Что такое абандон в страховании

Что такое абандон в страховании

53. Положения об абандоне

По своей сути указанное положение носит частно-правовой характер, что позволяет поставить вопрос о его переносе в ГК РФ.

Изучение опыта Германии, Франции, Великобритании и США показывает, что в этих странах институт абандона применяется в основном в сфере морского (транспортного) страхования. В России институт абандона также первоначально был предусмотрен лишь для морского страхования (статья 278 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации). Однако Федеральным законом от 10.12.2003 N 172-ФЗ в Закон об организации страхового дела было введено положение об абандоне, которое применяется ко всем видам страхования имущества.

С учетом этих соображений предлагается сохранить в российском законодательстве институт абандона.

Анализ судебной практики показывает, что одной из проблем применения положений об абандоне в настоящее время является отсутствие указания на срок подачи страхователем (выгодоприобретателем) заявления об абандоне. Для морского страхования установлен шестимесячный срок для заявления об абандоне (статья 279 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации). По истечении этого срока право на абандон утрачивается.

В отличие от указанной выше статьи, регулирующей абандон в рамках страхования морских судов и грузов, положения пункта 5 статьи 10 Закона об организации страхового дела об абандоне применяются к различным видам страхования имущества. Обстоятельства страховых случаев, по поводу которых может быть заявлен абандон, могут существенно отличаться в зависимости от того, какое имущество застраховано. Это, в свою очередь, предопределяет невозможность установления единого срока для заявления об абандоне, применимого ко всем разновидностям страхования имущества.

Серьезные сложности на практике возникают с определением момента перехода права собственности от страхователя (выгодоприобретателя) к страховщику после заявления об абандоне. Правила статьи 223 ГК РФ о моменте перехода права собственности не отражают особенностей перехода этого права при абандоне. Во-первых, абандон является не договором, а односторонней сделкой, влекущей переход права собственности. Во-вторых, предусмотренный в статье 223 ГК РФ порядок перехода права собственности на движимое и недвижимое имущество практически неприменим на практике в рамках процедуры абандона. Согласно пункту 1 статьи 223 ГК РФ право собственности у приобретателя движимой вещи возникает с момента передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Хотя участники страховых отношений не лишены возможности заключить соглашение об абандоне, наличие такого соглашения не является обязательным. Для перехода права собственности достаточно заявления страхователя (выгодоприобретателя). Поскольку абандон является односторонней сделкой, его правовой эффект достигается независимо от согласия страховщика; условием действительности заявления об абандоне является доведение волеизъявления страхователя (выгодоприобретателя) до сведения страховщика. При этом на практике страхователи (выгодоприобретатели) сталкиваются с трудностями при передаче вещи страховщику в случаях, когда страховщик не выражает желания принять вещь. Поскольку пункт 1 статьи 223 ГК РФ прямо указывает на возможность существования специальной нормы закона о переходе права собственности в тех или иных ситуациях, предлагается указать в проектируемой статье об абандоне, что право собственности на движимое имущество переходит в момент получения страховщиком заявления страхователя (выгодоприобретателя) об абандоне.

Еще большие практические сложности возникают при передаче в порядке абандона имущества, относящегося к недвижимости. Речь прежде всего идет о морских, речных, воздушных судах. Однако, хотя на практике такие случаи встречаются редко, возможна и передача в порядке абандона права собственности на «классическую» недвижимость (здания, сооружения и т.п.). Безусловно, к этому виду передачи права собственности должно применяться общее правило о переходе права собственности с момента государственной регистрации. На основании подпункта 1 пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация осуществляется на основании заявления лица, право собственности которого возникает. Применительно к абандону таким лицом является страховщик. В то же время на практике страховщик в большинстве случаев не заинтересован в принятии абандона и не предпринимает мер для государственной регистрации перехода права собственности на имущество. Страхователю в таких случаях необходимо обращаться в суд с иском о понуждении к регистрации (пункт 7 вышеуказанной статьи). Этот способ защиты права является для страхователя достаточно обременительным, и вопрос о праве собственности на застрахованное имущество, ставшее объектом абандона, длительное время не решается.

Для решения этой проблемы предлагается указать в проектируемой статье, что право собственности на недвижимое имущество переходит к страховщику с момента государственной регистрации перехода права, при этом государственная регистрация перехода может осуществляться по заявлению страхователя.

Предлагаемое изменение затрагивает не только проектируемую статью в главе 48 ГК РФ, но и некоторые другие положения законодательства. В частности, необходимо внести корреспондирующие изменения в пункт 3 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в главу III Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, в главу 2 Федерального закона от 14.03.2009 N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними», в другие законодательные и нормативные акты.

Источник

Абандон

Что такое абандон в страховании. Смотреть фото Что такое абандон в страховании. Смотреть картинку Что такое абандон в страховании. Картинка про Что такое абандон в страховании. Фото Что такое абандон в страховании

Абандон — широко распространённый термин, который активно применяется сфере страхования имущества за рубежом, где также и востребован в сегменте автомобильного страхования. Удобная для клиентов страховых компаний практика постепенно становится популярной и в России.

Абандон в страховании это

Если такая практика предусмотрена договором, выгодоприобретатель, при определённых обстоятельствах, имеет право отказаться от своих прав на объект страхования, чтобы получить от страховой компании максимально возможную выплату.

Классическим случаем абандона считается пропажа имущества, после которой права владельца переходят в пользу страховщика, который выплачивает компенсацию в полном объёме.

Если потерявшееся имущество неожиданно находится, правами на него будет владеть страховая компания. Абандон не характеризуется как абсолютная, безапелляционная норма, поэтому при ряде определенных обстоятельствах страхователи нередко получают отказ в реализации имеющегося права.

Абандон в транспортном страховании

На первый взгляд абандон, кажется, достаточно простой нормой, хотя по факту между сторонами договора, в которых прописаны соответствующие условия, часто возникают спорные ситуации относительно законности применения нормы, а также условиях выплаты и размере компенсации.

Судебные споры на предмет применения абандона не редкость. Причем исход дела чаще всего решается в пользу выгодоприобретателя или страхователя. По этой причине специалисты страховых компаний проявляют живой интерес к изучению судебной практики в вопросе абандона.

Абандон право или обязанность

Если рассматривать абандон именно с этой точки зрения то норма имеет статус права, которым может воспользоваться выгодоприобретатель, но вместе с этим для страховщика абандон – это обязанность принять на баланс застрахованное имущество. Чаще всего абандон реализуется через специальное письмо, которое страхователь направляет в адрес страховщика. Фактически, в сложившейся ситуации отсутствует предмет договора, по которому фиксируется соглашение сторон. Такое соглашение может подписываться, когда заходит речь о вопросах технического характера, касающихся перечня и способа передачи документов, а также передачи имущества и тому подобных вещей.

Заявление об абандоне

Заявления на предмет использования абандона составляет выгодоприобретатель. Делается это не позднее момента, когда будет получено страховое возмещение, в крайнем случае, его первая часть. В морском страховании воспользоваться правом разрешается в течение шести месяцев с момента фиксации страхового случая. Заявление не может быть отозвано, поскольку носит безусловный характер. В соответствии с договором или законом предусматривается, что выгодоприобретатель, обнаруживший утерянное имущество обязан возвратить страховщику сумму полученного возмещения, за вычетом реального ущерба, нанесённого имуществу.

Когда писать абандон

В автомобильном страховании разрешается писать абандон, при фиксации конструктивной гибели (она же полный тотал) транспортного средства. Произойдет это только в том случае, если стоимость ремонта техники будет превышать 30% от её реальной рыночной цены. В таких случаях применяется достаточно сложная система расчётов, воспользоваться которой самостоятельно автовладельцу не удастся по ряду объективных причин.

С практической точки зрения абандон не слишком выгоден отечественным страховым компаниям, особенно в рамках широко распространённого полиса каско. Намного удобнее выплатить меньшую сумму компенсации, которая сможет лишь частично покрыть ремонт автомобиля, что становится возможным из-за юридической безграмотности большинства владельцев транспортных средств. Поэтому при конструктивной гибели автомобиля рекомендуется воспользоваться помощью квалифицированного юриста.

Совет от Сравни.ру: Выгодное право, которым может воспользоваться клиент страховой компании в процессе покупки страхового полиса. Перед тем, как платить деньги, постарайтесь получить независимую консультацию эксперта страхового рынка, чтобы приобрести полис у компании, которая реально практикует применение абандона.

Источник

Абандон в страховании – это. Определение, особенности и примеры

Что такое абандон в страховании. Смотреть фото Что такое абандон в страховании. Смотреть картинку Что такое абандон в страховании. Картинка про Что такое абандон в страховании. Фото Что такое абандон в страховании

Большинство владельцев транспортных средств, особенно только что приобретенных, считают необходимым застраховать свой автомобиль. Приобретя страховой полис, страхователь считает, что имеет полное право рассчитывать на получение полной стоимости поврежденного автомобиля, если произошел страховой случай. И даже в случае, когда авто не подлежит восстановлению ввиду катастрофических разрушений, страховая компания выплатит компенсацию за бывший автомобиль в полном размере. В этом вопросе большинство клиентов, как правило, постигает разочарование. Ведь сумма возмещения, которую выплачивает страховщик, иногда разительно отличается от суммы, на которую рассчитывал клиент.

Что такое абандон в страховании. Смотреть фото Что такое абандон в страховании. Смотреть картинку Что такое абандон в страховании. Картинка про Что такое абандон в страховании. Фото Что такое абандон в страховании

Закон об абандоне

На сегодняшний день понятие отказа от имущества закреплено в Федеральном Законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Страхователь имеет полное право отказаться от принадлежащего ему на правах собственности имущества, поврежденного или уничтоженного в результате страхового случая, в обмен на получение полной страховой суммы, исходя из норм пункта 5 статьи 10. Учитывая это, на вопрос о том, в каком страховании часто применяется абандон, единственно правильным будет ответ, что Abandonment применим только при наличии у страхователя договора страхования имущества или автомобиля.

Что такое абандон в страховании. Смотреть фото Что такое абандон в страховании. Смотреть картинку Что такое абандон в страховании. Картинка про Что такое абандон в страховании. Фото Что такое абандон в страховании

Выбор страхователя: транспорт или абандон

Заключая договор страхования транспортного средства, клиент страховой компании должен изучить его правила. Кроме страховой суммы, размера страхового платежа необходимо детально ознакомиться с условиями выплаты страхового возмещения, рисками и исключениями. Абандон в страховании автомобиля по КАСКО – это право страхователя на получение полной страховой суммы за поврежденный автомобиль.

Бывают ситуации, когда после аварийного транспортного события, автомобиль поврежден больше чем на 70%. В страховании такое событие считают конструктивной гибелью транспортного средства, или тотальным ущербом. Если имеет место такой факт, в большинстве страховых компаний, согласно действующим правилам страхования, проводят выплату страховой суммы. Однако ее уменьшают на стоимость остатков авто, которые страхователь еще может реализовать. В таком положении клиент предстает перед выбором: искать покупателей на пригодные для продажи остатки автомобиля или воспользоваться абандоном в страховании, процедура которого менее утомительна.

Что такое абандон в страховании. Смотреть фото Что такое абандон в страховании. Смотреть картинку Что такое абандон в страховании. Картинка про Что такое абандон в страховании. Фото Что такое абандон в страховании

Конструктивная гибель

Как показывает статистика, большинство клиентов страховых компаний не читают полностью договор страхования. Они уверены, что имея на руках подписанный с двух сторон документ КАСКО при наступлении страхового случая у них есть возможность возместить полученный ущерб в полном размере. А уж если автомобиль невозможно или слишком дорого восстанавливать, то страховщик выплатит полную его стоимость.

Все не так однозначно. Тотальным ущерб признается в том случае, если во время страхового события произошло повреждение застрахованного имущества, а стоимость ремонтных работ или полное восстановление составляют 70 и более процентов от реальной стоимости на момент аварии или другого страхового случая.

Очень часто страхователи с целью экономии на страховом платеже заключают договоры КАСКО с определением страховой суммы не по рыночной цене на момент страхования, а по договорной цене. В результате сумма страхового возмещения при конструктивной гибели транспортного средства не сможет полностью покрыть полученный ущерб.

Договор страхования и абандон

Заключая договор страхования автомобиля, потенциальный клиент обязан изучить все его пункты. Есть компании, которые в страховых договорах не прописывают процедуру абандона. В страховании это закреплено на законодательном уровне, должно быть расписано в правах страхователя, которые указаны в правилах и полисах. Ознакомившись с условиями страхования, клиент должен детально узнать свои права, а также что такое абандон в страховании и обязанности при наступлении страхового случая. Точно так же страховая компания обязана ознакомить страхователя и со своими обязанностями и правами.

Процедура абандона оформляется двумя способами:

— прописывается в договоре страхования;

— заключается акт о передаче прав на поврежденное застрахованное имущество.

Что такое абандон в страховании. Смотреть фото Что такое абандон в страховании. Смотреть картинку Что такое абандон в страховании. Картинка про Что такое абандон в страховании. Фото Что такое абандон в страховании

Оформление абандона

В соответствии с законодательством Российской Федерации существует две возможности оформить процедуру абандона в страховании. Это возможно в таких ситуациях:

Таким образом, в любом из вариантов страхователь имеет право воспользоваться процедурой абандона в страховании. Образец документа о передаче прав должен включать в себя информацию о сторонах, которые его подписывают, данные объекта отчуждения.

Что такое абандон в страховании. Смотреть фото Что такое абандон в страховании. Смотреть картинку Что такое абандон в страховании. Картинка про Что такое абандон в страховании. Фото Что такое абандон в страховании

Подводные камни абандона в страховании

Следует помнить, что все условия, прописанные в договоре страхования, необходимо тщательно изучить. Бывают ситуации, когда страхователь решает воспользоваться положенным ему правом на абандон. Он рассчитывает, что после передачи автомобиля страховой компании ему перечислят компенсацию в размере полной страховой суммы. Как показывает практика, страховщикам прибыльно определять конструктивную гибель транспортного средства и рекомендовать клиентам воспользоваться процедурой абандона.

Во многих договорах КАСКО с целью уменьшения страховых платежей клиентам предлагают заключать договор страхования с учетом изношенности авто. Если у клиента договор с таким условием, то при определении суммы страховой компенсации страховая сумма автоматически уменьшится на сумму амортизационного износа. К тому же необходимо учесть сумму франшизы, которая указана в документе на страхование. Поэтому, воспользовавшись своим правом на отказ от имущества, страхователь может получить значительно меньшую сумму компенсации, чем он предполагал. Такие случаи бывают нередко.

Что такое абандон в страховании. Смотреть фото Что такое абандон в страховании. Смотреть картинку Что такое абандон в страховании. Картинка про Что такое абандон в страховании. Фото Что такое абандон в страховании

Некоторые нюансы абандона в страховании

Источник

Что такое абандон в страховании

Статья посвящена анализу порядка осуществления абандона в морском и неморском страховании по российскому и английскому праву. По итогам сравнения подходов двух правовых систем автор приходит к выводу о том, что в обоих правопорядках при абандоне к страховщику переходят право собственности на застрахованное имущество, а также обязанности, предмет которых вытекает напрямую из права собственности на вещь и которые не связывают страхователя лично. Между тем коренное отличие английского подхода от российского заключается в том, что в Англии абандон рассматривается как двусторонняя сделка, а в России — как односторонняя. Частично основываясь на английском опыте, автор предлагает законодательно закрепить положение о том, что при абандоне к страховщику переходит не только право собственности на застрахованное имущество, но и право на получение доходов от его использования, а также установить право страховщика на отказ от передачи ему прав на застрахованное имущество. В качестве альтернативы второму положению предлагается ограничить срок направления заявления об абандоне в неморском страховании.

Абандон (англ. abandonment ) — один из важных институтов страхового права. В общем виде он представляет собой отказ страхователя (выгодоприобретателя) от прав на застрахованное имущество в пользу страховщика с целью получения страхового возмещения в размере страховой суммы. Подобный институт существует в праве многих стран, но наиболее детальное развитие он получил в праве Англии. Именно поэтому оно было выбрано в качестве материала для сравнения.

В настоящей статье рассматривается ряд проблемных аспектов абандона. Кто может реализовать право на абандон? Какие права и в каком объеме переходят при абандоне? Какого рода обязанности ложатся на страховщика? Какова процедура перехода этих прав и обязанностей? Какова правовая природа абандона? В России отсутствует полное и адекватное регулирование этих вопросов. Недостаточно освещены они и в российской доктрине. Между тем на практике указанные вопросы далеко не всегда разрешаются правильным и справедливым образом. Эта статья является попыткой предложить ряд способов для устранения имеющихся проблем.

Субъект права на абандон

Страхователями и выгодоприобретателями по договору страхования могут выступать лица, обладающие разнообразными видами прав на застрахованное имущество. Это могут быть собственники, залогодержатели, арендаторы, лизингополучатели, в морском страховании — фрахтователи судна по договорам тайм-чартера или бербоут-чартера и т.д. Все ли они являются субъектами права на абандон?

Источник

Тема 1. Экономическая сущность и функции страхования

Целью темы является раскрытие содержания страхования как экономической категории, определение понятия страхового фонда, его организационных форм и необходимости формирования. Так как любая наука имеет свою терминологию, то в теме раскрываются значения основных страховых терминов.

Оглавление

В современных условиях развития экономики страхование принадлежит к числу наиболее быстро развивающихся отраслей хозяйственной деятельности. Представляя собой систему защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства, страхование является необходимым элементом современного общества. Оно дает гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае природных и техногенных катастроф, иных непредвиденных явлений.

Страхование — это стратегический сектор экономики, так как, помимо возмещения понесенных убытков, является одним из источников повышения инвестиционного потенциала и дает возможность увеличить состояние и богатство нации, что важно для российской экономики, которая пока пребывает в сложном положении.

Слово «страхование» произошло от слов «страх», «подстраховка» и связано, в основном, со страхом перед каким-либо непредвиденным опасным событием, влекущим за собой ущерб имуществу, здоровью и пр. В Западной Европе, в частности в Великобритании, термин страхование звучит как «insurance» (страхование), корнем которого является слово «sure» (быть уверенным). Таким образом, смысловое значение слова «страхование» в западных странах — уверенность в будущем, поддержание уверенности, а не страх перед чем-либо.

Страхование принадлежит к числу наиболее старых и устойчивых форм обеспечения хозяйственной жизни, уходящих корнями в далекую историю.

1. Понятие «страхование». История развития страхования

Страхование — древнейшая категория общественно-экономических отношений между людьми, которая является неотъемлемой частью производственных отношений.

Однако операции, в которых отдаленно просматривались начала страховой деятельности, появились уже в Шумере (область Месопотамии — Двуречье, ныне Южный Ирак, где в 4 – 3 тысячелетии до нашей эры сформировались первые классовые государства Ур, Урук и Лагаш); тамошним торговцам выдавалась финансовая гарантия или сумма денег (в форме займа или создания общей кассы) для защиты их интересов в случае утраты груза во время перевозки

Самые древние правила страхования изложены в одной из книг Талмуда. Если у одного из погонщиков ослов пропадало животное, Талмуд предписывал другим погонщикам передать ему взамен другого осла, но ни в коем случае не деньги. Еще тогда был заложен основополагающий принцип: страхование — это только защита от риска, и оно ни в коем случае не может служить обогащению.

Позже в Вавилоне (древний город в Месопотамии, в XIX – XI вв. до н. э. столица Вавилонии) появились особые группы «торговцев-заемщиков», которые специально ссужали своих коллег, решивших «пуститься в долгое путешествие» (именно так называли тогда операции по импорту-экспорту), и не требовали денег назад в случае кражи или утраты товара во время перевозки.

Современное страховое дело ведет свое происхождение от итальянского мореходства (с XIII в.). Договор морского страхования развился из особой страховой (морской) ссуды. Банкир объявлял о заключении договора о ссуде с купцом или судовладельцем и брал на себя ответственность (в размере ссуды) за корабль или товары на протяжении определенного времени, в определенном морском рейсе. По окончании морской экспедиции все претензии банкира к купцу погашались. Однако исполнение ссуды обозначалось только для виду, а на деле купец платил банкиру то, чего не было в договоре, — некое вознаграждение за риск, прообраз современной страховой премии. Если судно терпело кораблекрушение, банкир терял вполне реальные собственные деньги.

Особое место в развитии страхования занимает Англия, в которой в гг. XVII в. возникли первые страховые общества в области огневого страхования. Толчком к их созданию послужил пожар в Лондоне в 1666 г., погубивший 70 тыс. человек. В это же время возникают первые страховые общества в области морского страхования: во Франции (1686 г., Париж), в Италии (1741 г., Генуя), Дании(1746 г.), Швеции (1750 г.).

В XIV в. сложная нотариальная форма морского займа была заменена денежным полисом, который страховщик выдавал судовладельцу в подтверждение заключенного договора. Первый полис был выдан в Барселоне в 1374 г. В 1468 г. появляется Венецианский кодекс морского страхования. Затем морское страхование быстро развивается в Англии, где в 1601 г. был принят правовой акт, которым предусматривалось создание специальных судов, занимающихся разбирательством споров из области морского страхования.

Страховая корпорация Lloyd’s возникла из Кофейного дома Ллойда, владельцем которого был Эдвард Ллойд (умер в 1713 г.). Первое упоминание о Кофейном доме Ллойда относится к 1688 г. В этой кофейне происходили регулярные встречи страховщиков, судовладельцев, купцов. С 1696 г. Эдвард Ллойд стал издавать страховую газету Lloyd’s News, а с 1734 г. появился Lloyd’s List. В 1760 г. в системе Ллойда образовалось первое в мире классификационное общество — регистр судов (Регистр английского Ллойда). В 1871 г. актом британского парламента объединение страховщиков Lloyd’s получило официальный статус корпорации страховщиков.

Родиной страхования жизни считают Англию, в которой в 1699 г. впервые появилась профессиональная организация, занимающаяся страхованием жизни вдов и сирот, а затем была создана страховая компания Eckvatedl, занимающаяся личным страхованием.

Родиной перестрахования является Германия. Первое перестраховочное общество было образовано в Кельне в 1846 г., затем такое общество появилось в Мюнхене. В 1885 г. возникло «Русское общество перестрахования», которое занималось перестрахованием огненных рисков.

Появление страхования на Руси связывают с памятником древнерусского права — «Русской правдой», которая дает интересные сведения о законодательстве X – XI вв. Особое значение имеют нормы, касающиеся материального возмещения вреда общиной (вервью) в случае убийства. Например:

«Если кто убьет княжеского мужа, совершив на него нападение, и убийца не будет пойман, то платит за него 80 гривен та округа, где найден убитый. Если же убит простой человек, то округа платит 40 гривен» (ст. 3).

«Если убийство совершено не умышленно, а в ссоре или на пиру при людях, то убийца выплачивает виру (денежный штраф) также с помощью округи» (ст. 6).

«Если кто откажется от участи в уплате дикой (подушной) виры, тому округа не помогает в уплате за него самого, и он сам за себя тогда платит» (ст. 8).

В ст. 6 и 8 «Русской правды» можно обнаружить все элементы договора страхования гражданской ответственности, полагая, что при непреднамеренном убийстве дикая вира является результатом предварительного страхового договора и обязательна не для всех, а лишь для тех и в пользу тех, кто путем этого договора вступил в такое взаимное страховое общество. Задачи страхового обеспечения носили некоторые государственные мероприятия, организуемые центральной или местной властью с разнообразными целями.

Примером государственного страхования может служить гл. 72 «Стоглава» (1551) «Об искуплении пленных» свода законов Московской Руси. Как известно, уже после свержения татаро-монгольского владычества на русские рубежи совершались нескончаемые набеги крымских и ногайских татар, которые захватывали пленников и продавали их в рабство. Предотвратить такую продажу или освободить из рабства мог выкуп. В целях сохранения людских поселений, а также военных и других служилых людей на юге страны организация выкупа пленных была обеспечена специальной финансовой базой. Предписаниям на этот счет и посвящена 72 гл. «Стоглава». В ней предусматривались три формы выкупа из плена. Во всех случаях выкуп финансировался из царской казны, но затрачиваемые ею средства возвращались в виде ежегодной раскладки среди населения. Раскладка, таким образом, строилась на уравнительных началах. Позднее от системы последующей раскладки реально израсходованных на выкуп пленных сумм совершился переход к регулярным платежам, образующим специальный фонд выкупа пленных. Такой порядок закреплен в Соборном уложении (1649) царя Алексея Михайловича.

В царской России первый опыт страхования жизни (Закон о вдовьей казне) относится к 1771 г. При учреждении в 1776 г. Государственного Заемного Банка ему было предоставлено право страхования каменных домов и фабрик, в том же году при нем было учреждена страховая экспедиция. В 1797 г. при Государственном Ассигнационном Банке была открыта страховая контора для страхования товаров, в 1798 и 1799 гг. в Москве и Петербурге при Камеральном Департаменте были учреждены «Ассекуранц-Конторы» для взаимного страхования от огня.

Страхование в России всегда было связано либо с непосредственным участием государства, либо с его покровительством (предоставлением страховым обществам специально установленной государственной монополии — поддержки в первое время существования). Так, возникшее в 1827 г. первое частное акционерное общество — Первое Российское Страховое Общество для страхования от огня — получило от государства монополию на страхование в важнейших губерниях России.

В 1835 г. начало функционировать первое в России акционерное общество страхования жизни — Российское Общество Застрахования Капиталов и Доходов. В 1847 г. открылась компания «Надежда», занимавшаяся транспортным страхованием (первоначально на Черном море). В 1894 г. был установлен правительственный надзор над страховыми предприятиями и установлены общие правила отчетности. В 1906 г. в России было начато государственное страхование жизни.

Помимо акционерных обществ в дореволюционной России активно развивались и работали общества взаимного страхования (ОВС). Вначале такие общества занимались страхованием строений от огня (в основном крупных домовладельцев). В 1913 году большинство обществ объединялось Российским союзом обществ взаимного страхования от огня. Получило развитие взаимное страхование промышленников, взаимное морское и речное страхование и др.

После Октябрьской революции 1917 г. была сделана попытка ликвидации системы страхования (1918 — 1920 гг.). В 1918 г. страхование во всех его видах и формах было объявлено государственной монополией.

Проведение новой экономической политики (эпоха НЭПа) с марта 1921 г. знаменовало собой восстановление страховой системы. В декабре 1921 г. выходит декрет СНК (Совета Народных Комиссаров) «О государственном имущественном страховании», в соответствии с которым был создан Госстрах. В 1922 – 1923 гг. после денежной реформы законодательно вводится личное страхование. Для осуществления страхования внешнеторговых сделок был создан Ингосстрах. С этого момента и до начала перестройки в СССР Госстрах и Ингосстрах были монополистами на страховом рынке страны. Их функции регулировались государством, а значительная доля страховых премий перечислялась в бюджет.

В конце – начале гг. началось формирование негосударственных страховых компаний. Развал СССР ускорил этот процесс. Однако появившиеся компании не пользовались доверием граждан, чему, в частности, способствовали условия галопирующей инфляции. В начале гг. в РФ началось возрождение национального страхового рынка, которое продолжается и в настоящее время.

2. Экономическая категория страхования

Страхование — это система экономических отношений, подразумевающая образование за счет взносов предприятий, организаций и граждан страхового фонда и его использование для возмещения ущербов, возникающих вследствие наступления страховых рисков.

Страхование не создает новую стоимость. Оно занимается только распределением убытка (ущерба) одного страхователя между всеми страхователями (рис. 1).

Что такое абандон в страховании. Смотреть фото Что такое абандон в страховании. Смотреть картинку Что такое абандон в страховании. Картинка про Что такое абандон в страховании. Фото Что такое абандон в страховании

Рис.1. Схема процесса страхования

Приведенная схема показывает, что каждый страхователь платит страховщику страховой взнос, из которого образуется страховой фонд. В случае возникновения страхового случая у кого-либо из страхователей его убыток покрывается из страхового фонда, созданного всеми страхователями.

Как экономическая категория страхование представляет собой систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование для возмещения ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях, а также для оказания помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни.

Страхование как экономическую категорию характеризуют следующие признаки:

3. Понятие «страховой фонд» и его организационные формы

Страховой фонд как экономическая категория представляет собой резерв материальных или денежных средств, предназначенный для возмещения ущербов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *