Что такое acid jazz
Acid Jazz?
Acid Jazz? Иногда удивительно, как много разных значений вкладывается в это расхожее понятие. Также удивительно, что то, что однажды «acid jazz» прозвучало как случайно брошенная ремарка, стало частью международной музыкальной терминологии. Сейчас происхождение термина acid jazz обросло мифологией, но в действительности вполне возможно отследить место и время его возникновения. Не вдаваясь в подробности, можно утверждать, что по одной из версий впервые это выражение ввёл британский ди-джей (ныне продюсер) Chris Bangs.
Занимаясь музыкой acid house на самых ранних стадиях её зарождения, Крис и его соратник Gilles Peterson имели пристрастие к ретро фанки-джазовым сэмплам или, иначе говоря, ретро фанки-джазовому исходнику для экспериментирования с acid house. Однажды непосредственно во время микса, играя скоростью вертушки, чтобы добиться acid house эффекта «моющей машины», Крис объявил примерно следующее: «Всё фигня, парни, это acid jazz!». Это и было началом. В дальнейшем уже партнёр Бэнгса Петерсон развивал понятие acid jazz. Полностью менялся весь музыкальный ландшафт, acid house казался авангардным и способным изменить всю музыкальную субкультуру. Петерсон пытался сделать так, чтобы джаз становился частью этого процесса.
Петерсон сконцентрировался на игре «ретро» музыки, на её микшировании с новейшими танцевальными стилями. По одной из версий, можно считать, что acid jazz по-настоящему утвердился на вечеринках Dingwalls в Северном Лондоне, где в течение четырёх с половиной лет на компактном танцполе проходили эксперименты с многовариантным смешением джаза, соула, лэтина с хип-хопом и хаусом. Эти эксперименты стали получать всё большую известность и распространились в собственных, самых разнообразных версиях в Германии, Швейцарии, Италии и дальше. Соответственно, понятие acid jazz стало получать всё больше толкований среди многих людей. Но в любом случае главный принцип в общих чертах оставался прежним: acid jazz — это танцевальный джаз в смеси с новейшими музыкальными стилями и технологиями.
Надо отметить значительный вклад в становление acid jazz лэйбла Impulse, который под влиянием продюсера Боба Тьела записал огромный спектр авангардной джазовой музыки от John Coltrane, Archie Shepp и Pharoah Sanders до коммерческих западноамериканских Gabor Szabo и Tom Scott.
Уже в шестидесятых джаз вступал в диалог с развивающейся популярной музыкой, что влекло за собой некоторые изменения в ритмической основе самого джаза. То, что получалось при смешении джаза с ритм-н-блюзом, лэтином и соулом, нравилось и традиционной джазовой аудитории, но ещё более было пригодно для ди-джеев и их аудитории.
Существует и другая точка зрения на развитие acid jazz, правда она более затрагивает jazz-rap, но одновременно влияет на представление о возникновении и развитии жанра в целом. Подчеркну, и это очень важно: эта точка зрения отражает мнение американских музыкальных критиков. В 1986 Stetsasonic, бруклинская рэп-группа с участием продюсера Prince Paul создала с применением сэмплинга трэк Talkin’ All That Jazz. Что Stetsasonic не поняли в первый момент — это то, что они положили начало целому стилю. Но в прессе сразу появились статьи, дескать, началась новая эра джаза, это революция в звуке, которая позволяет джазу стать, наконец, музыкой молодёжи. Вплоть до 1989 года такое смешение рэпового хип-хопа и джаза оставалось всё ещё новым и свежим: звучание духовых инструментов было как бы из старых времён, но актуальность придавали голоса МС. Примером того может быть Гэнгстарр (Gang Starr: Guru + DJ Premier).
Хотя кто-то мог бы и отдать здесь первенство патриарху джаза Miles Davis, известному экспериментатору со свободным смешением джазовых, роковых и популярных стилей (первые подобные опыты Майлса Дэвиса имели место ещё более 20 лет назад, когда именно ему удалось окончательно сформировать стиль джаз-рок). На закате своего творческого пути Дэвис обосновался в студии специально ради того, чтобы поучаствовать в новой волне фьюжн, в результате появился альбом Doo-Bop и знаменитая The Doo-Bop Song.
Во второй половине 70-х в Лондоне новая джазовая сцена сформировалась благодаря британским группам, которые возрождали соул, и эта новая волна получила название «rare groove». Эта новая волна сохраняла джаз-фанк образца конца 60-х и оберегала и саму эту музыку, и аудиторию от влияния американских диско и рок-н-ролла. Американские музыкальные критики признают, что именно с лёгкой руки или лёгкого языка британских ди-джеев уже в 80-х появилось выражение acid jazz. Также признаётся, что это выражение мало о чём говорит, кроме как об истоках этой музыки в американском соуле и фанке с джазовыми элементами. Таким образом, мы ещё раз убеждаемся, что понятие acid jazz определяет скорее откуда эта музыка произошла, нежели что она такое.
Но тем временем в Штатах, да и в Канаде хип-хоп приобретал всё более джазовый звук. В частности, канадские Dream Warriors в 1990 вышли на новый уровень такого смешения, создав очень известный трэк My Definition Of a Boombastic (Jazz Style) с применением древних, архивных джазовых записей.
После Dream Warriors и Gang Starr другая группа, A Tribe Called Quest, стала в Новом Свете одним из самых известных хип-хоповых проектов, использующих джазовый саунд. Именно благодаря трэку Jazz (We’ve Got) джазовые критики изменили к лучшему свои представления о так называемых b-boys. А после того, как Greg Osby выпустил свой трек Street Jazz, стали говорить, что в джаз пришла новая уличная энергия, и джаз получил новую аудиторию — молодёжную.
По мере роста джазового хип-хопа как жанра на него стали обращать внимание представители и альтернативной, поп, и особенно r&b-сцены. К джазовому хип-хопу обратилась, например, Neneh Cherry (кстати, дочь великого джазмена Don Cherry). Другим гибридом стала группа Get Set V.O.P: в их трэке Why Ha Ha вокальный скэт совмещён с звуком в стиле bop старой школы. Вашингтонское Peace Bureau разместило рэп в стиле скэт поверх звуков джазового органа Hammond и джазового саксофона.
Таким образом, по мнению музыкальных критиков, в первую очередь американских, начало 90-х принесло уличную энергетику в джаз и дало ему новый импульс, новую аудиторию, новый стиль acid jazz.
Acid Jazz
Acid Jazz (эйсид-джаз) — музыкальный жанр, в котором соединены элементы джаза и фанка 70-х и танцевальной музыки 90-х или хип-хопа. Становление жанра произошло в середине 80-х и связано с модой на использование семплов из джаз-фанка 70-х среди диджеев, играющих в ночных клубах Великобритании.
Считается, что термин «acid jazz» придумал Жиль Петтерсон, лондонский диджей и основатель одноимённого рекорд-лейбла. В конце 80-х термин был популярен среди играющих подобную музыку британских диджеев, которые использовали его в шутку, подразумевая, что их музыка является альтернативой популярному тогда эйсид-хаусу. Таким образом, прямого отношения к «кислоте» (то есть ЛСД) термин не имеет. В США термин «acid jazz» почти не употреблялся, хотя использование джазовых семплов было очень популярно среди хип-хоп-исполнителей.
Пик популярности «acid jazz» приходится на первую половину 90-х. В то время к acid jazz, помимо синтеза танцевальной музыки и джаза, относили джаз-фанк 90-х (Jamiroquai, The Brand New Heavies, James Taylor Quartet, Solsonics), хип-хоп с элементами джаза (записанный с живыми музыкантами либо джазовыми семплами) (US3, Guru, Digable Planets), эксперименты джазовых музыкантов с хип-хоп музыкой (Doo Bop Майлза Дэвиса, Rock It Херби Хэнкока). После 90-х популярность acid jazz пошла на убыль, а традиции жанра были позже продолжены в нью-джазе.
Диджеи в этом стиле:
Mishukoff, Stereo MC’s, James Taylor Quartet, the Brand New Heavies, Groove Collective, Galliano, Palm Skin Productions, Mondo Grosso, Outside, United Future Organization
музыка Acid jazz
Jamiroquai
1 806 846 слушателей
St. Germain
713 715 слушателей
В 18 веке при дворе Луи XV во Франции был популярный персонаж, который развлекал публику, убеждая всех в том, что его возраст составляет…
Xploding Plastix
Xploding Plastix — это музыкальный проект двух молодых людей: Енса Петера Нильсена (Jens Petter Nilsen) и Гальварда Хагена (Hallvard Hagen),…
Jazzanova
Берлинский коллектив Jazzanova сформировался в 1995 году, после того, как группа диджеев вместе отыграла на вечеринке «Delicious Doughnuts».
…
Koop – переводится как сотрудничество, содействие. Оскар Симонссон и Магнус Зингмарк встретились во время учебы в университете города…
Incognito
353 506 слушателей
Этот эсид-джазовый проект с удивительно долгой историей уходит корнями в мир джаза и фанка 70-х. Он был основан Жаном-Полем Моником…
The Brand New Heavies
340 618 слушателей
Пионеры британской эйсид-джазовой сцены, The Brand New Heavies появились в 1985 году благодаря стараниям школьных приятелей из лондонского…
Red Snapper
340 139 слушателей
Британское эйсид-джаз-трио Red Snapper появилось на свет в 1993 году Великобритании. Состав коллектива заполнили: гитарист David Ayers,…
Mr. Scruff
775 385 слушателей
Mr. Scruff — творческий псевдоним Энди Кэрти (Andy Carthy), британского диджея и артиста. Уроженец Стокпорта, он изучал прикладное искусство…
Kyoto Jazz Massive
191 625 слушателей
Kyoto Jazz Massive – проект, созданный братьями Окино в начале девяностых и завоевавший серьезную репутацию на мировой клубной сцене. С…
Nicola Conte
375 649 слушателей
Смело совмещая aсidjazz c lounge, свингом 60-х и классическим джазом, Nicola Conte завоевал себе репутацию «отца итальянского acidjazz»…
9 Lazy 9
290 459 слушателей
Рим, Италия. Жаркое марево над Виа Санторини, густой воздух стелется над жидким асфальтом, сладкий аромат сигары и громкие, раскаленные…
Gabin
257 959 слушателей
Проект появился на свет после того, как одержимый джазовый бас-гитарист Макс Боттини (Max Bottini), никому ещё тогда не известный,…
Thievery Corporation
1 528 450 слушателей
Micatone
256 140 слушателей
United Future Organization
Японское трио, являющееся первопроходцем японского acid-джаза и состоящее из бывших диджеев – француза-экспатрианта Raphael Sebbag и двух…
The Quantic Soul Orchestra
Стоящий за проектом Уилл Холланд aka Quantic удивительным образом делают простую музыку, которая тем не менее каждый раз бьет точно в цель.…
The James Taylor Quartet
The James Taylor Quartet — британский джаз/фанк-квартет под руководством электроорганиста и вокалиста Джеймса Тейлора, начавшего карьеру…
The Cinematic Orchestra
1 294 412 слушателей
Великобритания, г. Лондон
Первый же диск The Cinematic Orchestra — Motion (1999) — снискал у прессы такой успех, что новоиспеченные (впрочем,…
Mo’ Horizons
424 338 слушателей
Эйсид-джаз
Содержание
История
Становление жанра произошло в середине 80-х и связано с модой на использование семплов из джаз-фанка 70-х среди ди-джеев, играющих в ночных клубах Великобритании. Одним из законодателей жанра принято считать ди-джея Джайлса (Жиля)Питерсона (Gilles Peterson), которому часто приписывают авторство названия «acid jazz». В США термин «acid jazz» почти не употребляется, чаще встречаются термины «groove jazz» и «club jazz».
Пик популярности эйсид-джаза приходится на первую половину 90-х. В то время к этому направлению помимо синтеза танцевальной музыки и джаза относили джаз-фанк 90-х (Jamiroquai, The Brand New Heavies, James Taylor Quartet, Solsonics), хип-хоп с элементами джаза (записанный с живыми музыкантами либо джазовыми семплами) (US3, Guru, Digable Planets), эксперименты джазовых музыкантов с хип-хоп музыкой (Doo Bop Майлза Дэвиса, Rock It Херби Хэнкока) и т. д. После 1990-х популярность эйсид-джаза пошла на убыль, а традиции жанра были позже продолжены в нью-джазе.
Название
Считается, что термин «acid jazz» придумал Джайлз (Жиль) Петтерсон, лондонский ди-джей и основатель одноимённого рекорд-лейбла. [2] В конце 80-х термин был популярен среди играющих подобную музыку британских ди-джеев которые использовали его в шутку, подразумевая, что их музыка являлась альтернативой популярному тогда эйсид-хаусу. Таким образом, прямого отношения к «кислоте» (то есть ЛСД) термин не имеет.
По другой версии, автором термина «acid jazz» является английский музыкант Крис Бэнгз, известный как один из участников дуэта «Soundscape UK». [источник не указан 1021 день]
Тупиковая ветвь эволюции? Десять Acid jazz-альбомов из 90-х
Вот если интересен взгляд из 90-х, то так честно и скажу: люди моего поколения, 40+, считают, что вся отличная музыка осталась в 90-х. Даже так: в ранних девяностых. Дальше, по нашему мнению, пошло засилье бойз- и герлз-бэндов и прочая ерунда. А в наши студенческие годы что? Раздолье! Тут тебе и волны гранжа, альтернативы, трип-хопа и электроника на любой вкус.
Miles Davis «Doo-Bop»
Прото-эйсид-джаз — это два альбома Майлза Дэвиса, «Tutu» (1986) и «Doo-Bop» (1992). Финальная точка карьеры Майлза — работа в студии с юным рэпером/диджеем Изи Мо Би.
Считается, что как-то летом Майлз Дэвис сидел у открытого окна, в нью-йоркской квартире, и, слушая звуки улицы, захотел сделать «уличный» альбом. Люди в теме свели мэтра с этим самым Изи Мо Би, который на тот момент ничем особенным не выделялся, но зато имел диджейский опыт и был своим среди известных рэперов. Но что самое главное — рос он на джазе и соул-музыке, а Дэвиса обожал с детства.
В январе 1991 года они начали работать, а 28 сентября того же года Майлз Дэвис неожиданно скончался. Изи Мо Би доделывал альбом в одиночку. Более или менее готово оказалось только шесть песен. Остальное — немногочисленные наброски (Майлз вообще не любил долго что-то отделывать, возиться — все происходило спонтанно, в студии). Изи Мо Би решился досочинять, доигрывать и склеивать по кусочкам и крупинкам все, что есть.
Две песни Изи Мо Би сделал из воздуха: он нашел два соло Майлза, записанных во время работы трубача над «Tutu», и соорудил из них «Fantasy» и «High Speed Chase». Несколько треков он насытил сэмплами — фрагментами из песен других артистов (Джеймса Брауна, трубача Доналда Берда, группы Kool and the Gang).
Альбом «Doo-Bop» вышел в июне 1992 года — реакция на него была смешанной. Тем не менее, в 1993 году диск получил премию «Грэмми» в номинации «Лучшее инструментальное исполнение в стиле R&B». Альбом не только не пропал, но и стал эффектной точкой в раблезианской по качеству и объему дискографии Дэвиса, и прародителем acid jazz’а. Стиля, который возбудил у тогдашней молодежи — включая вашего обозревателя — интерес к джазу.
«Doo-Bop» до сих пор пленяет своей элегической атмосферой, где одновременно и ретро, и современность. Причем олдскульный рэп там даже более ретро, чем сиплая труба Майлза! Первый трек «Mystery» — головокружительная легкая романтическая мелодия с тревожным вязким ритмом, а в прыгучей «The Doo-Bop Song» Мо Би зачитывает всякие свои «фристайлы», изобилующие комплиментами в адрес покойного.
Jamiroquai «Emergency On Planet Earth»
По мнению современников, The Beatles играли то скиффл, то мерси-бит, Pink Floyd — некий спейс-рок, а поэт Сергей Есенин был одним из т.н. имажинистов. Но кто бы про эти все стили — особенно имажинизм — помнил бы, если б не великие битлы, флойды и Есенин, соответственно?
С Джеем Кеем и его группой Jamiroquai почти та же история: кто сейчас вспомнит, что группа-то — из эйсид-джазовой тусовки? Джей пробовался вокалистом в Brand New Heavies, но не был взят из-за молодости и неопытности.
Дебютный альбом Jamiroquai «Emergency On Planet Earth» сейчас воспринимается как нормальный коммерческий фанк, которого много. А тогда такое еще не было мейнстримом. Так что альбом — чистое воплощение стиля acid jazz. Потом они прославились и стали играть нечто, на мой взгляд, невразумительное — от прежних идеалов и следа не осталось. Ну и ладно — сами, поди, не расстроились.
Us3 «Hand On The Torch»
Альбом 1992 года «Hand On The Torch» — образчик жанра. С этих ребят стиль и начался. Их «Cantaloop: Flip Fantasia» — переделка классической инструментальной композиции Херби Хенкока с почти таким же названием — стала большим хитом.
По легенде, весь проект сложился следующим образом. Этих юных диджеев-рэперов пустили в закрома-архивы лейбла Blue Note — старейшего в мире джаз-лейбла, который в начале 90-х хотел какой-то модернизации. И они там наворовали-нарезали сэмплов и соорудили целый альбом вот такого.
Digable Planets «Reachin’ (A New Refutation of Time and Space)»
1993 год. Явный переход от хип-хопа к эйсид-джазу. Этакий «джаз-рэп» — причем речитативов тут больше, чем всего остального. Альбом, на мой тогдашний вкус, не особенно удался — рыхлый он. Впрочем, я разорился на американский CD. И пожалел: кроме очаровательной «Cool Like Dat» больше слушать-то особенно и нечего, но за попытку — спасибо.
Любопытно, что несколько лет назад они заезжали в Москву, выступили в не очень концертном месте — выставочном зале «Гараж». Очень приятный, профессиональный фанк-концерт, все живаго, басист качает, духовики жгут — вроде отлично. Но именно «Cool Like Dat» в финале всех поставил на уши по-настоящему. Значит, не я один такой привереда.
The Brand New Heavies «Original Flava»
Релиз 1995 года лейбла с программным названием Acid Jazz. Ретроспективный сборник би-сайдов и ранее не издававшихся композиций вышеупомянутых The Brand New Heavies. Оказался наименее попсовым и наиболее разнообразным их альбомом, как по мне.
Хит «Never Stop» звучит здесь в непривычном варианте — с вокалом лидера группы Яна Кинкэйда. Есть также первая версия песни «Dream Come True» — тоже впоследствии хита. Хороший коллектив на пороге славы. Интересно!
Deee-Lite «World Clique»
Снова 1992 год. И сумасшедшая для своего времени пластинка. Сингл «Groove Is In The Heart» страшно раздражал и отовсюду лез в уши — как муха. Но какой там классный басовый рифф! Образец эклектики, смешение всего со всем. Тогда такой «салат» казался безвкусицей, для сегодняшней же поп-музыки такое — норма жизни.
В начале нулевых в Москву привезли одного из участников трио — японца Тову Тэя. Това Тэй на тот момент уже забронзовел: мировой диджей! Мне удалось спросить его об истоках такого вот интересного жанра. Он пожал плечами: «мы просто хотели играть хип-хоп по-своему».
Ну такой вот хип-хоп, действительно. Спустя лет десять в «Луч» приехала вокалистка Леди Кир. Тоже с диджей-сетом. Я ей переводил несколько интервью для московских изданий. Сам заодно пообщался. Милая женщина, анти- то, что мы видим на экране. Про Deee-Lite почти не вспоминали.
Various Artists «Jungle Jazz»
1996 год — и вот уже пошли извращения. Конечно, смешать эйсид-джаз с чем-то — это масло масляное, перебор. Но лейбл Acid Jazz — слушайте, даже я устал уже от этого термина! — решил продвигать «джаз-джангл». То есть те же яйца, только с джанглом. А джангл — самый на тот момент модный и снобский стиль. Не попса!
Ну вот, собственно, данный сборник представляет собой попытку играть как бы джаз поверх ломаных джангл-ритмов. Тенденция вскоре заглохла, поскольку тот же брейк-бит оказался более продуктивным. Но диск интересен как тупиковая ветвь эволюции.
Funky Porcini «Head Phone Sex»
Продукция лейбла Ninja Tune, который начинал с бешеной электронной эклектики, а потом пришел чуть ли не к попсовому клубному джазу. Но высокого качества — вспомним хоть Bonobo.
Этот альбом отнесли к эйсид-джазу потому, что больше ни к чему отнести не решились. Постмодернистский пастиш можно назвать путешествием в глубины звука без компаса и карты. В дальнейшем, специально для Funky Porcini критики придумали термин «эйсид-эмбиент», то есть «окружающей мир под кислотой». Это больше походило правду.
Original Flavor: The Best Of Acid Jazz, volume 3
Насколько я помню девяностые — а если вы их помните, то, значит, вас там не было — это первый появившийся в нашей стране сборник настоящего acid jazz. Компиляция лейбла с программным названием acid jazz — тогда за его продукцией гонялись все. Представлены очень хорошие группы второго ряда: акустическая Mother Earth, психоделическая Emperors’ New Clothes, вибрафонический Vibraphonic и прочие.
На первых тиражах сборника есть симпатичная перепевка зеппелиновской «Whole Lotta Love», которую сделали Goldbug (кавер этот даже показывали по нашему телевидению). Хороша и пронзительная «Lovesick» от группы Night Trains: к сожалению, полноценные альбомы этой группы такого хорошего впечатления не производят, но конкретно эта вещь — прямо-таки украшение всего альбома.
Soft Animals «Conquest of the Arctic»
Альбом выпущен в 1997 году, но записан в 1992. Это важно, потому что сие есть пример российского визионерства. Именно так. Это наши соотечественники — разовый студийный проект Soft Animals, возглавляемый ныне покойным мультиинструменталистом и философом Иваном Соколовским (играл с группами Н.О.М. и Ят-Ха, продюсировал проект «Солдат Семенов»).
На запись «Мягких зверей» собрались чуть ли не все российские духовики рок-н-ролла, а именно бывшие или будущие участники Бригады С, Ногу Свело и прочих коллективов с духовой секцией.
Термина эйсид-джаз Иван на тот момент не слышал и считал, что играют они «техно-джаз». Впоследствии музыкант грозился сделать «индастриал-нью-эйдж» — не знаю, удалось ли. По уверениям Соколовского, вся музыка «Покорения Арктики» есть чистая импровизация, записанная практически с первого дубля, но с минимальным вмешательством звукорежиссера и продюсера.
О качестве пластинки говорит тот факт, что ее экземпляры лежали в палатках в одной пачке с иностранными звездами жанра, и никому в голову не приходило, что столь современная и модная штука сделана в России, да еще и в 1992 году. Тот случай, когда за державу не обидно.