Что такое абсолютизм в европе 7 класс
История 7 класс УРОК 4. Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Раздел I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ (14 ч)
Тема II. ЕВРОПА В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (4 ч)
УРОК 4. Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе:
Планируемые результаты изучения материала
Учащиеся осознают, что Новое время характеризуется созданием абсолютистских государств, имеющих национальные границы, одну государственную религию, одну «коренную» национальность
Методы обучения и формы организации учебной деятельности
Проблемный, частично поисковый, репродуктивный методы. 1. Проблемное задание: абсолютизм способствовал складыванию прочных государств и сдерживал войны «всех против всех». В то же время в XVII—XVIII вв. происходят революции, одна из задач которых — уничтожение системы абсолютизма. Как вы думаете, почему в обществе велась борьба против абсолютизма? 2. Задание для самостоятельной работы при репродуктивном методе: составить в тетради схему, отражающую основные черты абсолютизма.
Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника, с элементами дискуссии.
Приемы деятельности учителя: объяснение, образное повествование, организация самостоятельной работы с текстом учебника, обучение решению проблемы и самоанализу
Развитие умений учащихся
Умение выделять главное в рассказе учителя и в тексте учебника, составлять схемы (основные черты абсолютизма), решать познавательные задачи и учебные проблемы, составлять устный рассказ по какому-либо сюжету, используя для этого внешкольные источники знания, анализировать свою учебную деятельность
Основные понятия и термины
Абсолютизм, этикет, меркантилизм, резиденция
Источники информации: школьные и внешкольные
Учебник, § 3. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карта «Западная Европа в 1648 г.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы. М. Твен. Принц и нищий. А. Дюма. Три мушкетера; Двадцать лет спустя; Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя; Графиня де Монсоро; Сорок пять. Иллюстрации (репродукции картин и гравюр): Г. Риго. Людовик XIV. Ван Дейк. Карл I, король Англии. Луи Мишель Ван-Лоо. Людовик XV. Любые репродукции с видами Версаля
Комментарии к технологической карте
После проверки домашнего задания следует спросить у учащихся, что важного для себя они узнали при изучении темы «Эпоха Великих географических открытий». Прокомментировав ответы, учитель сообщает, что знакомство с новой темой, которая будет изучаться на четырех уроках, позволит узнать о самых различных сторонах жизни общества в XVI—XVII вв., его политическом и экономическом устройстве, повседневной жизни, а это, в свою очередь, поможет понять, чем отличались государство и общество раннего Нового времени от государства и общества нашего времени и что между ними общего.
Учитель знакомит учащихся с темой, планом урока и объясняет, какие самостоятельные задания им следует выполнить. В зависимости от состава и подготовленности класса учитель предлагает обсудить проблему 1 всем или по выбору. В качестве познавательного задания также может быть предложен пункт 5 из рубрики «Вопросы и задания» (методический аппарат к параграфу): способствовало ли укрепление абсолютизма усилению личных прав человека в обществе?
Второе задание для самостоятельной работы обязательно для всех и выполняется по ходу рассказа учителя в течение урока. Схема поможет более тщательно провести самопроверку и усвоить черты абсолютизма, тем более что многие ученики лучше запоминают новое содержание при опоре на зрительное восприятие.
Приводим примерный вид схемы:
Рассказ учителя по первому пункту плана сопровождается работой по углублению понятия «абсолютизм», знакомого учащимся из курса истории Средних веков.
Рассматривая вопрос об укреплении территориальной целостности государств в период абсолютизма, учащиеся пользуются картой «Европа в 1648 г.» или любой другой картой Европы XVII в., где отражена территориальная целостность Англии и Франции.
При объяснении вопроса об отношениях между королями и парламентами в Англии при Тюдорах можно использовать фрагмент из речи Елизаветы I на парламентской сессии 1566 г. В конце сессии она произнесла речь, в которой упрекала парламентариев за то, что они вмешиваются в ее дела и не подчиняются ее правилам. В заключение королева сказала:
«Хотелось бы, чтобы это мое назидание заменило более суровые меры, чтобы вы поняли, как опасно испытывать монарха; и пусть мое утешение поднимет ваш упавший дух и поможет вам получить надежду на то, что ваше последующее поведение загладит ваши прошлые поступки и вы вернете себе милость вашей государыни, а забота ее о вас такова, что ей не нужно напоминать, как важно ваше благополучие».
В 1593 г. лорд-канцлер Пакеринг сказал обеим палатам, что королева «очень не хочет созывать свой народ в парламент».
По отношению к своему парламенту Елизавета приняла тон снисходительного превосходства. Как правило, королева созывала парламент только тогда, когда ей нужны были деньги и для этого следовало ввести налоги. На каждой сессии парламента представитель королевы убеждал собравшихся, что протестантская религия в опасности, оборона королевства обходится дорого и королева вынуждена просить денег, хотя очень об этом сожалеет. Для королевы идеальным был тот парламент, который быстро давал деньги и разъезжался. Вырабатывать новые законы она парламенту не поручала, считая, что их и так уже слишком много. Чтобы сделать парламент послушным, Елизавета пыталась влиять на его состав, а точнее — на состав палаты общин. В особо важных случаях, когда был необходим «надежный» парламент, крупные сановники королевы получали инструкции, в которых им предлагалось «наблюдать» за выборами, и тогда они прилагали усилия к тому, чтобы в парламентарии прошли их родственники или слуги.
Учащимся можно предложить ответить на вопросы: какое место в системе государственного управления отводила парламенту Елизавета Тюдор?
Огромным спросом пользовались изображения королевы. Королевский портрет стал средством пропаганды. Даже когда королева постарела, по стране распространялся портрет, написанный с нее в молодости. Королеву принято было изображать вечно юной. Короли на портретах всегда изображались в парадных одеждах, что должно было придать им величие, а у подданных усилить чувство благоговения перед властью.
Рекомендуем предложить учащимся рассмотреть какой-либо из парадных королевских портретов — Елизаветы I, Людовика XIV или Людовика XV (см. технологическую карту). Можно сказать, что в эпоху Людовика XIV в Англии была выпущена карикатура на французского короля, изображающая его в двух видах. В первом он представлен величественным монархом: в громадном парике, в горностаевой мантии на плечах, на высоких каблуках, со скипетром в руке. Другой рисунок представляет того же героя в ночном облачении: вполовину меньше ростом, лысого, в фуфайке, кальсонах и шлепанцах, он выглядит жалким старикашкой. Можно попросить учащихся прокомментировать карикатуру. Они должны ответить, что для создания образа великого короля использовался также и костюм. Конечно, это карикатура, и притом английская. И Людовик XIV, и Елизавета Тюдор были умными правителями, но костюм тоже играл свою роль для внушения уважения и любви подданным.
Раскрывая вопрос о судебной системе в эпоху абсолютизма, можно привести примеры, позволяющие ученикам убедиться в отсутствии независимой судебной власти.
Острая борьба шла между парламентами и Людовиком XIII, особенно в период, когда первым министром в стране был кардинал Ришелье. Хотя существовали законы, ограничивавшие условия, при которых верховная власть могла вмешиваться в действия парламентов, они игнорировались, и президенты парламентов выражали недовольство тем, что король мог судить любого человека, назначая судьей кого ему было угодно. Что касается кардинала Ришелье, то он вполне обходился без юридических формальностей при отправлении правосудия. Так, аббат Сен-Сиран, подозревавшийся в том, что он не являлся «добрым католиком», был заключен в тюрьму Венсенского замка на четыре года без судебного разбирательства. После мятежа в Нормандии канцлер Сегье приговаривал людей к смерти без суда, по одному своему слову. В глазах Людовика XIII и его главного министра это было в порядке вещей. Один из сторонников Ришелье заявил, что «правосудие, добродетель и честность монарха действуют совершенно иначе, чем у простых людей». Ришелье сделал все для того, чтобы ограничить законную власть парламента.
В 1629 г. король издал закон, по которому королевские законопроекты должны были через два месяца автоматически утверждаться парламентом, если за это время не будут представлены убедительные возражения. В январе 1632 г. после отказа парламента утвердить один из законопроектов короля делегация судей предстала перед Людовиком XIII и выслушала от него следующее заявление: «Вы здесь только для того, чтобы рассудить истца и ответчика, и я не дам вам зазнаться; если вы будете продолжать свои козни, я быстро подстригу ваши коготки». В дальнейшем король неоднократно арестовывал и высылал строптивых судей из Парижа.
Начиная с правления Ришелье в постоянную практику вошло бессрочное тюремное заточение по приказу короля. Короли выдавали своим приближенным бланки приказов, где не были указаны имена. Обладатель такого документа мог вписать фамилию неугодного ему лица и упрятать его в тюрьму. Бланки приказов очень часто оказывались в руках фаворитов или фавориток короля, которые использовали их для сведения счетов с неугодными им лицами. Практика применения таких приказов приняла массовый характер. Во времена Ришелье их было использовано более 50 тысяч.
Вершиной всей судебной системы был король, который мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело любого суда.
Для того чтобы подчеркнуть бесправие личности в условиях абсолютизма, можно рассказать, что действующие во Франции законы создавали неравенство: национальность, социальное положение, профессия — все это влияло на положение человека в обществе.
Первым неравенством было неравенство полов. Женщина в сравнении с мужчиной считалась существом низшим, на нее распространялась определенная недееспособность. Женщина не имела права выступать в роли свидетеля в актах гражданского состояния, не получала одинаковой с братьями доли в наследстве своих родителей, а выйдя замуж, попадала под власть мужа.
Затем следует выделить неравенство в связи с национальной принадлежностью. Иноземец, т. е. чужой, не мог ни завещать, ни получать по завещаниям, ни передавать свое наследство родителям. Он мог оставить имущество только своим детям, рожденным во Франции.
Существовало и неравенство социального положения, вытекавшее из деления лиц на три сословия: духовенство, дворянство и третье сословие. Это неравенство ярче всего выражалось в налоговой политике.
И наконец, следует отметить, что существовало глубокое и болезненное неравноправие на почве религиозной принадлежности.
Еще Людовик XIII заявил, что Франция является страной католиков. В связи с этим сложилось такое положение вещей, что другие вероисповедания как бы не существовали. Протестанты, сохранявшие веру своих предков, были лишены гражданского состояния: их браки считались недействительными, а их дети — незаконными и лишенными всякого права на наследство, ибо официально признавались лишь крещения и браки, совершаемые католическими священниками.
В конце урока учащиеся представляют результаты своей познавательной деятельности. Идет проверка схемы и обсуждение проблемного и познавательного заданий. В заключение следует спросить учеников, существует ли для них что-то важное в том круге вопросов, с которыми они познакомились на уроке. Домашнее задание указано в технологической карте. Следует также посоветовать учащимся прочитать дополнительный материал — «Этикет при дворе Людовика XIV».
Всеобщая история
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Переход от феодальной раздробленности к абсолютизму
В эпоху Средневековья все государства Европы были охвачены феодальной раздробленностью. Вместо некогда сильных, единых государств, каждая из стран разделилась на десятки и даже сотни мелких феодальных владений. Монархи практически утратили свою власть над народом, а каждый из феодалов превратился во всесильного властителя над своими владениями.
Множество бедствий пережила Европа из-за феодальной раздробленности:
Однако с завершением Средневековой эпохи феодальная раздробленность также уходит в прошлое, зарождается абсолютизм в Европе.
Чтобы разобраться, чем абсолютная власть монарха отличается от ограниченной, сравним положение французских королей в период Средневековья (период феодальной раздробленности) и в период Нового времени (эпохи абсолютизма).
Признаки становления абсолютизма:
В период феодальной раздробленности в странах Европы не существовало единой для всего населения системы налогов. В каждом из феодальных владений налоги выплачивались лично феодалу, в том размере, какой он считал нужным. Но с началом Нового времени монархи создают единую налоговую систему, общую для всего населения государства. Теперь жители городов выплачивали налоги в королевскую казну.
Запоминаем новые слова!
Казна— денежные средства и ценное имущество, принадлежащее государству.
Так как вся экономическая и политическая власть переходила в руки к монархам, им потребовались помощники (чиновники), которые исполняли бы приказы монарха на местах. Постепенно складывался единый государственный аппарат управления, который полностью подчинялся воле короля.
В эпоху Средневековья суд осуществляли феодалы, властвующие в своих владениях; судебная власть монарха распространялась только на его личных землях, составлявших не более 5-15% от территорий государства. С наступлением эпохи абсолютизма короли обрели высшую судебную власть (даже если жителя государства судил феодал, его решение могло быть изменено королевским судом, считавшимся высшим над всеми судами).
Постепенно, создавая единую армию, систему законов, налогов – монархи усиливали свою власть и влиятельность в государстве, пока в их руках не сосредоточилась вся исполнительная, законодательная и судебная власть.
Формирование абсолютизма в Англии и Франции
Одними из первых европейских государств, в которых появились черты абсолютизма стали Англия и Франция. Однако способы и формы утверждения абсолютной власти монархов в этих странах несколько отличались. Разберемся, в чем заключалась разница, с помощью сравнительной таблицы:
Образование первых национальных государств
Благодаря распространению политики абсолютизма в Англии и во Франции формируются централизованные национальные государства.
Централизованное государство – это страна, в которой существует сильная центральная власть (в этом случае короля), объединяющая вокруг себя все государственные территории.
Признаки централизованного государства:
Постепенно, по мере возвышения роли монархов Англии и Франции, в обществе уменьшалась власть церковных организаций. Без угрызений совести короли обеих стран присваивали себе церковное имущество, подчиняли своей власти церкви.
Триумф Людовика XIV
Самым ярким примером абсолютной власти монарха стал французский король – Людовик XIV, живший с 1638 по 1715 годы, которого в народе прозвали Король-Солнце.
Целью своей жизни Людовик считал отвоевание власти у феодалов, которые на тот момент времени представляли серьезную угрозу для французской короны. Чтобы обезопасить себя от заговоров знати Людовик 14 придумал специальный дворцовый этикет, занимавший все свободное время придворных короля.
Для начала Король-Солнце собрал у себя всех самых влиятельных феодалов Франции, а затем подчинил их жизнь строгому распорядку дня. Этикет при Людовике 14 закреплял за каждым из его придворных множество ролей: помогать королю одеваться, сопровождать его на охоте, соблюдать застольный церемониал.
Олицетворением власти Людовика 14 стала постройка грандиозной резиденции французских королей – Версаля. Этот огромный дворцово-парковый комплекс подчеркнул неоспоримую власть короля, стал на века символом роскоши, безупречного вкуса. Все вокруг, даже статуи в парке указывали на блеск и превосходство короля Людовика 14.
Это интересно! Современные историки подсчитали расходы Франции на строительство Версаля и соотнесли их с современными цифрами – сумма составила одну четвертую триллиона евро. В то время как король Франции и его резиденция превращались в живую легенду, население государства становилось все беднее и беднее. Пройдет совсем немного времени после смерти Короля-Солнца Людовика, как французский народ свергнет монархию, которая привела своих граждан к обнищанию.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
« Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе» 7 класс
— сформировать представления об особых чертах французского абсолютизма при Луи XIV.
— продолжить развитие умений выделять главное в рассказе учителя и в тексте учебника, составлять схемы (основные черты абсолютизма), решать познавательные задачи и учебные проблемы.
развивать навыки самоконтроля; способствовать разрешению личностно значимой проблемы складывания отношений между личностью и государством: может ли власть требовать от личности безоговорочного подчинения или нет.
оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания:
1) Кому из мореплавателей удалось открыть морской путь в Индию?
А) Христофор Колумб.
В) Америго Веспуччи.
Г) Фернандо Магеллан.
2) Кто из путешественников ввёл термин «Новый свет»?
А ) Христофор Колумб.
В) Америго Веспуччи.
3) Кто из выдающихся путешественников во время плавания открыл Тихий океан, Марианские и Филиппинские острова?
А ) Христофор Колумб.
Б) Америго Веспуччи.
Г) Фернандо Магеллан.
А) обратное завоёвывание отвоёванных земель
В) выплата средств побеждённого государства победителю
5) Самым жестоким из завоевателей был:
6) Какая страна не могла захватывать большие страны. Поэтому обратила свой взор на страны Индии, Аравии, Восточной Африки?
3. Сообщение темы и целей урока.
В Новое время в Европе складываются абсолютистские государства. Они начинают формироваться в конце XV – начале XVI в. в условиях зарождения капиталистических отношений. Во Франции абсолютизм приобрел более полное и длительное развитие, поэтому он считается классическим.
Проблемный вопрос: Как вы думаете, почему в обществе велась борьба против абсолютизма?
4. Изучение нового материала
1) создание общегосударственного аппарата управления
2) формирование постоянно действующей армии
3) создание государственной налоговой системы
4) введение единого государственного законодательства и административного устройства, единых мер и весов
5) образование государственной церкви
6) проведение единой государственной экономической политики
На примере Франции проследим процесс становления абсолютной монархии.
— При абсолютизме продолжается присоединение окраинных территорий, пресекаются попытки старой феодальной власти сохранить свою независимость. Во Франции многие ранее самостоятельные провинции теряют свою независимость, а в Англии Генрих XVIII Тюдор повёл свои войска в независимые территории и подчинил их: распустил феодальные войска, замки мятежников сравнял с землёй, земли конфисковал.
2. Один король-одна страна.
При абсолютизме продолжается присоединение окраинных территорий, пресекаются попытки старой феодальной знати сохранить свою независимость. Во Франции после завершения Столетней войны провинции Нормандия, Бургундия и др. теряют свои старые права, обеспечивавшие им независимость, и подчиняются королевской власти.
3. « Как мои предки могли допустить такое учреждение…»
В эпоху абсолютизма сословно-представительные органы – Генеральные штаты во Франции, парламент в Англии утрачивают свое прежнее значение. Монархи, конечно же, мечтают избавиться от них, изобретают всяческие средства, чтобы уменьшить их значение. Применялись методы кнута и пряника.
В Англии Тюдорам приходилось считаться с парламентом. Согласно обычаям английские короли не имели права собирать налоги без их разрешения. Тюдоры предпочитали сотрудничать с парламентом, а не бороться.
-Давайте проследим динамику созыва парламента:
Генрих Тюдор VIII – 21 раз ( за 37 лет)
4. Единая система государственного управления.
1) определял направления внутренней и внешней политик
2) занимался вопросами финансов
3) решали вопросы обороны страны
Глава государства – король. При нём был совет, но монарх сам назначал его членов и единолично принимал решения.
Членами совета были принцы крови, высшие духовные чины, финансисты, юристы, но фактически власть сосредоточена в руках короля
5. Судебная и местная власть под контролем короля.
1. Большая часть дел передавалась в ведение двух королевских судов
2. Была создана Звёздная палата
Их называли « глаза и уши короны»
4. Управление страной осуществляли чиновники: от 1000 до 1500 чел
— Наибольшим влиянием пользовался Парижский парламент. Который мог назначать регента, рассматривать договоры и указы короля
2. Управление страной осуществляли чиновники: в 16 веке – 8 тыс, а в 17 – 46 тыс.
6. самостоятельная работа:
стр. 34 – 35 – « Монарх – помазанник Божий»
— При каком монархе абсолютизм достиг наивысшего расцвета? ( при Людовике XIV )
— В чём проявлялась верховная власть короля? ( определял религию государства, вершил суд, чеканил монеты, собирал налоги, жаловал дворянство простолюдинам)
7. Армия на службе монарха. Налоговая система.
2. Имелся королевский флот, на содержание которого собирались деньги с населения.
1. создана постоянно действующая наёмная армия
2. наёмники были профессионалами и служили тому. Кто платил
3. Налоги шли на содержание армии и государственных чиновников
Во Франции формируется государственная налоговая система, характерная для европейской абсолютной монархии. Французское государство взимало налоги с 3-го сословия. Прямых налогов было два: талья – налог на землю и имущество и подушная подать. Также взимались косвенные налоги, например, габель – налог на соль.
8. Единая экономическая политика.
5. Подведение итога урока.
— Что такое абсолютизм?
— Перечислите черты абсолютизма
Неограниченная власть правителя: в государстве нет органа, который бы юридически ограничивал полновластие монарха;
Деятельность сословно-представительных органов прекращается или теряет свое прежнее значение;
Высокая степень централизации государства и власти короля;
Создание государственного аппарата управления (разветвленный бюрократический аппарат), который контролирует сам монарх;
Создание культа королевской особы и этикета придворной жизни.
Единое государственное законодательство
Образование общегосударственной налоговой системы;
Проведение единой экономической политики меркантилизма и протекционизма;
Образование государственной церкви;
Формирование профессиональной постоянной армии.
Презентация по Новой истории на тему: «Абсолютизм в Европе» (7 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Домашнее задание: §3. Ответить на вопросы на с. 35.
Выберите, какие нижеперечисленные факты относятся к Х. Колумбу. Родился в городе Генуя, сын оружейника, обучался в Венеции, зарабатывал на жизнь изготовлением морских карт, обращался с предложением об организации экспедиций к французскому королю, с 1485 г. жил в Испании, умер в зените славы.
Вспоминаем то, что знаем Расставьте в хронологическом порядке географические открытия в Атлантике. Открытие мыса Зеленого. Открытие Азорских островов. Открытие мыса Доброй Надежды. Открытие островов Мадейра. Открытие Канарских островов.
Тема: «Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе». §3.
План 1.Складывание абсолютизма в Европе. 2.Идеалогия абсолютизма. 3.Абсолютизм и представительная власть, армия, бюрократия.
1.Что мы знаем? 2.Что хотим узнать? 3.Для чего мы учимся?
С. 292. Найдите и выпишите понятия «абсолютизм» и «меркантилизм» в словарь. Какие черты присущи абсолютизму? Назовите основную идею политики меркантилизма?
Абсолютизм – форма правления, предполагавшая верховную неограниченную власть монарха.
Прочитайте и выберите материал на с. 28-33 Выпишите имена монархов, правивших в Англии и во Франции в период абсолютизма Генрих III, Генрих VII, Генрих VIII, Людовик XIV, Елизавета, Яков I, Франциск I Англия: Яков I Стюарт, Франция: Франциск I,
С. 31. сформулируйте какими правами обладал Парижский парламент?
Органы сословного представительства: 1) английский парламент; 2) испанские кортесы; 3) Генеральные штаты во Франции. Органы сословного представительства утрачивают прежнее значение. Главная мечта монархов — избавиться от них совсем.
Англия Франция Бюрократический аппарат Сравнительно незначительный Многочисленный в Европе Участие государства в экономической жизни страны Армия Религия
Англия Франция Бюрократический аппарат Сравнительно незначительный Многочисленный в Европе Участие государства в экономической жизни страны Ограниченное Значительное Армия Малочисленная Одна из самых больших в Европе Религия Протестантизм Католицизм
Работая с материалом 6 пункта на с. 32-33, сформулируйте идеологию абсолютизма
«Все без исключения короли стремились внушить своим подданным мысль о необходимости абсолютной королевской власти».
Объясните, как принцип « один монарх, один закон, одна религия» влиял на положение личности в абсолютистском государстве. Свою точку зрения аргументируйте.
1.Сегодня я узнал… 2.Было интересно… 3.Было трудно… 4.Я выполнил задания… 5.Я понял, что… 6.Я научился… 7. Я попробую… 8.Меня удивило… 9.Урок дал мне для жизни… 10.Мне захотелось…
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-138649
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.