Для начала попробуем разобраться, что же такое биты и байты. Бит это самая наименьшая единица измерения количества информации. Наравне с битом активно используется байт. Байт равен 8 бит. Попробуем изобразить это наглядно на следующей диаграмме.
Думаю, с этим все понятно и не имеет смысла останавливаться подробнее. Так как бит и байт это очень маленькие величины, то в основном они используются с приставками кило, мега и гига. Наверняка вы слышали о них еще со школьной программы. Общепринятые единицы и их сокращения мы соединили в таблицу.
Название
Аббревиатура английская
Аббревиатура русская
Значение
бит
bit (b)
б
0 или 1
байт
Byte (B)
Б
8 бит
килобит
kbit (kb)
кбит (кб)
1000 бит
килобайт
KByte (KB)
КБайт (KБ)
1024 байта
мегабит
mbit (mb)
мбит (мб)
1000 килобит
мегабайт
MByte (MB)
МБайт (МБ)
1024 килобайта
гигабит
gbit (gb)
Теперь попробуем определиться с величинами измерения скорости интернет соединения.
Говоря понятным языком, скорость подключения это количество получаемой или отправляемой вашим компьютером информации в единицу времени. В качестве единицы времени в данном случае принято считать секунду а в качестве количества информации кило или мегабит.
Таким образом, если ваша скорость 128 Kbps это означает, что ваше соединение имеет пропускную способность 128 килобит в секунду или же 16 килобайт в секунду.
Много это или мало судить вам. Для того чтобы более материально почувствовать вашу скорость рекомендую воспользоваться нашими тестами. Определить время, необходимое для закачки файла, определенного вами размера, при вашей скорости подключения. Также вы можете посмотреть, файл какого объема вы сможете скачать за определенный вами период времени при вашей скорости подключения.
Используя наши тесты необходимо помнить и учитывать, что наш сервер, на котором собственно и расположены все эти тесты находится от вашего компьютера достаточно далеко и соответственно на результатах может сказываться как загруженность нашего сервера (на нашем сайте в часы пик одновременно производят замер скорости соединения более 1000 человек), так и загруженность интернет линий.
Если бы наш сервер стоял за одним столом с вашим компьютером и они были бы подключены друг к другу одним проводом, тогда можно было бы вести речь о наиболее точных результатах. В нашем же случае, как показывает практика, подключение вашего компьютера к нашему серверу для тестирования происходит в среднем через 10 других серверов.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
Битрейт — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Битре́йт (от англ. bitrate) — количество бит, используемых для передачи/обработки данных в единицу времени. Битрейт принято использовать при измерении эффективной скорости передачи потока данных по каналу, то есть минимального размера канала, который сможет пропустить этот поток без задержек.
Битрейт выражается битами в секунду (бит/c, bps), а также производными величинами с приставками кило- (кбит/с, kbps), мега- (Мбит/с, Mbps) и т. д.
Скорость передачи данных с использованием битов в секунду блока (символ: «бит/с»), часто применяется в сочетании с приставками из международной системы измерения единиц (СИ), такими как «кило» (1 кбит/с = 1000 бит/с), «мега» (1 Мбит/с = 1000 кбит/с), «гига» (1 Гбит/с = 1000 Мбит/с) или «тера» (1 Тбит/с = 1000 Гбит/с). Нестандартная аббревиатура «bps» часто используется для замены стандартного символа «бит/с», так что, например, «1 Мбит» используется для обозначения одного миллиона бит в секунду. Один байт в секунду (1 Б/с) соответствует восьми битам в секунду (8 бит/с). Кроме того, могут использоваться двоичные приставки киби-, меби-.
В форматах потокового видео и аудио (например, MPEG и MP3), использующих сжатие c потерей качества, параметр «битрейт» выражает степень сжатия потока и, тем самым, определяет размер канала, для которого сжат поток данных. Чаще всего битрейт звука и видео измеряют в килобитах в секунду (англ. kilobit per second, kbps), реже — в мегабитах в секунду (только для видео).
Существует три режима сжатия с потерями потоковых данных:
Постоянный битрейт[править | править код]
Постоянный битрейт — вариант кодирования потоковых данных, при котором пользователь изначально задаёт необходимый битрейт, который не меняется на протяжении всего файла.
Его главное достоинство — возможность довольно точно предсказать размер конечного файла.
Однако вариант с постоянным битрейтом не очень подходит для музыкальных произведений, звучание которых динамично изменяется во времени, так как не обеспечивает оптимального соотношения размер/качество.
Переменный битрейт[править | править код]
С переменным битрейтом кодек выбирает значение битрейта исходя из параметров (уровня желаемого качества), причём в течение кодируемого фрагмента битрейт может изменяться. При сжатии звука нужный битрейт определяется на основе психоакустической модели. Данный метод даёт наилучшее соотношение качество/размер выходного файла, однако точный его размер оказывается очень плохо предсказуем. В зависимости от характера звука (или изображения, в случае кодирования видео), размер полученного файла может отличаться в несколько раз.
Усреднённый битрейт[править | править код]
Усреднённый битрейт является гибридом постоянного и переменного битрейтов: значение в кбит/c задаётся пользователем, а программа варьирует его в некоторых пределах. Однако, в отличие от VBR, кодек с осторожностью использует максимально и минимально возможные значения, не рискуя выйти за заданную пользователем среднюю величину. Этот метод позволяет наиболее гибко задавать скорость обработки (для аудио это может быть любым числом между 8 и 320 кбит/с, против чисел, кратных 16 в методе CBR) и с гораздо большей (по сравнению с VBR) точностью предсказывать размер выходного файла.
Формат MP3 сжатия аудио с потерями данных. Качество звука улучшается с увеличением битрейта:
1Мбит около 1000Кб
1 мегабит в секунду
Это 0.125 Мбит/с. И это же — 16 Кбайт/с. Довольно низкая, кстати, скорость по нынешним временам. Комфортного веб-серфинга не получится.
128 килобит равно 0.128 мегабит
128 килобит в секунду это быстрый Е-нет? За сколько скажем 1 мр3 скачается?
Это уже ничего скажем так, лучше чем диалап а засколько скачается вот за секунду скачается секунда мп3
очень маленькая. у меня например 4000кбит/с))) ) 10 мин в среднем при весе mp3 5 мб
это черепашья скорость для нашего времени. Кочаться приблезительно будеь минут 5-7 в зависимости от размера файла
128Кбит в сек это 16Кбайт.сек, 1 mp3 файл весит около 6Мб, 1 мб — это 1000Кб, он будет качаться 6мин, если я не ошибся. Вообще-то современный уровень для дома 2-4Мб в инете и 100мб внутри сети
нет медленно бери минимум 256 или 512 смало мало
128 это не много, но и не очень мало. зайди на сайт www.2ip.ru там только тесты на скорость и еще какието, легко разберешся, все по русски. один мп3 качаться будет от 5 минут до 15 минут. Я бы на твоем месте подключил 256, или 512.
1 мбит больше в 2 раза чем 512кбит
1мбит больше 512кб/с= 0,5мбит/с
Если имеется ввиду 512 килобайт/ секунду, то 512 больше
1 Мбит/с больше 512 Кб/c
1 мегабит — приметно 1.024.000 бит (мега- озн. «миллион»). 512 килобит = 512.000 бит (кило- озн. «тысяча») Вот примерно так.
1Мбит/c больше в 2 раза чем 512кб/с. Но знайте что ваша скорость скачивания будет в 8 раза меньше чем сказано. Тоесть если пишут 1mbit/s,значит ваша скорость будет 125кб/c. Причина: 1Байт=8Бит
1 Мбит/с больше конечно
1 мбит/с это приблизительно 125 килоБАЙТ/с обычно пишется кб/с 512 кб/с больше 1 мбит/с (если кб в данном случае килоБАЙТЫ, в противном случае меньше)
Какая нормальная скорость интернета, давайте разберемся
Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Без него уже невозможно представить себе жизнь современного человека. Но возникает вопрос, какая скорость интернета является оптимальной для комфортного времяпровождения онлайн? Ответ на это читайте дальше.
Развитие интернета, чем-то напоминает развитие телевидения. Напомню, телевидение начиналось с одного единственного канала. Затем появился второй канал, третий и так далее. В конце концов, каналов стало много. Достаточно много, чтобы удовлетворить любого человека.
С интернетом случилось тоже самое. Вначале было диал ап (dial up) соединение со скоростями 64КБит или 128КБит. Смешно сейчас звучат эти цифры, но выбирать особо не приходилось. Затем появилась технология ADLS. Немного позднее подключились сотовые компании, ну а затем все пошло поехало. Сейчас лучший вариант это оптоволоконное подключение. Оно обеспечивает максимальную скорость передачи данных, при минимальных потерях.
В чем измеряется скорость подключения?
Здесь есть небольшая путаница. Дело в том, что для измерения скорости, используются две разных единицы измерения: Биты и Байты. Как известно, байт состоит из восьми бит. Таким образом, скорость 512кбит/с и 64кБ/с, означают одно и тоже. А именно, передачу 64 кБайтов в секунду.
Много это или мало?
По нынешним меркам, очень мало. Но когда-то, эта была действительно высокая скорость. Величина Dial-up подключения, была в районе 30-40 кбит/с. Быстрота GPRS подключения – 50-100кбит/с. Этих скоростей, по нынешним меркам, хватит только на отправку текстовых сообщений в каком-нибудь мессенджере. Сделать голосовой, а тем более видео вызов, на таких соединениях будет проблематично.
Но, если у вас есть подключение на скорости хотя бы в 512кбит/с, то вы уже можете достаточно спокойно просматривать большинство сайтов в интернете, при отсутствии на них видео и гифок.
Также на этой скорости, можно смотреть видео на youtube. Правда в этом случае, придется ждать заполнение буфера, и возможны подтормаживания. Кроме того, YouTube автоматически выставит качество просмотра до минимума. Если смотреть на телефоне, то особых проблем не будет. Ну а если смотреть на мониторе или тем более на телевизоре, то качество видео радовать не будет.
Однако, в этом случае, можно скачать видео и просмотреть его уже в записи. Официально, Ютуб не позволяет скачивать ролики в большинстве стран. Исключение, только пару десятков стран, с очень медленным интернетом, стран СНГ в этом списке нет. Однако, существует достаточно много различных сервисов, которые помогут вам скачать видео в любом нужном вам качестве. Вопрос пойдет только на время, которое необходимо будет для скачивания.
Что бы смотреть видео онлайн
Для вас я подготовил табличку скоростей, на которых можно комфортно смотреть видеоролики в различных разрешениях.
Напомню, я привел скорость в битах. Если вы будете измерять подключение в байтах, то приведенные значения, нужно разделить на восемь.
Информация для любителей онлайн игр
Сейчас многие любят поиграть в разные онлайн игры. И возникает вопрос, а какая скорость интернета потянет современные игры? На самом деле, не такая уж и большая. Думаю, объясняется это еще и тем, что на другом конце кабеля (на серверах), где расположены сами игры, потребуется широкий пропускной канал.
Но в играх, важную роль играет не столько сама по себе быстрота интернета, сколько другое значение, а именно значение ping.
Ping – это время отзыва сети. И в онлайн играх, это один из важнейших параметров.
Давайте посмотрим значения скорости соединения для популярных онлайн игр:
Как видно, требования к интернету, достаточно скромные.
Нужна ли большая скорость?
Для обычных целей, в домашних условиях, интернета на скорости в 40 Мбит, вполне хватит практически на все. Исключение, если видео в полном качестве будут смотреть сразу несколько человек.
Другое исключение, это занятие теми видами деятельности, которые требуют большого объема данных. Например — видеомонтаж. В этом случае, для избегания простоев, желательно подключить более быстрый интернет.
Так же «широкий канал» потребуется, если вы часто и много качаете из сети, или закачиваете в нее. Я говорю не только про торренты, хотя они у многих на первом месте, по количеству загрузок)).
Если вы много закачиваете в сеть, то вам нужна хорошая скорость отдачи. Возможность работы на высокой скорости и в одну и другую сторону обеспечивает оптоволокно. А вот у технологии АДСЛ с этим проблемы. Отдача ну очень медленная.
Вот, смотрите какие показатели были у меня, когда у меня было ADSL-подключение по тарифному плану в 15МБит.
Не густо, особенно на закачку файлов в Интернет. А если учесть, что я занимаюсь сайтами и часто загружаю их на сервер, то это можно сравнить в черепашьими бегами.
А вот смотрите, как изменилась быстрота моего соединения, после того, как я подключился по отптоволокну.
Разница как говорится «налицо».
Как измерить скорость Интернета
Что бы измерить скорость своего интернет соединения можно воспользоваться одним из специальных онлайн сервисов. Самым популярный такой сервис это speedtest.net. Он достаточно точно определяет возможности вашего канала связи.
Всего сервисов с десяток наберется, и что интересно, все они показывают разные результаты)) А какая у вас «ширина» интернет-канала? Делимся в комментариях скринами из теста.
На более высоких уровнях сетевых моделей, как правило, используется более крупная единица — байт в секунду (Б/c или Bps, от англ. bytes per second ) равная 8 бит/c.
В отличие от бодов (baud; при двоичном кодировании боды также обозначают количество бит в секунду), битами в секунду измеряется эффективный объём информации, без учёта служебных битов (стартовые/стоповые/чётность) применяемых при асинхронной передаче. В некоторых случаях (при синхронной двоичной передаче) скорость в бодах может быть равной скорости в битах в секунду.
Производные единицы
Для обозначения больших скоростей передачи применяют более крупные единицы, образованные с помощью приставок системы Си кило-, мега-, гига- и т. п. получая:
К сожалению, в отношении трактовки приставок существует неоднозначность. Встречается два подхода:
Для однозначного обозначения приставки кратной 1024 (а не 1000), Международной электротехнической комиссией были придуманы приставки «киби» (сокращенно Ки-, Кi-), «меби» (сокращенно Ми-, Mi-) и т. д.
В телекоммуникационной отрасли принята система СИ для обозначения приставки кило. То есть 128 Кбит = 128000 бит.
Частые ошибки
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Килобит в секунду» в других словарях:
килобит в секунду — (МСЭ Т Y.1541). [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN kilobit/secondkbit/s … Справочник технического переводчика
Килобит — (кбит) м., скл. единица измерения количества двоичной информации. 1 кбит = 103 бит = 1000 бит. Часто путают с килобайтом, равным 210 байтам = 1024 байтам = 8192 битам. Также «килобит» часто упоминается вместо «кибибит». В таком случае 1 килобит … Википедия
килобит/с — Кбит/с Единица измерения скорости передачи данных равная 1024 бит в секунду (часто 1000 бит/с). [http://www.morepc.ru/dict/] Тематики информационные технологии в целом EN Kb/sKbit/skilobit/s … Справочник технического переводчика
Бит в секунду — Бит в секунду, бит/с (англ. bits per second, bps) базовая единица измерения скорости передачи информации, используемая на физическом уровне сетевой модели OSI или TCP/IP. На более высоких уровнях сетевых моделей, как правило,… … Википедия
Мегабит в секунду — Бит в секунду, бит/с (англ. bits per second, bps) базовая единица измерения скорости передачи информации, используемая на физическом уровне сетевой модели OSI или TCP/IP. На более высоких уровнях сетевых моделей, как правило, используется более… … Википедия
СОТОВАЯ СВЯЗЬ — (англ. cellular phone, подвижная радиорелейная связь), вид радиотелефонной связи, в которой конечные устройства мобильные телефоны (см. МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН) соединены друг с другом с помощью сотовой сети совокупности специальных приемопередатчиков… … Энциклопедический словарь
Мегабит — количество информации, 106 или 1000000 (миллион) бит. Используется сокращённое обозначение Mbit или, в русском обозначении, Мбит (мегабит не следует путать с мегабайтом МБ). В соответствии с международным стандартом МЭК 60027 2 единицы бит и байт … Википедия
Hifiman HM-801 — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Сотовая связь третьего поколения — Сети сотовой связи третьего поколения (3rd Generation, или 3G) работают на частотах диапазона около 2 гигагерц и обеспечивают передачу данных на скорости до 2 мегабит в секунду. Такие характеристики позволяют использовать мобильный телефон, в… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Оптическая несущая (SONET) — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
На более высоких уровнях сетевых моделей, как правило, используется более крупная единица — байт в секунду (Б/c или Bps, от англ. bytes per second ) равная 8 бит/c.
В отличие от бодов (baud; при двоичном кодировании боды также обозначают количество бит в секунду), битами в секунду измеряется эффективный объём информации, без учёта служебных битов (стартовые/стоповые/чётность) применяемых при асинхронной передаче. В некоторых случаях (при синхронной двоичной передаче) скорость в бодах может быть равной скорости в битах в секунду.
Производные единицы
Для обозначения больших скоростей передачи применяют более крупные единицы, образованные с помощью приставок системы Си кило-, мега-, гига- и т. п. получая:
К сожалению, в отношении трактовки приставок существует неоднозначность. Встречается два подхода:
Для однозначного обозначения приставки кратной 1024 (а не 1000), Международной электротехнической комиссией были придуманы приставки «киби» (сокращенно Ки-, Кi-), «меби» (сокращенно Ми-, Mi-) и т. д.
В телекоммуникационной отрасли принята система СИ для обозначения приставки кило. То есть 128 Кбит = 128000 бит.
Частые ошибки
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Кбит/с» в других словарях:
кбит/с — кб/с килобит в секунду … Словарь сокращений и аббревиатур
кбит — кб кбит килобит КБИТ комитет по банковским информационным технологиям техн … Словарь сокращений и аббревиатур
канал со скоростью передачи 2048 кбит/с — PDH Высокоскоростная арендованная линия со скоростью передачи 2048 кбит/с по телефонным сетям [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы PDH EN Е1 … Справочник технического переводчика
кодек речевых сигналов на 6,7 кбит/с PDC-EFR — Cоответствует стандарту Ассоциации промышленников и радиовещателей (ARIB) (МСЭ Т Q.1741). [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN ARIB PDC EFR 6.7 кбит/с speech codecPDC EFR … Справочник технического переводчика
абонентская сеть ЦСИС, работающая на скорости 64 кбит/с — — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN ISDN basic user network … Справочник технического переводчика
Сжатие аудио-данных — штука сложная. Ничего нельзя сказать заранее… Самый распространенный на сегодня формат — MPEG Layer3 с потоком 128 кбит/с — обеспечивает качество, которое на первый взгляд ничем не отличается от оригинала. Его так и называют легкомысленно — «CD-качество». Тем не менее, почти все знают, что многие люди воротят нос от такого «CD качества». Что же не так? Почему этого качества недостаточно? Очень сложный вопрос. Я сам противник сжатия в 128 кбит, так как результат порой получается дурацкий. Но у меня есть некоторое количество записей в 128 кбит, к которым я практически не могу придраться. Подходит ли поток 128 для кодирования того или иного материала — выясняется, к сожалению, только после многократного прослушивания результата. Заранее ничего сказать не удается — лично мне не известны признаки, которые позволили бы заранее определить удачность результата. Но часто потока 128 полностью хватает для качественного кодирования музыки.
Для кодирования в 128 кбит/с лучше всего использовать продукты от Fraunhofer — MP3 Producer 2.1 или более поздние. Кроме MP3enc 3.0 — в нем есть досадная ошибка, приводящая к очень плохому кодированию высоких частот. Версии выше 3.0 не страдают этим недостатком.
Прежде всего, немного общих слов. Восприятие звуковой картины человеком очень сильно зависит от симметричной передачи двух каналов (стерео). Разные искажения в разных каналах — гораздо хуже, чем одинаковые. Вообще говоря, обеспечение как можно более одинаковых характеристик звука в обоих каналах, но между тем разный материал (иначе какое же это стерео) — большая проблема звукозаписи, которая обычно недооценивается. Если для кодирования моно мы можем использовать 64 кбит/с, то для кодирования стерео в режиме просто двух каналов нам не хватит 64 кбит/с на канал — стерео результат будет звучать гораздо более неправильно, чем каждый канал в отдельности. В большинстве продуктов Fraunhofer вообще поставлен предел для моно в 64 кбит/с — и я еще не видел монофонической записи (чистой записи — без шумов или искажений), которая потребовала бы большего потока. Наши пристрастия к монофоническому звуку почему-то гораздо более слабы, чем к стереофоническому — видимо, он просто не воспринимается нами серьезно 🙂 — с психоакустической точки зрения он представляет собой просто звук, исходящий из колонки, а не попытка полной передачи какой-то звуковой картины.
Попытка передачи стерео сигналов выдвигает гораздо более жесткие требования — в конце концов, вы когда-нибудь слышали про психоакустическую модель, которая учитывает маскирование одного канала другим? Также игнорируются некоторые обратные, скажем так, эффекты — например, некий стерео эффект, который рассчитан на оба канала сразу. Отдельно взятый левый канал маскирует сам в себе свою часть эффекта — мы не услышим его. Но наличие правого канала — второй части эффекта — изменяет наше восприятие левого канала: мы подсознательно больше ожидаем услышать левую часть эффекта, и это изменение нашей психоакустики тоже нужно учитывать. При слабом сжатии — 128 кбит на канал (итого 256 кбит) эти эффекты сходят на нет, поскольку каждый канал представлен достаточно полно чтобы с запасом перекрывать надобность в симметричности передачи, но для потоков около 64 кбит на канал это большая проблема — передача тонких нюансов совместного восприятия обоих каналов требует более точной передачи, чем это на сегодняшний день возможно в таких потоках.
Можно было, конечно, делать полноценную акустическую модель для двух каналов, но индустрия пошла по другому пути, который в общем то эквивалентен этому, но гораздо проще. Множество алгоритмов с общим названием Joint Stereо — частичное решение вышеописанных проблем. Большинство алгоритмов сводится к тому, что выделяется центральный канал и разностный канал — mid/side stereo. Центральный канал несет основную аудио информацию и представляет собой обычный моно канал, образованный из двух исходных каналов, а разностный — остальную информацию, позволяющую восстановить исходный стерео звук. Сама по себе эта операция полностью обратима — это просто другой способ представления двух каналов, с которым легче работать при сжатии стерео информации.
Далее обычно происходит сжатие отдельно центрального и разностного канала, при этом используется тот факт, что разностный канал в реальной музыке относительно беден — оба канала имеют очень много общего. Баланс сжатия в пользу центрального и разностного канала выбирается на ходу, но в основном гораздо больший поток выделяется на центральный канал. Сложные алгоритмы решают, что нам в данный момент предпочтительнее — более правильная пространственная картина или качество передачи общей для обоих каналов информации, или же просто сжатие без mid/side стерео — то есть в режиме двойного канала.
Как ни странно, но стереофоническое сжатие — самое слабое место результата сжатия в Layer3 128 кбит/с. Нельзя критиковать создателей формата — это всё таки меньшее возможное зло. Тонкая стереофоническая информация почти не воспринимается сознательно (если не брать во внимание явных вещей — грубое расположение инструментов в пространстве, искусственные эффекты и т.п.), поэтому качество стерео оценивается человеком в последнюю очередь. Обычно что-то всегда не дает добраться до этого: компьютерные колонки, например, вносят гораздо более существенные недостатки, и до таких тонкостей как неправильная передача пространственной информации дело просто не доходит.
Не стоит думать, что то, что не дает расслышать этот недостаток на компьютерной акустике — это то, что колонки расставлены на расстояние 1 метр, по бокам монитора, не создавая достаточной стереобазы. Дело даже не в этом.. Во первых если уж дело доходит до таких колонок, то человек сидит прямо перед ними — а это создает тот же эффект, что и колонки в углах комнаты, и даже больший: на нормальной акустике и хорошей громкости вы почти никогда не сможете выделить точное пространственное расположение звуков (речь идет не о звуковой картине, которую, наоборот, компьютерные колонки никогда не построят, а о непосредственном, сознательном, восприятии различия между каналами). Компьютерные колонки (в стандартном использовании) или наушники дают гораздо более четкое непосредственное восприятие стерео, чем обычная музыкальная акустика.
Прямо скажем — для непосредственного, информационно-познавательного восприятия звука, нам не очень требуется точная стерео информация. Непосредственно обнаружить разницу в этом аспекте между оригиналом и Layer3 128 кбит/с довольно сложно, хотя и можно. Нужен или большой опыт, или усиление интересующих эффектов. Самое простое, что можно сделать — виртуально разнести каналы дальше того, чем это возможно физически. Обычно именно этот эффект включается в дешевой компьютерной технике кнопочкой ‘3D Sound’. Или в бум-боксах, колонки которых не отделяются от корпуса устройства и разнесены слишком слабо для передачи красивого стерео естественным путем. Происходит переход пространственной информации в специфическую аудио информацию обоих каналов — увеличивается разница между каналами.
Я применил более сильный эффект, чем это обычно принято, чтобы лучше слышать разницу. Посмотрите как должно звучать — после кодирования в 256 кбит/с с двойным каналом (256_channels_wide.mp3, 172 кБ), и как звучит после кодирования в 128 кбит/с с joint stereo (128_channels_wide.mp3, 172 кБ).
Кстати говоря, только при 256 кбит/с в mp3 Producer 2.1 выключается joint stereo и включается dual channels — два независимых канала. Даже 192 кбит/с в Producer 2.1 — это какой-то вариант joint stereo, потому что мои примеры очень неправильно сжимались в меньший чем 256 кбит/с поток. Это основная причина того, что ‘полное’ качество начинается именно с 256 кбит/с — исторически сложилось так, что любой меньший поток в стандартных коммерческих продуктах от Fraunhofer (до 98 года) — это joint stereo, что в любом случае неприемлемо для полностью правильной передачи. Другие (или поздние) продукты, в принципе, позволяют произвольно выбирать — joint stereo или двойной канал — для любого потока.
О результатах
В оригинале (которому в данном случае точно соответствует 256 кбит/с) мы слышали звук с усиленным разностным каналом и ослабленным центральным. Очень хорошо было слышно реверберацию голоса, как и вообще всяческие искусственные реверберации и эхо — эти пространственные эффекты идут в основном в разностный канал. Если говорить конкретно, то в данном случае было 33% центрального канала и 300% разностного. Абсолютный эффект — 0% центрального канала — включается на аппаратуре типа музыкальных центров кнопочкой типа ‘karaoke vocal fader’, ‘voice cancelation/remove’ или подобными, смысл которых — убрать голос из фонограммы. Смысл операции в том, что голос обычно записан лишь на центральном канале — одинаковое присутствие в левом и правом канале. Убрав центральный канал, мы убираем голос (и много чего еще, поэтому эта функция в реальной жизни довольно бесполезна). Если у вас есть такая штука — можете сами послушать с ней свои mp3 — получается забавный детектор joint stereo.
На данном примере уже можно косвенно понять, что мы потеряли. Во первых, стало заметно хуже слышны все пространственные эффекты — они просто потерялись. Зато во вторых — бульканье — это результат перехода пространственной информации в звуковую. Чему соответствовало оно в пространстве — да просто всё время почти случайно перемещающимся компонентам звука, некому ‘пространственному шуму’, которого не было в исходной фонограмме (она выдерживает хоть полный переход пространственной информации в звуковую без появления посторонних эффектов). Известно, что такого типа искажения при кодировании в низкие потоки часто появляются и непосредственно, без всяких дополнительных обработок. Просто непосредственные звуковые искажения (которых почти всегда нет) воспринимаются сознательно и сразу, а стереофонические (которые при joint stereo есть всегда и в большом количестве) — лишь подсознательно и в процессе прослушивания в течении некоторого времени.
Это — основная причина, которая не дает звуку Layer3 128 кбит/с считаться полным CD качеством. Дело в том, что само по себе превращение стерео звука в моно дает сильные негативные эффекты — часто один и тот же звук повторяется в разных каналах с небольшой задержкой, что при смешении дает просто размытый во времени звук. Моно звук, сделанный из стерео звука, звучит гораздо хуже, чем исходно монофоническая запись. Разностный канал, в дополнении к центральному (смешанному моно каналу), дает полное обратное разделение на правый и левый, но частичное отсутствии разностного канала (недостаточное его кодирование) приносит не только недостаточную пространственную картину, но и эти неприятные эффекты смешивания стереофонического звука в один моно канал.
Когда все остальные препятствия устранены — аппаратура хорошая, тональная окраска и динамика неизменна (потока вполне хватает для кодирования центрального канала) — это всё равно останется. Но бывают фонограммы, записанные таким образом, что негативные эффекты сжатия на основе mid/side stereo не проявляются — и тогда 128 кбит/с дает то же полное качество, что и 256 кбит/с. Частный случай — фонограмма, может быть, и богатая в смысле стерео информации, но бедная звуковой информацией — например, медленная игра на фортепьяно. В таком случае для кодирования разностного канала выделяется поток вполне достаточный для передачи точной пространственной информации. Бывают и более трудно объяснимые случаи — активная, заполненная самыми разными инструментами аранжировка, тем не менее, звучит на 128 кбит/с очень хорошо — но такое встречается редко, может в одном случае из пяти-десяти. Однако встречается.
Собственно к звуку. Сложно выделить непосредственные дефекты звучания центрального канала в Layer3 128 кбит/с. Отсутствие передачи частот выше 16 кГц (они, кстати, очень редко, но всё же передаются) и некое уменьшение амплитуды совсем высоких — строго говоря само по себе — просто чушь. Человек за несколько минут полностью привыкает и не к таким тональным искажениям, это просто не может считаться сильными отрицательными факторами. Да, это искажения, но для восприятия ‘полного качества’ — далеко второстепенные. Со стороны центрального, непосредственно звукового, канала возможны неприятности другого рода — резкое ограничение доступного потока для кодирования этого канала, вызванное просто стечением обстоятельств — очень обильная пространственная информация, загруженный разнообразными звуками момент, частые неэффективные короткие блоки и как следствие всего этого — полностью израсходованный резервный буфер потока. Это случается, но относительно редко, и то — если такой факт имеет место, то обычно заметен на больших фрагментах непрерывно.
Показать дефекты такого рода в явном виде, чтобы заметил любой человек, очень сложно. Их легко заметит даже без обработки человек, который привык иметь дело со звуком, но для обычного некритичного слушателя это может показаться совершенно неотличимым от оригинала звучанием и каким-то абстрактным копанием в том, чего на самом деле нет.. И всё таки посмотрите пример. Для его выделения пришлось применить сильную обработку — очень сильно уменьшить содержание средних и высоких частот после декодирования. Убрав мешающие расслышать эти нюансы частоты мы, конечно, нарушаем работу модели кодирования, но это поможет лучше понять, что мы теряем. Итак — как должно звучать (256_bass.mp3, 172 кБ), и что получается после декодирования и обработки потока 128 кбит/с (128_bass.mp3, 172 кБ). Обратите внимание на заметную потерю непрерывности, плавности звучания баса, а также некоторые другие аномалии. Передачей низких частот в данном случае пожертвовали в пользу более высоких частот и пространственной информации.
Надо заметить, что работу акустической модели сжатия можно наблюдать (при внимательном изучении и имея некоторый опыт работы со звуком) и на 256 кбит/с, если применить более-менее сильный эквалайзер. Если сделать это и потом послушать, можно будет иногда (довольно часто) замечать неприятные эффекты (звон/бульканье). Более важно то, что звук после такой процедуры будет иметь неприятный, неровный характер, который очень сложно заметить сразу, но это будет заметно при длительном прослушивании. Разница между 128 и 256 лишь в том, что в потоке 128 кбит/с эти эффекты часто существуют и без всякой обработки. Их тоже сложно заметить сразу, но они есть — пример с басом дает некоторое представление о том, где их искать. Расслышать же это в высоких потоках (выше 256 кбит/с) без обработки просто нельзя. Эта проблема не касается высоких потоков, но есть то, что иногда (очень редко) не дает считать даже Layer3 — 256 кбит/с оригиналом — это временные параметры (подробнее будет в отдельной статье позже: см. MPEG Layer3 — 256 /ссылка на другую статью/).
Есть фонограммы, которых не касается и эта проблема. Проще всего перечислить факторы, которые, наоборот, приводят к появлению вышеописанных искажений. Если ни один из них не выполнен — имеется большой шанс на полностью успешное, в этом аспекте, кодирование в Layer3 — 128 кбит/с. Всё зависит, однако, от конкретного материала…
Стоит заметить, что на сжатие Layer3 почти не производят впечатления такие параметры, как наличие/отсутствие высоких частот, басов, глухая/звонкая окраска и т.д. Зависимость есть, но настолько слабая, что можно не принимать её в расчет.
К сожалению (или к счастью?), дело упирается в самого человека. Многие люди без подготовки и предварительного выделения слышат разницу между потоками около 128 кбит/с и оригиналом, многие же даже синтетические экстремальные примеры не воспринимают на слух как отличия. Первых не нужно ни в чем убеждать, вторых же такими примерами и не убедишь… Можно было бы просто сказать, что кому-то есть разница, а кому-то нет, если бы не одно но: в процессе слушания музыки со временем наше восприятие всё время улучшается. То, что казалось хорошим качеством вчера, завтра может таковым уже не показаться — так случается всегда. И если довольно бессмысленно (по крайней мере на мой взгляд) сжимать в 320 кбит/с по сравнению с 256 кбит/с — выигрыш уже не слишком важен, хотя и понятен, то хранить музыку хотя бы в 256 кбит/с всё же стоит.