Что такое agile команда
Agile
Agile — это группа методик для гибкого управления проектами в команде разработки. Рабочий процесс при таком подходе разбивается на небольшие временные промежутки, их еще называют спринтами (от английского sprint — бег на короткую дистанцию) или итерациями. Во время каждого спринта команда разработки создает часть продукта, которую можно протестировать и оценить. Такой подход позволяет вносить существенные изменения в проект, даже когда разработка в самом разгаре.
Например, команда уже спроектировала интерфейс нового онлайн-кинотеатра, в котором есть плеер, загружен каталог фильмов, есть подборки по истории просмотра пользователей и даже технология распознавания актеров по лицам. Когда начинается новая итерация, выясняется, что пользователям не хватает возможности распознавания саундтреков прямо внутри плеера, потому что во время просмотра фильма не хочется открывать Shazam. Уже на следующем этапе разработки команда начинает разработку и внедрение этой функции.
Принципы работы Agile — это полная противоположность другому подходу в разработке — Waterfall (водопад). В ней работа над продуктом строится по другой логике:
Процессы разработки в этой методологии не получится откатить назад, команда возвращается к предыдущим этапам, только если что-то работает неправильно и работает по техническому заданию. Из-за этого проблемы в работе продукта (приложения, сайта, ПО) выявляются довольно поздно — только на этапе тестирования, — а на выходе может получиться продукт, который совершенно не соответствует ожиданиям клиента или работает не так, как нужно.
Научитесь методикам управления проектов в команде разработчиков и превратите хаос в систему! Промокод на скидку +5% — BLOG.
Типы Agile-методологий
Agile — это общее название нескольких методик, объединенных идеей гибкости работы. В эту группу входят разные методы, например:
Принципы Agile
Agile-подход к разработке строится на нескольких принципах:
Как устроена Agile-команда
Работать по методологии Agile значит отказаться от стандартных принципов управления, потому что это не способ руководства, а способ взаимодействия. Это означает, что каждый участник команды имеет равнозначные позиции относительно других. Внутри проектов распределяются роли, которые берут на себя сотрудники из разных отделов. В сфере IT самые необходимые роли в Agile-проекте — это:
При этом даже человек на должности product owner формально не является руководителем, он просто берет на себя ответственность за формулировку требований к продукту: доносит до остальной команды видение того, как должен выглядеть продукт и каким функционалом он должен обладать.
Читайте также: Главные профессии в IT
В Agile-командах важна кросс-дисциплинарность. Специалистам недостаточно разбираться только в своей области, для продуктивного взаимодействия необходимо понимание того, как организована работа коллег. Если дизайнеры понимают, как рассчитать объем работы разработчиков, а разработчики без объяснений понимают, для чего в макете нужны определенные элементы, команда работает эффективнее.
По методологии Agile организована работа, например, в Netflix. Огромный коллектив стримингового сервиса разделен на множество команд, и у каждого сотрудника есть своя сфера ответственности, качество которой он обеспечивает. Каждая команда сосредоточена на решении проблем в своей предметной области, но, если нужны дополнительные инструменты, общие для нескольких команд разработчиков, начинается сотрудничество.
Как внедрить Agile-подход
При переходе на новую модель компании могут допустить ошибки:
Чтобы внедрить Agile, можно постепенно тестировать методологию на небольших группах. Сначала запускается первая волна Agile-команд, их работа оценивается с точки зрения финансовых показателей, эффективности и вложений в реорганизацию. Если по всем показателям прослеживается положительная динамика, то эксперимент можно продолжать.
Важно помнить, что реорганизация затронет несколько сторон, поэтому обучающую и подготовительную работу нужно будет проводить не только с командой, но и с клиентами. Бывает, что некоторые не готовы к тому уровню вовлеченности, которого требует Agile.
Освойте перспективную IT-профессию на стыке разработки, системного администрирования и бизнеса.
Что такое Agile
Поговорим о том, что представляет собой методология Agile, как она работает, как устроена Agile-команда и почему это направление так популярно.
Понятие Agile
Agile (или «гибкая разработка») – это не отдельная методология, а целая серия методик, объединенная в единое явление. То есть это набор практик, позволяющих более эффективно развивать проекты за счет измененного подхода как к организации команды, так и к отношению к выполняемой работе в целом.
Описываемая методология отличается от других стратегий, так как не подразумевает «управление» в его классическом понимании и акцентирует внимание на взаимодействии разных сотрудников друг с другом независимо от занимаемых должностей и иерархии в компании.
Основные принципы
В манифесте «гибкой разработки» лежат четыре ценности:
Штат сотрудников важнее используемых инструментов. Нужно ориентироваться на найм профессионалов и создание эффективной рабочей среды для них, нежели подгонять все под требования используемого ПО и т.п.
Важен продукт. Поэтому нужно с ходу акцентировать внимание на качестве создаваемого приложения, а не на документации, прилагающейся к нему.
Лояльное взаимодействие с заказчиком должно быть важнее заключенного контракта. Гибкость должна проявляться и в отношении клиентов.
Сотрудники должны уметь быстро адаптироваться под изменяющиеся условия, а не всегда строго действовать по плану.
Классическая методика управления проектами
В стандартной методологии управления существует ряд проблем, таких как:
задержки в выполнении всей работы из-за задержек в работе одной из частей команды;
большие потери времени на этапе планирования проекта;
трата сил и времени на попытки четко следовать намеченному плану.
Чтобы их решить, нужно отказаться от действующей парадигмы разработки, когда вся команда строится по иерархии, а реализация проекта сводится к поэтапному решению задачи за задачей. Нужно перейти на гибкую модель, позволяющую сместить фокус с обозначенных проблем и повысить общую эффективность.
«Сделано» – лучше, чем «идеально»
Одна из главных отличительных черт Agile-методологии – фокусировка на результате. Agile-команда не тратит время на подготовку документации и избыточное планирование. Она сразу переходит к разработке и пытается в кратчайшие сроки предоставить рабочее демо – прототип, который заказчик сможет самостоятельно оценить уже на ранних этапах реализации идей.
Исповедуя Agile, программисты реализуют функцию за функцией. Каждый этап разработки именуется итерацией. Он длится одинаковый период времени, а его итогом должно стать появление в развиваемом продукте новой функции (или ряда функций).
Итерации ускоряют разработку и позволяют вывести на рынок функциональное приложение за гораздо меньший период времени, чем при использовании классических методов.
Как организована Agile-команда
В Agile-команде почти все сотрудники равны. Вместо вертикальной иерархии используется горизонтальная схема. Даже владелец продукта здесь является не руководящим лицом, а носителем информации о том, каким должен быть итоговый результат. Он не выше и не ниже рядовых разработчиков.
В подобной команде необходимо сформировать коллективную ответственность, чтобы каждый разработчик без «приказов сверху» принимал участие в развитии проекта, генерировал идеи, делегировал задачи и т.п.
Также важной чертой члена Agile-команды является стремление к расширению своих компетенций. Программисты помогают маркетологам, маркетологи погружаются в код. Все тесно взаимодействуют во благо конечного продукта.
Как внедрить Agile в свою компанию
При внедрении «гибкой разработки» придется пожертвовать действующими принципами работы и внести три крупных изменения в деятельность команды:
Упразднить классическую иерархию и прийти к тому, чтобы все разработчики, маркетологи и менеджеры могли нести персональную ответственность за продукт и его развитие.
Вынудить всех работать в режиме итераций и с каждой итерацией привносить в разрабатываемый продукт что-то новое и в то же время значимое.
Доходчиво объяснить заказчикам и начальству новый принцип работы и донести выгоды, которые он в себе несет, чтобы по ходу деятельности не возникло недопониманий.
По началу эти изменения сильно ударят по привычному ритму работы. Классическая методология не отпустит сразу и долгое время будет о себе напоминать, но после нескольких итераций выгоды от перехода на новую методологию станут ощутимы.
Вместо заключения
Внедрение Agile – непростая задача. Возможно, понадобится более глубоко изучить тему, опираясь на материалы пионеров в этой области, или же пройти дополнительные курсы, так как на начальных этапах перехода сотрудникам все же потребуется менеджер, знающий, во что должна превратиться команда и как этого достичь с минимальными потерями.
Как объяснить бабушке, что такое Agile за 15 минут с картинками
«Любое дело всегда длится дольше, чем ожидается, даже если учесть закон Хофштадтера.»
— закон Хофштадтера
Самый просматриваемый ролик на YouTube по теме agile. 744 625 просмотров на момент публикации данной статьи. Легкий стиль изложения, картинки и всего 15 минут — лучшее что я видел. TED отдыхает.
Это Пэт, владелец продукта. Она не знает технических деталей, зато обладает видением общей картинки, знает, зачем мы делаем продукт, какие проблемы он будет решать и для кого.
Это заинтересованные лица. Они будут использовать продукт, поддерживать его или будут как-то еще вовлечены в разработку.
Это пользовательские истории. В них выражены пожелания заинтересованных лиц. Например, «у системы бронирования авиабилетов у пользователя должен быть поиск по рейсам».
У заинтересованных лиц много идей, и Пэт помогает сделать из идей пользовательские истории.
Это команда разработчиков. Те, кто будет строить рабочую систему.
Пропускная способность
Так как команда использует гибкую методологию разработки, они не копят все эти истории до большого релиза, наоборот, они выпускают их сразу и как можно чаще. Обычно они выпускают 4-6 пользовательских историй в неделю. Это их пропускная способность. Ее очень просто измерить — количество пользовательских историй за 7 дней.
Некоторые истории большие, их можно считать за две, некоторые маленькие, их можно считать за половину.
Для того чтобы поддерживать этот ритм и чтобы не завязнуть в ручном регрессивном тестировании, команда усиленно работает над автоматическим тестированиеми постоянной интеграцией. Поэтому на каждую фичу приходится писать автотесты, и большая часть кода имеет встроенные автотесты.
Проблема заключается в том, что заинтересованных лиц очень много и их запросы невозможно удовлетворить 4-6 историями в неделю.
Каждый раз когда мы реализуем пользовательскую историю, у них появляется еще несколько идей, из которых вытекает еще больше запросов.
Что произойдет, если мы будем делать все, о чем они нас просят? У нас будет перегруз.
Допустим, команда возьмется сделать 10 новых историй за эту неделю.Если на входе 10 а на выходе 4-6, то команда будет перегружена. Будет спешить, переключаться между задачами, терять мотивацию, в итоге снижается производительность и качество. Это заведомо проигрышная стратегия.
Scrum и XP в этом случае используют метод “вчерашняя погода”. Команда говорит: “За последнее время мы делали 4-6 фич в неделю, какие 4-6 фич мы будем делать на следующей неделе?”
Задача владельца продукта в том, чтобы грамотно выбирать, какие именно пользовательские истории будут реализованы на этой неделе.
Kanban рекомендует ограничиться несколькими задачами — WIP limit. Допустим команда решает, что 5 — это приемлемое количество пользовательских историй, над которыми они смогут работать одновременно без перегруза, не перескакивая с одной на другую.
Оба эти подхода хорошо работают и оба они создают очередь задач, которые в Scrum называется Backlog, или приоритезированный список задач.
Этой очередью тоже необходимо управлять.Если заинтересованные лица запрашивают 10 историй в неделю, а команда реализует 4-6 историй, то эта очередь будет становиться все больше и больше. И скоро ваш Backlog будет расписан на полгода вперед. То есть одна история будет ждать выхода 6 месяцев.
Есть только один способ держать список задач под контролем — это слово “нет”
Это наиболее важное слово для владельца продуктом. Он должен тренировать его каждый день перед зеркалом.
Сказать “да” — легко. Но более важная задача — решать, что не надо делать и нести за это ответственность. Владелец продукта так же определяет последовательность, что делаем сейчас, а что позже. Это сложная работа и выполнять ее следует вместе с командой разработки и минимум одним заинтересованным лицом.
Для того, чтобы правильно расставить приоритеты, владелец продукта должен понимать ценность каждой истории и ее объем.
Принятие решений
Некоторые истории крайне необходимы, а некоторые просто бонусные фичи. На разработку одних историй уйдет пару часов, на разработку других — месяцы.
Как соотносится размер истории и ее ценность? Никак. Больше не значит лучше. Ценность и сложность задачи — вот что помогает Пэт расставлять приоритеты.
Как владелец продукта определяет ценность и объем истории? Никак. Это игра в угадайку. И лучше в ней участвовать всем. Пэт постоянно общается с заинтересованными лицами, чтобы знать ценность каждой истории, общается с командой разработчиков, чтобы знать объем работ, но все это приблизительные догадки, никаких точных цифр. Вначале всегда будут промахи и это нормально. Гораздо большую ценность представляет общение, чем сверхточные цифры.
Каждый раз когда разработчики выпускают что то новое, мы узнаем больше информации и можем лучше ориентироваться.
Одной приоритезации недостаточно. Чтобы выпускать истории быстро и часто, нужно разбивать на кусочки, которые можно сделать за пару дней. Мы хотим чтобы в начале воронки были маленькие и четкие истории а в конце — большие и неопределенные. Вовремя делать такую разбивку мы можем воспользоваться нашими последними открытиями относительно продукта и нужд пользователя. Это все называется очистка Backlogа.
Пэт проводит встречу по очистке Backlogа каждую среду с 11 до 12. Обычно на ней собирается вся команда и иногда несколько заинтересованных лиц. Содержание встреч бывает разным. Фокусировка на оценке, на разбивке историй, на критериях приемки.
Владелец ИТ-продукта должен постоянно со всеми общаться
Матерые владельцы продукта выделяют 2 компонента успеха: страсть к работе и общение. Какие задачи владелец продукта решает месте с командой.
Баланс между сложностью разработки и ценностью пользовательской истории
На ранней стадии балансу угрожает неопределенность и сразу несколько рисков.
Риски
Бизнес риск: «Правильную ли вещь мы делаем?»
Социальный риск: «Сможем ли мы сделать то что нужно?»
Технический риск: «Будет ли проект работать на данной платформе?»
Риски со стоимостью и сроками реализации: «Успеем ли и хватит ли денег?»
Знание можно рассматривать как противоположность риску. Когда неопределенность большая, мы фокусируемся на приобретении знаний — прототипах интерфейса, технических экспериментах,
Компромисс между ценностями знания и ценностями для клиента
С точки зрения заказчика кривая выглядит вот так:
С точки зрения ценности для заказчика эта кривая выглядит вот так. По мере того как неопределенности снижаются, мы можем концентрироваться на ценностях для заказчика. Мы знаем что и как делать. Остается только сделать. После того как реализовали основные истории, будем делать бонусные фичи или запускать новый проект.
Компромисс между краткосрочным и долгосрочным мышлением
Что реализовать в первую очередь? Срочно устранять ошибки или начать разрабатывать сногсшибательную фичу, которая поразит пользователей. Или делать сложный апгрейд платформы, который ускорит работу в будущем. Необходимо постоянно соблюдать баланс между реактивной и проактивной работой.
Делать правильные вещи, делать вещи правильно или делать быстро?
В идеале — все три одновременно, но в реальности приходится выбирать.
Предположим мы здесь. Пытаемся создать идеальный продукт с помощью идеальной архитектуры. Если мы потратим много времени, мы можем не попасть в «маркетинговое окно» и у нас появятся проблемы с деньгами.
Мы делаем быстро прототип продукта. Для краткосрочной перспективы это неплохо. В долгосрочной — мы получаем технический риск. И скорость разработки снизится до нуля.
Мы вот здесь, создаем прекрасный храм в рекордные сроки. Но пользователю не нужен был храм, ему нужен был жилой фургон.
Между ролями в Scrum существует здоровое противостояние
Владелец продукта фокусируется на построении правильных вещей. Команда фокусируется на том, чтобы строить вещи правильно. Scrum-мастер или agile-тренер фокусируется на сокращении цикла обратной связи.
Отдельно стоит подчеркнуть важность скорости, так ккак короткий цикл обратной связи ускоряет обучение. Это позволяет нам быстрее узнавать какие вещи правильные и как их правильно построить.
Компромисс между разработкой нового продукта и улучшением старого
Продукт никогда не может быть полностью завершен, потому что ему постоянно нужны изменения. Когда команда начинает работу над новым продуктом, что происходит со старым? Передача продукта от одной команды к другой — очень затратно и рискованно. Обычно команда поддерживает старый продукт, разрабатывая новый. Поэтому скорее понятие “Backlog” относится не к продукту а к команде. Backlog — это список вещей, которые хочет владелец продукта от команды. И набор историй для разных продуктов. Владельце продукта нужно постоянно выбирать актуальные для реализации.
График уничтожения историй
Время от времени, заинтересованные лица будут спрашивать у Пэт: “Когда выпустят мою фичу?” или “Сколько фич выпустят к рождеству?”. Владелец продукта должен уметь управлять ожиданиями пользователя. И управлять ожиданиями реалистично.
Два тренда — оптимистичный и пессимистичный (можно на глаз). Расстояние между трендами показывает насколько нестабильна скорость работы команды. Со временем эти тренды стабилизируются и конус неопределенности будет уменьшаться.
Предположим, заинтересованное лицо спрашивает, когда вот эта фича будет сделана?
Это вопрос с фиксированным содержанием и неопределенным сроком. Для ответа Пэт использует две линии тренда. Ответ — в апреле или мае.
Заинтересованное лицо спрашивает Пэт: «Сколько будет сделано к рождеству?» Это вопрос с фиксированным сроком и неопределенным содержанием. Линии тренда отсекают на вертикальной шкале вероятный отрезок того, что успеют реализовать.
Заинтересованное лицо спрашивает :«Успеем ли мы сделать вот эти фичи к рождеству?» Это вопрос с фиксированными временными рамками и фиксированным содержанием. Ориентируясь на тренды, Пэт отвечает: «Нет». Добавляя: «К рождеству мы успеем сделать столько, а вот столько времени нам понадобится чтобы завершить всю эту работу полностью.»
Обычно лучше уменьшать содержимое проекта, чем увеличивать время. Если мы уменьшаем содержание, у нас будет возможность отодвинуть сроки. Мы можем выпустить кое-что здесь, а остальное — позже.
Владелец продукта делает расчеты еженедельно и использует исключительно эмпирические данные, а не выдает желаемое за действительное. Он честно говорит о неопределенности. Команда поддерживает темп работы, а Пэт не давит на них, заставляя ускориться.
Несколько команд
Пусть у нас несколько владельцев продукта и несколько команд. Модель та же — управление пропускной способностью, коммуникация с заинтересованными лицами, принятие решений по поводу отклонения пользовательских историй. Скорость равна сумме скоростей всех команд. Прогнозирование может быть общее или по каждой команде. У владельцев продуктов появляется дополнительная задача — общение с другими владельцами продукта. Нужно организовать работу над Backlogами так, чтобы минимизировать зависимости и обеспечить синхронизацию. В больших проектах требуется Главный владелец продукта (CPO), чтобы синхронизировать всех остальных.
Что такое Agile и подойдет ли он вашей компании
Что такое Agile
Agile, или Agile software development — гибкий подход к разработке программного обеспечения (ПО), который часто применяют в небольших командах.
Весь процесс работы над проектом делится на итерации — короткие циклы по две-три недели. Каждая итерация решает серию задач: анализ требований, проектирование, программирование, тестирование и документирование. По итогам каждой итерации команда анализирует результаты и меняет приоритеты для следующего цикла. В итоге за каждый цикл создается мини-продукт или отдельная часть, которая готова к самостоятельному запуску.
Термин Agile употребляют в двух основных значениях:
Как правило, agile-команды включают разработчиков, тестировщиков, менеджеров проектов, дизайнеров интерфейсов, технических (UX) писателей. Все они равноценны в иерархии и работают в одном офисе или коворкинге. За счет личного общения они экономят время на обсуждении текущих процессов. Сторону заказчика представляет менеджер или руководитель — product owner, от которого команда регулярно получает обратную связь.
Agile возник в противовес устаревшим подходам и излишней бюрократии в сфере ИТ. Резиденты Кремниевой долины (и не только) поняли, что невозможно создавать инновационные продукты в консервативной среде. Поэтому в феврале 2001 года в штате Юта (США) 17 разработчиков из разных стран мира создали свой манифест, в котором объединили самые передовые подходы и принципы.
«Манифест Agile» и основные принципы
Agile-манифест базируется на четырех главных ценностях:
1. Люди и их взаимодействие важнее процессов и инструментов.
Нужно создать такие условия, чтобы инструменты и процессы не ограничивали команду, а позволяли ей работать как можно эффективнее. Каждый может сам решать, какие инструменты и процессы ему подходят.
В процессе работы все общаются друг с другом и заказчиком лично и напрямую, минуя бюрократические процедуры и регламенты. Если без онлайн-связи не обойтись, то предпочтение отдают видеочатам и интерактивным доскам, а не рабочей почте и мессенджерам.
2. Работающий продукт важнее документации и отчетности.
Клиенту, в первую очередь, нужен рабочий продукт, а не красивые презентации. Поэтому в рамках Agile фокусируются на том, чтобы продукт как можно быстрее был готов к использованию, пренебрегая технической документацией и отчетностью.
3. Сотрудничество с заказчиком важнее соблюдения формальных условий.
Даже если перед проектом подписан договор с жесткими условиями и характеристиками, в процессе работы они могут меняться. Например, если некоторые детали окажутся не такими значимыми, и задачу можно решить гораздо проще и эффективнее. Это делается в интересах клиента, которому важен рабочий продукт, а не формальные требования. При этом важно постоянно быть на связи и обсуждать каждое изменение, принимая решение совместно.
4. Готовность к изменениям важнее, чем следование плану.
Изменения можно и нужно вносить на каждой стадии — или итерации, — чтобы не откладывать их на конец, когда сроки и ресурсы уже поджимают. Ради этого вполне можно пожертвовать чем-то из запланированного, если основные задачи будут решены.
Agile не исчерпывается четырьмя ценностями [1]. В манифесте есть также 12 принципов, которые уточняют и дополняют их. Их можно свести к следующему:
Agile, таким образом, — это система ценностей или даже философия ведения бизнеса. Она помогает сосредоточиться на главном, избавиться от ненужных формальностей и создавать рабочий продукт быстрее и эффективнее. Чтобы воплотить эти ценности на практике, используют конкретные методы. Согласно исследованию Agile в России [2], самые популярные из них — Scrum и Kanban.
Что такое Scrum и Kanban
Scrum, или «подход структуры» — метод на основе Agile, при котором работа над проектами разбивается на спринты — короткие, одинаковые по времени итерации. Команда тоже небольшая — до десяти человек. В нее входят разработчики, product owner (владелец продукта) и scrum-мастер. Product owner — куратор группы, который следит за тем, чтобы конечный продукт отвечал его целям и задачам. Scrum-мастер — человек, который отвечает за правильное применение scrum-метода: организует встречи и обмен сообщениями между всеми участниками. В процессе работы все участники ежедневно обсуждают каждое решение, планы и приоритеты, а также распределяют задачи.
Kanban, или «подход баланса» — метод, который нацелен на повышение качества сервиса: когда все усилия направлены на то, чтобы сделать продукт лучше и удобнее для пользователей, с помощью равномерного распределения задач между всеми участниками. Здесь команда представляет собой единой целое, без кураторов и неформальных лидеров. Процесс делится не на спринты, а на стадии проекта: планирование, разработка, тестирование, запуск. Главный показатель эффективности — максимально быстрое завершение каждого из этапов, без простоев и переработок. Если они все же возникают, команда совместно решает, как оптимизировать процесс.
В отличие от scrum, kanban:
В kanban принято визуализировать все детали процесса. Обычно это доска со стикерами, надписями или task-менеджер вроде Trello, где указаны все задачи, этапы и их статус. Часто задачи помечают разными цветами, чтобы обозначить, к какому этапу они относятся или на какой стадии исполнения находятся. Это помогает каждому участнику проекта видеть всю картину целиком, вовремя замечая, если что-то провисает или кому-то нужна помощь.
Пример доски Trello, созданной по принципам agile.
Если вы только подступаетесь к философии Agile и хотите попробовать отдельные элементы, проще начать с kanban. Небольшим стартапам и командам, которые только планируют запуск проекта, подойдет scrum.
В каких компаниях используют Agile
Когда Agile только появился, его использовали, в основном, разработчики ПО, игр и интерфейсов. Среди них — Google, Netflix, Microsoft, Spotify, Ericsson, Dell, Adobe, Accenture, WordPress, Riot Games, CH Robinson, Magna International, Scrum Alliance, Intronis.
Теперь же сфера применения расширилась: Agile используют, например, Saab для производства новых истребителей, General Electric и John Deere — ведущий американский производитель сельхозтехники.
Существует ли Agile в России
В Россию Agile пришел на несколько лет позже, но уже сегодня его активно используют в ИТ-секторе, ретейле, банках, онлайн-сервисах, промышленных предприятиях. Среди них — ПО-разработчик First Line Software, гипермаркет электроники «М.Видео», служба доставки Dostаевский, онлайн-кинотеатр ivi, бренд одежды 12 Storeez, металлургический концерн НМЛК.
ScrumTrek проводит ежегодное исследование Agile в России. В прошлом году в нем приняло участие более 1 тыс. компаний из 80 городов. Вот главные цифры за 2020 год [3]:
Нужен ли вашей команде Agile
Сегодня принципы Agile распространяются во многих сферах, хотя на первом месте по-прежнему остается ИТ-разработка. Однако гибкие подходы применимы далеко не везде. Эффективнее всего они работают там, где:
Другими словами, Agile идеален для инновационных стартапов, но мало подходит корпорациям с отлаженными процессами и сложной структурой. Для таких компаний лучше работают методы с отдельными элементами Agile, которые проще масштабировать — SAFe (Scaled Agile Framework) и LeSS (Large-Scale Scrum).
Но и в ИТ-сфере Agile — далеко не единственный способ сделать процесс эффективнее. Здесь хорошо работают такие инженерные практики, как DevOps — метод работы, при котором все участники активно взаимодействуют друг с другом, а рабочие процессы взаимно интегрированы.
Чтобы протестировать новую идею, не проходя все этапы разработки, подойдут Customer Development, Design Thinking и другие продуктовые методики.
Наконец, есть более широкий подход, который включает в себя agile-методики — Business Agility («гибкость в бизнесе»). Он распространился позже — два-три года назад — и включает не только ускорение разработки и выпуска продукта, но и быструю реакцию на внешние изменения, гибкое целеполагание и распределение ресурсов.