Что такое 195 65 r15 на шине
Размерность шин – массовые заблуждения и реальность
Очень часто приходится слышать фразы типа: «у тебя какого радиуса колеса, пятнадцатого?» Или «у меня радиус 16, но на зиму поставлю семнадцатый, чтоб повыше машина была»… Такие слова можно услышать как из уст людей, далеких от автомобилей, так и от «как бы профессионалов», вроде работников шиномонтажа или менеджеров по продажам в автосалоне.
Некоторые вещи нудно звучат и трудно запоминаются, но знать их нужно. Особенно автолюбителям. Особенно считающим себя специалистами и имеющим по любому поводу собственное мнение. Дьявол кроется в мелочах, и как раз об одной такой мелочи эта статья.
Не бывает у шины радиуса
Многие сейчас даже не поймут, к чему я клоню. «Ну, радиус, и что? У меня вот колеса 195-65R15, радиус 15, все ж написано, че ты умничаешь?!» Вот то, что умничаю. R15 к радиусу никакого отношения не имеет. Ни R, ни 15.
Сейчас в интернете можно найти массу информации, только такие мелочи, как маркировка автомобильных покрышек, не относятся к самым востребованным. Мы лучше пообсуждаем мощность двигателя или количество «плюшек» в салоне, да? А выбор колес оставим менеджеру в магазине. Ну или у друга спросим. Он-то точно в курсе! У него уже третья машина!
На самом деле, разбираться в этих скучных цифрах не помешает даже просто для общего развития. Тем более, что это и сэкономить поможет, и на поведение машины повлиять, но об этом позже. Пока что — чистый ликбез, дабы потом можно было хорошо понимать друг друга.
Итак, 195/65R15. Классический случай. Присядем на корточки возле своего автомобиля. Первая цифра — это ширина беговой части покрышки, грубо говоря, ширина протектора. Выражается в миллиметрах. То есть 195 мм. — это ширина вашего колеса. С пониманием этой цифры у большинства проблем нет.
Через дробь 65 — это величина профиля. Выражается в процентах от ширины. Не в миллиметрах! Профиль — это часть покрышки, «торчащая над диском». Боковина. То есть, высота этой боковины будет 195х65%=125,75 мм. А не 65 мм. И не что-то еще. Более того, из этой схемы однозначно следует, что высота 65% при ширине 195 будет одна, а если покрышка с маркировкой (условно) 225/65R15 — уже совсем другая! 225х65%=146,25 мм. Хотя цифры 65 — одинаковые!
R — это радиальная конструкция шины, а точнее, способ укладки металлического корда внутри нее. Когда-то конструкция шины предполагала диагональную укладку, но это было давно. Сейчас «диагональных» шин уже почти не встретишь, все сплошь радиальные, и буква R никому ничего нового не сообщит, только споры о пресловутом радиусе вызовет…
Ну и, наконец, цифра 15. Это диаметр. Диаметр посадочной части покрышки, внутренний диаметр, та часть, которая с диском соприкасается. Выражается в дюймах. 1 дюйм = 2,54 см. То есть 15х2,54=38,1 см Это еще и наружный диаметр диска, если кто не догадался…
Какие шины можно ставить, а какие нельзя?
А дальше начинается самое интересное. Мы можем играть этими цифрами, если хотим поставить на машину другие шины (диски). В идеале, главное — чтобы общий диаметр не отличался, либо отличался незначительно. Пример.
Колесо 195/65R15 имеет вот такой общий диаметр: 38,1 см — внутри, плюс 125,75 мм х2 = 251,5 мм (профиль же и сверху, и снизу есть). Переведем в сантиметры для простоты, получится 38,1 см+25,15 см=63,25 см. Вот как! Это и есть диаметр колеса в сумме.
Теперь при желании поставить другие колеса владелец автомобиля должен понимать следующее: эту цифру автопроизводители понимают так же, как и мы. Учитывая диаметр колеса, проектируется подвеска, тормозная система и кузов. Поэтому для одной и той же модели автомобиля (например, для Фольксваген Поло седан) официально допустимы три размерности колес. Самая простая версия довольствуется 175/70R14 (общий диаметр 60,06 см), 185/60R15 (60,3 см) и 195/55R15 (59,55 см).
Получается, что «колесо на 14» БОЛЬШЕ, пусть и незначительно, чем колесо на 15 в случае 195/55. Это к вопросу, затронутому выше, о том, чтоб на зиму колеса побольше поставить. Нужно все внимательно посчитать. Будет ли большая цифра диаметра означать и больший размер колеса в целом? Далеко не всегда.
Маркировка шин
МАРКИРОВКА ЛЕГКОГРУЗОВЫХ ШИН
Пример: MAXXIS 195/70R15C 8PR R MA-SLW 104/102 Q TBL
TBL ( Tubeless ) — бескамерная шина. Если этой надписи нет, то шина может использоваться только с камерой.
104 /102 – индекс максимальной несущей нагрузки шины, условное цифровое обозначение максимальной нагрузки, на которую рассчитана шина. Для микроавтобусов и легких грузовиков выпускаются специальные, многослойные усиленные шины с высокими индексами нагрузки. Таблицу нагрузки см.ниже.
Индекс | H | J | K | L | M | N | P | Q | R | S | T | V | VR | W | Y | Z | ZR |
км/ч | 210 | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 240 | >210 | 270 | 300 | >270 | >240 |
На некоторых шинах перед размером может стоять буква « Р » (Passenger — для легкового автомобиля) или « LT » (Light Truck — лёгкий грузовик). Например: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R 15.
Иногда вы можете увидеть несколько иную форму маркировки шин, например:
6.5 — ширина шины в дюймах (обращаем внимание, что это ширина не протектора, а самой широкой части шины). П рофиль высчитывается следующим образом: если ширина шины оканчивается на ноль (например 7.00 или 6.50), то высота профиля считается равной 92 %, если ширина шины оканчивается не на ноль (например 7.05 или 8.25), то высота профиля считается равной 82 %
R — шина радиальной конструкции.
16 — внутренний диаметр шины в дюймах.
Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards) — ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) — с внутренней
Left или Right — означает, что шины этой модели (направленные ассиметричные) бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа.
All season – обозначение ставят на шинах, которые можно использовать как всесезонные.
MAX. PRESS ( PRESSURE ) – максимальное давление в шинах выражается в кПа.
А вы знаете, что на самом деле означают цифры на боковине вашей покрышки?
Для многих людей, имеющих в своем владении автомобиль, обозначение размерности автомобильных шин представляет собой то же самое, что и набор китайских иероглифов. А между прочим, умение определять размер покрышки может сыграть вам на руку во многих ситуациях. Также, зная значение цифр и принципы маркировки, вы сможете без ущерба для автомобиля устанавливать покрышки большего или меньшего размера. Но не все сразу.
Размерность автомобильных шин
Что же на самом деле означает надпись 195/55R15 или 175/65R14? Или любая другая? Первая цифра — это ширина профиля шины в миллиметрах или, говоря проще, ширина протектора. Именно от нее зависит такой важный параметр, как площадь пятна контакта с дорогой. Чем шина шире, тем устойчивее веден себя автомобиль. Но для зимы напротив, лучше выбрать резину поуже. Второй параметр, характеризующий размер резины — это высота профиля. Вопреки заблуждениям многих людей, цифра 55 или 65 из нашего примера, — это не высота профиля в миллиметрах. Это процент от ширины протектора шины. То есть, высота профиля резины с типоразмером 195/55R15 будет не 55мм, а 195*0,55=107,25мм. Опять же, чем ниже профиль резины, тем она жестче, но благодаря этому автомобиль управляется острее и точнее.
Двигаемся дальше. Латинская буква R означает вовсе не радиус, как думают многие. Это обозначение типа укладки нитей корда внутри покрышки. В прошлом применялись шины диагонального типа, то есть корд в них был расположен по диагоналям. Такая конструкция обеспечивает высокую прочность резины, но плохо подходит для быстрой езды и не самым лучшим образом влияет на экономичность. С приходом на рынок новых радиальных шин, корд в которых располагается перпендикулярно направлению протектора и образует своеобразный пончик по всему колесу, диагональные постепенно отошли в тень и сегодня они применяются в основном на тяжелой технике. Наконец мы добрались до заветного числа после буквы R. Это никакой не радиус! И если вы услышите где-то фразу: «Я себе новую резину купил, 16 радиуса», то можете смело начинать смеяться над безграмотностью хвастуна. Цифра, которая пишется после буквы R — это диаметр внутреннего кольца шины или диаметр обода. Также, эта цифра обозначает внешний диаметр диска, но никак не его радиус! Забудь вообще слово радиус, когда говорите о резине!
Главное правило при смене резины
Отметим один немаловажный момент, о котором почему-то не задумывается большинство водителей. Когда вы хотите сменить колеса на автомобиле, всегда руководствуйтесь заводскими параметрами. Производители не просто так указывают несколько типоразмеров шин и дисков. Например, у вас с завода стояла резина 175/65R14. В руководстве к автомобилю написано, что допускается установка резины размерностью 185/60R14 и 195/55R15. Такие размеры называют взаимозаменяемыми. Другими словами, вы можете сменить резину и не бояться, что колеса начнут скрести об арки, а спидометр станет вас обманывать. Запомните простое правило: если вы увеличиваете ширину профиля на 10мм, то вам следует уменьшить высоту профиля на 5мм. Если же вы решили поставить на автомобиль резину большего, чем положено размера, тогда не забудьте перепрограммировать спидометр и проконтролируйте, чтобы колеса не терлись об арки при полностью вывернутом руле. Иначе вам регулярно начнут приходить «письма счастья» и срок службы вашей резины заметно сократится.
Маркировка шин
Вы хотите выбрать шину для вашего авто, но плохо разбираетесь в маркировке шин? Это не проблема! В данном разделе, мы поможем вам разобраться: какие бывают параметры шины, что они означают, и какая именно покрышка подходит для вашего автомобиля.
Расшифровка маркировки шин.
195/65 R15 91 T XL
195 — это ширина шины в мм.
65 — Пропорциональность, т.е. отношение высоты профиля к ширине. В нашем случае оно равно 65%. Проще говоря, при одинаковой ширине, чем больше этот показатель, тем шина будет выше и наоборот. Обычно эту величину называют просто — «профиль».
Поскольку профиль шины это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 195/65 R15 захотите поставить автошины с размером 205/65 R15, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто). Точные данные по изменению внешних размеров колеса вы можете рассчитать в специальном шинном калькуляторе.
Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82% и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.
R — означает автошину с радиальным кордом (по сути, сейчас почти все шины делаются именно так).
Многие ошибочно полагают, что R- означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.
15 — диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска.
91 — индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо. Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН — 91 — 670 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать.
Таблица индексов нагрузки шины:
T — индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке, (в нашем случае ИС — Н — до 210 км/ч). Говоря про индекс скорости автошины хочется отметить, что этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.
Таблица индексов скорости:
Маркировка американских шин:
Существуют две различные маркировки американских шин. Первая очень похожа на европейскую, только перед типоразмером ставится буквы «P» (Passanger — для легковой машины) или «LT» (Light Truck — лёгкий грузовик). Например: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R15. И другая маркировка автошины, которая принципиально отличается от европейской.
Например: 31×10.5 R15 (соответствует европейскому типоразмеру 265/75 R15)
31 — внешний диаметр шины в дюймах.
10.5 — ширина шины в дюймах.
R — автошина радиальной конструкции (более старые модели автошин были с диагональной конструкцией).
15 — внутренний диаметр шины в дюймах.
Вообще говоря, если не считать непривычных нам дюймов, то американская маркировка автошин логичная и более понятная, в отличае от европейской, где высота профиля покрышки непостоянна и зависит от ширины автошины. А тут все просто с расшифровкой: первая цифра типоразмера — внешний диаметр, вторая — ширина, третья — внутренний диаметр.
Дополнительная информация указываемая в маркировке на боковине шины:
XL или Extra Load — усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера. Другими словами если на данной шине указан индекс нагрузки 91 с пометкой XL или Extra Load, то это значит, что при данном индексе, шина способна выдержать максимальную нагрузку в 670 кг вместо 615 кг (смотреть таблицу индексов нагрузки шин).
M+S или маркировка покрышки M&S (Mud + Snow) — грязь плюс снег и означает, что шины всесезонные или зимние. На многих летних покрышках для внедорожников указывается M&S. Однако эти шины нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора, а значок M&S указывает на хорошие показатели проходимости автошины.
All Season или AS всесезонные шины. Aw (Any Weather) — Любая погода.
Пиктограмма * (снежинка) — резина предназначена для использования её в суровых зимних условиях. Если на боковине шины нет этой маркировки, то эта автошина предназначена для использования только в летних условиях.
Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или пиктограмма (зонтик) — специальные дождевые шины.
Outside и Inside; ассиметричные шины, т.е. важно не перепутать какая сторона наружная, а какая внутренняя. При установке надпись Outside должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside — с внутренней.
RSC (RunFlat System Component) — шины RunFlat — это покрышки, на которых можно продолжать движение на автомобиле со скоростью не более 80 км/ч при ПОЛНОМ падении давления в шине (при проколе или порезе). На этих шинах, в зависимости от рекомендаций производителя, можно проехать от 50 до 150 км. Разные производители автошин используют различные обозначения технологии RSC. Например: Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Nokian Run Flat, Michelin ZP и т. д.
Rotation или стрелка эта маркировка на боковине шины означает направленную шину. При установке покрышки нужно строго соблюдать направление вращения колеса, указанное стрелкой.
Tubeless — бескамерная шина. При отсутствии данной надписи покрышка может использоваться только с камерой. Tube Type — обозначает, что эта покрышка обязательно должна эксплуатироваться только с камерой.
Max Pressure; максимально допустимое давление в шине. Max Load — максимально допустимая нагрузка на каждое колесо автомобиля, в кг.
Reinforced или буквы RF в типоразмере (например 195/70 R15RF) означают, что это усиленная шина (6 слоёв). Буква С в конце типоразмера (например 195/70 R15C) обозначает грузовую шину (8 слоёв).
Radial эта маркировка на резине в типоразмере означает, что это авторезина радиальной конструкции. Steel означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд.
Буква E (в кружочке) — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe). DOT (Department of Transportation — Министерство транспорта США) — американский стандарт качества.
Temperature А, В или С термостойкость авторезины при высоких скоростях на испытательном стенде (А — наилучший показатель).
Traction А, В или С — способность шины к торможению на влажном дорожном полотне.
Treadwear; относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.
TWI (Tread Wear Indiration) — указатели индикаторов износа протектора автошины. Маркировка на колесе TWI также может быть со стрелкой. Указатели располагаются равномерно в восьми или шести местах по всей окружности покрышки и показывают минимально допустимую глубину протектора. Индикатор износа выполняется в виде выступа с высотой 1.6 мм (минимальная величина протектора для легких автомобилей) и располагается в углублении протектора (как правило, в водоотводящих канавках).
DOT — Закодированный адрес производителя, код размера шины, сертификат, дата выпуска (неделя/год).
Расшифровка маркировки шин
Задались вопросом что означают буквы и надписи на шинах, мы постараемся Вам все рассказать.
Каждый автовладелец скорее всего покупал автошины. Многие едут просто в розничный магазин и говорят, мне нужны шины на автомобиль такой то и менеджеры подбирают нужные колеса по марке авто. Если водитель умеет пользоваться интернетом, то он покупает шины в интернете что экономит ему не только время, но и деньги.
В интернет магазине Мои колеса есть подбор по автомобилю. Вам необходимо зайти в раздел шины, затем выбрать категорию, легковые, грузовые, мото или для квадроциклов. Тут же Вам будет предложено сделать подбор по авто или по типоразмеру. То есть, купить шины у нас в магазине не составит большого труда и знания всех маркировок.
Но для особо пытливых умов мы постараемся рассказать о всех цифрах буквах и названиях на шине.
Самые распространенные обозначения такие как 185/65 R15 82H XL такая маркировка указывается на всех европейских шинах для легкового автотранспорта.
Что означают эти цифры:
185 – ширина шины в мм.
65 – это процентное соотношение от ширины шины, коротко это значение называют профиль. То есть если ширина у шины будет та же, а профиль больше, например 70% то шина будет выше и соответственно наоборот, чем ниже эта цифра тем шина ниже.
Рассмотрим два типоразмера:
185/65 R15 и 185/60 R15
Первый размер. 185/65 R15
Профиль 0,65*185 = 120,25 (это размер высоты с одной стороны колеса для того что бы получить полную высоту этот показатель нужно умножить на 2). 120,25*2 = 240,5мм.
Диаметр колеса измеряется в дюймах, а в нашем случае диаметр 15*25,4 = 381мм.
Итак, полная высота колеса в размере 185/65 R15 равна 120,25*2+381 = 621,5мм.
Второй размер. 185/60 R15
Произвели все необходимые расчеты и выяснили что
Полная высота размера 185/65 R15 = 621,5мм, а размера 185/60 R15 = 603мм.
Значит первый размер выше второго на (621,5-603/2 = 9,25мм.) так что клиренс автомобиля будет отличаться почти на 1см.
Что бы Вам не приходилось сидеть и высчитывать на сколько выше или ниже станет автомобиль, мы сделали и запатентовали шинный калькулятор, который поможет подобрать самый оптимальный размер шин а так же перевести из американского размера в европейский.
R – эта буква означает как многие думают не радиус, а то что шина с радиальным кортом.
Еще есть шины с диагональной конструкцией и обозначается они буквой D, но так как ее характеристики хуже то их выпускают крайне мало.
15 – это диаметр колеса в дюймах. Многие люди считают что это радиус, так вот спешим Вас разочаровать это все таки диаметр.
82 – это индекс нагрузки он показывает максимальную нагрузку на одно колесо. В нашем случае.
82 = 475кг. Но для легкогрузовых автомобилей и микроавтобусов этот показатель важен и его желательно придерживаться.
Таблица индексов нагрузки.
H – индекс скорости.
Н = 210 км/ч это предельная скорость, при которой автомобиль может двигаться, но не более 15мин. Движение превышающее 15мин с данной скоростью может привести к разрушению покрышки.
Таблица индексов скорости.
Так же маркировка шин есть и американская.
Автошины американские имеют три отличия от европейской маркировки.
1) Схоже с европейской, различие только в том что перед размером стоит буковка «P» Passanger – для легковых автомобилей
Пример: P 195/60 R15 или LT 245/75 R15.
3) Сильно отличается от европейского обозначения.
Например: 32×11.5 R15 (если перевести в европейский размер 295/75 R15)
R — конструкция шины радиальная
15 — диаметр шины внутренний в дюймах.
Другие обозначения, по которым чаще всего возникают вопросы.
Extra Load или XL – эти надписи говорят о том что что у таких шин индекс нагрузки выше на три значения чем у обычных шин.
Mud+Snow или М+S – Данные шины можно эксплуатировать в снег и грязь так же эта маркировка указывает, что шины всесезонные или зимние. Но так же такое значение указывают и на летних шинах для внедорожников, но использовать зимой данные шины использовать нельзя так как у них совсем другой состав резиновых смесей, а этот значок означает что у покрышек хорошие показатели проходимости по грунтовым дорогам.
Снежинка — означает что шину можно эксплуатировать в суровых зимних условиях.
Aqua, Aquatred, Rain, Aquacontact, Water или значок (зонтик) — автопокрышки работают хорошо в дождливую погоду.
Outside и Inside – так обозначают ассиметричные шины, Inside внутренняя, Outside наружная сторона. Очень важно устанавливать данные шины правильно так как у них внутренняя сторона отвечает за отвод воды, а наружная за сцепные характеристики.
RunFlat или RSC (RunFlat System Component) — так называют шины нулевого давления. На шинах с такой маркировкой можно проехать от 50 до 150 км при полной потере давления в колесе, со скоростью не выше 80 км/ч. Автошин нулевого давления могут называться у каждого производителя по разному. У Bridgestone RFT, Goodyear Run On Flat, Michelin ZP, Continental SSR, Nokian Run Flat ит. д.
Стрелкой или Rotation обозначают направленные шины. При установке шины на автодиск обязательно соблюдение направление вращения колеса,обозначенное стрелкой.
Tubeless — данная шина бескамерная.
Tube Type — шина эксплуатируется только с камерой.
Max Load — максимально возможная нагрузка на колесо, в кг.
Reinforced или буквы RF в типоразмере означают, что это усиленная шина (6 слоёв) например (195/70 R15 RF). Буква С в конце типоразмера обозначает что шина легкогрузовая например (195/70 R15C) (8 слоёв).
Буква E в кружочке — обозначает что шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe).
DOT (Department of Transportation — Министерство транспорта США) — американский стандарт качества.
Temperature А, В или С термостойкость авторезины при высоких скоростях на испытательном стенде.
(А — самый хороший показатель).
Traction А, В или С — способность шины к торможению на влажном дорожном покрытии.
Treadwear; относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.
TWI (Tread Wear Indiration) — индикатор износа протектора. Маркировка на колесе TWI может быть со стрелкой. Указатели располагаются равномерно в восьми или шести местах по всей окружности покрышки и показывают минимально допустимую глубину протектора. Индикатор износа выполняется в виде выступа с высотой 1.6 мм (минимальная величина протектора для легких автомобилей) и располагается в углублении протектора (как правило, в водоотводящих канавках).