Что такое абсолютизм почему он появился
Помогите пожалуйста с историей!
1. Что такое абсолютизм? Почему он появился?
2. Почему Францию называют страной классического абсолютизма?
3. Каковы были особенности абсолютизма в Испании?
4. Как сложился и развивался абсолютизм в Англии?
5. Сравните абсолютизм во Франции, Испании, Англии. Назовите общие и отличительные черты в проведении политики абсолютизма
6. Что такое просвещенный абсолютизм? Чем он отличался от абсолютизма XVI — XVII вв.
1)Абсолютизм – это форма правления в государстве, при которой власть сосредотачивается в руках одного правителя. Термин появился во времена Людовика XIV, который произнес ставшую знаменитую фразу «Государство – это я».
Причинами возникновения абсолютизма считаются:
Борьба между крестьянами и дворянами, буржуазией и дворянами.
Социально-культурные изменения, которые происходили в период развития капитализма.
Огромные расходы на войны и постоянно растущие налоги.
Дворянство должно было полностью зависеть от королевской власти и службы.
Сближение городских элит со знатью.
Ликвидация городских вольностей в пользу монархии.
Появление национальных государств
2) Потому что ему присущи все основные признаки абсолютизма: 1. Наличие неограниченной власти короля, который реально выступал верховным законодателем, правителем и судьей. 2. Утверждение унитарной формы управления, почти полное свержение местного самоуправления 3) Другой особенностью испанского абсолютизма было то, что он так и не смог окончательно централизовать страну. Испания в XVI в. представляла собой дуалистическую монархию: один монарх обладал несколькими коронами.
5) У короля Франции был развитый государственный аппарат, который собирал налоги с населения, также в его распоряжении была армия. В Париже был парламент, который регистрировал указы короля, мог высказываться в отношении них.
В Испании при Карле 5 люди воспринимались как резервы для армии. Сама страна состояла из нескольких частей, главами которых были вице-короли, имеющие власть.
В Англии абсолютизм укрепился за счет проведения реформации, которая сопровождалась жестким террором. От всех требовали полного подчинения церкви, а в случае отказа ждала казнь.
Абсолютизм
Термин абсолютная монархия, понимаемая как неограниченная власть государя, имеет более широкое значение, однако термин абсолютизм совпадает по значению с термином абсолютная монархия, понимаемом в узком, строго научном смысле.
Абсолютизм был в европейских континентальных государствах в продолжение XVII и XVIII веков господствующей государственной формой, которой благоприятствовали богословы, приписывающие верховной власти божественное происхождение, и римские юристы, признававшие за государями абсолютную власть древних римских императоров. Эта государственная форма достигла апогея своего развития при французском короле Людовике XIV, систематически осуществлявшем своё знаменитое «L’Etat c’est moi» (государство — это я). Как исторический термин абсолютизм сменил понятие «старый порядок» (Ancien regime) в середине XIX века.
Социальная опора различных абсолютных монархий неодинакова. Абсолютные монархии в Европе Нового времени были дворянскими государствами, в которых сохранялось «общество привилегий». В советской историографии возникновение абсолютизма было принято связывать с классовой борьбой — дворянства и буржуазии (С. Д. Сказкин) или крестьянства и дворянства (Б. Ф. Поршнев). В настоящее время распространена точка зрения, согласно которой укреплению абсолютизма способствовал ряд экономических, социальных и культурных процессов.
Так, усиление государственной власти связывают с частыми войнами (в связи с чем возникла потребность в усиленном налогообложении), развитием торговли (появилась необходимость в протекционистской политике), ростом городов и социальными изменениями в них (распад социального единства городской общины, сближение знати с монархией).
Государственный абсолютизм в смысле централизации существовал, например, во Франции как при конституционной монархии Луи-Филиппа, так и при военном деспотизме Наполеона I и Наполеона III.
Что такое абсолютизм
Абсолютизм – что это такое простыми словами
Абсолютизм – в историко-социальном аспекте означает одну из форм государственного правления, когда вся полнота светской, а иногда и духовной власти, сосредоточена в руках монарха. Синонимом абсолютизма является понятие «абсолютная монархия», и в историческом контексте относится к европейской модели развития государства.
История появления
Абсолютная монархия, де-факто, была характерна для многих государств древнего мира. Так, власть египетских фараонов, персидских и ассирийских царей, условно можно отнести к абсолютизму. Условность здесь заключается в существовании на ранних этапах развития государства неких представительных органов, номинально влияющих на принятие монархом решений. Это могли быть некие советы старейшин, коллегии придворных советников, своды законов и т.д.
В дальнейшем развитие этих государств пошло по пути установления классических деспотий восточного типа, когда монарх совмещал в себе функции верховного правителя, главнокомандующего и одновременно религиозного лидера.
В юридическом плане впервые понятие «абсолютизм» появилось в римском праве, во времена Империи. Так, римский юрист Д. Ульпиан, живший во II веке, ввёл в современную ему юриспруденцию формулу «Правитель не ограничен законами».
Эта формулировка отражает сложившуюся к тому времени ситуацию: власть императоров стала фактически неограниченной, а сенат превратился в чисто номинальный представительный орган. Достаточно вспомнить, как император Калигула, дабы показать сенаторам своё отношение к ним, ввёл в их число своего коня Инцитата, который вместе с патрициями принимал участие в заседаниях.
В более поздние времена развитие абсолютизма шло рука об руку с укреплением новых государственных образований, появившихся в Европе в качестве обломков Римской империи. В так называемых европейских «варварских государствах», пришедших на смену римскому правлению, об абсолютизме речи не шло. Вся система правления в государствах вестготов, лангобардов, остготов, вандалов основывалась на традиционном племенном праве, и власть монарха во многом ограничивалась племенными (государственными) советами.
В период развитого средневековья, европейские монархи также вынуждены были прислушиваться к мнению различных представительных органов. Эти органы могли представлять либо интересы всего народа (например, альтинг в Исландии, народное вече в Новгородской и Псковской республиках), либо аристократии (боярская дума на Руси, кортесы в Испании).
В эти же годы, в странах западной и центральной Европы господствовала философская модель государственного правления, созданная ещё учителем Александра Македонского – Аристотелем.
Установление абсолютизма
Согласно этой концепции, идеальным вариантом правления являлось совмещение сильной королевской власти и представительной демократии. При этом, апологеты концепции Аристотеля не делали особых различий между ветвями власти, допуская сосредоточие в одних руках исполнительной, законодательной, правовой, духовной властей. Развитие подобных концепций «идеальной» публичной власти можно считать предтечей абсолютной монархии. Подобные выкладки в начале 16 века Макиавелли сформировал в трактат «Государь». Данное сочинение широко известно часто цитируемым изречением: «Цель оправдывает средства».
Первоначально в политико-философских концепциях, монарх подразумевался воплощением высшей справедливости и просвещения. Его отношение к своим подданным должно было повторять отношение строгого, но справедливого отца к своим подданным. Этим самым абсолютизм противопоставлялся деспотиям восточного типа, где правитель считался полноправным владельцем всего, что находится в его государстве – людей и их имущества, земель, природных богатств и т.д.
Однако историческое развитие внесло свои коррективы в эти теоретические выкладки. С развитием государства и усилением централизованной власти, происходила трансформация сравнительно демократичных монархий в жёсткий абсолютизм, впоследствии переставший признавать над собой каких-либо ограничений. Смысл абсолютизма точно и лаконично выразил французский «король-солнце» Людовик XIV фразой «Государство – это я!».
В России наступление периода абсолютизма многими историками относится к эпохе правления Иоанна Грозного, при котором были жестоко разгромлены все силы, способные противостоять центральной власти: столичное дворянство, удельные княжества, города с остатками представительной демократии. В дальнейшем централизация власти в руках монарха усиливалась.
Апофеозом абсолютизма в России можно считать реформы Петра Великого, когда им была учреждена разветвлённая чиновничья система коллегий, охватывавшая все сферы жизнедеятельности государства. Итогом данной деятельности стало подчинение власти императора и духовно-религиозной сферы, когда был упразднён православный патриархат, и вместо него создан синод во главе с государственным чиновником.
Крах абсолютных монархий
Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений и промышленная революция привели к закономерному краху абсолютизма. Свободный рынок не терпел над собой «указующего перста» монарха, а абсолютизм априори не мог примириться с широкой самостоятельностью подданных. В результате подобных противоречий в период с 17 по начало 20 веков произошёл переход от абсолютизма к конституционным монархиям или республиканской форме правлений.
В одних странах этот процесс происходил относительно мирно, в других – в результате революций и кровопролитных гражданских войн. Достаточно вспомнить революцию Кромвеля, Великую французскую революцию, революцию 1917г. в России. Переходный процесс был весьма долгий, и зависел от уровня капиталистического развития страны. В Европе дольше всего абсолютизм продержался в Российской и Османской империях – вплоть до начала ХХ века.
Основные признаки абсолютизма
Главными чертами, отличающими абсолютизм от прочих форм правления, принято считать:
В качестве номинальных органов власти при абсолютизме могут сохраняться некие признаки демократии – представительные институты власти, кодексы законов, – но они фактически не выполняют своих прямых функций. В современном мире имеется ряд государств, по форме своего правления очень близких к абсолютной монархии:
абсолютизм
Полезное
Смотреть что такое «абсолютизм» в других словарях:
Абсолютизм — (absolutism) Первоначально (1733) теологическая концепция, согласно которой спасение полностью зависит от воли Бога. В дальнейшем этот термин распространился на политический режим, при котором правитель обладает законным правом принимать любое… … Политология. Словарь.
Абсолютизм — в полит. смысле есть форма правления, при которойверховная власть не ограничивается конституцией. Абсолютизм был вевропейских континентальных государствах в продолжение XVII и XVIIIстолетий господствующею государственною формою,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
АБСОЛЮТИЗМ — (от лат. absolvere развязывать, разрешать, освобождать). 1) в философии: стремление к непосредственному созерцанию и восприятию безусловного. 2) в политике: система неограниченной власти. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка … Словарь иностранных слов русского языка
Абсолютизм — У этого термина существуют и другие значения, см. Абсолютизм (значения). Абсолютизм (от лат. absolutus безусловный) период в истории Европы, когда существовала абсолютная монархия. Абсолютная монархия государственное устройство,… … Википедия
абсолютизм — (неограниченная, абсолютная) монархия, самовластие, самодержавие, автократия, царизм Словарь русских синонимов. абсолютизм см. самодержавие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов
абсолютизм — а, м. absolutisme m. 1797. Рей 1998. Форма правления, при которой верховная власть целиком принадлежит самодержавному монарху, неограниченная монархия. Ож. 1986. Когда я замечал в людях, с которыми говорил, желание политической свободы без… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
АБСОЛЮТИЗМ — (абсолютная монархия) форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат,… … Большой Энциклопедический словарь
АБСОЛЮТИЗМ — АБСОЛЮТИЗМ, форма неограниченной монархии (абсолютная монархия), характерная для эпохи позднего феодализма. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и … Современная энциклопедия
Абсолютизм — форма государства в некоторых странах Западной Европы и Востока в 16 18 вв., в котором монарх обладает неограниченной верховной властью. В строго централизованном государстве создавался разветвлённый бюрократический аппарат, постоянная армия,… … Исторический словарь
АБСОЛЮТИЗМ — АБСОЛЮТИЗМ, абсолютизма, мн. нет, муж. (от лат. absolutus самостоятельный) (полит.). Государственный строй с неограниченной единоличной верховной властью, самодержавие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
АБСОЛЮТИЗМ — АБСОЛЮТИЗМ, а, муж. Форма правления, при к рой верховная власть целиком принадлежит самодержавному монарху, неограниченная монархия. | прил. абсолютистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Абсолютизм — эпоха солнечных королей
Конец неограниченной власти монарха пришёл после Великой французской революции.
«Тот, кто даровал людям королей, желал, чтобы их чтили, как его наместников, и одному себе предоставил право судить об их поступках. Его воля заключается в том, чтобы всякий рождённый подданным повиновался без рассуждений. И этот ясно выраженный всеобщий закон существует для пользы не одних лишь государей, но он спасителен и для самих народов, которые обязаны ему повиноваться, так как всякий раз, как они нарушают этот закон, они подвергаются бедствиям, несравненно более ужасным, чем те, от которых они хотели избавиться», — писал «король-Солнце» Людовик XIV в своих «Наставлениях» потомкам. Удивительным образом один из самых известных европейских монархов смог отразить в этих словах суть политического устройства большинства стран Европы той эпохи — абсолютизма, царившего в Старом Свете на протяжении почти двух столетий.
Макиавелли, Боден и Гоббс: философское обоснование абсолютной власти
Времена меняются, и политическое устройство государств должно поспевать вслед. Европа стремительно двигалась к доминированию в мире — в результате Великих географических открытий она аккумулировала значительные ресурсы. Постепенно стали складываться сильные централизованные государства, которые требовали смены системы управления — средневековые традиции уже не отвечали веяниям времени. А постоянные войны, проходившие в Европе в то время, требовали объединения под эгидой сильного правителя.
Складыванию новой европейской политической реальности способствовали и труды известных философов. Большое значение в этой связи имели работы Никколо Макиавелли и Жана Бодена — последний прямо указывал на право принадлежности высшей власти монарху, который, несмотря на своё божественное предназначение распоряжаться ресурсами и подданными по своему разумению, нёс перед населением большую ответственность, а нарушение их прав и свобод шло вразрез с христианской моралью и этикой. Этот компромисс на деле вёл к существованию при монаршей особе представительных органов, подчёркивающих легитимность власти — своеобразный «общественный договор» государя и сословий.
Фрагмент обложки «Шести книг о государстве» Бодена. Источник: wikipedia.org
В похожем ключе рассуждал Томас Гоббс в «Левиафане». Этот труд, возникший под впечатлением от кровопролитной борьбы монарха и парламента в Англии, также говорил об особенностях общественного договора и источнике власти — мыслитель продвигал в книге идею о суверене, обладающем абсолютной властью и создававшем моральные обязательства для своих подданных. Эта теория несколько расширяет для современного читателя понятие абсолютизма, поскольку позволяет быть той самой абсолютной властью не только монарху, но и сословно-представительным органам, что впоследствии подорвёт идеологическую основу монаршего абсолютизма в европейской цивилизации.
Фрагмент титульного листа «Левиафана» Т. Гоббса. Источник: wikipedia.org
Европейский абсолютизм: разные оттенки одного цвета
Теоретики подготовили идеологическую почву для того, чтобы абсолютизм воцарился практически по всей Европе в 17−18 веках. Франция, Испания, Пруссия и частично Англия, строя централизованные национальные государства, в меньшей или большей степени приходили к практически неограниченной королевской власти. Политические и экономические системы всех упомянутых стран имели большое количество схожих черт. Власть монархов в первую очередь опиралась на дворянство, представители которого занимали все ключевые высшие гражданские и военные посты. Государственная машина выживала за счёт бюрократии и чёткого распределения полномочий.
Жан-Франсуа де Труа. Объяснение в любви. 1731 год. Источник: gallerix.ru
Собранные из зачастую непохожих друг на друга областей и регионов, абсолютистские государства с течением времени становились унитарными странами с единым законодательством, гарантом которого являлся монарх. Он же оказывал покровительство национальной экономике — политика «меркантилизма» появилась именно во время становления и расцвета абсолютных монархий. Любопытно, что именно эта политика позволила сформироваться условной национальной буржуазии — выходцам из третьего сословия, которые за счёт личной инициативы и деловой жилки сформировали большие капиталы и стали бороться за политические права. Это в конечном итоге в будущем приведёт к радикальным или мирным трансформациям абсолютизма в Европе.
Людовик XIV и Жан-Батист Кольбер на мануфактуре. Фрагмент гобелена. Источник: wikipedia.org
Несмотря на большое количество общих черт, в каждой европейской стране абсолютизм имел особенности, а генезис и развитие политической системы шли совершенно разными путями. Классическая абсолютная монархия, по мнению историков, сложилась во Франции в 17−18 веках. Зенитом этой политической системы стала эпоха правления «короля-Солнце» Людовика XIV. В других странах абсолютизм имел свои особенности. Английская абсолютная монархия, например, не смогла достичь французского уровня и оказалась серьёзно ограничена парламентом — сказалось поражение лоялистов в Гражданской войне. Прусский абсолютизм в наибольшей степени сложился из военных предпосылок — «вылупился из пушечного ядра». Генезис административной системы в стране был обусловлен консолидацией земель на фоне постоянных войн прусских герцогов, а затем и королей с соседями.
Аллегорическое изображение великого курфюрста бранденбургского и герцога Пруссии, 17 век. Источник: wikipedia.org
Просвещённый абсолютизм — прелюдия революционных лет
К середине 18-го века европейский «старый порядок» остро нуждался в модернизации — этому способствовал ряд политических, экономических и культурных причин. Эпоха Просвещения с программными трудами крупнейших философов и мыслителей своего времени постепенно подтачивала основы благополучия абсолютных монархий, и те были вынуждены отвечать на вызовы своего времени, постепенно меняя облик своих стран.
Вторая половина столетия прошла под эгидой нового политического веяния — просвещённого абсолютизма. В одно и то же время в разных европейских странах монархи под впечатлением от гуманистических и рационалистических идей современных философов и мыслителей принялись осуществлять реформы, дабы привести жизнь внутри своих владений в согласие со своим видением сущности государства. Принято считать, что первым такой эксперимент предпринял прусский король Фридрих II. Известно его изречение, которое можно считать для просвещённого абсолютизма программным: «Хорошо работающее правительство должно представлять столь же прочно связанную систему, как и система понятий в философии».
Фридрих достиг определённого успеха — в результате его реформ Пруссия стала одним из сильнейших государств Европы, а пример Гогенцоллерна вдохновил других монархов Старого Света. Австрийский император Иосиф II также провёл ряд реформ, кардинально изменивший облик и внутреннее устройство монархии Габсбургов, а с российской императрицей Екатериной II многие связывают наиболее успешный период в истории династии Романовых.
Однако расцвет обновлённого абсолютизма оказался временным — эпоха Просвещения подточила идеологические и культурные основы старого порядка Европы и привела к громовым десятилетиям, стартом которым послужила Великая французская революция.