Что сыграть на скрипке

Скрипичная музыка

Автор: DAV-K · Опубликовано 28 октября 2012 · Обновлено 27 августа 2021

Скрипка — небольшой по размеру, но великий по возможности издавать различные звуки инструментов. За это многообразие ее еще называют царицей среди других музыкальных инструментов.
Лучшие произведения скрипки от известных исполнителей, популярные, романтические, красивые скрипичные мелодии.
Что сыграть на скрипке. Смотреть фото Что сыграть на скрипке. Смотреть картинку Что сыграть на скрипке. Картинка про Что сыграть на скрипке. Фото Что сыграть на скрипке

Скачать инструментальная, скрипичная музыка бесплатно.

Ицхак Перлман, Парадизо — Тема любви, (скрипка).

Ирландская скрипичная музыка, (скрипка).

Темной невинности, Каспер — Акт II, Когда-то хаос и отчаяние, (скрипка).

Томазо Альбинони — Адажио соль-минор, (скрипка).

Финоолы Шерри — Секретный сад, Ночная сцена, (скрипка).

Финоолы Шерри — Секретный сад, (скрипка).

Секретный сад — лотос (OST Мемуары гейши), (скрипка).

Антонио Вивальди (Vanessa Mae) — Летняя гроза, (скрипка)

Ванесса Мэй — Арабская девушка, (скрипка)

Ванесса Мэй — Судьба, (скрипка)

Юки Кадзиура — Скрипичная музыка

Нино Рота — Ромео и Джульетта (Dj Valer), (скрипка)

Самвел Ервинян и Яни — Мелодия скрипка

Яни, Самвел Ервинян (скрипка), и Педро (дудук) — Красивая мелодия

Самвел Ервинян — Дле яман, (скрипка)

Печальная скрипка — Любовь

Скрипка — “Лебедь” Сен-Санса

Гитара и скрипка — Я люблю тебя моя любовь

Скрипка — История любви

Дэвид Гаррет — В Аранхуэс с твоей любовью, (скрипка)

Видео современные скрипичные произведения — Соло скрипка



Источник

Игра на скрипке подразумевает удерживание инструмента между челюстью и ключицей ( варианты этой позы см. Ниже ). Струны звучат, натягивая смычок поперек них ( арко ) или щипая их ( пиццикато ). Левая рука регулирует длину звучания струн, останавливая их пальцами на грифе, создавая различную высоту тона.

СОДЕРЖАНИЕ

Что сыграть на скрипке. Смотреть фото Что сыграть на скрипке. Смотреть картинку Что сыграть на скрипке. Картинка про Что сыграть на скрипке. Фото Что сыграть на скрипке

Аксессуары для опоры для подбородка и плечевого упора бывают самых разных стилей и форм, поэтому каждый может найти комбинацию, которая наилучшим образом соответствует его телосложению и стилю игры. Поиск идеальной комбинации в некоторых случаях может быть долгим. Каким бы ни было снаряжение, игрок обычно стремится поддерживать сбалансированное, естественное и удобное положение с прямой спиной, особенно шеей. У многих скрипачей на шее есть красноватая отметина, так называемый «засос скрипки» (или «засос скрипача») от длительного давления в этом месте. Пятно может усугубляться аллергической реакцией на никелирование зажимных приспособлений для подбородочного упора или микробными патогенами, присутствующими на инструменте.

Левая рука: производство высоты тона

Что сыграть на скрипке. Смотреть фото Что сыграть на скрипке. Смотреть картинку Что сыграть на скрипке. Картинка про Что сыграть на скрипке. Фото Что сыграть на скрипке

Что сыграть на скрипке. Смотреть фото Что сыграть на скрипке. Смотреть картинку Что сыграть на скрипке. Картинка про Что сыграть на скрипке. Фото Что сыграть на скрипке

Пальцы условно нумеруются от 1 (указательный палец) до 4 (мизинец). В частности, в учебных изданиях скрипичной музыки числа над нотами могут указывать, какой палец использовать, а «0» над нотой указывает на «открытую» струну или игру на струне без изменения высоты звука с помощью левой руки. Второй палец может быть либо «низким», либо «высоким», что соответствует G или G ♯ на струне E в первой позиции. Точно так же первый палец может опускаться на полшага вниз для F, а 3-й и 4-й пальцы поднимаются вверх для A ♯ и C соответственно, как показано на диаграмме рисунков пальцев Борноффа слева. (Образец номер пять может быть таким же, как образец номер три, но на полшага ниже или в «половинном положении».)

На нижнем графике слева показано расположение заметок, доступных в первой позиции. Расположение пальца левой руки зависит от ушей и руки, а не от глаз, то есть оно имеет сильные слуховые и тактильные / кинестетические компоненты, а визуальные ориентиры лишь незначительно полезны. Кроме того (не показано на этой диаграмме), расстояние между позициями нот становится ближе по мере того, как пальцы перемещаются «вверх» (по высоте) от гайки. Синие столбцы по бокам диаграммы представляют обычные возможности для размещения лент для начинающих на 1-м, высоком 2-м, 3-м (и 4-м) пальцах или паттерне Борнофф номер два. Этот конкретный паттерн дает мажорную гамму на струнах A и E, что является естественным началом для простых мелодий, таких как «Twinkle Twinkle Little Star».

Позиции

Верхний предел диапазона скрипки во многом определяется навыками игрока. Опытный игрок может играть более двух октав на одной струне и четырех октав на инструменте в целом. Все ноты, кроме самой низкой и самой высокой, могут быть сыграны на нескольких струнах в разных позициях. То есть, упомянутая выше «высокая» нота си может быть сыграна не только безымянным пальцем на струне E в первой позиции, но также безымянным пальцем в пятой позиции на струне A, в девятой позиции на струне. D-струна и в тринадцатой позиции на стринге.

Скрипачи часто меняют позиции на нижних струнах, иногда к ужасу композиторов и к большому замешательству новичков. Обычно это делается для обработки музыкального пассажа, который в противном случае потребовал бы быстрого переключения (или «пересечения») струн. Это также делается для получения определенного тембра : одна и та же нота будет звучать существенно по-разному в зависимости от того, на какой струне она воспроизводится. Эта «высокая» си при игре на струне E (самой высокой, обычно на металлической струне с одним сердечником) может иметь чистый, даже пронзительный тембр; тот же «высокий» си, сыгранный на струне A, струне D или струне G (обычно обернутые струны, а не моноядерный), может звучать «теплее» или менее абразивно. По этой причине скрипачи часто избегают играть одну ноту на E-струне во фразе нот на A-струне, так как одна нота E-строки будет выделяться другим тембром.

Открытые струны

Что сыграть на скрипке. Смотреть фото Что сыграть на скрипке. Смотреть картинку Что сыграть на скрипке. Картинка про Что сыграть на скрипке. Фото Что сыграть на скрипке

Двойные остановки и дроны

Вибрато

При использовании вибрато скрипачи колеблются в обратном направлении или ниже по высоте от фактической ноты, поскольку слуховое восприятие способствует более высокой высоте звука в изменяющемся звуке. Вибрато почти ничего не делает, чтобы замаскировать расстроенную ноту. Студентов скрипки, особенно начального уровня, учат использовать ее только на расширенных нотах и ​​/ или в моменты эмоционального напряжения. Вибрато может быть трудным в освоении, и на его освоение у студента может уйти несколько месяцев, если не лет.

Гармоники

Гармоники отмечаются в музыке маленьким кружком над нотой, определяющей высоту звука гармоники. Есть два типа гармоник: естественные и искусственные (также известные как «ложные гармоники»).

Традиционная нотация искусственных гармоник использует две ноты на одной ножке: нижняя нота использует круглую головку, представляющую место, где струна сильно остановлена ​​указательным пальцем, а верхняя нота использует открытую ромбовидную головку, представляющую, где струна слегка перемещается. коснулся безымянным пальцем.

Гармоники также редко играют с двойными остановками, где обе ноты являются гармониками.

Правая рука и цвет тона

Техника поклона

Есть несколько методов «атаки» луком, которые производят различные артикуляции; этот список ни в коем случае не является исчерпывающим:

Прямой лук

Пиццикато

Когда в заметке помечено pizz. (аббревиатура от pizzicato ) в письменной музыке на ней играют, перебирая струну пальцем правой руки, а не поклоном. Когда рука с луком занята (или для виртуозного эффекта), можно использовать левую руку; это обозначается знаком «+» (плюс) в музыке. Это позволяет игрокам одновременно играть смычковые ноты, играя на другой струне. Кроме того, некоторые игроки научились играть быстрые пассажи пиццикато двумя попеременными пальцами правой руки. Игроки продолжают играть пиццикато до тех пор, пока не появится указание вернуться в арко (игра с луком).

Скрипач также может дергать струну левой рукой, что обозначается в музыкальных произведениях знаком «+» над желаемой нотой. Пиццикато для левой руки, как правило, менее гибко по высоте звука, чем техника для правой руки, но позволяет правой руке либо оставаться на месте, либо одновременно играть, как был известен композитор и скрипач Никколо Паганини.

Немой

Что сыграть на скрипке. Смотреть фото Что сыграть на скрипке. Смотреть картинку Что сыграть на скрипке. Картинка про Что сыграть на скрипке. Фото Что сыграть на скрипке

Имея одно и то же название, но с совершенно другой целью, доступны массивные металлические, резиновые или деревянные «тренировочные немы» или «гостиничные немы». Эти приглушения используются для значительного уменьшения громкости во время занятий там, где другие могут беспокоить.

Тюнинг

Что сыграть на скрипке. Смотреть фото Что сыграть на скрипке. Смотреть картинку Что сыграть на скрипке. Картинка про Что сыграть на скрипке. Фото Что сыграть на скрипке

Источник

Школа игры на скрипке Андреева В. Б

Школа игры на скрипке Андреева В.Б.

Владимир Борисович Андреев – Педагог, Скрипач, Музыкант. Музыкальный Колледж им. Н.А. Римского-Корсакова, при СПб Консерватории (заведующий струнным отделом в течение многих лет).
Ученица – Виталия Пак (1996-2000), выпуск с красным дипломом, инструментальное исполнительство, скрипка.

Друзья!
Владимира Борисовича Андреева уже нет с нами. Его памяти посвящается эта маленькая книга.
Прекрасный Музыкант и Педагог, он оставил после себя уникальную методику игры на инструменте и главное – свое понимание музыки.

На первом занятии он спросил меня:
«Вита, что такое музыка?»
Я ответила – «музыка – это художественный образ».
Владимир Борисович скептически рассмеялся, и…
Он показал на скрипке то, чего нельзя передать словами.

1. Музыка – это сила игры музыканта, усилие, труд, которым платит исполнитель.
2. Музыка – это ритм, интонирование и понимание фразы.
3. Музыка – это прежде всего звук и работа над звуком.
4. Музыка – это ритм, пульс и метр
5. Музыка – это правильная постановка рук, техника, и только после этого – та красота, которая рождает ответ в сердцах слушателей.

Ответы на поставленные вопросы:

1. Занятие музыканта, для того, чтобы усилия не пропали даром.

Заниматься надо минимум 4 часа в день. Занятие длится 2 или 3 часа ПОДРЯД, без перерывов, НЕПРЕРЫВНО 2 или 3 часа. Ни в коем случае нельзя дробить 2-3 часовые блоки, потому что занятия по 15 минут, это не занятия. Заниматься нужно не менее 4 часов в день.
Труд состоит в тщательности отделки того или иного приема, перехода, фразы, всего произведения.
Сначала мы знакомимся с текстом. Пропускаем через себя. Учим наизусть фразами. Потом соединяются эпизоды. Потом возникает целостность.

2. Ритм, пульс, метр, интонирование.

Ритм – это основа музыки. Ритм – это основа жизни. Если музыкант играет неритмично – это плохая игра, потому что она не имеет стержня.
Пульс – это движение музыки, движение фразы, движение произведения.
Метр – это основа теоретическая, а практически – это понимание точности музыки, ритма, пульса. Точный метр, точный ритм – это тот секрет, с помощью которого музыкант владеет игрой, слушателем, понимает замысел композитора.

3. Работа над звуком.
Поиск своего звука – это ежедневная часовая игра легато по одной ноте, не произведение и не этюд. Вжимая смычок сильнее в струну, чувствуя движение волоса можно найти свой
звук, когда скрипка заговорит своим голосом. Поиск форте – это очень сложная работа, ибо форте не значит грубо, форте значит –НОРМАЛЬНЫЙ звук, мелодичный, звонкий, или тяжелый, или нежный, певучий. Форте – это сильный смычок и… легкая рука. Ибо зажимов быть не должно. Поиск пиано, поиск оттенков – это Самостоятельная Работа.
Хороший звук – это и хороший инструмент. Проверка инструмента – это значит проверить аккорды, кантилену, форте, пиано и штрихи.
Звук на штрихах – никогда нельзя ничего «облегчать». Всегда играть нужно сильным звуком, и форте и пиано различаются не облегченностью или более сильным нажатием, а тем, что ты найдешь в руке, когда будешь искать СВОЙ звук.

4. Интонирование. Это – нахождение каждой ноты и пропевание ее. Каждую ноту нужно играть так, как будто она главная, не пропускать ни 16, ни 32, ни 8 длительности, каждая самая маленькая или самая большая нота одинаково важны. Если мы играем пассаж, то пропевается каждая мгновенная быстрая нота его. Для этого – ВСЕГДА УЧИМ ВСЕ МЕДЛЕННО. Учение МЕДЛЕННО и ЧИСТО – это залог того, что и в темпе все будет ровно, красиво звучать.

6. Постановка рук. Техника. Этим занимается каждый педагог так, как он считает целесообразным. Постановка рук по Андрееву – это крепкий захват шейки скрипки указательным и большим пальцем, и отсутствием прогиба кисти при положении «в конце» смычка. Ровное усилие на весь смычок, игра ВЕСОМ руки, а не судорожным нажимом или зажатием мышц руки. Технически все учится МЕДЛЕННО, в Медленном Темпе, по многу раз повторяя правильно. Любой этюд – даже самый скучный должен заблистать всеми гранями, штрихи, в том числе и легато, отрабатываются на этюдах.
Техника – это Душа произведения. А музыка – это интонирование каждой фразы в соответствии с ДЫХАНИЕМ и ДВИЖЕНИЕМ.

Глава 2 и предпоследняя.
«Как Владимир Борисович Андреев обучал Виту Пак.
ЗАПОМНИЛА НАВСЕГДА!»

2 курс:
Прижимать пальцы по-мужски крепко к струнам. Разбор – это когда есть наизусть и музыка – по нотам. Наизусть – на память. Учить фразами, пока не запомнишь. Неправильно не повторять. Повторять правильное.

3 курс:
Ритм повсеместно. Ногой стучать нельзя, метроном нельзя, пульс – мышечное ощущение.
Интонация на скрипке – СЕКРЕТ ПАГАНИНИ, ЗАНОВО ОТКРЫТЫЙ ВЛАДИМИРОМ БОРИСОВИЧЕМ АНДРЕЕВЫМ: каждую ноту произведения нужно проиграть в середине смычка, верно поставив чистейшую ноту – тренировка слуха и крепкая постановка пальца.
Надо научиться крепко ставить пальцы на подушечку и не бояться мозолей. Напряжение в пальце, а не в кисти и не в руке. То же для правой руки – усилие крепкого держания в пальцах,
Кисть напряжена, плечо свободно не прижато к корпусу.
*Трепетная вибрация делается пальчиком, верхней фалангой каждого.

4 курс.
Ритм, крепко прижимать пальцы к струнам.
Аккорды – ломать не пополам, а одну восьмую к девяти восьмым протяженности аккорда.

Игра на скрипке должна быть мужская, у женщин особенно.

Деташе – с помощью подвижных пальцев правой руки, прижатым указательным, без слышной смены смычка. Играть деташе лучше в середине.

Спиккато – прикосновение без акцента, атака мягкая, NO SKRIP, равное количество смычка на ноту вверх и вниз. Отскок невысокий, а прилегающий почти к струне – для ровности.

Рикошет – бросок, пока не отскочит.

Мартле – положить на струну, прижать, отдернуть. Вверх то же: нажатие у конца смычка
Указательным пальцем.
Акценты – (ПРИМЕР : Крейслер Ф. «Прелюд и Аллегро», Прелюд). Положить смычок на струну в середине, быстрое проведение, продавливая указательным пальцем в середине вверх и вниз.
Акцент – не резкость, а давление.

Смена смычка, легато – у конца смычка прижатый указательный, у колодки – большой и мизинец, пальцы остальные, конечно же, не отпускать.

Когда находишься в самых верхних позициях (IV-V октава) надо держаться большим пальцем левой руки не за обечайку, а за шейку, и никогда не скользить на высоких нотах по обечайке. Надо держаться большим пальцем за основание шейки и растягивать кисть, тянуться пальцами вверх.

ПАЛЬЧИКАМИ ПО СТРУНАМ НЕ ШЛЁПАТЬ, НЕ СТУЧАТЬ – МЯГКО И КРЕПКО КЛАСТЬ ИХ ПОДУШКАМИ НА СТРУНУ, ОЩУЩАЯ НЕКУЮ КРЕПКУЮ БОЛЬ! КАК БАЛЕТ.

Глава 3, заключительная

Когда работа над произведением окончена, начинаются репетиции.
Каждая репетиция имеет смысл только тогда, когда все, что делалось на прошлой репетиции закреплено и выучено. Для фразировки полезно петь фразу в полголоса, вслух.

Проигрывание первые два раза на публике обычно получаются не столь выразительными.
Проблема в волнении, в недостаточной привычности пребывания на сцене, вероятно, от первичности того, что делаешь. В любом случае, как только ты ступил на сцену – весь мир оказывается за окном – с его политикой, любовью, треволнениями и насущными проблемами. Ты – один на один с музыкой. И от того, как ты подготовлен, зависит то, что ты сейчас сыграешь.

Удачное проигрывание, и это всем известно – третье и четвертое. Эти выступления лучше осуществить в хороших залах. Первое и второе обыгрывание, когда «теряется много нот…», лучше осуществить в залах поскромнее.

Концерт – это отчасти праздник, отчасти мука для музыканта. Самое интересное, что чем хладнокровнее ты себя чувствуешь во время исполнения, тем больше эмоций и красок можешь выразить и показать через скрипку, струну и смычок.

Необыкновенные нюансы, которых не было на репетиции, рождаются во время концерта. Приобретенная техника, налаженность изложения, отличное знание текста и обыгранность дают в итоге искусство: ты поешь, скрипка через подушечки пальцев трепещет, или поет глубоким тоном голоса, или шепчет, или плачет, или дает искристое яркое, ясное форте. Все это многоцветье возможно лишь при условии полугодовой, годовой работы над произведением.
Техника, пассажи, аккорда во время концерта – поют в соответствии с тем, насколько тщательно они были отделаны каждый в отдельности, а затем вместе.

В заключении, скажу, что все предоставленные мысли относительно техники и концерта, весьма вероятно не покажутся рассуждением о музыке.

Но музыка – технична, значит надо посвятить время своего учения музыке технике в начале начал и продолжении пути. А потом, в 26 лет, ты сыграешь то, что ты действительно любишь, и сыграешь по- настоящему, инструмент заговорит в твоих руках.
Потому что ты проник в тайну музыки – красота рождается только в том, что Любишь, и Любишь с большой буквы.

Пак Виталия, «Школа игры на скрипке Андреева В.Б.».

Источник

СКРИПКА
ИМПРОВИЗАЦИЯ
ТВОРЧЕСТВО

Учиться играть на скрипке – мифы и реальность

Ализа Керен

Скрипка – загадочный инструмент, красивая игра на скрипке часто кажется недостижимой, существует множество мифов и утверждений об обучении игре на скрипке, вот некоторые из них:

Для профессиональной игры на скрипке абсолютный слух не обязателен, хотя «абсолютники» — скрипачи имеют преимущество перед не имеющими абсолютный слух.

Проявляется это, например, в умении подхватить и сыграть мелодию на слух без репетиций в незнакомом ансамбле, хотя это умение ценится не только у скрипачей, а также и у любых других музыкантов. В оркестровой игре или в ансамблевой классической (квартет, трио и пр.) наличие абсолютного слуха не играет решающей роли.

Абсолютный слух – это только память высоты звуков.

Для профессиональной игры на скрипке гораздо важнее тонкая настройка музыкального слуха, которая отличается от фортепианного хроматического строя, то есть скрипачу совершенно необходимо уметь слышать разницу звуков, меньшую, чем полтона. Эта способность развивается в процессе внимательного прослушивания скрипичной музыки, а также занятий с педагогом скрипки, который может дать услышать различные варианты одной и той же ноты, например, в применении к разным аккордам или в связи с художественными задачами.

Наверное, этот миф родился в связи с картинками, на которых изображен Паганини 🙂 Безусловно, он был гением, но существовало и существует множество прекрасных скрипачей – невысоких, плотных, с пухлыми короткими пальцами (Д. Ойстрах, И. Стерн, И. Перельман, В. Овчарек и др.), которые доказали, что длина пальцев не играет решающей роли в профессиональной карьере.

Что важно для рук скрипача – гибкость суставов, хорошая координация и наличие мягких подушечек на кончиках пальцев. Это дает возможность тонкой нюансировки скрипичной игры.

(см. Возможно ли обучение взрослых на скрипке с нуля? )

Да, профессиональных скрипачей начинают учить в среднем с 4-7 лет, но это не значит, что в более старшем возрасте невозможно научиться играть.

Решающую роль играют талант ученика, профессионализм педагога и регулярность правильных занятий на скрипке.

Профессиональные скрипачи (солисты, участники музыкальных конкурсов, оркестранты, студенты, учащиеся музыкальных школ, быстро продвигающиеся по программе) занимаются скорее много, чем мало (3-8 часов в день), особенно если они должны быстро охватить большие объемы нотного материала.

Но… чем выше профессионализм музыканта, тем меньше требуется ему времени на освоение нового материала и поддержание ранее игранных программ, при этом качество игры остается высоким.

Это происходит за счет

(см. Сольфеджио – для чего оно? ),

Начинающему скрипачу вне зависимости от возраста в первую очередь необходимо работать над качеством первых трех пунктов, это требует усиленной работы головой, в меньшей степени – руками. Есть способы заниматься вообще без скрипки, что очень экономит время и физические силы.

С маленькими детьми работу над п.1-3 берет на себя педагог, а также родители под его чутким руководством. Постепенно ребенок начинает заниматься самостоятельно с учетом привитых ему правильных навыков.

Взрослые начинающие скрипачи самостоятельны в занятиях на скрипке, от педагога требуется детальный «рецепт» — план задач и способы их выполнения, иначе может разыграться следующий типичный грустный сценарий.

Ученик «пилит» на скрипке 1-2-3 часа, приходит на урок с чувством выполненного долга и говорит: Я много играл на скрипке, но у меня не получается. Педагог: Надо заниматься больше! Ученик занимается 4-6 часов, в хорошем случае путем проб и ошибок что-то получается, хоть и не всегда стабильно. В плохом случае учащийся переигрывает руки и бросает занятия скрипкой… занавес…

Свобода игры на скрипке (п.4) – умение, в первую очередь зависящее от правильных занятий, а не большого количества часов, проведенных с инструментом в руках!

Выражения «Лучше меньше, да лучше» и «Тише едешь – дальше будешь» в полной мере себя оправдывают. Должна накопиться «критическая масса» тщательно проработанных элементов скрипичной техники и их ощущений, тогда вы сможете играть свободно, легко и выразительно, у вас появится красивый звук и чистая интонация – эти качества хорошей игры на скрипке не зависят от репертуара и требуются на любом уровне.

Не давайте себе заучивать ошибки и играть много часов зажатыми руками!

Лучше потрудитесь продумать материал урока, мысленно проработать правильные движения, выучить ноты наизусть голосом (это можно делать без инструмента) – пользы будет несравненно больше, чем бессмысленные часы «пилежки».

С приходом в нашу жизнь интернета, в котором имеется огромное количество написанных материалов по технике скрипичной игры, а также многочисленные видео уроки на youtube, показывающие, как играть на скрипке, складывается впечатление, что это возможно.

Напичкавшись разнообразной информацией о скрипке, начинающий скрипач пытается применить эти знания на практике, и тут выясняется в который раз, что знать и уметь – вещи весьма и весьма разные…

Что мешает соединить эту информацию воедино самостоятельно?

Педагог скрипки необходим для того, чтобы

Источник

Основные задачи и их взаимосвязь в обучении игре на скрипке

Разделы: Музыка

ВСТУПЛЕНИЕ

Сложная природа процесса формирования скрипача предполагает комплексный подход к тем трудностям, которые возникают на разных этапах развития учащегося.

ФОРМИРОВАНИЕ АППАРАТА СКРИПАЧА.

Распространённый недостаток – напряжённое дыхание, «сопение». Почти всегда возникает в момент соединения. Довольно трудно поддаётся искоренению. Рекомендуемый способ – вычленение музыкального элемента, сопряжённого с дыхательным спазмом и замедленное, нарочито лишённое эмоционального наполнения его, этого элемента, проигрывание. Поскольку дефект связан с излишним старанием, акцент следует делать не одними руками, «без души», равнодушном выполнении, а не замедленном темпе.

Постановка рук

ПРИНЦИПЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ

Большой интерес представляет концепция извлечения сильного звука за счёт оптимального контакта между смычком и струной, а не за счёт примитивного усиления давления на смычок. Вес руки, ощущаемый в достаточно низко находящемся локте, контролируется на уровне запястья, которое вместе с собранными кистью и пальцами играет роль рессоры – с вытекающими отсюда свойствами – гибкостью, но гибкостью весьма пружинистой. Не рекомендуется (кроме самого конца смычка) провал запястья, так как при этом хуже контролируется дозировка веса, а также высокая позиция локтя (потеря опоры).

Кончиками-подушечками пальцев прикоснуться к древку смычка и медленно повести вниз, акцентируясь на ощущении сцепления, внимательного преодоления силы трения.

То же самое, но несколько нот в одну сторону – несколько в другую: типа крупного стаккато.

Атаки – разные по характеру, со струны и с воздуха, вниз и вверх.

Следить за тем, чтобы при игре не возникало воздушных пузырей, пустого звука, проброса смычка. Обратная сторона – смычёк должен двигаться, находить звук на движении, чрезмерная внимание к игре “в струну” может привести к перегруженности звука, некоей его натужности, отсутствии свободного дыхания в нём.

Чем вокальнее музыка, тем важнее “дыхание” смычка.

Обращать внимание на завершения смычков. От них так же, как и от атаки, зависит выразительность исполнения. Попробуйте передать различные состояния, настроения, варьируя завершения смычка.

Если мотив заканчивается на diminuendo, нужно выполнить нюанс не облегчением, а торможением, замедлением смычка – приём, владение которым необходимо каждому скрипачу.

Особую роль концы смычков приобретают в музыке, прерываемой паузами.

Последние ноты лиги, особенно в кантилене, хорошо слегка перетянуть – по времени. Нельзя переусердствовать с плотностью: это может привести к эффекту несколько задавленной, безвоздушной игры, создаётся ощущение некоторой узости.

Исходное положение: 2-й палец поднят несколько выше 1-го, 3-й выше 2-го и 4-й выше всех. Основной тип падения пальцев (может быть разный!) я бы охарактеризовал словом «отсекание» струны, а тип импульса, даваемого пальцу, я бы сравнил с работой настенного выключателя: чрезвычайно легко, но очень чётко. Конечно, никакого дополнительного нажатия. Добиваться полной независимости пальцев нет необходимости, но немного поработать над тем, чтобы они не слишком «переживали друг за друга» стоит.

Особое внимание следует уделять моментам перемены угла падения пальца. Например, Д7 от 1 пальца: в этом случае 3-й сменит свой угол с высокого на низкое. Произойти это должно при поднятии пальца после терцового звука.

Вообще, на поднятие пальцев нужно обращать внимания не меньше, чем на падение. Фиксировать момент расслабления пальца при поднятии.

При переходах из позиции в позицию сохранение квартового положения является общим правилом. Из наиболее часто встречающихся исключений – заключение арпеджио, когда последний переход должен доставить руку в положение, позволяющее оптимально (с наименьшими вытяжениями) брать все 3 или 4 ноты аппликатурной группы. Исходить в первую очередь из удобства 4 пальца как слабейшего. Следует стремиться к сохранению им по возможности округлого положения, в любом случае он не должен быть провален.

уплощённое положение пальцев – против обыкновенного вертикального. Этот приём порой имеет расслабляющий эффект, однако не следует им злоупотреблять.

СОЕДИНЕНИЕ СТРУН.

ИНТОНАЦИЯ

Что такое чистая интонация? Это наше восприятие слухом той или иной последовательности звуков. Чем острее слух, тем выше требовательность к интонации. Ю.И. Янкилевич говорил: «механизм интонации сложен и в тоже время прост. Для чистой интонации необходимо обладать достаточно развитым слухом, воспитанной активности слуха, координацией слуха с двигательной сферой, правильные двигательные навыки. Такое сочетание всех сторон обеспечивает совершенство художественной интонации.»

ШТРИХИ

ЛЕГАТО

ДЕТАШЕ

Изучать деташе сначала нужно большими участками смычка, сначала верхними, потом нижними, лишь после этого можно переходить к игре всем смычком и комбинированным штрихам. Всё время играть в разных частях смычка таким образом, чтобы не было изменения звучания. Именно это даёт свободу игры, качественность и звучность штриха. Главное в этом штрихе – атака звука, как вверх, так и вниз.

Вторая ошибка – чрезмерная скорость смычка, вследствие употребления большей, чем нужно, части смычка. При исполнении штриха деташе нужно хорошо чувствовать смычком струну, следить за свободой кисти.

СТАКАТТО

Часто можно услышать, что этот штрих врожденная способность. Одни скрипачи исполняют его расслабленной рукой, другие, как Венявский, судорожно напряженной. Фактически этот штрих получается при сложении двух движений.

Второе движение- это обычное легато. Чтобы такое стакатто получилось, необходимо выполнить два условия:

МАРТЭЛЕ

В данном штрихе необходимо следить, чтобы он не сводился к одной атаке – после нее должно следовать тело звука. Чем резче движение смычка, тем жестче рессора пальцев.

СПИККАТО

Крупное – практически всей рукой, мелкое- кисть и пальцы.

СОТИЙЕ

Вибрация

КАК УЧИТЬ?

Второй этап: Не издавая ни звука, представить в голове и в руках, что уже играешь. Почувствовал и ещё раз представить.

Так можно сделать половину работы. Осталось ясно видимое слышимое воплотить в жизнь, повторить несколько раз, внося необходимы коррективы и «вбивая» в руки. И ещё: медленно, ноту за нотой осваивать материал, не спеша контролировать свой аппарат, успевать думать обо всём хорошем, хорошо слышать вперёд. Ускорение до темпа в этом случае происходит по следующей схеме:

Для каждого ученика должен быть один девиз- каждый день хоть немного, хоть чуть- чуть что- то улучшить!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *