Что такое абсолютизм в истории кратко
Значение слова «абсолютизм»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Термин абсолютная монархия, понимаемая как не ограниченная власть государя, имеет более широкое значение, однако термин абсолютизм совпадает по значению с термином абсолютная монархия, понимаемом в узком, строго научном смысле.
Абсолютизм был в европейских континентальных государствах в продолжение XVII и XVIII веков господствующей государственной формой, которой благоприятствовали богословы, приписывающие верховной власти божественное происхождение, и римские юристы, признававшие за государями абсолютную власть древних римских императоров. Эта государственная форма достигла апогея своего развития при французском короле Людовике XIV, систематически осуществлявшем своё знаменитое «L’Etat c’est moi» (государство — это я). Как исторический термин абсолютизм сменил понятие «старый порядок» (Ancien regime) в середине XIX века.
Социальная опора различных абсолютных монархий неодинакова. Абсолютные монархии в Европе Нового времени были дворянскими государствами, в которых сохранялось «общество привилегий». В советской историографии возникновение абсолютизма было принято связывать с классовой борьбой — дворянства и буржуазии (С. Д. Сказкин) или крестьянства и дворянства (Б. Ф. Поршнев). В настоящее время распространена точка зрения, согласно которой укреплению абсолютизма способствовал ряд экономических, социальных и культурных процессов. Так, усиление государственной власти связывают с частыми войнами (в связи с чем возникла потребность в усиленном налогообложении), развитием торговли (появилась необходимость в протекционистской политике), ростом городов и социальными изменениями в них (распад социального единства городской общины, сближение знати с монархией).
Государственный абсолютизм в смысле централизации существовал, например, во Франции как при конституционной монархии Луи-Филиппа, так и при военном деспотизме Наполеона I и Наполеона III.
АБСОЛЮТИ’ЗМ, а, мн. нет, м. [от латин. absolutus — самостоятельный] (полит.). Государственный строй с неограниченной единоличной верховной властью, самодержавие.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
абсолюти́зм
1. форма правления, при которой верховная власть не ограничивается конституцией
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова холопка (существительное):
АБСОЛЮТИЗМ
Термин, широко использовавшийся историками XIX–XX вв. для обозначения государственного строя, где монарх являлся единственным носителем верховной власти.
В настоящее время сфера применения данного понятия в мировой историографии постепенно сокращается, так как многие исследователи считают его недостаточно точным. Термин А. для обозначения государственного и, отчасти, социального строя, существовавшего в Зап. Европе в XVI–XVIII вв., получил распространение во второй половине XIX в. Понятие абсолютной монархии как формы организации власти гораздо древнее, оно восходит к римскому праву, к формулировке юриста II в. Ульпиана — «государь не связан законами». Понятие употреблялось в Средние века и широко распространилось в XVI в., став фактически самоназванием абсолютистских режимов. Фоном для развития теории абсолютной монархии в XVI–XVII вв. было формирование понятия государства. В античной и средневековой политической мысли господствовала восходившая к Аристотелю модель политии: общество воспринималось синкретически, социальный, политический, этический, правовой и религиозный уровни его организации не вполне различались. Понятие государства возникло в XV–XVI вв. в связи с освобождением политики от религии и морали (особую роль сыграл трактат Николло Макиавелли «О государе», 1509). В XVI в. для обозначения государства обычно использовался термин «республика», понимавшийся в античном смысле (как «общая вещь») и часто употреблявшийся в буквальном переводе на новые языки, что отражало роль идеи общего блага в формированиии понятия государства. Только к концу XVI в. слово «государство» начинает обозначать не сословие или «положение» короля, но некоторую абстрактную сущность, воплощение публичной власти. В XVIII в. из семантического комплекса политии выделилось и понятие общества. Важнейшим этапом развития абсолютистской мысли, было создание французским юристом Жаном Боденом теории нераздельности суверенитета, т. е. высшей государственной власти, которая в монархии целиком принадлежит монарху. Тем не менее приверженцы А. предполагали, что абсолютная монархия совместно с правами и свободами подданых не может посягать на их собственность. Абсолютная монархия противопоставлялась восточным деспотиям, где государь произвольно распоряжается жизнью и имуществом подданных. Теориям абсолютной монархии противостояли идеи тираноборчества и общественного договора. В эпоху реформации XVI–XVII вв. политические конфликты часто принимали религиозную форму. Верность истинной религии противники А. считали основой общественого договора, нарушение которого королем дает подданным право на восстание. Трагический опыт гражданских войн породил мысль о том, что верность религии вторична по отношению к общественному порядку. Отсюда — идея абсолютного индивида как основы общества. Решающий вклад в ее разработку внес английский философ Томас Гоббс. По Гоббсу, абсолютный индивид пребывает в состоянии «войны всех против всех». Подавленные страхом смерти, они решают передать абсолютную власть государству. Гоббс дал наиболее радикальное обоснование абсолютизма, но вместе с тем заложил фундамент либерализма как политической и экономической теории. Идея абсолютного индивида разрушала образ вселенной как иерархии идеальных сущностей, а вместе с ним и интеллектуальные основы А. В конце XVII в. английский философ Джон Локк использовал идеи Гоббса для обоснования конституционного строя. Абсолютным монархиям пришли на смену сословно-представительные. В XIII–XIV вв. в Европе сложилась система органов сословного представительства, позволившая королевской власти получать поддержку знати, церкви и городов в проведении политики, на которую не хватало ее собственных сил. Принципом сословной монархии была формула «что касается всех, должно быть одобрено всеми». Резкое усиление королевской власти начинается на грани XV–XVI вв., прежде всего в Испании, Франции и Англии. В Испании А. зародился при «католических королях» Фердинанде Арагонском и Изабелле Кастильской и при Карле I, во Франции — при королях Людовике XI и Франциске I, в Англии — при Генрихе VIII и Елизавете I. Классического развития абсолютная монархия достигла в Испании при Филиппе II и, в особенности, во Франции в период правления кардинала Ришелье (1624–1642) и самостоятельного правления Людовика XIV (1661–1715). В Италии и Германии, где национальные государства сформировались только в XIX в., тенденция к усилению государственной власти реализовалась прежде всего в отдельных княжествах («региональный А.»). Своеобразные абсолютные монархии сложились также в Скандинавии и в Вост. Европе. Развитие А. состояло в формировании госаппарата, росте налогов и становлении постоянной наемной армии и в параллельном упадке средневековых сословий. В советской историографии возникновение А. объяснялось классовой борьбой, будь то крестьянства и дворянства (Б. Ф. Поршнев) или дворянства и буржуазии (С. Д. Сказкин). Уместнее видеть в А. результат социальных и культурных трансформаций эпохи генезиса капитализма, не сводимых к единой формуле. Так, развитие торговли рождало потребность в протекционистской политике, а рост городской экономики — в перераспределении доходов от нее в пользу знати. И то и другое требовало сильной государственной власти. Дворянство стало больше зависеть от королевской службы, распад социального единства городской общины побуждал новые городские элиты к сближению со знатью и к отказу от городских вольностей в пользу монархии, а возникновение национальных государств ставило цекровь под контроль монархии. А. рождался из распада средневековых сословий. Историки и романисты XIX в. вслед за дворянскими публицистами XVI–XVII вв. говорили об антидворянском характере А., утверждавшегося за счет упадка знати. Абсолютные монархи поощряли развитие культуры и науки и одновременно стремились к контролю над ними. К эпохе А. восходит государственная институционализация культуры и науки (создание королевских академий, научных обществ). Культурная политика была важным средством укрепления королевской власти и «одомашнивания» дворянства, которое «дисциплинировалось» благодаря придворному этикету. Совместно с церковью А. добивался усиления контроля за массой населения, подавляя традиционную народную культуру и прививая народу элементы культуры образованных элит. Уже со времени Английской революции XVII в. наметился упадок А., который стал очевиден повсеместно в XVIII в. Революции и конституционные реформы конца XVIII–XIX в. привели к смене А. конституционными монархиями и республиками.
Абсолютизм
Термин абсолютная монархия, понимаемая как неограниченная власть государя, имеет более широкое значение, однако термин абсолютизм совпадает по значению с термином абсолютная монархия, понимаемом в узком, строго научном смысле.
Абсолютизм был в европейских континентальных государствах в продолжение XVII и XVIII веков господствующей государственной формой, которой благоприятствовали богословы, приписывающие верховной власти божественное происхождение, и римские юристы, признававшие за государями абсолютную власть древних римских императоров. Эта государственная форма достигла апогея своего развития при французском короле Людовике XIV, систематически осуществлявшем своё знаменитое «L’Etat c’est moi» (государство — это я). Как исторический термин абсолютизм сменил понятие «старый порядок» (Ancien regime) в середине XIX века.
Социальная опора различных абсолютных монархий неодинакова. Абсолютные монархии в Европе Нового времени были дворянскими государствами, в которых сохранялось «общество привилегий». В советской историографии возникновение абсолютизма было принято связывать с классовой борьбой — дворянства и буржуазии (С. Д. Сказкин) или крестьянства и дворянства (Б. Ф. Поршнев). В настоящее время распространена точка зрения, согласно которой укреплению абсолютизма способствовал ряд экономических, социальных и культурных процессов.
Так, усиление государственной власти связывают с частыми войнами (в связи с чем возникла потребность в усиленном налогообложении), развитием торговли (появилась необходимость в протекционистской политике), ростом городов и социальными изменениями в них (распад социального единства городской общины, сближение знати с монархией).
Государственный абсолютизм в смысле централизации существовал, например, во Франции как при конституционной монархии Луи-Филиппа, так и при военном деспотизме Наполеона I и Наполеона III.
Абсолютизм
Преобладающее число современных государств когда-то подчинялось одному человеку, признанному воплощением божественной власти на земле, то есть было монархиями.
Монархии, наделявшие своего правителя безграничной или абсолютной властью, во многом способствовали историческому прогрессу. Они преодолевали феодальную раздробленность, вводили единые законы, создавали сильное централизованное государство с развитой экономикой, торговлей и промышленностью, тем самым формируя нацию.
Определение и сопутствующие понятия
Абсолютизм – это разновидность монархического режима, при котором вся власть в стране, включая законодательную, исполнительную, судебную, военную и в некоторых случаях религиозную, принадлежит одному лицу – монарху. Поэтому этот режим также называют абсолютной монархией.
Абсолютную монархию следует отличать от авторитарной и автократической форм правления.
Автократия – форма отношения к власти, основанная на ничем не ограниченных полномочиях правителя. Тогда как абсолютизм часто имеет ряд скрытых ограничений со стороны наследственной аристократии и др.
Примером автократии могут служить деспотические монархии Древнего Востока.
Авторитаризм – система управления государством, при которой власть, сконцентрированная в руках одного человека или управляющего органа, в определенной степени ограничена. В отличие от монархического режима, при авторитаризме правитель не определяется по наследственному принципу, а провозглашает себя сам.
Любая революция ведет за собой авторитаризм.
Признаки абсолютизма
К основным чертам, характеризующим абсолютную монархию, относят:
возможность латентных ограничений власти монарха:
Абсолютизм в истории
Через абсолютизм прошли в своем развитии все европейские государства. В каждом из них он имел свои особенности.
Так наиболее ярко абсолютная монархия проявила себя во Франции XVII века.
В Англии расцвет абсолютизма произошел при Елизавете I (XVI век), хотя он и значительно отличался от классического определения: королева делила власть с парламентом, отсутствовала постоянная армия.
В Германии, в силу ее территориальной раздробленности, абсолютизм развивался не как единая для всей страны система, а в рамках отдельных княжеств.
В целом, пик абсолютной монархии в Западной Европе пришелся на XVII—XVIII вв. Россия же отставала от нее почти на два века. Абсолютизм в России просуществовал в форме самодержавия, главной отличительной чертой которого стала слабость национальной буржуазии.
Современные абсолютные монархии
На сегодняшний день в мире насчитывается несколько государств с абсолютной монархией, среди них: Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия – в Азии, Ватикан – в Европе.
Примечательно, что монархия в Ватикане не только абсолютная, но и теократическая, то есть им правит духовное лицо — Папа Римский. Абсолютизм в Саудовской Аравии и Брунее тоже характеризуется подобной ситуацией.
Отдельное место занимает княжество Андорра со своим особым режимом правления. Там уже более 700 лет государство возглавляют два лица (князя), одним из которых по традиции является правитель Франции. Таким образом, Андорра совмещает в себе феодальные и капиталистические черты.
Удивительно, но такая форма власти дожила до наших дней! Люди смотрят телевизор, пользуются Интернетом, но какая-то неведомая сила ставит их на колени и заставляет поклоняться выжившему из ума монарху. С другой стороны, жителям Саудовской Аравии с их высоким уровнем жизни есть что терять, им не нужны революции.
абсолютизм
Полезное
Смотреть что такое «абсолютизм» в других словарях:
Абсолютизм — (absolutism) Первоначально (1733) теологическая концепция, согласно которой спасение полностью зависит от воли Бога. В дальнейшем этот термин распространился на политический режим, при котором правитель обладает законным правом принимать любое… … Политология. Словарь.
Абсолютизм — в полит. смысле есть форма правления, при которойверховная власть не ограничивается конституцией. Абсолютизм был вевропейских континентальных государствах в продолжение XVII и XVIIIстолетий господствующею государственною формою,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
АБСОЛЮТИЗМ — (от лат. absolvere развязывать, разрешать, освобождать). 1) в философии: стремление к непосредственному созерцанию и восприятию безусловного. 2) в политике: система неограниченной власти. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка … Словарь иностранных слов русского языка
Абсолютизм — У этого термина существуют и другие значения, см. Абсолютизм (значения). Абсолютизм (от лат. absolutus безусловный) период в истории Европы, когда существовала абсолютная монархия. Абсолютная монархия государственное устройство,… … Википедия
абсолютизм — (неограниченная, абсолютная) монархия, самовластие, самодержавие, автократия, царизм Словарь русских синонимов. абсолютизм см. самодержавие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов
абсолютизм — а, м. absolutisme m. 1797. Рей 1998. Форма правления, при которой верховная власть целиком принадлежит самодержавному монарху, неограниченная монархия. Ож. 1986. Когда я замечал в людях, с которыми говорил, желание политической свободы без… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
АБСОЛЮТИЗМ — (абсолютная монархия) форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат,… … Большой Энциклопедический словарь
АБСОЛЮТИЗМ — АБСОЛЮТИЗМ, форма неограниченной монархии (абсолютная монархия), характерная для эпохи позднего феодализма. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и … Современная энциклопедия
Абсолютизм — форма государства в некоторых странах Западной Европы и Востока в 16 18 вв., в котором монарх обладает неограниченной верховной властью. В строго централизованном государстве создавался разветвлённый бюрократический аппарат, постоянная армия,… … Исторический словарь
АБСОЛЮТИЗМ — АБСОЛЮТИЗМ, абсолютизма, мн. нет, муж. (от лат. absolutus самостоятельный) (полит.). Государственный строй с неограниченной единоличной верховной властью, самодержавие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
АБСОЛЮТИЗМ — АБСОЛЮТИЗМ, а, муж. Форма правления, при к рой верховная власть целиком принадлежит самодержавному монарху, неограниченная монархия. | прил. абсолютистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова