Что такое ados в аутизме

Что такое ados в аутизме

Это шкала диагностического обследования при аутизме, является международным «золотым стандартом» тестовой диагностики расстройств аутистического спектра. На сегодняшний день эта методика применяется по всему миру и является наиболее надежным методом диагностики болезней аутистического спектра.

Что такое ados в аутизме. Смотреть фото Что такое ados в аутизме. Смотреть картинку Что такое ados в аутизме. Картинка про Что такое ados в аутизме. Фото Что такое ados в аутизме

Кто разработал методику ADOS-2?

Ее авторами является международная группа специалистов, в составе которой – клинический психолог, директор Центра аутизма и развития мозга Нью-Йоркского пресвитерианского госпиталя Кэтрин Лорд, крупнейший британский детский психиатр, профессор Микаэл Раттер и другие.

Каких детей можно обследовать по этой методике?

Любых детей от 12 месяцев с уровнем интеллекта не ниже 50% значения от возрастной нормы; подростков и взрослых с беглой речью.

Как это работает?

ADOS-2 – это тест, позволяющий оценить особенности общения, социального взаимодействия и игры ребенка.

Суть теста ADOS заключается в наблюдении за поведением ребенка в последовательно предлагающихся играх, заданиях, беседе.

Так как дети с расстройствами аутистического спектра демонстрируют разную степень развития и владения речью, то тест разделен на 5 вариантов (модулей), каждый из которых соответствует определенному возрасту.

Соответственно, модули различаются по сложности/простоте предлагаемых игр, наличию/отсутствию вербальных (речевых) заданий.

Каждый модуль представляет из себя последовательность игровых ситуаций, которые создаются специалистом с помощью специального набора игрушек.

В этих игровых ситуациях от ребёнка ожидается то или иное социальное взаимодействие. Социальное поведение ребенка (мимика, вокализации, слова, просьбы и т.д.) подробно фиксируются, их особенности оцениваются количественно.

Ребенок находится в непринужденной атмосфере игры и свободного взаимодействия, он ничего не «должен выполнить», он просто ведет себя, как может. Однако, несмотря на свободу для ребенка, все варианты возможного поведения учтены в тесте и имеют соответствующие оценочные значения. Специалист следует строго предписанным правилам поведения, когда ни одно слово, ни один жест не являются случайным.

На сегодняшний день методика ADOS-2 наиболее надежна и является международным «золотым стандартом» тестовой диагностики расстройств аутистического спектра

Для выполнения теста используется объемный набор игрушек и пособий, которые позволяют создать нужный ситуационный контекст.

Насколько долго? Где? Сколько стоит?

Проведение теста обычно занимает 45 – 60 минут. Еще около 40 минут требуется специалисту для обработки результатов теста и написания заключения. Т.е. всего это займет от 1,5 до 2-х часов.

Требуется специально оборудованное помещение.

Стоимость такого обследования составляет 9 900 рублей.

Что такое ados в аутизме. Смотреть фото Что такое ados в аутизме. Смотреть картинку Что такое ados в аутизме. Картинка про Что такое ados в аутизме. Фото Что такое ados в аутизме

Кто может проводитить ADOS-тестирование?

Детский психиатр или детский клинический психолог, прошедшие специальное обучение и получившие соответствующий сертификат.

ADOS-2 является хорошим практическим, математически выверенным и международно признанным, инструментом диагностики.

Но результаты теста не могут быть единственным основанием для постановки диагноза расстройства аутистического спектра. Наиболее надежные результаты диагностики получаются, когда тестирование ADOS проводит опытный детский клиницист, который в комплексе оценивает результаты теста и клиническую картину.

Именно так организовано тестирование ADOS-2 в Центре Гранат. Известный детский психиатр к.м.н. Л.Г. Бородина прошла обучение этой методике (сертификат Giunti O.S. Psychometries s.r.l. от 24.06.2018), и в настоящее время проводит такое тестирование, используя его результаты при постановке диагноза.

Краткое описание модулей ADOS

Источник

Что такое ados в аутизме

ADOS – шкала наблюдения для диагностики расстройства аутистического спектра. ADOS является стандартизированным диагностическим тестом на аутизм спектрального расстройства (РАС), который был опубликован Western Psychological Services (WPS) в 2000 году и теперь доступен на 15 разных языках. С тех пор он стал одним из стандартных диагностических инструментов, используемых как школьными системами, так и независимыми клиницистами при скрининге на нарушения развития.

Описание методики

Текст на аутизм ADOS не требуется для постановки диагноза. В текущем издании диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5) регулируются критерии диагностики диагноза аутизма, которую любой психолог или психиатр могут делать с использованием любых методов, если они находят их эффективными.

ADOS — это систематический и стандартизированный метод идентификации детей с РАС. Этот процесс предполагает проведение прямых наблюдений в контролируемых условиях, которые другие клиницисты могут воспроизвести. Только квалифицированные специалисты могут администрировать диагностический скрининг ADOS, но это устраняет некоторые различия в мнениях, что могут быть возможны, когда два разных эксперта предоставляют диагноз без соблюдения общих рекомендаций.

Хотя это не единственный стандартизованный диагностический тест для аутизма, если вы подозреваете, что ваш ребенок страдает спектральным аутистическим расстройством, в какой-то момент ему придется пройти экзамен ADOS. Вот что вам нужно знать о процессе.

Чего ожидать после разрешения вашему ребенку пройти скрининг?

Тест ADOS для диагностики аутизма состоит из четырех различных модулей. Каждый из них предназначен для предоставления наиболее подходящего теста для человека в зависимости от возраста или функционального уровня.

Модуль первый – предназначен для людей, которые не имеют последовательных навыков вербального общения. Использует полностью невербальные сценарии для подсчета очков.
Модуль второй – предназначен для людей с минимальными навыками вербального общения. Это может включать детей младшего возраста с соответствующими возрастными уровнями; большинство сценариев требуют перемещения по комнате и взаимодействия с объектами.
Модуль третий – предназначен для людей, которые умеют говорить и способны играть с игрушками, подходящими для возрастов. Может проводиться в основном за партой или столом.
Модуль четвертый – предназначен для людей, которые умеют свободно говорить, но не могут играть в игру с игрушками. Включает некоторые элементы Модуля 3, но также больше разговорных аспектов, касающихся повседневного жизненного опыта.

Каждый модуль состоит из набора стандартизованных сценариев, по которым тестируемый проходит тему. Например, ребенку дается задание разместить набор картинок в четкой последовательности. Роль психиатра наблюдать за ходом выполнений работы и оценивать методы преодоления проблем: просьба о помощи, крик, истерика, отказ от прохождения теста. Каждая реакция является оценочным поведением для экзаменатора.

Другие компоненты включают структурированные разговоры или социальные сценарии, такие как ложный день рождения или время перекуса. Во многих из них намеренно вводятся незначительные препятствия. Например, удержание блоков, чтобы увидеть, как ребенок справляется с ним.
Экзаменатор будет использовать иерархию структур, называемую прессами, для ответа на вопросы. В целом, ожидается, что ребенок, проявит инициативу на ранних частях теста без просьбы о помощи. Если этого не произойдет, то экзаменатор будет предлагать все более конкретные задачи, чтобы получить необходимую поведенческую информацию для оценки.

Родители, естественно, будут стремиться помочь своему ребенку пройти все этапы, но цель теста — посмотреть, как ребенок справляется самостоятельно. Многие экзаменаторы категорически не рекомендуют родителям находиться в комнате, когда их ребенок проверяется.
Каждый модуль занимает около 40 минут, но поскольку они ориентированы на разные типы предметов с различными поведенческими и когнитивными проблемами, не все обязательно используются. Экзаменатор может выбрать другой модуль после того, как обнаружил, что первоначально выбранный не соответствовал функциональным возможностям ребенка.

Оценка ADOS — это всего лишь один элемент диагностики РАС

Как правило, тест будет записан на видео – это поможет поставить более точный диагноз и предоставит возможность оценить состояние ребенка иным специалистам.

Поведению испытуемого дают оценку от 0 до 3. Ноль указывает на нормальное поведение, а три — наоборот.
Сумма индивидуальных оценок поведения — это общая оценка тестового модуля. Пороговые уровни для диагностики РАС могут варьироваться в зависимости от модуля и уровня возраста: 13 на модуле 3 могут быть совершенно нормальными для 8-летнего ребенка, но указывают на низкий уровень функционирования РАС для 19-летнего.

Общепринято искать второе мнение даже после получения результатов теста ADOS, и важно отметить, что ADOS не должен быть единственным критерием для постановки диагноза. Он не способен учитывать особенности поведения, интересы, причины задержки развития, как ключевых DSM-5. Скрининг ADI-R может использоваться в качестве вторичного теста для сбора большего количества данных.

ADOS постоянно совершенствуется и изучается, что делает его более точным и полезным. Тест находится на втором пересмотре, дальнейшие исследования продолжаются.

Отзывы о ADOS диагностике аутизма

В таблице представлены отзывы пользователей форумов и сайтов о системе диагностики аутизма ADOS.

ПоложительныеОтрицательные
Насколько стрессовый этот тест для малыша, не появятся ли после него поведенческие осложнения? Мы не расстаёмся с малышкой ни на минуту с самого рождения и уже четвертый год пошел… (Наташа)Нам, к сожалению, тест не помог определить точный диагноз. Так как по результатам у нас получается слабая форма аутизма, а по результатам многочисленных иных исследований и работы с генетиком – тяжелая форма. Так что правильно в статье написано, тест не может точно поставить диагноз – это всего лишь предположение! (Светлана)
Тест проходит в игровой форме, ребенку комфортно, он даже не замечает, как родители исчезают из комнаты. Наш малыш практически два часа играл с экзаменатором, после чего нам предоставили и видео, и описание, и предварительный диагноз, который только подтвердил предположение нашего психиатра и невропатолога. (Тамара)У нас двойня, и у каждого поставлен диагноз РАС, только разной формы, как говорится «повезло» так «повезло»!. Пройти тестирование мы так и не смогли, они неразлучны, а все задания должны проходить индивидуально, так еще и реакция на самого доктора сразу была отрицательная. После двадцати минутной истерики мы посадили малышей в машину и привезли домой. Еле успокоила. Ну вот как тут что-то диагностировать? (Нэля)
Мы тоже недавно прошли тестирование. Наша дочь была вовлечена в игру, а вот психолог у себя в блокноте делала отметки и записи, после чего озвучила свой диагноз, теперь ждем подробную расшифровку. (Юлия)Детям с тяжелыми формами аутизма сложно проходить этот тест, так как нужно контактировать с посторонним взрослым человеком, плюс еще и без присутствия родителей. Я не рискую травмировать сына, есть более гуманные проверки! (Маргарита)
Мы уже прошли три модуля, в разных возрастных категориях, и все время результат один и тот же – аутизм((( Но ребенку было комфортно, никаких истерик, слез и агрессий, даже наоборот. Редко вижу дочь улыбающейся, а тут она сияла))) (Лина)Мы не смогли пройти ни одного модуля! На контакт не пошла! (Тася)
А я дома сама тестировала, приобрела курс АДОС и без травм для ребенка в период выполнения игровых заданий сделала соответствующие записи в дневник. Все записи передала нашему психиатру, который и проанализировал, и расшифровал, и поставил диагноз. (Соня)Технология диагностирования имеет место быть, то только как одна из. Так как поставить диагноз аутизм только из-за того, что ребенок не захотел отвечать на вопросы или рассматривать картинки – это глупо. Тем более не все дети идут на контакт с посторонними! (Юрий)
Важно найти грамотного психолога, и тестирование продемонстрирует хорошую результативность. Мы перебрали пять клиник, пока нашли СПЕЦИАЛИСТА! (Анна)Не увидела я ничего сверхъестественного в процессе, пересмотрела видео, и там ребенок себя вел точно также как и дома (живет в своем мире). Психолог спровоцировать контакт так и не смогла! (Полина)
Комфортная обстановка, приветливый экзаменатор, ребенок спокойно выдержал весь период тестирования (проходили 2 модуля). Я довольна результатом. (Валентина)
Сразу дочь капризничала, но психиатр нашла методы, чтобы ее успокоить и договориться на выполнение заданий без нашего с мужем присутствия. Я была удивлена приятно. Ну что сказать, специалист! Результат диагностирования совпал с предварительным диагнозом. (Вита)
С первого раза пройти тест не получилось. Нам посоветовали пройти все в домашних условиях. Да, пришлось заплатить больше за визит на дом. Но это того стоило, так как из зоны комфорта сына никто не выдергивал. Не вижу я минусов в этой разновидности диагностики. Да, это не панацея, но ее стоит пройти! (Дарина)

Что такое ados в аутизме. Смотреть фото Что такое ados в аутизме. Смотреть картинку Что такое ados в аутизме. Картинка про Что такое ados в аутизме. Фото Что такое ados в аутизме

Проанализировав отзывы из разных интернет-площадок, можно сделать вывод, что большая часть родителей положительно относится к ADOS. Они воспринимают тест, как очередную диагностику и способность проверить интеллектуальные и коммуникабельные навыки своих детей.

Вывод
Аутизм — неврологическое расстройство, которое характеризуется социальными трудностями и неприемлемым поведением. Диагностика аутизма ADOS позволяет определить форму и степень поведенческих и неврологических отклонений для подбора лечения и индивидуальных занятий.
Помните, по результатам тестирования нельзя поставить точный диагноз. Это предположение, которое должно побуждать родителей к дальнейшим действиям.

Источник

Стандартизированные методы диагностики аутизма: опыт использования ADOS-2 и ADI-R 371

Сорокин А.Б.
кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4148-6719
e-mail: SorokinAB@mgppu.ru

Давыдова Е.Ю.
кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5192-5535
e-mail: el-davydova@mail.ru

Самарина Л.В.
директор, Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства (АНО ДПО ИРАВ), Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8331-1335
e-mail: larissa30@yandex.ru

Ермолаева Е.Е.
Исполнительный директор, Ассоциация профессионального сообщества и родительских организаций по развитию ранней помощи, Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7740-7560
e-mail: evgeniya4@yandex.ru

Антохина К.Ю.
Руководитель по работе с семьями, АНО ДПО «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства», Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1701-1457
e-mail: Antohina-ky@eii.ru

Кузембаева Е.А.
Руководитель Аутизм Центра «Асыл Мирас», Фонд Булата Утемуратова, Аутизм Центр «Асыл Мирас», Алматы, Казахстан
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5425-6699
e-mail: rehab@utemuratovfund.org

Хаустов А.В.
кандидат педагогических наук, директор, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9634-9295
e-mail: arch2@mail.ru

Баландина О.В,
руководитель Центра ментального здоровья, ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, Нижний Новгород, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3486-1162
e-mail: neurorazvitie@yandex.ru

Мамохина У.А.
младший научный сотрудник научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2738-7201
e-mail: uliana.mamokhina@gmail.com

Аннотация

Стандартизированные диагностические методы для расстройств аутистического спектра используются во всем мире специалистами разных профессий для валидизации клинического диагноза, определения диагностической классификации для планирования вмешательства, структурированного сбора информации об особенностях поведения и развития, а также в качестве самостоятельных диагностических ин- струментов. Два подобных инструмента — «План диагностического обследования при аутизме» ADOS-2 и «Интервью для диагностики аутизма» ADI-R доступны на русском языке. В статье приводится краткое описание инструментов и экспертные оценки специалистов о потенциале и возможных ограничениях в использовании русскоязычных версий ADOS-2 и ADI-R. Предварительные психометрические данные ADOS-2 свидетельствуют о достаточной чувствительности и положительной прогностической значимости для использования как классификационного инструмента наблюдения за поведением. Необходимы дополнительные исследования для подтверждения валидности применения в качестве дифференциально-диагностического метода.

Источник

Что такое ados в аутизме. Смотреть фото Что такое ados в аутизме. Смотреть картинку Что такое ados в аутизме. Картинка про Что такое ados в аутизме. Фото Что такое ados в аутизме

Диагностика аутизма ADOS позволяет определить форму и степень поведенческих и неврологических отклонений у детей и взрослых, имеющим подозрение на аутизм для подбора лечения и индивидуальных коррекционных занятий, реабилитации.

ADOS – шкала наблюдения для диагностики расстройства аутистического спектра.

ADOS является стандартизированным диагностическим тестом на аутизм спектрального расстройства (РАС).

Обследование проводит специалист по диагностике и коррекции РАС, прошедший дополнительную подготовку по работе с данной методикой (сертификат).

Диагностическое обследование ADOS рекомендовано детям от 12 месяцев с подозрением на наличие расстройств аутистического спектра (РАС).

Этапы программы:

При обследовании используются специальные стимульные, игровые материалы, соответствующие возрасту ребенка и степени проявления речевой активности. В этих игровых ситуациях от ребёнка ожидается то или иное социальное взаимодействие. Социальное поведение ребенка (мимика, вокализации, слова, просьбы и т.д.) подробно фиксируются, их особенности оцениваются количественно.

Основой методики ADOS служит комплект специально подобранных предметов для игры и манипулирования, которые предлагаются обследуемому. В зависимости от уровня развития экспрессивной речи и возраста обследуемого, выбирается один из четырех модулей, которому соответствует свой набор предметов и бланк для регистрации поведения обследуемого.

Специалист оценивает следующие параметры:

Речь и коммуникация:

Речь — количество слов, предложений, интонация, наличие эхолалий (повтор ребенком слов или звукосочетаний за говорящим)

Попытки привлечь внимание

Стереотипные слова или предложения

Социальное взаимодействие:

Качество социальной инициативы

Игры — функциональные, символические и включающие воображение:

Какая игра у ребенка, ее качество

Есть ли игра «понарошку»

Стереотипное поведение и ограниченные области интереса:

Агрессия и аутоагрессия

Проведение теста занимает 40 – 60 минут. Еще 40 минут специалисту требуется для обработки результатов теста и написания заключения.

После диагностики проводится кодирование, тщательный подсчет баллов по разным параметрам и вывод диагноза, с корелляцией с ныне действующим перечнем диагнозов МКБ-10.

По окончании ADOS-диагностики родители на руки получают результат обследования.

Источник

Детский аутизм: причины, симптомы, лечение

Детский аутизм — это сложное состояние, выражающееся в нарушении развития психической сферы и других систем организма, которое не зависит от этнической принадлежности человека, социального статуса или стиля отношений в его семье. Родители часто первыми замечают, что их ребенок ведет себя необычно и проходит основные этапы развития не так, как сверстники. Иногда поведение малыша кажется особенным с самого рождения. В других случаях ребенок, который развивался абсолютно нормально, может неожиданно утратить ранее приобретенные навыки. Если родители считают, что с ребенком что-то не так, важно как можно скорей рассказать о своих опасениях специалисту!

Что такое ados в аутизме. Смотреть фото Что такое ados в аутизме. Смотреть картинку Что такое ados в аутизме. Картинка про Что такое ados в аутизме. Фото Что такое ados в аутизме

Детский аутизм. Что это такое?

Научные исследования аутизма проходят по всему миру, но причины возникновения у ребенка таких особенностей поведения и развития пока не найдены.

Известны следующие факты:

1. Как минимум, у одного из ста детей сегодня диагностируют то или иное расстройство аутистического спектра (РАС);

2. Детский аутизм (или расстройство аутистического спектра) чаще встречается у мальчиков, чем у девочек;

3. В большинстве стран людей с расстройством аутистического спектра больше, чем больных диабетом, раком и СПИДом вместе взятых;

4. Пока точно не определены анализы для диагностики детского аутизма;

5. Некоторые признаки аутизма будут сопровождать человека на протяжении всей его жизни, но помочь детям с РАС можно.

Чем раньше начать профессиональную реабилитацию ребенка, тем больше будет у него возможностей адаптироваться в социуме и быть успешным в разных сферах жизни.

Детский аутизм. Признаки и симптомы

Если вы заметили у своего ребенка суммарно три и более признаков, приведенных ниже, или вы видите, что он заметно отстает в приобретении навыков, желательно провести более полную диагностику развития малыша.

СФЕРА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ребенок ведет себя так, будто он «настроен на свою волну», его сложно заинтересовать чем-либо:

Ребенок с аутизмом:

Многие дети с РАС очень чувствительны:

ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА САМОМУ СЕБЕ

Ребенок может кусать свои руки и царапать тело, вырывать у себя на голове волосы, биться головой о пол или стену.

НАРУШЕНИЕ ЧУВСТВА ОПАСНОСТИ

Ребенок ведет себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения или, наоборот, он чрезмерно боязлив и осторожен.

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Часто путает день и ночь, может быть активным в любое время суток.

1. Поделитесь своими сомнениями с педиатром, который наблюдает вашего малыша, или с любым другим специалистом в детской поликлинике — неврологом, психологом, логопедом и т. п.

2. Запишитесь на прием к участковому психиатру.

3. Запишитесь на консультацию в ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой ДЗМ» (принимает детей от 1 года до 18 лет). Запись на прием по будням с 8.00 до 20.00, в субботу с 9.00 до 19.00, воскресенье — выходной.

Запись на прием к специалистам осуществляется по: телефону: +7 (495) 44-55-495 или электронной почте: call-center@suhareva-center.mos.ru.

Пожалуйста, обратите внимание, что по действующему в РФ законодательству информация об обращении в Центр им. Г.Е. Сухаревой является врачебной тайной, не сопровождается «постановкой на учет» и будет передана участковому психиатру по месту жительства только с согласия родителей и в том случае, если необходимо решение социальных вопросов, например, ребенку требуются льготные лекарства и/или оформление инвалидности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *