Что такое 639 список
Что такое 639 список
Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ
и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):
юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России
тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10
Ко мпания основана в 1996 году
Рассылка Банком России реестра отказников по 639-П
Порядок работы с реестром отказников по 115-ФЗ и типовые ответы на вопросы по рассылке ЦБ по 550-П/639-П
Как мы и предупреждали ранее, 10 и 11 декабря 2018 года Банк России начал присылать в личные кабинеты некредитных финансовых организаций реестры клиентов-отказников.
Огромное количество организаций столкнулось с вопросами о том, как сформировать ответ в ЦБ и как открыть полученные от Банка России файлы (рассылка 550-П, она же рассылка 639-П).
Все эти дни мы получаем нескончаемые потоки писем и телефонных звонков от наших клиентов, абонентов и читателей сайта с просьбой о помощи. Мы сформировали типовые вопросы и ответы на них, полученные нами из наших источников.
Поскольку информация о ситуации поступает к нам в режиме реального времени, постоянно меняется и обновляется, отметим, что ответы на вопросы, приведенные ниже, с большой вероятностью достоверны, однако Вы используете их на свой страх и риск.
Какое программное обеспечение использовать для работы с рассылкой Банка России?
Для обработки организациями информации от Банка России, а также для подготовки уведомлений о принятии (непринятии) электронных сообщений со списками отказников организации могут использовать специальные программные средства, такие как, например, АРМ «НФО» или бесплатную программу, размещенную на сайте Банка России по ссылке: http://lk.fcsm.ru/content/639p.zip.
Очень важно: днем 11.12.2018 г. Банк России обновил бесплатную Анкету редактор. Организациям необходимо скачать новую версию Анкеты-редактор сборка 0.0.0.100 от 11 декабря 2018 г., предварительно обязательно удалив старую версию анкеты с ПК. После удаления предыдущей программы и установки новой мы рекомендуем также по возможности почистить реестр Вашего ПК (бесплатных утилит для чистки реестра огромное множество, один из них, например, CCleaner).
Уведомления, сформированные и направленные через другие версии Анкеты, Банком России будут считаться не полученными.
В какой программе можно расшифровать сообщение, полученное от Банка России?
Сообщение Банка России нужно расшифровать через программу КриптоАРМ. После расшифровки сообщения его надо будет загрузить в обновленную Анкету-редактор ЦБ.
После расшифровки файла необходимо запустить Анкету-редактор ЦБ, загрузить расшифрованный файл и сформировать пакет для отправки.
Что такое идентификатор оператора и идентификатор организации, которые нужно указать при формировании квитанции в Анкете-Редакторе?
Идентификатор оператора – это Ф.И.О. отправляющего информацию сотрудника (рекомендуем указать Ф.И.О. руководителя);
Идентификатор организации – ИНН организации.
Как отправить сформированный пакет для отправки в ЦБ?
В Личном кабинете организации на сайте Банка России необходимо нажать на кнопку ОТВЕТИТЬ, относящуюся к полученной от ЦБ информации по 550-П/639-П, выбрать с жесткого диска сформированный пакет для отправки, который имеет расширение xml (его можно загрузить в zip-архив, но делать это не обязательно, хотя сообщения уходили и в этом формате), подписать сертификатом и отправить.
Как еще можно просмотреть содержание сообщения, полученного от Банка России?
Сообщения можно открыть для просмотра с помощью Блокнота Windows, Microsoft Word или Microsoft Exel, щелкнув на файле правой кнопкой мыши и выбрав «Открыть с помощью».
Есть ли инструкция по работе с Анкетой-редактором ЦБ?
Да, инструкция размещена на сайте Банка России http://lk.fcsm.ru/content/i639p.docx
Работайте в Анкете-Редактор согласно инструкции.
Каков срок ответа на рассылку ЦБ по 550-П/639-П?
По результатам контроля электронного сообщения от Банка России, размещенного в личном кабинете, организации должны сформировать и разместить в своих личных кабинете в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем получения электронного сообщения, уведомления о принятии электронного сообщения либо уведомления о непринятии электронного сообщения с указанием причины непринятия.
У меня не работает электронная подпись и Крипто-Про. Что делать?
Вы можете обратиться за помощью к специалисту по настройке электронной подписи и Крипто-Про: эксперту по технической работе с Личным кабинетом на сайте Росфинмониторинга Владимиру Воронецкому: 8-903-212-23-02. Услуги оказываются платно. Внимание! Эксперт не консультирует по правовым вопросам. Его задача – настроить Вашу электронную подпись и Крипто-Про. Также он может помочь сформировать ответ в ЦБ через анкету-редактор.
эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга», канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов
При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!
Ознакомьтесь с нашими многочисленными стать ями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);
— обучение и инструктаж по финмониторингу;
— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;
— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;
— помощь на проверках;
Мы в социальных сетях:
Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310
Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2020
Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя
Черная метка
20 Время прочтения: 3 минуты
Что делать, если вы попали в черный список?
Положение Банка России 550-П от 20 июля 2016 года установило порядок информирования банков о случаях отказа:
1) от проведения операций,
2) от заключения договора банковского счета (вклада),
3) от расторжения договора банковского счета (вклада).
Имеются в виду отказы на основании федерального закона 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Рассылка информации об отказах должна была начаться 26 июня 2017 года. По сообщениям СМИ, банки получили первую информацию 27—28 июня; файлы, рассылаемые ЦБ, содержат информацию о десятках тысяч юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей. Причем эти списки постоянно пополняются.
Механизм формирования этих данных выглядит так: банки направляют информацию об отказах Центробанку, ЦБ передает информацию Росфинмониторингу, Росфинмониторинг обрабатывает информацию и передает ЦБ, и, наконец, ЦБ пересылает ее банкам.
Непонятно, как распространение информации об отказах соотносится с понятием банковской тайны — атавизмом, который еще сохраняется в законе «О банках и банковской деятельности». Статья 36 этого закона гласит: «Кредитная организация, Банк России … гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов». А ведь информация об отказах доводится до сведения не только кредитных организаций, но и некредитных финансовых организаций, в том числе МФО. С таким же успехом можно было бы опубликовать эту информацию на каком-нибудь общедоступном сайте. Не исключено, что списки отказников появятся на «Горбушке».
Хотя, конечно, почти во всех договорах банков с клиентами уже содержатся пункты о том, что клиент согласен на обработку персональных данных и передачу ее третьим лицам в целях исполнения договора.
Для того чтобы формально соблюсти приличия, в вышеупомянутый закон 115-ФЗ была внесена поправка:
«13.3. Центральный банк Российской Федерации доводит полученную от уполномоченного органа (Росфинмониторинга. — Прим. автора) в соответствии с пунктом 13.2 настоящей статьи информацию до сведения кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Указанные организации учитывают эту информацию при определении степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также при принятии решений в соответствии с пунктом 5.2 настоящей статьи».
Попадание в этот список — как черная метка. Хотя банки не обязаны отказывать в обслуживании на основании присутствия клиента в черном списке, однако кто захочет рисковать лицензией и связываться с «прокаженным»? Можно ожидать, что эта новация повысит спрос на предприятия-однодневки. А вот что делать физлицам, которые попали в эти списки? Дожидаться второй жизни?
Причем механизм исключения из списка отсутствует. Даже в тех случаях, когда физлицо или юрлицо попало в список по ошибке. А ведь попасть в список можно по совершенно формальной причине — например, банку не понравилось, что физлицо хочет положить на счет сумму свыше 600 тыс. рублей. Или слишком часто, по мнению сотрудника службы финансового мониторинга банка, совершает операции.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t
Черный список банков (Финмониторинг), Стоп-лист банка по 115 ФЗ, 550-П и 639-П
В последнее время, ко мне, как юристу, часто обращаются недоумевающие коммерсанты: «вроде ничего не нарушаем, а банк счет заблокировал». И в их вопросе читается тоска, почему, за что, куда бежать?
Этот пост выработан на основе типовых ситуаций, за что и почему. Тема «куда бежать?» сюда не поместилась, формат не тот, но некоторые рекомендации есть.
Итак, в силу юридического правосознания от мозга до костей, не могу не указать Регламентирующие документы:
1. Федеральный закон 115-ФЗ от 07.08.01 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В законе, как всегда, все в общем и целом. Беспощадная борьба с мировым злом. Конкретика (когда выясняется что вышеуказанный закон лишь словоблудное прикрытие по наделению банков несвойственными им функциями обиженных за державу спецагентов), содержатся в подзаконных документах ЦБ. Лес (террористов и гнусных преступников), как говорится, рубят, щепки (предприниматели, которые «ни сном ни духом») летят.
2. Ранее мероприятия по стоп-листам (черным спискам) регулировались Положением ЦБ РФ 550-П от 20.06.2016 «Положение о порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада), и (или) расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентом».
3. Сейчас вместо 550-П действует Положение ЦБ РФ от 30.03.2018 г. № 639-П «О порядке, сроках и объеме доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа от проведения операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, об устранении оснований принятия решения об отказе от проведения операции, об устранении оснований принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), об отсутствии оснований для расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом”.
Собственно на основе вышеуказанной нормативки ЦБ на пару с Финмониторингом и формирует так называемый «черный список банков». Что в списке: ИНН, дата и код отказа. Банк, который включил компанию в список, не указывается. Эти же нормативные акты служат и для ситуации лайт: когда банк, где у организации открыт расчетный счет, не подает информацию в Финмониторинг и ЦБ, но вносит ее свой внутренний черный список – СТОП-ЛИСТ.
Формальные причины попадания в список
Попасть в стоп-лист очень легко: если произошло одно из перечисленных ниже событий, банк обязан направить информацию в Росфинмониторинг, Росфинмониторинг направит ее в ЦБ, а ЦБ проинформирует все банки. Банки, выявив нижеперечисленные обстоятельства не всегда сразу информируют ФинМон. Вначале могут разобраться и снять претензии, но делают это не всегда, могут и сразу «пристрелить» – человеческий фактор.
За что можно попасть в список? Истинные причины. И небольшие рекомендации по ходу
Как было раньше. Раньше рекомендованную налоговую нагрузку для компаний определяла налоговая инспекция. Руководителя вызывали на комиссию, и объясняли, сколько нужно платить и почему нужно платить больше. Компания имела возможность проигнорировать все рекомендации и остаться при своем мнении. А что делала ИФНС, если ее рекомендации не выполняются? – А ничего. Пыталась найти какие-либо нарушения, чтобы доначислить налоги. Даже если это удавалось, бизнес при этом продолжал работать, а результаты проверки можно было оспорить, и весь процесс проходил в соответствии с четким регламентом, прописанном в законодательстве.
Что происходит сейчас
Налоговый орган действует прежним образом, НО, в дополнение к этому еще и Центральный Банк решает, сколько компания должна платить и доводит до банков своими методическими рекомендациями. Например, с июля 2017 Банк России рекомендует считать налоговую нагрузку менее 0,9% от оборота свидетельством, что клиент осуществляет транзитные (сомнительные) операции. (Методические рекомендации ЦБ №18-МР от 21.07.17). Сотрудники банка не будут никого вызывать на комиссию, просто рассчитают налоговую нагрузку, сделают выводы и дадут отказ в обслуживании. Следующий шаг: расчет налоговой нагрузки по видам хозяйственной деятельности. А че, таблички такие у всех уже есть.
К этой же ситуации – принятие на себя банками функций налогового контролера, полагаю, относятся темы когда:
Теперь за всем этим должны присматривать банки.
И действительно налогов стали платить больше. Кто ставит это себе в заслугу? ФНС! Несправедливо. Департаменты внутреннего контроля банков тоже достойны госнаград.
5. С точки зрения банка надо работать только через один (этого банка, конечно), потому что каждому банку надо теперь проверять налоговую нагрузку по счету, а также уплату арендных и коммунальных платежей. Если Вы платите налоги в одном банке, а в обороты проходят в другом, то можно получить «бан» от банка №2, имея по факту даже очень высокую налоговую нагрузку. Кроме того, операции по переброске денег между своими же счетами, могут быть отнесены к категории подозрительных.
6. аспространенной ситуацией является перечисление денежных средств на реквизиты «подозрительного», с точки зрения банка, контрагента. Причин подозрительности могут быть тысячи. Например, средства зачисляются на счет от контрагентов по договорам с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС (привет бумажный НДС). Банк отказывает компании в проведении платежа. Соответственно, компания попадает в список.
7. У банка нет реальной информации о бенефициарных владельцах. Это относится к случаям, когда учредители компании юридические лица и между ними имеются признаки перекрестного владения. И не понятно, в итоге, а кто собственник компании? Какое физическое лицо? Если организация не может это четко пояснить – получите бан.
8. Примерно из той же серии что и пункт 7 является наличие – участие иностранного капитала в вашей организации. С точки зрения ЦБ страна регистрации учредителя – это фактор риска, если страна находится в списке стран, которые находятся под международными санкциями и прочими мерами (перечень списков таких стран: Положение о правилах внутреннего контроля № 375-П, утв. Банком России 02.03.2012, пункт 4.5)
Проблемы с юридическим адресом компании могут возникнуть и после открытия счета в банке. В обязанности банка входит проверка присутствия по юридическому адресу и составления Акта о проверке местонахождения юридического лица, а наличие сведений об отсутствии компании по адресу – фактор риска (Положение о правилах внутреннего контроля № 375-П, утв. Банком России 02.03.2012, пункт 4.4, абзац 11).
13. Задержите деньги на счете. Хотя бы на 3 дня. Вот так! В письме ЦБ № 236-Т от 31.12.14 «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» приведен признак, характеризующий транзитные (сомнительные) операции: списание денежных средств производится в срок, не превышающий двух дней со дня зачисления.
14. Должно быть понятное назначение платежа. Стройте понятные схемы и старайтесь избегать всех нестандартных операций. Должна присутствовать связь между основаниями зачисления и списания денег. Экономический смысл операции должен быть виден сотруднику банка невооруженным глазом, потому что если банк затрудниться сделать однозначный вывод об очевидном экономическом смысле и очевидной законной цели операции, то может отказать в ее проведении. А это попадание в список отказов.
15. Работа с иностранными партнерами. Если Вам приходится работать с нерезидентами, то детально разбирайтесь со списками стран, которые находятся под международными санкциями и прочими мерами, потому что страна регистрации контрагента – это фактор риска для признания сделки сомнительной (перечень списков таких стран: Положение о правилах внутреннего контроля № 375-П, утв. Банком России 02.03.2012, пункт 4.5).
16. Обналичка. Если Вы начнете обналичивать, то будьте готовы к тому, что контрагенты-обнальщики рано или поздно будут в списке компаний, осуществляющих транзитные операции (как бы уверенно они не убеждали Вас в обратном, не верьте). Банк может заблокировать их счета, а может посчитать и ваши операции подозрительными. Учитывайте эти риски, они значимы. Ну а если Вы, читатель, уже матерый обнальщик, Вам, скорее всего, этот пост будет неинтересен, наивен и даже смешон. У Вас свои (ОГО-ГО!) методы работы с банками.
Подозрительным для банка является следующее:
17. Если банк уже запросил документы по какой-то конкретной операции, не отказывайтесь от нее, так как это фактор риска, который фиксируется банком.
18. Ну и до кучи, причинами блокировок счета могут быть такие заморочки:
Уф-ф-ф, аж запарился. Чего еще забыл? Пишите.
Что делать? Профилактика, профилактика и еще раз профилактика
Разместите в нашем любимом Интернете подробную информацию о финансово-хозяйственной деятельности своей компании. Кстати, отсутствие такой информации – фактор риска, потому что банки обязаны это проверять. (Положение о правилах внутреннего контроля № 375-П, утв. Банком России 02.03.2012, пункт 4.4, абзац 5).
Заранее организуйте ведение скан-архива всех документов, чтобы любой запрос от банка не застал компанию врасплох, потому что запросы бывают очень объемными, а срок предоставления небольшой.
Проинформируйте сотрудника, который работает с банками, о важности оперативного и конструктивного взаимодействия с банком и обо всех рисках для компании, чтобы исключить человеческий фактор. Относитесь очень серьезно к запросам банка и всегда отвечайте подробно и в самые кратчайшие сроки. Банк не может просто так обслуживать клиента, не задавая вопросов. Определять цели финансово-хозяйственной деятельности клиента на регулярной основе – это обязанность банка по закону (115-ФЗ, статья 7, пункт 1, подпункт 1.1).
Как получить 22 отметки в черном списке ЦБ по совету банкира. И как их потом снять
Компания нахватала 22 отметки в списке 639-П. При этом она занимается одной из самых рискованных отраслей с точки зрения банков — оптовой торговлей мясом. Ни один банк не хотел открывать компании новый счет. Реабилитироваться помогли только юристы, историей делится Дмитрий Алексеенко.
Все 22 отметки были поставлены одним банком. Два отказа были связаны с контрагентами, по которым у банка возникли подозрения.
Остальные отказы получены так: компания держала счета в двух банках, и когда в одном из них начались проблемы, руководство решило перевести деньги на свой счет в другом банке. Поскольку сумма была крупная, то решили посоветоваться с менеджером в банке –отправителе. Он и посоветовал отправлять деньги несколькими платежами на сумму меньше 50 000 р., объяснив такой вариант гарантией, что деньги уйдут.
Компания последовала этому совету, и в течение двух недель ежедневно отправляла через «клиент-банк» по 3-6 платежек суммами менее 50 000 р. на свой счет в другом банке.
Такие действия компании, конечно, вызвали подозрения финмониторинга банка-отправителя. Причем, часть таких платежей проходила, а часть – нет. По ним приходили отказы от проведения операции. Вот так компания и нахватала два десятка отказов.
Чтобы снять отметки, компания доказывала, что имеет реальную деятельность и не выводит деньги для последующего обналичивания.
Во-первых, бухгалтерия подготовила подробное информационное письмо, в котором описала бизнес-процессы компании. И постаралась донести до банка экономический смысл и деловые цели проводимых операций. Было описано практически все: как происходит поиск контрагентов, как осуществляется доставка, где товар хранится, функции ключевых сотрудников и т.д.
Во-вторых, была описана система проверки контрагентов в компании в рамках проявления должной осмотрительности. Были приложены внутренние регламенты, приказы, инструкции. Также были приложены досье контрагентов, деловая переписка с ними по электронной почте. От нескольких контрагентов, которые не вызывали у банка подозрения, получены рекомендательные письма.
В-третьих, компания указала наличие деловой цели в переводе собственных средств со своего счета в одном банке на свой счет в другом банке. Во втором банке у компании был кредит, который нужно было погашать. О полезных советах менеджера банка компания тоже упомянула. Все договоры, акты, накладные и другая первичка компания тоже отправила в банк.
Рассмотрев документы, банк согласился реабилитировать клиента.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Что такое 639 список
ВИАКАДЕМИЯ
Институт переподготовки
и бизнес-экосистема
Банковская библиотека
Документы доступны только зарегистрированным пользователям.
Если Вы уже авторизовались, то, спустившись ниже, Вы сможете скачать файл с нужным документом.
Положение Банка России № 639-П от 30.03.2018 «О порядке, сроках и объеме доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа от проведения операции. »
639-П – утратило силу с 1 сентября 2021 года в связи с принятием Положения № 764-П. Ранее устанавливало порядок, сроки и объем доведения Банком России до сведения кредитных организаций, а также до других финансовых организаций, информации в электронном виде, полученной от Росфинмониторинга, о случаях отказа организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, от проведения операции, о случаях, когда в результате реализации правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ у работников организации возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, о случаях отказа от заключения ДБС/ДБВ или расторжения ДБС/ДБВ, об устранении оснований принятия решения об отказе от проведения операции/заключения/расторжения договора.
Официальные реквизиты нормативного акта:
Положение Банка России № 639-П от 30.03.2018 «О порядке, сроках и объеме доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа от проведения операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, об устранении оснований принятия решения об отказе от проведения операции, об устранении оснований принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), об отсутствии оснований для расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом»
- Что такое 620 иные суммы уменьшающие налоговую
- Что такое 666 число дьявола