Что строят в тамани
Юга.ру попытались выяснить, почему активисты против идеи строительства химзавода в Тамани и что говорят о проекте представители холдинга «ОТЭКО»
Что случилось? В 2016 году между администрацией Краснодарского края и холдингом «ОТЭКО» было подписано соглашение о строительстве в порту «Тамань» химзавода и площадки для хранения и погрузки опасных веществ.
Из-за пандемии планы изменились и проект затянулся, но в конце 2020 года глава «ОТЭКО» Мишель Литвак заявил, что строительство завода начнется не позднее 2022 года.
Читайте также:
Мощности завода позволят производить ежегодно до 1,5 млн тонн аммиака, 5,5 тонн метанола и более 2 млн тонн карбамида.
Почему местные жители против? В поселке Волна на данный момент проводится перевалка нефтепродуктов и угля. Местные жители говорят, что сейчас они «травятся» испарениями от перевалки мазута в порту и считают, что новое химическое производство ухудшит экологию.
27 июня жители поселка опубликовали видеообращение к президенту Путину с просьбой остановить строительство завода. Активисты считают, что природные условия Таманского полуострова не подходят для таких химических предприятий.
«Уже сейчас люди травятся испарениями от перевалки мазута в порту. Угольная пыль летит по всей округе. Также здесь сейсмозона до 10 баллов. Часто бывают штормовые ветра и залповые ливни», — говорят жители в обращении.
Также активисты создали петицию против строительства завода. На момент публикации ее подписали 58 тыс. 401 человек.
Юга.ру связались с Екатериной Чеботаревой, членом общественной экологической организации «Чистый воздух Тамани». Она назвала проект «бомбой замедленного действия» из-за угрозы населению и экологии. По мнению Екатерины, «ОТЭКО» проводит очень выборочные экспертизы, например, не учитывая сейсмоопасность Таманского полуострова.
Читайте также:
« Они почему-то не рассматривают варианты землетрясения . У нас бывают толчки до 9-10 баллов. А ведь 10 баллов не выдержит никакая конструкция. «ОТЭКО» все говорят о высоких технологиях, но две недели назад у них железнодорожные пути размыло ливнем. Какие же это высокие технологии?», — сказала Чеботарева.
Что говорят в «ОТЭКО»? В начале мая «ОТЭКО» объявила о начале процедуры оценки воздействия на окружающую среду проектируемых заводов. На первом этапе планировалось обсуждения проекта с общественностью и встреча с местными жителями.
12 июня состоялась встреча «ОТЭКО» с жителями Таманского сельского поселения. На заседании представители компании подчеркнули, что беспокойства напрасны и заводы не представляют опасности.
2 июля пресс-служба «ОТЭКО» предоставила Юга.ру результаты оценки воздействия на окружающую среду. Экспертиза показала, что проект допустим по экологическим нормам, но только при соблюдении технологических норм и проведении природоохранных мероприятий.
«В рамках оценки воздействия на окружающую среду независимые эксперты-экологи провели расчёты, которые показали, что максимальное предполагаемое воздействие от деятельности завода не превысит предельно допустимых концентраций ни в атмосфере, ни в акватории, ни на суше», — сказал генпроектировщик завода.
Что намерены делать активисты? По словам местных жителей, власти игнорируют жалобы населения. Так, Екатерина Чеботарева приводит в пример обращение к президенту, оставшееся без внимания. На портале «Темрюк Инфо» жители призывали друг друга отправить смс на Прямую линию с просьбой остановить стройку. Сообщения остались без ответа и не попали в эфир.
Местные жители считают, что у них есть шанс отменить строительство завода. Помимо петиции, активисты занимаются сбором подписей против проекта «ОТЭКО» — документ подписали 4 тыс. человек.
Курортный район Краснодарского края может превратиться в пустошь с химикатами
Завод по производству метанола, аммиака и карбамида, а также промышленные площадки хранения и погрузки этих ядовитых и взрывоопасных химических веществ планируют построить в Темрюкском районе Краснодарского края.
Таманский полуостров имеет уникальное географическое расположение: с севера он омывается Таманским заливом Азовского моря, с запада — Керченским проливом, с юга — Черным морем. Именно здесь, на берегу Азовского моря, крупный инвестор собирается организовать производство химпродукции общим объемом десять миллионов тонн в год. В 2012 году жители Таманского полуострова уже выступали против возведения завода по масштабному производству метанола. Тогда им удалось остановить строительство на стадии проектирования. Однако сегодня ситуация меняется не в лучшую сторону: с апреля 2021 года идут слушания по оценке воздействия работы опасного производства на окружающую среду.
Гарантий не даст никто
При этом гарантировать полное отсутствие утечек при производстве практически недостижимая задача. Перекачка, погрузка и т. п. — на любом производстве в ходе выполнения производственных операций так или иначе происходят потери. Особенно если не соблюдаются регламенты эксплуатации и ремонта оборудования.
Метанол — вещество водорастворимое, поэтому может отравлять как поверхностные, так и подземные воды. Фильтров, которые полностью устраняют эти риски, до сих пор не изобрели. Обычные угольные фильтры с этой задачей справляются плохо.
Кроме того, при производстве метанола образуются попутные отходы, которые также надо хранить, обезвреживать, утилизировать. И это помимо прямых рисков попадания сильнейшего яда в водную среду, воздух, землю.
Референдум устоял
Жители Темрюкского района настроены категорически против возникновения подобных промышленных объектов на Таманском полуострове. Кубанцы всерьез опасаются роста загрязненности окружающей среды и заболеваний среди населения из-за производства аммиака и метанола.
Надо сказать, что в России уже есть прецеденты, когда совместными усилиями людей удавалось поставить заслон реализации коммерческих проектов и спасти экологию от возможной угрозы. В апреле этого года «Аргументы недели» писали о референдуме, который организовали в Хабаровском крае. Жители Аяно-Майского района подавляющим большинством высказались против строительства метанолового завода, на котором собирались производить десятую часть всего мирового объема метанола. В результате людям удалось не только добиться на местном референдуме запрета экологически опасного проекта, но и отстоять его результаты в суде.
Курорта больше не будет?
— Кроме вреда для здоровья жителей и опасности техногенных аварий на заводе Темрюкский район потеряет курортную привлекательность в целом, — уверен депутат Темрюкского городского поселения Денис Никоноров. — Общественные слушания, которые сейчас проводятся, помимо экологических исследований, должны учитывать прежде всего мнение тех людей, которые здесь живут. В Темрюкском районе существует инициативная группа общественников, которые собирают подписи против строительства химзавода. Жители Таманского полуострова уже разделились на тех, кто уже готов выразить активный протест путем организации и участия в различных акциях, и тех, кто готов собирать подписи, участвовать в обсуждении в соцсетях. Однако на сегодняшний день среди кубанцев нет никого, кто бы поддерживал строительство опасного производства. Считаю, что наш уникальный полуостров нуждается в развитии туристической отрасли, археологии, виноградарства, а не промышленности.
Таманский полуостров — это, по сути, природный и исторический памятник. Археологических памятников на территории полуострова множество. Наиболее известный археологический памятник — городище Гермонасса — Тмутаракань. Здесь практически постоянно ведутся раскопки: археологи полагают, что земля Тамани таит еще много открытий. История народов, проживавших здесь, до сих пор до конца не изучена. Тут находились большие греческие колонии, проживали киммерийцы, хазары. Не обошли стороной этот край и древние русичи. «Найти редкую монету или древнюю амфору для тех, кто занимается дайвингом, — обычное дело», — рассказывают любители подводного плавания.
Здесь расположены особо охраняемые заповедные территории, такие как Тамано-Запорожский заказник, водно-болотные угодья. Угодья выполняют важную функцию поддержания баланса пресных вод в крайней юго-западной части Восточного Приазовья, а также являются станциями гнездования многих видов водоплавающих птиц.
Недалеко от поселка Волна Темрюкского района, того самого, где и собираются строить химзавод, находятся грязевые вулканы. Кстати, их на побережье Таманского полуострова несколько десятков. Как установили ученые, самому старшему из вулканов более десяти миллионов лет. Вулканические грязи применяют для лечения дерматологических заболеваний и в косметологии.
В воздухе — угольная пыль
— Сегодня природа Таманского полуострова находится под угрозой уничтожения, — считает активист Темрюкского района, член общественной экологической организации «Чистый воздух» Екатерина Чеботарева. — В июле 2012 года был запущен в эксплуатацию перегрузочный комплекс нефти, нефтепродуктов морпорта Тамань. С тех самых пор многие жители Темрюкского района жалуются на запах мазута. А потом к нему прибавились и облака угольной пыли. В 2020 году Таманский терминал навалочных грузов установил рекорд по перевалке угля. Как сообщает пресс-служба группы компаний, реализующей проект, впервые за всё время эксплуатации объем угля на Таманском терминале навалочных грузов группы превысил миллион тонн. При этом коммерческая структура рапортует, что вся погрузка угля производится закрытым способом. Но наш полуостров находится в степной зоне — здесь постоянные ветра. Люди дышат мелкой дисперсионной угольной пылью, весь берег моря периодически покрывается угольной пленкой. А теперь у нас собираются производить аммиак и метанол! Рыбы в море нет уже давно, дороги разбиты большегрузами, личные подсобные хозяйства содержать в таких экологических условиях невозможно, умирает виноградарство. Некоторые жители Таманского полуострова уже собираются сменить место жительства, уехать за пределы района. Но большинство всё же надеется отстоять свое право на здоровое существование. Оставьте нам чистое море, уникальные пляжи, заповедную природу Тамани!
Сегодня в Темрюкском районе организован сбор подписей против строительства завода. Подписи жителей Тамани будут отправлены вместе с обращением президенту РФ Владимиру Путину.
Связаться с организаторами петиции — общественной экологической организацией «Чистый воздух» — можно по телефонам: 8 (995) 264-34-48, Александр Алексеенко, председатель ОЭО «Чистый воздух»; 8 (918) 386-39-06, Екатерина Чеботарева, активист ОЭО «Чистый воздух».
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
Новая линия погрузки угля и заводы: перспективы порта Тамань
В порту Тамань Группа компаний «ОТЭКО» запустила новую линию погрузки угля пропускной способностью 8 тыс. тонн в час. По данным инвестора, в настоящее время это самая мощная линия погрузки угля в России.
Линия включает в себя стакер-реклаймер с диаметром ковшевого колеса 10,6 метра, который забирает уголь со склада и отправляет дальше по крытому конвейеру, сам конвейер и специальную судопогрузочную машину. За счет пропускной способности каждого узла создается «сквозная» скорость в 8 тыс. тонн в час. Линия позволит сократить минимальное время загрузки крупнейших сухогрузов в порту Тамань в два раза — c 48 до 24 часов, отмечают в компании.
«Линия — это не только высокопроизводительный конвейер. Это также две синхронно работающие крупные машины — одна на складе и одна на причале. Так мы сокращаем издержки простоя судна у причала — издержки непогоды, когда необходимо оперативно и качественно обработать флот, стоящий у причала. Такой скорости и производительности в стране нет, в этом уникальность», — рассказал директор Таманского терминала навалочных грузов ОТЭКО Анатолий Лазарев.
По словам заместителя председателя правительства РФ Марата Хуснуллина, давшего команду на запуск линии в формате телемоста, терминалы ОТЭКО — высокотехнологичный проект мирового уровня, который даст дополнительный толчок развитию Краснодарского края. В свою очередь, правительство страны планирует оказывать поддержку компании-инвестору.
Помощник президента РФ Игорь Левитин отметил, что проекты ОТЭКО в порту Тамань носят стратегический характер и способствуют усилению России на международных энергетических рынках и, в будущем, на рынках глубокой переработки газа. Терминалы ОТЭКО, по его словам, — пример транспортной инфраструктуры, созданной с применением современных технологий, обеспечивающих высокие экологические стандарты.
«Промышленные производства в порту станут логичным развитием этого индустриально-логистического кластера, — добавил он. — Для страны и Краснодарского края он становится ключевой точкой реализации экономического и геополитического потенциала».
«Портово-индустриальный кластер, который сейчас создается в Тамани, важное событие для края, уверенный шаг к тому, что южные морские ворота России для внешнеторговых грузов — это где-то 230 млн тонн, будут переваливать еще больше. А для края это принципиально важно, это новые рабочие места, это налоги, это уверенное экономическое завтра в развитии нашего региона», — прокомментировал во время запуска линии губернатор Вениамин Кондратьев.
Новая линия произведена итальянской компанией Bedeschi по заказу ОТЭКО. Сумму инвестиций не разглашают. По прогнозам компании, в 2022 году после ввода в эксплуатацию следующей линии и еще одного угольного склада, мощность терминала достигнет 72 млн тонн угля в год. В ближайших планах ГК — строительство газоперерабатывающего комплекса по производству метанола, аммиака и карбамида в промышленной зоне порта Тамань.
«Мы долго выбираем лицензиаров, технологию, подрядчиков. Могу ответственно сказать, что это будет самое современное, самое безопасное, самое технологическое предприятие, которое даст очень много и налогов, рабочие места и инновации для Краснодарского края, для страны и для нашей компании», — рассказал основатель ГК «ОТЭКО» Мишель Литвак.
Как сообщал РБК Краснодар, ОТЭКО реализует комплексную инвестиционную программу развития терминальных мощностей порта Тамань с 2000 года. В 2016 году администрация Краснодарского края и компания в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2016» подписали протокол о намерениях по взаимодействию в сфере инвестиций. Помимо перевалочных мощностей, инвестор планировал построить на Таманском полуострове портово-индустриальный парк и жилой район на 15 тыс. жителей со всей сопутствующей инфраструктурой.
Группа компаний «ОТЭКО» — один из крупнейших частных инвесторов в портово-промышленную инфраструктуру Юга России. В составе кластера ОТЭКО действуют два морских терминала: Таманский перегрузочный комплекс нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов мощностью 20 млн тонн/год и Таманский терминал навалочных грузов проектной мощностью 72 млн тонн/год. Объемы перевалки через терминалы ОТЭКО растут рекордными темпами — по итогам 9 месяцев 2021 года перевалка навалочных грузов выросла в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ожидается, что общий объем перевалки в 2021 году превысит 30 млн тонн.
Место под солнцем. Порт Тамань между проектами и реальностью
ОТЭКО уходит в отрыв
Идея создания порта в Тамани обсуждалась ещё во времена СССР. Речь шла не об одноимённом местечке, столь мрачно описанном классиком, а о бухте в 20 километрах южнее, выходящей в черноморскую акваторию. Достоинства этой гавани заключаются в глубоководности, незамерзаемости и наличии естественного укрытия. После распада Союза лучшие черноморские порты, не считая Новороссийска, оказались вне России. Тамань способна была хотя бы отчасти восполнить потерю, к тому же логистически она расположена более удобно для экспортёров из РФ и Казахстана. Однако первое десятилетие новой России прошло для Тамани безрезультатно.
Перемены грянули в 2005 году, когда возле посёлка Волна началось строительство Таманского перегрузочного комплекса нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов (СУГ) мощностью 20 млн тонн в год. Комплекс строился для компании «Таманьнефтегаз», дочернего предприятия группы ОТЭКО, которая на то время являлась одним из крупнейших игроков на отечественном рынке железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов.
Практика показала, что бенефициар ОТЭКО бельгиец советского происхождения Мишель Литвак (на фото снизу) пришёл на эти берега всерьёз и надолго. В 2012 году комплекс по перегрузке углеводородов был введён в эксплуатацию. А через два года началось строительство терминального комплекса по перевалке навалочных грузов производительностью до 35 млн тонн в год (20 млн тонн — уголь, по пять миллионов — руда, сера и минудобрения).
По оценкам ОТЭКО, в терминалы и портовое хозяйство, включая 36 километров собственного железнодорожного ответвления от узловой станции РЖД «Вышестеблиевская», собственную станцию и маневровые локомотивы, пять сливных эстакад, резервуары для хранения нефтепродуктов и СУГ, компания уже вложила около 2,5 млрд долларов.
Активность пришельцев подвигла к действиям местные власти. Администрация Краснодарского края с подачи компаний «Астон» и «Кубаньсервис» предложила Министерству транспорта РФ инвестиционный проект «Строительство сухогрузного района морского порта Тамань на Таманском полуострове Краснодарского края» – на участке севернее терминалов ОТЭКО.
Предполагалось, что частные инвесторы возьмут на себя две трети, государство – треть, предоставив капитальный грант в сумме 40 млрд рублей.
Уже в 2006 году экспертный совет по государственно-частному партнёрству Минтранса одобрил самую масштабную по тем временам программу в сфере портового строительства. Вложения в «сухогрузную» Тамань оценивались в 88 млрд рублей. Предполагалось, что частные инвесторы возьмут на себя две трети, государство – треть, предоставив капитальный грант в сумме 40 млрд рублей.
Проект включили в состав Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)», а число потенциальных инвесторов превысило десяток. В роли идейного вдохновителя будущего сухогрузного порта выступил глава Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский. Его вклад по достоинству отмечен экспертами, которые в разговорах о Тамани, дабы избежать путаницы, именуют соседние объекты «порт Литвака» и «порт Олерского».
Несмотря на все эти вдохновляющие детали, проект ФЦП так и не двигался с места. Помимо субъективных факторов вмешались и непредвиденные обстоятельства. Определённую сумятицу в умы внесло возвращение в состав России Крыма и вместе с ним пяти глубоководных портов с готовой инфраструктурой – Керчи, Феодосии, Ялты, Севастополя и Евпатории. Правительство всерьёз подумывало поставить на Тамани крест. «Будут деньги, лет через десять можно к этому проекту вернуться, но в принципе сейчас в этом нет никакого экономического резона», — заметил премьер Дмитрий Медведев в мае 2014 года.
Спустя несколько месяцев эйфория улеглась, и таманский вопрос вновь появился в повестке дня. Более того, крымский фактор из отрицательного превратился для Тамани в положительный. После принятия решения о строительстве моста через Керченский пролив выяснилось, что «порт Олерского» органично интегрируется в инфраструктуру крымского транспортного коридора.
Однако вскоре энтузиазм вокруг проекта несколько поутих, несмотря на выделение немалых средств.
В конце 2014 года правительство РФ приняло решение проект реализовывать в две стадии. Первая — создание за счёт средств федерального бюджета объектов, обеспечивающих транспортные подходы к Керченской переправе. Вторая стадия — создание портового комплекса с соответствующей транспортной составляющей. Выход на проектную мощность 93 млн тонн запланировали на 2025 год.
Так, на 2016 год финансирование программы было утверждено в размере 9,8 млрд рублей, из которых 8,7 млрд приходилось на средства федерального бюджета.
В июне 2016 года «порт Олерского» вновь привлёк к себе внимание. Владельцы Новороссийского порта, которые до поры косо посматривали на растущего под боком конкурента, решили взять инициативу в свои руки. ПАО «Новороссийский морской торговый порт», которым на паях владеют АК «Транснефть» и группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, выкупило у ФГУП «Росморпорт» долю 50,1% в управляющей компании «РМП-Тамань» и стало ведущим концессионером проекта.
В Тамани НМТП предполагал развивать перевалку угля, минудобрений, серы – тех грузов, которые в Новороссийск не пойдут по экологическим причинам. «Мы изначально смотрели на этот проект в контексте разделения грузовых баз», – пояснил свой стратегический замысел Зиявудин Магомедов, предположивший, что строительство терминалов начнётся в 2017 году.
В «Сумме» отметили, что рассчитывает на приход в проект и других инвесторов (назывались компании «Металлоинвест» Алишера Усманова и его партнёров, «МХК ЕвроХим» Андрея Мельниченко, «Кузбассразрезуголь» Искандера Махмудова и Андрея Бокарева), при том что государство сохранит 25% в проекте. По сообщениям СМИ, о вхождении в Таманский проект размышлял и работающий в Новороссийске тандем группы «Дело» Сергея Шишкарёва и эмиратской DP World. Кроме того, по словам Зиявудина Магомедова и Виктора Олерского, в качестве стратегических партнёров НМТП по Тамани могут рассматриваться инвестфонд Mubadala из ОАЭ, работающий в партнёрстве с Российским фондом прямых инвестиций. (РФПИ)
Мишель Литвак не замедлил с ответным ходом. Спустя месяц после вхождения «Суммы» в проект сухогрузного порта, а конкретно в конце июля 2016 года правительство согласовало концессионное соглашение Федерального агентства железнодорожного транспорта с ЗАО «Таманьнефтегаз» на строительство железнодорожных подходов в направлении портовых мощностей компании.
Три с половиной километров путей общего пользования будут примыкать к железнодорожной инфраструктуре Тамани, в том числе к строящемуся терминалу навалочных грузов. Это расширение позволит безболезненно довести грузооборот «порта Литвака» до 70 млн тонн в год. Соглашение предполагает, что финансирование строительства будет обеспечено за счёт средств «Таманьнефтегаза».
А 15 сентября на заседании президиума Госсовета по вопросам развития транспортной системы юга России состоялся примечательный диалог между президентом Владимиром Путиным и министром транспорта Максимом Соколовым. Глава государства потребовал от руководителя Минтранса обеспечить условия для скорейшей выдачи ОТЭКО разрешения на строительство железнодорожных подходов к морскому порту «Тамань».
«Я помню, что у нас была дискуссия: либо вкладывать бюджетные деньги в строительство нового порта, либо помочь инфраструктурой частному инвестору. И тогда мы приняли решение: чем тратить федеральные бюджетные деньги на строительство нового порта, не лучше ли и не эффективнее ли помочь частному инвестору, который доверяет российскому государству, вкладывает миллиарды долларов. И я-то считал, что мы эту дискуссию закончили. Или нет?», — обратился президент к М. Соколову
Если инвестор подпишет допсоглашение, разрешение на строительство он получит «буквально завтра».
«Владимир Владимирович, я не вижу никаких проблем, чтобы обеспечить порт ОТЭКО необходимой подходной железнодорожной инфраструктурой», — заверил М. Соколов. Однако Путина такой ответ не удовлетворил, он попросил уточнить, когда инвестор получит необходимые разрешительные документы.
«Там речь идёт о подписании дополнительного соглашения, все необходимые шаги с нашей стороны сделаны, здесь больше даже зависит от инвестора, но здесь никакой проблемы нет, это я ответственно заявляю», — сказал М. Соколов, добавив, что, если инвестор подпишет допсоглашение, разрешение на строительство он получит «буквально завтра».
Где порт, там и парк?
В эти же дни группа ОТЭКО объявила о том, что помимо порта к 2021 году построит на Тамани индустриальный парк, который будет состоять из промышленного и агропромышленного кластеров. В первый войдут 6 заводов: по производству аммиака карбамида; метанола; переработке лёгких углеводородов; получению высокооктановых компонентов бензина из углеводородных газов и нафты. Агропромышленный кластер составят три завода: по переработке сои, производству комбикормов, а также тепличный комплекс. Для рабочих компания возведёт жилой микрорайон на 10 тысяч человек. Общая сумма вложений в создание порта и индустриального парка составит 8 миллиардов долларов.
Плановый срок реализации проекта «Портово-индустриальный парк» — до 2021 года включительно. До конца 2018 года ОТЭКО намерен построить 90% всей транспортной и инженерной инфраструктуры, включая склады, хранилища и перевалочный комплекс, которые необходимы для деятельности заводов и промышленных предприятий.
Опрошенные СМИ эксперты оценили, как в принципе реализуемые нефтеперерабатывающие проекты, а вот перспектива строительства завода по переработке лёгких углеводородов вызвала большие сомнения: «Тянуть взрывоопасный ШФЛУ-провод или возить цистерны с ШФЛУ по густонаселённой европейской территории России — это безумие».
Практическая деятельность ОТЭКО выгодно отличается от прожектёрской активности соседей, что, несомненно, сказывается на благожелательной позиции государства, тем более Мишель Литвак ничего у бюджета не просит. И, очевидно, правильно делает, поскольку рассчитывать на помощь казны не стоит. В июне 2017 года стало известно, что проект сухогрузного района порта Тамань реализуют без концессионного гранта от государства, а значит, группе «Сумма» и прочим частным инвесторам «порта Олерского», придётся строить его за свои деньги.
Сам Виктор Олерский объяснил решение об отказе от гранта переориентированием госинвестиций на железнодорожные подходы к Керченскому мосту. При этом снова назывались потенциальные инвесторы, но, похоже, сами спикеры уже не верят в свои заявления. Пока частники выжидают, РЖД в ноябре 2017 года за 12,6 млрд рублей наняли подрядчика на разработку рабочей документации и строительство подходов в рамках первого этапа инвестпроекта «Создание сухогрузного района морского порта «Тамань». Сюда же в 2018 году должна подойти четырёхполосная трасса от федеральной автодороги А-290.
Между тем, в строительство «порта Литвака» уже вложено порядка $2 млрд, аналогичную сумму предстоит освоить. Кроме того, 15 млрд руб. ОТЭКО планирует инвестировать на безвозмездной основе в строительство объектов в Тамани, инфраструктурно связанных с объектами компании. Не исключено, что в дело пойдут и средства, которые ОТЭКО (компания входит в топ-5 владельцев цистерн в России с долей на рынке в 8%) планирует выручить в ходе продажи 14,5 тыс. цистерн. Их стоимость может составлять более 7 млрд рублей, которые как раз можно вложить в развитие проекта «Тамань».
Запуск терминала навалочных грузов планируется летом 2018 года, на проектную мощность в 35 млн т комплекс должен выйти до конца 2019 года. Буквально на днях ОТЭКО и «Востокуголь» Дмитрия Босова и Александра Исаева договорились о создании в порту Тамань хаба для поставок на мировой рынок смеси углей для пылеугольного вдувания (PCI). К такому шагу «Востокуголь» побуждает ограниченный внутренний спрос на пылеугольное топливо.
В 2018 году поставки начнутся с 0,5 млн тонн в месяц, далее могут быть увеличены до 1-1,2 млн тонн в месяц. Это поможет примерно на треть загрузить терминал навалочных грузов, при этом к терминалу будут допущены и другие угольщики, в частности СДС. Интерес к использованию терминала для угольного экспорта налицо. Так, директор по логистике СУЭК Денис Илатовский считает, что главным преимуществом Тамани будет близость к растущим рынкам сбыта угля в Средиземноморье.
Площадка с готовыми подходами вырастет в цене и её можно будет выгодно продать стратегическому инвестору. Если таковой найдётся.
Следующим терминалом, который ОТЭКО планирует ввести в эксплуатацию в 2019 году, станет Таманский зерновой терминал. ТЗТ обеспечит создание нового логистического хаба по перевалке на юге России 14,5 млн тонн зерновых культур и соевых бобов, сахара сырца, соевого шрота – весьма актуальный вариант в свете нехватки портовых мощностей и неразвитости транспортной инфраструктуры по перевалке зерна.
Что касается будущего сухогрузного района, то участники проекта, возможно, рассчитывают, что государство, заплатив за подведение транспортной инфраструктуры к несуществующим терминалам, всё же согласится в той или иной форме поддержать строителей «порта Олерского». Если этот вариант не сработает, площадка с готовыми подходами вырастет в цене и её можно будет выгодно продать стратегическому инвестору. Если таковой найдётся.