Что так все носятся с высоцким
Образы знаменитого барда Владимира Высоцкого актуальны уже 40 лет
Стать культовой личностью в СССР, и при этом быть бунтарем, говорить только правду и при этом не скрываться от власти, могли себе позволить немногие. Жена – иностранка, машина – иномарка, образ состоит из джинсов, лоферов на каблуке и расстегнутой почти до пояса рубахи, речь пойдет о легендарном Высоцком. Некоторые строчки его песен до сих пор цитирует народ, даже молодежь, которая никогда не слышала самого барда. Почему вся страна хотела одеваться как Владимир Высоцкий, и что такого особенного было в его стиле?
Молодой Высоцкий – юность в пиджаках
Детство будущего кумира было очень непростым. Родился поэт в Москве, потом семью занесло в Оренбург, через 2 года возвращение в столицу. Затем была оккупированная Германия. Окончательно в Москву паренек вернулся в 1949 году. Этот год вообще стал знаковым для талантливого мальчика. Ведь в новой семье отца (композитора и барда) он познакомился с музыкой. Он начал делать робкие попытки петь, которые привлекли внимание взрослых. Годы шли, обычный московский школьник осваивал гитару, пробовал себя в драматическом кружке.
После окончания школы Владимир поступает в Московский инженерно-строительный институт. Но уже через полгода бросает его, чтобы подготовиться к поступлению в МХАТ. В это время будущий кумир миллионов одевался, как и все студенты: пиджаки, рубашки, брюки. Первые десятилетия после войны с одеждой было туго. Это уже потом, объехав весь мир, Владимир Семенович мог себе позволить любой образ, хоть никогда и не был франтом. Он признавался, что любит хорошо и дорого одеваться, но кричащих нарядов в его гардеробе было немного.
Три самых узнаваемых образа Владимира Высоцкого
70-е – это золотое время поэта, композитора и певца. Популярность его растет, он не только много играет в родном театре на Таганке, но и собирает полные залы как исполнитель своих песен. Снимается в кино, благодаря чему становится известным. Каждый молодой человек, увидев новое фото актера (а публиковались они не так часто даже на пике популярности Владимира Семеновича), внимательно изучал его образ, чтобы скопировать и стать «как Высоцкий».
Водолазка и брюки
Водолазки Высоцкий носил всю жизнь. Он даже в ЗАГС с Мариной Влади пошел в водолазке. Носил поэт и темные, и светлые модели. Сочетал их с брюками или джинсами подходящего цвета. Этот образ ассоциируется с Высоцким, и многие поклонники звезды до сих пор предпочитают одеваться как он.
Интересно, что этот стиль актуален до сих пор. Например, Стив Джобс тоже сделал эту деталь гардероба основной в своих образах. Простота и одновременная элегантность такого стиля – выбор гениев.
Джинсы и рубашка
Еще один актуальный комплект. Не имея стилистов, консультантов и прочих «помощников», Владимир создавал идеальные по сочетанию ансамбли. Рубашка всегда сидела идеально. Поэт носил ее расстегнутой на несколько пуговиц. Сейчас так уже не носят, но тогда это был шик. Основным материалом верха всегда был джинс. Еще один момент, который говорит о безупречном вкусе кумира, – умение создавать джинсовый цельный образ. Научиться правильно подбирать верх и низ из одной ткани, и при этом выглядеть так стильно как Высоцкий, до сих пор не умеет большинство мужчин.
Еще один вариант рубахи – полотняная. Такие модели он носил реже, но не меньше их любил. Из обуви предпочитал или легкие мокасины или лоферы на каблуке. Но этот «модный казус» можно понять. Владимир Семенович был невысокого роста, поэтому даже рядом с рослой супругой хотел выглядеть выше. Кроме того, это же 70-е, тогда каблук на мужских туфлях высотой до 5 сантиметров считался последним писком моды.
Поло и брюки
В 70-е в СССР пришли футболки поло. Они моментально стали униформой всей «золотой» молодежи. Купить такую модель простому смертному было непросто, так как они были в дефиците, и заполучить их можно было только с рук по высокой цене. Со всех заграничных гастролей Владимир старался привести в подарок близким друзьям такие футболки. Он любил, когда люди вокруг модно и дорого одеты.
Сочетал певец их с брюками виртуозно. Подбирал одежду по фасону и тону, материалу и цвету. Обязательно добавлял в комплект темный, часто черный ремень. Не чужды актеру были и яркие образы. Миноге поклонники прекрасно помнят Высоцкого в яркой футболке-поло и брюках. Но этот лук был скорее исключением. Бунтарь по натуре и на сцене, и в жизни Поэт предпочитал спокойные цвета и сдержанную гамму.
25 января знаменитому барду исполнилось бы 83 года. Но, как и многие гении, он покинул этот мир в самом расцвете сил. Он многое не успел, но и сделал тоже немало. Несколько поколений воспитывались на его творчестве. Его образы навсегда вошли в историю музыки и кино. А его стиль одежды до сих пор актуален и наследуется современной молодежью.
Несостоявшийся д’Артаньян и уголовник-рецидивист. Почему Высоцкого подозревали в криминале
О Владимире Высоцком ещё при жизни ходило огромное количество слухов и легенд. Часть из них сохранила свою популярность и спустя 40 лет после его смерти.
25 июля 1980 года скончался Владимир Высоцкий — один из самых популярных артистов советской эпохи. Ещё при жизни он стал настоящей легендой, и, как и положено в подобных случаях, вокруг его имени появилось немало слухов. Многие из них сохраняют свою популярность до настоящего времени.
Владимир Высоцкий за годы своей карьеры сыграл немало характерных и запоминающихся ролей. При этом народная молва регулярно сватала артиста в те или иные проекты, куда его якобы не допустили из-за сопротивления художественных советов и прочих органов, имевших власть над творцами. Одной из самых популярных легенд подобного рода стал слух о том, что именно Высоцкий первоначально должен был сниматься в роли д’Артаньяна в популярнейшем советском фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра».
Основным аргументом в пользу этой легенды служит снимок Высоцкого, сделанный на фотопробах. На нём артист облачён в костюм XVII века, а его длинные волосы отчасти напоминают узнаваемую причёску советского д’Артаньяна. В социальных сетях и на многочисленных сайтах этот снимок фигурирует в качестве фотопроб к «Трём мушкетёрам» с участием Высоцкого. Якобы режиссёр картины Георгий Юнгвальд-Хилькевич очень хотел снять своего приятеля в этой роли, но получил запрет от вышестоящих инстанций.
Однако в своих интервью режиссёр фильма неоднократно опровергал информацию, что планировал снять Высоцкого в «Трёх мушкетёрах». Постановщик утверждал, что вообще не видел артиста в этой роли и не рассматривал его в качестве кандидата, но признавал, что при личных встречах Высоцкий регулярно подкалывал его по поводу фильма и говорил, что был бы не прочь сняться.
Гроб «шестёрка», спор за погост и КГБ. Как в Москве хоронили Высоцкого
Высоцкий никогда не участвовал в пробах к «Трём мушкетёрам». Известное фото в действительности было сделано на пробах к фильму «Маленькие трагедии». Высоцкий в этой картине сыграл роль дона Гуана, которая стала последней в его кинокарьере.
Самый устойчивый слух, упорно сопровождавший Владимира Высоцкого как на протяжении всей карьеры, так и после смерти, гласил, что актёр до начала своей карьеры провёл несколько лет в тюрьме (в некоторых вариациях он вообще представал рецидивистом со стажем). Вероятно, устойчивости этого слуха поспособствовало исполнение артистом блатных песен, что было далеко не самым распространённым явлением среди советских исполнителей.
Фото © ТАСС / Виктор Великжанин
Несмотря на неоднократные и многолетние опровержения этой легенды, она до сих пор жива. Вопрос «За что сидел Высоцкий?» всё ещё пользуется популярностью в поисковых системах.
Единственный «мерседес» в СССР
Страсть Владимира Высоцкого к быстрым и красивым автомобилям общеизвестна. Особым предметом гордости артиста был «мерседес», который он разбил в одном из ДТП. Не стоит и говорить о том, что автомобили этой марки были чрезвычайной редкостью на советских улицах. Согласно популярной легенде, Высоцкий был единственным «простым» человеком в Советском Союзе, кому позволили обладать таким автомобилем. Второй советский «мерседес» был у самого генсека Леонида Брежнева. Однако он получил его в подарок во время зарубежного визита, формально машина числилась на государственном балансе.
На самом деле машина Высоцкого, конечно, была большой диковинкой даже для Москвы, но отнюдь не являлась единственной в СССР, как об этом любят говорить. Из известных людей той эпохи статусные немецкие автомобили такой же марки имели знаменитый шахматист Анатолий Карпов и офтальмолог и глазной микрохирург Святослав Фёдоров. Ещё несколько аналогичных машин находилось во владении иностранных специалистов, работавших в СССР по контракту, а также дипломатов. Несколько десятков автомобилей было закуплено перед Олимпиадой 1980 года для ГАИ. Они в основном сопровождали правительственные кортежи и иностранные делегации.
Встреча с легендарным битлом
В начале нулевых в Сети обрела большую популярность фотография, на которой запечатлены беседующие Владимир Высоцкий и некий худой длинноволосый мужчина с бородой. Подпись к фото сообщает, что на снимке Владимир Высоцкий и Джордж Харрисон — легендарный участник группы The Beatles. В большинстве публикаций в соцсетях снимок датирован 1976 годом (иногда 1973-м).
Известно, что во время заграничных путешествий с супругой Высоцкий действительно встречался с некоторыми западными знаменитостями. Однако ни в одном из источников не сообщалось о встрече с легендарным битлом.
Согласно воспоминаниям фотографа, сделавшего снимок, бородатым собеседником Высоцкого на фотографии был Джордж Диматос, который аккомпанировал артисту во время записи пластинки в монреальской студии. Диматос работал у Бабека Серуша (выросший в Москве иранец, который вёл бизнес с Советским Союзом и был хорошо знаком с Высоцким). Именно Диматос несколько лет спустя заснял на видеокамеру похороны Высоцкого в олимпийской Москве. С настоящим Джорджем Харрисоном Владимир Высоцкий никогда не встречался.
Гонения на Высоцкого
Весьма популярна легенда, согласно которой Владимир Высоцкий подвергался в СССР преследованиям и гонениям со стороны партии и спецслужб — не то за излишне независимый характер, не то просто из зависти к таланту. Более того, в западных странах, где в 70-е годы вышло несколько пластинок Высоцкого, он позиционировался именно как певец протеста. Самый популярный советский диссидент, который в своих песнях разоблачает советскую власть и подвергается за это гонениям, хотя и имеет миллионы поклонников. Примерно так характеризовали его творчество зарубежные издатели пластинок Высоцкого.
Разумеется, всерьёз говорить о каких-то гонениях в данном случае невозможно. Высоцкий гастролировал по стране, играл в популярном столичном театре, снимался в кино, регулярно выезжал за границу в капиталистические страны (для обычных советских граждан существовали негласные ограничения на регулярное ежегодное посещение капиталистических государств). Антисоветских заявлений он никогда не делал, так что и преследовать его было не за что.
Фото © ТАСС / Анатолий Ковтун
Гонений на артиста не было, но стоит отметить, что он в своё время действительно недополучил того, что ему полагалось. С одной стороны, стихи Высоцкого и тексты его песен регулярно публиковались в СССР с середины 60-х годов. С другой — все эти публикации были либо в региональной прессе, либо в специализированных изданиях, выходивших небольшими тиражами. СМИ с многомиллионными тиражами, как правило, игнорировали творчество артиста.
В СССР выходили миньоны Высоцкого (мини-альбомы с несколькими песнями). Всего их было выпущено семь штук, плюс несколько радиоспектаклей. Однако ни одного диска-гиганта (положенного такому популярному исполнителю по статусу) в Советском Союзе при жизни артиста не вышло (зато официально был издан экспортный диск-гигант Высоцкого за границей).
Позицию, которую занимали советские органы по отношению к Высоцкому, можно охарактеризовать так: не препятствовать творчеству, но и не способствовать раскрутке артиста.
Какие были отношения у Высоцкого с советской властью
Владимир Высоцкий, 1977 год
Галина Кмит/РИА «Новости»
Владимира Высоцкого практически невозможно вписать в нынешнее представление о СССР, сложившееся благодаря правде и стереотипам, теплым и ужасным воспоминаниям современников канувшего в лету государства, переосмыслению истории государства нового. В этом представлении едва ли не вся теперь уже мертвая страна была разделена на хороших и плохих, на «детей режима» и «врагов народа», будто бы и не существовала в вымышленной палитре других цветов, помимо черного и белого, будто и не существовало тех, кто не был ни «за», ни «против».
Фигуру Высоцкого при этом достаточно просто представить в выгодном любой из сторон свете. Хочешь обвинить поэта в заигрывании и даже теневой дружбе с властями — вспомни о частых поездках артиста на заграничные гастроли и фактическом отсутствии для него «железного занавеса», иностранной супруге артиста и его беспоследственной езде на «Мерседесе» в обход некоторым правилам дорожного движения. Задумал причислить Владимира Семеновича к яростном борцам с системой (что, безусловно, проще, так как чуть ближе к правде) — скажи про слежку со стороны КГБ, абсурдное игнорирование его творчества номенклатурными печатью и звукозаписью, убежденный антистилинизм барда.
На деле же Высоцкий был самым что ни на есть народным артистом, хоть и при жизни так и не удостоился этого официального звания — он был одинаково любим и простыми рабочими, и интеллигенцией, и «диссидентами», и представителями высших эшелонов, включая, к примеру, Юрия Андропова.
Творчество Высоцкого было понятно всем, потому что в нем он всегда оставался самим собой — великим, но все-таки обычным человеком с присущими ему переживаниями, мыслями, проблемами и радостями. Благодаря всепоглощающей искренности и огромному таланту Владимир Семенович оставался выше ненужных ему государственных регалий, статуса борца за справедливость (коим он, однако, являлся — просто на другом уровне) и «картонной» славы. Его произведения были не столько про «здесь и сейчас», но в прямом смысле слова «на века». Поэт смотрел на жизнь куда шире, понимая, что все материальное (звания, государства, люди) — недолговечно, и не желая растрачивать талант на что-то пусть и очень значимое, но временное: именно поэтому все наследие артиста осталось актуальным спустя много лет после его смерти, именно поэтому оно будет актуальным еще очень долго.
Советские власти действительно не способствовали попаданию творчества Высоцкого в массы, но, к счастью, и не особо этому препятствовали, фактически стараясь игнорировать барда, — благо, что подобного, учитывая величие поэта, было достаточно. В этом плане очень показательным было прощание с Владимиром Семеновичем. Его не стало в ночь на 25 июля, когда в Москве полных ходом шла летняя Олимпиада, важнейшее для всего СССР событие. О смерти артиста тогда написали всего две газеты — «Вечерняя Москва» и «Советская Культура» (по другим версиям — «Советская Россия»), также у касс его родного театра появилось краткое объявление — «Умер Владимир Высоцкий». О трагедии, однако, в кратчайшие сроки узнали все — люди делились скорбным известием с соседями, товарищами и коллегами, после чего все вместе оплакивали ушедшего гения и готовились к 28-у числу, на которое и была назначена траурная церемония.
В указанную дату проститься с Высоцким к «Таганке», согласно официальным данными, пришли более 100 тысяч человек, из-за чего очередь, двигавшаяся ко входу в театр, согласно рассказам очевидцев, достигала девяти километров.
Причины подобного двоякого решения властей относительно прощания с артистом понятны: несмотря на наличие поклонников Высоцкого в номенклатуре, пропагандистская машина не имела права причислить Владимира Семеновича к «достойным гражданам союза», ведь при жизни поэт не стеснялся говорить, о чем думал, и высказывания эти были далеко не всего идейно верными. Так, Высоцкий был против советской цензуры, все-таки затрагивавшей его творчество, злился из-за наличия «железного занавеса» (при том, что ему самому он не особо мешал), выступал против, по его мнению, низкой оплаты интеллектуального труда в государстве, сетовал, что СССР категорически не хочет перенимать некоторые позитивные опыты западных стран. С другой стороны, артист никогда открыто не поддерживал главных диссидентов, никогда не допускал антисоветских высказываний при зарубежных поездках, полностью избегал в ходе выездов за границу встреч с «правыми» антикоммунистическими политиками, наконец, не воспользовался возможностью уехать из Союза, что в перспективе сулило ему действительно роскошную жизнь.
Он всегда оставался патриотом до мозга костей — не боялся критиковать советское устройство «за дело», но и не хотел становиться мощным «козырем» в «холодной войне», в который он, без сомнения, превратился бы, эмигрируй на Запад.
Вероятно, одной из главных целей, которую Высоцкий ставил перед своими творчеством статусом в обществе, была работа во благо всего родного народа, чьим рупором он перманентно являлся. Кажется, что именно поэтому он стремился донести до высших чинов необходимость перемен, частичного заимствования поведенческой модели у капиталистических стран, прекращения бесконечных разногласий с оными.
«Мне претит роль «мученика», этакого «гонимого поэта», которую мне навязывают… Я хочу поставить свой талант на службу пропаганде идей нашего общества, имея такую популярность… Я хочу только одного — быть поэтом и артистом для народа, который я люблю, для людей, чью боль и радость я, кажется, в состоянии выразить, в согласии с идеями, которые организуют наше общество», — писал поэт в письме секретарю ЦК КПСС Петру Демичеву.
Владимир Высоцкий понимал, что является носителем редкого таланта — уметь говорить так, чтобы тебя слышали не только единомышленники, но и оппоненты, а также изначально равнодушные к твоим словам люди, чтобы тебя слышали буквально все. Он понимал, что, обладая великим даром (а, следовательно, и великой силой), несет огромную ответственность перед современниками, а также миром в целом — и не имеет права тратить его попусту. Вероятно, именно это понимание и лишило Высоцкого десяти, если не двадцати лет жизни: вредные привычки, этакая компенсация его гения, свели Владимира Семеновича в могилу уже в 42 года.
И, безусловно, он не успел сказать всего, что хотел. Но это и не так важно — за долгие годы творчества Высоцкий настолько породнился с народом, что все недосказанное им было впоследствии произнесено (или еще только будет) этим самым народом. Потому что Высоцкий был народным артистом — пускай и без официозного тому подтверждения.
Миф 1. «Высоцкий – еврей».
В дни, когда все устои уродские
Превращались под силою в прах,
В Риме жили евреи Высоцкие,
Неизвестные в высших кругах.
Браки отца и дяди поэта совершались по гражданскому обряду, их жёны не были еврейками. Это были типичные советские интернациональные семьи, без национальных предрассудков и религиозных традиций. Но старшее поколение, Вольф и Дора, дома говорили между собой на идише, их дети и внуки были знакомы с языком.
Влияние еврейских корней В.Высоцкого на его творчество проявляется во множестве еврейских словечек, имён, фамилий, которые встречаются в десятках его стихов.
Двоюродная сестра поэта, Ирэна Алексеевна Высоцкая, писала: «Мы с Володей много говорили о нашем еврействе».
Миф 2. «Высоцкий пел бесплатно на квартирах, где его песни записывали на магнитофон и потом тайком продавали».
Миф 3. «Высоцкий сидел в тюрьме, отсюда все его «блатные» песни».
Миф 4. «Смерти Высоцкого».
Владимир Высоцкий неистово работал и много гастролировал, как будто ощущая, что ему мало осталось. Он буквально не жалел себя, сгорая как свеча.
25 июля 1979 года Высоцкий был в состоянии клинической смерти. Тогда его спасли. 3 июля 1980 года состоялось выступление Высоцкого в Люберецком городском дворце культуры. Несмотря на плохое самочувствие, артист отыграл двухчасовой концерт.
18 июля, Высоцкий последний раз появился на сцене Театра на Таганке в роли Гамлета, но еле доиграл спектакль.
23 июля, состояние Владимира Семеновича резко ухудшилось, он находился практически в бессознательном состоянии. В какой-то момент Высоцкий очнулся и сказал Янкловичу: «Я сегодня умру!». Ночью сердце поэта остановилось.
Рассказывает Марина Влади: «В четыре часа утра двадцать пятого июля я просыпаюсь в поту, зажигаю свет, сажусь на кровати. На подушке — красный след, я раздавила огромного комара. Я не отрываясь смотрю на подушку. звонит телефон, я знаю, что услышу. «Володя умер».
Официальное медицинское заключение гласило: причиной смерти Высоцкого стал инфаркт сердца, который наступил во сне. Почти сразу же после смерти Высоцкого в Москве зародились слухи о том, что Высоцкий был убит. Этому способствовало то обстоятельство, что близкие люди, окружавшие поэта, не разрешили везти его тело на вскрытие в морг. На самом деле, они заботились о том, чтобы сохранить тайну о его зависимости от наркотиков.
Высоцкий скончался, когда в Москве проходили Олимпийские Игры. Советские власти всячески пытались скрыть информацию о трагедии, чтобы не омрачать олимпийские празднества на столичных улицах. Были лишь два небольших некролога в газетах «Вечерняя Москва» и «Советская Россия» и скромное объявление над окошком кассы Театра на Таганке: «Умер актер Владимир Высоцкий». Тогда ни один человек не сдал обратно билет на последний спектакль, в котором Высоцкий должен был играть, сохранив билет, как реликвию.
В день похорон, возле Театра на Таганке собралась огромная толпа. Проститься с артистом пришли около 40 тысяч человек, люди влезали даже на крыши, чтобы проститься со своим кумиром. Марина Влади сказала другу мужа, Туманову: «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!».
Миф 5. «У Высоцкого было множество любовниц».
Первая жена Высоцкого, Иза Жукова, была старше него. Владимир только начинал учиться в школе-студии МХАТ, а Изольда была уже на последнем курсе. Молодые люди познакомились в общей компании, вскоре стали жить вместе, а потом поженились.
Иза работала в Киевском театре, а Володя в Москве. Супруги часто перезванивались, писали страстные письма, приезжали друг к другу в гости. Затем, Иза и Владимир стали видется все реже, и развод в такой ситуации был неизбежен.
Второй женой Высоцкого стала актриса Людмила Абрамова. Они познакомились на съемках фильма «713-й просит посадку» (1962 год). Абрамова родила артисту двоих детей – Аркадия, ставшего впоследствии сценаристом, и Никиту, выбравшего актерскую карьеру. С Абрамовой, Высоцкий жил в гражданском браке и официально они расписались лишь в 1965. Но вскоре и развелись, так как многое друг в друге супругов не устраивало.
Вскоре, Владимир посмотрел кинокартину «Колдунья», и возмечтал о Марине Влади. Это был сумасшедший роман, длившийся 12 лет. В 1970 они поженились. Марина жила в Париже, он писал ей письма каждый день. Они постоянно ездили друг другу, Марина привозила Владимиру из Парижа дефицитные вещи и бытовую технику.
Высоцкий будил Марину по ночам по телефону, чтобы спеть только что написанную песню. Когда он попадал в очередную аварию, актриса бросала все и прилетала в Москву. Когда Марина была в СССР, она часто ехала на другой конец Москвы, чтобы вытаскивать мужа из пьяных компаний.
У Высоцкого параллельно с женой Влади, были любовницы. Его роман с актрисой Татьяной Иваненко, пожалуй, самая трагичная история в жизни обоих влюбленных. Их отношения начались еще до появления в жизни Высоцкого Марины Влади, но, даже женившись, Владимир поддерживал с Татьяной близкие отношения. Она сопровождала его, когда Марина была в Париже, а однажды, оказавшись с Влади в одной компании, Иваненко сказала Марине: «Все равно он мой!». Татьяна Иваненко родила Владимиру дочь Анастасию, но никаких требований к нему не предъявляла, не претендовала на имущество после его смерти и до сих пор отказывается от интервью.
Миф 6. «Высоцкий с самого начала планировался на роль Жеглова».
Миф 7. «Высоцкий принял крещение».
Дома у Владимира Семеновича были иконы, кресты, «Сокращенный молитвослов», «Православный церковный календарь на 1977 год», «Библия», «Новый Завет». Но нет ни одного свидетеля, а также нет воспоминаний друзей, которые бы подтвердили, что Высоцкий посещал церквь как верующий человек, и, тем более, крестился. А то, что у поэта был Библия и другие религиозные книги, так у меня дома тоже есть подборка книг по христианской религии и альбомы с иконами, есть Тора и Коран на русском языке. Нужны они мне не затем, чтобы молиться. Я автор ряда книг и статей, в которых анализирую библейские тексты (см. в разделе «Библейские тайны»). Так и Высоцкий – он мог просто читать религиозную литературу, чтобы использовать в своем поэтическом творчестве. А кресты и иконы были тогда в моде.
Марина Влади, которая была наиболее близка к Владимиру, сомневается в том, что он был крещен, потому что Высоцкий никогда не говорил ей об этом. Сама Марина была атеисткой. Уж она бы заметила, если бы ее любимый человек ходил в церковь, или дома осенял себя крестным знамением перед иконами.
Миф 8. «Все члены Политбюро КПСС слушали песни Высоцкого».
«Меня к себе зовут большие люди. ». Это правда. Владимир Высоцкий нередко выступал с концертами перед сотрудниками ЦК КПСС. В 1977 году в Казани, Высоцкий дал концерт на обкомовских дачах для партработников. В 1978 году он приезжал в Ленинград по приглашению первого секретаря Ленинградского обкома КПСС Романова, пел на закрытом концерте.
Высоцкий пел у члена Политбюро Кириленко, у Полянского. И у Брежнева был. Его привезла Галя, дочь Брежнева. Высоцкий спел генсеку “Охоту на волков». Брежнев ему говорил: “Вы знаете, есть песни хорошие, но вот эти песни не надо петь всем – что касается Советской власти и всех остальных».
Дома у Высоцкого на столике стояла фотография Брежнева с Мариной Влади. Поэт говорил: “Это добрый человек, я его уважаю”. Тем не менее, в стихах Высоцкого никакого уважения и любви к Брежневу и его соратникам не просматривается:
«В энском царстве жил король,
Внес в правленье лепту,
Был он абсолютный ноль
В смысле интеллекту».
«А урод-то сидит на уроде
И уродом другим погоняет,
И это всё – при народе,
Который приветствует вроде
И вроде бы всё одобряет»,
«Мою страну, как тот дырявый кузов,
Везет шофер, которому плевать»
Миф 9. «Высоцкий – агент КГБ».
За сорок лет, минувших после смерти Владимира Семеновича Высоцкого, о нем написаны горы мемуарной и исследовательской литературы, сняты километры документальных и художественных лент, изучен под увеличительным стеклом каждый его шаг и каждая написанная и спетая им строчка.
Но о том, что Высоцкий был агентом КГБ, пишут мало. Журналисты оправдывают «дружбу» Высоцкого с Конторой тем, что актер согласился на сотрудничество с КГБ ради того, чтобы выезжать к Марине Влади, которая жила во Франции. Увы, это всего лишь красивая, романтичная легенда!
Слухи о любви Высоцкого к Марине сильно преувеличены. «Страстно влюбленный» в Марину на расстоянии, Владимир жил с актрисой Татьяной Иваненко и та родила от него дочь. А французская кинозвезда закрывала на это глаза.
Популярность Высоцкого была «дворовая», «кухонная» и «эмигрантская». Но в кино и театре к нему, как к актеру, всерьез не относились, он оставался на вторых и третьих ролях. Высоцкий же был тщеславен (этому в немалой степени способствовал его малый рост, актер даже носил туфли на очень высоких каблуках), любил выпить и поволочиться за женщинами.
Как-то, актер явился нетрезвым на спектакль. Режиссер Любимов заменил его на Валерия Золотухина. Тогда Высоцкий на следующий день улетел с концертами в Куйбышев, а затем в Магадан. Любимов и так был зол на Высоцчкого за его поведение, а последняя выходка Владимира «достала» режиссера. В театре был издан приказ об увольнении Высоцкого.
Скорее всего, именно этот момент был выбран Конторой для атаки на Высоцкого. Как по команде, началась травля актера в центральной прессе. Газета «Советская Россия» напечатала статью «Во имя чего поет Высоцкий?», в которой Высоцкого обвиняли в том, что он « издевается над советскими людьми, их патриотической гордостью. ». «Комсомольская правда» вменила ему в вину песни «блатного цикла».
Такая согласованность действий в то время означала, что сверху дана команда. Высоцкий это понимал, и догадывался, что следующим шагом будет запрет на творческую деятельность. Выход был только один – начать работать на КГБ, потому что Контора обеспечивала надежное прикрытие от любых недоброжелателей. И Высоцкий отправил письмо на имя председателя Комитета госбезопасности СССР Андропова.
Для вербовки в киношно-театральной среде, Контора всегда подбирала актеров, считающих себя незаслуженно обиженными. Высоцкий был идеальным объектом. Кампания в прессе была направлена как раз на то, чтобы загнать Высоцкого в объятья КГБ.
Как только Высоцкий попал в эти «объятья», его сразу перестали травить в газетах.
О том, что Высоцкий находился под покровительством КГБ (возможно, был агентом) говорят многочисленные факты.
Высоцкому разрешали все и прощали многое. За одну песню из тех, которые пел Высоцкий, любому другому припаяли бы антисоветчину и дали срок. Например, на автора-исполнителя песен Александра Новикова завели уголовное дело, которое составило 17 томов. Начиналось дело рецензией на песню “Извозчик”. И так далее, на каждую песню – рецензия. Общий вывод: “Автор вышеупомянутых песен нуждается если не в психиатрической, то в тюремной изоляции”. Новиков получил десятилетний срок!
Певца Александра Галича, который в своем творчестве был намного менее «диссидентен», чем Высоцкий, выкинули из всех творческих союзов и оставили буквально без куска хлеба. КГБ закрыл ему все двери, и, наконец, заставил покинуть страну.
Высоцкому было дозволено все. Он имел личный валютный счет в Госбанке (!), катался по Москве в незарегистрированном автомобиле, сидел на кокаине и при этом слыл бунтарем, преследуемым властями! Слухи о притеснениях Высоцкого, вбрасывало КГБ. Комитету было выгодно представить поэта полузапрещенным и гонимым.
Высоцкий, конечно, не был простым стукачем Конторы. Таких и без него хватало. Владимир Семенович был интересен КГБ огромным количеством своих контактов. А также тем, что мог запросто встречаться с высокопоставленными людьми в неформальной обстановке.
Приятель Высоцкого, Давид Карапетян, как и Владимир, был женат на французской коммунистке Мишель Канни. В марте 1970 года, Высоцкий неожиданно пришел домой к Карапетяну. Посидели, выпили, и Высоцкий, как бы невзначай, предложил съездить в гости к опальному политику, пенсионеру союзного значения Никите Хрущеву. Карапетян рассказывал: «Никакой особой причины для такой странной поездки Владимир не озвучил. Более того, с Хрущевым Высоцкий знаком не был. Тем не менее, Владимир позвонил дочери Хрущева, Юлии, и уломал ее немедленно отвезти их в Петрово-Дальнее.
Бывший Генсек был на пенсии и сидел в ссылке на своей даче, под неусыпным контролем КГБ. Никто из знаменитых людей искусства к опальному Хрущеву в гости не ездил, а если бы кто-то из таких людей сошел с ума и рещил бы навестить Никиту Сергеевича, ему пришлось бы долго обивать пороги Конторы, чтобы получить разрешение, которое он вряд ли бы получил, зато мог заработать кучу неприятностей.
И вдруг, полузапрещенный поэт порывается навестить Хрущева! Юлия по телефону сказала деду, что везет к нему актёров театра «Современник». Накануне, Хрущёв был в «Современнике» на премьере спектакля по пьесе Михаила Шатрова «Большевики», отсюда и возникло, что актеры из этого театра хотят его навестить. Хрущёву так было понятнее, потому что о театре на Таганке он понятия не имел.
Пока ехали на дачу, Владимир попросил Юлию представить его Хрущеву, как известного актёра, который пишет хорошие песни и сам их поёт, но его затирают, не дают выступать, и он хочет посоветоваться, как ему быть. Так Юлия и объяснила деду.
Владимир обрисовал Хрущёву своё положение: «Песни мои ругают, выступать не дают, на каждом шагу ставят палки в колёса, а люди хотят слушать. К кому из руководства мне лучше обратиться? Вы ведь там всех знаете?».Хрущёв уже шесть лет был не у власти и ничего никому советовать не мог. А Высоцкий и без Хрущёва знал, кто наверху чем вершит. Владимир Семенович просто говорил Хрущеву то, что ему поручил куратор из КГБ.
Хрущёв посоветовал обратиться к Демичеву: «Он более-менее молодой, прогрессивный, выдвигался при мне, в таких вещах разбирается. ». Смех, да и только! Демичев презирал Высоцкого, говорил что его песни идейно незрелые, и актер об этом знал.
Затем, Владимир перевел разговор на политические темы. Спросил, правда ли, что в процессе десталинизации участвовал Берия. Хрущев ответил: «Мы оба начинали, но независимо друг от друга». Охарактеризовал его так: «Провокатор! Подходил ко всем нам поочерёдно, отводил в угол и заводил такие разговоры: «Сталин – тиран, давайте соединимся, а то он нас всех уничтожит». Мы боялись, что он потом пойдёт к Сталину и донесёт. Страшный был человек».
Хрущев – известный выдумщик. Берия был не идиот и заводить с членами сталинского Политбюро такие разговоры никогда бы не стал. Они бы тут же на него настучали Сталину, и первым был бы Никита.
Высоцкий, который вроде бы пришел посоветоваться о своем творчестве, продолжал задавать вопросы из «вопросника» КГБ. Теперь Владимир спросил о Брежневе. Хрущев мимикой и жестами очень похоже изобразил брови Брежнева, и сказал – «да вот этот предателем оказался. И о Суслове меня тоже мои люди предупреждали, советовали его убрать, но я не послушался».
Высоцкий польстил Хрущеву, сказал что народ его не забывает, помнит, сколько полезного сделал Хрущев для людей. Никита Сергеевич потеплел.
Уже прощались, когда Высоцкий задал главный вопрос, ради которого Контора и затеяла его поездку к бывшему Генсеку: «Никита Сергеич, столько вы всего знаете, столько прошло через вас событий, почему не напишете мемуары? Люди, молодёжь – ждут». Хрущёв с улыбкой: «А вы мне можете назвать издательство, которое бы их напечатало?».
Сегодня известно, чем занимался Высоцкий в этих странах. Времени на осмотр достопримечательностей, у него не было. Он встречался с известными людьми, в основном, советскими диссидентами. Наверное, для того, чтобы просто попить водочки, попеть песенки под гитару и настальгировать о березках.
Главный режиссер Таганки Юрий Любимов много раз пытался избавиться от злостного нарушителя трудовой дисциплины Высоцкого. Но каждый раз, кураторы от КГБ давали понять режиссеру, что этого делать нельзя. В театр, как магнитом притягивало иностранцев и Высоцкому следовало быть неразрывно связанным с Таганкой, которой высочайше разрешили считаться оплотом либеральной оппозиции.
Все это было. Но по большому счету, от нас остается только то, что можно прочесть, посмотреть, услышать.
От Владимира Семеновича Высоцкого остались его песни.
Цитаты из песен и выступлений Владимира Высоцкого:
Спасибо вам святители, что плюнули да дунули, что вдруг мои родители зачать меня задумали.
Но гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,
Чтоб не писал и ни о чём не думал.
Будут с водкою дебаты, отвечай:
Нет, ребята-демократы, только чай.
Досадно мне, коль слово «честь» забыто
И коль в чести наветы за глаза.
Не лучше ли при жизни быть
Приличным человеком?!
Кто в океане видит только воду,
Тот на земле не замечает гор.
Как нас дома ни грей,
Не хватает всегда
Новых встреч нам и новых друзей…
В гости к Богу не бывает опозданий.
Не подмажешь – не поедешь,
А подмажешь – упадёшь.
Но если туп как дерево – родишься баобабом
И будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь.
Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут в кровь свои босые души.
Зачем мне быть душою общества,
Когда души в нем вовсе нет!
И нас хотя расстрелы не косили,
Но жили мы поднять не смея глаз,
Мы тоже дети страшных лет России,
БезврЕменье вливало водку в нас.
Утро вечера мудренее, но и в вечере что–то есть.
Я в тайну масок все-таки проник, —
Уверен я, что мой анализ точен:
Что маски равнодушия у иных —
Защита от плевков и от пощечин.
Коридоры кончаются стенкой, а тоннели выводят на свет.
Нас всегда заменяют другими, чтобы мы не мешали вранью.
С меня при цифре 37 в момент слетает хмель.
Вот и сейчас как холодом подуло,
под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
и Маяковский лег виском на дуло.
Сколько слухов наши уши поражает, сколько сплетен разъедает, словно моль.
Здесь на зуб зуб не попадал, не грела телогреечка,
Здесь я доподленно узнал, по чём она, копеечка.
Слухи по России верховодят
И со сплетней в терции поют.
Ну а где-то рядом с ними ходит
Правда, на которую плюют.
Такова вся спортивная жизнь: лишь мгновение ты наверху и стремительно падаешь вниз.
Словно мухи, тут и там, ходят слухи по домам, а беззубые старухи их разносят по умам.
Но и утром все не так, нет того веселья: или куришь натощак, или пьёшь с похмелья.
Проникновенье наше по планете особенно заметно вдалеке: в общественном парижском туалете есть надписи на русском языке.
Нет, жить можно, жить нужно и — много:
Пить, страдать, ревновать и любить,
Не тащиться по жизни убого —
А дышать ею, петь её, пить!
А не то и моргнуть не успеешь —
И пора уже в ящик играть.
Загрустишь, захандришь, пожалеешь —
Но. пора уж на ладан дышать!
Ходишь — озираешься,
И ловишь каждый взгляд, —
Малость зазеваешься —
Уже тебя едят!
Настоящих буйных мало — вот и нету вожаков.
Так многие сидят в веках
на берегах — и наблюдают
внимательно и зорко, как
другие рядом на камнях
хребты и головы ломают.
Они сочувствуют слегка
погибшим — но издалека.
Нет прохода, и давно, в мире от нахалов.
Мразь и серость пьет вино из чужих бокалов.
Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть, чем оправдаться перед ним.
Ты уймись, уймись тоска, у меня в груди!
Это — только присказка, сказка — впереди!
Жираф большой — ему видней!
Словно мухи, тут и там,
Ходят слухи по домам,
А беззубые старухи
Их разносят по умам,
Их разносят по умам.
Я согласен бегать в табуне —
Но не под седлом и без узды!
Ах, как нам хочется, как всем нам хочется
Не умереть, а именно уснуть.
Нам осталось уколоться и упасть на дно колодца,
и пропасть на дне колодца, как в Бермудах навсегда.
Удивительное рядом, но оно запрещено!
Уважаемый редактор,
Может лучше про реактор,
Про любимый лунный трактор?
Я от Суда скрываться не намерен:
Коль призовут – отвечу на вопрос.
Я до секунд всю жизнь свою измерил
И худо-бедно, но тащил свой воз.
Нет, ребята, все не так, все не так, ребята!
Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые –
И дожить не успел, мне допеть не успеть.
Я коней напою, я куплет допою,
Хоть немного еще постою на краю.
Владимиру Семеновичу Высоцкому было, что спеть, представ перед Всевышним.
Нашел ли он слова, чтобы оправдаться перед Ним?