Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс

Что такое аббревиатура в русском языке? Как писать аббревиатуры?

Содержание:

Аббревиатура — это заимствование из итальянского языка: abbreviatura означает сокращение. Возникают сокращения благодаря режиму речевой экономии, свойственному любому языку.

Лингвистика определяет, что такое аббревиатура, — это слово, образованное из частей основ, слогов или начальных букв словосочетаний. Значение таких единиц языка выявляется при расшифровке: БДТ — Большой Драматический Театр, вуз — высшее учебное заведение, филфак — филологический факультет.

Человечеству с давних времен известна аббревиатура; что это такое — знали уже древние римляне. На римских монетах рядом с портретами императоров можно увидеть IMP (император), AVG (Август), PP (Pater Patriae — Отец Отечества).

Примеры аббревиатур часто встречаются в устной и письменной речи вне стилевой принадлежности.

Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть картинку Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Картинка про Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс

Как правильно делать склонение аббревиатур?

Разберем, что такое аббревиатура в русском языке, какие формы изменения имеют эти слова.

Большинство сокращенных слов, состоящих из начальных букв или звуков, не склоняются. В первую очередь оканчивающиеся на гласную: ОСАГО, БСЭ, МГУ и т. д. Если последняя буква согласная, в редких случаях склонение возможно, они оговариваются в справочниках. Например, рекомендуют склонение аббревиатур в русском языке: ВАК, МХАТ, ГОСТ, ОМОН, СПИД. На письме окончание выделяют строчной буквой: В МХАТе сегодня премьера. Хлеб выпекли по ГОСТу. В устной речи допускается склонение большего количества сокращений, например: На МКАДе восьмикилометровая пробка. Сравните в официальных документах: На МКАД произошла авария.

Аббревиатурами называются образованные по определенной модели имена существительные. Они в предложении согласуются с прилагательными. Чтобы определить род прилагательного и связать его с неизменяемой аббревиатурой, нужно узнать главное слово в расшифровке. ВМФ — военно-морской флот, муж. род — героический ВМФ; РНБ — российская национальная библиотека, ж. род — замечательная РНБ.

Как определить род аббревиатур, которые в процессе своего развития стали восприниматься как цельнооформленные слова и склоняться? По ассоциации со склоняемыми существительными: вуз, БАМ, Газпром, бомж — м.р. (о вузе, на БАМе, с Газпромом, у бомжа).

В предложениях с аббревиатурами, образованными из частей основ, увидим примеры склонений различного типа:

Какие виды существуют? Какие между ними сходства и различия?

Виды аббревиатур различаются по способам их образования:

Посмотреть предложения с аббревиатурами

Без аббревиатур не обходится ни устная, ни письменная практика. Правила написания:

Запомним, как писать аббревиатуры, если это иноязычные слова:

Род иноязычных аббревиатур в русском языке определяется по русскому переводу главного слова заимствования: WTO —World Trade Organization — организация, ж. род.

Представление о том, что такое аббревиатура в русском языке, изменяется. На современном этапе развития языка эти лексемы получают новую модель образования. В интернет-сообществе для коммуникации используются не сокращения слов, а аббревиация целых предложений. Закон экономии речевых усилий проявляется в действии. В письменном общении привычными становятся аббревиатуры, выражающие сообщение. Пользователи соцсетей создают онлайн-словари интернет-аббревиатур: HAND (Have a nice day), AFAIK (As Far As I Know) и т. д. Большинство сокращений написано на латинице, однако появляются и кириллические варианты: ОБС — одна бабка сказала, БМП — без малейшего понятия, ЧАВО — частые вопросы, СЗОТ — сорри за оффтоп. Новые языковые единицы обладают большой экспрессивностью, они не ограничены номинативной функцией, а выражают эмоции и суждения по поводу обсуждаемых фактов.

Аббревиатуры-неологизмы не являются существительными и не имеют категории рода. Новый уровень их использования позволяет заменять целые фразы понятным для большинства пользователей сокращением. Это новые словообразовательные модели, судьба которых в языке еще не определена. Это материал для исследований ученых-лингвистов.

Источник

Письмовник

Как правильно употреблять аббревиатуры?

Грамматика

В чем разница между аббревиатурой и сокращением?

Слово аббревиатура переводится на русский язык с итальянского как ‘сокращение’ (abbreviatura, от лат. brevis ‘краткий’), с XVIII века по начало XX века это слово употреблялось в исходном, этимологическом значении, о чем свидетельствует, например, толкование этого слова в словаре Флорентия Павленкова: аббревиатура – ‘сокращение в письме и печати’ (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. 1907). Однако сегодня аббревиатурами называют только существительные, образованные из усеченных отрезков слов (главбух, главком, постпред, Роспечать), из начальных звуков нескольких слов (МИД, ИТАР-ТАСС, МКАД) или из названий их начальных букв (ФСБ, МВД, РГБ).

Как сокращают слова?

Существуют такие способы сокращения слов: аббревиация, графическое сокращение и усечение слова.

Аббревиация – это сложение двух и более слов и последующее их сокращение: единый + государственный + экзамен = ЕГЭ; главный + бухгалтер = главбух. Полученные в результате аббревиации слова называются аббревиатурами или сложносокращенными словами.

Графическое сокращение – это способ краткой записи слов. Он используется для экономии времени, которое должно быть потрачено для записи, и места на листе. При графическом сокращении в слове пропускаются буквы или слоги (пропуск обозначается точкой, тире или наклонной чертой). Слово записывается кратко, но произносится полностью: кг – килограмм; пр-во – производство; и. о. – исполняющий обязанности; млрд – миллиард; Ростов н/Д – Ростов-на-Дону.

Усечение – это образование нового слова путем отбрасывания конечной части исходного слова. Усеченные слова часто используются в разговорной речи: специалист – спец, фанат – фан, преподаватель – препод.

Как образуются аббревиатуры?

Различают следующие типы аббревиатур по способу образования:

Как произносятся аббревиатуры?

Трудности возникают с произношением инициальных аббревиатур (образованных из начальных букв каждого слова). Такие аббревиатуры могут читаться по названиям букв, по слогам, а также смешанным способом.

Как произносить ФРГ и США?

За аббревиатурой США по традиции закрепилось произношение [сэ-шэ-а]: читается по буквам, но не так, как это принято в литературном языке, а так, как буквы С [эс] и Ш [ша] называют в разговорной речи.

Где поставить ударение в аббревиатуре?

Ударение в иноязычных аббревиатурах, не имеющих дословной расшифровки, нужно проверять по словарю: Н А ТО, ЮН Е СКО.

Как писать аббревиатуры?

Инициальные аббревиатуры пишутся прописными буквами: ООН, МИД, РФ. Точки или пробелы между буквами не ставятся, но между двумя самостоятельно употребляющимися аббревиатурами используется пробел: ИРЯ РАН, МИД РФ.

Слова, образованные от инициальных аббревиатур путем присоединения суффиксов, пишутся строчными буквами: эсэмэска (от СМС), кавээнщик (от КВН), гаишник (от ГАИ), мидовцы (от МИД). В иных случаях прописные буквы сохраняются: мини-КВН, СМС-рассылка.

Аббревиатуру вуз принято по традиции писать строчными буквами. Вариантное написание – у аббревиатуры ЗАГС (загс).

Сложносокращенные слова, образованные из отрезков слов, пишутся строчными буквами: спецназ, госсекретарь, главбух. При этом пишутся с прописной буквы сокращенные названия учреждений и организаций, если их полное наименование пишется с прописной буквы: Сбербанк, Роспечать, Минобрнауки.

Написание смешанных аббревиатур (образованных из сочетаний инициалов и отрезков слов) следует проверять по словарю, поскольку их написание не единообразно: КамАЗ, ГЛОНАСС, МАГАТЭ, собес.

Как писать иноязычные аббревиатуры?

Иностранные аббревиатуры могут быть переданы в русском тексте латиницей (так же, как в языке-источнике) и буквами русского алфавита. Далее – о том, как писать иноязычные аббревиатуры по-русски.

Если аббревиатура читается «по слогам» (как обычное слово), то она пишется прописными буквами: НАТО (Организация Североатлантического договора), ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры), ЦЕРН (Европейский центр ядерных исследований), ФИФА (Международная федерация футбольных ассоциаций), ФИА (Международная автомобильная федерация), ФИДЕ (Международная шахматная федерация).

Если аббревиатура читается по иноязычным названиям букв, то она записывается строчными буквами, при этом используются дефисы: ай-кью. Аббревиатурные собственные наименования начинаются с большой буквы: Би-би-си, Си-эн-эн, Ай-би-эм.

Иноязычные аббревиатуры могут в русском языке превращаться в самостоятельные нарицательные слова, которые пишутся строчными буквами без дефисов: пиар (от PR – public relations), эйчар (HR – human resources), диджей, виджей, дивиди.

Как определить род аббревиатуры?

Грамматические трудности связаны с определением рода инициальных аббревиатур.

Когда нужно склонять аббревиатуры?

Грамматические трудности связаны со склонением звуковых инициальных аббревиатур с опорным словом мужского рода: в МИДе или в МИД? Во МХАТе или во МХАТ? Сотрудник ЗАГСа или ЗАГС? Сделано по ГОСТу или по ГОСТ? Исследования ЦЕРНа или ЦЕРН?

«Словарь грамматических вариантов русского языка» Л. К. Граудиной, В. А. Ицковича и Л. П. Катлинской (М., 2008) рекомендует склонять аббревиатуры ВАК, ГОСТ, МХАТ, ВГИК, ТЮЗ, СПИД, ОМОН. Прочие аббревиатуры в строгой деловой письменной речи не склоняются. В разговорной речи склонение возможно: пробка на МКАДе, сотрудник ЗАГСа.

Когда не следует использовать аббревиатуры?

Сокращения и аббревиатуры должны экономить не только место на странице, но и время читателя. Поэтому сокращения в тексте приемлемы, если для их расшифровки читателю не приходится часто обращаться к дополнительным справочным источникам.

Источник

Аббревиатуры: самый полный список сокращений.

Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть картинку Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Картинка про Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс

Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть картинку Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Картинка про Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс

Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть картинку Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Картинка про Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 классЧто такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть картинку Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Картинка про Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 классЧто такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть картинку Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Картинка про Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 классЧто такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть картинку Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Картинка про Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 классЧто такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть картинку Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Картинка про Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс

А ббревиатура (итал. abbreviatura, от лат. brevis — краткий) — в старинных рукописях и книгах: сокращённое написание слова или группы слов. В современных изданиях аббревиатурой называют любое сокращённое слово или словосочетание. Аббревиатура обычно (но не всегда!) записывается заглавными буквами. Аббревиатуры, читаемые по звукам (а не по названиям букв) и обозначающие имена нарицательные, записываются строчными буквами (например, вуз, роно, дзот).

Какие бывают разновидности аббревиатур

Инициальная аббревиатура. Слово, образованное из названий начальных букв или из начальных звуков слов, входящих в исходное словосочетание. (Например, АСУ — автоматизированная система управления, ОДУ — обыкновенные дифференциальные уравнения, ЯОД — язык описания данных).

Рекурсивная аббревиатура. Аббревиатура, расшифровка, которой включает её саму. Например, GNU (GNU‘s Not Unix), ALT (ALT Linux Team), PHP (PHP Hypertext Preprocessor), АТТА (Агентство творческих технологий ATTA).

Сложносокращённые слова. Слово, образованное из начальных частей двух и более слов (продмаг, колхоз и т. п.) или представляющее собой сложение начала одного слова с другим словом словосочетания (роддом, драмкружок, телесеть и т. п.).

Графическое сокращение (т. к. — так как).

Смешанное сокращение (РосНИИ — Российский научно-исследовательский институт).

Аббревиатуры, или сокращения, издавна применялись на письме у всех народов, обладающих письменным языком. Древние римляне старались достигнуть этого своими тиронианскими отметками; в новейшее время с той же целью изобретена стенография.

Основная задача аббревиатур — это экономия речи и письменного текста. При произношении аббревиатура по времени звучания примерно в пять раз короче соответствующего ей понятия, а при написании экономия еще более заметна.

Для быстрого поиска используйте сочетание клавиш Ctrl+F

АББМ – аккумуляторная батарея большой мощности

АБЗ – асфальтобетонный завод

АБС – анти-блокировочная система; автоблокировочная система; автоматизированная банковская система

АВН – Академия военных наук

АГЗС – автогазозаправочная станция

АДСЛ – транслитерация от англ. сокр. ADSL – Asymmetric Digital Subscriber Line (Asymmetric DSL) – асимметричная цифровая абонентская линия

АЗЛК – Автомобильный завод им. Ленинского Комсомола

АЗС – автозаправочная станция

АзССР – Азербайджанская Советская Социалистическая Республика

АЗУ – абонентское защитное устройство; автоматическое запирающее устройство; автоматическое зарядное устройство; автоматическое защитное устройство; аналоговое запоминающее устройство; ассоциативное запоминающее устройство

АИС ОСАГО – автоматизированная информационная система обязательного страхования автогражданской ответственности

АИС ПФР – автоматизированная информационная система Пенсионного фонда России

АИФ – акционерный инвестиционный фонд

АиФ – «Аргументы и факты»

АК – 7,62 мм автомат системы Калашникова образца 1947 года (АК-47); авиационный корпус; автомобильный кран; акционерная компания; аортальный клапан (мед.)

АК-74 – 5,45 мм автомат системы Калашникова образца 1974 года

АКБ – аккумуляторная батарея; активная клиентская база; акционерный коммерческий банк

АКМ – 7,62-мм автомат системы Калашникова образца 1959 года, модернизированный; альвеолярная мягкотканная саркома (мед.); антикризисные меры

АКП – автоматическая коробка (переключения) передач; антикризисный план

АКПП – автоматическая коробка переключения передач

АЛРОСА – «Алмазы России – Саха» (название акционерной компании)

АМиК – Александр Масляков и компания

АМН – Академия медицинских наук

АМС – автоматическая межпланетная станция

АН – Агентство недвижимости; Академия наук

АНБ – Агентство национальной безопасности

АО – автономная область; агрегатный отсек; акционерное общество; алкогольное опьянение; Амурская область; аналитический обзор; Археологические открытия (издание)

АОН – автоматический определитель номера; Академия общественных наук (при ЦК КПСС); антиопределитель номера; аппаратура определения номера

АПК – аграрно-промышленный комплекс

АРМ – автоматизированное рабочее место

АСКИ – транслитерация от англ. сокр. ASCII – American Standard Code for Information Interchange (американская стандартная кодировочная таблица для печатных символов и некоторых специальных кодов)

АСУ – автоматизированная система управления; автоматизированная система учёта

АСЦ – Авторизованный сервисный центр; автоматизированный сортировочный центр (Почта России)

АТО – антитеррористическая операция

АТС – автоматическая телефонная станция; Арбитражный третейский суд

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Соединительные о и е в сложных словах.

Сложносокращённые слова, их род

Перечень рассматриваемых вопросов:

1. Условия выбора соединительных о и е в сложных словах.

2. Род сложносокращённых слов.

4. Произношение аббревиатур.

Сложение – способ образования новых слов сложением двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.

Сложные слова – слова, состоящие из двух и более корней: новостройка, водоканал.

Соединительные гласные – это соединительные морфемы для образования сложных слов: мореплаватель, лесозаготовки.

Аббревиатура – сложносокращённое слово: БелАЗ, завхоз, СОШ.

Звуковая аббревиатура – аббревиатура, которая произносится как слово: МИД [м҆ит].

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 19 – 23; 191 с.

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019

2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2019

3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Просвещение, 2019

4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019

5. Бондаренко М. А. Русский язык. 6 класс. Методические рекомендации и поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2019

6. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2016

7. Львова С. И. Практикум по русскому языку. 6 класс. – М.: Просвещение, 2010

8. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс. – М: Просвещение, 2019

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сложными называются слова, состоящие из двух (реже трёх) корней. Они образуются из основ исходных слов, например: снег, кос → снегокос; пар, возить → паровоз. Или из целых слов, например: диван, кровать → диван-кровать.

Чаще всего при образовании сложных слов используют соединительные гласные о и е.

Соединительные гласные могут и отсутствовать, как, например, в слове пластмасса.

Рассмотрим примеры сложных слов верхолаз, пешеход, птицелов.

Почему в одних случаях используется для соединения буква о, а в других – буква е? Какая соединительная гласная используется после твёрдых согласных? Какая после мягких согласных, шипящих и ц?

В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная о, а после мягких согласных, шипящих и ц – соединительная е.

Образуем сложные слова с применением правила.

От слов вода и падать образуется слово водопад. Первая часть вод- оканчивается на твёрдый согласный, значит, нужно использовать соединительную гласную о.

От слов каша, варить образуется слово кашевар, в котором после шипящей пишется соединительная гласная е.

Прочитайте примеры: лесоруб, газопровод, пулемёт, птицелов, путешественник, атомоход, бурелом.

В русском языке есть особый способ образования слов, характерный только для существительных: в образовании нового слова участвуют не полные, а сокращённые части основ слов. Такие слова называются сложносокращёнными, или аббревиатурами (от латинского «сокращённый»). Сложное слово, состоящее из сокращённых основ слова, называется сложносокращённым. Например, слово завуч образовано из сокращённых частей слов заведующий учебной частью. Слово универмаг образовано от сокращённых частей слов универсальный магазин.

Сложносокращённые слова могут образоваться из начальных букв каждого слова: МГУ – Московский государственный университет. В этом случае нужно правильно произнести каждую букву: [эмгэу].

Сложносокращённые слова могут образоваться из начальных звуков каждого слова: СМУ – строительное монтажное управление. Произносим как одно слово: [сму].

Сложносокращённые слова могут образоваться из сочетания начальных букв и звуков: ЦСКА – Центральный спортивный клуб армии. Сначала произносятся буквы, а потом звуки: [цээска].

Сложносокращённые слова могут образоваться из начальных частей слов и начальных звуков: КамАЗ – Камский автомобилестроительный завод. Произносим как одно слово: [камас].

Как определить род сложносокращённого слова? Как правильно сказать: МХАТ выехал, выехала или выехало на гастроли за рубеж? Для выбора правильной формы глагола необходимо расшифровать аббревиатуру и найти в ней главное слово: МХАТ – Московский художественный академический театр. Главное слово – театр, оно мужского рода. Следовательно, аббревиатура МХАТ – мужского рода. Правильно сказать: МХАТ выехал на гастроли за рубеж.

Потренируемся в расшифровке аббревиатур и определении ключевых слов.

ТЮЗ – Театр юного зрителя.

НЛО – неопознанный летающий объект.

КПД – коэффициент полезного действия.

Прилагательные и глаголы необходимо согласовывать с аббревиатурами, ориентируясь на род ключевого слова. ТЮЗ показал новый спектакль. ГЭС начала вырабатывать электрическую энергию. НЛО был замечен во время бури. Высокий КПД.

Есть особенность в определении рода некоторых аббревиатур: если они оканчиваются на согласный, то могут относиться к существительным мужского рода. Такими являются слова вуз, МИД, ЗАГС. Правильно говорить: технический вуз, МИД сделал заявление, открылся новый ЗАГС. Такие аббревиатуры называются звуковыми.

Трудные случаи определения рода сложносокращённых слов

по фонетическому облику (нулевое окончание, как у сущ. м. рода 2 скл.), звучит [м҆ит].

Источник

Урок русского языка в 6 классе по теме «Понятие о сложносокращённых словах»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Понятие о сложносокращённых словах».

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Цели урока: знакомство со сложносокращенными именами существительными и их особенностями на основе имеющихся знаний о существительных и их способах словообразования.

Познакомить учащихся со сложносокращёнными именами существительными, правописанием и особенностями их употребления в речи;

Научить определять род сложносокращённых имён существительных;

Обогащать словарный запас сложносокращенными именами существительными;

Совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде;

Находить закономерности в образовании сложносокращенных слов;

Развивать устную и письменную речь, память, внимание, логическое мышление.

Создать психологически комфортную обстановку на уроке;

Содействовать развитию познавательного интереса к предмету.

Воспитать бережное и уважительное отношение к русскому языку, патриотизм и любовь к родному краю.

Планируемые результаты обучения

Сформировать представление о сложносокращенных существительных и аббревиатуре;

уметь определять род сложносокращенных слов;

совершенствовать умение понимать и использовать их.

умение работать с учебником, ставить и решать проблемы;

развивать память и внимание;

строить речевые высказывания;

умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

умение работать в группе, осуществлять сбор информации, владение разными формами речи.

осознание значимости личности человека, его достоинств; воспитание нравственных качеств: чувство товарищества, дисциплинированность, ответственность, способность слушать других.

Основные понятия: сложносокращённые имена существительные, аббревиатуры, способы словообразования.

— презентация к уроку,

— рабочий лист для каждого ученика по теме « Сложносокращённые имена существительные».

Формы работы учащихся:

самостоятельная работа,фронтальная работа, словарная и лексическая, самопроверка, взаимопроверка, индивидуальная, работа с учебником.

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Приветствие. Запись фамилии, имени, даты на рабочем листе.

Коммуникативные: мобилизация готовности обучающихся к предстоящей деятельности.

II. Актуализация знаний.

— Предлагаю определить тему, исходя из материала предыдущего урока.

— Закончите фразу… (устно)

Сложными называются слова…

Они образуются в результате …

При образовании сложных слов чаще используются …

Выполняют задание № 1 в рабочих листах.

Работа с текстами.
(текст на бумажных листах).

Исследователь, дожд..мер, закр..питель, выключатель, обозр..ватель, пчел..вод, пар..ход, язык..вед, глаз..мер, летчик-испытатель.

Время выполнения – 3 минуты;

Оценить себя – по 0,5 балла за каждое найденное слово.

III. Формулирование темы и постановка целей урока.

3.1. Фронтальная беседа.

— Прочитайте слова, ответьте на вопрос:

По какому принципу сгруппированы слова?

Как образуются слова первого столбика?

Определите тему урока.

Попробуйте сформулировать цели нашего урока? Что для этого необходимо сделать?

Запишите тему урока на рабочий лист.

Как вы думаете, почему сложносокращённые слова получили такое название? А как образовано данное слово?

Изучение нового материала по учебнику. Словарно-терминологическая работа.

— Просмотрите материал учебника на стр. 120 и попробуйте определить термин «сложносокращенные существительные».

Запишите термин в тетрадь.

Какие вы узнали способы сокращения слов?

Запишите способы сокращения слов.

— Познакомимся с понятием «аббревиатура». Прочитайте определение. Назовите ключевое слово?

Отвечают на вопросы:

В первом столбике слова с соединительными гласными о, е.

Сложением двух основ.

Сложением частей слов, сокращением целых слов.

Узнать, как образуются такие слова, что они обозначают.

Эти слова одновременно являются и сложными(т.к. состоят из нескольких основ), и сокращёнными (т.к. эти основы использованы в усечённом виде)

Комментированное чтение правила.

Делают записи в тетради.

Чем отличаются слова первого столбика от слов второго?

Сложносокращённые существительные – это существительные, образованные путём сложения сокращённых основ.

Способы сокращения слов:

1. часть слова + целое слово

2. часть слова + часть слова

Аббревиатура от латинского слова « abbreviate » –сокращенно излагать.

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цели урока.

Формирование навыков речевой деятельности

Извлекать информацию, представленную в тексте, делать выводы, обобщения.

IV. Постановка проблемного вопроса.

— Установите соответствие между аббревиатурой и словосочетаниями.

Постановка проблемного вопроса.

— Почему не все сложносокращенные слова пишутся одинаково? От чего это зависит?

-Зачем нужны в речи сложносокращённые слова?

Выполняют задание № 2 в рабочих листах.

Проверяют себя по слайду № 8

— Это зависит от того, как они образованы.

Основная функция – экономия места и времени. Гораздо проще написать трёхбуквенные слова, чем длинные определения или названия

Задание № 2 на рабочем листе

Общественное российское телевидение

Московский государственный университет

Организация объединенных наций

Министерство чрезвычайных ситуаций

Государственная инспекция безопасности дорожного движения

Высшее учебное заведение

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Анализировать, сравнивать, делать выводы.

1. Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция.

V. Развитие учебно­языковых умений.

5.1 История возникновения сложносокращенных слов.

Сложносокращённые слова появились сравнительно недавно в начале 20 века и продолжают образовываться до сих пор. Это связано с процессом развития языкознания.

.-Как вы думаете, будут ли с течением времени появляться новые сложносокращённые слова?

5.2 Работа с учебником.

— Откройте учебник на странице 122, выполните упр. 221. Прочитайте задание и ответьте на вопрос: чему научит нас это упражнение?

Выполняют упр. 221 ( задание № 3) в рабочих листах.

Проверка по эталону.

… сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До событий 1917 г. в устной речи они почти не использовались.

В1920-х гг. в советской республике появляется множество сложносокращенных слов типа “местком”, “Моссовет”, “ЧК”, “ЦК”, “ВЦИК” и т. п.

Распределите сложносокращенные слова на три группы по способу сокращения слов, от которых они образованы.

МХАТ, ТЮЗ, газпром, вторцветмет, завхоз, спецкор, ГЭС, вуз, универмаг, ГИБДД.

Время выполнения –4 минуты;

оценить себя – по 2 балла за группу.

анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

VI. Открытие новых знаний.

Постановка проблемного вопроса.

-Можем ли мы определить род у слова ТЮЗ?

— А как вы это сделаете?

Составьте алгоритм определения рода у сложносокращенных слов.

6.3. Работа с учебником.

-. Прочитайте задание упр. 222. Какие навыки вы будете закреплять?

Выполняют задание № 4 в рабочих листах.

— Определять род сложносокращённых слов и правильно употреблять их в тексте .

Выполняют упр. 222 (задание № 5) в рабочих листах.

Самопроверка, выставление количества баллов.

Составьте алгоритм определения рода у сложносокращенных слов.

1. если оно образованно с помощью звуков – м.р.;

букв – определи род главного слова.

3. определить его способ словообразования

5. найти главное слово в словосочетании.

Задание в учебнике (упр.222)

Спишите, употребляя глаголы в прошедшем времени, обозначьте их род.

ГАБТ (выехать) на гастроли за рубеж (театр).

ТЮЗ (показать) новый спектакль (театр).

ГЭС (начать) вырабатывать электрическую энергию (станция).

Время выполнения – 3 минуты;

оценить себя – по 0,5 баллу за слово.

Анализировать, строить логические рассуждения, делать выводы.

Составлять алгоритм действия.

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VII. Первичное применение новых знаний, развитие учебно­языковых умений.

7.1 Вторичное закрепление.

— Посмотрите на слайд. Какие сложносокращённые существительные мы можем встретить на улицах г. Томска?

Найдите 4-е лишнее. Почему?

Дайте полные названия этих мест.

Как образованы эти существительные?

Какие еще сложносокращённые существительные мы можем встретить на улицах г. Новокузнецка?

НКМК (Новокузнецкий металлургический комбинат), ЗСМК (Западно-сибирский Металлургический комбинат), КузГПА (Кузбасская Государственная педагогическая академия).

— Машзавод, супермаркет «Лента», ЦУМ и т.д.

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Подготовить страницу для иллюстрированного словаря сложносокращенных слов г. Новокузнецка.

Записывают в дневники.

9.1. Знакомство со словарем сокращений по русскому языку.

– Как поступить, если вам встретилась аббревиатура, значение которой вы не знаете?

1. Какую цель мы ставили в начале урока?

Заполните таблицу в рабочих листах ( что узнал нового).

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам.

— Посмотрим в словарь сокращений русского языка

— Узнать, как образуются сложносокращенные слова, что они обозначают. Да.

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть картинку Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Картинка про Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть картинку Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Картинка про Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть картинку Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Картинка про Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть картинку Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Картинка про Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс

Номер материала: ДБ-465374

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть картинку Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Картинка про Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть картинку Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Картинка про Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс

ОНФ планирует решить проблему с низкими зарплатами водителей школьных автобусов в России

Время чтения: 1 минута

Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть картинку Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Картинка про Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс

Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов

Время чтения: 1 минута

Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть картинку Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Картинка про Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть картинку Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Картинка про Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть картинку Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Картинка про Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Смотреть картинку Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Картинка про Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс. Фото Что такое аббревиатура в русском языке примеры 6 класс

Названы главные риски для детей на зимних каникулах

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *