Что такое абстрагирование кратко

Значение слова «абстрагирование»

Что такое абстрагирование кратко. Смотреть фото Что такое абстрагирование кратко. Смотреть картинку Что такое абстрагирование кратко. Картинка про Что такое абстрагирование кратко. Фото Что такое абстрагирование кратко

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

абстраги́рование

1. книжн. действие по значению гл. абстрагировать; отвлечённое, обобщённое рассмотрение чего-либо, отбрасывание частностей, конкретных деталей ◆ Процесс абстрагирования есть существенный и необходимый приём познания окружающей нас действительности.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое абстрагирование кратко. Смотреть фото Что такое абстрагирование кратко. Смотреть картинку Что такое абстрагирование кратко. Картинка про Что такое абстрагирование кратко. Фото Что такое абстрагирование краткоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: корпеть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «абстрагирование&raquo

Предложения со словом «абстрагирование&raquo

Цитаты из русской классики со словом «абстрагирование»

Сочетаемость слова «абстрагирование&raquo

Понятия, связанные со словом «абстрагирование»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «абстрагирование&raquo

Иначе говоря, имеет место процесс абстрагирования, который и переводит уникальное в разряд неуникального, обобщённого, абстрактного.

Это может быть расценено, с одной стороны, как нечто несовместимое с духом эмпирической науки, с другой, как свидетельство высокого уровня абстрагирования и ясного осознания понятия математической функции.

Ещё один показатель высокой степени абстрагирования – способность животного к кроссмодальному переносу, например выбору на ощупь фигуры, которая соответствует зрительно воспринимаемому образцу.

Источник

АБСТРАГИРОВАНИЕ

Смотреть что такое «АБСТРАГИРОВАНИЕ» в других словарях:

абстрагирование — см. абстракция 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. абстрагирование сущ. • отвлечение … Словарь синонимов

абстрагирование — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN abstraction … Справочник технического переводчика

Абстрагирование — Абстракция, или абстракт, (от лат. abstractio «отвлечение», введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для… … Википедия

абстрагирование — Конкретность мышления слабоумного ребенка означает, что каждая вещь и каждое событие получают для него свое значение, т.е. определенную ситуацию. Он не может выделить их как самостоятельные части независимо от ситуации. Поэтому абстрагирование, т … Словарь Л.С. Выготского

абстрагирование — abstrahavimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sporto teorijoje – atsiejimas, atmetimas mintyse neesminių daiktų ypatybių, ryšių, trukdančių, apsunkinančių tiriamojo objekto esmės, svarbiausių požymių aiškinimą, nagrinėjimą.… … Sporto terminų žodynas

Абстрагирование — ср. 1. процесс действия по несов. гл. абстрагировать, абстрагироваться 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

абстрагирование — абстрагирование, абстрагирования, абстрагирования, абстрагирований, абстрагированию, абстрагированиям, абстрагирование, абстрагирования, абстрагированием, абстрагированиями, абстрагировании, абстрагированиях (Источник: «Полная акцентуированная… … Формы слов

абстрагирование — конкретизация … Словарь антонимов

абстрагирование — абстраг ирование, я … Русский орфографический словарь

абстрагирование — я; ср. к Абстрагировать и Абстрагироваться … Энциклопедический словарь

Источник

В чем смысл метода абстрагирования?

Иногда так нужно понять суть и не обращать внимания на мелочи, но отбросить всё лишнее непросто. Поможет в этом метод абстрагирования.

Что это такое?

Что такое метод абстрагирования? Это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами или отношения явления или вещей в отвлечении от их самих, а также выявление одного из свойств в отвлечении ото всех остальных.

Что такое абстрагирование кратко. Смотреть фото Что такое абстрагирование кратко. Смотреть картинку Что такое абстрагирование кратко. Картинка про Что такое абстрагирование кратко. Фото Что такое абстрагирование кратко

Кроме того, такое понятие может означать взгляд на явление, предмет, ситуацию или личность как бы с отстранённой точки восприятия, то есть отвлечение от конкретики и мелочей и общую оценку. Таким образом, абстрагирование позволяет выделить важное и не обращать внимания на детали или же обобщить что-то и не учитывать конкретные отдельные составляющие.

Зачем нужно делать это?

Примеры использования метода абстрагирования встречаются в нашей жизни повсеместно и помогают нам определять цели и достигать их. Например, абстрагироваться можно на работе, когда нужно решить какую-то важную задачу. Выделив всё самое основное, отбросив мелочи и не обращая внимания на раздражители и отвлекающие факторы, можно легко справиться со своими обязанностями.

Также абстрагирование пригодится в учёбе, когда нужно изучить какую-то конкретную тему и не отвлекаться на изученные ранее или понять суть предмета, не учитывая его характеристики.

Что такое абстрагирование кратко. Смотреть фото Что такое абстрагирование кратко. Смотреть картинку Что такое абстрагирование кратко. Картинка про Что такое абстрагирование кратко. Фото Что такое абстрагирование кратко

Метод поможет и при решении повседневных бытовых проблем. Так, если вам нужно вымыть полы и пропылесосить, не стоит отвлекаться на другие дела (стирка, наведение порядка в шкафах), к ним вы вернётесь позже. Сосредоточившись на одной задаче, можно выполнить её эффективно и быстро.

Основные цели

Основными целями абстрагирования являются следующие:

Как научиться абстрагироваться?

Что такое абстрагирование кратко. Смотреть фото Что такое абстрагирование кратко. Смотреть картинку Что такое абстрагирование кратко. Картинка про Что такое абстрагирование кратко. Фото Что такое абстрагирование кратко

Познание абстрагирования – довольно сложный и весьма продолжительный процесс, требующий усилий. И всё же научиться абстрагироваться можно. Вот что для этого следует делать:

Пусть этот метод поможет вам видеть суть вопроса и решать самые сложные задачи.

Источник

Абстрактное

Абстра́кция, или абстра́кт, (от лат. abstractio — «отвлечение», введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) — мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для выделения существенных признаков.

Слово «Абстракция» используется в двух смыслах:

Абстрактное понятие — мысленная конструкция, представляющая собой некий концепт, или идею, способную олицетворять некие предметы или явления реального мира, но при этом отвлеченная от конкретных их воплощений. Абстрактные конструкции могут и не иметь прямых аналогов в физическом мире, что характерно, например, для математики (вообще, вероятно, являющейся наиболее абстрактной наукой).

Абстрагирование — это форма познания, представляющая собой мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других его свойств и связей, признаваемых «частными», несущественными. Это теоретическое обобщение позволяет отразить основные закономерности исследуемых объектов или явлений, изучать их, а так же прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления — понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.

Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности. В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы, а движущегося человека — в качестве некой совокупности механических рычагов.

Некоторые типы абстракции, по видам несущественного:

Понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному (конкретное мышление — абстрактное мышление).

Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), что можно считать более развитым уровнем мыслительной деятельности по сравнению с конкретным мышлением, всегда имеющим дело с конкретными объектами и процессами («брат Вася», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, судя по всему, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать числом «три вообще», не имея для него определенного языкового знака — «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).

В европейской философии и логике абстрагирование трактуется, как правило, как способ поэтапного продуцирования понятий, которые образуют все более общие изображения реальности (иерархию абстракций). Наиболее развитой системой абстракций обладает математика. Степень отвлечённости обсуждаемого понятия называется Уровень абстракции. Например, в зависимости от целей и задач, можно рассуждать об одном и том же объекте на разных уровнях абстракции: от конкретного Петра Ивановича, например, можно абстрагироваться до сантехника вообще, можно — до технаря, до мужчины, до млекопитающего, до живого существа, до единицы, и т. п.

Определение через абстракцию — способ описания (выделения, «абстрагирования») не воспринимаемых чувственно («абстрактных») свойств предметов путём задания на предметной области некоторого отношения типа равенства (тождества, эквивалентности). Такое отношение, обладающее свойствами рефлексивности, симметричности и транзитивности, индуцирует разбиение предметной области на непересекающиеся классы (классы абстракции, или классы эквивалентности), причём элементы, принадлежащие одному и тому же классу, неотличимы по определяемому таким образом свойству.

Источник

Нарушения операции абстрагирования

Проявляются неспособностью выделять существенные в данном контексте свойства объектов и отвлекаться от второстепенных и случайных.

Одним из ярких клинических признаков расстройства является чрезмерная детализация мышления, при которой теряется способность отличать главное содержание мысли от сопутствующих ей коннотаций (от лат. con — вместе, noto — отмечаю, обозначаю), а также говорить кратко и точно. Чрезмерная детализация мышления может иметь разные причины, поэтому иногда возникает необходимость специальной проверки способности к абстрагированию. Это делается с помощью метода исключения лишнего. Из группы предъявленных объектов, их изображений или названий пациенту надлежит исключить какой-то один объект, не относящийся к этой группе. В более сложной модификации опыта подсказка отсутствует, пациенту говорят, что в группе может находиться лишний объект, который нужно назвать и при этом пояснить, почему он считает его лишним.

Приведём три возрастающие по сложности группы заданий. Первая: диван, кровать, стол, ваза; кашель, боли, мокрота, грипп; шапка, пальто, костюм, галстук; кошка, рысь, собака, корова; танкист, лётчик, солдат, сапёр; хлеб, зерно, каша, борщ; водка, пиво, самогон, коньяк; врач, юрист, шахтёр, рабочий. Вторая: красный, жёлтый, зелёный, белый; море, река, озеро, пруд; крест, квадрат, круг, шар; мысль, чувство, желание, действие; три, два, четыре, сто; утюг, камень, дерево, скала; рабочий, крестьянин, капиталист, профессия пациента; вор, насильник, убийца, преступник; психолог, психиатр, терапевт, хирург. Третья: понятие, слово, цифра, рисунок; минута, час, полдень, неделя; голова, грудь, мозг, живот; немец, бурят, татарин, американец; Азия, Россия, Европа, Африка; кислород, азот, водород, углекислый газ; длина, высота, ширина, величина; улыбка, смех, хохот, веселье; скрытность, жадность, общительность, печаль.

Что такое абстрагирование кратко. Смотреть фото Что такое абстрагирование кратко. Смотреть картинку Что такое абстрагирование кратко. Картинка про Что такое абстрагирование кратко. Фото Что такое абстрагирование краткоПодобные задания включает в себя психологическое обследование при подозрении на шизофрению

При выраженной умственной отсталости и слабоумии пациенты не справляются и с заданиями первой группы. При органическом снижении уровня абстрагирования пациенты делают исключение, опираясь на наглядные, ручные, операциональные и ситуативные признаки: «Галстук узкий и длинный, и я не умею его вязать… Галстук можно и не носить, он не греет, а без всего другого не обойтись… Галстук — не одежда, он указывает на культурный статус. Говорят даже, что он удавка империалиста». Релевантный ответ может быть таким: «Галстук — это предмет личного обихода». При шизофрении часто принимаются во внимание наглядные, случайные, формальные, латентные признаки: «Море лишнее, оно самое большое по размерам… Лишний пруд, берега у него заболочены… Лишнее озеро, в этом слове пять букв, в остальных — по четыре… Лишнее море, в нём солёная вода». Алкоголик нередко затрудняется в выборе лишнего спиртного напитка: «Может быть, пиво, но опять же с бодуна оно лучше».

При нарушениях операции абстрагирования особенно затруднена идентификация логических отношений. Например, можно попросить в правой части уравнения найти логическое отношение, представленное в левой его части. Уравнение таково: лес/дерево = почва/песок, ветер/пыль, деревья/сосна. Пациенты с органическим снижением мышления крайне редко справляются с таким заданием, а если и дают определённый ответ, то знак равенства обычно ставят с последней парой. Из разных пациентов задание могут правильно выполнить, пожалуй, только больные шизофренией, это указывает на то, что у некоторой их части абстрагирование хотя бы в течение непродолжительного времени может осуществляться на достаточно высоком уровне.

Как можно видеть, вообще все умственные операции пациенты нередко совершают с различными ошибками — в зависимости от того, какие признаки или свойства объектов и явлений они считают адекватными. Несмотря на то что ответы в целом достаточно индивидуализированы и весьма разнообразны, их можно привести в некую систему. Существуют некоторые основания предполагать, что эти ошибки обусловлены в том числе актуализацией таких мыслительных структур, которые неконгруэнтны характеру выполняемых заданий. Так, если актуализируется наглядно-действенное мышление, то пациенты предпочитают наглядные, сенсорные признаки объектов (цвет, вкус, форма, величина и др.), а также действия или, точнее, указания на ручные действия, которые могут совершаться с этими объектами («кирпич можно разбить, а камень нет», «воду можно пить, а лёд — только раскусить», «фрукты сладкие, а овощи нет»). Если включается наглядно-образное мышление, на первый план выходят признаки смежности, а также операциональные признаки, то есть указания на действия, вытекающие из сугубо практической ситуации («овощи садят в грядках, а фрукты собирают на дереве», «волк в лесу живёт, а собака — во дворе», «из кирпича можно строить, а из камня нет», «если есть кровать, то зачем диван, спать есть на чём»).

Операциональные признаки понятий весьма наглядно демонстрируют, в частности, пациенты с амнестической афазией: они не могут вспомнить название предмета, но могут сказать или показать, для чего нужен этот предмет либо что можно им сделать. При включении образного мышления преобладают ситуативные признаки, а также эмоциональные признаки, указывающие на то, что пациент может тот или иной объект представлять себе в самых разных ситуациях и, соответственно, по-разному к нему относиться («можно пруд исключить, он искусственный, а можно и реку, в ней проточная вода», «можно белый цвет исключить потому, что он состоит из смеси разных других цветов, а можно это сделать и потому, что его нет в светофоре», «исключить нужно капиталиста, честных капиталистов не бывает, но верно и то, что лишней тут является профессия»). Ответы таких пациентов могут в этом смысле широко варьировать, из нескольких ответов им приходится выбирать тот, который в данный момент кажется ему более адекватным. Актуализация концептуального мышления влечёт более или менее точные ответы, основанные на выборе релевантных признаков, вполне отвечающих цели задания («камень — это природный объект, кирпич — объект материальной культуры», «море, озеро, пруд, река — это водоёмы, из них только пруд является рукотворным»).

Одновременно с этим в ответах пациентов могут звучать указания на вовлечённость той или иной формы мышления. Так, включение аутистического мышления приводит к предпочтению случайных, формальных, а также скрытых или латентных признаков («река отличается от озера тем, что в ней бывают воронки», «река отличается от озера конфигурацией водного зеркала», «река отличается от озера тем, что в ней велики запасы энергии»). Актуализация эгоцентрического мышления может обнаруживать себя предпочтением личных признаков, то есть игнорированием социальных аспектов объектов («озеро от пруда отличается тем, что вода в пруде медленно, но движется»). Включение пралогического мышления может проявляться склонностью отдавать предпочтение признакам тождества, то есть сходство принимать за идентичность («тут никого нельзя исключить, кошка, собака, рысь и корова — все они животные»). Обращает на себя внимание также то, что здоровые индивиды обычно адекватно и гибко используют имеющиеся у них мыслительные структуры. Например, для решения практической задачи — практическое мышление, теоретической — абстрактное. Пациенты с органической патологией ограничены в свободном выборе мыслительных структур, обычно это структуры наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Выбор признаков в силу данного обстоятельства носит однообразный, ригидный характер.

Совсем иная картина наблюдается у больных шизофренией. Мыслительные структуры пациентов включаются как бы хаотически, непредсказуемо и неуместно, так что в ходе исследования пациент часто использует неадекватные подходы к решению задачи. Так, при решении сугубо конкретной задачи может включаться концептуальное мышление («река от озера отличается площадью зеркальной поверхности») и, напротив, вместо абстрактного мышления актуализируется практическое («работа отличается от труда тем, что слесарь, к примеру, должен уметь пилить и шлифовать металл»). Пациенты с шизофренией обнаруживают иногда склонность к псевдоабстрагированию, то есть опираются в своих суждениях на словесно-логические, а не на объективные характеристики явления. Это, в частности, симптом патологического полисемантизма (Лебединский, 1938), или, иными словами, склонность идентифицировать явление по семантике обозначающих его слов. Так, пациентка считает себя душевнобольной на том основании, что её «душа болит за всех». Пациент не соглашается с тем, что он холерик, так как в слове «холерик» есть упоминание о холере. В наблюдении В.М.Блейхера (1989) пациент разграничивает психиатрических и соматических больных, указывая, что последние являются «детьми одной матери — они соматические». Или пациент говорит, что он не болен, «так как в слове «больной» есть напоминание о боли, а у меня ничего не болит».

Склонность к псевдоабстрагированию может проявляться также в том, что пациенты дробят символы на составляющие их элементы и при этом как бы отвлекаются от значения этого символа — симптом диссоциации символов. Так, больная сообщает, что «временами теряет способность понимать прочитанное. Предложения текста, — поясняет она, — распадаются на отдельные слова, а слова, в свою очередь, дробятся на буквы. И я перестаю соображать, о чём я читаю». Некоторые пациенты во фрагментах распавшегося символа могут усматривать собственное их значение, они, по их словам, приобретают способность «расшифровывать» некие скрытые ранее значения символов. Расщепление символов может рассматриваться и как признак нарушения операции синтеза. Иногда, напротив, символы как бы сливаются друг с другом, так что образуется некий новый символ со смешанным значением. Н.Гоголь в «Записках сумасшедшего» шаг за шагом описывает историю помешательства своего героя. К концу рассказа у больного появляются слияния символов:

«Мартабря 86 число. Между ночью и днём». Позднее Е.Блейлер назовёт это явление сгущением и в качестве иллюстрации приведёт такое высказывание пациента: «Господь Бог — это корабль пустыни». В этой фразе, считает Е.Блейлер, воедино сплелись мысль из Библии, а также представления о пустыне и верблюде. Если это действительно так, то разорванность мышления, а фраза пациента указывает именно на эту разорванность, является следствием сгущения разных мыслей, возникающих одновременно. Сгущение можно, вероятно, интерпретировать и как патологию операции синтеза.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *