Что такое абордаж на корабле
Абордаж
Впервые в истории абордаж упоминается во время Пунических войн. Командующий флотом Гай Дуилий применил эту тактику против искусных мореходов — карфагенян. [1]
Над палубой корабля натягивали прочную верёвочную сеть для защиты от падающих обломков рангоута. Для защиты квартердека и полуюта, где находились средства управления судном, между правым и левым бортом воздвигали две баррикады из брёвен и бочек, наполненных железным ломом. К фальшборту приваливали скатанные матрацы, образовывавшие нечто вроде амбразур. Концы реев на случай абордажа снабжали крюками для разрыва такелажа судна противника. На марсах мачт располагались марсовые стрелки́, чтобы сверху, с более удобной позиции вести огонь по неприятелю. Команда: «На абордаж!»
Захваченное судно — приз или призовое судно — либо затапливалось в случае нанесения во время боя большого урона, либо под управлением призовой команды в сопровождении захватившего судна транспортировалось в порт. С появлением парового флота и развитием корабельной артиллерии абордаж утратил своё значение.
Значение слова «абордаж»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Впервые в истории абордаж упоминается во время Пунических войн. Командующий флотом Гай Дуилий применил эту тактику против искусных мореходов — карфагенян.
Над палубой корабля натягивали прочную верёвочную сеть для защиты от падающих обломков рангоута. Для защиты квартердека и полуюта, где находились средства управления судном, между правым и левым бортом воздвигали две баррикады из брёвен и бочек, наполненных железным ломом. К фальшборту, который на военных кораблях имел высоту больше человеческого роста, приваливали скатанные парусиновые спальные койки с матрацами, образовывавшие нечто вроде амбразур (впоследствии появились специальные коечные сетки вдоль бортов, в которые укладывали аккуратно скатанные койки). Концы реев на случай абордажа снабжали крюками для разрыва такелажа судна противника. На марсах мачт располагались марсовые стрелки́, чтобы сверху, с более удобной позиции вести огонь по неприятелю.
Захваченное судно — приз или призовое судно — либо затапливалось в случае нанесения во время боя большого урона, либо под управлением призовой команды в сопровождении захватившего судна транспортировалось в порт. С появлением парового флота и развитием корабельной артиллерии абордаж утратил своё значение.
АБОРДА’Ж, а, м. [фр. abordage] (воен.-мор. устар.). Атака неприятельского судна в морском сражении посредством подхода к нему вплотную, сцепления с ним. Взять на а. неприятельское судно (атаковать указанным образом).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
аборда́ж
1. способ ведения морского боя, заключающийся в сближении кораблей до соприкосновения с последующей высадкой на вражеский корабль штурмового десанта ◆ Опытом строительства крупнотоннажных судов Россия не располагала, шведов сокрушила армада галер, бравших на абордаж свейские бриги и фрегаты. Азольский Анатолий, «Диверсант», 2002 г. // «Новый Мир» (цитата из НКРЯ) ◆ Однако метким и частым огнем «Скорый» перебил у неприятеля столько людей, что абордаж не состоялся. Е. В. Тарле, «Экспедиция адмирала Сенявина в Средиземное море (1805–1807)», 1954 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: слюнный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
«На абордаж»: что значит эта фраза?
ЮзВо времена развития мореплавания, когда водные просторы бороздили весельные или парусные суда, основными видами боев между флотилиями разных стран были таранные удары или абордаж.
«На абордаж» – означает приказ подойти ко вражескому кораблю впритык, сцепиться с ним бортами и провести рукопашный бой на его палубе с целью захвата. Но не все так просто. В истории мореплавания слово меняло значение и применялось в разных смыслах, а фразу «взять на абордаж» можно употребить не только на судне.
Кто был первый
Вам будет интересно: Рекомендации по оформлению уголка безопасности в школе
Итак, основное смысловое содержание фразеологизма «взять на абордаж», «брать на абордаж» означает желание атаковать неприятельский корабль посредством штурма или захвата.
Впервые тактика ведения боя указанным способом была применена в римском флоте в 3 веке до нашей эры. Тогда она называлась штурмом или тараном вражеского корабля. Придумал ее Гай Дуилий во время первой Пунической войны между Римом и Карфагеном.
Корабли были оснащены так называемыми воронами.
Как нужно было «взять на абордаж», и что означает использование «ворона» в атаке?
Вам будет интересно: Таджикская Советская Социалистическая Республика: столица, границы, население, история создания и развитие
На фото: абордажное устройство «ворон», установленное на носу судна.
Как брали на абордаж, и что значит такая тактика
Подобная тактика нападения получила широкую популярность среди мореплавателей. Как правило, бой проходил засветло и в тихую погоду, иначе волна не давала подойти к кораблю противника. Взятый на абордаж корабль назывался призом.
На фото: орудие для сцепки кораблей – «кошка».
Баталии в берберских морях
Берберскими морями на разговорном языке моряков назывались те, где ходили пиратские суда.
Именно там чаще всего звучал призыв «На абордаж!». Что это означало для пиратов?
Что могло служить защитой от пиратов? Корабельные команды старались заранее подготовиться на случай нападения:
Подводная лодка, взятая на абордаж
Однако известны случаи применения этой решительной атаки с захватом неприятельского судна во время Второй мировой войны.
Поврежденная субмарина вынуждена была всплыть, тогда канадские моряки прыгнули на судно и захватили команду в плен. Сама подлодка затонула от полученных повреждений.
На фото внизу плакат о подвиге канадских моряков. На плакате написано:
Мужи доблести. Они сражаются за тебя. Два члена экипажа канадского корвета «Оуквилл» захватывают в плен экипаж немецкой субмарины в Карибском бассейне.
Абордаж: значение и применение фразы на суше
В пору своего расцвета тактика абордажа применялась не только в военных целях, но и в мирных:
В современной жизни часто можно услышать разговорное употребление фразеологизма «брать на абордаж» в прямом и образном смысле. В повседневной жизни иногда можно услышать «На абордаж!», что значит, например, массовый захват чего-либо, какого-то объекта всей толпой.
В ряде стран можно не только услышать такую фразу, но и увидеть ее в действии, например, в час-пик в японском метро.
В нашей стране тоже зачастую людям приходится применять массовую атаку на транспортные средства.
На остановках люди маялись в ожидании автобусов, на автостанции пассажиры брали на абордаж любое транспортное средство. Т. Буленко «Эти липовые автобусы»
Также фраза «брать на абордаж» означает желание действовать решительно и напористо по отношению к кому-либо или чему-либо. Например, так действуют брокеры на биржах, некоторые политики.
Абордаж
« | Идут корсары, идут корсары на абордаж! | » |
— Йовин |
« | Викинги вооружились — Кто мечом, а кто ножом. Занялись они разбоем, А точнее, грабежом. | » |
— «Сага двух великих скальдов…» |
Абордаж — метод ведения боя, некогда являвшийся на море основным, а затем популяризированный байками про пиратов. Заключается он в том, чтобы прицепиться к другому судну, забросить туда штурмовую (абордажную) команду, которая «нейтрализует» команду неприятеля, и, собственно, прихватизировать что полагается (потому что если воспользоваться вторым основным некогда методом боя — тараном — захватывать будет нечего). От пиратов абордаж перекочевал в космооперу. В особо тяжких случаях космодесантников могут телепортировать прямо на борт вражеского корабля.
Содержание
Описание [ править ]
Абордаж условно можно разделить на два типа: взятие судна и взятие чего-то/кого-то на судне. Соответственно, слегка различалась и тактика во время собственно атаки.
Если по каким-то причинам нужно было само судно, то абордаж проводили крайне аккуратно, чтобы добычу излишне не покоцать (ключевое слово тут «излишне», т. к. сама по себе абордажная тактика предполагала минимальную порчу корабля: чтобы он никуда не уплыл, но и починить всё можно было достаточно быстро), и при этом крайне жестоко. Согласитесь, спёртый/дезертировавший корабль мало кому нужен был вместе с командой воров/предателей. А вот груз чаще всего не трогали — официально на него, конечно, всем было чихать, а вот неофициально — гешефт лишним не бывает.
Если же была безразлична судьба корабля, то его старались разве что не бить ниже ватерлинии, всё остальное вполне допускалось: на кораблях захватчиков частенько даже стояла защита (в виде особо прочных сеток) от падающего рангоута (мачт и всего, что к ним крепилось), так что не жалели абсолютно ничего.
Самый плохой случай приключался для обороняющихся, когда целью был груз на корабле. Тогда команду особо никто не щадил — выжившие и пленённые (особенно раненые) были только обузой. Это же был самый лёгкий сценарий для атакующих. К тому же у них на эти два случая имелась специальная «призовая команда», которая в бою особо не участвовала и управляла уже захваченным судном или вытаскивала лут, когда всё уже было окончено, и штурмовики шли отдыхать и залечивать раны.
Немного получше было, если целью была важная шишка на борту — вместе с каким-нибудь эскортируемым министром пираты могли взять в плен и других относительно «высоких» лиц, да хотя бы кэпа и пару старпомов. Однако, если кэп был помесью козла с Горловым, команда могла переметнуться на сторону захватчиков.
В общем-то, всё это справедливо для любых сеттингов, хоть для Золотого века пиратства, хоть для современных реалий, как в Black Lagoon, хоть в ваха-подобной космической эре. Однако если в историческом сеттинге или каком-нибудь стимпанке все манипуляции просты и отработаны (ибо вода, воздух, сабли и огнестрел — идеальная формула же), то вот в космосе (если это более-менее твёрдая НФ, а не космоопера) пиратам придётся капитально повозиться, чтобы взять что-то на абордаж. В космосе, с одной стороны, легче повредить что-то важное, будь то сама захватываемая посудина или груз и экипаж на ней, а с другой стороны, нужно попотеть, чтобы банально состыковаться. Мешает буквально всё — от ненулевой скорости [3] даже основательно повреждённого корабля и огромных космических расстояний и до систем жизнеобеспечения и защиты обороняющихся. В современной космонавтике стыковка корабля с орбитальной станцией — это больше суток орбитального маневрирования в условиях, когда в стыковке заинтересованы обе стороны. Даже если обороняющиеся просто заставят свой корабль вращаться, это уже сделает абордаж практически невозможным. Практически единственные реалистичные варианты — это убедить обороняющихся сдаться самим под угрозой уничтожения их корабля или перехватить управление их кораблём с помощью какого-нибудь вируса, засланного в бортовой компьютер, или предателя на борту. Либо брать на абордаж беспилотные грузовые баржи с примитивным электронным мозгом, которые не сопротивляются захвату. Также реалистичным вариантом является проникновение противника на уже приземлившийся корабль, где бы он ни был, или же вместе с шаттлом/челноком, в трюме, коридорах, техтоннелях, вентиляции или незадачливых членах экипажа, не озаботившихся биологической защитой; но такие варианты встречаются крайне редко, и обычно в случае, когда противники не являются привычными абордажниками, обычно являясь космической саранчой, инопланетной живностью или местными братками, которые не имеют собственного корабля, но имеют огромной желание таковой забрать силой. Хотя, как с точки зрения здравого смысла, так и формально, это уже не абордаж — а штурм пришвартованного корабля, незаконный пролёт на корабль или халатность экипажа — но не абордаж; с нашей точки зрения, это в большей степени похоже на угон автомобиля, в котором уже сидит его владелец с товарищами (если корабль совсем небольшой), или же на штурм здания (если большой), или на проезд «зайцем» в транспорте — но уж никак не на абордаж…
Существуют, однако, распространённые среди авторов резинонаучные технологии, которые делают абордаж возможным и даже практичным. Например, притягивающий луч-гравицапа, который существенно облегчает и ускоряет синхронизацию скоростей кораблей, специальные абордажные модули — маленькие кораблики-прилипалы, задача которых — догнать врага, прилепиться к его бортам и взрезать их, или вовсе телепортаторы, чтобы закинуть абордажную команду прямо неприятелю на борт, минуя шлюзы (что делает абордаж бессмысленным, так как от телепортированной в вражеский корабль космической торпеды толку будет больше, чем от абордажной команды [4] ).
Также есть вариант с абордажными гарпуномётами (выстреливается пробойник с тросом, и свой корабль подтягивается к цели), пробойник (корабль влетает на полном ходу в цель, дожидается, пока из отсека вылетит весь воздух, и выдвигает шлюз, который герметизирует все дыры в отсеке, делает давление в отсеке нормальным, и можно входить), позволяющий пристыковываться к месту, где нет шлюза (вроде хватателя из KSP), и ручная высадка (высаживаем абордажников, и те, ползя по обшивке цели, с трудом добираются до шлюза и входят в него).
На абордаж
На его развитие сильно повлияли античные средиземноморские цивилизации. Так, в 480 году до н. э. греки умело применили абордаж в Саламинском сражении против гораздо более сильного флота персов — и наголову разгромили их, потеряв лишь 40 кораблей (персы — 200).В III веке до н. э. абордаж широко использовали римляне, воюя против Карфагена. Будучи силой в основном сухопутной, не имея ни мощного флота, ни опыта войны на море, они техническими и тактическими новшествами изменили сам характер абордажного боя и стали уверенно громить более искусных мореходов-карфагенян.
«Ворона» переняли у южноиталийских греков — мореходов, пиратов и изобретателей, строивших для Рима корабли. Пользуясь преимуществом своей пехоты в рукопашном бою, а также быстро создавая благодаря «ворону» численный перевес, римляне стали одерживать одну победу за другой. Впервые «ворона» массово применил флот консула Гая Дуилия в 260 году до н. э. в бою при Милах, где римляне захватили 31 и потопили 14 из 130 карфагенских кораблей. Через 4 года Марк Регул разгромил карфагенский флот при мысе Экном, используя такую же технику и тактику.
«Ворон» и корабельная пехота были решающим фактором побед в важных сражениях при Сулках и у Тиндарского мыса. Были у «ворона» и серьезные недостатки: его вес и громоздкость ухудшали мореходность судна. Римляне дважды (255 и 249 гг. до н. э.) почти полностью теряли свой флот в штормах вследствие плохой остойчивости судов с такой конструкцией на борту. Впоследствии их победы опирались уже на более надежную основу — лучшие корабли с умелыми экипажами, доставлявшими все более боеспособную корабельную пехоту к месту ее применения. В бою помогало собственное римское изобретение — абордажное бревно-гарпаг (греч. αρπαξ; лат. harpax; также креагр) длиной 3 м, окованное железом и имевшее на обоих концах толстые металлические кольца. Одно кольцо крепилось канатом к метательной машине, а на втором был острый крюк. Брошенный гарпаг цеплялся за ближний борт врага, глубоко впиваясь в обшивку; судно подтягивали к себе и шли на абордаж. При зацепе за дальний борт атакующие давали задний ход и переворачивали неприятеля. Из-за длины гарпага обороняющиеся не могли перерубить канат, хотя и пытались делать это при помощи клинков на шестах.
Время шло, Европа впала во мрак Средневековья. Исчезли огромные корабли античности, развитое искусство абордажа, совершенные катапульты, штурмовые трапы. Артиллерией стали камнеметы фрондиболды и карробаллисты, одноплечевые стрелометы бриколи и камнеметы требюше — техника намного примитивнее античной. Как же теперь воевали? Бой также начинался с обстрела противника. Для защиты от него к фальшборту приваливали скатанные матрацы, оставляя между ними амбразуры, навешивали щиты, мешки с песком, пеньковые кранцы. На атакованном судне предпринимались противоабордажные меры. Над бортами растягивали сети, осложняя прыжок с борта на борт. Сеть натягивалась и над палубой для защиты команды от падающих обломков оснастки. Квартердек с механизмами управления защищали баррикады по обоим бортам, сделанные из бревен и бочек с железным ломом. Для нанесения повреждений противнику на концы рей надевали крюки для разрыва вражеского такелажа при подходе его вплотную. Суда сходились борт о борт, сцепляясь абордажными баграми, крючьями, для цепкости заточенными по типу гарпуна. Атакующие под прикрытием своих лучников и арбалетчиков использовали штурмовые лестницы, сходни из досок, «десантировались» на чужой борт с помощью веревок с рей своей мачты, а то и просто прыгали с борта на борт. На абордаж шли не только, когда корабли стягивались друг с другом «борт о борт». Характерным элементом конструкции парусников стал удлиненный нос и расположенный под острым углом к ватерлинии бушприт. Здесь стояла наизготовку абордажная команда. После тарана носом за вражеский борт держались не только кошками, но и такелажем бушприта, по которому, как по мосту, бойцы шли на абордаж.
Абордаж широко применяли викинги, терроризировавшие на своих драккарах европейские воды. Их вооружением были щиты, шлемы, кольчуги, копья, мечи, топоры, луки. В атаку шел почти весь экипаж, до 150 бойцов. Для выхода на вражескую палубу они использовали крючья, лестницы, а потом рубились стеной. Мастерами абордажной тактики были генуэзцы и венецианцы, дравшиеся за господство в Средиземном море, причем генуэзцы постоянно били противника умением своих абордажных команд. Так закалилась знаменитая генуэзская пехота, гроза всех врагов и на суше. Во время Столетней войны с Францией (1337–1453 гг.) английские лучники, обеспечившие победы армии, помогли и победе своего флота. Он громил более крупный французский, и причиной тому был длинный английский лук, расчищавший путь абордажным командам. Часто, высадившись на «француза», они находили там лишь горстку защитников, поскольку остальные гибли от стрел.
Мастерски владели абордажем русские. Примечательно, что, чаще всего уступая противнику в количестве кораблей, их размере и пушечном оснащении, они побеждали не числом, а умением. Например, знаменитые новгородские пираты-ушкуйники ходили по морю и рекам на ладьях, давая прикурить многим от Камы до Норвегии. В 1349 году они с ходу взяли абордажем корабли шведов на рейде крепости Орешек, а затем выбили все войско короля Магнуса из исконно русского города.
В XVI–XVII веках великолепный пример абордажа давали запорожцы на своих малотоннажных «чайках», значительно уступавших в скорости и огневой мощи кораблям турок. Постоянно ходя «за зипунами» (добычей) к берегам Турции, они топили и торговые, и военные суда. Так, под командой знаменитого гетмана Сагайдачного был разгромлен флот Ибрагим-паши, в том числе абордажем захвачено 15 галер. Донцы не отставали, громя турок со своей стороны. Об эффективности их походов можно судить по тому, что одного «ясыря» (пленных) они набирали порой до трех тысяч. Существовало особое разменное место, где казаки меняли мусульман на русских, порой требуя и выкуп. Так, за пашей азовские турки платили по 30 000 золотых. А потом, идя с Петром I на Азов, донцы брали на абордаж турецкие боевые галеры. Такой же тактикой донской атаман Степан Разин разбил персидский флот. При встрече с противником казаки обходили его так, чтобы солнце было у них за спиной, за час до захода приближались к жертве примерно на версту. В условиях волнения и блеска водной поверхности их маленькие суда было не разглядеть. Окружив в темноте корабль, они брали его на абордаж; при штиле не считали нужным и скрываться. Важным приемом было заманивание больших кораблей противника на мелководье и последующий абордаж. Государев флот также умело применял абордаж. В сражении при Гангуте 26.07.1714 г. в рукопашном бою были захвачены все корабли шведской эскадры Эреншельда и сам адмирал. Бойцов вел на абордаж император Петр I. И здесь, как всегда, был маневр судами и абордажная тактика против превосходящего в огневой мощи флота шведов. В 1720 году у Гренгама русский флот из галер и лодок (!) опять сцепился со шведами. Не идя в лоб на противника с его артиллерийским превосходством, русские по-казачьи заманили его на мелководье и в абордажном бою захватили все шведские фрегаты. В Хиосском сражении русских с турками 24.06.1770 г. все также решил абордаж, более сильный турецкий флот был разгромлен.
Развитие абордажного боя закономерно привело к появлению в экипаже судна такой команды, специализацией которой были не навигация и обслуживание судовой техники, а непосредственный бой с противником («лицо в лицо, ножи в ножи, глаза в глаза») — корабельной пехоты.
На барельефах древних финикийцев изображены биремы с воинами на верхней палубе — возможно, это были первые пехотинцы такого рода. Древние греки их называли эпибатами. Сражаясь в морском бою на палубах кораблей, они затем преследовали противника на суше. У самих греков абордажные команды состояли из пехотинцев-гоплитов, по 100 человек на одну триеру, основной корабль греческого флота. Защищенные панцирями, шлемами и щитами, они были вооружены мечами и копьями, как их сухопутные собратья. А вот у римлян корабельная пехота уже несколько отличалась от сухопутной, имея более легкую защиту. На римских пентерах, триремах, галерах было до 100 таких бойцов, позже было введено разное их количество в зависимости от размера корабля. В Риме эпохи республики в абордажных командах служили простые легионеры. В эпоху империи был создан морской легион, т. е. это уже был шаг к морской пехоте в нашем понимании.
Флоты Англии, Франции и Испании стали применять ее в XVII веке. Команды, прикомандированные к кораблям, составляли ядро абордажных групп. Так, английскому 74-пушечному линейному кораблю полагались 136 таких пехотинцев во главе с капитаном. В России морская пехота появилась в 1705 году. В сражении при Гангуте на каждой русской галере было устройство типа «ворона» и абордажная команда в 150 бойцов, вооруженных мушкетами, пистолетами, палашами и саблями. Во время русско-турецких войн XVIII века группы морской пехоты также были прикомандированы к кораблям флота в качестве абордажных команд. Помимо этого своих солдат в абордажные команды послылали также сухопутные полки. Абордаж оставался одним из основных способов ведения морского боя в войнах до середины XIX века, и лишь развитие дальнобойной скорострельной морской артиллерии и бронирование кораблей свели его на нет.
А вот у пиратов абордаж никогда не выходил из моды, ведь целью морских разбойников является не уничтожение чужого корабля, а захват товара — груза, людей, самого судна. В XVI веке, зачастую не ведя официальных войн, моряки Англии, Франции, Голландии вовсю «потрошили» своих коллег из других стран. Дело в том, что с открытием Америки самые богатые территории — бывшие империи инков, ацтеков, золотые и серебряные рудники, залежи драгоценных камней — достались Испании и Португалии. Систематически грабя заморские территории, они сильно оживили морские караванные пути. Для менее удачливых стран абордаж стал эффективным средством перераспределения богатств. На транспорты с ценным грузом на борту охотились, даже если они были вооружены. Так, в 1523 году у острова Санта-Мария (Азорские острова) знаменитый французский корсар Жан Флери флотилией из 8 кораблей захватил абордажем испанские каравеллы вместе с сокровищами ацтеков, отправленными в Испанию конкистадором Кортесом. Ему этого не простили: через 4 года удачливый Флери был захвачен в плен и казнен в Испании. А кому-то грабеж других грабителей шел на пользу и даже приносил карьерный рост. Так, абордаж и угроза абордажа были основными приемами головорезов великого мастера пиратского ремесла Фрэнсиса Дрейка. Значительную часть отнятых у испанцев сокровищ он сдавал в английскую казну, за что и получил в 1588 году звание вице-адмирала. Или вот, например, не менее знаменитый англичанин Генри Морган, чье имя гремело во второй половине XVII века в Карибском море: за свои успехи он был назначен вице-губернатором Ямайки и командующим ее морскими силами. Флибустьеры, корсары и каперы почти всегда были снабжены особой разрешительной грамотой (Letters of Marque, лицензия, каперское свидетельство, корсарский патент и т. д.) своего правительства в обмен на обязательство делиться с ним добычей. В бумаге указывалось, на какие корабли и колонии имеет право нападать ее обладатель, и в каком порту он должен сбывать трофеи. Губернаторы английских и французских островов Вест-Индии (Америки) за деньги выдавали такие «корочки» любому желающему, а отсутствие документа делало его обыкновенным разбойником, человеком вне закона.
…Морской разбой как род человеческой деятельности существует по сей день. Целью современных пиратов является захват не только груза, но и заложников, за которых потом требуется выкуп (мировая статистика за последние годы: 2010 г. — 445; 2011 г. — 365; за 6 месяцев 2012 г. — 265 нападений). Так, поистине глобальной проблемой, причем уже много столетий, является пиратство в Малаккском проливе (Юго-Восточная Азия). За год через пролив проходит 50 000 судов, обслуживающих 25% мирового морского товарооборота. И здесь же совершается 30% всех пиратских нападений в мире. Этот 900-километровый узкий водный коридор в окружении тысяч тропических островов — идеальное место для абордажной атаки.
Активно используют абордаж нигерийские, филиппинские, китайские пираты. В последние годы еще одним «минным полем» для мирового судоходства стал Африканский Рог, где сомалийские пираты охотятся на торговые и пассажирские суда, проходящие через эти воды без вооруженного эскорта. Но эскорт ко всем не приставишь. Есть перспективные попытки отражения нападений различными нелетальными техническими средствами, например, акустической (звуковой) пушкой, не дающей злоумышленникам даже подойти к борту для абордажа, однако количество захваченных пиратами судов пока растет. Против «беспредельщиков» действуют объединенные международные силы, включая и специалистов ВМФ России.