Что такое 7 свободных искусств кратко
СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ
Полезное
Смотреть что такое «СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ» в других словарях:
СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ — система учебных предметов в европейской средневековой школе. Включала 1 й цикл тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и следовавший за ним повышенный 2 й цикл квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). С эпохи Возрождения Семь с … Современная энциклопедия
СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ — система учебных предметов в средневековой школе, включавшая 2 цикла: тривиум и квадривиум. С эпохи Возрождения стала заменяться классическим образованием … Большой Энциклопедический словарь
Семь свободных искусств — (лат. Septem Artes Liberales) цикл дисциплин, которые составляли основу античной (греко римской) и средневековой систем образования (см. Античность, Средние века). Включали грамматику, диалектику (логику), риторику, которые представляли… … Педагогический терминологический словарь
Семь свободных искусств — система учеб. предметов, которые преподавались в средневековых школах и ун тах. В «С.с.и.» входили грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка (как теоретическая математическая дисциплина). Были основой обучения в … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Семь свободных искусств — («Семь свободных искусств» ) учебные предметы («науки») средневековой средней школы и «артистических» (подготовительных) факультетов университетов. Включали 2 цикла: тривиум (лат. trivium трёхпутие) грамматику, риторику, диалектику и… … Большая советская энциклопедия
«семь свободных искусств» — система учебных предметов в средневековой школе, включавшая 2 цикла: тривиум и квадривиум. С эпохи Возрождения стала заменяться классическим образованием … Энциклопедический словарь
СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ — (лат. Septem Artes Liberales), цикл дисциплин, к рые составляли основу антич. (греко римской). и ср. век. систем образования. Включали грамматику, диалектику (логику), риторику, представлявших низшую ступень, «троепутье» познания тривиум… … Российская педагогическая энциклопедия
Семь свободных наук — Философия и семь свободных искусств. Миниатюра из книги Геррады Ландсбергской «Hortus Deliciarum» (1167 1185). Семь свободных искусств (septem artes liberales), свободные искусства (artes liberales), или свободные науки (doctrinae liberales), или … Википедия
СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ
В произв. языч. ритора Марциана Капеллы «О браке Филологии и Меркурия» были кратко изложены основы каждого из С. с. и, в форме, сочетавшей аллегорич., дидактич. и собственно содержат, подходы. Это сочинение стало обязательным учебником в ср.-век. школах и ун-тах Зап. Европы вплоть до 18 в. Капелла значит. ельно повлиял на развитие в ср. века концепции «свободных иск-в» и наук как «служанок теологии», в его сочинении шк. иск-ва впервые были представлены в персонифицированном виде прислужниц мудрой девы Филологии. В ср. века гл. место в соответствии с господствовавшими христ. воззрениями заняла теология, но функции наук остались, по существу, без изменений.
Нормативное изложение С. с. и, было дано в сочинении Кассиодора «Наставления в иск-вах и науках божественных и светских», а также в «Этимологиях» Исидора Севильского. В каноне С. с. и, грамматика была базовым предметом, «матерью наук». Она включала изучение звуков, букв, частей речи, грамматич. категорий, а также толкование содержания и формы лит. произведений (в рим. школе особенно Теренция и Вергилия). Диалектика (логика). давала изложение категорий Аристотеля, учила иск-ву строить логич. доказательства, вести диспут. Риторика наставляла в иск-ве правильно и выразительно говорить, составлять лат. стихи и прозу, судебные речи, в неё входили элементы права.
В ср.-век. Зап. Европе образованным человеком мог считаться только тот, кто изучил курс С. с. и. Они изучались в общеобразоват. школах, более глубоко
— в ун-тах на «факультетах иск-в», составлявших нач. ступень высш. образования.
«Свободным иск-вам» были посвящены сочинения не только выдающихся педагогов средневековья (Винсента из Бове, Гуго Сен-Викторского и др.), но и худож. произведения, напр., поэма «Битва семи искусств» А. ДАндели (13 в.). Аллегорич. фигуры «свободных иск-в»
— Грамматики, Риторики, Диалектики, Арифметики, Музыки и выдающихся наставников в этих иск-вах изображались на стенах ср.-век. соборов.
Лит.: Уколова В. И., «Последний римлянин» Боэций, М., 1987; с е ж е, Поздний Рим: пять портретов, М., 1992; A b с l s o n Р., The seven liberal arts, N. Y., 1965; см. также лит. при статьях Античность, Средние века.
Семь свободных искусств
Смотреть что такое «Семь свободных искусств» в других словарях:
СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ — (лат. Septem artes liberales), совокупность наук, составлявшая основу светского образования в раннем Средневековье (см. СРЕДНИЕ ВЕКА) и включавшая грамматику, диалектику, риторику, геометрию, арифметику, астрономию и музыку. Система Семи… … Энциклопедический словарь
СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ — система учебных предметов в европейской средневековой школе. Включала 1 й цикл тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и следовавший за ним повышенный 2 й цикл квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). С эпохи Возрождения Семь с … Современная энциклопедия
СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ — система учебных предметов в средневековой школе, включавшая 2 цикла: тривиум и квадривиум. С эпохи Возрождения стала заменяться классическим образованием … Большой Энциклопедический словарь
Семь свободных искусств — (лат. Septem Artes Liberales) цикл дисциплин, которые составляли основу античной (греко римской) и средневековой систем образования (см. Античность, Средние века). Включали грамматику, диалектику (логику), риторику, которые представляли… … Педагогический терминологический словарь
Семь свободных искусств — система учеб. предметов, которые преподавались в средневековых школах и ун тах. В «С.с.и.» входили грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка (как теоретическая математическая дисциплина). Были основой обучения в … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
«семь свободных искусств» — система учебных предметов в средневековой школе, включавшая 2 цикла: тривиум и квадривиум. С эпохи Возрождения стала заменяться классическим образованием … Энциклопедический словарь
СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ — (лат. Septem Artes Liberales), цикл дисциплин, к рые составляли основу антич. (греко римской). и ср. век. систем образования. Включали грамматику, диалектику (логику), риторику, представлявших низшую ступень, «троепутье» познания тривиум… … Российская педагогическая энциклопедия
Семь свободных наук — Философия и семь свободных искусств. Миниатюра из книги Геррады Ландсбергской «Hortus Deliciarum» (1167 1185). Семь свободных искусств (septem artes liberales), свободные искусства (artes liberales), или свободные науки (doctrinae liberales), или … Википедия
Семь свободных искусств
Семь свобо́дных иску́сств, или семь во́льных искусств (лат. sēptem ārtes liberāles ) — круг учебных наук, то есть дисциплин, в эллинистическую эпоху в Греции (др.-греч. ἐλευθέριοι παιδεῖαι, ἐγκύκλια παιδεύματα ), Древнем Риме и средневековой Западной Европе.
Эти термины не нужно путать с терминами «свободное искусство», «свобода искусства».
Ещё в античности начал вырабатываться список учебных дисциплин («наук»), позже названных свободными искусствами. Их совокупность рассматривалась как необходимый подготовительный этап для занятий философией.
В Древнем Риме так назывались занятия и упражнения, достойные свободного человека, в отличие от занятий, требующих физического труда (artes mechanicae, например, живопись и скульптура), которыми могли заниматься и рабы. Их обзору посвящено, например, знаменитое (88-е) письмо к Луцилию Сенеки. Понимание определённых учебных наук как обязательного образовательного цикла сформировалось постепенно в трудах Никомаха, Секста Эмпирика, Августина Блаженного (кн. 2 трактата «De ordine»), Марциана Капеллы, Боэция, Кассиодора, Исидора Севильского и других писателей времён поздней античности и раннего Средневековья.
Учение о свободных искусствах было систематизировано в V веке Марцианом Капеллой в трактате «О бракосочетании Филологии и Меркурия», посвящённом обзору семи свободных искусств, которые представлены в аллегорических образах юных невест.
Слово «искусство» (лат. ars ) в данном контексте следует понимать не как «художественное мастерство» (такое, ныне господствующее, понимание искусства сложилось только в Новое время), а как практическую науку, то есть системный взгляд, выработанный в ходе практических наблюдений природы.
Итак, какую же из дисциплин нужно изучать первой, если не ту, что является началом и выполняет как бы роль матери по отношению к другим [дисциплинам]? Такова как раз арифметика. Она предшествует всем другим не только потому, что сам Бог, творец этого мироздания, взял её первой за образец своего мыслеполагания и по её [принципу] устроил всё, что через числа силой творящего Разума обрело гармонию в установленном порядке, но и потому арифметика объявляется предшествующей, что если устранить предшествующие по своей природе сущности, тотчас же устраняются и последующие. Если гибнут последующие, то ничего в статусе предыдущей субстанции не меняется.
Тривий оформился значительно позже, в раннем Средневековье. Совокупность семи учебных наук рассматривалась как необходимый подготовительный этап для получения философского знания о мире.
Список свободных искусств по Исидору Севильскому:
Свободные искусства | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Тривиум | Квадривиум | |||||
Грамматика | Диалектика (логика [5] ) | Риторика | Арифметика | Геометрия | Музыка | Астрономия |
Христианские авторы приспосабливали античные науки к нуждам христианского образования. Пользу грамматики, например, они видели в знании Священного писания и других церковных книг, риторики — в искусстве проповеди, астрономии — в вычислении пасхалий, диалектики — в умении спорить с еретиками.
В средневековых университетах семь свободных искусств изучались на младшем, артистическом, факультете, окончание которого давало право поступления на один из старших факультетов — богословский, медицинский или юридический. Другие учебные дисциплины стали постепенно проникать в этот замкнутый ряд лишь с XII века, и то с большим трудом. Даже современная западная система научных званий — магистр искусств и доктор философии (MA и PhD) отражает это древнее деление.
Гуманисты поставили свободные искусства в иерархии знаний выше медицины и юриспруденции, в особенности развивая риторику и грамматику.
Из людей, писавших о семи свободных искусствах в Средние века, можно упомянуть Теодульфа и Винсента из Бове.
Свободные искусства преподавались в средневековых средних учебных заведениях (монастырских и епископальных школах, коллегиумах монашеских орденов) и университетах.
Последовательность преподавания свободных искусств. Сначала преподавался тривиум (первая из дисциплин — грамматика, а также логика (диалектика) и риторика), потом квадривиум (базовая дисциплина — арифметика, а также геометрия, астрономия и музыка (гармоника)). Тривиум преподавался отдельно в начальных школах, которые поэтому назывались элементарными или тривиальными.
В средневековых университетах свободные искусства составляли первую ступень высшего образования и преподавались на низшем, подготовительном факультете — факультете искусств (факультет свободных искусств, артистический факультет лат. facultas artium (liberalium) ). Помимо них на факультете искусств преподавались философия и другие науки. Окончившим факультет присваивалась учёная степень магистра искусств (магистр свободных искусств magister artium liberalium ). Эта степень присуждалась в Германии и присуждается в англоязычных странах (англ. master of arts ) по широкому кругу дисциплин, за исключением права, медицины и богословия.
В эпоху Реформации факультет искусств был переименован в философский факультет. В раннее Новое время систему свободных искусств сменила система дисциплин классических гимназий.
В средние века обучение свободным искусствам воспринималось как подготовка к изучению более серьёзных дисциплин, таких как медицина или богословие. Позднее свободные искусства стали рассматриваться как самостоятельные науки, став во многом синонимом гуманитарных наук. В наше время частью свободных искусств обычно рассматриваются искусство, гуманитарные и общественные науки, а нередко и другие научные дисциплины, например, математика. Считается, что изучение свободных искусств помогает научиться анализировать и интерпретировать информацию, а также умению формировать и выражать своё мнение.
Академические области, которые связывают с термином свободные искусства, включают:
«Семь свободных искусств» в живописи, кто их нарисовал, что они объясняют??
СЕМЬ свободных ИСКУССТВ (septem artes liberales)
Средневековая Церковь считала свободные искусства «оружием против еретиков» и потому их можно встретить в романской и готической скульптуре, порой разделенными на пары с семью главными добродетелями. В итальянском искусстве XIV века и позже их можно встретить в надгробной скульптуре и в декоре пасторских кафедр, а также на фресках и другой живописи. Вне Италии они встречаются несколько реже, за исключением гравюры и гобелена XV-XVI веков.
РИТОРИКУ обычно символизирует Цицерон;
ГЕОМЕТРИЮ — Евклид, держащий циркуль;
АРИФМЕТИКУ — Пифагор, который может также служить олицетворением Музыки, как указание на ее математические основы (Музыка иногда представлена Тувалкаином, потомком Каина, которого средневековая традиция считала изобретателем музыки и который держит музыкальный инструмент) ;
Искусства в качестве безымянных женских фигур изображаются следующим образом.
Посему средневековье иногда изображало ее наполовину скрытой под ее плащом, чтобы символизировать ухищрения софистики.
В эпоху Ренессанса она может держать Весы, чтобы взвешивать истинное и ложное, или Цветы или расцветающую ветвь.
Логика может изображаться и в виде старой женщины, облаченной в тогу и погруженной в дискуссию.