Что такое 300 золотых поясов

«300 золотых поясов»: что случилось с патрициями Великого Новгорода после завоевания Москвой

Что такое 300 золотых поясов. Смотреть фото Что такое 300 золотых поясов. Смотреть картинку Что такое 300 золотых поясов. Картинка про Что такое 300 золотых поясов. Фото Что такое 300 золотых поясов

В 1478 году Великий Новгород был завоёван Московским государством. Следует сразу заметить, что никто тогда не рассматривал этот акт как «национальное объединение», тем более, «воссоединение». Это была именно иноземная оккупация.

Ещё в 1471 году московские войска вели себя в Новгородской земле как жестокие оккупанты. «Дым, пламя, кровавые реки, стон и вопль от востока и запада неслись к берегам Ильменя, — писал Карамзин, — Москвитяне изъявляли остервенение неописанное: новгородские изменники казались им хуже татар. Не было пощады ни бедным земледельцам, ни женщинам». Следует заметить, что крестьяне Новгородской земли как раз вообще не имели ни малейшего отношения к этой мнимой «измене» Новгорода, которую московский князь Иван III использовал как предлог для войны.

Так же, как оккупанты, действовали москвитяне и по окончательном завоевании Новгородской земли в 1478 году.

Окончательная оккупация

Для начала последней войны князь Иван III организовал провокацию. Его агенты из Новгорода в частном порядке доставили князю челобитную, якобы от имени всей Новгородской земли, в которой титуловали Ивана «государем». Московский князь тут же направил официальное письмо властям Великого Новгорода: на каких условиях они желают, чтобы он над ними «государствовал». И при этом сослался на данную челобитную. Ошеломлённые власти отвечали, что они не называли Ивана государем, а желают, чтобы он держал своё государство по старине, то есть правил им издали, взимая установленную дань и сохраняя автономию Великого Новгорода. Князь воспринял этот ответ как отказ новгородцев от их слов и немедленно объявил новую войну.

У Новгорода, наголову разгромленного ещё в 1471 году, не было военных сил сопротивляться. Оккупация на сей раз прошла почти мирно. В январе 1478 года новгородцев привели к присяге на верность великому князю. Это означало конец самобытным учреждениям Великого Новгорода. Он полностью переходил в безусловное подданство и послушание московскому государю.
Но этой внешней покорности Ивану III было мало. Он понимал, что новгородцы сожалеют об украденной у них независимости и будут стараться при первой благоприятной возможности её восстановить. Чтобы предотвратить такой поворот событий, следовало лишить Новгород его политической и экономической элиты, его знатнейших людей.

Массовые депортации

На первый раз, чтобы создать благоприятное о себе впечатление, великий князь ограничился лишь единичными репрессиями. 1 и 2 февраля 1478 года его люди арестовали купеческого старосту Марка Памфилиева, знаменитую Марфу Борецкую с её внуком Василием, и пятерых «житых» (то есть богатых, уважаемых, знатных) людей и конфисковали всё их имущество. С тем и уехали на первый раз из Новгорода.

Однако это было только начало. В 1481 году было арестовано несколько самых знатных бояр Новгорода и конфисковано их имущество. Их пытали в Москве, и многие из них от мук оговорили друг друга. Подозрительный Иван искал возможных нитей заговора. Нескольких оговорённых казнили. Некоторых признали невиновными, и князь распорядился дать им поместья в Московской земле.

С этого момента главным направлением в репрессивной политике московских властей против Новгорода стали массовые депортации новгородских знатных людей. Их стремились оторвать от родной почвы, чтобы они перестали представлять потенциальную политическую опасность. Но, в то же время, князь не собирался уничтожать весь бывший правящий слой Новгорода, ибо Москва нуждалась в таких людях. Он явно стремился их ассимилировать. На место депортируемых в Новгород помещались дворяне и дети боярские из московских областей.

В 1487 году из Новгорода во Владимир насильно переселили 50 знатнейших купеческих семейств. В 1488 году произошла самая массовая депортация новгородцев. Если верить летописям, оттуда было выселено более 8000 бояр, именитых граждан и купцов. Неизвестно, включает ли эта цифра только глав семейств (тогда это практически весь Новгород, так как переселялись ещё и слуги с холопами, а их было у многих по несколько тысяч), или же сюда входят и члены семей (но, конечно, не слуги). Московский князь милостиво велел дать депортированным земли под Владимиром, Муромом, Костромою, Переславлем, Нижним Новгородом, Юрьевом-Польским, Ростовом. Непонятно, всех ли переселённых сделали помещиками, или же купцы были поселены сообразно своему прежнему званию – в городах, занимаясь торговлей. Вероятнее второе.

Имущество депортированных в Новгороде было передано переселённым туда из разных мест Московского государства служилым людям и купцам. Этому переселению предшествовала кампания террора, во время которой было казнено много «житых» людей, огульно обвинённых в заговоре против жизни великокняжеского наместника.

«Сим переселением был навеки усмирён Новгород», — сообщает Карамзин.

С другой стороны, только этими депортациями и последующей взаимной ассимиляцией и был создан единый русский народ. Прежде москвитяне и новгородцы составляли два близких, но разных славянских народа.

Влились в высшие классы единого Русского государства в других землях

Разберёмся с пресловутыми «300 золотыми поясами». Это выражение встречается только в одном источнике. В 1331 году купцы города Риги доложили своему архиепископу, что между ними и новгородцами произошёл конфликт, который был улажен властями города. Эти власти перечислены так: тысяцкий, посадник, наместник (в Новгороде во все времена был великокняжеский наместник, пусть даже номинальный), Совет господ и «300 золотых поясов». Знаменитое новгородское вече при этом не упомянуто.

Данное выражение породило обширную литературу. Одни исследователи доказывали, что только эти триста обладателей золотых поясов и имели право участвовать в вече, носившем, таким образом, аристократический характер. Те шумные веча, о которых часто говорят летописи, имели неправильный, мятежный характер. Короче, «300 золотых поясов» это те, кто имел право голоса на вече.

Другие настаивали на том, что данное выражение не указывает на сословие или государственный институт. Оно показывает только то, что за спиной демократического веча всегда верховодила богатая верхушка, имевшая вот такое образное название. Вопрос этот историками так пока окончательно и не решён. Все попытки связать «300 золотых поясов», как и Совет господ, с любым известным по русским источникам сословием или учреждением новгородцев, не выдерживают критики.

Одно ясно, что это были действительно богатые, уважаемые люди, хотя и не столь богатые и уважаемые, как входившие в Совет господ. Все они, очевидно, разделили судьбу всего новгородского правящего класса. Кто-то был казнён, большинство же переселили в другие русские города и веси и, утратив сословную и национальную идентичность, все они участвовали в формировании единой русской нации, преимущественно в качестве дворянства или богатого купечества.

Источник

«300 золотых поясов»: что случилось с патрициями Великого Новгорода после завоевания Москвой

Что такое 300 золотых поясов. Смотреть фото Что такое 300 золотых поясов. Смотреть картинку Что такое 300 золотых поясов. Картинка про Что такое 300 золотых поясов. Фото Что такое 300 золотых поясов

В 1478 году Великий Новгород был завоёван Московским государством. Следует сразу заметить, что никто тогда не рассматривал этот акт как «национальное объединение», тем более, «воссоединение». Это была именно иноземная оккупация.

Ещё в 1471 году московские войска вели себя в Новгородской земле как жестокие оккупанты. «Дым, пламя, кровавые реки, стон и вопль от востока и запада неслись к берегам Ильменя, — писал Карамзин, — Москвитяне изъявляли остервенение неописанное: новгородские изменники казались им хуже татар. Не было пощады ни бедным земледельцам, ни женщинам». Следует заметить, что крестьяне Новгородской земли как раз вообще не имели ни малейшего отношения к этой мнимой «измене» Новгорода, которую московский князь Иван III использовал как предлог для войны.

Так же, как оккупанты, действовали москвитяне и по окончательном завоевании Новгородской земли в 1478 году.

Окончательная оккупация

Для начала последней войны князь Иван III организовал провокацию. Его агенты из Новгорода в частном порядке доставили князю челобитную, якобы от имени всей Новгородской земли, в которой титуловали Ивана «государем». Московский князь тут же направил официальное письмо властям Великого Новгорода: на каких условиях они желают, чтобы он над ними «государствовал». И при этом сослался на данную челобитную. Ошеломлённые власти отвечали, что они не называли Ивана государем, а желают, чтобы он держал своё государство по старине, то есть правил им издали, взимая установленную дань и сохраняя автономию Великого Новгорода. Князь воспринял этот ответ как отказ новгородцев от их слов и немедленно объявил новую войну.

У Новгорода, наголову разгромленного ещё в 1471 году, не было военных сил сопротивляться. Оккупация на сей раз прошла почти мирно. В январе 1478 года новгородцев привели к присяге на верность великому князю. Это означало конец самобытным учреждениям Великого Новгорода. Он полностью переходил в безусловное подданство и послушание московскому государю.
Но этой внешней покорности Ивану III было мало. Он понимал, что новгородцы сожалеют об украденной у них независимости и будут стараться при первой благоприятной возможности её восстановить. Чтобы предотвратить такой поворот событий, следовало лишить Новгород его политической и экономической элиты, его знатнейших людей.

Массовые депортации

На первый раз, чтобы создать благоприятное о себе впечатление, великий князь ограничился лишь единичными репрессиями. 1 и 2 февраля 1478 года его люди арестовали купеческого старосту Марка Памфилиева, знаменитую Марфу Борецкую с её внуком Василием, и пятерых «житых» (то есть богатых, уважаемых, знатных) людей и конфисковали всё их имущество. С тем и уехали на первый раз из Новгорода.

Однако это было только начало. В 1481 году было арестовано несколько самых знатных бояр Новгорода и конфисковано их имущество. Их пытали в Москве, и многие из них от мук оговорили друг друга. Подозрительный Иван искал возможных нитей заговора. Нескольких оговорённых казнили. Некоторых признали невиновными, и князь распорядился дать им поместья в Московской земле.

С этого момента главным направлением в репрессивной политике московских властей против Новгорода стали массовые депортации новгородских знатных людей. Их стремились оторвать от родной почвы, чтобы они перестали представлять потенциальную политическую опасность. Но, в то же время, князь не собирался уничтожать весь бывший правящий слой Новгорода, ибо Москва нуждалась в таких людях. Он явно стремился их ассимилировать. На место депортируемых в Новгород помещались дворяне и дети боярские из московских областей.

В 1487 году из Новгорода во Владимир насильно переселили 50 знатнейших купеческих семейств. В 1488 году произошла самая массовая депортация новгородцев. Если верить летописям, оттуда было выселено более 8000 бояр, именитых граждан и купцов. Неизвестно, включает ли эта цифра только глав семейств (тогда это практически весь Новгород, так как переселялись ещё и слуги с холопами, а их было у многих по несколько тысяч), или же сюда входят и члены семей (но, конечно, не слуги). Московский князь милостиво велел дать депортированным земли под Владимиром, Муромом, Костромою, Переславлем, Нижним Новгородом, Юрьевом-Польским, Ростовом. Непонятно, всех ли переселённых сделали помещиками, или же купцы были поселены сообразно своему прежнему званию – в городах, занимаясь торговлей. Вероятнее второе.

Имущество депортированных в Новгороде было передано переселённым туда из разных мест Московского государства служилым людям и купцам. Этому переселению предшествовала кампания террора, во время которой было казнено много «житых» людей, огульно обвинённых в заговоре против жизни великокняжеского наместника.

«Сим переселением был навеки усмирён Новгород», — сообщает Карамзин.

С другой стороны, только этими депортациями и последующей взаимной ассимиляцией и был создан единый русский народ. Прежде москвитяне и новгородцы составляли два близких, но разных славянских народа.

Влились в высшие классы единого Русского государства в других землях

Разберёмся с пресловутыми «300 золотыми поясами». Это выражение встречается только в одном источнике. В 1331 году купцы города Риги доложили своему архиепископу, что между ними и новгородцами произошёл конфликт, который был улажен властями города. Эти власти перечислены так: тысяцкий, посадник, наместник (в Новгороде во все времена был великокняжеский наместник, пусть даже номинальный), Совет господ и «300 золотых поясов». Знаменитое новгородское вече при этом не упомянуто.

Данное выражение породило обширную литературу. Одни исследователи доказывали, что только эти триста обладателей золотых поясов и имели право участвовать в вече, носившем, таким образом, аристократический характер. Те шумные веча, о которых часто говорят летописи, имели неправильный, мятежный характер. Короче, «300 золотых поясов» это те, кто имел право голоса на вече.

Другие настаивали на том, что данное выражение не указывает на сословие или государственный институт. Оно показывает только то, что за спиной демократического веча всегда верховодила богатая верхушка, имевшая вот такое образное название. Вопрос этот историками так пока окончательно и не решён. Все попытки связать «300 золотых поясов», как и Совет господ, с любым известным по русским источникам сословием или учреждением новгородцев, не выдерживают критики.

Одно ясно, что это были действительно богатые, уважаемые люди, хотя и не столь богатые и уважаемые, как входившие в Совет господ. Все они, очевидно, разделили судьбу всего новгородского правящего класса. Кто-то был казнён, большинство же переселили в другие русские города и веси и, утратив сословную и национальную идентичность, все они участвовали в формировании единой русской нации, преимущественно в качестве дворянства или богатого купечества.

Источник

Новгородское вече и 300 золотых поясов

Новгородское вече и 300 золотых поясов

В донесении рижских купцов из Новгорода от 10 ноября 1331 года говорится о том, что в Новгороде произошла драка между немцами и русскими, при этом один русский был убит. Для того чтобы урегулировать конфликт, немцы вступили в контакт с тысяцким (hertoghe), посадником (borchgreue), наместником (namestnik), Советом господ (heren van Nogarden) и 300 золотыми поясами (guldene gordele). Конфликт закончился тем, что немцам вернули предполагаемого убийцу (его меч был в крови), а они заплатили 100 монет городу и 20 монет чиновникам.

Кто же были эти люди, именуемые «золотыми поясами»?

В.О. Ключевский считал, что 300 золотых поясов — это вся правительствующая знать города: отуличанских старост до бояр, не заседавших в Совете господ. С великим русским историком не согласен академик В.Л. Янин, который считает, что 300 золотых поясов — это и есть новгородское вече, на которое собирались владельцы 300—400 усадеб. В качестве доказательства Валентин Лаврентьевич приводит ограниченные размеры вечевой площади, которая не вместила бы большое число людей.

Датский историк Кнуд Расмуссен посвятил этой проблеме специальное исследование, в котором доказывает, что вече и 300 золотых поясов — это разные органы власти, поскольку каждый из них выдвинул немцам разные требования.

Итак, однозначного ответа нет. И не только на этот вопрос. Хотя о знаменитом новгородском вече написано множество книг и статей, ученые продолжают спорить о его действительной роли в жизни новгородского государства. Было ли вече органом народоправства или послушной марионеткой в руках нескольких знатных семей? Где собиралось вече? Кто и в каком количестве принимал в нем участие? И даже такая, казалось бы, второстепенная деталь: сидели или стояли участники вечевых собраний, тоже остается предметом острых дискуссий.

Не претендуя на истину в последней инстанции, коротко напомним историю вопроса. Слово «вече», вероятно, происходит от глагола «вещать». Веча существовали и в других русских городах. Но только в Новгороде эти сохранившиеся от родового строя стихийные народные собрания постепенно стали приобретать значение верховного органа целого государства.

Хотя вече не имело четкого регламента и собиралось по необходимости, с годами сложились вечевые традиции, которые прочно зацепились в сознании новгородцев. О месторасположении вечевой площади ученые спорят до сих пор, но, по мнению большинства, городское вече собиралось рядом с Ярославовым дворищем возле Никольского собора.

Право участвовать в вече имели все свободные граждане, независимо от звания и состояния. Это право составляло предмет законной гордости граждан Новгородской республики. Созвать вече мог каждый новгородец. Для этого достаточно было позвонить в вечевой колокол, голос которого чуткое новгородское ухо легко выделяло в хоре других колоколов. Однако этим правом никто не злоупотреблял, так как самочинный созыв веча по недостойному поводу грозил виновнику суровой карой.

Посреди вечевой площади возвышался помост, на который поднимались ораторы. Помост назывался «степенью», вероятно, отсюда пошло название «степенный посадник», то есть посадник, который вел народное собрание.

Что такое 300 золотых поясов. Смотреть фото Что такое 300 золотых поясов. Смотреть картинку Что такое 300 золотых поясов. Картинка про Что такое 300 золотых поясов. Фото Что такое 300 золотых поясов

Вече. Художник A.M. Васнецов. Начало XX в.

Городское вече принимало законы, приглашало князя или изгоняло его, решало вопрос о войне и мире, вершило суд по важнейшим преступлениям, связанным с лишением жизни и конфискацией имущества, избирало посадника. Выражаясь современным языком, вече соединяло в себе сразу две ветви власти — законодательную и судебную.

Решения веча назывались приговором, все они протоколировались вечевым дьяком, который затем скреплял документ свинцовой печатью. Приговор определялся на слух, по силе криков. Когда мнения расходились, консенсус достигался кулаками и кольями.

В отличие от современных демократий, когда избранный чиновник выходит из-под контроля избирателей вплоть до следующих выборов, вече могло в любой момент изгнать плохого управленца. Нередко отстранение от власти сопровождалось побоями, конфискацией имущества, а для некоторых коррупционеров карьера и вовсе завершалась падением с Волховского моста. Не этим ли объясняется почти образцовое состояние городского хозяйства Новгорода? Сравнительной чистотой и опрятностью Новгород выгодно отличался от утопавших в нечистотах европейских городов, включая Париж и Лондон.

Город состоял из пяти концов (Плотницкий, Славенский, Людин, Загородский и Неревский). Все концы имели свои веча, которые представляли их интересы на общем вече. Свои уличанские веча имели городские улицы. В деятельности кончанских и уличанских вечевых собраний было гораздо меньше политики, на них обсуждались те вопросы, которые сейчас принято называть «коммуналкой» — состояние мостовых, распределение повинностей, улаживание споров между соседями и т.д. Но именно на этом уровне закладывались основы местного самоуправления — корневая система любой демократии. Для отправления текущих дел кончанское вече выбирало старосту. Староста правил не один, а при содействии наиболее именитых граждан, которые составляли кончанскую управу.

Власть веча не ограничивалась городской чертой. Она простиралась на огромные земли республики, делившиеся на пятины и области. В них были свои малые столицы: Псков, Изборск, Великие Луки, Старая Русса, Ладога, имевшие свои веча, но в общих делах они подчинялись приговору новгородского веча. «На чем старшие сдумают, на том и пригороды станут».

За пять веков роль веча менялась, и сам этот институт власти тоже менялся. Были спокойные веча, решавшие рутинные вопросы, но были и веча бурные. Историки нередко сравнивают вече со спектаклем, поставленным кучкой новгородской знати. Разумеется, бояре стремились управлять народным собранием. Но нередко в самой элите возникал раскол, и тогда народная стихия выходила из-под контроля, страсти выплескивались наружу, в ход шли кулаки и колья, и только вмешательство духовенства могло остановить кровопролитие.

Вечевая традиция не прервалась даже после присоединения Новгорода к Москве. Хотя городские веча больше не собирались, но многие «жилищно-коммунальные» вопросы горожане по-прежнему решали сообща. В этом смысле уличанские веча можно считать предшественниками современной системы местного самоуправления.

Читайте также

Новгородцы и их вече

Новгородцы и их вече Народное собрание (вече) существовало во многих городах Руси, но под воздействием разных обстоятельств вече постепенно исчезало. Не так было в Новгороде. Там вече после отделения от Киева в 1136 г., наоборот, усилилось. Участниками веча считались все

Вече и его отношение к князю

Вече и его отношение к князю Совокупная воля всех этих союзных миров выражалась в общем вече города. По происхождению своему новгородское вече было городским собранием, совершенно однородным со сходами других старших городов Руси. Можно было бы предполагать, что больший

В. ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО: ВЕЧЕ

В. ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО: ВЕЧЕ Городское собрание было всеобщим учреждением в древней Руси, как в больших городах, так и в сельской местности. В крупных городах население каждой из окружных общин встречалось, чтобы обсудить общинные дела, но помимо этого были также и

Новгородские правители и вече

Новгородские правители и вече Все основные вопросы жизни города решались на вече. Такого типа народные собрания известны не только в Новгороде, но и во всех городах, построенных до эпохи московских князей. Но в другой части Руси, которую новгородцы именовали «низовской»,

II. Вече

II. Вече Вся автономия Великого Новгорода опиралась на вече — народном собрании. По старым русским понятиям, вече, в обширном значении, не было чем-нибудь определенным, юридическим; под этим названием вообще разумелось народное сходбище, и потому вечем называлось и такое

VI. Новгородское купечество. — Товарищества. — Опасности, их вызывавшие

VI. Новгородское купечество. — Товарищества. — Опасности, их вызывавшие Купцы новгородские, в торговом отношении, составляли компании или артели, сообразно или направлению своей торговли, напр.; купцы заморские, купцы низовские, или же по предметам торговли, например,

3. Несколько замечаний о древнерусском вече

3. Несколько замечаний о древнерусском вече В этой книге, посвященной Киевскому государству, о вече говорить совсем не обязательно по той простой причине, что в Киевском государстве вече, строго говоря, не функционировало: расцвет вечевой деятельности падает уже на время

ВТОРОЕ «НОВГОРОДСКОЕ ДЕЛО»

ВТОРОЕ «НОВГОРОДСКОЕ ДЕЛО» Новгородские архиепископы занимали особое положение в общерусской церковной иерархии. Местный владыка один среди всех прочих русских святителей носил белый клобук, что считалось особой привилегией. На рубеже XV–XVI веков новгородские

Священные идеалы русколан: свобода и власть вече

Священные идеалы русколан: свобода и власть вече Что же позволило Русколани жить и процветать тысячелетия? В чём была сила Русколани, которую унаследовала затем и Русь Киевская? В чём были священные идеалы русколан?Сила русколан была в их следовании Пути Прави, а

8. Новгородское летописание XI–XIII вв.

8. Новгородское летописание XI–XIII вв. Новгородская летописная традиция древнерусского времени сохранилась в нескольких списках. Древнейшим их них является Синодальный, получивший название «Новгородской первой летописи старшего извода». Памятник дошел до нас в списках

Глава 7 Вече

Глава 7 Вече Вечу посвящено большое число исследований. О нем писали и спорили уже первые отечественные историографы. Привлекала эта тема и зарубежных историков, уделивших ей не только попутное, но и специальное внимание. Не исчез интерес к вечу и в наше время, о чем

6. НОВГОРОДСКОЕ ДЕЛО

6. НОВГОРОДСКОЕ ДЕЛО Рассказ об «ужаснейших исступлениях Иоанновой ярости» (1) придется начать издалека, с еще одной цитаты из Карамзина: «Иоанн карал невинных; а виновный, действительно виновный, стоял перед тираном: тот, кто в противность закону хотел быть на троне, не

Вече Существует легенда, что Новгород управлялся вечем. По словам легенды, к слову сказать, ни на чем не основанной, управление происходило так.Посреди города на площади висел колокол. Когда у новгородцев появлялось желание посчитать друг другу ребра и зубы, они приходили

НОВГОРОДСКОЕ КНЯЖЕСТВО

НОВГОРОДСКОЕ КНЯЖЕСТВО Территория Новгородского княжества увеличивалась постепенно. Начиналось Новгородское княжество с древней области поселения славян. Она располагалась в бассейне озера Ильмень, а также рек – Волхов, Ловать, Мста и Молога. С севера

Вече против Майдана. Все, что происходит на Украине, незаконно. Наступает правило силы

Вече против Майдана. Все, что происходит на Украине, незаконно. Наступает правило силы Послание Януковича фиксирует ряд важных моментов нынешней ситуации:— нелегальность «власти» в Киеве, только Янукович — легальный президент;— нелегальность выборов, назначенных

12. ВЕЧЕ КАК ВЫСШИЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ НОВГОРОДА

12. ВЕЧЕ КАК ВЫСШИЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ НОВГОРОДА В Новгороде вече получило полное развитие. Функции веча определялись конкретными решениями самого веча и всесторонне охватывали жизнь новгородской земли. Вот наиболее важные и часто встречающиеся в источниках полномочия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *