и перспективы). В рамках нее компания откроет несколько R&D-лабораторий — в Пекине и Ханчжоу (Китай), Сан-Матео и Белвью (США), Москве (Россия), Тель-Авиве (Израиль) и Сингапуре.
Специалисты этих центров (всего планируется набрать около 100 человек) будут работать над финансовыми технологиями, искусственным интеллектом и квантовыми вычислениями. К октябрю 2017 года в Alibaba работает около 25 тыс. инженеров.
Генеральный директор Alibaba Джек Ма (Jack Ma) отметил, что программа DAMO Academy должна не только способствовать заработку компании, но и решать общественно важные проблемы. Кроме того, новая исследовательская инфраструктура поможет Alibaba выполнить задачу по увеличению клиентской базы до 2 млрд в течение 20 лет, передает агентство Reuters заявление интернет-холдинга. [10]
Alibaba увеличивает инвестиции отчасти потому, что Пекин уделяет первостепенное внимание финансированию проектов в области квантовых вычислений, ИИ и больших данных, призывая власти провинций, университеты, военные предприятия и частные компании активизироваться в разработке передовых технологий в тех областях, в которых Китай отстает от развитых стран.
AliExpress и Tmall вступили в РАЭК
«Российская Ассоциация электронных коммуникаций» 3 октября 2017 года объявила о вступлении в организацию подразделения Alibaba Group, которое отвечает за направление электронной коммерции и бренды AliExpress и Tmall в России.
Заявка на вступление в ассоциацию была подана незадолго до вывода на рынок одного из главных брендов Alibaba – маркетплейса Tmall: он построен на базе платформы AliExpress и сосредоточился на продаже ассортимента из более дорогих ценовых категорий со своего склада в России.
По мнению директора РАЭК Сергея Плуготаренко, вступление AliExpress и Tmall в ряды членов РАЭК окажет позитивное влияние на отрасль электронной коммерции.
2015: Облака: Alibaba бросает вызов Amazon и Microsoft
29 июля 2015 года стало известно о планах Alibaba Group по мировому облачному рынку. Китайский интернет-гигант намерен составить конкуренцию лидерам, таким как Amazon и Microsoft.
Как рассказал президент Aliyun Саймон Ху (Simon Hu), большинство клиентов компании, имеющих зарубежный бизнес, прописаны в Китае. Привлекать заказчиков из США очень непросто, поскольку бренд Aliyun и его продукты там незнакомы, однако это не мешает компании строить амбициозные планы по международной экспансии.
«Amazon потребовалось 10 лет для того, чтобы добиться сегодняшних показателей. Aliyun работает шестой год, и мы надеемся, что сможем догнать или опередить Amazon в ближайшие 3–4 года», — цитирует господина Ху издание The Wall Street Journal в публикации от 29 июля 2015 года.
«Amazon, Microsoft и другие уже заложили для нас основу, приспособив к облакам США и Европу, что обеспечило нам больше возможностей присоединиться к этой борьбе», — отметил Саймон Ху.
2014: Крупнейшее IPO в истории
По объему привлеченных средств Alibaba обошла не только Facebook. Этот объем оказался больше, чем у любой другой компании на фондовом рынке США. Иными словами, IPO Alibaba стало крупнейшим за всю историю.
2011: Мильнер предлагает Alibaba Group приобрести пакет ее акций
23 сентября 2011 г. стало известно, что возглавляемый Юрием Мильнером инвестиционный фонд DST Global вместе с американским фондом Silver Lake и китайской частной инвестиционной фирмой Yunfeng Capital выдвинут тендерное предложение для сотрудников и акционеров китайской Alibaba Group о приобретении их акций.
Как отмечают аналитики, одной из основных причин данного предложения для Alibaba Group является предоставление возможности своим сотрудникам продать акции компании. В Китае не существует активных рынков для торговли акциями частных компаний, как в США, тогда как выходить на биржу в ближайшем будущем Alibaba также не планирует.
В ходе сделки приобретаться будут лишь те акции Alibaba, которые сейчас принадлежат сотрудникам и акционерам компании, то есть сам холдинг не получит никаких дополнительных средств. Завершение сделки должно состояться к концу декабря 2011 года.
14 сентября 2011 г, издание All Things Digital также сообщало о том, что фонды DST Global и Silver Lake, вместе с венчурной фирмой Andreessen Horowitz, а также целым рядом других инвесторов, рассматривают возможность совместного предложения о полном приобретении компании Yahoo. Если это действительно произойдет, в руках у DST и Silver Lake окажется значительная доля китайского интернет-гиганта.
Как устроена Alibaba Group
Понемногу рассказываю про устройство ИТ-рынка в Китае, в этот раз структурированный разбор ecommerce-гиганта.
Кроме огромной стоимости, в большинстве остальных компаний страны есть инвестиции от одной из этих трёх. В этой статье разберём бизнес Alibaba Group.
Грубо говоря, EBITDA отличается от чистой прибыли тем, что не включает в себя налоги и «разовые» расходы — и поэтому лучше показывает здоровье операционного бизнеса.
Основа компании — ecommerce-проекты. Они генерируют 86% выручки, прибыльны и финансируют другие инициативы.
Вопреки стереотипам о важности AliExpress, главный сегмент — внутренняя розница, на неё приходится 74% выручки группы.
Это товарный маркетплейс, на котором торгуют как маленькие перекупщики, так и большие бренды. В отличие от «Яндекс.Маркета», который чаще используют как price comparison, чтобы найти самый дешевый iPhone — на TaoBao много, например, одежды, которую нельзя сравнивать только по цене. Также нет перехода на сайт магазина, вся продажа происходит на TaoBao.
Запустились в 2003 году и за два года победили конкурентов, включая купленного eBay EachNet, за счёт бесплатных листингов и функций вроде чатов с продавцами и безопасных платежей Alipay, пластиковых карт у жителей тогда было мало. Листинги до сих пор бесплатны, зарабатывают на рекламе продавцов внутри сервиса, поднятиях в рейтингах и так далее.
В 2008 году полностью закрылись от индексирования поисковиком Baidu и стали стартовой точкой входа для шоппинга. Это принципиально важно, в итоге именно TaoBao владеет своими пользователями. Сейчас рекламная выручка Alibaba Group больше, чем у самого Baidu.
На старте был небольшой раздел с подержанными товарами, на котором обыватель продавал, например, свою старую детскую коляску в одном экземпляре. В 2015 году вывели эту часть в отдельный проект Idle Fish вроде нашей «Юлы».
По замыслу здесь продаются товары самих брендов, включая престижные зарубежные, и официальных реселлеров. Кроме того, в отличие от TaoBao, Tmall уже зарабатывает на комиссии. Сейчас GMV совпадает с TaoBao.
GMV — красивое название товарооборота маркетплейса. Например, для «Юлы» это суммарная стоимость проданных за период товаров.
Весь Китай пользуется TaoBao и Tmall: в стране 1,4 млрд жителей, из них 750 млн пользуются интернетом, а 515 млн покупали что-то на этих сервисах за последний год. По пользователям в результате растут медленно — 16%. С этим стараются бороться всеми способами: например, Cun Taobao — специальный сайт и интернет-кафе в деревнях, где сотрудники помогают крестьянам покупать товары.
Ну и очевидно, но Alibaba Group — мобильная компания. Если в 2013 году на мобильные приложения приходилось 10% GMV, то сейчас ситуация ровно противоположна.
1 688, облака и расчеты: как устроен бизнес Alibaba
Alibaba Group — китайская диверсифицированная корпорация. Это площадка для электронной коммерции, облачные вычисления, финтех и многое другое. Компания пока что не уперлась в потолок развития, но от того, как она себя поведет дальше, может зависеть ее судьба.
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса зарубежных эмитентов. Идею обзора Alibaba предложил читатель Володя Килин в комментариях к обзору Amazon. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
На чем зарабатывают
Alibaba занимается сразу многими видами деятельности. Если открыть годовой отчет компании, мы увидим несколько сегментов.
Основной торговый бизнес компании. Это главным образом площадка для электронной торговли, подобная той, что есть у Amazon. Здесь есть следующие источники выручки:
Облачные вычисления. Это эластичные вычисления, хранение данных, визуализация сети и т. д. О клиентах компания не рассказывает, но я уверен, что, как и у Amazon, все потребители тут — юридические лица.
Цифровые медиа и развлечения. Это Youku — китайский аналог YouTube, кинокомпания Alibaba Pictures, а также сервисы для чтения книг, стриминга музыки и т. д.
Инновационные инициативы и другое. Это разные технологические бизнесы компании вроде навигационного сервиса Amap, платформа для профессиональной коммуникации DingTalk и пр.
Также у компании есть нецелевые бизнесы типа доли в финансовом холдинге Ant Group.
Теперь подробнее разберу, как работает основной бизнес компании, то есть розничная торговля в Китае. Есть три основных источника доходов:
Alibaba — это по большому счету огромный конгломерат разных направлений, каждое из которых по отдельности представляло бы собой крутой бизнес.
Например, компания Ant Group на 33% принадлежит Alibaba. На платформе Ant работает платежная система Alipay, через которую проходят финансовые операции на торговой площадке. Мало того что объем платежей, проходящих через Alipay, серьезно превышает объемы некоторых западных аналогов, так еще и головная компания Ant Group, кроме проведения платежей, занимается множеством других операций, объема которых хватило бы на десяток инвестфондов и банков помельче.
Все-таки Amazon или нет?
Сходства. Начав с интернет-коммерции, обе компании пытаются преуспеть в куче разных бизнесов. Так, Alibaba уже делает то, что я предполагал для будущего компании Джеффа Безоса в обзоре Amazon: китайская компания заходит в сферу ремонта автомобилей, комбинируя услуги в реальном мире с использованием онлайн-приложений для обработки заказов.
У обеих компаний есть мощная и разнообразная экосистема, развивающаяся вокруг электронной коммерции. Растущей армии пользователей и контрагентов предлагаются все новые варианты потребления и сотрудничества.
Кроме того, обе компании совмещают достижения онлайновой и физической розницы с заказами по интернету и самовывозом из ближайшего магазина.
По сути, зарубежные продажи Alibaba это 7—9% от всей ее выручки против почти трети у Amazon. Китайские сервисы музыки и видео мало кому интересны в той же Германии. Есть периферийные страны вроде России и ряда стран Европы, где площадки Alibaba имеют заметное присутствие, но все-таки у Amazon географический размах операций пошире.
Даже если смотреть на такую хитрую метрику, как скорректированная EBITA, где можно манипулировать числами, то облачные операции Alibaba все равно будут убыточными. И тут не помог даже 2020 год с его массовым переходом бизнесов на виртуальную работу: хоть китайские компании и увеличили траты на облачные вычисления в этом году на 70%, в итоге облачный бизнес Alibaba все равно остался убыточным.
Я не знаю, как Alibaba смогла сделать онлайн-коммерцию высокорентабельным бизнесом. Но что есть, то есть.
Инвестиции — это не сложно
Ох, Китай…
Поскольку компания китайская, у этого есть свои плюсы и минусы. Начнем с плюсов.
«Кто не понял, тот поймет». На Alibaba приходится 58,2% рынка электронной коммерции в КНР, что сильно больше доли Amazon в США, равной 38%. Если бы дело было в США, то компанию кошмарили бы регуляторы и, скорее всего, ее бы уже насильно разделили на несколько разных компаний.
Но в КНР крупный бизнес не может не быть связан с правящими кругами и не может успешно оперировать без явной протекции со стороны власть имущих, поэтому за фактическую монополию компанию трогать точно не будут. А если компанию и будут трогать, то уже не ради поддержания конкуренции, а из-за борьбы драконов под ковром. Вдруг Джек Ма наболтает лишнего про Гонконг или поссорится с родственником главы государства.
«Жить стало лучше, жить стало веселее». За минувшие 10 лет китайская экономика сильно изменилась. Alibaba стоит в авангарде этих изменений. Это высокотехнологичный диверсифицированный бизнес, отражающий трансформации, происходящие в обществе, например рост электронной коммерции и безналичных платежей, и при этом Alibaba — активный участник этих трансформаций.
И трансформация эта еще не закончена. Внутреннее потребление дает чуть меньше 40% ВВП КНР — против 70% в США, и Alibaba еще может расти за счет роста потребления внутри КНР. Общество в КНР все больше цивилизуется, что видно по росту специфических судебных дел. Это хорошо для бизнеса Alibaba, который, как и всякий сложный технологический бизнес, может по-настоящему развиваться только в обществе с более-менее высоким уровнем взаимного доверия и хорошей судебной системой.
С другой стороны, китайская прописка создает серьезные риски для инвесторов.
Сравнение с Amazon тут явно не в пользу Alibaba: глава Amazon — фактически враг действующего президента США, на него наезжают регуляторы, но ни ему, ни компании за это ничего не делается, никто его в лес не вывозит. Акции растут, бизнес растет, все замечательно. А в КНР достаточно перейти дорогу не тому человеку — и можно потерять все. Смотрите историю Гуо Венгуя. Разговоры про рост среднего класса и количество судебных разбирательств вне контекста — это тоже так себе аргумент.
Разговоры про грядущий век китайского величия не учитывают реальной ситуации в самом Китае, откуда все, у кого есть хотя бы миллион долларов, бегут толпами, как и из РФ. Как сказал американский профессор Марк Блайт про возможность использования юаня всем миром в качестве альтернативы доллару: «А что Китай? Я могу туда поехать и исчезнуть. Это не способствует доверию. Пока у вас такие политические порядки, вы не можете всерьез рассуждать про мировую валюту».
Как показывает практика, бизнес Amazon куда более «международный», а вот Alibaba привязана к Китаю. Какие-то успешные проекты у нее реализуются только в не очень развитых и не очень богатых странах типа Турции или Бангладеш.
Здесь неважно, что у Alibaba P / E в 4 раза меньше, чем у Amazon, потому что риски у обеих компаний просто несравнимы. Amazon, если что, будет судиться с регуляторами у себя в стране и, может быть, даже победит. А вот Alibaba закроют за 5 минут «because f**k you, that’s why». И даже непонятно, откуда именно ждать угрозы: или конгресс США сделает гадость, или на развивающейся родине бизнес отожмут.
К слову, в Китае это прекрасно понимают. Основатель TikTok развил американский сегмент бизнеса компании, что и привело к истории про насильственную продажу TikTok, как раз чтобы снизить риск ориентации на один только Китай. Но даже если Alibaba планирует снижать зависимость от Китая, претворение такого плана в жизнь может занять многие годы, а то и целые десятилетия, и потребует значительных усилий.
Резюме
В целом Alibaba можно считать китайским Amazon. Компания успешно развивается и использует все имеющиеся у нее преимущества. Но перспективы роста компании напрямую зависят от состояния дел в китайской экономике, где далеко не все зависит от потребителей и поставщиков товаров и услуг и где рост определяется настроем правительства.
Несмотря на крепкие основы бизнеса и потенциал развития, Alibaba, как и все эмитенты из развивающихся стран, кажется мне априори рискованной инвестицией. Китайская прописка может означать все самое плохое, от подделки отчетности до перманентных рисков раскулачивания компании. А так перед нами эффективный и перспективный бизнес.
Я думаю, что компания сможет хорошо заработать на грядущем IPO Ant Group и вложит эти деньги в еще какие-нибудь интересные проекты.
Vladimir, «Не удивительный ход мысли для россиянина, не знакомого с Китаем и Alibaba, но зачем такие беспочвенные рассуждения здесь?»
Есть что сказать по существу, например про бегущих из КНР богачей?
Ну чё, будут ещё желающие поумничать про то как я неправ про КНР? Кекеке 😼
The brief statement from China’s State Administration of Market Regulation said that the investigation into Alibaba had been opened recently after complaints.
In a worst-case scenario, Alibaba could be a fined up to 10 per cent of its previous year’s sales
Scott Yu, Zhong Lun law firm
In a related development, regulators led by China’s central bank said they would “supervise and guide” the group’s financial services arm, Ant Group, on issues related to fair competition and consumer protection.
In a statement, Ant confirmed that it had received a “meeting notice” from regulators and would “seriously study and strictly comply with all regulatory requirements”.
The move to investigate the country’s largest ecommerce company, which has been expanding into bricks-and-mortar retail and cloud computing, among many other new business lines, marks the most aggressive action by regulators yet to tackle the growing heft of China’s tech companies.
“This is China’s first antitrust investigation into a Chinese internet company for abusing its market dominance,” said Scott Yu, an antitrust expert at Zhong Lun law firm. “In a worst-case scenario, Alibaba could be a fined up to 10 per cent of its previous year’s sales.”
After years of allowing companies such as Alibaba and its rival Tencent the freedom to grow with few restrictions, Beijing has in recent months changed tack.
Last month, regulators released the first draft of antitrust guidelines for the internet sector, sending shares in the industry tumbling. Analysts said Alibaba had the most at stake.
The rules came soon after Alibaba and Ant founder Jack Ma made a speech in Shanghai challenging regulators and attacking state-owned banks. The speech set in motion new rules for online lenders. Many believe it also spurred regulators to cancel Ant’s Shanghai and Hong Kong initial public offering, which was set to be the world’s largest.
For years, China’s tech companies have forced merchants who want to sell on their platform to choose which side they are on or face consequences, such as restrictions on the amount of customer traffic directed to their online shopfronts.
Last year, for example, the world’s largest microwave-oven maker, Galanz group, accused Alibaba of directing traffic away from its store on Tmall after it started selling on rival site Pinduoduo. Galanz said its sales dropped calamitously after it failed to show loyalty to Alibaba.
JD and Pinduoduo, both backed by Tencent, have also sued Alibaba for such behaviour, alleging the company abused its dominant position to prevent merchants from selling on their platforms. Alibaba previously declined to comment on the lawsuit.
- Что такое alibaba cloud
- Что такое aliens в huawei