Что такое абсентеизм при проведении выборов
Абсентеизм (уклонение от выборов)
Абсентеизм (от лат. absens (absentis) — отсутствующий, англ. Absenteeism) — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах.
Слово, обязанное своим происхождением известному тяжёлому положению Ирландии, и обозначающее постоянное отсутствие тамошних крупных землевладельцев из своих поместий.
В этом отсутствии видели главную причину обеднения и одичания ирландского народа, ибо благодаря этому у страны отнимались большие суммы денег, которые землевладельцы тратили вне её. Этот взгляд, впрочем, поставленный безусловно, является неосновательным, ибо производители известной страны должны обосновывать своё существование на своих собственных доходах, а не на доходах отсутствующих сограждан. Но дело представляется совсем иначе, если, как это существует в Ирландии, отсутствующие суть владельцы почти всей земли, и у них, вместо многочисленного среднего класса, сосредоточен почти весь наличный капитал, а вместе с тем и благосостояние всей страны, в то время как больше 60 % остальных земледельческих семейств основывают своё существование на таких крошечных арендах и ведут такое микроскопическое хозяйство, которое с трудом только может доставить им самое необходимое для жизни. В виду этого, нормальное распределение капиталов, при постоянном отсутствии самих землевладельцев, делается крайне неудобным.
Отсутствие личной общеполезной деятельности проживающих вне страны землевладельцев всегда зло невознаградимое. Нет непосредственного соглашения между собственниками и арендаторами, посредничество посторонних лиц, не имеющих ничего общего ни с народом, ни со страною, всегда односторонне направляется лишь к тому, чтобы как можно более добыть для своего доверителя а при этом обогатить и себя. Предложено было даже для ограничения ирландского абсентеизма насильное удерживание землевладельцев или же обложение отсутствующих (Absentees) особой податью. Но первое было бы слишком сильным посягательством на личную свободу, второе мало бы помогло, оба же средства значительно бы понизили ценность поземельной собственности в Ирландии.
Современное применение термина
В общем случае термин обозначает уклонение от обязанностей.
Это явление, противоположное презентеизму. В сфере трудовых отношений применяется для обозначения явления частого отсутствия работника на своем месте, зачастую без уважительной причины. Например, отсутствия один день из-за плохого самочувствия, но без посещения врача. Частое отсутствие работников может служить как индикатором слабой морали, так и синдромом больного здания.
Коэффициент абсентеизма — это отношение числа дней невыхода сотрудников на работу к общему числу рабочих дней в течение месяца, года.
Считается, что уровень абсентеизма у женщин выше, чем у мужчин.
Проблема абсентеизма в избирательном праве современной России
Симонишвили Лия Робертовна, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат юридических наук.
Ставшая уже традиционной низкая явка избирателей на выборы заставила некоторых чиновников задуматься о возможных формах и способах ее повышения. Правовому анализу данных инициатив и возможности их правовой регламентации и посвящена настоящая статья.
Ключевые слова: выборы, избирательный процесс, политический абсентеизм, электоральный абсентеизм.
Problem of Absenteeism in Electoral Law of Today’s Russia
Simonishvili Liya R., Assistant Professor of the Department of State and Law Disciplines in the Institute of Public Administration and Management of RANEPA under the President of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences.
Traditional low voter turnout at elections has led some officials to think about the possible forms and ways of its improvement. Legal analysis of these initiatives and the possibility of legal regulation, the subject of this article.
Key words: elections, electoral process, political absenteeism, electoral absenteeism.
Итоги прошедших 13 сентября 2015 года региональных и муниципальных выборов в очередной раз подтвердили ставший уже традиционным высокий уровень абсентеизма избирателей. Так, например, на выборах в Думу Томска (всего в Томской области проходили 44 избирательные кампании) количество принявших участие в голосовании составило всего 30,77% избирателей. И такие показатели не единичны.
Под политическим абсентеизмом понимается проявление населением равнодушного отношения к политической жизни общества, уклонение от участия в ней, отчуждение властных институтов и власти как таковой, деятельности должностных лиц, осуществляющих ее. Под электоральным же абсентеизмом подразумевается уклонение избирателей от участия в голосовании.
При анализе причин абсентеизма (политического абсентеизма) в современной РФ следует иметь в виду, что наиболее проблемной сферой являются региональные и муниципальные выборы.
Если проведение федеральных выборов опосредует выбор населением глобального вектора развития государства в целом, то явка на региональные и муниципальные выборы отражает степень доверия населения к работе местных властей, уровню решения ими каждодневных социальных и бытовых вопросов. Исходя из этого, низкая явка именно на данные выборы, на наш взгляд, является отражением правовой апатии избирателей к возможным переменам в жизни и неверия к оправданию их ожиданий. В целом же причины абсентеизма разнообразны: низкий уровень жизни населения, социальные проблемы, годами не решаемые властью, отсутствие реальных, по крайней мере в видимой перспективе, результатов политического участия, что лишает население веры в способность изменить хоть что-то в своей жизни посредством политического участия.
На наш взгляд, именно решение данных проблем может привести к возникновению доверия к институту выборов. Однако в последнее время все чаще предлагаются и другие способы повышения явки избирателей.
Однако такая позиция чиновников высшего звена системы избирательных комиссий РФ неконституционна, учитывая тот факт, что норма ст. 32 ч. 2 Конституции РФ отражает право, а не обязанность граждан участвовать в выборах. Соответственно, либо чиновники подразумевают необходимость внести изменения в главу 2 Конституции (что невозможно сделать в реалиях сегодняшнего дня по многим причинам, в том числе и в силу отсутствия ФКЗ «О Конституционном собрании»), либо такие призывы можно считать простым «устрашением» не подкованных в правовых вопросах избирателей, направленным в первую очередь на повышение показателей собственной работы.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ст. 32 ч. 2 Конституции РФ).
Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
В Аргентине, кроме штрафа за неучастие в выборах в размере от 20 до 200 долларов, предусмотрено лишение граждан возможности занимать государственные должности в течение трех лет.
В Греции отсутствие избирателя в государстве в день выборов не является уважительной причиной для неучастия в голосовании. Помимо штрафов за неявку, могут последовать более серьезные санкции вплоть до ареста и тюремного заключения на срок от 1 месяца до 1 года, а также лишение званий и должностей.
Практика наложения штрафов существует также в Австрии, Германии, Италии и на Кипре.
Именно на зарубежный опыт ссылаются чиновники, предлагая внести изменения в избирательное законодательство РФ, в том числе и в вопросе правовой регламентации неявки избирателей на выборы. Если данная инициатива все-таки получит свое продолжение, помимо сложностей с внесением изменений в текст самой Конституции РФ (о чем говорилось выше), возникнет еще одна конституционно-правовая проблема. Связана она со спецификой российских традиций регистрации избирателей на выборах.
Как известно, в зависимости от того, на ком лежит бремя регистрации избирателей, регистрация избирателей может быть публичной (обязательной) или личной (добровольной). Обязательная регистрация означает, что государство само заботится о регистрации всех обладающих избирательным правом граждан. Так, в Германии, Швеции и Швейцарии ведется учет населения и его перемещения, а публичные власти имеют сведения о проживающих на подведомственной территории лицах.
В Великобритании и Канаде отсутствует принудительная регистрация населения. Например, в Канаде список избирателей составляется перед каждыми выборами путем обходов официальным должностным лицом «от двери к двери». В Великобритании составление списков избирателей производится ежегодно и списки закрываются 15 февраля, после чего они неприкосновенны; лица, сменившие после закрытия списков место жительства, могут голосовать лишь по месту своего прежнего проживания.
Добровольная регистрация заключается в том, что избиратель сам приходит с документами в соответствующее учреждение и регистрируется для участия в выборах. Такая система установлена в США, Франции (французские избиратели по закону обязаны регистрироваться, но невыполнение этой обязанности до сих пор ненаказуемо). Списки избирателей обычно являются постоянными и ежегодно (или перед выборами) лишь корректируются, так что, однажды зарегистрировавшись, гражданин не обязан (при сохранении прежнего места жительства) проходить перерегистрацию перед каждыми новыми выборами.
Исходя из вышесказанного, ясно, что без радикальных правовых изменений в подходе к реализации гражданами активного избирательного права и внесения изменений в процедуру составления списков избирателей попытка установления меры ответственности за неявку на выборы будет противоречить базовым правовым принципам. Таким образом, ответственность субъекта может наступать только за невыполнение им своих обязанностей, но не прав.
Что такое абсентеизм при проведении выборов
Библиографическая ссылка на статью:
Колосова А.А. Проблема абсентеизма в избирательном процессе и методы его преодоления // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/02/20139 (дата обращения: 25.12.2021).
Как известно, одним из основных признаков проявления демократии в Российской Федерации является равная возможность граждан участвовать в управлении делами государства путем формирования органов власти, а также путем голосования в ходе референдума. В общем виде активное избирательное право и право на участие в референдуме закреплено в статьях 3 и 32 Конституции РФ, а более подробно их содержание раскрывается в избирательном законодательстве [1, с. 3].
Концентрированным выражением участия граждан в формировании власти является стадия голосования, в ходе которой право избирателя переходит в реальное решение о наделении некого субъекта публичной властью.
Таким образом, важность процедуры голосования не вызывает сомнения. Однако она не была должным образом рассмотрена специалистами. Вызывает недоумение отсутствие легального определения голосования, вызывающее разнообразие доктринальных подходов к данному вопросу. Периодически поднимается вопрос о подкупе избирателей и борьбе с этим явлением. Остается неразрешенной проблема соотношения различных вариантов волеизъявления, а именно уклонение большей части граждан от голосования, что в настоящее время является актуальной проблемой в стране. Также наблюдается довольно невысокий уровень активности избирателей, особенно среди младшего поколения избирателей, что в перспективе может вызвать самые неблагоприятные социальные последствия. Представляется, что одной из основных причин данного явления – неудобство традиционного метода волеизъявления. Решение указанной проблемы связано с альтернативными механизмами голосования.
В настоящее время альтернативные методы голосования используются, прежде всего, для обеспечения «права голоса» граждан, которые не могут проголосовать традиционным способом по различным уважительным причинам, в том числе, в связи с отсутствием по месту постоянного жительства. В этом плане они обеспечивают равенство фактических возможностей граждан участвовать в голосовании, и поэтому являются гарантиями принципа равного избирательного права [2, с. 128]. Но в современных условиях все большую важность приобретает тот факт, что использование различных альтернативных методов голосования позволяет влиять на решение проблемы абсентеизма.
Абсентеизм (от лат. absentia – отсутствие) – это уклонение избирателя от участия в голосовании в ходе выборов представительных органов власти, главы государства и т.д. [3, с. 9]. Такое явление, как отмечают специалисты, создает серьезные проблемы для демократии. Ведь «в результате нарастания этого явления деятельность органов политической системы может быть просто блокирована» [4, с. 635-636].
Анализ результатов единого дня голосования наглядно показывают, что электоральная активность в некоторых российских регионах оставляет желать лучшего. Данное явление, конечно, может свидетельствовать о том, что избиратели удовлетворены своей жизнью и положением дел в политической сфере. Часть население поддались «противоречивым искушениям», то есть время выборов совпало со временем отдыха, семейного праздника, другого важного для события. Кто-то не проголосовал по объективными причинам: поездка, болезнь и т.д. Однако даже в учебной литературе приводится множество причин абсентеизма, носящих ярко выраженный негативный характер. Среди них называют: чувство безразличия к политическим деятелям, враждебность к политической системе, впечатление сложности, запутанности избирательного процесса, лишающее людей возможности сделать осознанный, продуманный выбор, а иногда и создающее впечатление игры или фарса, участие в котором рассматривается как недостойное дело [5].
Также большая часть населения просто игнорирует дни голосования и вообще не относят себя к числу избирателей и тех, от кого зависит судьба всей страны, так как считают, что всё равно выбор будет последним за органами власти и «мнения населения безразлично», так сказать «для галочки» [6, с. 1430 ].
Таким образом, можно с точностью сказать, что основной причиной, по которой российский избиратель не приходит на выборы, является политическая аномия, которая «выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни общественной, политической» [7, с. 85]. При этом политика рассматривается как сфера, не касающаяся реальных проблем личности, человеческих интересов, а контакты с политической властью рассматриваются как крайне нежелательные. В тоже время политическое отчуждение не означает, что человек полностью выведен за рамки политики. Более того, аномия может вызывать накопление негатива, который, прорвавшись в сферу политики, способен привести к катастрофическим последствиям.
Получается, что необходимость развития правовой культуры граждан является важной и неотъемлемой частью избирательного процесса и развития граждан в политической сфере.
Для становления новой политической культуры, считаем, необходима продуманная система, направленная, прежде всего, на передачу молодому поколению, которое еще не приобрело устойчивых навыков подданнической политической культуры, представлений о ценностях и ориентирах активистской культуры. Это тем более важно, что зачастую современная молодежь не имеет четкого представления о партиях, молодежных организациях, молодежных программах, не знает, кто представляет ее интересы во власти, в связи с этим активность молодёжи в политической сфере низкая. Если данная тенденция получит развитие, то через несколько лет большинство граждан России не будут иметь представления о правовых методах отстаивания своих интересов, а, следовательно, они будут применять другие методы, скорее всего самые радикальные и силовые.
Важнейшим институтами (агентами) политической социализации считаются семья, система образования, церковь, неформальные группы, средства массовой информации и, конечно, специализированные политические институты: партии, организации, движения и т.д. [8, с.307].
Исследователи уже довольно давно отмечают, что современная семья, к сожалению, играет все меньше роли в процессе приобретения политических навыков и описанные ранее модели поведения, построенные на решающей роли родителей в данной сфере, воспринимаются с сомнением. Дети формируют свои политические взгляды независимо от родителей.
Исторически религия играла существенную роль в общественной и политической жизни российского государства. В частности, до реформ Петра I именно крещение в православие выступало в качестве основного механизма вступления в русское подданство [9, с. 21-22 ]. Однако в настоящее время церковь в широком смысле оказывает довольно слабое влияние на политическое воспитание. Для России специфично, что большинство населения, хотя и самоопределяется как верующее той или иной конфессии, но имеет склонность к соблюдению внешней стороны религии (обряды, праздники, посты). Кроме того, ставка на политическое воспитание через религию может привести к приходу церкви во власть, а у нас светская власть в стране, следовательно, будет противоречивое отношение к тому, является ли наша страна вообще правовым государством. Это вызовет наложение религиозных и политических факторов, что в условиях многонациональной, многоконфессиональной России с ее сложной социальной структурой почти наверняка приведет к катастрофе.
Невозможно оставить без внимания роль средств массовой информации в становлении новой политической культуры, так как они должны, прежде всего, быть источниками объективной, непредвзятой и разнообразной информации. При этом государство не только не должно мешать их работе, но, наоборот, должно быть максимально открыто для получения интересующих сведений со стороны журналистов. Ведь «информационная открытость, прозрачность, хотя бы минимальная предсказуемость правительственной политики – это важнейший компонент демократического процесса, без которого от концепции народовластия останутся лишь внешние ритуалы, безразличные избирателю» [10].
Таким образом, для преодоления негативных тенденций, характеризующих современную политическую культуру России, для борьбы с развивающимся абсентеизмом представляется рациональным:
1. Построение системы политического воспитания молодежи, охватывающей все периоды первичной социализации. При этом необходимо избегать идеологизации такого воспитания. Следует прививать навыки политически активного самостоятельного поведения, а не призывать следовать какой-либо идеологии.
2. Развитие системы общественных организаций. Это, с одной стороны, является непременным условием становления гражданского общества, а с другой – без такой системы политическое воспитание в рамках учебных заведений будет непродуктивным. Главные проблемы общественных организаций в настоящее время – это отсутствие материальной базы и негативное отношение со стороны государственных и муниципальных служащих. Это в полной мере касается и молодежных организаций.
3. Восстановление роли семьи. Традиционная семья во всем мире переживает кризис. Для России он осложняется существованием в рамках семьи, как правило, трех поколений, имеющих отличные ценности: старшее – послевоенное, уже не чувствительное к переменам, младшее – появившееся не раньше начала перестройки, и среднее, воспитывавшееся в советских традициях, а затем вынужденное перестраиваться и приспосабливаться к рыночной экономике. В таких условиях в семье нет единой системы ценностей, поэтому значение полученных в ней навыков довольно низко. Особенно, как уже отмечалось, это касается политической сферы. В тоже время традиции (в том числе политической активности) наиболее легко перенимаются в рамках традиционной семьи. И именно их следует поддерживать [11, с. 57].
Если сравнивать системы развития политической культуры разных стран, стоит отметить особенно интересные методы воздействия и поощрения граждан. Для стимулирования граждан к участию в выборах в некоторых странах избирателям, принявшим участив в голосовании, предоставляется дополнительный оплачиваемый выходной [12]. В Бразилии законодательство предусматривает обеспечение бесплатного транспорта для поездки к месту нахождения избирательного участка в день выборов избирателям, которые проживают в сельской местности [13]. Аналогичные предложения выдвигаются и российскими депутатами. Впрочем, их оппоненты указывают, что логичным развитием инициативы будет «введение доплаты за участие в выборах» [14]. В последние годы особое внимание уделяется обеспечению реализации избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями. В частности, требования доступности для лиц с ограниченными возможностями предъявляются к помещениям для голосования. Широкое распространение получило закрепление возможности использования бюллетеней, оформленных с применением шрифта Брайля.
Возможно, стоит ввести обязанность участия в голосовании, но законодатели нередко учитывают объективную трудность ее исполнения. Так, право Бразилии предусматривает обязательный вотум. Однако из общего правила сделан целый ряд исключений: лица моложе 18 лет, лица старше 70 лет, неграмотные, инвалиды, а также граждане, которые находятся за рубежом. Ряд отечественных специалистов также выдвигают идею ввести, хотя бы временно, ответственность за уклонение от участия в голосовании и в России. Например, О.Е. Кутафин заметил: «Право избирателя самому решать вопрос об участии в выборах внешне носит, бесспорно, демократический характер. Однако провозглашение его в Российской Федерации в современных условиях привело к негативным последствиям, ставящим под сомнение, прежде всего фактическую легитимность некоторых органов государственной власти, избираемых меньшинством зарегистрированных избирателей принявших участие в голосовании, так и разумность избирательной системы» [15, с.166].
Представляется, что в определенных условиях придание участию в выборах, референдуме статуса обязанности может быть оправданным. Однако, введение подобной меры в условиях Российской Федерации в настоящее время выглядит нецелесообразно по ряду причин.
Во-первых, установление ответственности за неявку на выборы вызовет рост уровня негативного отношения к данному институту.
Во-вторых, для внедрения и применения ответственности за неявку на выборы необходима существенная работа: выявить нарушение и личность нарушителя, получить пояснения нарушителя, при необходимости собрать и процессуально закрепить доказательства, принять решение о привлечении к ответственности и т.д.
В-третьих, возникает вопрос о виде ответственности и наказания. Гражданская и дисциплинарная ответственность в данном случае неприменима. Уголовная ответственность за неявку на выборы представляется слишком жесткой. Она не вписывается в современные рамки российского уголовного права. Лишение избирательных прав в соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации допускается лишь в отношении недееспособных граждан и лиц, осужденных к лишению свободы по приговору суда. Соответственно, данный вариант недопустим. Если говорить об административной ответственности, то в мировой практике за подобное правонарушение применяются такие наказания как лишение прав, общественное порицание, тюремное заключение, штраф [16, с. 212]. Наиболее обоснованным наказанием за абсентеизм без уважительных причин, как представляется, является штраф. Между тем трудно представить реакцию электората на введение наказания за то, что граждане «используют выходной по своему усмотрению» [17]. Скорее всего, возрастет количество граждан, отрицательно относящихся как к политике в целом, так и к выборам, в частности. В таком случае, данная проблема остаётся нерешённый и неизвестно, сколько потребуется времени для нахождения надёжного и более гуманного метода борьбы с абсентеизмом.
Итак, вышеизложенное подчеркивает, насколько важно активное участие в выборах самого широкого спектра избирателей. Именно подобным образом достигается отражение в результатах выборов действительных политических предпочтений граждан государства. Для преодоления абсентеизма наиболее рациональными представляются не установление мер ответственности, а работа по повышению уровня политической грамотности и самосознания населения и совершенствование процедур голосования.
Абсентеизм как проблема избирательного процесса в современной России: динамика и пути решения
Дата публикации: 29.10.2021 2021-10-29
Статья просмотрена: 136 раз
Библиографическое описание:
Мижидон, Ю. Б. Абсентеизм как проблема избирательного процесса в современной России: динамика и пути решения / Ю. Б. Мижидон. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 185-186. — URL: https://moluch.ru/archive/386/84959/ (дата обращения: 30.12.2021).
В данной статье рассматривается проблема абсентеизма в современной России, т. е. низкая политическая активность граждан, которая приводит к падению социальной активности, нарушению избирательных процессов, несогласию с выборами властей. В статье также будут рассмотрены пути решения абсентеизма.
Ключевые слова: абсентеизм, избирательный процесс, пути преодоления абсентеизма., низкая политическая культура, электоральная, юридическая обязанность.
Наиболее важными демократическими правами и свободами граждан являются возможность участвовать в политической деятельности и оказывать влияние на процесс политического процесса. Политический выбор является важнейшим компонентом демократии и одновременно является одним из институтов демократии, а также является основной формой выражения гражданской воли в процессе политического процесса. Политическая деятельность включает в себя все виды деятельности в области политики, осознанные или неосознанные, организованные или спонтанные. Для политики очень важна реакция субъектов внешних стимулов среды, особенно при кризисе. Поэтому политические участия граждан призваны легитимировать власти [1].
Отметим, что политическое поведение людей или социальных объединений на политическом рынке нельзя рассматривать как политические действия, которые несут в себе смысл и целесообразность. Таким образом, очевидно, что необходимо изучить поведение людей, включая нерациональные элементы его поведения в различной политической ситуации.
Важная форма политической деятельности — абсентеизм. Он является противоположностью активного политического участия. Однако поведение абсентеистов не ограничено только не участием или отказом в участии в выборах, оно глубокое, чем кажется. Сторонами Абсентеизма являются и конформные и протестные типы выборов. Также число атеистских граждан в обществе могут служить показателем «прозрачности» действий госорганов, свидетельствующим о низких конкуренциях кандидатов на какие-либо политические посты и вытекающих из этого недовольства властями. В большинстве случаев абсентеизм индивидуален и разнообразен: может быть связан с безразличием к политике, а вследствие — аполитизмом, разочарованием в результатах прошлого голосования или осознанным бойкотом выборов — может быть абсентеизм [8].
В Российской Федерации в голосовании на выборах различного уровня не участвует от 40 % до 70 % граждан, наделенных активным избирательным правом [1]. Не интересовали выборы президента 68 % студентов и 64 % работающей молодежи [10]. В итоге явка молодежи в день голосования составила всего 24 % от имеющих право голоса [4].
Тенденция снижения субъективных ценностей выборов выражается как в реальном поведении граждан России, так и еще больше в отношении участия в выборах. Одним из основных факторов развития абсентизма в этой возрастной группе являются особенности политики современного российского общества с низким уровнем доверия к государственным институтам. Это связано с высокой «закрытостью» государственных учреждений и политической автаркией, т. е. отсутствием потребности в учете волеизъявления граждан в органах власти при политических решениях [11].
Важной мерой понижения электорального абсентеизма является законодательное установление порога явки на выборах. На основании социологического исследования, проводимого Фондом «Общественное мнение» в 2019 году 43 % опрошенных считают, что он нужен, 39 % не видят в нём необходимости, 18 % затрудняются ответить [7].
Поэтому становится понятно, что в России так остро стоит проблема политических абсентеизмов, в основном потому, что у населения нет электоральных культур и какой-то грамотной просветительской и просветительской работы. Кроме того, мы можем уверенно сказать, что у политического абсентеизма есть два направления развития его. Первым направлением является отсутствие у молодежи электорального образования и, следовательно, электорального абсентеизма, вторым направлением является наличие социальных и психологических факторов, которые не позволяют сформировать осознанную гражданскую политическую позицию у каждого человека.
Очень важным фактором является спокойная внутриполитическая и внешняя ситуация в стране. И это совершенно естественно. Политическая тема стала ведущей лишь в период революционного потрясения, тяжелого экономического и социального кризиса. В те же благополучные периоды, из-за инерции общества политика занимает в умы очень небольшую часть [8].
Есть три пути решения политического абсентеизма:
– повышение электронной и политической культуры населения, в первую очередь акцентировав внимание на вопрос молодежи;
– анализ социальных факторов, влияющих в предвыборной компании для создания заинтересованности граждан в электоральном процессе;
– борьба с социальным кризисом для повышения экономического, политического, а также духовного престижа страны в глазах граждан.
Таким образом, наиболее эффективные средства борьбы с абсентеизом — повышение культуры политического населения, учёт влияния социальной среды на предвыборную кампанию, преодоление социальной кризисы. Для того чтобы устранить абсентеизм, Россия должна иметь комплексную программу, в которой немаловажно играет молодёжь страны, политическая культура которой зависит от будущей целостности государства и его благополучия.