Что такое 17 независимый баттл
Оксимирон, Гнойный и Егор Крид. Что за 17-й Независимый баттл Hip-Hop.Ru и почему все подают на него заявки?
В социальных сетях все обсуждают 17-й Независимый баттл Hip-Hop.Ru и называют его историческим событием. Заявки на участие в состязании подали Oxxxymiron, Слава КПСС, Эльдар Джарахов, Юрий Хованский и даже Егор Крид. Medialeaks узнал, что такое неофициальный баттл и почему за ним стоит следить.
— Чё за баттл?
— 17 «Хип-Хоп.Ру»
— А кто участвует?
— Все.
Девочки не хотят мальчиков. Девочки хотят пережить 17-й Независимый баттл «Хип-Хоп.Ру».
КСТАТИ. АНАСТАСИЯ ЗЕНКОВА врывается на 17-ый Независимый баттл с треком «Как же вы, ****, [надоели] со своим 17-м Независимым баттлом».
Официальные баттлы vs Независимые: как всё начиналось
В 2000 году в интернете появился форум hip-hop.ru, который стал «цитаделью рэп-рунета». Рэперы получили возможность публиковать новости о себе на крупной площадке, самостоятельно делиться треками и непосредственно общаться со слушателями. Среди пользователей форума были и те, кто в итоге стал звёздами российского хип-хопа: участники Касты, молодые Гуф, Noize MC, Паша Техник и даже Мирон Фёдоров (Oxxxymiron).
В результате онлайн-общение переросло в интернет-состязания: в 2001 году состоялся Первый Официальный онлайн-баттл, в котором принял участие 21 исполнитель. Рэперы проходили через отборочные первый и второй раунды, а затем делились на пары и соревновались друг с другом. Все раунды были посвящены определённым темам для треков, и перед участниками не стояло цели оскорбить противника. Более того, резкие высказывания могли лишить исполнителя заработанных баллов.
Официальные баттлы организовывали администраторы форума, и в них принимали участие уже зарекомендовавшие себя рэперы. Встречи проходили редко, поэтому пользователи стали проводить независимые (или неофициальные) состязания между всеми желающими. Первое такое соревнование прошло в 2003 году (17 участников), а судьями стали известные форумщики и модераторы. В том же году уже на Пятом Независимом баттле судьёй стал Паша Техник и случайно организовал первый саботаж, предложив раунд-тему “Мой клитор больше твоего”.
Ажиотаж вокруг онлайн-баттлов продержался до 2011 года и стал угасать. Со временем хип-хоп-состязания перекочевали в оффлайн, а заседания форумщиков вытеснили такие площадки как Versus Battle и Slovo. Фанатам было интереснее наблюдать за реальными встречами знаменитостей и импровизацией, поэтому интернет-поединки сошли на нет.
Организаторы Hip-Hop.Ru решили возродить онлайн-баттлы — состязания рэперов, в рамках которых исполнители пишут треки на заданные темы, публикуют их в интернете, а после ждут решения судей и ищут свои имена в турнирных таблицах. В мае 2019 года в сообществе во «ВКонтакте» 17 HIP-HOP.RU BATTLE появился анонс предстоящего баттла с темой первого раунда «В долгий путь».
Зачем это нужно? Организаторы уверяют, что независимые баттлы не скучнее официальных.
В оффлайнах страсти кипят ещё как: тут и по морде можно получить, как Галат, и жену потерять, как Parovoz, и извинение перед чеченцами записать. Здесь нет места лирике: сложно представить, как в финале, скажем, Versus Fresh Blood, кто-нибудь, не обращая внимание на оппонента, посвятит все раунды любимой женщине, как это сделал Лёва Re-Pacна восьмом официальном баттле.
Как принять участие
Треки участников будут оцениваться по шкале от одного до пяти, где единица — «очень слабо», а пятёрка — «отлично». Результаты первого раунда появятся на соответствующей странице официального сайта 29 сентября. В следующий тур пройдут лишь те исполнители, которые наберут от 17 баллов из 25 возможных. Кстати, послушать треки участников можно в группе мероприятия во «ВКонтакте» — здесь.
Кто подал заявки и при чём тут Oxxxymiron
Что такое 17-й Независимый баттл
Дисклеймер: если вы считаете, что рэп в целом — это безвкусица, а баттл-рэп — шоу для быдла, то. вы в чем-то правы. Но не совсем. Этот текст расскажет вам о другой, малоизвестной стороне рэпа. Осторожно: мы спускаемся в андерграунд.
В среде массовых обывателей рэп-баттлы начали обретать популярность примерно с 2013 года, когда непримечательный рэп-исполнитель, но хороший бизнесмен Александр Тимарцев по прозвищу «Ресторатор» организовал площадку Versus Battle. В 2019 году формат оффлайн-баттлов изжил себя, но по инерции продолжает существовать, превратившись во что-то вроде реалити-шоу «Дом 2». Пожалуй, мало кто знает, что когда-то рэп-баттлы были представлены чем-то большим и гораздо более творческим, нежели отрядом похожих друг на друга как две капли воды юнцов, изощренно оскорбляющих друг друга перед камерой.
Оффлайн против онлайна
Чтобы понять, что такое 17-й Независимый баттл, для начала придется уяснить, чем же онлайн баттлы отличаются от более известных оффлайновых. Небольшой намек был дан в предыдущем абзаце: если в оффлайне (Versus, Slovo и т.д.) два оппонента стараются унизить и разобрать друг друга по винтикам, попутно пару раз насмешив толпу, то в онлайне, как правило, задача перед рэперами стоит куда интереснее. С широким простором для творчества.
Суть оффлайн-баттла, если отбросить изощренные рифмоконструкции
Онлайн-баттлы проводятся для всех желающих по турнирной системе, где первые пара раундов — отборочные. При этом у каждого раунда есть определенная тема. К примеру, тема первого раунда 17-го Yезависимого баттла — «В долгий путь», а второго, который идет прямо сейчас, — «Ветер перемен». Рэперу нужно написать полноценный трек, раскрывающий эту тему.
Учитывая тот факт, что рэп — это в первую очередь музыка повышенной информационной нагрузки, смысловых пластов и работы со словом, можно представить, сколько разных, неожиданных и порой даже удивительных подходов к раскрытию темы может быть в каждом отдельно взятом раунде. Две похожих друг на друга композиции встречаются редко. История и ее подача, обилие рифм, чувство такта и стиля — два абсолютно одинаковых рэпера могут встречаться только на Versus, но никак не здесь. В результате получается полноценная творческая композиция, которая порой превосходит по качеству работы с текстом даже альбомные треки.
Даже главный жид российского хип-хопа выступал на онлайн-баттлах
В первых отборочных раундах судьи убирают всех недостаточно сильных, по их мнению, исполнителей, и разбивают оставшихся по парам на манер турнирной системы. Теперь каждый рэпер оценивается не «в вакууме», а сравнивается с выпавшим ему противником. В этой части певцы обычно составляют треки из двух частей. Первая лирически раскрывает заданную тему, вторая — уничтожает оппонента на манер оффлайновых баттлов с Versus, только под музыку.
Онлайн-баттлы — кладезь никому неизвестных талантов
Немало известных сейчас рэперов в свое время начинали именно с онлайн-баттлов или просто участвовали в них. К примеру, Oxxymiron, Noize MC или Рэм Дигга. Другие, напротив, известны исключительно как участники онлайн-баттлов — к примеру, Re-Pac, Стэнли Пазл или Херова Жесть.
Тут стоит упомянуть, что площадки онлайн-баттлов породили невероятно популярных в рамках андерграунда персонажей. Самый известный из них — рэпер Babangida, тролливший Оксимирона задолго до Славы КПСС. Кстати, именно Бабангида сыграл невероятную роль в творческом развитии последнего. Если бы не он, то вряд ли когда-нибудь по «Первому каналу» показали тот самый репортаж. Кстати, Babangida победил на 14-м Независимом баттле и занял третье место на 9-м Официальном.
Несмотря на обилие мата в текстах, Бабангиду скорее хочется назвать поэтом, нежели рэпером
Но, пожалуй, самый примечательный исполнитель «онлайна» — это Дядя Женя, победитель 8-го Официального баттла. Сорокалетний кандидат математических наук, практически не имеющий опыта в написании рэп-треков, разделал под ноль всех значительно более матерых оппонентов и ушел триумфатором. При этом из-за ужасной картавости Дядя Женя лишил себя одного из тридцати трех инструментов рэпера: буквы «Р». Попробуйте хотя бы пару минут говорить без буквы «Р». Сложно? К примеру, только в этом абзаце буква «Р» используется 29 раз. Дядя Женя написал без нее девять песен, большинство которых содержало две разных части: лирическую и баттловую. И победил всех остальных. Гений!
Почему баттл независимый и семнадцатый
На протяжении этого текста вы не раз встречали термины «официальный баттл» и «независимый баттл». Что это значит?
И тот, и другой баттлы берут свое начало на крупнейшем российском рэп-форуме hip-hop.ru. В 2001 году группа энтузиастов решила провести соревнование по турнирному формату — так родился Первый Официальный баттл Hip-Hop.ru, который проводился ежегодно вплоть до 2011-го. Примерно в 2003 году изнывающие от скуки и ожидания перед запуском 4-го Официального баттла пользователи организовали собственный баттл, который впоследствии получил название «Независимый баттл Hip-Hop.ru» и поддерживался администрацией форума.
Официальный баттл Hip-Hop.ru просуществовал девять итераций, последняя из которых состоялась в 2011 году. Буквально через пару лет откроются площадки Slovo и Versus, а рэп-баттлы стремительно перейдут из андерграунда в мейнстрим. Независимый баттл Hip-Hop.ru оказался более живучим.
Хочу следить за баттлом. Еще не поздно?
Самое время: сейчас идет второй отборочный раунд. Скоро начнется самое интересное. Следить за баттлом можно в сообществе ВКонтакте или на официальном сайте.
17 Независимый закончился. Похоже, это мало кого волнует
Закончился 17 Независимый баттл — главное баттловое событие с осени-2019 по осень-2020. Его победителем стал Витя Классик, а самый известный из оставшихся участников Грязный Рамирес занял четвертое место.
И это была настолько нешумная новость, что небольшой конфликт Левана Горозии с блогером Варламовым показался читателям куда интереснее.
На старте “семнашки” все было иначе. Непопулярный у массового слушателя локальный междусобойчик стал внезапно всем интересен после агитации Оксимирона, подтянувшего на турнир звезд от Егора Крида и Левана до Нойза МС с Лок-Догом. Многие из них выступали ярко и имели шансы дойти до финала — именно за ними было интереснее всего наблюдать.
Но что важно — они создавали инфоповоды. Навскидку:
— скандал с Джоннибоем, которого не устроило судейское решение.
— Оксимирон выпустил трек с социальной повесткой дня и в какой-то момент. неожиданно покинул турнир (а его оппонент Витя Классик в итоге стал призером)
— был не менее внезапный уход хайповой пары Егор Крид/Лок-Дог.
— был последующий ироничный дисс от Нойза МС, который как будто ребутнулся на баттле.
— был совсем не ироничный дисс от Лочи в ответ.
— Егор Крид стал открытием баттла, а одна только заявка от него набрала больше 5 миллионов на ютубе.
— сами песни. Мы слушали треки Оксимирона, который ничего кроме этого не выпускал, слушали Нойза МС и других звезд, а наши плейлисты собирали очень приличные цифры.
Трушные баттловики таких эмоций не поставляли. Вспоминается лишь расстроенный участник, который взломал сайт баттла.
Интерес постепенно затухал — на это повлияла усталость от продолжительности ивента (около года) и нехватка звезд под конец. По внутренней статистике The Flow результаты первого отборочного раунда собрали примерно в 12 раз больше просмотров, чем треки финалистов.
Кажется, что организаторы сами не понимали, что им делать со свалившимся хайпом. При возможности пересмотреть правила/формат баттла и сделать его более понятным массовому слушателю, было принято решение оставить его негибким и консервативным. Как пример — сложная судейская система, где участников оценивают как завсегдатаи форума, так и известные артисты, но при этом все сводится к условной таблице в “экселе” с малопонятными категориями типа “общее впечатление” и “ритмика и фишки”.
Тут вина не только создателей баттла, но и его core-аудитории — показателен момент, когда главный организатор Санчез все же решил составить пары не в соответствии с внутренним рейтингом, а так чтобы интереснее зрителям. Участники взбунтовались, пришлось все вернуть.
Но справедливо ли упрекать организаторов в неумении делать шоу? Это ведь изначально строгий формат с историей и своим узким кругом почитателей, которые критикуют шаг влево/шаг вправо/прыжок/прихлоп. А сам Санчез не Дана Уайт — у него нет рычагов (например, финансовых), чтобы влиять на участников.
А знаете, что напомнил 17 Независимый? “Версус”.
В начале “Версус” был хайповым шоу. Там было полно рекламы, его все смотрели и обсуждали, они отлично угадывали с героями — будущая звезда Федук и на тот момент более яркий Янг Трэппа, Гарри Топор, СТ, Паша Техник и, конечно, блогеры, которые утирали носы баттловикам на их же поле. Да и судейство было проще, чем у конкурентов — выпивший Хованский был куда интереснее погруженного в тему, но занудного Редо.
Постепенно площадку стали диссить батловики из нижних лиг: «У вас деньги и хайп, но правильные рэп-баттлы у нас». К диссам присоединился даже Оксимирон (в баттле с Гнойным он адресовал часть куплета Ресторатору). Баттл Птахи и Гуфа критиковали все, потому что по канонам баттл-рэпа это было плохо — но он стал последним популярным баттлом на русском.
В течение года-двух баттлы превратились в «профессиональный спорт», а популярные люди туда идти больше не хотели. Во время Fresh Blood 4 зашел разговор про “западный уровень”, а сегодня “Версус” превратился в RBL-2.
Мог бы он и дальше быть хайповым шоу? Да, если бы там сегодня были баттлы «Моргенштерн vs Кизару» или «Мезенцев vs Маркони». Но победила среда, которая хотела баттл ради баттла — она его получила.
17 Независимый доказал, что такие рэп-баттлы — анахронизм. В прошлогоднем интервью его организатор заявил, что это кузница кадров, но кто помнит, чтобы в последний раз участник онлайн-зарубы становился звездой? Такое когда-то давно произошло с Нойзом МС, но получится ли у Вити Классика или Беса — большой вопрос. Это, скорее, краткосрочный буст вроде того, что получила Драмматикс после похвалы Оксимирона.
Ну и остается вопрос, а пойдут ли звезды на следующий онлайн-баттл, если на него не подаст заявку Оксимирон или Моргенштерн?
Мы увидели чудо — турнир, главным призом которого был фит со Слэймом из Black Star, вдруг стал самым обсуждаемым баттл-событием года. “Баттл-рэп сейчас живее всех живых”, — писал Оксимирон о “семнашке”. Тут хочется мысленно добавить “пока я не уйду из него”.
Все сдают заявки на 17 Независимый баттл. Что это такое?
Oxxxymiron подал заявку на 17 Независимый баттл — и это заставило многих а) тоже подать туда заявки; б) погуглить, что это за баттлы и почему супер-востребованный артист вдруг решает туда пойти. Наш FAQ по баттлам на hip-hop.ru поможет разобраться с этим тем, кто еще не разобрался.
Онлайн-баттлы — это что? Они же все в интернете — значит все “онлайн”?
Не все. Многие уже привыкли к тому, что баттл — это когда двое людей на экране встречаются лицом к лицу и говорят гадости друг про друга. Так было не всегда. Долгое время баттлы в российском интернете были соревнованием треков, а их авторы могли никогда в жизни не видеться. Ты пишешь песню, твой оппонент тоже пишет. Судьи решают, у кого лучше. Это и называлось “онлайн”.
А что такое hip-hop.ru?
Форум hip-hop.ru заработал в середине 2000 года и долгое время был единственным в рунете местом, где можно было пообщаться поклонникам рэпа. Более того, со временем он стал площадкой, где рэп-артисты и их поклонники могли вступить в диалог, такой прото-социальной сетью своего времени. Здесь в разное время сидели участники Касты, молодые Гуф, Noize MC, Паша Техник и Мирон Федоров — список можно продолжать очень долго.
Когда вообще прошел первый баттл на hip-hop.ru? И кто там участвовал?
Первый Официальный баттл прошел в 2001 году. Заявки подали 21 человек, а победителем стал Ветал, участник группы iSquad.
Кто судил это все?
Популярные форумщики. Среди них были как рэп-звезды (например, Влади), так и просто уважаемые внутри форума люди. Постоянным судьей долгое время был Дмитрий “Габонская гадюка” Егоров, который потом судил Versus. “У меня была возможность с хорошим интернетом скачивать кучу позиций в разделе “Демо-музыка”, — говорит он. — Я писал про эти треки, рецензировал их, и когда началось обсуждение, кого позвать в судьи Пятого официального, позвали меня”.
Как все происходило технически?
Первый и второй раунд были отборочными. Потом участников делили на пары жеребьевкой, дальше они соревновались друг с другом в плей-оффе. На каждый раунд заявлялась специальная тема — и участникам предлагалось раскрыть ее в треке. Цели задеть соперника изначально вовсе не было — форум был маленький, все дружили. Даже наоборот, это воспринималось как минус, за “дисс” могли лишить баллов.
У некоторых получались настоящие песни. Хороший пример (из более поздних времен) — “За закрытой дверью” Noize MC. Она изначально писалась для баттла, но потом, в измененной версии, зажила самостоятельной жизнью и стала одним из первых хитов Ивана.
А что давали победителю?
Поначалу призов не было вовсе, но со временем у баттлов начали появляться спонсоры. Пятый официальный баттл, к примеру, спонсировали магазины одежды, призы были соответствующие. Noize MC вспоминал, что за свою победу в баттле получил iPod и микрофон. Иногда призами были часы записи на студии. Позже появились и денежные призы. Но главным все же оставался респект.
Так, речь же сейчас идет про официальные баттлы. А что такое Неофициальные?
В официальных участвовали звезды рэп-интернета того времени, перерывы между ними были долгими. Чтобы чем-то занять межсезонье, были придуманы неофициальные (или независимые) баттлы — их организовывала не администрация форума, а обычные пользователи, у которых было больше свободного времени.
“На словах звучит просто, но де факто, чтобы это организовать, нужен был определенный организационный капитал, — вспоминает Дмитрий Егоров. — И хотя это были неофициальные баттлы, они поддерживались “сверху” администрацией”.
Первый Неофициальный баттл прошел в феврале 2003 года, в нем приняло участие 17 человек.
Неофициальные тоже судили звезды?
Сначала в судьях были популярные форумщики и модераторы, потом стали появляться и рэперы.
В том же 2003 году на 5 Неофициальном баттле одним из судей стал Паша Техник. Он придумывал для участников интересные темы раундов — одна из них звучала как “Мой клитор больше твоего”. После такого многие саботировали баттл.
А как вообще оценивали сданные треки? На что обращали внимание?
Критерия было два — “текст” и “подача”. Потом к нему добавился еще один — “общее впечатление”.
Почему трек, который ты сдавал на отбор баттла, не мог превышать 60 секунд?
Чтобы экономить время судей, которые избегали участи отслушивать несколько сотен (а потом и тысяч) длинных треков. Это ограничение касалось только первых раундов, в полуфиналах и финалах могли быть треки по пять и по восемь минут.
Рэперы, которые выигрывали эти баттлы, потом добивались хоть какого-то успеха как артисты?
Не всегда — это касается как победителей Официальных, так и Независимых баттлов. Но некоторые смогли конвертировать баттловые победы во что-то большее: например, St1m (выиграл 7 Независимый и 5 Официальный), Loc-Dog (13 Независимый), Noize MC (7 Официальный).
А разве Oxxxymiron ни разу ничего не выиграл?
Нет. В 2009 году он участвовал в 14 Независимом баттле, где дошел до полуфинала и проиграл Саше Честу. Многие форумщики тогда ждали финала “Oxxxymiron — Бабангида”, но он так и не случился. В итоге Бабангида вынес Честа и стал победителем.
Можно для примера несколько треков, которые рэперы писали для баттлов?
Noize MC в финале 7 Официального баттла. Тогда он победил, и неудивительно: песня слушается как манифест человека, максимального уверенного в своих силах.
Новосибирский человек-вокабуляр Дядя Женя против Вити СД. Дядя Женя был легендой hip-hop.ru: по слухам, имел кандидатскую степень, не употреблял в текстах слова с буквой «р», после победы в баттле (как и полагается легенде) пропал с радаров.
Oxxxymiron против Бабангиды, тот самый 14 Независимый баттл.
Бабангида — и его трек на 9 Официальный баттл, посвященный нашумевшей истории с Ромой Жиганом и объединением Vagabund.
Тот же самый 9 Официальный баттл. Хаски выступает в паре против Очередного МС, также известного как Сега из группы Anacondaz.
Re-Pac и песня, с которой он взял последний на текущий момент Официальный баттл — Девятый.
А кроме баттлов на hip-hop.ru были другие?
Конечно! В 2005 году стало появляться много других баттлов. Одним из самых известных был InDaBattle, его выиграл Johnyboy.
Как сейчас дела у онлайн баттлов?
Не очень хорошо. Последним громким баттлом на hip-hop.ru был Девятый официальный (2011 год, в финале сошлись Рем Дигга и Re-Pac), после этого интерес стал угасать. Начавшийся через пару лет бум оффлайн-баттлов и вовсе добил онлайны: многим смотреть на живых рэперов было интереснее, чем слушать треки ноунеймов, которых не видишь. Опять же, это лучше монетизировалось.
Ажиотаж вокруг 17 Независимого баттла — только из-за Мирона Федорова?
В общем, да, но его заявка повлекла за собой цепную реакцию. Треки на баттл начали сдавать как люди, знакомые нам по оффлайн-баттлам (Микси, Палмдропов, Басота), так и совсем далекие от баттлов (Леван Горозия, Петар Мартич из Пасош). Можно предположить, что будут заявки и от других их коллег.
Все сдают заявки на 17 Независимый баттл. Что это такое?
Oxxxymiron подал заявку на 17 Независимый баттл — и это заставило многих а) тоже подать туда заявки; б) погуглить, что это за баттлы и почему супер-востребованный артист вдруг решает туда пойти. Наш FAQ по баттлам на hip-hop.ru поможет разобраться с этим тем, кто еще не разобрался.
Онлайн-баттлы — это что? Они же все в интернете — значит все “онлайн”?
Не все. Многие уже привыкли к тому, что баттл — это когда двое людей на экране встречаются лицом к лицу и говорят гадости друг про друга. Так было не всегда. Долгое время баттлы в российском интернете были соревнованием треков, а их авторы могли никогда в жизни не видеться. Ты пишешь песню, твой оппонент тоже пишет. Судьи решают, у кого лучше. Это и называлось “онлайн”.
А что такое hip-hop.ru?
Форум hip-hop.ru заработал в середине 2000 года и долгое время был единственным в рунете местом, где можно было пообщаться поклонникам рэпа. Более того, со временем он стал площадкой, где рэп-артисты и их поклонники могли вступить в диалог, такой прото-социальной сетью своего времени. Здесь в разное время сидели участники Касты, молодые Гуф, Noize MC, Паша Техник и Мирон Федоров — список можно продолжать очень долго.
Когда вообще прошел первый баттл на hip-hop.ru? И кто там участвовал?
Первый Официальный баттл прошел в 2001 году. Заявки подали 21 человек, а победителем стал Ветал, участник группы iSquad.
Кто судил это все?
Популярные форумщики. Среди них были как рэп-звезды (например, Влади), так и просто уважаемые внутри форума люди. Постоянным судьей долгое время был Дмитрий “Габонская гадюка” Егоров, который потом судил Versus. “У меня была возможность с хорошим интернетом скачивать кучу позиций в разделе “Демо-музыка”, — говорит он. — Я писал про эти треки, рецензировал их, и когда началось обсуждение, кого позвать в судьи Пятого официального, позвали меня”.
Как все происходило технически?
Первый и второй раунд были отборочными. Потом участников делили на пары жеребьевкой, дальше они соревновались друг с другом в плей-оффе. На каждый раунд заявлялась специальная тема — и участникам предлагалось раскрыть ее в треке. Цели задеть соперника изначально вовсе не было — форум был маленький, все дружили. Даже наоборот, это воспринималось как минус, за “дисс” могли лишить баллов.
У некоторых получались настоящие песни. Хороший пример (из более поздних времен) — “За закрытой дверью” Noize MC. Она изначально писалась для баттла, но потом, в измененной версии, зажила самостоятельной жизнью и стала одним из первых хитов Ивана.
А что давали победителю?
Поначалу призов не было вовсе, но со временем у баттлов начали появляться спонсоры. Пятый официальный баттл, к примеру, спонсировали магазины одежды, призы были соответствующие. Noize MC вспоминал, что за свою победу в баттле получил iPod и микрофон. Иногда призами были часы записи на студии. Позже появились и денежные призы. Но главным все же оставался респект.
Так, речь же сейчас идет про официальные баттлы. А что такое Неофициальные?
В официальных участвовали звезды рэп-интернета того времени, перерывы между ними были долгими. Чтобы чем-то занять межсезонье, были придуманы неофициальные (или независимые) баттлы — их организовывала не администрация форума, а обычные пользователи, у которых было больше свободного времени.
“На словах звучит просто, но де факто, чтобы это организовать, нужен был определенный организационный капитал, — вспоминает Дмитрий Егоров. — И хотя это были неофициальные баттлы, они поддерживались “сверху” администрацией”.
Первый Неофициальный баттл прошел в феврале 2003 года, в нем приняло участие 17 человек.
Неофициальные тоже судили звезды?
Сначала в судьях были популярные форумщики и модераторы, потом стали появляться и рэперы.
В том же 2003 году на 5 Неофициальном баттле одним из судей стал Паша Техник. Он придумывал для участников интересные темы раундов — одна из них звучала как “Мой клитор больше твоего”. После такого многие саботировали баттл.
А как вообще оценивали сданные треки? На что обращали внимание?
Критерия было два — “текст” и “подача”. Потом к нему добавился еще один — “общее впечатление”.
Почему трек, который ты сдавал на отбор баттла, не мог превышать 60 секунд?
Чтобы экономить время судей, которые избегали участи отслушивать несколько сотен (а потом и тысяч) длинных треков. Это ограничение касалось только первых раундов, в полуфиналах и финалах могли быть треки по пять и по восемь минут.
Рэперы, которые выигрывали эти баттлы, потом добивались хоть какого-то успеха как артисты?
Не всегда — это касается как победителей Официальных, так и Независимых баттлов. Но некоторые смогли конвертировать баттловые победы во что-то большее: например, St1m (выиграл 7 Независимый и 5 Официальный), Loc-Dog (13 Независимый), Noize MC (7 Официальный).
А разве Oxxxymiron ни разу ничего не выиграл?
Нет. В 2009 году он участвовал в 14 Независимом баттле, где дошел до полуфинала и проиграл Саше Честу. Многие форумщики тогда ждали финала “Oxxxymiron — Бабангида”, но он так и не случился. В итоге Бабангида вынес Честа и стал победителем.
Можно для примера несколько треков, которые рэперы писали для баттлов?
Noize MC в финале 7 Официального баттла. Тогда он победил, и неудивительно: песня слушается как манифест человека, максимального уверенного в своих силах.
Новосибирский человек-вокабуляр Дядя Женя против Вити СД. Дядя Женя был легендой hip-hop.ru: по слухам, имел кандидатскую степень, не употреблял в текстах слова с буквой «р», после победы в баттле (как и полагается легенде) пропал с радаров.
Oxxxymiron против Бабангиды, тот самый 14 Независимый баттл.
Бабангида — и его трек на 9 Официальный баттл, посвященный нашумевшей истории с Ромой Жиганом и объединением Vagabund.
Тот же самый 9 Официальный баттл. Хаски выступает в паре против Очередного МС, также известного как Сега из группы Anacondaz.
Re-Pac и песня, с которой он взял последний на текущий момент Официальный баттл — Девятый.
А кроме баттлов на hip-hop.ru были другие?
Конечно! В 2005 году стало появляться много других баттлов. Одним из самых известных был InDaBattle, его выиграл Johnyboy.
Как сейчас дела у онлайн баттлов?
Не очень хорошо. Последним громким баттлом на hip-hop.ru был Девятый официальный (2011 год, в финале сошлись Рем Дигга и Re-Pac), после этого интерес стал угасать. Начавшийся через пару лет бум оффлайн-баттлов и вовсе добил онлайны: многим смотреть на живых рэперов было интереснее, чем слушать треки ноунеймов, которых не видишь. Опять же, это лучше монетизировалось.
Ажиотаж вокруг 17 Независимого баттла — только из-за Мирона Федорова?
В общем, да, но его заявка повлекла за собой цепную реакцию. Треки на баттл начали сдавать как люди, знакомые нам по оффлайн-баттлам (Микси, Палмдропов, Басота), так и совсем далекие от баттлов (Леван Горозия, Петар Мартич из Пасош). Можно предположить, что будут заявки и от других их коллег.