Что такое абсолютная монополия

Монополия

Что такое абсолютная монополия. Смотреть фото Что такое абсолютная монополия. Смотреть картинку Что такое абсолютная монополия. Картинка про Что такое абсолютная монополия. Фото Что такое абсолютная монополия Что такое абсолютная монополия. Смотреть фото Что такое абсолютная монополия. Смотреть картинку Что такое абсолютная монополия. Картинка про Что такое абсолютная монополия. Фото Что такое абсолютная монополия Что такое абсолютная монополия. Смотреть фото Что такое абсолютная монополия. Смотреть картинку Что такое абсолютная монополия. Картинка про Что такое абсолютная монополия. Фото Что такое абсолютная монополия Что такое абсолютная монополия. Смотреть фото Что такое абсолютная монополия. Смотреть картинку Что такое абсолютная монополия. Картинка про Что такое абсолютная монополия. Фото Что такое абсолютная монополия

Что такое абсолютная монополия. Смотреть фото Что такое абсолютная монополия. Смотреть картинку Что такое абсолютная монополия. Картинка про Что такое абсолютная монополия. Фото Что такое абсолютная монополия

Что такое абсолютная монополия. Смотреть фото Что такое абсолютная монополия. Смотреть картинку Что такое абсолютная монополия. Картинка про Что такое абсолютная монополия. Фото Что такое абсолютная монополия

ЛЕКЦИЯ № 5. Рынок несовершенной конкуренции, его механизм

Рынок представляет собой достаточно сложный механизм, основанный на взаимодействии спроса и предложения, посредством чего устанавливается общий уровень цен. Реализация товаров, работ, идей, услуг на любом рынке принимает вид соперничества, поскольку каждая фирма-производитель стремится к захвату большей доли рынка, получению наилучших условий ведения деятельности и своего собственного потребителя. Такое соперничество на рынке носит название конкуренции, это еще один из элементов рыночного механизма. Конкуренция положительно влияет на производственный процесс, поскольку каждая фирма стремится осуществить какие-то нововведения, что-то изобрести. Все это, несомненно, способствует технологично-производственному развитию бизнеса. Таким образом, рыночная структура характеризуется наличием или отсутствием монопольной власти. С понятиями «монополия» и «конкуренция» неразрывно связано понятие рыночной власти. Чем выше данная величина, тем жестче на рынке конкуренция. Максимальной властью конечно же является монополия.

Монополия– фирма или иное юридическое лицо, осуществляющие на рынке коммерческую или сбытовую функцию, занимающие наибольшую долю рынка и диктующие на нем свои условия. Монополизм характеризуется установлением завышенных цен на все товары и жестким контролем над организационной структурой и функционированием рыночного механизма.

Монопольная ценапредставляет собой разновидность рыночной цены, которая имеет наибольшую величину по сравнению с ценами других товаропроизводителей, посредством чего обеспечивает монополиста сверхприбылью. Монопольная цена может иметь две формы. Монопольно высокая ценаустанавливается на товары и услуги, которые были изготовлены и поставлены на рынок фирмой-монополистом. Сама монополия факторы производства и другие необходимые для деятельности ресурсы приобретает по монопольно низкой цене.

Выделяют два вида монополии.

Абсолютная монополия– это рыночная ситуация, при которой на рынке фактически действует единственная фирма, обеспечивающая общество необходимой продукцией, любое проявление соперничества полностью исключается. Абсолютная монополия имеет следующие особенности:

1) На рынке действует один производитель, он самостоятельно устанавливает цены на продукцию, которую реализует, и полностью контролирует всю торговую деятельность и рыночные сделки.

2) Если на рынке действует монополист с абсолютной властью, другие фирмы оказываются вне конкуренции: доступ на рынок им закрыт.

3) Перемещения трудовых и иных ресурсов и факторов производства носят структурированный характер, их мобильность ограничена.

4) Продукция монополиста абсолютно уникальна и не имеет аналогов и, кроме того, она имеет товарный знак.

5) Обладая абсолютной властью, монополист имеет полное право регулировать процесс ценообразования. В результате стоимость единицы продукции составляет ровно столько, сколько необходимо чтобы восполнить утрату уникальных ресурсов, которые применялись при производстве. Естественная монополияпредставляет собой рыночную ситуацию, когда сегмент рынка или экономическая отрасль находится целиком и полностью в руках одной фирмы, которая поставляет на рынок абсолютно уникальный и необходимый обществу продукт. Естественными монополистами являются те фирмы, власть которых принимается как нечто само собой разумеющееся. Например, в газовой или нефтяной отрасли наличие нескольких фирм просто не нужно, поскольку ресурс, как и продукт, один и тот же, в отличие от других рынков, где товар в значительной степени дифференцирован.

Столь крайние формы рыночной структуры, как монополия или совершенная конкуренция, на практике практически не встречаются. Сегодня, когда производство достигло пика своего развития, не может возникнуть такая ситуация, чтобы на рынке имелся только один продавец, который реализовывал бы товар, не имеющий аналогов. Так или иначе практически любая продукция может иметь заменители или менее качественные суррогаты. С монополизмом государство борется посредством антимонопольного законодательства, что позволяет сохранить в стране здоровый экономический климат, поддержать развитие бизнеса и в целом обеспечить высокий экономический рост.

Источник

§ 2 Абсолютная монополия

§ 2 Абсолютная монополия

Что представляет собой монополия

В переводе с греческого языка слово «монополия» означает «один продаю». В этом термине отражена самая существенная черта взаимодействия между участниками рынка.

Монополия – крупный собственник товаров и денег, который захватывает подавляющую часть рынка в целях своего обогащения.

Монополии различаются по степени охвата рыночной экономики.

Наибольшей степени охвата достигает абсолютная (полная) монополия, которая может распространяться на рыночные сделки в масштабе как отдельных частей рыночного пространства (местных и отраслевых рынков), так и всей страны.

Абсолютной может быть монопсония – хозяйственная организация, скупающая у продавцов всю товарную продукцию.

B зависимости от характера и причин возникновения монополии делятся на легальные, естественные и искусственные.

1. Легальные (законные) монополии образуются на основании принятых государством законов. К ним можно отнести ряд монополистических объединений:

а) к легальным относятся монополии, основанные на патентном праве. Патентом является свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Срок действия патента устанавливается национальным законодательством (как правило на 15–20 лет). Обладатель патента имеет право выдавать другим лицам разрешение на использование запатентованного изобретения. B этом случае он получает определенную долю дохода от использования его изобретения;

б) к легальным относятся также монополии, возникающие на основе авторского права, согласно которому интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или тиражировать свои произведения в течение всей своей жизни или какого-то периода;

в) о принадлежности к легальным монополиям свидетельствуют торговые знаки – специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (другим лицам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

2. Естественные монополии создают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). К ним также могут относиться отрасли хозяйства, имеющие особо важное стратегическое значение (железнодорожный транспорт, оборонно-промышленный комплекс и т. п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве конкурирующих между собой фирм. Естественная монополия защищена от конкуренции государством.

3. Искусственные монополии. Под этим условным названием имеется в виду объединение предприятий, которое не имеет юридической защиты от конкурентов. В целях получения собственных выгод такая монополия преднамеренно меняет структуру рынка:

• создает барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

• ограничивает аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

• создает очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

• достигает большей эффективности производства за счет увеличения его масштабов;

• «забивает» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

К искусственным монополиям относятся картель, синдикат, трест и концерн.

Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке; они договариваются о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; за участниками объединения сохраняется собственность на материальные условия хозяйствования, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.

Трест – монополия, в которой создается совместная собственность группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

Что такое абсолютная монополия. Смотреть фото Что такое абсолютная монополия. Смотреть картинку Что такое абсолютная монополия. Картинка про Что такое абсолютная монополия. Фото Что такое абсолютная монополия

Рис. 6.1. Виды монополий

Итак, мы можем наглядно представить все виды монополий на рис. 6.1.

Все указанные на рис. 6.1 виды монополий получили наибольшее развитие на рубеже XIX–XX вв. Они имеют общий признак – неограниченную рыночную власть. Это означает исключительное господствующее положение на рынке одного продавца, обладающего подавляющей массой товаров. Нередко монополии получали различные льготы и привилегии (исключительные права, преимущества) со стороны государства.

Устанавливая абсолютную монополию, объединения предприятий делают это ради установления выгодных им рыночных цен.

Как монополии устанавливают рыночные цены

Абсолютные монополии коренным образом изменяют весь процесс образования рыночной цены. Во-первых, мы знаем, что небольшое предприятие не в состоянии влиять на рыночную цену. В противоположность этому монополия сама устанавливает такую цену. Во-вторых, предприятия-монополисты своеобразно используют в своих интересах законы, выражающие зависимость рыночной цены от массового предложения и от массового спроса. Здесь можно отметить три варианта монополистического ценообразования.

Первый вариант. Абсолютные монополисты в своих интересах используют закон рыночной цены по предложению (см. рис. 5.7). Они намеренно уменьшают продажу своих товаров (снижают объем предложения), чтобы создать искусственный дефицит продуктов. Нехватка товаров ведет к росту цены по предложению. Так, в 1990-е гг. нередко в России и других странах предприятия-монополисты, производящие и сбывающие бензин, резко сокращали продажу моторного топлива, с тем чтобы при повышенном спросе на него увеличить свою монопольно высокую цену.

При каждом возобновлении процедуры повышения цен монополия, разумеется, учитывает потери, которые она несет от уменьшения объема производства и продажи товаров. Чтобы перекрыть такую утрату дохода, она устанавливает новые монопольные цены на более высоком уровне. При этом крупная фирма следит, чтобы выручка от продажи меньшего количества изделий покрывала упущенную выгоду и давала возросшую сумму дохода.

Второй вариант. Абсолютная монопсония (особое монополистическое объединение), закупающая большие партии товаров у мелких производителей, своеобразно использует закон рыночной цены по спросу (см. рис. 5.6). Заранее скупая, например, сельскохозяйственное сырье по низким ценам и создавая его большие запасы, монопсония в период сбора нового урожая устанавливает низкую цену спроса на закупаемую продукцию. Такая цена дает монопсонии желаемую выгоду. Ее выигрыш возрастает с каждым новым уменьшением монопольно низких закупочных цен, что является результатом преднамеренного создания зоны избытка сбываемой продукции.

Характерен такой пример. Монопсонии западных стран издавна закупают дешевое сырье у предпринимателей и мелких товаропроизводителей стран Азии, Африки и Латинской Америки. Низкие цены устанавливаются на ряд товаров традиционного африканского экспорта (чай, кофе, какао-бобы).

Третий вариант. Фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает свой доход посредством так называемых «ножниц цен». Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и дефицита товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые особенно в условиях инфляции устанавливают цены на свои готовые изделия в несколько раз выше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей. промышленности и в сельском хозяйстве. О характере такого изменения цен можно судить на основании примерного графика (рис. 6.2).

«Монополисты не принимают цену как данную. Их можно охарактеризовать как ценопроизводителей, ибо …они сами выбирают как цену, так иобъем выпуска».

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика.

Что такое абсолютная монополия. Смотреть фото Что такое абсолютная монополия. Смотреть картинку Что такое абсолютная монополия. Картинка про Что такое абсолютная монополия. Фото Что такое абсолютная монополия

Рис. 6.2. «Ножницы» рыночных цен

Во второй половине XX в. с расширением сферы агробизнеса в США, Франции, Великобритании и других западных странах «ножницы цен» стали одним из главных методов, с помощью которого крупные фирмы вытеснили мелких и средних фермеров из сельскохозяйственного производства.

В России «ножницы цен» использовались особенно широко в период индустриализации народного хозяйства. Государство, выполняя роль монополии и монопсонии, устанавливало относительно высокие цены на промышленные изделия и очень низкие закупочные цены на сельскохозяйственное сырье, чем нанесло большой ущерб экономике села. В 1990-х гг. такого рода «ножницы цен» не были устранены. Например, в 1994 г. цены на промышленные средства производства, выпущенные для сельского хозяйства, росли в 3 раза быстрее, чем цены на сельскохозяйственную продукцию.

Совершенно очевидно, что с помощью произвольно устанавливаемых цен монополии собирают своего рода «дань» с других предпринимателей и населения.

Чтобы удерживать столь выгодное положение на рынке, монополистические объединения экономическими и другими методами решительно расправляются с конкурентами. Назовем некоторые из этих способов.

Хозяйственный бойкот – частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистическое объединение). Монополии предлагают зависимым от них покупателям не приобретать товары других фирм, так как они якобы худшего качества.

«Пользуясь своей властью над рынком, монополии назначают более высокие цены, чем назначила бы чисто конкурентная фирма, имеющая те же издержки производства; они также могут наложить на потребителей «частный налог» и получить значительную экономическую прибыль. Таким образом, владельцы монополистических предприятий обогащаются за счет остальных слоев общества».

Макконнелл К., Брю С. Экономикс.

Демпинг – преднамеренная продажа товаров по «бросовым» ценам с целью разорения конкурента.

Ограничение продажи товаров самостоятельным (независимым от монополии) фирмам (например, уменьшение поставок нефти нефтеперерабатывающим заводам).

Регулирование цен: монополисты повышают цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно снижают их для крупных покупателей.

Использование финансовых средств борьбы с конкурентами (например, спекуляция ценными бумагами на фондовой бирже, о чем будет рассказано в гл. 8).

Разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и недозволенных средств с целью их «поглощения» и «присоединения» к монополиям. Последние используют для этого различные приемы: подделывают продукцию конкурентов, нарушают патенты, копируют товарные и фирменные знаки, обманывают потребителей. Ведя борьбу с конкурентами, многие фирмы занимаются «промышленным шпионажем», используя для этого электронные средства, услуги «перебежчиков» с предприятий-конкурентов и т. п.). Некоторые монополии не брезгуют уголовно наказуемыми методами, вплоть до поджогов помещений соперников, террористических актов и заказных убийств.

Уже в конце XIX в. и в начале XX в. стало очевидно, что монополистические объединения разрушают нормальные для рыночной системы отношения. В ответ в демократических государствах принимались решительные меры по упорядочению взаимодействия всех участников рынка.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Что такое монополия/олигополия?

Что такое монополия/олигополия? Если одна компания полностью доминирует на рынке, это называется монополией. Если доминирует небольшое число фирм, получается олигополия.Компания-монополист обычно производит ограниченное число товаров и продает их по высокой цене.Это

8. Монополия спроса

8. Монополия спроса Монопольные цены могут возникнуть только вследствие монопольного предложения. Монополия спроса не создает рыночной ситуации, отличной от ситуации, в которой монополизированный спрос отсутствует. Монопольный покупатель индивид или группа

1. Монополия

1. Монополия Рынок представляет собой достаточно сложный механизм, основанный на взаимодействии спроса и предложения, посредством чего устанавливается общий уровень цен. Реализация товаров, работ, идей, услуг на любом рынке принимает вид соперничества, поскольку каждая

2. Естественная монополия

2. Естественная монополия Естественная монополия характеризуется ситуацией на рынке, при которой потребительский спрос может быть наилучшим образом удовлетворен только одной или небольшой группой фирм. Здесь важная роль отводится технологическим особенностям

Два способа повышения степени эксплуатации. Абсолютная и относительная прибавочная стоимость.

Два способа повышения степени эксплуатации. Абсолютная и относительная прибавочная стоимость. Каждый капиталист всемерно стремится повысить долю прибавочного труда, выжимаемого из рабочего. Увеличение прибавочной стоимости достигается двумя основными

Абсолютная рента. Цена земли.

Абсолютная рента. Цена земли. Кроме дифференциальной ренты собственник земли получает абсолютную ренту. Её существование связано с наличием монополии частной собственности на землю.При рассмотрении дифференциальной ренты предполагалось, что арендатор худшего

Монополия внешней торговли

Монополия внешней торговли Будет иметь вид не привычной в СССР монополии государственных чиновников, а монополии российских предприятий. Каждое предприятие-экспортер будет само искать покупателя и само договариваться о ценах и условиях контракта. Но делать это будет

ХЛЕБНАЯ МОНОПОЛИЯ

ХЛЕБНАЯ МОНОПОЛИЯ Итак, капиталистическому рынку большевики противопоставили повсеместный учет и контроль за производством и распределением в рамках централизованной плановой экономики, конкуренции производителей социалистическое соревнование, а при решении

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ Выше (см. пятую главу) процесс труда рассматривался абстрактно, независимо от его исторических форм, как процесс между человеком и природой. Мы говорили там: «Если рассматривать весь процесс с точки

«Монополия» наступает

«Монополия» наступает Контракт между Дарроу и Parker Brothers был подписан в январе 1935 года, и 6 февраля на прилавки магазинов по всей стране поступила новая настольная игра в черно-бело-красной коробке. С тех пор усатого толстяка в цилиндре на логотипе «Монополии» миллионы

Новая монополия США на силу

Новая монополия США на силу Летом 1945?го года президент Гарри Трумэн подписал указ о бомбардировке японских городов с помощью новой, самой ужасной бомбы.Никакие другие действия не доказывали так явно цели послевоенной американской державы, чем этот вашингтонский указ о

Абсолютная философия

Абсолютная философия Абсолютное качество – это абсолютная философия, парадигма непрерывного совершенствования во всех четырех измерениях. Она внутренне логична – без личностного совершенствования организационное совершенствование невозможно. Нельзя ожидать

Как коррупция, абсолютная власть и ксенофобия разрушают экономику и жизнь

Как коррупция, абсолютная власть и ксенофобия разрушают экономику и жизнь Согласно оценкам, в Зимбабве проживают 12,5 млн человек<53>, по сравнению с 14,5 млн, которые проживали в этой стране до развала ее экономики. Ожидаемая продолжительность жизни у мужчин и женщин

ГЛАВА 31. Абсолютная власть ОПЕК

ГЛАВА 31. Абсолютная власть ОПЕК Mеняются времена, возвышаются и гибнут империи, так и современное административное здание на Карл Люгер-Ринг в Вене, с книжным магазинчиком на первом этаже, привычно называли здание «Тексако билдинг» в честь его главного арендатора. К

4.3 Монополия – любимая игра

4.3 Монополия – любимая игра Построение структуры компании – важнейший этап, такой же, как расстановка сил армии на поле боя. Необходимо распределить фланги, тылы, авангард. Кроме того, умение распознавать сущность любой коммерческой структуры позволяет лучше

Источник

Абсолютная монополия

Рыночная монополия: источники и виды

Абсолютная монополия – рыночная структура, в которой есть один продавец, реализующий уникальный товар, а вход в отрасль заблокирован.

Барьеры: патенты, лицензии, собственные барьеры (снижение цены, рекламная кампания).

Виды монополий

В зависимости от источников формирования монопольной власти выделяют несколько видов монополии: закрытую, открытую, естественную монополию, монопсонию и двустороннюю монополию.

Закрытая монополия – наиболее устойчивая форма монопольной власти; когда законодательство защищает фирму от конкуренции.

При этом исключительные права фирмы на увеличение цен и прибыли ограничены.

Открытая монополия – фирма, продающая уникальный продукт или новую технологию, не имеющая при этом патентов. Поэтому такой вид монополии имеет временные рамки.

Естественная монополия – фирма, предоставляющая на рынок продукт с минимальными средними издержками. Деятельность естественных монополий контролируется государством.

Монопсония – это рыночная структура, для которой характерна концентрация монопольной власти у покупателя. Возникает в случае, когда рынок представлен единственным покупателем.

Монопсония характерна для рынка труда при условии единственности работодателя.

Двусторонняя монополия существует при условии, что продавец-монополист, а покупатель-монопсонист. Покупатель будет стремиться снизить цену на рынке, стороны будут вести переговоры и договариваться о цене и объёме купли-продажи.

Предложение в условиях монопольной власти

Предложение монополиста в краткосрочном периоде

Поскольку при монополии единственная фирма обеспечивает весь отраслевой спрос, линия спроса фирмы – это кривая рыночного спроса.

В отличие от спроса при совершенной конкуренции, спрос на продукт монополиста не является абсолютно эластичным. Кривая его средней выручки совпадает с кривой рыночных цен (рыночного спроса).

Предельная выручка MR не равна цене P, как это рассматривалось при совершенной конкуренции, так как монополист способен влиять на рыночную цену.

Что такое абсолютная монополия. Смотреть фото Что такое абсолютная монополия. Смотреть картинку Что такое абсолютная монополия. Картинка про Что такое абсолютная монополия. Фото Что такое абсолютная монополия

Что такое абсолютная монополия. Смотреть фото Что такое абсолютная монополия. Смотреть картинку Что такое абсолютная монополия. Картинка про Что такое абсолютная монополия. Фото Что такое абсолютная монополия

Когда совокупный доход растёт, предельный доход положительный (MR > 0).

Когда совокупный доход максимальный, предельный доход равен нулю (MR = 0).

Когда совокупный доход снижается, предельный доход становится отрицательным (MR 0. При достижении TR максимума MR = 0. В области неэластичного спроса TR снижается, MR

Источник

Тема 9. Абсолютная монополия

9.1. Рыночная монополия: источники и виды

Барьеры: патенты, лицензии, собственные барьеры (снижение цены, рекламная кампания).

Условия монопольной власти:

Виды монополий

В зависимости от источников формирования монопольной власти выделяют несколько видов монополии: закрытую, открытую, естественную монополию, монопсонию и двустороннюю монополию.

При этом исключительные права фирмы на увеличение цен и прибыли ограничены.

Монопсония характерна для рынка труда при условии единственности работодателя.

Двусторонняя монополия существует при условии, что продавец-монополист, а покупатель-монопсонист. Покупатель будет стремиться снизить цену на рынке, стороны будут вести переговоры и договариваться о цене и объёме купли-продажи.

9.2. Предложение в условиях монопольной власти

Предложение монополиста в краткосрочном периоде

В отличие от спроса при совершенной конкуренции, спрос на продукт монополиста не является абсолютно эластичным. Кривая его средней выручки совпадает с кривой рыночных цен (рыночного спроса).

Что такое абсолютная монополия. Смотреть фото Что такое абсолютная монополия. Смотреть картинку Что такое абсолютная монополия. Картинка про Что такое абсолютная монополия. Фото Что такое абсолютная монополия

Рис. 9.1. Цена и предельный доход фирмы-монополиста

Что такое абсолютная монополия. Смотреть фото Что такое абсолютная монополия. Смотреть картинку Что такое абсолютная монополия. Картинка про Что такое абсолютная монополия. Фото Что такое абсолютная монополия

Рис. 9.2. Взаимосвязь между кривой предельной выручки MR монополиста и кривой общей выручки TR

Когда совокупный доход снижается, предельный доход становится отрицательным (MR (рис. 9.2).

Когда монополист решает, сколько производить, он косвенно определяет и цену. Нисходящая кривая спроса означает, что монополист относится к ценовым лидерам.

Максимизация прибыли монополистом

Монопольная прибыль будет равна PR = ( — ATC) \cdot — заштрихованный прямоугольник (рис. 9.3).

Что такое абсолютная монополия. Смотреть фото Что такое абсолютная монополия. Смотреть картинку Что такое абсолютная монополия. Картинка про Что такое абсолютная монополия. Фото Что такое абсолютная монополия

Рис. 9.3. Выпуск, цена и прибыль монополиста в краткосрочном периоде

Так как кривая предельной выручки монополиста располагается ниже кривой спроса , то:

Что такое абсолютная монополия. Смотреть фото Что такое абсолютная монополия. Смотреть картинку Что такое абсолютная монополия. Картинка про Что такое абсолютная монополия. Фото Что такое абсолютная монополия

Рис. 9.4. Цена и объём продукции при монополии и совершенной конкуренции

Таким образом, монопольная цена за единицу продукции выше конкурентной , а объем предложения монополиста меньше конкурентного предложения (рис. 9.4).

Нужно избегать неправильного понимания монопольной власти, поскольку при условии снижающегося спроса монополист вынужден снижать цену (рис. 9.5). Прибыль при этом не будет монопольно высокой.

Что такое абсолютная монополия. Смотреть фото Что такое абсолютная монополия. Смотреть картинку Что такое абсолютная монополия. Картинка про Что такое абсолютная монополия. Фото Что такое абсолютная монополия

Рис. 9.5. Убытки монополиста в связи с уменьшением спроса

Кроме того, деятельность монополий контролируется Федеральной антимонопольной службой.

Монополия и эластичность спроса

Эластичность спроса на продукцию влияет на цену, установленную монополистом:

9.3. Ценовая дискриминация

Понятие «ценовая дискриминация» была впервые применена А. Пигу в 1920 г.

Существуют три вида ценовой дискриминации:

Ценовая дискриминация при этом осуществима, когда реализуются три условия:

9.4. Модели антимонопольного регулирования

Основу американской модели представляют три нормативно-правовых акта США:

Европейская модель предполагает контроль за монополиями в целях недопущения ими злоупотреблений своим господствующим положением на рынке.

Российская модель тяготеет к европейской модели.

Основу антимонопольного законодательства России составляют: Конституция РФ, изданные в соответствии с ними федеральные законы, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.

Специфика антимонопольной политики России:

Кунцман, М.В. Микроэкономика: курс лекций / М.В. Кунцман. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МАДИ, 2015.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *