Что такое абзацный зачин
Что такое абзацный зачин
Цель урока: продолжение изучения раздела «Текст и его строение»
Задачи:— образовательная: обобщить и углубить знания учащихся о строении текста и строении абзаца, роли абзаца в тексте, логике выделения абзацев;
— развивающая: совершенствовать умения речеведческого анализа текста, выделения в тексте абзацев, определения их микротем; развивать монологическую речь учащихся;
— воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к чтению художественной литературы.
Тип урока: обобщение и углубление полученных знаний, совершенствование умений и навыков.
Форма урока: интегрированный (русский язык + литература).
Оборудование: доска, мел, учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы; дидактический материал (фрагменты художественных произведений, статья из научного журнала); компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Сообщение темы урока, его целей, постановка задач.
III. Повторение ранее изученного материала о тексте, его признаках. Проверка домашнего задания.
— Что такое текст? (Текст – это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.)
— Назовите основными признаки текста. (Тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная); смысловая цельность, относительная законченность.)
— Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, книгой. Может ли текст состоять из одного предложения? (Текст может состоять из одного предложения: пословицы, поговорки, афоризмы)
— Назовите способы связи предложений. (Цепная (последовательная) и параллельная)
— Расскажите о цепной (последовательной) связи. (Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия или события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы соединяются цепью между собой. Цепная связь предложений текста обусловлена чередованием «данного» и «нового». «Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения.
Другими словами можно сказать, что это связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д..)
— Назовите средства цепной связи. (Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические замены, местоимения, союзы, семантические соответствия и ассоциации.)
— Докажем это на примере отрывка из рассказа И.С. Тургенева «Уездный лекарь»:
Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник…
— Расскажите о параллельной связи. При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на параллельных, т.е. одинаковых или похожих по структуре предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.
Во многих текстах с параллельной связью первое предложение становится «данным» для всех последующих, которые конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении (при этом «данное» во всех предложениях, кроме первого, оказывается одинаковым).
— Назовите основные средства параллельной связи. (Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова, наречия места и времени.)
— Докажите это на примере отрывка из рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч», в котором автор даёт сопоставительную характеристику своим героям:
Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало и вовсе…
IV. Лингвистическая разминка.
Иногда срывался шквал… Дом скрипел, сами собой открывались и захлопывались двери, на разные голоса пели печные трубы, и бродячие псы, ночевавшие на веранде, начинали скулить от страха.
А утром все так же ревело седое и мглистое море и вдали взлетали и окунались в воду доски, бревна и вырванные с корнем деревья. (К. Паустовский.)
— Объясните расстановку знаков препинания.
— Почему в третьем предложении перед вторым союзом и не ставится запятая?
2. Выполните морфологический разбор слова вырванные.
— Из скольких абзацев состоит текст?
V. Углубление теоретических знаний об абзаце с помощью статьи учебника.
В тексте определяется его тема. Текст складывается из микротекстов – абзацев, в каждом из которых раскрывается определённая микротема.
Таким образом, микротема – это наименьшая составная часть общей темы, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста – абзац.
Слово «абзац» имеет два значения: 1) отступ в начале строки, красная строка;
2) часть текста между двумя такими отступами.
Вопрос ученикам: Какое именно значение слова «абзац» представляет для нас сейчас главный интерес?
— Можно ли услышать абзац? (В устной речи абзац обозначается более глубокий паузой по сравнению с паузами между предложениями. Абзац имеет определённую композицию.)
Части текста имеют свои правила построения, по определённым правилам строится и абзац. Если абзац состоит не из одного предложения, то в нём выделяются абзацный зачин и комментирующая часть.
Абзацный зачин – основная часть абзаца, первое его предложение, в котором заключено наиболее важное его содержание.
Все последующие предложения абзаца – комментирующая часть, которая раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении.
Основные фразы абзацев (абзацные зачины) текста должны быть логически однородными, взаимно связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах такого единства не получается, значит, абзацы построены неправильно или же неправильно определены их границы.
VI. Закрепление знаний. Текущий контроль знаний. Отработка умений и навыков. (Коллективная практическая работа – речеведческий анализ текста)
(По материалам журнала «Наука и жизнь»)
— Определите тему текста.
— Разделите текст на абзацы, объяснить логику выделения абзацев, проследив за развитием мысли автора.
— Найти абзацные зачины и комментирующие части.
— Определить микротему каждого абзаца.
— Докажите с помощью абзацных зачинов, что абзацы выделены верно.
2. Определите тему и идею текста. Разделите текст на абзацы.
VI. Итог урока.
Домашнее задание. Работа по карточкам. Разделить текст на абзацы, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Урок русского языка в 10-м классе по теме «Строение текста. Абзац»
1. Воспитание любви к родной природе через постижение поэтического слова, гармонии человека и природы, отражённой в пейзажной лирике Ф.И. Тютчева.
2. Обобщение и углубление знаний учащихся о строении текста и строении абзаца, роли абзаца в тексте, логике выделения абзацев.
3. Совершенствование умений речеведческого анализа текста, выделения в тексте абзацев, определения их микротем; развитие монологической речи учащихся.
Эпиграф: “Не то, что мните вы, природа…” (Ф.И.Тютчев)
Тип урока: обобщение и углубление полученных знаний, совершенствование умений и навыков.
Форма урока: интегрированный (русский язык + литература).
Оборудование: доска, мел, учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы; дидактический материал (фрагменты статей о Ф.И.Тютчеве); компьютер, проектор, презентация.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока, его целей, постановка задач. (Слайд 1)
III. Повторение ранее изученного материала о тексте, его признаках. Проверка домашнего задания.
1. (Слайды 2, 3) Ответ на вопрос: Что такое текст? (Слайд3. Щелчок мышью после ответа учащегося)
2. (Слайд 4) Повторение признаков текста, нахождение их в тексте домашнего упражнения №291 (отрывок из романа Л.Н.Толстого “Война и мир”).
3. (Слайд 5) Знакомство с текстами, состоящими из одного предложения (пословицы, стихотворение Ф.Тютчева). Объяснения учащихся: Почему их можно назвать текстами?
Сообщение учителя о том, что в качестве дидактического материала на всех этапах урока будут использоваться фрагменты литературно-критических статей о Фёдоре Ивановиче Тютчеве и тексты стихотворений поэта (таким образом осуществляется интеграция предметов, расширяются и углубляются не только знания о тексте и его строении, но и о творчестве Тютчева, особенностях его поэтики).
4. (Слайд 6) Синтаксическая пятиминутка (устная работа).
Задание: Прочитать предложение, определить его структуру, объяснить постановку знаков препинания; указать, как связаны простые предложения в составе сложного.
Конечно, самый трудный род поэтических произведений – это те произведения, в которых, по-видимому, нет никакого содержания, никакой мысли; это пейзаж в стихах, картинка, обозначенная двумя-тремя чертами (Н.А.Некрасов).
5. (Слайд 7) Объяснительный диктант с заданием – определить способ и средство связи между предложениями.
Главное достоинство стихотворений г.Ф.Т. заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит её, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки её (Н.А.Некрасов).
(Слайд 7, после щелчка) Самопроверка выполненной работы.
(Слайд 7, после щелчка) Прослушивание аудиозаписи стихотворения Ф.Тютчева “День и ночь” (исполняет И.Смоктуновский).
IV. (Слайд 8) Углубление теоретических знаний об абзаце с помощью статьи учебника и составленных на её основе схем, представленных в презентации.
1. (Слайд 9) Соотношение содержания и темы текста.
“Заключённая в тексте информация представляет собой содержание, которое находит выражение в словесной форме.
Содержание соотносится с темой. Тема – это то, что описывается в тексте, о чём развёртывается рассуждение, ведётся диалог и т.д.
Во многих произведениях может быть несколько тем. Содержание всегда шире темы, отражает отношение автора к теме”.
2. (Слайд 10) Строение текста.
“В тексте определяется его тема. Текст складывается из микротекстов (щелчок) – абзацев (щелчок), в каждом из которых раскрывается определённая микротема (щелчок).
Таким образом, микротема – это наименьшая составная часть общей темы, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста – абзац.
Слово “абзац” имеет два значения: 1) (щелчок) отступ в начале строки, красная строка;
2) (щелчок) часть текста между двумя такими отступами”.
Вопрос ученикам: Какое именно значение слова “абзац” представляет для нас сейчас главный интерес? (щелчок после ответа)
“Абзац служит для выделения микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает той или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве”.
3. Строение абзаца. (Слайд 11)
“Части текста имеют свои правила построения, по определённым правилам строится и абзац. Если абзац состоит не из одного предложения, то в нём выделяются абзацный зачин и комментирующая часть.
Абзацный зачин – основная часть абзаца, первое его предложение, в котором заключено наиболее важное его содержание.
Все последующие предложения абзаца – комментирующая часть, которая раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении”.
V. (Слайд 12) Закрепление знаний. Текущий контроль знаний. Отработка умений и навыков. (Коллективная практическая работа – речеведческий анализ текста)
1. (Слайд 13) Чтение текста К.Пигарева (раздаточный материал).
Многое в поэтике Тютчева на первый взгляд может показаться традиционным. Не он один, например, любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека. Но в то время, как у других подобный приём сравнения или уподобления был всего лишь изобразительным средством, и притом одним из многих, у Тютчева он вытекал из самых глубин его мировосприятия и был без преувеличения основным.
Тютчев обладал на редкость живым и непосредственным чувством природы. В некоторых стихотворениях, говоря о ней, он пользуется готовыми мифологическими образами (“Весенняя гроза”, “Полдень”). Однако от них не только не веет архаическим холодком, но они даже под его пером приобретают какую-то новую жизненность. Охотно прибегает Тютчев к олицетворениям (“Летний вечер”, “Весенние воды”). Но и в тех стихах, где нет ни мифологических образов, ни явных олицетворений, природа рисуется им как некое одушевлённое целое. И это опять-таки не просто художественный приём. Только поэт, действительно веривший в таинственную жизнь природы, мог с такой страстностью и убеждённостью утверждать:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Представлением о всеобщей одушевлённости природы порождены характерные тютчевские образы. У него полдень “лениво дышит”, небесная лазурь “смеётся”, осенний вечер озарён “кроткой улыбкой увяданья”, солнечный луч будит спящую девушку “румяным громким восклицаньем”.
Тютчева принято называть “певцом природы”. Таким он предстаёт перед нами и тогда, когда стремится философски осмыслить жизнь вселенной, и тогда, когда пишет как бы небольшие “этюды с натуры”, запечатлевая в них конкретно-зримые приметы внешнего мира. (К.Пигарев)
2. (Слайд 14) Анализ текста по предложенному плану.
1) Доказать, что данный отрывок статьи можно назвать текстом.
2) Сопоставить тему и содержание текста, подобрать название.
3) Определить микротему каждого абзаца, объяснить логику выделения абзацев, проследив за развитием мысли автора.
4) Сделать выводы о строении абзацев, найти абзацные зачины и комментирующие части.
Сначала выслушиваются ответы учащихся по каждому пункту плана, затем на экран выводятся правильные ответы.
3. (Слайд 15) Чтение и анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза” (текст стихотворения в учебнике русского языка – упр.539).
Сообщение учителя о том, что в стихотворном тексте роль микротекстов, в которых содержатся составляющие тему стихотворения микротемы, часто играют строфы. (На слайде определение строфы)
Учащиеся находят в тексте стихотворения “характерные тютчевские образы”, художественные приёмы, с помощью которых поэт создаёт образ одушевлённой природы, “одушевлённого целого”, включающего в себя мир природы и мир человеческой души. Называются олицетворения, метафоры, эпитеты, мифологические образы, которые затем также выводятся на экран.
Объясняется значение слова “перлы”, даётся справка о греческих богах Зевсе и Гебе, так как без знания греческой мифологии нельзя понять, для чего введён в произведение образ Гебы.
VI. Объяснение домашнего задания.
1. (Слайд 16) Перечисляются номера упражнений, в которых содержатся тексты стихотворений Ф.Тютчева. Среди стихотворений выделены те, что посвящены теме природы.
(Слайд 17) Задание: прочитать названные стихотворения. Дать интерпретацию одного из них, составив текст из 3-4 абзацев, соблюдая правила построения абзаца и устанавливая логическую и грамматическую связь между предложениями и абзацами.
2. Работа с учебником. (Слайд 17)
Для предупреждения ошибок при построении и выделении абзацев (в домашней и последующей классной самостоятельной работе) вновь обращаемся к теоретическому материалу учебника.
Берём на заметку: “Основные фразы абзаца (абзацные зачины) должны быть логически однородными, взаимно связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах такого единства не получается, значит, абзацы построены неправильно или же неправильно определены их границы.
Началом абзаца не может служить предложение, имеющее второстепенное значение в последующем тексте или по содержанию мало с ним связанное”.
Учащимся предлагается высказать своё мнение по поводу утверждения известного русского лингвиста, академика Л.В.Щербы: абзац “углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мысли”. (Согласны ли вы с этим высказыванием?)
VII. Самостоятельная работа. (Раздаются карточки с текстом)
(Слайд 18) 1. Ознакомление учащихся с заданием:
1) Прочитать текст, определить его тему и микротемы.
2) Выделить абзацы, найдя абзацные зачины, проследив логику развития мысли автора.
3) Озаглавить текст.
4) Переписать текст, делая отступы в начале абзацев, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Прослушивание аудиозаписи 1, 2 романса на слова Ф.Тютчева “Весенние воды” (композитор С.Рахманинов, исполняет Муслим Магомаев).
3. Выполнение работы.
VIII. Подведение итогов урока.
1. Сбор выполненной в тетрадях или на листочках самостоятельной работы.
2. Выставление оценок за устную работу на уроке.
Что такое абзацный зачин
Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.
СОДЕРЖАНИЕ:
В соответствии со «Спецификацией контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования» на написание сжатого изложения, включая прослушивание исходного текста, отводится 90 минут.
Экзаменуемым предоставляется возможность прослушать исходный текста для написания сжатого изложения 2 раза. По окончании первого прослушивания экзаменуемым даётся время на осмысление услышанного текста, после чего они прослушивают текст повторно. После второго прослушивания текста экзаменуемые пересказывают его сжато в письменной форме.
В 2011 году в комплект экзаменационных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, входит цифровая аудиозапись исходного текста для написания сжатого изложения. Запись выполнена в специализированной студии профессиональным исполнителем.
Рекомендуемый порядок воспроизведения аудиозаписи исходного текста для написания сжатого изложения
Действия организатора и экзаменуемых. Примерное время
1. Организатор включает воспроизведение аудиозаписи.
Экзаменуемые прослушивают исходный текст, делая записи в черновике. 2,5 – 3 минуты (в соответствии с длительностью аудиозаписи)
2. Организатор по окончании воспроизведения текста останавливает устройство воспроизведения и готовит его к повторному включению.
Экзаменуемые работают с черновиками. 3 – 4 минуты
3. Организатор повторно включает воспроизведение аудиозаписи.
Экзаменуемые прослушивают исходный текст, делая записи в черновике. 2,5 – 3 минуты (в соответствии с длительностью аудиозаписи)
4. Организатор по окончании воспроизведения текста останавливает устройство воспроизведения и сообщает о начале написания изложения и о возможности пользоваться словарём.
Экзаменуемые приступают к написанию изложения.
Абзац
Урок 35. Русский язык 11 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Абзац»
· Определим, что такое абзац.
· Выясним, для чего используются абзацы.
· Поразмыслим, как поделить текст на абзацы.
Мы уже говорили о предложении. И выяснили, что это основная единица общения. Несколько слов в предложении связываются по смыслу и грамматически и имеют интонацию законченности.
Из предложений составляется текст. В нём несколько предложений связаны общей темой и идеей. Между ними часто есть и грамматическая связь.
Но на полпути между предложением и текстом стоит абзац. Что же это такое?
Представим, что мы создали вот такое предложение:
Наконец-то начали наливаться алым цветом ягоды клубники на грядках.
Можно сказать, что это предложение написано с абзаца.
То есть, мы начали его с того отступа, который называем красной строкой.
И получается, что абзацем мы можем называть отступ в начале строки.
А теперь добавим к предложению ещё несколько.
Урожая ждали не только дети. По грядкам расхаживали наглые сойки, искоса поглядывая на клубнику. С птицами-воришками нужно было как-то бороться.
И можно посчитать, что вот у нас есть абзац, который состоит из трёх предложений.
И тогда абзац – это текст между двумя отступами.
Но зачем нам вообще делить текст на абзацы и делать какие-то отступы?
Предположим, что мы сочинили небольшой текст. Вот такой.
Однажды Коля решил завести себе хобби. Что это был за зверь – мальчик представлял весьма смутно, но слышал, что дело это довольно увлекательное. Но с чего же начать? Начать Коля решил с кулинарии. Он добросовестно прошерстил несколько книг в духе «Как за пять шагов стать поваром». Результатами Колиного творчества отравились все тараканы и немного – дядя Борис. Тогда Николай отважно бросился в пучины изобразительного искусства. За неделю комната и сам новоявленный художник стали невероятно разноцветны. Бабушка, взглянувшая на картины внучка, вздрагивала и крестилась ещё неделю. Но Коля не унывал! Впереди была игра на гитаре…
Но воспринимать этот текст очень неудобно: всё мельтешит и сливается в глазах! Да и читать не очень-то удобно тоже.
Мы можем определить тему текста – попытки Коли завести хобби.
Но что, если мы попытаемся рассмотреть в этом тексте более мелкие темы?
Вот первые три предложения. Они уже показывают развитие небольшого действия: герой хочет завести себе хобби.
Мы можем так и определить тему для этого абзаца. И получается, что уже в этом абзаце мы рассказываем небольшую историю.
А вот и ещё три предложения. На сей раз речь идёт о кулинарии, и здесь тоже рассказывается небольшая история. Можно определить тему так: «Коля-кулинар». При этом вот в этом небольшом тексте есть свой зачин и своё развитие действия.
Возьмём ещё несколько предложений. На этот раз можно обозначить тему так – «Коля-художник». И мы снова видим, что в этих предложениях раскрывается своя небольшая тема. Мы даже можем создать по этому абзацу иллюстрацию.
Наконец, у нас есть ещё пара предложений – многообещающий финал. Можно даже определить тему: «Коля-музыкант». Причём, учитывая предыдущий текст мы даже можем предположить, как дальше будет развиваться действие.
И вот что у нас получилось теперь, когда мы отделили абзацы друг от друга. Теперь текст воспринимается гораздо легче! Потому что информация даётся небольшими порциями.
Ведь в тексте есть микротексты и микротемы, которые раскрываются в абзацах.
Мы выделили при делении текста на абзацы вот такие темы.
И каждый наш абзац – это микротекст.
В котором есть микротема.
Итак, абзац – это часть текста между отступами с новой строки. Абзац можно назвать микротекстом. В общей теме могут выделяться и микротемы.
При этом каждый абзац раскрывает свою микротему.
Что же ещё можно сказать про абзацы?
Мы видим, что обычно в абзацах несколько предложений. И в таком случае каждый абзац служит для выделения своей микротемы.
Но давайте посмотрим на первый абзац. Последнее предложение несколько выделяется по смыслу. Можем ли мы написать его с красной строки?
Выглядит вполне логично.
На самом деле абзацы достаточно часто состоят из одного предложения. Такие абзацы служат для перехода от одного абзаца к другому.
А теперь попробуем проанализировать какой-нибудь абзац. Для примера возьмём второй абзац в нашем тексте и посмотрим, что в нём есть.
Первое и второе предложение в абзаце связываются при помощи местоимения «Он». Третье предложение связывается с первым при помощи однокоренного слова Колиного. При этом в абзаце глаголы имеют форму прошедшего времени. И повторяются слова одной тематики: кулинария, поваром, творчества, отравились…
Получается, что в абзаце сохраняется предметное единство и единство времени.
Значит, что предложения в нашем абзаце тесно связаны по смыслу и грамматически.
Теперь посмотрим на первое предложение. Это так называемый абзацный зачин. При чтении первое предложение каждого абзаца мы выделяем интонацией.
Причём, именно в этом зачине абзаца отображается самое важное его содержание.
Ну, а если мы выделим все абзацные зачины в тексте?
По этим абзацным зачинам мы можем примерно проследить все основные действия! Получается, что абзацные зачины составляют самое важное содержание текста.
А что осталось в абзаце помимо абзацного зачина? Оставшиеся предложения – это так называемая комментирующая часть.
Эта комментирующая часть раскрывает, поясняет информацию, которая даётся в зачине.
Итак, мы выяснили некоторые особенности абзаца.
У абзаца есть зачин. В нём намечается основное содержание абзаца. И есть комментирующая часть. В ней раскрывается то, что указано в зачине.
Но абзац может состоять и из одного предложения.
Так как же мы можем разделить текст на абзацы?
Сочиним ещё один небольшой текст.
Утро было весёлым и ветренным. Солнце игриво выблёскивало из-за облаков, жаворонки звенели в вышине. Пахло выпечкой, и хотелось куда-то срочно бежать за приключениями. На ярмарке в это утро царило особенное оживление. Надрывались торговки, расхваливая свой товар, и взахлёб торговались крестьянки, и переругивались между собой инструменты музыкантов – кто громче повеселит народ? Вадик и Денис примчались на ярмарку со всех ног сразу после завтрака. Теперь они протискивались сквозь толпу и собирались сначала мельком поглазеть на все ярмарочные диковинки, а уж потом не спеша и основательно пройти по лоткам со сладостями и игрушками.
Чтобы разделить на абзацы этот текст, мы должны помнить: каждый абзац должен раскрывать какую-то тему. Так что каждому абзацу можно дать заглавие.
Для начала мы обозначим отступ для первой строки. Теперь зададимся вопросом: какое предложение начинает новую микротему?
В первом предложении мы наметили тему утра. Во втором продолжается и раскрывается всё та же тема. И третье предложение подходит под описание утра.
А вот в четвёртом предложении вдруг появляется ярмарка.
Получается, что три предложения – это описание утра. Раскрывается соответствующая микротема. Но четвёртое предложение выпадает из этой микротемы. Это предложение будет началом нового абзаца, и мы напишем его с красной строки.
Читаем дальше и помним: в абзацном зачине сообщается что-то новое, что серьёзно отличается от предыдущей информации.
Второе предложение нового абзаца – это тоже про ярмарку. Но вот в следующем предложении появляются герои, о которых раньше не говорилось. Значит, эти два предложения – описание ярмарки. Мы можем дать этому микротексту такое же название.
Но следующее предложение уже выпадает из микротемы. Поэтому мы напишем его с красной строки.
Последнее предложение посвящено поведению героев на ярмарке. Оно тесно связано с предыдущим предложением. Получается, что мы не можем отделить предложения друг от друга: они связаны героями и микротемой «Вадик и Денис на ярмарке».
Теперь осталось только оценить деление текста на абзацы. Посмотрим, в каждом ли абзаце раскрывается своя тема? Ничего нельзя выделить в отдельный абзац?
Мы можем задаться вопросом по поводу вот этого предложения. Оно выглядит слегка обособленным, так что мы можем вынести его в отдельный абзац.
Обычно так делают, если хотят подчеркнуть предложение интонационно, выделить его. Здесь мы выделили жажду приключений.
Но нельзя увлекаться и членить весь текст на абзацы-предложения.