Что такое абстрактная форма
Абстракция — что это такое и как абстрактное мышление (абстрагирование) помогает увидеть суть
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вспомните скучные уроки в школе или университете, на которых вам хотелось спать. Что в них было общего? Обилие научных понятий, общих тезисов (что это такое?) и размытых формулировок.
Вводный теоретический урок предполагает работу с абстракциями. Из-за них он такой обобщённый, как бы оторванный от предмета.
Что такое абстракция? Зачем она нужна? И как она связана с другими сложными понятиями: абстрагированием, абстрактным мышлением? В этой статье мы разберём все вопросы по полочкам. Поехали!
Абстракция и абстрагирование — это упрощение реальности
Абстракция – это мысль, которая родилась в процессе абстрагирования (процесса исключения и отделения несущественного в данный момент, чтобы увидеть главное). Разочарованный читатель, наверное, подумал: «Ну вот, опять нет чёткого определения, а только размытая фраза». Наберитесь терпения, до истины (что это?) осталось совсем чуть-чуть.
У слова «abstractio» три варианта перевода с латыни:
Это мыслительные операции, которые проводит мозг над объектами реального мира в процессе абстрагирования. И появляются абстракции.
Вот несколько примеров для понимания.
Чтобы этого не произошло, вы отвлекаетесь от несущественных сторон, свойств и связей объекта. Выбрасываете из головы слои атмосферы, химический состав и формируете общую мысль – «небо».
Так вот, «небо» — это и есть абстракция. Вы можете пойти дальше и выделить другие существенные признаки объекта: цвет, погоду, время суток. Тогда возникнут такие абстрактные понятия: «голубое небо», «пасмурное небо», «ночное небо».
Например, связи с банковским учреждением и работодателем. Разве вам интересно, какой длинный путь прошли титульные знаки перед тем, как оказались в вашем кошельке? Вряд ли. Важно то, что это деньги.
Таким образом, вы постоянно занимаетесь абстрагированием и порождаете абстракции. Без этого процесса голова бы просто лопнула от мыслей.
Тогда почему так трудно высидеть на скучных лекциях?
Абстрактные понятия — это высшая форма абстракции
Обобщать можно не только объекты реального мира, но и сами абстракции. Так формируются абстракции высокого порядка – абстрактные понятия. Ими оперируют фундаментальные и точные науки, чтобы описывать сложные закономерности.
Рассмотрим упрощённый пример того, как рождается абстрактное понятие.
На землю выпали атмосферные осадки из кристалликов льда. Это снег. Небо полностью закрыто облаками. Небо и снег белые. На улице белизна.
«Белизна» — это абстрактное понятие. Попробуйте его обобщить. Не получится. Другие примеры абстрактных понятий: истина, справедливость, время, вещество, информация.
От простой абстракции до её высшей формы иногда проходит так много мыслительных этапов, что абстрактное понятие оказывается сильно оторванным от реальности и сложным для восприятия.
Поэтому так трудно слушать теоретические лекции преподавателя.
Виды абстракций
Абстрагирование – это мыслительный процесс, который преследует определённую цель. Вычленить какой-то существенный признак, получить общую картину явления или выработать идеальную схему.
В зависимости от цели абстрагирования выделяют три вида абстракций.
Цель – получить общую картину явления. Для этого вы отвлекаетесь от частных признаков. Пример обобщающей абстракции – это математические уравнения. Они решаются по определённым правилам. Нет смысла мысленно «дробить» математические уравнения на цифры, плюс, минус, знак равенства, переменную.
Цель – выработать идеализированную схему объекта, отбросив несущественные реальные атрибуты. Идеализация – это метод познания, без которого не обходятся точные и естественные науки. Вспомните пресловутого «сферического коня в вакууме».
В реальности нет изолированных точек, прямых линий, времени. В отрыве от конкретного объекта их нельзя потрогать, измерить. Это абстракции, которые используются в математике и физике для описания закономерностей реальных явлений.
Что такое абстрактное мышление
Если абстрагирование – это процесс выработки абстракций, то абстрактное мышление – это оперирование ими.
Строгий экзаменатор критикует молодого человека, отвечающего слишком пространно: «Давайте ближе к предмету билета».
Почему студент так бросается умными фразами? Чтобы скрыть пробелы в знаниях, а то и полное их отсутствие. И в этом кроется суть абстрактного мышления.
Знания человека о реальном мире не являются полными, исчерпывающими, конкретными. Но ему нужно как-то ориентироваться среди неизвестных явлений и вещей, поэтому он мыслит абстрактно.
Если бы не было понятия времени, то как бы люди договаривались о встречах? Как бы учёные описывали новые галактики, не имея представления о форме, расстоянии, скорости, веществах? А как бы без общих понятий взаимодействовали науки?
Абстрактное мышление – это форма познания, которая позволяет выйти из интеллектуального тупика, хотя бы на обобщённом уровне описать неизвестные явления. С его помощью строят догадки и видят проблему с разных углов.
Вы стали свидетелем семейной ссоры. Вашему другу на телефон звонит жена, плачет, кричит, ругается. Какие выводы делает мозг?
Краткое резюме
Итак, если говорить совсем уж простым языком, то термин, вынесенный в заголовок этой статьи, представляет из себя общую мысль, которая приближает нас к сути объекта (явления).
Абстракция – это посредник между человеком и сложным миром с его тайнами, законами.
Глупо противопоставлять конкретные понятия абстрактным, потому что без последних невозможен сам процесс познания.
Автор статьи: Наталья Белоусова
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (8)
Спасибо за развернутую и крайне понятную подачу материала, выручили!
Автор статьи явно молодец.
Абстрактное мышление может быть очень полезно при решении любых задач, причем как теоретических, так и практических. Жаль только, что в школах и других учебных заведениях толком не учат правильным и эффективным методикам.
Мы можем мыслить абстрактно, чтоб объяснить для себя некоторые неосязаемые категории, однако дальше этого, навыки мышления идут редко.
Это всё здорово, но вот когда так называемый художник выплескивает на полотно свои абстрактные идеи, вот тут не по себе становится. Одно дело создание абстракции для решения задач, совсем же другое, когда абстракция создается ради самой абстракции или для подтверждения бредовых идей.
Абстракция
Абстра́кция (от лат. abstractio — отвлечение) — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков; абстрагирование; теоретическое обобщение как результат такого отвлечения.
В европейской философии и логике абстрагирование трактуется как способ поэтапного продуцирования понятий, которые образуют всё более общие модели — иерархию абстракций. Наиболее развитой системой абстракций обладает математика. Степень отвлечённости обсуждаемого понятия называется уровнем абстракции. В зависимости от целей и задач, можно рассуждать об одном и том же объекте на разных уровнях абстракции.
Содержание
Абстрактное понятие
Абстрактное понятие — высшая форма абстракции, но связанная с примитивной чувственной абстракцией. Начиная с одних чувственных свойств и выделения других чувственных свойств (примитивная чувственная абстракция) абстракция переходит от чувственных свойств предмета и выделение его нечувственных свойств, выраженных в отвлеченных абстрактных понятиях. Поэтому мысль может через отношения между предметами выявить их абстрактные свойства. Абстракция в своих высших формах является результатом раскрытия все более существенных свойств вещей и явлений через их связи и отношения. Существовало два учения об абстракции, то есть о том процессе, когда мышление переходит к абстрактным понятиям:
Но в действительности абстрактное и несводимо к чувственному, и неотрывно от него. Мысль может прийти к абстрактному лишь исходя из чувственного, то есть это движение мысли, которая переходит от чувственных свойств предметов к их абстрактным свойствам.
Абстрагирование
Абстрагирование — это мысленное выделение, вычленение некоторых элементов конкретного множества и отвлечение их от прочих элементов данного множества. Это один из основных процессов умственной деятельности человека, опирающийся на знаковое опосредствование и позволяющий превратить в объект рассмотрения разные свойства предметов. Это теоретическое обобщение позволяет отразить основные закономерности исследуемых объектов или явлений, изучать их, а также прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления — понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.
Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности. В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы, а движущегося человека — в качестве некой совокупности механических рычагов.
Виды абстракции
Некоторые типы абстракции:
Абстрактное и конкретное
В диалектической логике понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному, например, конкретное мышление — абстрактное мышление (см. Восхождение от абстрактного к конкретному). В диалектической логике понятие абстракция часто употребляется в негативном смысле: как нечто одностороннее, неразвитое, слишком оторванное от жизни, в отличие от конкретного.
Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), конкретное мышление имеет дело с конкретными объектами и процессами («Сократ», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, вероятно, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать числом «три вообще», не имея для него определённого языкового знака — «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).
Определение через абстракцию
Определение через абстракцию — способ описания (выделения, «абстрагирования») не воспринимаемых чувственно («абстрактных») свойств предметов путём задания на предметной области некоторого отношения типа равенства (тождества, эквивалентности). Такое отношение, обладающее свойствами рефлексивности, симметричности и транзитивности, индуцирует разбиение предметной области на непересекающиеся классы (классы абстракции, или классы эквивалентности), причём элементы, принадлежащие одному и тому же классу, неотличимы по определяемому таким образом свойству.
Медицина
Ввиду некоторых физиологических особенностей головного мозга индивидуумов, у людей, которых имеются такие заболевания как Умственная отсталость, олигофрения, может отсутствовать или быть слабо выражено абстрактное мышление
Что такое абстрактное мышление: как и зачем его развивать
Что такое абстрактное мышление
Абстрактное мышление — это мышление об объектах, принципах и идеях, которых нет в физическом мире. С помощью абстрактного мышления мы связываем разные явления между собой и выстраиваем их в общую картину, чтобы использовать полученные выводы на практике.
При абстрактном мышлении объекты заменяют символами, метафорами и аналогиями. Например, чтобы понять неопределенные понятия свободы, счастья или любви — вещей, которых не существуют физических. По-другому такое мышление называют обобщенным: когда перед нами нет четкого набора знаний или данных, мы предполагаем, догадываемся и делаем общие выводы.
Абстрактное мышление помогает отойти от границ и четких определений и мыслить шире существующих понятий.
При конкретном мышлении мы оперируем существующими предметами: деревом, столом или человеком. При абстрактном — используем общие термины, например «неопределенная переменная X». Абстрактное мышление помогает обобщать и комбинировать информацию, которую мы собираем на уровне чувств, и устанавливать ее связь с окружающим миром.
Пример из жизни. Представим, что создаем проект с нуля. Конкретное мышление поможет составить план действий, смету и расписать конкретные инструменты, которые пригодятся в работе. Абстрактное мышление будет отвечать за творческую сторону вопроса. Поможет объяснить инвестору зачем такой проект нужен людям и как он пригодится в будущем. В большинстве случаев человеку следует пользоваться сразу двумя типами мышления и менять их в зависимости от поставленной цели.
Зачем нужно абстрактное мышление
Абстрактное мышление развивает творческую сторону человека. Креативность нужна людям любых профессий. Она помогает придумывать новые идеи, проекты, искать неожиданные инструменты для выполнения сложных или повседневных задач. Креативный подход улучшает общее качество жизни человека и повышает его эффективность. Абстрактное мышление считают продвинутым навыком.
Люди, которые умеют мыслить абстрактно:
Объясним абстрактное мышление через юмор. Комики наблюдают за собой и окружающим миром, собирают, анализируют информацию и превращают ее в стендапы и миниатюры. Их шутки часто строятся на неочевидных связях, подмеченных при помощи абстрактного мышления. Люди других профессий могут пользоваться этим инструментом, чтобы привносить в свою работу идеи из смежных или далеких областей.
Человек, который использует абстрактное мышление, оперирует набранными знаниями и складывает их в определенную систему. Например, применяет забытые навыки из детства во взрослой жизни, слушает исторические подкасты и внедряет новые знания в технической профессии. Грубо говоря — совмещает несовместимое и получает из этого выгоду.
Формы абстрактного мышления
Абстрактное мышление состоит из понятия, суждения и умозаключения. Когда человек начинает мыслить абстрактно, он последовательно проходит через все три формы и в результате приходит к общему выводу.
Понятие. Помогает объединять общие свойства предметов или явлений. Свойства могут различаться по предназначению, но принадлежать к одному кластеру вещей. Например, хрущевка, дуплекс, высотка и таунхаус. Все они относятся к зданиям, но в некоторых живут люди, в других расположены офисы, в третьих — открывают кафе.
Суждение. Это мысль, которая утверждает что-либо о предмете. Суждение бывает правдивым или ложным, простым или сложным. Например, утверждение «Дом стоит на поверхности» — будет простым. Сложный вариант — «Дом стоит на поверхности, потому что у него есть фундамент». Оба утверждения — правдивые.
Суждения становятся ложными, когда мы руководствуемся личным интересом или собственными доводами, а не объективной действительностью. Пример такого суждения — «Дом стоит на поверхности, потому что его держат черепахи».
Умозаключение. Это мысль, которая сформировалась из нескольких суждений. Умозаключение состоит из предпосылки, вывода и заключения. Предпосылка — это суждение о понятии. Вывод состоит из логических размышлений о суждении с добавлением мыслей о других суждениях. Заключение становится результатом абстрактного мышления. Например:
«В доме есть окна» + «В доме нет сквозняка» → «В окнах дома нет щелей»
Как развить абстрактное мышление
Швейцарский психолог Жан Пиаже утверждал [1], что абстрактное мышление формируется в человеке в самую последнюю очередь — в возрасте от 11 до 16 лет. У одаренных детей раньше. При этом часть абстрактного мышления доступна детям, даже если они не могут выстраивать сложные логические цепочки. Например, такие дети делают абстрактные выводы о добре и зле на основе сказок.
Часть психологов утверждают, что абстрактное мышление — не естественная стадия развития. Абстрактное мышление не относится к основным способностям человека, а формируется на почве набранных знаний, опыта и окружающей культуры. При этом абстрактное мышление возможно развить и во взрослом возрасте. Такая работа улучшит креативность и творческую сторону сознания.
Вот несколько способов развить абстрактное мышление.
Решайте головоломки. Пазлы и логические задачи помогут найти неожиданные решения.
Исследуйте оптические иллюзии. Смотрите на вещи под разными ракурсами.
Импровизируйте. Запишитесь в импровизационный театр или создайте такой в кругу друзей. Импровизация развивает воображение и помогает мыслить абстрактно.
Делайте поделки. Исследование PNAS [2] доказывает, что декоративно-прикладное искусство развивает креативность у людей из инженерных, математических и технологических областей.
Если у вас есть дети, займитесь поделками вместе. Например, сделайте гоночные болиды из пластиковых бутылок и катушек от ниток. Посмотрите, как организовать такое обучение дома:
Играйте со словесными оборотами. Метафоры, сравнения и аналогии стимулируют абстрактное мышление. Подумайте, как называть предметы по-другому. Например, вместо зеленой стены представьте стену цвета кактуса или мха.
Придумывайте ассоциации. Начните с одного слова и по цепочке выстраивайте линию ассоциаций с каждым последующим. Здание → дом → уют → семья → счастье. Упражнение укрепит умение искать неожиданные связи между предметами и понятиями.
Когда абстрактное мышление не поможет
Чрезмерно развитое абстрактное мышление может привести к негативным последствиям. Творческие люди часто говорят о своих проблемах с ментальным здоровьем, а люди с сильно развитым конкретным мышлением считают подобные высказывания напускными.
Человек с развитым воображением может представлять худшие сценарии развития событий или катастроф, усугубив свое психическое состояние. Или обобщать предметы, между которыми нет связей. Например, считать себя неудачником после одного незначительного промаха. Абстрактное мышление может усилить беспокойство [3], симптомы депрессии или обсессивно-компульсивного расстройства.
Чтобы избежать подобных последствий оставайтесь в балансе между абстрактным и конкретным мышлением. Такой подход поможет смотреть на мир творчески, но при этом оставаться в рамках реальности и не подрывать психологическое состояние.
Что еще почитать об абстрактном мышлении
Книги о развитии абстрактного мышления:
Что такое абстракция и как её понять
Термин может применяться к искусству, в основе которого лежит объект, фигура или ландшафт, где формы были упрощены или представлены схематично. Он также применяется к искусству, использующему такие формы, как геометрические фигуры или жестовые знаки, которые вообще не имеют источника во внешней визуальной реальности.
Некоторые художники этой «чистой» абстракции предпочитают такие термины, как «конкретное искусство» или «необъективное искусство», но на практике слово «абстракция» используется повсеместно, и различие между ними не всегда очевидно.
Абстрактное искусство часто рассматривается как несущее моральное измерение в том смысле, что оно выступает за такие добродетели, как порядок, чистота, простота и духовность. С начала 1900-х годов абстрактное искусство сформировало центральный поток современного искусства.
Василий Кадинский
Казаки
1910-1911
В начале 20-го века экспрессионистские работы включали в себя интенсивный цвет и не натуралистическую кисть, часто основанную на внутренних чувствах художника.
Кандинский видел в своих абстрактных картинах альтернативный путь к духовной реальности.
Хуан Гри
Бутылка рома и газеты
Кубизм всегда начинался с предмета из реальности (часто это объекты и фигуры), а затем его элементы разбивались на отдельные области или плоскости, показывая разные точки зрения в одно и то же время.
Кубизм непосредственно влиял на другие формы абстракции.
Соня Делоне
Электрические призмы
1913
Орфизм. Название происходит от музыканта Орфея из древнегреческих мифов, так как считалось, что живопись должна быть как музыка. Главные художники Роберт Делоне и Соня Делоне также использовали термин симултанизм для описания своих работ этого периода.
Казимир Малевич
Динамический супрематизм
1915 или 1916
Супрематизм. Малевич создал новую форму абстракции, чтобы освободить искусство от реального мира. Помимо «супрематического квадрата», Малевич разработал целый ряд форм, часто производимых в насыщенных цветах, плавающих на обычно белом фоне.
Моррис Луи
Альфа-Фи
1961
Невозможно догадаться, но на этой картине изображено поместье Морриса Луи. Пост-живописная абстракция. Эта форма абстракции больше, чем когда-либо, фокусировалась на основных элементах живописи: форме, цвете, фактуре, масштабе, композиции и была безжалостной, отвергая мистику и любые ссылки на внешний мир.
Виктор Вазарели
Баня
1964
Идея, выведенная древнегреческим философом Платоном, о том, что высшая форма красоты заключается не в формах реального мира, а в геометрии, также используется в обсуждении абстрактного искусства, как и идея абстрактного искусства, поскольку она не представляют материальный мир, можно увидеть, чтобы представлять духовный.
абстрактная форма
Смотреть что такое «абстрактная форма» в других словарях:
Форма — (и содержание). Вопрос о том, что является в произведении искусства его формой и что его содержанием, составляет основную проблему эстетики; в отношении же поэзии (искусства слова) основную проблему поэтики (см. Поэтика). Несмотря на обилие… … Литературная энциклопедия
Форма — ФОРМА (и содержание). Вопрос о том, что является в произведении искусства его формой и что его содержанием, составляет основную проблему эстетики; в отношении же поэзии (искусства слова) основную проблему поэтики (см. Поэтика). Несмотря на… … Словарь литературных терминов
Нормальная форма дифференциальных уравнений — есть наипростейшая эквивалентная форма исходных уравнений. Нормальная форма получается с помощью специальных замен зависимых и независимых переменных задачи с целью максимального упрощения структуры уравнений. В математике эти замены переменных… … Википедия
Нормальная форма Чибрарио — нормальная форма дифференциального уравнения, не разрешённого относительно производной, в окрестности простейшей особой точки. Название предложено В. И. Арнольдом в честь известного итальянского математика Марии Чибрарио, установившей эту… … Википедия
абстрактный — ая, ое; тен, тна 1) Отвлеченный, неконкретный. Абстрактная идея. Абстрактное понятие. Чем шире понятие, тем оно беднее по заключающимся в нем признакам, тем абстрактнее (Луначарский). Синонимы: умозри/тельный (книжн.) Антонимы … Популярный словарь русского языка
ПРИЧИННОСТЬ — ПРИЧИННОСТЬ. Проблема причинности. Одной из важнейших проблем материалистической диалектики является проблема П. «Ее важность вытекает из той роли, к рую она играет в общественной практике, в процессе научного познания. Это обстоятельство… … Большая медицинская энциклопедия
Prince of Persia (игра — Prince of Persia (игра, 2008) У этого термина существуют и другие значения, см. Prince of Persia (1989). Prince of Persia Разработчик Ub … Википедия
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ И КЛАССОВОЕ В НРАВСТВЕННОСТИ — Марксистско ленинская этика исходит из положения об историческом и классовом характере морали. Она считает, что моральные требования обусловлена социальными отношениями, господствующими в об ве, изменяются в соответствии с изменением… … Словарь по этике
Право обязательственное — в широком смысле понятие обязательства совпадает с понятием обязанности, как составной части каждого юридического отношения (см.). Каждому праву лица соответствует всегда обязательство (обязанность, наложенная законом) других лиц уважать это… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона