Что такое абстракция в живописи
Абстракционизм: перевёрнутая картина как предтеча нового стиля
Абстракционизм — стиль живописи и искусстве в целом, отвергающий реалистичное воспроизведение окружающего мира. Его последователи изображают простые и сложные формы, играют с цветом, используют линии, плоскости и другие объекты, комбинируя их так, чтобы создать у зрителя определённые эмоции. Этим их подход отличается от того, что применяют мастера, придерживающиеся классицизма и многих других стилей. При первом взгляде на картину, написанную абстракционистом, может показаться, что на ней — хаотичное нагромождение линий, фигур и пятен. При более внимательном изучении становится ясно, что художник создал целостную композицию, призванную вызывать у зрителя определённые мысли или настроение.
Абстракционизм как направление живописи появился в 1910 году, когда русский художник и теоретик изобразительного искусства Василий Кандинский написал свою первую абстрактную акварель. Сам Василий Васильевич впоследствии рассказывал о том, что он просто перевернул одну из картин Клода Моне. Ему показалось, что в такой ориентации она выглядит намного лучше, чем в обычной, и именно это побудило его использовать абстракции в своём творчестве.
Абстракционизм после его создания Кандинским начал активно развиваться. Последователями художника в этом направлении стали Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, которые сформулировали философию стиля и разработали одно из его ответвлений — лучизм, или районизм. Важную роль в развитии абстракционизма сыграл Казимир Малевич, который сделал технику абстрактности совершенно беспредметной, разработав такое направление, как супрематизм.
Изучая события тех времён, когда появился абстракционизм, можно сделать вывод, что для зарождения этого стиля было сразу несколько причин. Одна из них — запрос на перемены, который появился в предреволюционном обществе. В начале XX века многие устали от сложившихся традиций — как в искусстве в частности, так и в жизни в целом. Людям хотелось нового, и абстракционизм, который с определённой точки зрения можно считать экстремизмом в искусстве, дал им это. Ещё одной причиной появления стиля стало расслоение кубизма, экспрессионизма и футуризма, которое шло в 10-х годах прошлого века. В ходе этого процесса в живописи появились новаторские решения, подразумевавшие отказ от реалистичности и ставшие в основу абстракционизма.
Появившийся стиль стал, без преувеличения, началом новой эпохи в живописи. Отныне художник мог полностью отказаться от ограничений и рамок и свободно выражать себя, воплощая в произведениях эмоции, мысли и ощущения. Заметим, что абстракционизм получил признание далеко не сразу — некоторое время он оставался в андерграунде и подвергался критике и осуждению. Со временем ситуация изменилась, и абстрактная живопись получила признание и заняла достойное место в ряду многочисленных стилей.
Основные направления абстракционизма
Абстракционизм по мере развития расслоился на несколько направлений, в каждом из которых работали свои представители. Появились такие виды стиля, как:
Самые известные представители абстракционизма
За время существования абстракционизма в разных странах мира получили известность многие художники, придерживающиеся этого стиля. В их числе:
Проходят годы и десятилетия, а абстракционизм, остаётся актуальным, активно развивается и проникает во многие области искусства — архитектуру, моду и другие. Заинтересованы? Вы можете приобрести произведения искусства, выдержанные в абстрактном стиле, в онлайн-каталогах сайта Very Important Lot.
Абстракционизм в живописи
Абстракционизм — стиль или направление в живописи. Абстракционизм или абстрактный жанр подразумевает отказ от изображения реальных вещей и форм. Абстракционизм направлен на то, чтобы вызвать у человека определённые эмоции и ассоциации. Для этих целей картины в абстрактном стиле пытаются выразить гармонию цвета, форм, линий, пятен и так далее. Все формы и цветовые сочетания, которые находятся в периметре изображения, имеют идею, своё выражение и смысловую нагрузку. Как бы ни казалось зрителю, глядя на картину где кроме линий и клякс ничего нет, всё в абстракции подчинено определённым правилам выражения.
На сегодняшний день абстракция настолько широка и разнообразна, что сама подразделяется на множество видов, стилей и жанров. Каждый художник или группа художников пытаются создать нечто своё, нечто особенное, которое бы лучшим образом могло достучаться до чувств и ощущений человека. Достичь этого без применения узнаваемых фигур и объектов очень сложно. По этой причине полотна абстракционистов, которые действительно вызывают особые ощущения и заставляют поражаться красоте и выразительности абстрактной композиции, заслуживают большого уважения, а сам художник считается настоящим гением от живописи.
Считается, что абстрактную живопись придумал и разработал великий русский художник Василий Кандинский. Его последователями были Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, которые не только исследовали философию абстракционизма, но также разработали новое направление в этом жанре — Лучизм. Казимир Малевич ещё более «усовершенствовал» технику абстракции, добившись полной беспредметности, который был назван — Супрематизм. Не менее известными абстракционистами стали: Пит Мондриан, Джексон Поллок, Марк Ротко, Барнетт Ньюманн, Адольф Готтлиб и многие другие.
Абстрактная живопись, которая буквально взорвала мир искусства, стала символом начала новой эпохи. Эта эпоха означает полный переход от рамок и ограничений к полной свободе выражения. Художник более ничем не связан, он может писать не только людей, бытовые и жанровые сцены, но даже мысли, эмоции, ощущения и использовать для этого любые формы выражения. Абстракционизм, как живопись личного переживания, ещё долгое время находился в андеграунде. Его, как и многие другие жанры живописи в истории, высмеивали и даже подвергали осуждению и цензуре, как искусство не имеющее никакого смысла. Однако со временем положение абстракции изменилось и теперь она существует наравне со всеми другими формами искусства.
Абстракционизм
Голландский художник Пит Мондриан еще в юном возрасте увлекся живописью и получил образование в художественной школе в Амстердаме. Изначально он пребывал под большим влиянием французского импрессионизма. После посещения выставки работ художников-кубистов Мондриан настолько проникся их идеями, что покинул Нидерланды и переехал в Париж, где постигал премудрости этого стиля. Вскоре он полностью отказался от традиционных приемов изобразительного искусства и стал одним из создателей нового течения, неопластицизма. Мондриан использовал ограниченное количество цветов и оттенков, а с помощью жестких линий он создавал ассиметричные композиции, стремясь достичь в них определенного равновесия. По словам живописца, его основной целью было создание «чистой пластической реальности». К числу его наиболее известных картин в стиле абстракционизм относятся «Дюны в Зеландии», «Буги-вуги на Бродвее», «Натюрморт с кувшином», «Площадь Согласия», «Ромбическая композиция с красным, черным, синим и желтым».
Выдающийся русский художник Василий Кандинский является одним из общепризнанных идеологов и основателей абстракционизма. Заниматься живописью он начал в зрелом возрасте и сразу проявил такие «непозволительные» качества, как свободное обращение с формой, композицией, а также используемой цветовой гаммой. Наиболее плодотворными в его творчестве были годы, проведенные в Мюнхене и в Париже. Кандинский был организатором нескольких творческих объединений абстракционистов («Фаланга», «Синий всадник»), а также основателем собственной художественной школы. За годы, проведенные в Германии, Кандинским было создано несколько сотен полотен и акварелей, но, к сожалению, с приходом к власти нацистов многие из них были утрачены либо уничтожены. Самые его известные картины в стиле абстракционизма это «Маленькие миры», «Оранжевый и фиолетовый», «Хрупкий», «Встреча поверхностей» и др.
Художник Франтишек Купка родился в Чехии, в эпоху Австро-Венгерской империи. Художественное образование он получил в Вене, но значительную часть своей жизни прожил во Франции. Купка много работал как книжный иллюстратор, а также в качестве художника-карикатуриста в периодических изданиях. Важным этапом в жизни живописца было создание собственной теории «Творение в пластических искусствах», в которой он теоретически обосновал идеи абстракционизма. Среди картин, написанных мастером в стиле абстракционизм, наиболее известны «Круги Ньютона», «Этюд к языку вертикалей», «Ноктюрн», «Музыка», серия полотен «Горизонтальные и вертикальные планы» и др.
Абстракционизм – это искусство?
Абстракционизм воспринимается всеми по-разному. Часть людей восхищается этим жанром, часть не понимает, некоторые вовсе за искусство не считают. «И это за такие деньги продается! Я тоже так нарисовать могу» — наверняка слышали подобные комментарии. В своей статье расскажу о зарождении абстракционизма и о художниках, работавших в этом жанре.
С чего началось?
Абстракционизм как жанр искусства появился в начале XX века. Основным его постулатом был отказ от реалистичности изображаемого. На самом деле, часть искусствоведов считает, что абстракция в искусстве существует уже очень давно (пример – древнейшие орнаменты). Если говорить о живописи, то в начале 1900 годов абстракционизм заявил о себе как об отдельном направлении. Отказ от правильных форм, четкого изображения действительности, беспредметность, концентрат экспрессии и образности – такие идеи овладевали сознанием живописцев.
В 1910 году Василий Кандинский написал первую абстрактную композицию. Сейчас она находится в Национальном центре искусства Жоржа Помпиду (Париж).
Василий Кандинский. Первая абстрактная акварель (1910 год)
Сам художник рассказывал, что однажды просто перевернул одну из картин Клода Моне. Ему показалось, что так она выглядит лучше. Это вдохновило его на создание абстрактной акварели.
Абстракционизм в 1940-1950-х годах
В конце 1940-х годов Нью-Йорк стал центром абстрактного искусства. Эмигрировавшие художники и коренные американцы начинают создавать свои работы в США.
Одним из представителей абстракционизма, точнее, абстрактного экспрессионизма, этого времени является Джексон Поллок. Он создавал свои работы, наливая краску на горизонтальную поверхность. Такая техника называется «живописью действия». Суть ее в том, что основное значение придается не столько конечному результату, сколько самому процессу создания работы. Художники зачастую не используют кисти, а разбрызгивают или разливают краску на полотно.
Джексон Поллок в процессе работы
Поллок, картина «Номер 5»
Абстракционизм в 1980-1990-х годах
В конце XX века стали появляться идеи, что ничего нового в искусстве не будет, самые лучшие картины уже написаны. В это же период появляется такое понятие как New New Art (Новое новое искусство). Как реакция на кризис постмодернизма, и, в частности, абстракционизма. Один из представителей этого времени – Дэн Кристенсен. Он работал в жанре лирической абстракции (выражение психического состояния художника, поток сознания) и абстрактного экспрессионизма.
Кристенсен Дэн, лирическая абстракция (1987)
Направления абстракционизма
— геометрический (четкие формы и линии, в некоторых работах – иллюзия глубины)
Пример геометрического абстракционизма:
Картина Пита Мондриана (1914)
— цветовой (работа с цветом и сочетанием цветов)
Пример цветового абстракционизма:
Картина Герхарда Рихтера
— минималистичный (отказ от изображения реальных объектов, минимальное количество цветов/фигур на полотне)
Пример минималистичного абстракционизма:
Картина Ала Хелда
— экспрессивный (передача эмоций через создание ощущения динамики, движения, а не через формы и цвета)
Пример экспрессивного абстракционизма:
Картина Герхарда Рихтера
Современный абстракционизм
Абстракционизм сейчас – это не новаторство. Его можно встретить практически в любом виде искусства.
Стал популярным урбанистический рисунок, выполненный в стиле абстракции. Он относится к одному из направлений современного искусства – стрит-арту.
Абстракционизм в наше время вошел даже в архитектуру. Яркий пример этого – параметризм. Здания, сконструированные таким образом, имеют очень необычную форму. Такие строения удивляют дизайном и выполняют необходимые функции.
Вернусь к абстрактной живописи. Абстракционизм – тот вид искусства, который позволил художникам выйти за рамки и создать то, чего ранее не было. Это, предполагаю, было рождено из желания чего-то принципиально нового. Аккуратные линии, реалистичные изображения? Нет! Живописцам хотелось пойти наперекор правилам. Лить краску на полотно, вместо нанесения кистью. Искажать правильные формы или вовсе отказываться от них, работая лишь цветом. Вкладывать в изображение больше эмоций, чувств. Мне кажется, есть в этом что-то бунтарское и вместе с тем завораживающее. Это слом привычного и выход за рамки «дозволенного», чтобы создать нечто новое.
Конечно, далеко не все любят это направление, не каждый считает его интересным. Это нормально. Жанров в искусстве много, каждый может найти то, что по душе. В самой абстрактной живописи есть несколько течений: одно может нравиться, другое нет. Искусство – это то, что позволяет выразить себя и дает возможность для каждого найти в этом что-то свое. Кто-то увидит непонятное нагромождение цветов и кривых линий, а кто-то разглядит определенный смысл и эмоциональный посыл. Дело только в том, как смотрящий относится к такому роду искусства.
Абстрактное искусство: определение, история, виды, характеристики 3 373 слова читать
22 мин. Раздел в процессе наполнения и корректировки
Определение и смысл
Термин «абстрактное искусство», также называемый «необъективным искусством», «нефигуративным», «непрезентативным», «геометрической абстракцией» или «конкретным искусством», – это довольно смутный зонтичный термин для любой картины или скульптуры, которая не изображает узнаваемые объекты или сцены.
Однако, как мы увидим, нет четкого консенсуса в отношении определения, типов или эстетического значения абстрактного искусства. Пикассо считал, что такого не было, а некоторые искусствоведы считают, что все искусство абстрактно, потому что, например, ни одна картина не может надеяться стать чем-то большим, чем грубое обобщение (абстракция) того, что видит художник. Даже ведущие комментаторы иногда не соглашаются с тем, должен ли холст быть помечен как «экспрессионистский» или «абстрактный» – например, акварельный Корабль в огне (1830, Тейт) и масляная картина Снежная буря – пароход с устья гавани (1842, Тейт), оба Дж.М.У. Тернера (1775-1851). Аналогичным примером является Кувшинка (1916-20, Национальная галерея, Лондон) Клода Моне (1840-1926). Кроме того, существует скользящая шкала абстракции: от полуабстрактной до полностью абстрактной. Поэтому, хотя теория относительно ясна – абстрактное искусство оторвано от реальности – практическая задача отделения абстрактного от неабстрактного может быть гораздо более проблематичной.
Какая идея стоит за абстрактным искусством?
Основная предпосылка абстракции – между прочим, ключевой вопрос эстетики – заключается в том, что формальные качества картины (или скульптуры) столь же важны (если не более), чем ее репрезентативные качества.
Начнем с очень простой иллюстрации. Картина может содержать очень плохой рисунок человека, но если его цвета очень красивы, она, тем не менее, может показаться нам прекрасной картиной. Это показывает, как формальное качество (цвет) может переопределить представительное (рисунок).
С другой стороны, фотореалистичная картина дома с террасой может демонстрировать изящную репрезентацию, но предмет, цветовая схема и общая композиция могут быть совершенно скучными.
Философское обоснование оценки ценности формальных качеств произведения искусства вытекает из заявления Платона о том, что: «прямые и круги… не только красивы… но вечно и абсолютно прекрасны».
По сути, Платон обозначил, что не-натуралистические изображения (круги, квадраты, треугольники и т.д.) обладают абсолютной, неизменной красотой. Таким образом, картину можно оценить только за ее линию и цвет – ей не нужно изображать природный объект или сцену. Французский художник, литограф и теоретик искусства Морис Дени (1870–1943 гг.) имел в виду то же самое, когда писал: “Помните, что картина перед тем, как стать боевым конем или обнаженной женщиной, по сути является плоской поверхностью, покрытой цветами, собранными в определенном порядке.”
Некоторые художники-абстракционисты описывают свою работу тем, что хотят создать визуальный эквивалент музыкального произведения, которое можно оценить исключительно для себя, не задавая вопрос: «Что это за картина?» Уистлер, например, давал некоторым из своих картин музыкальные названия, такие как Ноктюрн: Синий и Серебряный – Челси (1871, Коллекция Тейт). (См. Также: Оценка искусства: Как ценить искусство.)
Виды абстрактного искусства
Для простоты мы можем разделить абстрактное искусство на шесть основных типов. Некоторые из этих типов менее абстрактны, чем другие, но все они связаны с отделением искусства от реальности.
Криволинейное абстрактное искусство
Этот тип криволинейной абстракции тесно связан с кельтским искусством, в котором использовался ряд абстрактных мотивов, включая узлы (восемь основных типов), узоры чередования и спирали (в том числе трискеле или трискелион). Эти мотивы не были оригинальны для кельтов – многие другие ранние культуры использовали эти кельтские конструкции на протяжении веков: например, спиральные гравюры на могиле из неолита в Ньюгрейндж в Ко Мите, созданные за 2000 лет до появления кельтов. Тем не менее, можно сказать, что кельты вдохнули новую жизнь в эти модели, сделав их гораздо более сложными и запутанными. Эти образцы позже вновь появились как декоративные элементы в ранних рукописях (ок. 600-1000 гг. н.э.). Позже они вернулись во время движения кельтского возрождения в 19-м веке и влиятельного движения в стиле модерн 20-го века: особенно в обложках книг, текстиле, обоях и дизайне ситца, в работах таких авторов как Уильям Моррис (1834-1896) и Артур Макмурдо (1851-1942). Криволинейная абстракция также иллюстрируется «бесконечной структурой», широко распространенной особенностью исламского искусства.
Цветное или световое абстрактное искусство
Геометрическая абстракция
Этот тип интеллектуального абстрактного искусства появился примерно около 1908 года. Ранней рудиментарной формой был кубизм, в частности аналитический кубизм, который отвергал линейную перспективу и иллюзию пространственной глубины в картине, чтобы сосредоточиться на ее двухмерных аспектах. Геометрическая абстракция также известна как конкретное искусство и необъективное искусство. Как и следовало ожидать, она характеризуется не натуралистическими образами, а, как правило, геометрическими формами, такими как круги, квадраты, треугольники, прямоугольники и так далее. В каком-то смысле, поскольку не содержит абсолютно никаких ссылок или связей с природным миром, это чистейшая форма абстракции. Можно сказать, что конкретное искусство – это абстракция, а веганство – это вегетарианство. Геометрическая абстракция представлена « Черным кругом» (1913, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), написанным Казимиром Малевичем (1878-1935) (основатель супрематизма); « Бродвей-буги-вуги» (1942, МоМА, Нью-Йорк), Пита Мондриана (1872-1944) (основатель неопластизма); и « Композиция VIII (Корова)» (1918, МоМА, Нью-Йорк) Тео Ван Дусбурга (1883-1931) (основатель Де Стейла и Элементаризма). Другие примеры включают в себя картины « Посвящение площади» Джозефа Альберса (1888–1976) и оп-арт Виктора Вазарели (1906–1997).
Эмоциональное или интуитивное абстрактное искусство
Этот тип интуитивного искусства включает в себя сочетание стилей, общая тема которых – натуралистическая тенденция. Этот натурализм проявляется в типе используемых форм и цветов. В отличие от геометрической абстракции, которая является почти антиприродной, интуиционная абстракция часто описывает природу, но менее репрезентативно. Два важных источника для этого типа абстрактного искусства: Органическая Абстракция (также называемая Биоморфная абстракция) и Сюрреализм. Можно утверждать, что самым известным художником, специализирующимся на этом виде искусства, был уроженец России Марк Ротко – см.: Картины Марка Ротко (1938-1970). Другие примеры включают полотна Кандинского, такие как « Композиция №4» (1911, Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen) и « Композиция VII» (1913, Третьяковская галерея); « Типичный рассказчик, Габель и Набель» (1923, частная коллекция) Жана Арпа (1887-1966), « Женщина» (1934, частная коллекция) Хуана Миро (1893-1983), « Inscape: Психологическая морфология №104» (1939, частная коллекция) Матта (1911-2002); и « Бесконечная Делимость» (1942, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало) Ива Танги (1900-55). В скульптуре этот тип абстракции иллюстрируют: « Поцелуй» (1907, Кунстхалле, Гамбург) Константина Бранкузи (1876-1957); « Мать и дитя» (1934, Тейт) Барбары Хепуорт (1903-1975); Giant Pip (1937, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду), Жан Арп; « Три постоянные фигуры» (1953, Музей Гуггенхайма, Венеция) Генри Мура (1898-1986).
Искусство жестов (Gestural Abstract Art)
Минималистский Абстракционизм
Этот тип абстракции был своего рода авангардным искусством, лишенным всех внешних ссылок и ассоциаций. Это то, что вы видите – и больше ничего. Оно часто принимает геометрическую форму, где доминируют скульптуры, хотя этот тип использовали и некоторые великие художники. Для получения дополнительной информации о минималистском искусстве см. ниже «Постмодернистская абстракция».
Происхождение и история
Абстрактные картины Каменного века
Насколько мы можем судить, история абстрактного искусства началась около 70 000 лет назад с доисторических гравюр, а именно, двух кусков камня с гравированными абстрактными геометрическими узорами, найденных в пещере Бломбос в Южной Африке. За этим последовали абстрактные красно-охристые точки и трафареты, обнаруженные среди наскальных рисунков Эль-Кастильо, датированных 39 000 лет до н.э., гравюра неандертальца в пещере Горхама, Гибралтар и клубовидное изображение в форме ключицы среди рисунков пещер Альтамира (около 34 000 лет до н.э.) После этого абстрактные символы стали преобладающей формой пещерного искусства палеолита, в два раза превзойдя по численности образные изображения. Смотрите: Доисторические Абстрактные Знаки.
От академического реализма к абстракции
Вплоть до конца 19-го века большая часть живописи и скульптуры следовала традиционным принципам классического реализма, преподаваемым в больших европейских академиях. Основа этих принципов – первая обязанность искусства – создание узнаваемой сцены или объекта. Как бы сильно ни влияли требования стиля или среды, произведение искусства должно было подражать или представлять внешнюю реальность. Однако в течение последней четверти 19-го века все начало меняться. Импрессионистское искусство показало, что строгий академический стиль натуралистической живописи больше не был единственным подлинным способом ведения дел. Затем, в период с 1900 по 1930 годы, разработки в других областях современного искусства предоставили дополнительные методы (включая цвет, отказ от трехмерной перспективы и новые формы), которые будут использоваться для дальнейшего поиска абстракции.
Художники начинают уходить от реальности
Первым из основных движений современного искусства, которое подорвало академический стиль классического реализма, был импрессионизм (1870-1880), чья палитра часто была явно не натуралистической, хотя его искусство оставалось твердо и ясно выведенным из реального мира, даже если последняя работа Клода Моне « Водяные лилии» казалась больше сродни абстракции. Появление абстрактного искусства также повлияло на движение в стиле модерн (арт-нуво) (1890-1914).
Кандинский, экспрессионизм и фовизм демонстрируют силу цвета
Использование цвета и формы для перемещения зрителя было первостепенным в развитии абстрактного искусства. Импрессионизм, включая варианты неоимпрессионистского пуантилизма и постимпрессионизма, уже привлек внимание к силе цвета, но немецкий экспрессионизм сделал его краеугольным камнем живописи. Один основателей движения, Василий Кандинский (1866–1944), опубликовал книгу «О духовном в искусстве» (1911), которая стала основой абстрактной живописи.
Кандинского убедили эмоциональные свойства формы, линии и, прежде всего, цвета в живописи. (У него была ненормальная чувствительность к цвету, состояние, называемое синестезией). Он считал, что картина не должна анализироваться интеллектуально, но должна позволять достигать часть мозга, связанную с музыкой.
Тем не менее, он предупредил, что серьезное искусство не должно руководствоваться желанием абстракции стать просто украшением. Большинство немецких экспрессионистов (например, Эрнст Кирхнер, Карл Шмидт-Роттлафф, Макс Эрнст, Алексей Явленский, Оскар Кокошка, Франц Марк, Август Макке и Макс Бекманн) не были абстрактными художниками, но их яркая палитра – наряду с теоретическими трудами Кандинского – насторожила других более склонных к абстракции художников к силе цвета как средства достижения своих целей.
Параллельный парижский авангардный стиль, Фовизм (1905-08), лишь подчеркивал эффект цвета в работах Анри Матисса, таких как Red Studio (1911, MoMA, NY).
Кубизм отвергает перспективу и изобразительную глубину
В частности, они отвергли академический метод представления реальности посредством использования линейной перспективы (глубины) для создания обычного трехмерного эффекта в живописи. Вместо этого они держали все в двухмерной плоской плоскости, на которой они выкладывали разные «виды» одного и того же объекта: процесс, похожий на фотографирование объекта под разными углами, затем нарезку фотографий и вставку их на плоскую поверхность. Этот метод использования плоской поверхности для изображения 3-мерной реальности сотряс искусство до его основания. Хотя большинство кубистских произведений все еще были получены из объектов или сцен в реальном мире и, таким образом, не могли считаться полностью абстрактными, отрицание движением традиционной точки зрения полностью подорвало естественный реализм в искусстве и, таким образом, открыло дверь к чистой абстракции.
Вдохновленные кубизмом, абстрактные скульпторы: Константин Бранкузи (1876-1957), который также находился под влиянием африканского и восточного искусства; Рэймонд Дюшан-Виллон (1876-1918), использовал кубистские устройства для представления движения; Жак Липчиц (1891-1973).
Для абстрактного стиля живописи начала 20-го века, который пытался смешать кубистскую композицию с цветом и музыкой, см.: Орфизм. Британским довоенным художественным движением, на которое сильно повлияла кубистская идиома, был Вортицизм (1913-14), основанный Перси Уиндхемом Льюисом (1882-1957).
Итальянское движение футуризм (1909-13), основанное Маринетти (1876-1944) и участниками которого являются Джино Северини (1883-1966) и Джакомо Балла (1871-1958), также находилось под влиянием кубизма и, в свою очередь, вдохновляло многочисленных художников. В скульптуре наибольшее влияние футуризм оказал на развитие кинетического искусства, оказывая влияние на таких абстрактных скульпторов, как Наум Габо (1890-1977) и Александр Колдер (1898-1976) (известный своими мобильными телефонами).
ПРИМЕЧАНИЕ: «Тубизм», изобретенный Фернаном Леже (1881–1955), был формой кубизма, в которой использовались цилиндрические и сферические фигуры, а не плоские перекрывающиеся фигуры кубизма, и включал в себя многочисленные машиноподобные мотивы, отражающие футуристическую веру Леже в технологию. См., например, такие работы, как: «Солдаты играют в карты» (1917, Государственный музей Кроллера-Мюллера, Оттерло); Механик (1920, Национальная галерея Канады); Три женщины (Le Grand Dejeuner) (1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Супрематизм и Де Стейл вводят новые геометрические фигуры
Традиционная живопись и скульптура изобразительного искусства опираются на формы, взятые из реального мира, и тому есть множество примеров. Напротив, абстрактные художники вынуждены полагаться на искусственные, ненатуральные формы. Таким образом, абстрактное искусство обычно касается производства различных геометрических фигур. И размер и характер этих форм, их отношение друг к другу, а также цвета, используемые в работе, становятся определяющими мотивами абстракции.
Русский супрематизм
Русское движение абстрактного искусства, известное как Супрематизм, которое было названо его лидером Казимиром Малевичем (1878-1935) за утверждение верховенства ощущений в искусстве, появилось в 1915 году. Без сомнения, под влиянием Кандинского, Малевич создал серию выдающихся авангардных абстрактных картин – прямоугольных блоков простого цвета, плавающих на белом фоне – оказавшихся на десятилетия впереди своего времени. Он видел в них преемников традиционной иконописи Русской православной церкви в плоском византийском стиле античности. В 1927 году его супрематическая теория была опубликована в книге под названием Die Gegenstandlose Welt (Необъективный мир). Любовь Попова (1889–1924) вместе с Александром Родченко (1891–1956) считалась одним из создателей русского стиля Конструктивизм (школы, занимающейся космосом, новыми материалами, трехмерной формой, а также наукой и социальными реформами) был еще одним важным звеном супрематического движения. Еще одним интересным русским художественным движением, которое представило новые образы, был Районизм (или Лучизм) (1912-14), основанный Михаилом Ларионовым (1881-1964) и Натальей Гончаровой (1881-1962). Среди абстрактных скульпторов, которые находились под влиянием супрематических и конструктивистских идей, были Софи Таубер-Арп (1889-1943) и Наум Габо (1890-1977).
Де стейл
Ван Дусбург был менее догматичным, представляя более расслабленную форму неопластизма, называемую Элементаризмом. В 1930 году он также был ответственен за придумывание термина «Конкретное искусство». К сожалению, он умер в 1931 году, но его идеи были продолжены не только студентами дизайнерской школы Баухауза (где он читал лекции), но и группой Абстрактного творчества – во главе с бельгийским художником Жоржем Вантонгерлоо (1886-1965) и французскими художниками Жаном Гелионом (1904-87) и Огюстом Хербином (1882-1960). Среди других участников группы были сливки европейских абстракционистов, такие как Жан Арп (1886-1966), Наум Габо (1890-1977), Эль Лисицкий (1890-1941), Антуан Певснер (1886-1962), Барбара Хепуорт (1903-1975) и Бен Николсон (1894-1982). Швейцарский экс-архитектор в Баухаузе, скульптор и дизайнер Макс Билл (1908-94) был еще одним последователем, который помогал продвигать жанр в Швейцарии, Италии, Аргентине и Бразилии.
Сюрреализм и органическая абстракция
Параллельно с развитием бетонизма в геометрическом стиле, в течение 1920-х и 1930-х годов, представители сюрреализма начали создавать ряд фэнтезийных, квази-натуралистических образов. Ведущими образцами этого стиля биоморфной / органической абстракции были Жан Арп и Хуан Миро, ни один из которых, как подтверждают их многочисленные подготовительные наброски, не использовал технику автоматизма. Их коллега-сюрреалист Сальвадор Дали (1904–1989) также создал несколько необычных картин, таких как « Постоянство памяти» (1931, МоМА, Нью-Йорк) и « Мягкая конструкция с вареными бобами» (1936, Филадельфийский музей искусств).
Жан Арп был также активным скульптором, который специализировался на органической абстракции, так же, как и английские скульпторы Генри Мур (1898-1986) и Барбара Хепуорт (1903-1975). (См.: Современная британская скульптура 1930-70 гг.) Несколько европейских художников-абстракционистов позже искали убежище в Америке, где они оказали влияние на новое поколение «аборигенов-абстракционистов». В число этих влиятельных эмигрантов входили такие художники, как Ганс Хофманн (1880-1966), Макс Эрнст (1891-1976), Андре Массон (1896-1987), Аршил Горки (1904-48), Ив Танги (1900-55) и другие. Когда это случилось, несмотря на разногласия вокруг Армори Шоу в Нью-Йорке в 1913 году, в городе проявился живой интерес к абстракции. Музей современного искусства был основан в 1929 году, а Музей необъективной живописи (позже переименованный в Музей Самуэля Р. Гуггенхайма) – в 1939 году.
Примечание: два коллекционера абстрактной живописи и скульптуры первой половины 20-го века см.: Соломон Гуггенхайм (1861-1949) и Пегги Гуггенхайм (1898-1979).
Примечание: авангардную абстракцию в Британии (c.1939-75) см. в школе Св. Ивса.
Абстрактный экспрессионизм – больше цвета, больше геометрии
Абстрактная экспрессионистская живопись остается расплывчатым термином – часто смущающим образом применяемым к художникам, которые не являются ни по-настоящему абстрактными, ни экспрессионистскими – который описывает форму абстрактной живописи (не образную, не натуралистическую), в которой цвет имеет приоритет над формой; а форма больше не является геометрической. Ранние работы в этом стиле, как правило, заполняли крупномасштабные полотна, размер которых был выбран так, чтобы ошеломить зрителей и втянуть их в другой мир. Озабоченность абстрактных экспрессионистов визуальными эффектами, особенно влиянием цвета, была отражением их главной цели – вовлечь и исследовать основные человеческие эмоции. Таким образом, абстрактная экспрессионистская живопись лучше воспринимается скорее интуитивно, обычно ставится вопрос: «Что она заставляет вас чувствовать?» – а не «что это говорит?»
Следует подчеркнуть, что это было широкое движение, охватывающее различные стили, включая (как уже упоминалось) работы, которые были полу- или неабстрактными, а также те, которые характеризуются способом нанесения краски, такие как картины Джексона Поллока и работы Виллема де Кунинга (жестикулирующая мазка). Для двух интересных ранних работ, которые иллюстрируют различные стили этих двух художников, см.: Сидящая женщина (1944, Музей Метрополитен) Виллема де Кунинга и Пасифаи (1943, Метрополитен) Джексона Поллока. Тот факт, что это было первое крупное художественное движение, родившееся в США, придало ему дополнительный вес и значимость: по крайней мере, в сознании критиков.
Позже, Абстрактный Экспрессионизм породил множество индивидуальных стилей под эгидой Пост-живописной абстракции, антигестуралистской тенденции. Эти индивидуальные стили включали в себя: жесткую окраску, цветную окраску, тона Вашингтона, американскую лирическую абстракцию и фасонный холст. Абстрактный экспрессионизм также вызвал авангардистские отклики нескольких других художников, в их числе: Сай Твомбли (1928-2011), чьи каллиграфические надписи – это частично рисунок, частично граффити; и калифорнийский абстрактный скульптор Марк Ди Суверо (р. 1933), известный своими масштабными скульптурами из железа и стали.
Европа: Art Informel, Tachisme & Cobra Group Gesturalism
В Европе новое художественное движение, известное как Art Informel, появилось в конце 1940-х годов. Рассматриваемая как европейская версия абстрактного экспрессионизма, на самом деле это было зонтичное движение с множеством подвариантов. Эти мини-движения включали:
(1) Ташизм, стиль абстрактной живописи, отмеченный пятнами и мазками цвета, появился как французский ответ на американский Абстрактный Экспрессионизм. Ключевое влияние оказал авангардистский американский художник Марк Тоби (1890-1976), чей стиль каллиграфической живописи опережал стиль Поллока. В число важных участников входили Жан Форее (1898-1964), Жорж Матье (1921-2012), Пьер Сулаг (b.1919) и португальская художница Мария Хелена Виейра да Силва (1908-1992), а также американский абстрактный экспрессионист Сэм Фрэнсис (1923-1994).
Op-Art: новая геометрическая абстракция
Одним из наиболее отчетливых стилей геометрической абстрактной живописи, появившейся в эпоху модернизма, было движение «Оп-арт» (сокращение от «оптического искусства»), отличительной чертой которого было привлечение глаз посредством сложных, часто монохроматических, геометрических узоров, чтобы заставить их видеть цвета и формы, которых на самом деле не было. Среди ведущих участников были венгерский художник и графический дизайнер Виктор Вазарели (1908-1997) и английский художник Бриджит Райли (р. 1931). Движение исчезло в начале 1970-х годов.
Постмодернистская абстракция
Частично следовавший за строгим минимализмом, неоэкспрессионизм был в основном образным движением, возникшим с начала 1980-х годов. Тем не менее, в его рядах были выдающиеся художники-абстракционисты, такие как англичанин Виннер Ховард Ходжкин (р. 1932), а также немецкие художники Георг Базелиц (р. 1938), Ансельм Кифер (р. 1945) и другие. Среди нескольких других всемирно известных художников-абстракционистов, добившихся признания в 1980-х и 1990-х годах, британский скульптор Аниш Капур (р. 1954), известный своими крупномасштабными работами по грубо вырезанному камню, литому металлу и нержавеющей стали. Оба Ходжкин и Капур являются лауреатами премии Тернера.
Коллекции абстрактного искусства
Непрезентационное искусство можно увидеть в большинстве лучших художественных музеев мира.