Что строят в братеево рядом с депо
Из охраняемой зоны в застраиваемую: что угрожает заказнику «Братеевская пойма»
Рядом с природным заказником «Братеевская пойма» строят электродепо «Южное». Агрессивная застройка угрожает экосистеме болотной местности и редким животным и птицам, занесённым в Красную книгу. Экоактивисты не могут достучаться до городских властей.
Стройка возле «Братеевской поймы» началась в апреле этого года. Агрессивные работы уничтожают места гнездования редких птиц, а растения, занесенные в «Красную книгу» просто засыпались землей и мусором. Все это происходило на охранной территории уникальной болотной местности в Южном административном округе Москвы.
Особо охраняемая природная территория (ООПТ) «Братеевская пойма», совсем недавно, в феврале прошлого года, получила статус первого в столице фаунистического заказника, при этом лишившись трех участков своей территории: на 15, 34 и 83 гектара.
Фаунистический заказник — охраняемая природная территория, на которой под охраной может находиться как весь природный комплекс, так и некоторые его растения и животные.
Именно на одном из исключенных участков собираются строить новое электродепо «Южное» (Братеево-2). Проект выложен на сайте префектуры ЮАО города Москвы, главой которой является Алексей Челышев. Но крупная стройка близ ООПТ будет иметь серьезные последствия для экосистемы местности.
Строительство повлечет за собой серьезное неблагоприятное воздействие на природный участок:
Электродепо «Южное» — строящееся депо Московского метрополитена на территории района Братеево. Предполагает обслуживание Замоскворецкой и Люблинско-Дмитровской линии. Открытие запланировано на 2022 год. На данный момент ведутся земляные работы.
80-90% участка включают в себя ценные природные сообщества, подлежащие обязательному сохранению. Сам участок расположен в долине реки Городни и представляет собой заболоченную территорию. Понижение уровня грунтовых вод приведет к обмелению Городни, которая входит в водоохранную зону.
Фото: с официального сайта префектуры ЮАО города Москвы.
В плане проекта дается рекомендация подбора компенсационного участка. Но где и как можно компенсировать уникальное биологическое разнообразие? По такой логике можно купить животным путевки в санаторий на время стройки, а потом вернулись, свежие и отдохнувшие.
Весь проект нарушает федеральный закон №52-ФЗ «О животном мире», не допускающий действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу.
За предотвращение подобных нарушений в теории отвечает департамент природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы во главе с Антоном Кульбачевским. Однако ведомство никак не препятствует происходящему.
«Братеевская пойма». Фото: wikipedia.org
В «Братеевской пойме» зарегистрировано 32 птиц, 17 видов насекомых и 9 видов растений, занесенных в Красную книгу. Территории поймы постепенно сокращаются, как и шансы ее обитателей выжить. Экоактивисты бьют тревогу и пытаются привлечь максимальное внимание к проблеме. А работы на учатске тем временем продолжаются, половина болота уже засыпана горами песка.
Ни лугов, ни чаек, ни цапель. «Братеевская пойма» обречена на безумную застройку
Ирина Мишина
Почему ситуация вокруг Братеевской поймы превратилась в скандал, вышедший за пределы Москвы? Для начала несколько фактов. Братеевская пойма Москвы-реки представляет собой уникальный биологический комплекс, в котором собрано беспрецедентное количество видов животных, птиц и растений, входящих в «Красную книгу». В пойме зарегистрированы шесть видов млекопитающих, 32 вида птиц, 17 видов насекомых, внесённых в «Красную книгу» Москвы. В Братеевской пойме растут 9 видов растений из «Красной книги». По разнообразию биологических видов с Братеевской поймой в какой-то мере могут сравниться лишь некоторые территории национального парка «Лосиный Остров».
В Москве уже исчезла самая большая колония чаек в городе. Рядом с природным заказником «Братеевская пойма» вовсю идет строительство. Заболоченную территорию, на которой жили редкие виды птиц и животных, засыпают, чтобы построить там электродепо и соорудить рядом с ТЦ «Южные ворота» складские помещения.
Все эти цапли скорее всего скоро уйдут из Братеевской поймы. То, что там сейчас происходит, едва ли оставит место для уникальной флоры и фауны. В Братеевскую пойму пришла застройка, бездумная и беспощадная. При этом московские чиновники в своих ответах на официальные запросы экологов и общественников уверяют, что никакой стройки в районе «Братеевской поймы» нет.
Вообще все, что произошло с Братеевcкой поймой за последние годы, предсказуемо и страшно.
Но Заказник не создавали долгие годы. За это время за территорией с уникальными «краснокнижными» видами животных и растений никто не следил. Сюда нелегально свозили и сваливали мусор. А затем болото и вовсе было засыпано. Вместе с обитавшими там птицами и небольшими животными.
Коммерческие структуры,с согласия мэрии, реализовали на территории поймы три проекта, которые привели к деградации и уничтожению мест обитания охраняемых видов животных и птиц, а также к сокращению площади природного комплекса в целом.
Еще в 2014 году владельцами Торгового комплекса «Южные ворота» ( владелец — ООО МТК-Диалекс-1») произошел захват части территории природоохранной зоны, которая примыкала к их ТК. Там построили там странные сооружения желтого цвета — три огромных склада. При этом, строительство шло не только на землях планируемого заказника, но и на территории памятника природы у реки Городни (русло реки засыпали и прокопали новое, приток Городни Шмелёвку убрали в трубу у устья). На запрос экологов в 2018 году районная управа района Братеево ответила, что «не располагает информацией о зданиях». Позже они ответили, что «проведено обследование вышеуказанного водного объекта [ реки Городни- прим.редакции ], в результате производство работ не выявлено».
Также наша редакция располагает ответом из ОАТИ жительнице Москвы Наталье Черевко о том, что «фактов организации строительной площадки не выявлено». Однако, работы шли. Тайна их проведения проста: работы осуществлялись без положительного решения государственной экологической экспертизы, обязательной для проектов на особо охраняемых природных территориях.
Как сообщил редакции член Союза охраны птиц России Кирилл Ивановский, в другом томе с материалами проекта планировки поймы под депо 2014 г. даются предложения по корректировке границ природного заказника. Среди выводов есть следующий: «В качестве компенсации потери биологического разнообразия целесообразно предусмотреть выявление и создание территорий с благоприятными условиями для переселения и дальнейшего обитания видов водно-болотного орнитологического комплекса в Москве и в ближайшем Подмосковье».
Где и как чиновники собираются «компенсировать» это биологическое разнообразие, не понятно. Очевидно, написавшие эти строки «специалисты» считают, что редкие виды птиц будут вить гнезда рядом с кафе и ресторанами, вблизи парковок, у депо «Южное», а вблизи ТК «Южные ворота» заведутся белые цапли. Или, как в диснеевском мультфильме, отправятся на поиски лучшей жизни сами, подальше от московской мэрии и подчиненному ей Мосприроды.
Люди, составляющие такие планы, видимо, крайне далеки от экологического законодательства. Кстати, это законодательство было нарушено еще до Постановления об образовании ООПТ регионального значения «Фаунистический заказник Братеевская пойма». Согласно российскому природоохранному законодательству, помимо правовых норм, связанных со статусом ООПТ, редкие виды подлежат сохранению и сами по себе. Это закреплено в ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002, ст. 60 ( деятельность, ведущая к сокращению численности растений, животных и других организмов, занесённых в Красные книги, и ухудшающая среду их обитания, запрещается), в ФЗ №52-ФЗ «О животном мире», который гласит, в частности в своей ст. 24: «Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в «Красные книги», не допускаются». Противоречит это и Положению о «Красной книге» г. Москвы, п. 10.1: «Действия, прямо или косвенно ведущие к гибели, сокращению численности или нарушению местообитаний объектов животного и растительного мира, занесенных в «Красную книгу» города Москвы, запрещаются».
Также любое строительство на территориях, примыкающих к Особо охраняемым природным территориям, должно пройти ОВОС — экспертную оценку воздействия на окружающую среду. Строительство на территории ООПТ законодательно запрещено. Напомним, что ответственность за нарушение всех перечисленных законодательных норм несет в первую очередь департамент природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы во главе с Антоном Олеговичем Кульбачевским.
Действительно, за последнее время многие особо охраняемые природные территории Москвы понесли существенный ущерб. В национальном парке «Лосиный Остров» на северо-востоке Москвы планируют вырубить сотни тысяч деревьев ради строительства восьмиполосного дублера Щелковского шоссе, шестиполосной Северо-Восточной хорды, жилого комплекса «Сказочный лес» и торгового центра. Планируется, что из парка будет изъято как минимум 140 гектаров земли, включая 54 га лесных насаждений. Соответствующий проект постановления федерального правительства сейчас находится на рассмотрении. Мневниковская пойма подвергается агрессивной застройке, ООПТ «Природный заказник Долина реки Сетунь» может оказаться частью парковки многоэтажки, которую возводят в нескольких метрах от заказника вопреки протестам жителей, сходам с участием депутатов и многочисленным петициям.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Инновационный технопарк создадут в районе Братеево
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Многофункциональный технопарк построят на юге столицы, сообщила председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.
Здание возведут в проектируемом проезде 5431 на ул. Братеевская, напротив вл. 18, корп. 5 (район Братеево). Участок площадью 1,35 га выставят на торги.
«Площадь технопарка в Братеево составит более 50,3 тыс. кв. метров. Здесь будет создано около 500 рабочих мест, возведут многоуровневый паркинг», – сказала Юлиана Княжевская.
Она отметила, что строительство технопарков благотворно влияет на социально-экономическое развитие районов, так как при этом увеличивается количество рабочих мест, открываются малые и средние предприятия.
«Создание комфортных условий для развития и успешной деятельности организаций в научно-технической, инновационной и производственной сфере – основная функция технопарков. Они ориентированы на разработку и внедрение инноваций и выпуск высокотехнологичной продукции», – пояснила Княжевская.
Ранее правительство Москвы одобрило внесение изменений в правила землепользования и застройки столицы для участка, расположенного в ЮАО. Соответствующее постановление подписал мэр Сергей Собянин.
Территория Москвы поделена на множество земельных участков, у каждого из которых свои индивидуальные особенности и разрешенное использование. При грамотном планировании и распределении функций территорий город развивается гармонично и комфортно для жизни, работы и отдыха.
Правила землепользования и застройки – главный документ, который устанавливает параметры застройки земельных участков и показывает это на карте.
Он дает ответ на вопрос: «Разрешено ли строить и с какими параметрами?» в отношении любой территории в границах города.
Этот нopмaтивнo-пpaвoвoй aкт paзpaбaтывaют органы мecтнoгo самоуправления. Они опираются на:
Правила землепользования и застройки – масштабный документ. Обычно он состоит из трех частей: общей, территориальной и специальной.
Oбщaя или теоретическая чacть описывает базовые требования пoиcпoлнeнию градостроительных регламентов пo нормам Градостроительного кодекса. Она определяет, кaкиe тeppитopии и как можно использовать исходя из зaкoнoв.
Teppитopиaльнaя или графическая часть – карта территориального зонирования c подробным указанием зон. Здесь рассказывают о видах разрешенного использования, параметрах и ограничениях застройки участков, на которые разделен город.
Карты выполнены на топографической подоснове и позволяют найти существующие здания и сооружения.
В графической части также есть тексты и таблицы, где описываются условные обозначения, нанесенные на карту. Они позволяют получить нужную информацию по любому участку.
Каждая зона обозначена кодом, расшифровка которого содержится в классификаторах документа. Все условные обозначения зафиксированы в приложениях.
К примеру, если территория помечена буквой «Ф», то на этом участке сохраняются фактические параметры и назначение застройки, а буквой «Н» обозначаются территории, в отношении которых не устанавливаются градостроительные регламенты.
B специальной части oпиcaны регламенты градостроения. Oни oпpeдeляют пpaвoвoй режим для каждого земельного участка, кoтopый вxoдит в кoнкpeтнyю территориальную зoнy. Peглaмeнт разрабатывается отдельно для кaждoй территориальной зoны.
Дoпoлняют ПЗЗ дecятки пpилoжeний, нaпpимep, пpoтoкoлы пyбличныx cлyшaний и зaключeния oб иx peзyльтaтax.
Регламент учитывает особенности каждого участка, чтобы oбecпeчить eгo paциoнaльнoe иcпoльзoвaниe. Koнкpeтный peглaмeнт бyдeт зaвиceть oт видa тeppитopиaльнoй зoны и ее ocoбыx пpaвил, нaпpимep, oб oxpaнe кyльтypнoгo нacлeдия, oкpyжaющeй cpeды, a тaкжe cтpaтeгичecкoгo плaнa paзвития.
С помощью этой информации можно узнать, что разрешено строить на том или ином земельном участке.
ПЗЗ основываются на текущих границах территорий и видах их использования. Например, магазин или рынок не может расширять площади за счет соседних проездов и скверов, так как участок, на котором он находится, имеет закрепленные границы и вид использования.
В Правилах есть раздел о зонах с особыми условиями использования территории. Там можно прочитать об ограничениях на строительство. Если участок попадает хотя бы в одну из этих зон, то его использование ограничено.
ПЗЗ paзpaбaтывaют органы мecтнoгo самоуправления. B готовом видe иx публикуют нa официальном сайте администрации населенного пункта.
Пpaвилa paзpaбaтывaют в cooтвeтcтвии co cт. 31 ГpK. B ходе создания обязательно учитывают:
Только местная администрация уполномочена инициировать и контролировать разработку ПЗЗ.
Глава населенного пункта oтвeчaeт зa вce этaпы создания Правил, cлeдит зa порядком проведения.
Для paзpaбoтки ПЗЗ нaзнaчaют cпeциaльнyю кoмиccию, cocтaв кoтopoй oдoбpяeт глaвa мyниципaлитeтa.
С момента поступления заявки органу исполнительной власти отводится месяц для вынесения проекта внесения изменения в ПЗЗ на Городскую комиссию для получение рекомендации о возможности подготовки проекта внесения изменения в ПЗЗ.
Далее ОИВ готовит распоряжение о подготовке проекта внесения изменения в ПЗЗ в течение 30 дней либо в случае отрицательной рекомендации Городской комиссии решение об отказе в подготовки проекта.
Время подготовки материалов на Публичные слушания (ПС) или Электронные общественные обсуждения (ЭОО) не регламентировано, однако в среднем занимает около 10 дней.
Длительность ПС – 30 дней, ЭОО – от месяца до трех.
Принятие решения о новом строительстве становится возможным только после проведения ПС или ЭОО. Это значит, что девелопер не сможет изменить назначение земельного участка или параметры застройки на любой территории в границах города, не спросив мнения жителей. Без проведения публичных слушаний невозможно начать новое строительство в городе.*
*Постановлением Правительства Москвы № 457-ПП от 17.05.2018 «Об утверждении Порядка направления и рассмотрения предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы» регламентирован список случаев, не требующих проведения ПС или ЭОО.
Далее Проект Постановления Правительства Москвы отправляется на согласование в компетентные ОИВ, у каждого 14 дней на его рассмотрение.
Утвepждeнныe ПЗЗ публикуют нa caйтe муниципального образования или любым дpyгим способом, доступным для cвязи c населением в срок до пяти дней.
В течение семи дней проект передается в Кадастровую палату для фиксации в кадастровой карте и других ресурсах. Общий срок шесть месяцев. Дни указаны календарные.
Сроки приведены согласно ГрК РФ, ГрК Москвы, 457-ПП, 120-ПП, 218-ФЗ.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
В электродепо «Южное» начали строить отстойно-ремонтный корпус – Бочкарёв
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Началось возведение отстойно-ремонтного корпуса в рамках основного этапа строительства электродепо «Южное», предназначенного для обслуживания подвижного состава Замоскворецкой линии метро, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
«Площадь нового корпуса составит 38 тыс. кв. метров. Сейчас ведется устройство монолитных железобетонных конструкций нулевого цикла, начался монтаж металлокаркаса будущего здания», – сказал Андрей Бочкарёв.
Электродепо в Московском метрополитене работают как гаражи, где поезда отстаиваются ночью, проходят техническое обслуживание и прибывают на ремонт в случае поломки. Сейчас в столице насчитывается 20 рабочих депо.
С 2011 года в Москве построили шесть электродепо: «Митино», «Братеево», «Нижегородское» (первый этап), «Лихоборы», «Солнцево» и «Руднево», еще пять реконструировали: «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Владыкино» и «Сокол».
В 2022–2023 годах планируется построить еще два электродепо – «Аминьевское» и «Южное» («Братеево-2»). Таким образом, к концу 2023 года подвижной состав московского метро будут обслуживать 23 электродепо. Из них три – «Замоскворецкое», «Нижегородское» и «Аминьевское» – будут работать в составе Большой кольцевой линии.
В 2024–2027 годах планируется реконструировать электродепо «Новогиреево» Калининской линии, построить депо «Саларьево» («Столбово») Сокольнической линии, а также два депо в Троицке для обслуживания Троицкой линии метро. В составе перспективных Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской линий метро возведут электродепо «Ильинское» и «Красный Cтроитель» («Бирюлёвское»).
Электродепо состоит из двух частей – отстойная и ремонтная.
Во второй части проводится ремонт, который не требует глобального разбора подвижного состава и внеплановый ремонт.
В электродепо есть также вагономоечная камера и место для обточки колес поездов. Тоннели в метро довольно извилисты, в них есть подъемы и спуски, поэтому в процессе эксплуатации колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверяются, и при малейшем подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют. Раньше в большинстве депо обточку можно было провести, только демонтировав колесную пару. Теперь обточка проводится подрельсовым колесотокарным станком без демонтажа колесной пары.
В новых электродепо внедряют дистанционные методы диагностики неисправностей. Эта система уже зарекомендовала себя в двух электродепо «РЖД», где обслуживаются скоростные поезда «Сапсан» и «Ласточка». В московском метро ее впервые внедрили в электродепо «Солнцево» и «Руднево».
В электродепо создаются не только условия для ремонта поездов, но и возможности для отдыха локомотивных бригад. Помимо комнат отдыха, оборудуются душевые, раздевалки, столовые, медицинские кабинеты, где каждый день машинисты перед выходом на линию проходят медосмотр.
Есть комнаты психологической разгрузки, где созданы оптимальные условия для быстрого восстановления работоспособности. Их оснащают мягкими креслами и диванами, для расслабления применяют методы аромо-, свето- и музыкотерапии.
В депо обязательно оборудуют тренажерный зал, где работники могут поддерживать себя в хорошей физической форме. В некоторых зданиях есть даже спортивные площадки. Например, в «Печатниках» создана площадка для игры в волейбол.
По словам генерального директора АО «Мосинжпроект» (инжиниринговый холдинг – оператор программы развития московского метро) Юрия Кравцова, также выполняется комплекс работ по устройству буронабивных свай и разработка котлована с подготовкой основания подземной части здания административно-бытового корпуса.
«Одновременно завершается подготовка к строительству, ведется вынос инженерных коммуникаций тепловой сети и водопровода из участка застройки», – отметил Юрий Кравцов.
Он добавил, что затем начнутся работы по строительству большинства производственных зданий и объектов инженерно-технического обеспечения.
Электродепо «Южное» будет обслуживать поезда Замоскворецкой линии метро. Всего на 13,6 га земли возведут 33 здания и сооружения разного производственного назначения.
Напомним, электродепо – важная составляющая развития сети метрополитена. Они обеспечивают бесперебойную работу как действующих, так и новых линий столичной подземки. За последние 10 лет в столице с участием холдинга «Мосинжпроект» было построено и реконструировано 11 электродепо, сейчас ведется строительство еще четырех.
Информационная служба портала Стройкомплекса
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Андрей Бочкарёв: завершен дополнительный этап строительства электродепо «Братеево»
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
В рамках дополнительного этапа строительства электродепо «Братеево» столичного метрополитена завершены работы в колесном цехе. Об этом сообщил заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
По словам заместителя мэра, в частности, в рамках данного этапа строительства выполнены монтаж и пусконаладочные работы технологического оборудования.
Как пояснил генеральный директор АО «Мосинжпроект» (оператор программы развития московского метро) Юрий Кравцов, новое оборудование предназначено для обработки деталей колесных пар на станках, изготовления шестерен, а также термической обработки зубчатых колес.
Напомним, что электродепо «Братеево» было открыто в конце минувшего года после завершения второго этапа строительства, в рамках которого был возведен комплекс по обслуживанию, отстою и ремонту электроподвижного состава с камерой мойки вагонов.
«Братеево» предназначено для обслуживания поездов метро Замоскворецкой линии и электроподвижного состава всего московского метрополитена. Депо имеет 27 зданий производственного назначения, 5047 единиц технологического оборудования, позволяющие обеспечить капитальный и средний ремонт до 850 вагонов ежегодно, техническое обслуживание 17-ти составов в сутки, а также плановую мойку 16-ти составов в сутки и плановый ночной отстой 11-ти составов. Депо оснащено новейшим, в том числе уникальным технологическим оборудованием.