Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст

Понятие возраста в психологии развития. Абсолютный и условный возраст. Возраст развития. Возрастные свойства

Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Смотреть фото Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Смотреть картинку Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Картинка про Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Фото Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Смотреть фото Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Смотреть картинку Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Картинка про Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Фото Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Смотреть фото Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Смотреть картинку Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Картинка про Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Фото Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Смотреть фото Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Смотреть картинку Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Картинка про Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Фото Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст

Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Смотреть фото Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Смотреть картинку Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Картинка про Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Фото Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст

Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Смотреть фото Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Смотреть картинку Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Картинка про Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Фото Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст

Возраст— одна из центральных категорий психологии развития, которая имеет два значения.

Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это — чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.

Хронологический возраст — это возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия (фактически, с момента образования яйцеклетки) и до конца жизни. Хронологический возраст каждого человека есть личный факт его жизни. Хронологические возрасты двух разных людей сопоставимы в двух системах измерения: с одной стороны, по абсолютной шкале времени (временное смещение) и, с другой, по тем психическим изменениям, которые появляются у них в определенном возрасте (возрастное соответствие).

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста — элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

Эволюционно-генетические ряды развития при рассмотрении развития человека могут быть представлены, прежде всего, биологическими, психологическими и социальными изменениями. В соответствии с этим выделяются условный биологический, условный психологический и условный социальный возраст человека.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста.

В понятии биологического возраста за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Ввиду их измеряемости (биология располагает статистическими данными о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить) установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, наоборот, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, тогда говорят, что его биологический возраст превышает его хронологический возраст.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.

Здесь за основу взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека. Общая картина здесь та же, что и с биологическим возрастом: если психические изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше хронологического, и, наоборот, при опережении ими хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.

Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

В понятии социального возраста за основу взяты те социальные изменения, которые происходят в жизни среднестатистического человека, а также изменения, характеризующие его личностное развитие (принятие социальных норм и ценностей, задач развития соответствующего возрастного этапа и т.п.). Следовательно, это, с одной стороны, жизненные события, которые происходят с каждым из нас в определенном возрасте (мы поступаем в школу, делаем профессиональный выбор, вступаем в брак, начинаем трудовую деятельность и т.д.), и, с другой, возрастные изменения,определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни. Если они отстают от нормативных, говорят, что социальный возраст меньше хронологического, если опережают — то больше.

Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Смотреть фото Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Смотреть картинку Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Картинка про Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Фото Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст

Все указанные категории подразумевают какое-то объективное, внешнее из­мерение. Но существует еще и субъективно-переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.

Здесь за основу взято самоощущение человека, т.е. к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает, в какую точку на хронологической оси проецирует. Соответственно, его субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту (Сапогова, с. 34).

Источник

Кон И.С. Возраст и возрастные категории

ВОЗРАСТ И ВОЗРАСТНЫЕ КАТЕГОРИИ

Чрезвычайно сложными и противоречивыми выглядят возрастные категории и в науке.

Прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Во-первых, это индивидуальное развитие, описываемое в таких понятиях, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография», его составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производные («возрастные свойства»). Но возраст развития и его эталоны многомерны. Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. Социальный возраст индивида измеряется путем соотнесения уровня его социального развития (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников. Психический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. Все эти категории подразумевают какое-то объективное, внешнее измерение. Кроме того, существует также субъективный, переживаемый, возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета; речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.

сложившуюся систему понятий и методов и далеко не всегда склонна учитывать, как ставятся те же самые или близкие проблемы в смежных отраслях знания.

Это создает большую терминологическую путаницу. Зачастую не уточняется, о чем вообще идет речь: о свойствах индивидов определенного возраста, или о возрастной структуре общества, или о том, как все это преломляется в культуре. Кроме того, одни и те же термины имеют в разных науках и даже у разных авторов совершенно разные значения.

Источник

Вопрос 2. Возрастные периодизации

Вопрос 1. Категория возраста

Лекция 3

Тема лекции «Возрастное развитие человека»

1. Категория возраста;

2. Возрастные периодизации.

Возраст — одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения — это абсолютный и условный возраст.

Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это — чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Хронологический возраст — это возраст отдельного человека, начиная с момента-зачатия (фактически, с момента образования яйцеклетки) и до конца жизни. Хронологический возраст каждого человека есть личный факт его жизни.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста — элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

Выделяют следующие виды условных возрастов:

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.

Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Все эти виды возрастов могут как опережать, так и отставать по своему развитию от среднестатистических данных или хронологического возраста человека!

Вопрос о делении онтогенеза на отдельные, в возрастном отношении ограниченные стадии, ступени или фазы по-прежнему остается открытым. Критерии, на основании которых производится такое деление, а также содержание, число и временная протяженность, установленных различными периодизациями, возрастных периодов чрезвычайно различны.

Традиционно принято разделять начало жизненного цикла на следующие периоды: внутриутробный период, детство, отрочество.

Внутриутробный периодделят на 3 стадии:

1) предзародышевую стадию– составляет две недели;

2) зародышевую стадию– до двух месяцев развития. На этой стадии происходит формирование и развитие различных органов;

3) стадию плода– длится до появления младенца на свет.

Детствотакже делится на несколько периодов:

1) младенчество (от 0 до 12–14 месяцев);

2) ранний возраст (от 1 до 3 лет);

3) дошкольный возраст (от 3 до 6–7 лет);

4) младший школьный возраст (от 6–7 до 10–11 лет).

Отрочествовключает две стадии: подростковую, или пубертатного развития (длится до 15 лет), и юношескую, или ювенильную (длится до 22–23 лет).

Аристотельпредлагал в качестве критерия возрастной периодизациистепень развития души. Он предложил классификацию по «седмицам»(по 7 лет).

Возрастную периодизацию предлагал также Ян Амос Коменский (возрастные периоды по 6 лет):

1) от 6 до 12 лет – период отрочества– ребенок посещает школу родного языка;

2) от 12 до 18 лет юность – подростки обучаются в школе латинского языка;

3) от 18 до 24 лет – период возмужалости– юноша может поступать в академию.

Периодизация З. Фрейда: в основе классификации видел развитие сексуальности.

1 период оральный. От рождения до раннего детства;

2 период анальное детство. Возникают проблемы: расточительство, накопительство;

3 период пассивно-сексуальная стадия (5–6 лет). Дети впервые влюбляются;

4 период латентный возрастной этап. В этот период дети утрачивают интерес к сексуальной теме;

5 период активный генитальный. Период активной сексуальности (от 11–12 до 15–16 лет).

В отечественной психологии принята периодизация Д. Б. Эльконина. Периоды и стадии детского развития он классифицировал следующим образом:

1) этап раннего детствасостоит из двух стадий. Первая стадия – младенчество, открывается кризисом новорожденности. Именно на кризисе новорожденности развивается мотивационно-потребностная сфера личности. Вторая стадия – ранний возраст. Начало этой стадии – кризис первого года жизни;

2) этап детства. Начало данного этапа – кризис 3 лет, который открывает начало дошкольного возраста. Вторая стадия начинается с кризиса 6–7 лет. Этот кризис – начальный этап младшего школьного возраста;

3) этап отрочестваделится на две стадии. Первая – стадия подросткового возраста. Начало – кризис 11–12 лет. Вторая – стадия ранней юности, начинается кризисом 15 лет.

Д. Б. Эльконин считал, что кризисы 3 и 11 лет – это кризисы отношений, после которых формируются новые ориентации в человеческих отношениях. Кризисы 1-го года, 7 и 15 лет – это кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.

В данной периодизации большое внимание уделяется понятию «кризисы развития». Данный термин был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. Кризис – переломный этап онтогенетического развития.

Кризис возникает на стыке двух возрастов. У детей появляются неудовлетворенные потребности, которые появляются в конце каждого этапа психического развития вместе с центральным новообразованием возраста.

Особенности кризиса (по Л.С. Выготскому):

1. временные границы кризиса неотчетливы. В середине кризиса есть резкое обострение – кульминационная точка.

Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Смотреть фото Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Смотреть картинку Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Картинка про Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст. Фото Что такое абсолютный возраст хронологический или календарный возраст

2. во время кризисов – трудновоспитуемость (не желание учиться, конфликты с окружающими, острые переживания. Но у некоторых детей этого не наблюдается.)

3. негативный характер развития – ребенок теряет интересы, направляющие всю его деятельность, прежние формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают.

Кризисы начала жизни:

1. Кризис новорожденности

В дальнейшем рассматривая каждый из периодов развития более подробно мы будем с Вами останавливаться не только на понятии «кризис развития», но и на категориях «социальная ситуация развития», «ведущая деятельность».

Понятие «социальная ситуация развития» было введено Л.С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяется возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его « социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования.

Основные психологические новообразования – способности, складывающиеся у ребенка в ходе осуществления ведущего вида деятельности.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Абсолютный и условный возраст: мои года – мое богатство?

Когда мы знакомимся с человеком, то нас крайне интересует его возраст. Для нас это как отправная точка мнения о человеке. Желание соотносить все события с возрастом идут от природной подчиненности времени – одному из самых сложных явлений, и которое человек еще не смог подчинить, и в ближайшее время договориться с ним у нас не получится. Поэтому ученые выводят средние значения жизни, а общество устанавливает на каждый временной отрезок чек-лист из достижений, которые нужно реализовать.

Люди невольно следуют этой системе, отдельные из них протестуют против нее, а кто-то устанавливает свою. В результате такой вариативности в психологии человека возникает феномен – его фактический возраст, выраженный цифрой в паспорте, может отличаться от ощущаемого – как самим человеком, так и окружающими при взаимодействии с ним.

Историки-биологи и ученые, изучающие неживую материю, выделяют две формальные категории возраста:

Разницу и общее между этими понятиями найдем в тексте ниже.

Абсолютный возраст

Проще всего определить количество – величину однозначную. Фридрих Энгельс, опираясь на диалектику Гегеля, вывел закон перехода количественных показателей в качественные: какая-либо величина, умноженная на большое количество повторений, становится качественным показателем. И если необходим поверхностный анализ развития человека, то, определяется его возраст, и за основу взято количество прожитых им лет.

Под абсолютный хронологический возраст подгоняется юридическая и экономическая база, определяя нормы, в каком возрасте, какие права имеет человек в определенный период жизни. Все понятия про «нужно уважать старших» — отсюда. Хронологический возраст является фоном и основной для развития психики человека, и становления его как полноценной личности.

Условная ложка дегтя

Условный возраст или возраст развития становится камнем преткновения для тех людей, которые не могут привести других аргументов в доказательство своего главенства, как количество прожитых лет. В поддержку прожитым годам идет Энгельсовский закон, описанный выше, и опирающаяся на него юридическая система. На юридическую базу опирается идеология, царящая в обществе большинства государств. А государства складываются на наиболее древней идеологии и привычках, образовавшихся еще со времен первобытно-общинного строя.

Древние привычки

В условиях древнего мира, когда уклад поселенческих общин был более-менее обособлен от влияния извне, привязка развития человека к количеству прожитых им лет была закономерной.

Законы диких стай уже начали сменяться понятиями племени, общины, семьи, разделение труда и здоровая логика, что вместе безопаснее, подталкивали к сохранению как можно большего количества участников общин, в том числе пожилых. Им находилось свое место.

Молодые и сильные члены племени обеспечивали пропитание: мужчины охотились, женщины выращивали, собирали еду и занимались домашним хозяйством. Подрастающее поколение, пока неспособное ни помочь матери в собирании еды, ни отцу, в охоте на животных и битвах с соседними племенами за территории, оставалось бы без должного присмотра, не будь поколения старших. Уже не столь быстрых, ловких и выносливых, но мудрых, накопивших бесценный опыт предков и способных передать наследие племени юному поколению.

На старших возлагалась большая ответственность заложить в несозревшие детские головы весь смысл жизни в племени, гордость за свою историю и понимание об их роли в этом маленьком обществе. Поэтому старшие пользовались уважением, почетом, организовывали советы старейшин — к ним привычно было идти за мудрым советом.

Отцы и дети

Цивилизация развилась до современного состояния. Для воспитания детей в процессе развития общества появились специальные профессии, которые смогли осваивать все желающие. Понятие развития решительно отделилось от количества прожитых лет. Его определяют род деятельности, широта кругозора, умение проникаться прогрессивными идеями и насыщенность жизни.

Старшее поколение, пережившее несколько смен эпох, и по своей природе запрограммированное сохранять историческое наследие, не столь быстро ориентируется в потоке новой информации, руководствуется консервативными взглядами, идущими вразрез с пытливыми умами более молодого поколения. Из-за этого, состояния мудрости – определенной психологией характерной черты старшего поколения – достигают не многие, что становится причиной проблем с самореализацией.

Отсутствие ощущения собственной пользы для человечества толкает их апеллировать к фактическому возрасту, как к весомому аргументу, в спорах с молодым поколением, и встречать закономерное непонимание.

В переломные моменты развития общества стена между социально-политическими станами стариков и молодежи становится выше. Та самая проблема «отцов и детей», которую в середине XIX века осветил в своем бессмертном романе Иван Сергеевич Тургенев. Речь не идет об уменьшении любви между детьми и родителями. Но их способность найти общий язык ухудшается, и только должное моральное воспитание с юных лет может позволить сгладить острые углы в будущем, когда ребенок достигнет возраста взросления.

Какие условия у условного возраста?

Мы определили, что абсолютный возраст – это упрощенная система определения развития человека. Условное взросление вносит качественные коррективы в описание человека, а значит – может и полностью поменять представление о нем.

В этом месте может возникнуть вопрос «Как определить свой качественный возраст?» Для этого оценивается жизненный путь человека с нескольких точек.

Точка №1 – Биологический возраст

Это определение состояния физиологических процессов в организме, его функционировании относительно средних статистических оценок в обществе для конкретного возрастного промежутка. Нормативы определяются в итоге практических исследований и наблюдений, которые проводят ученые и статисты в области генетики, морфологии, физиологии и нейрофизиологии человека. Исследования и статистика дают средние признаки наступления того или иного возраста.

Если в организме конкретного человека эти изменения еще не наступили, то говорят об отставании его развития. Это ни хорошо ни плохо — это показывает, что он биологически моложе сверстников.

Точка №2 – Психологический возраст

Производят сопоставление показателей психического созревания человека в познавательном, эмоциональном и волевом развитии. Психология определяет такое развитие количеством психических процессов, пережитых человеком. Психические процессы в современном мире становятся тем самым карт-бланшем, который получает юное поколение в споре со старшим, правильно используя современные средства получения информации, общения со сверстниками и обмена информацией (имеется в виду интернет).

В защиту старшего поколения встает их более активное участие в волевых и эмоциональных процессах в течение жизни, происходящих в реальном общении активнее. Дополнительно в минус молодому поколению становится неправильное использование возможностей современных средств коммуникации, направленное на убегание от реальности, а не на получение нового опыта.

Точка №3 – Социальный возраст

Это то, насколько широким пакетом социальных ролей обладает человек (ребенок, родитель, представитель профессии, учитель, ученик, лидер, обиженный, любимый и т.д.). Социальные роли позволяют человеку быстрее занять свое место в эволюционном ряду, выбирая доминирующую в этом пакете роль, которая полнее характеризует его амбиции в вопросе самоидентификации, помогает выбрать то самое амплуа, в котором он будет представать перед окружающими.

Социальные роли обязательно меняются в течение жизни. Смена образа дается любому человеку нелегко. Именно поэтому требуется наработка социальных образов. Имея много ролей, человек будет более гибким в принятии нового положения, поскольку у него будет более гибкий социум, воспринимающий его в разных образах. При смене доминирующего амплуа, у человека будет дополнительная «подушка» из второстепенных ролей и опыта их смены, которые смягчат привыкание к переменам.

Точка №4 – Субъективный возраст

Это личное понимание своего места, которое предполагает индивидуальную систему отсчета. Это собственная точка зрения человека на местонахождение его в обществе, как он осознает себя. Зависит от наполненности его жизни событиями, общей напряженности жизненного опыта.

Субъективный возраст может быть меньше хронологического. А может случиться так, что субъективный возраст превышает хронологический. Это происходит из-за того, что самоощущение человека наиболее свободно от абсолютного возраста – человек может чувствовать себя моложе, старше или соответственно количеству прожитых лет.

В сухом остатке

Абсолютный, календарный возраст является общепризнанной и упрощенной системой оценки развития человека. На него привычно опирается государственная и общественная система, поскольку это было заложено со времен первобытно-общинного строя в сознание людей – чем старше человек, тем он мудрее, опытнее, а значит, более развитый.

С развитием науки, сменой эпох силу набрало отделение развития человека от количества прожитых им лет и выведение понятия условного возраста. Он определяется нормой биологических, психических и социальных изменений, которые переживает человек. Не последнюю роль играет самоощущение человека. Все глобальные изменения в мире привели к тому, что условный и абсолютный возрасты не совпадают, и условия жизни человека определяют его развитие, а не количество прожитых лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *