Что строят в афганистане

Что строят в афганистане

Перечень основных объектов и работ, по которым выполнение обязательств СССР по оказанию технического содействия Афганистану завершено.

Указан год завершения обязательств СССР перед афганской стороной.

1. ГЭС Пули-Хумри-II мощностью 9 тыс. кВт на р. Кунгдуз 1962 г.

3. Плотина и ГЭС «Наглу» на р. Кабул мощностью 100 тыс. кВт 1966 г.

4. ЛЭП с подстанциями от ГЭС Пули-Хумри-II до г. Баглана и Кундуза (110 км) 1967 г.

5. ЛЭП с подстанцией 35/6 кВ от ТЭС при заводе азотных удобрений до г. Мазари-Шерифа (17,6 км) 1972 г.

17. Газопровод от места добычи газа до завода азотных удобрений в г. Мазари-Шерифе протяженностью 88 км и пропускной способностью 0,5 млрд. куб. м газа в год 1968 1968 г.

18- 19. Газопровод от газопромысла до границы СССР длиной 98 км, диаметром 820 мм, пропускной способностью 4 млрд. куб. м газа в год, включая воздушный переход через реку Амударью длиной 660 м 1967 г.,

20. Лупинг на магистральном газопроводе длиной 53 км 1980 г.

22. Расширение нефтебазы в порту Хайратон на 5 тыс. куб. м 1981

23. Нефтебаза в г. Мазари-Шерифе емкостью 12 тыс. куб. м 1982 г.

24. Нефтебаза в Логаре емкостью 27 тыс. куб. м 1983 г.

26-28. Три автотранспортных предприятия в г. Кабуле на 300 грузовых автомобилей «Камаз» каждое 1985 г.

29. Автотранспортное предприятие по обслуживанию бензовозов в Кабуле

30. Станция технического обслуживания автомобилей «Камаз» в Хайратоне 1984 г.

31. Обустройство газопромысла в районе г. Шибергана мощностью 2,6 млрд. куб. м газа в год 1968 г.

32. Обустройство газопромысла на месторождении «Джаркудук» с комплексом сооружений по сероочистке и подготовке газа к транспортировке в объеме до 1,5 млрд. куб. м газа в год 1980 г.

33. Дожимная компрессорная станция на газопромысле «Ходжа-Гугердаг» 1981 г.

34-36. Завод азотных удобрений в г. Мазари-Шерифе мощностью 105 тыс. тонн карбамида в год с жилым поселком и строительной базой 1974 г.

37. Авторемонтный завод в г. Кабуле мощностью 1373 капитальных ремонта автомашин и 750 тонн металлоизделий в год 1960 г.

38. Аэропорт «Баграм» со взлетно-посадочной полосой 3000 м 1961 г.

39. Международный аэродром в Кабуле со взлетно-посадочной полосой 2800х47 м 1962 г.

40. Аэродром «Шинданд» со взлетно-посадочной полосой 2800 м 1977 г.

41. Линия многоканальной связи от г. Мазари-Шерифа до пункта Хайратон 1982 г.

42. Стационарная станция спутниковой связи «Интерспутник» типа «Лотос»

43. Домостроительный комбинат в г. Кабуле мощностью 35 тыс. кв м жилой площади в год 1965 г.

44. Расширение домостроительного комбината в г. Кабуле до 37 тыс. кв. м жилой площади в год 1982 г.

45. Асфальто-бетонный завод в г. Кабуле, асфальтирование улиц и поставка дорожных машин (поставка оборудования и техпомощь осуществлялись через МВТ) 1955 г.

46. Речной порт Ширхан, рассчитанный на переработку 155 тыс. тонн груза в год, в том числе 20 тыс. тонн нефтепродуктов 1959 г.

47. Автодорожный мост через р. Ханабад у села Алчин длиной 120 м 1959 г.

48. Автодорога «Саланг» через горный хребет Гиндукуш (107,3 км с тоннелем 2,7 км на высоте 3300 м) 1964 г.

49. Реконструкция технических систем тоннеля «Саланг» 1986 г.

52-54. Три автодорожных моста в Нангархарской провинции через р. Кунар в районах Бисуда, Камэ, Асмар длиной соответственно 360 м, 230 м и 35 м 1964 г.

56-57. Два автодорожных моста через реки Саланг и Гурбанд по 30 м каждый 1961 г.

58. Центральные ремонтные мастерские по ремонту дорожно-строительной техники в г. Герате 1966 г.

59. Автомобильная дорога Пули-Хумри-Мазари-Шериф-Шиберган протяженностью 329 км с черным покрытием 1972 г.

60. Автомобильная дорога от автодороги Пули-Хумри-Шиберган до пункта Хайратон на берегу р. Амударьи протяженностью 56 км

61. Автомобильно-железнодорожный мост через р. Амударью 1982 г.

62. Комплекс сооружений перевалочной базы на левом берегу р. Амударьи в районе Хайратона

63. Детский сад на 220 мест и детские ясли на 50 мест в г. Кабуле 1970 г.

64. Городские электрические сети в г. Джелалабаде 1969 г.

65-66. Городские электрические сети в гг. Мазари-Шерифе и Балхе 1979 г.

67-68. Два микрорайона в г. Кабуле общей площадью 90 тыс. кв. м 1978 г.

69-74. 6 метеостанций и 25 постов 1974 г.

75-78. 4 метеостанции

79. Центр матери и ребенка на 110 посещений в день в г. Кабуле 1971 г.

81. Комплексные поисково-съемочные работы на твердые полезные ископаемые

82. Политехнический институт в г. Кабуле на 1200 студентов 1968 г.

83. Техникум на 500 учащихся для подготовки специалистов-нефтяников и горняков-геологов в г. Мазари-Шерифе 1973 г.

84. Автомеханический техникум на 700 учащихся в г. Кабуле

93. Школа-интернат на базе детского приюта в Кабуле 1984 г.

95. Элеватор в г. Пули-Хумри емкостью 20 тыс. тонн зерна

96. Хлебозавод в г. Кабуле производительностью 65 тонн хлебобулочных изделий в сутки 1981 г.

97. Мельница в г. Пули-Хумри производительностью 60 тонн в сутки 1982 г.

98. Хлебозавод в г. Мазари-Шерифе производитель- ностью 20 тонн хлебобулочных изделий в сутки

99. Мельница в г. Мазари-Шерифе производитель- ностью 60 тонн муки в сутки

100. Джелалабадский ирригационный канал с узлом головных водозаборных сооружений на р. Кабул длиной 70 км с ГЭС мощностью 11,5 тыс.кВт 1965 г.

106-108. Три ветеринарные лаборатории по борьбе с заразными болезнями животных в гг. Джелалабаде, Мазари-Шерифе и Герате 1972 г.

109. Завод по переработке цитрусовых и маслин в г. Джелалабаде 1984 г.

110. Контрольно-семенная лаборатория по зерновым культурам в Кабуле

111-113. 3 почвенно-агрохимические лаборатории в гг. Кабуле, Мазари-Шерифе и Джелалабаде

116. ЛЭП-220 кВ «Госграница СССР-Мазари-Шериф» 1986 г.

117. Комплексная лаборатория по анализу твердых полезных ископаемых в г. Кабуле 1985 г.

118. Элеватор емкостью 20 тыс. тонн зерна в г. Мазари-Шерифе

119. Станция технического обслуживания грузовых автомобилей на 4 поста в г. Пули-Хумрм

120-121. 2 хлопковх семенных лаборатории в гг. Кабуле и Балхе

122. Поликлиника страхового общества государственных служащих на 600 посещений в день в г. Кабуле

123-125. Станции искусственного осеменения в гг. Кабуле (Бинигисар), Мазари-Шерифе (Балх), Джелалабаде

126. Институт общественных наук при ЦК НДПА 1986 г.

127. Разработка ТЭО целесообразности создания двух госхозов на базе оросительной системы «Сарде»

129. Газонаполнительная станция в г. Кабуле производительностью 2 тыс тонн в год

130. База МВД в Хайратоне для разгрузки и хранения спецгрузов (на подрядных условиях)

131. Реконструкция железнодорожной станции Тургунди 1987 г.

132. Восстановление моста через р. Саманган

133. Газонаполнительная станция в Хайратоне мощностью 2 тыс. тонн сжиженного газа

135. Ремонтно-восстановительные работы на магистральных автодорогах

136. Средняя общеобразовательная школа на 1300 учащихся в г. Кабуле с преподаванием ряда предметов на русском языке

137. Установка по переработке газового конденсата в дизельное топливо мощностью по переработке 4 тыс. Тонн в год на газопромысле Джаркудук

138. База МГБ в порту Хайратон

139-141. Три бетонированных площадки в Хайратоне

142. Предприятие по прогрессивной сборке велосипедов мощностью 15 тыс. штук в год в г. Кабуле 1988 г.

Немцы ЕМНИП построили железную дорогу до границы с Узбекистаном, чтобы грузы себе возить. Протяжённость небольшая, они на севере «окопались», до границы недалеко.

Вообще то гражданская война в Афгане началась до вмешательства в нее СССР.

Лимитрофам платят. Всегда. Это нормально. И лимитрофов будет столько сколько нужно и где нужно, если есть средства их оплачивать.

Сила и деньги решают этот вопрос. Не то, чтобы я пылал энтузиазмом по этому поводу, но разве есть альтернативы?

Я понял. Но, насколько я знаю, США лишь вбросили дезу о возможности вмешательства в военно-политический процесс в Афгане, а не организовывали его.

Нам действительно важно спокойствие на наших границах. По этому вмешательство в процесс в Афганистане СССР нельзя считать совершенно не обоснованным.

Да, я понимаю, что угроза амеров в Афгане для СССР это смертельно опасно.

Источник

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Врывались в кишлаки, оставляли после себя школы, заводы и дороги: Что СССР построил в Афганистане

Врывались в кишлаки, оставляли после себя школы, заводы и дороги: Что СССР построил в Афганистане

Помогать в развитии Афганистана Советский Союз начал задолго до начала войны. За десятки лет СССР вложил миллиарды рублей в транспорт, сельское хозяйство и промышленность этой страны.

Ресурсы Афганистана

До прихода советских специалистов в Афганистан в стране, состоящей из камня, песка и гор, не было нормального сельского хозяйства. Опиаты, которые растут, даже если за ними не ухаживать, в расчёт можно не принимать: в начале 70-х Афганистан был одной из стран, где то и дело случались вспышки голода, а весь урожай, который пытались возделывать, просто погибал. Одним из самых крупных объектов, построенных СССР в Афганистане, считается Джелалабадский ирригационный комплекс, благодаря которому поля начали обильно поливать. Позднее там стали выращивать столько урожая, что недалеко от комплекса открылся завод по переработке цитрусовых и маслин. После ухода СССР из страны этот комплекс был сломан и частично разрушен.

Дороги в Афганистане

Что строят в афганистане. Смотреть фото Что строят в афганистане. Смотреть картинку Что строят в афганистане. Картинка про Что строят в афганистане. Фото Что строят в афганистане

Термез. Уникальный автомобильно-железнодорожный мост через пограничную реку Амударья соединил берега двух государств — СССР и ДРА. Фото © ТАСС / Будан Виктор

За шесть лет (с 1958 по 1964 год) советские дорожники при помощи военных построили автодорожный тоннель «Саланг». Уникальное сооружение длиной 2676 метров с галереями для защиты от лавин и оползней стало самым высокогорным в мире и позволило проводить тяжёлую технику через горные перевалы. Одновременно с этим начал работать асфальтобетонный завод в столице, который позволил через пять лет практически завершить строительство аэропорта Баграм и международного аэропорта в Кабуле, а также аэродрома Шинданд, построенного одним из последних. Все крупные трассы, которые уцелели до сих пор, были построены советскими специалистами. Среди них Кушка — Герат — Кандагар общей протяжённостью 679 километров, трасса Доши — Ширхан и несколько других крупных магистралей.

В 80-х был достроен самый известный мост Хайратон. Автомобильно-железнодорожный мост через реку Амударью длиной 816 метров соединил узбекский Термез и афганский Мазари-Шариф. По нему выводили последние части военного контингента СССР, и по нему же бежали афганские военные, опасавшиеся расправы со стороны талибов в 2021 году.

Нефть и полезные ископаемые в Афганистане

Афганистан — не самая богатая углеводородами страна, но нефти там много. Есть и залежи угля. Всего за десять лет — с 1960 по 1970 год — советским специалистам удалось начать разработку полезных ископаемых: появились первые НПЗ, угольные разрезы, вслед за которыми начали строить электростанции. Почти все крупные афганские специалисты прошли подготовку и обучение в СССР, а государственные компании построили в стране газохранилища и газопровод до границы с Таджикистаном. Позднее в Афганистане началась и программа газификации, однако завершить её не смогли.

Энергетика Афганистана

Что строят в афганистане. Смотреть фото Что строят в афганистане. Смотреть картинку Что строят в афганистане. Картинка про Что строят в афганистане. Фото Что строят в афганистане

Фото © ТАСС / Соболев Валентин

Водные ресурсы Афганистана также были использованы для развития энергосистемы. Важнейшим объектом энергетики в стране стала ГЭС Наглу — сооружение, способное выдавать 100 МВт. Кроме неё на реке Кабул был сооружён каскад плотин, а позднее советские энергетики построили вторую мощную электростанцию — Пули-Хумри на реке Кундуз, от которой на много километров протянулись линии электропередачи. Эти ЛЭП помогают освещать Афганистан до сих пор.

Кабульский политех и школы

В 60-х руководство СССР приняло решение вложить деньги в образование Афганистана. Для того чтобы добрый сосед СССР мог развиваться, советские специалисты построили в Кабуле Политехнический университет. На эти цели СССР потратил внушительную сумму — около восьми миллионов рублей. Учреждение было рассчитано на 1200 студентов, и, несмотря на потрясения, которые переживает Афганистан, вуз работает и сегодня. Главным иностранным языком, который здесь изучают, остаётся русский. Для многих жителей столицы страны решился и жилищный вопрос: некоторые районы Кабула застроены типовыми советскими панельками — быстровозводимыми многоквартирными домами, которых в афганской столице несколько десятков.

Строили эти дома советские специалисты сами, но со временем производство планировали передать афганцам. Для этого даже возвели специальный домостроительный комбинат — на огромном заводе могли выпускать домокомплекты и строить пятиэтажку каждую неделю, но на ударные темпы производство так и не вышло.

Помимо университета СССР построил в Афганистане восемь профессиональных училищ, в которых готовили сварщиков, строителей, водителей, инженеров по пуску и наладке крупных заводов. Кроме того, в каждом крупном населённом пункте строилась современная больница, оборудование для которой (пусть и не бесплатно) поставлялось напрямую из СССР. Также в разных источниках встречаются цифры пять-семь тысяч построенных по всей территории школ и детских садов. Всё это если и не было разрушено, то пришло в запустение после вывода советских войск, а американские бомбардировки Афганистана довершили дело.

Промышленность

Что строят в афганистане. Смотреть фото Что строят в афганистане. Смотреть картинку Что строят в афганистане. Картинка про Что строят в афганистане. Фото Что строят в афганистане

Демократическая Республика Афганистан. Джангалак. 1 января 1986 г. Работницы Джангалакского авторемонтного завода Эногуль и Шукрия. Фото © ТАСС / Надеждин Георгий

По образу и подобию промышленного городка в СССР был построен авторемонтный завод Джангалак в Кабуле. На нём из машинокомплектов в 1980-х в Афганистане начали производить самые известные советские грузовики — КамАЗ. Помимо ремонта и (позднее) производства автомобилей Джангалак помогал налаживать работу других афганских заводов. Там собирались советские станки, в том числе первые агрегаты для обработки металла. Незадолго до начала войны в пригороде Кабула планировали начать строительство горно-обогатительного комплекса. Трудиться там должно было около двух тысяч человек, однако после начала боевых действий от этой идеи отказались.

Как советские специалисты спасли Афганистан от голода

В конце 50-х СССР построил в столице Афганистана хлебокомбинат. Он оказался мощнее некоторых пищевых производств. Кабульский хлебокомбинат мог самостоятельно переработать 375 тонн зерна в сутки, а в его элеватор можно было загрузить до 50 тыс. тонн зерна. К комплексу проложили железнодорожную ветку и отдельную дорогу.

Что строят в афганистане. Смотреть фото Что строят в афганистане. Смотреть картинку Что строят в афганистане. Картинка про Что строят в афганистане. Фото Что строят в афганистане

Демократическая Республика Афганистан. Кабул. 1 августа 1987 г. Технолог Латифа, окончившая Кабульский политехнический институт, во время беседы с рабочим одного из цехов Кабульского хлебокомбината. Фото © ТАСС / Надеждин Георгий

Позднее в приграничном Мазари-Шарифе появился похожий завод. Там советские специалисты построили мельницу мощностью 60 тонн муки в сутки и элеватор на 20 тысяч тонн зерна. Практически параллельно со строительством этих заводов в стране также были введены в эксплуатацию многоотраслевые фермы Халда и Газиабад, на которых выращивали скот.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Как Советский Союз строил в Афганистане цивилизацию и что оставил после себя Кабулу

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что строят в афганистане. Смотреть фото Что строят в афганистане. Смотреть картинку Что строят в афганистане. Картинка про Что строят в афганистане. Фото Что строят в афганистане

Первый кредитор и строитель Афганистана

Что строят в афганистане. Смотреть фото Что строят в афганистане. Смотреть картинку Что строят в афганистане. Картинка про Что строят в афганистане. Фото Что строят в афганистане

Территориально Афганистан раскинулся на путях древних переселений народов и перекрестках завоевательных походов. Эта особенность и предопределила культурно-этнические различия населяющих страну людей. Первым государством с централизованным управлением на афганской территории стала в 1747-м Дурранийская держава. До самых 1920-х на Афганистан претендовали крупные империалистические государства, в первую очередь Великобритания. Не стояла в стороне и Российская империя. Но Афганистану удавалось отстаивать свою независимость. В международных отношениях монархия проводила политику нейтралитета.

Что строят в афганистане. Смотреть фото Что строят в афганистане. Смотреть картинку Что строят в афганистане. Картинка про Что строят в афганистане. Фото Что строят в афганистане

Что строят в афганистане. Смотреть фото Что строят в афганистане. Смотреть картинку Что строят в афганистане. Картинка про Что строят в афганистане. Фото Что строят в афганистане

Газовые упреки и безвозмездные поставки

Что строят в афганистане. Смотреть фото Что строят в афганистане. Смотреть картинку Что строят в афганистане. Картинка про Что строят в афганистане. Фото Что строят в афганистане

Военный переворот 27 апреля 1978-го привел к власти Народно-демократическую партию с Нур Мухаммедом Тараки во главе. Это событие стало поворотным в отношениях двух государств. Сначала Москва первой в мире признала легитимность нового афганского правительства, о чем уже 30 апреля советский посол уведомил нового лидера Тараки. И 3 мая в Афганистан прибыло официальное поздравление за подписью Брежнева и Косыгина, которые высказали надежду на плодотворное сотрудничество в дальнейшем. Последующие советско-афганские торговые связи опирались на официальные Соглашения: о торговле и платежах от 1974-го, о товарообороте от 1976-го и 1981-го.

Каждый новый договор предполагал увеличение объемов вложений и расширение торговых связей. В частности, Советский Союз массово экспортировал в Афганистан автомобили и автозапчасти, черные металлы, холодильное оборудование, одежду, обувь, медикаменты и др. Особо внимательно советские союзники подошли к развитию транспортной и автопромышленности Афганистана. Еще в 1960-е в Кабуле построен ремонтный завод Джангалак, ежегодно осуществлявший ремонт 1 300 автомашин. Параллельно предприятие производило станки, насосы, дорожно-строительный инвентарь. Уже во время войны, в 1985-м, русские специалисты возвели в Демократической республике три автозавода «КамАЗ». А спустя два года – кабульскую фабрику по производству велотранспорта.

Что строят в афганистане. Смотреть фото Что строят в афганистане. Смотреть картинку Что строят в афганистане. Картинка про Что строят в афганистане. Фото Что строят в афганистане

Советские геологи разработали на афганской территории карту полезных ископаемых, отметив свыше полутора тысяч месторождений. Сегодня можно услышать в адрес Москвы упреки о вынужденной продаже СССР газа по заниженной стоимости. Действительно, Кабул продавал газ советским партнерам по выгодной цене. Но нужно тогда добавить, что правительство обедневшей страны наконец получило гарантированную прибыль, которая надежно подпитывала социально-экономические сферы. Кроме этого, Афганистан поставлял в СССР карбамид, хлопок-волокно, ковры, цитрусовые, орехи, шерстяные ткани. В 1980-м между правительствами подписан контракт о поставке в Кабул потребительских товаров на безвозмездной основе. Эта помощь ежегодно обходилась Союзу в 10 млн рублей.

Образование афганцев

Что строят в афганистане. Смотреть фото Что строят в афганистане. Смотреть картинку Что строят в афганистане. Картинка про Что строят в афганистане. Фото Что строят в афганистане

После проведения реформ должный уровень экономико-социальной сферы должен был подкрепляться специалистами на местах. Для подготовки профессионалов в 1963-м в Кабуле построен политехнический университет, набравший в первый год обучения 1 200 студентов. Для организации учебного процесса на русском языке Москва потратила 6 миллионов рублей. Кабульский политех и сегодня остается ведущим вузом технического профиля в Афганистане. Здесь функционируют геологический, строительный и электромеханический факультеты, выпускающие около 4000 студентов в год. Это учебное заведение единственное в стране, где главным иностранным языком является русский.

Что строят в афганистане. Смотреть фото Что строят в афганистане. Смотреть картинку Что строят в афганистане. Картинка про Что строят в афганистане. Фото Что строят в афганистане

В 1973-м в новом техникуме Мазари-Шарифе начали готовить будущих нефтяников и геологов. Кабульский техникум выпускал автомехаников, а с 1982 по 1986-й открыли свои двери еще десяток профессионально-технических училищ. Позаботился СССР и о детях-сиротах, которые теперь размещались в школах-интернатах. Через открытый в 1971-м Центр матери и ребёнка ежедневно проходили свыше 100 афганских женщин. СССР выстроил по Афганистану обширные жилые кварталы, больницы, детские сады, метеостанции. Простые афганцы, заставшие те времена, и сегодня знают, кто делал их жизнь комфортной и цивилизованной.

Однако сегодня как-то забылось, что СССР так или иначе присутствовал в Афганистане до того, как туда были введены войска в 1979 году. Что же они там делали?

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Наш паровоз вперёд летит — в Кабуле остановка

Россия построит железную дорогу в Афганистане — и подарит её талибам*

Что строят в афганистане. Смотреть фото Что строят в афганистане. Смотреть картинку Что строят в афганистане. Картинка про Что строят в афганистане. Фото Что строят в афганистане

Что строят в афганистане. Смотреть фото Что строят в афганистане. Смотреть картинку Что строят в афганистане. Картинка про Что строят в афганистане. Фото Что строят в афганистане

Что строят в афганистане. Смотреть фото Что строят в афганистане. Смотреть картинку Что строят в афганистане. Картинка про Что строят в афганистане. Фото Что строят в афганистане

Что строят в афганистане. Смотреть фото Что строят в афганистане. Смотреть картинку Что строят в афганистане. Картинка про Что строят в афганистане. Фото Что строят в афганистане

Не успело утихнуть эхо Афганского переворота, как новая власть в азиатском государстве заявила о готовности построить новую жизнь. Причём, вероятно, чужими руками и за чужой счёт. Инфраструктурные проекты на территории одной из самых бедных стран вновь заинтересовали её соседей и крупные экономики. Россия не исключение. Москва, среди прочего, не прочь помочь Кабулу построить железную дорогу. Но стоит ли нам вкладывать силы и средства в нестабильное государство?

В российских государственных монополиях считают, что стоит. Так, в РЖД заявили о готовности сотрудничать со своими узбекскими коллегами и партнёрами — чтобы вместе связать Среднюю Азию с Юго-Восточной.

«РЖД готовы к сотрудничеству с железными дорогами Узбекистана в части подготовки технико-экономического обоснования проекта Трансафганской железной дороги», — рассказали в пресс-службе компании ТАСС.

В Ташкенте Трансафганскую железную дорогу уже назвали «проектом века». И не случайно! Узбекистан — одно из двух государств в мире, отрезанных от глобальной торговли двойным кордоном. Страна не имеет выхода к морю. Если проект будет реализован, Узбекистан получит еще один выход на мировой рынок — через южный коридор. Причём путь на юг будет короче и дешевле экспорта по другим направлениям: через Казахстан и Россию или Киргизию и Китай. Об этом заявил президент среднеазиатского государства Шавкат Мирзиёев.

«Представьте, перевозка одного узбекского контейнера через Иран или Пакистан станет в три-четыре дешевле, время сократится в четыре-пять… Для экспорта нужна дорога. Когда дорога станет короткой и дешёвой, будет обеспечено стабильное развитие экономики, это принесёт пользу предпринимателям», — пояснил глава государства.

К слову, именно Узбекистан является инициатором строительства Трансафганской железной дороги. Дорожную карту проекта её участники — Узбекистан, Афганистан и Пакистан — подписали в начале 2021 года в Ташкенте. Стороны планировали к концу весны подготовить техническую документацию, а осенью — начать строительство. Но в мае Кабулу стало не до паровозиков. А к осени в Афганистане сменилась власть — страну захватили талибы*.

И тут снова надо отдать должное Ташкенту. Узбекские власти не опустили руки. Летом они заручились финансовой поддержкой Всемирного банка. Международный кредитный институт пообещал выделить 35 млн. долларов на разработку проекта Трансафганского железнодорожного коридора.

Осенью к проекту подтянули Россию и новые власти Афганистана. Российские и Узбекские железные дороги рассчитали объёмы грузов для Трансафганского транспортного коридора и разработали несколько маршрутов его прохождения.

Документацию с плюсами и минусами каждого варианта передадут в Кабул. Там, по словам представителя Узбекистана, в ответ намекнули, что заинтересованы в присоединении к Совету по железнодорожному транспорту государств — участников СНГ. Если Москва, Ташкент и Кабул перейдут от слов к прокладке шпал и рельсов, это будет означать, что Афганистан окажется в нашей колее. Не только стратегически — в зоне российских экономических интересов — но и в действительности.

Сегодня в Афганистане нет развитой сети железных дорог. Но ряд соседних государств «вошли» на его территорию со своими путями. И у каждого разная колея. С запада из Ирана пришла европейская — шириной 1435 мм. С севера из Туркмении, Таджикистана и Узбекистана русская — шириной 1520 мм. А в Пакистанском Пешаваре индийская — шириной 1676 мм. Получается, кто первым проложит Трансафганскую дорогу со своей колеёй, тот и будет на железном коне.

Политолог Анатолий Несмиян (Эль Мюрид) напоминает, что шириной колеи уже давно перестали мериться — технически проблема решается очень быстро простой сменой тележек. Другое дело, что Москве стоит разыграть хоть какую-то карту в экономической битве за Афганистан.

— У нас там пока всё-таки не такие сильные позиции. Там в основном представлены Китай и Пакистан, с одной стороны, и Иран и Турция — с другой. Но для всех выгодно, чтобы Афганистан включился в торговый, экономический и прочий оборот — чтобы он встал на рельсы развития. Если у них там так и останется разрушенная инфраструктура, промышленность и прочее, то, естественно, Афганистан будет и дальше подрывать региональную безопасность.

«СП»: — И мы готовы заплатить за это несколько миллиардов долларов?

— С учётом того, что это всё-таки транзитная дорога, она всё равно окупится. Тем более, что она ложится в концепцию Китайского шёлкового пути. Это один большой проект по доставке товаров из Китая в Европу и, естественно, торговля ими по пути. И чем больше маршрутов, тем Пекину выгоднее. А мы, если и будем там, то таким миноритарным акционером, не более того.

«СП»: — Но сейчас одним из самых активных идеологов Трансафганской железной дороги выступает Узбекистан. Какие выгоды получит эта страна от проекта?

— Через Узбекистан сейчас проходит не сильно высокий трафик международной торговли. Естественно, узбеки заинтересованы, чтобы через них шли какие-то дополнительные потоки товаров.

«СП»: — Какова перспектива реального строительства Трансафганской железной дороги?

— Вокруг Афганистана было очень много разных проектов — газопровод, месторождения, железные и автомобильные дороги — но пока это всё как-то зависает в воздухе. И сейчас, вполне возможно, это может надолго зависнуть. Большие риски несёт нестабильность в Афганистане. У Талибана внутренних врагов достаточно — из числа тех, кого удалили от власти в стране.

Станислав Тарасов, политолог, эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа считает, что пока Трансафганская железная дорога — проект больше политический, чем экономический.

— Экономика сейчас, в условиях нестабильного Афганистана, вторична. А первична — политика. Афганистан — очень богатая страна, там есть, над чем работать. Но ему не везёт с политической стабильностью. Об этом и других проектах разного типа разговоры идут давно. Они теоретически на бумаге прописаны. Но практическая ситуация связана с ситуацией в самом Афганистане и вокруг него.

«СП»: — Что мешает реализации этого проекта сейчас?

— Нестабильность. В Афганистане не понятно, с кем общаться. Чтобы такого типа объекты строить, нужно понимать, кто хозяин, нужно какое-то лицо ответственное. В Афганистане правительство неустойчивое. То, что происходит сейчас в Кабуле, — взрывы, теракты, вылазки террористов под разными названиями — создаёт ощущение, что талибы могут быть свергнуты, и к власти могут прийти более радикальные силы. С кем иметь дело? Ведь этот проект с серьёзными капиталовложениями. Понятно, что в такой ситуации ни о каких конкретных действиях говорить не приходится.

«СП»: — Тогда как можно расценить ту активность и заинтересованность в проекте со стороны России?

— Это обычная активность, которую проявляют сейчас (в отношении Афганистана, — ред.) все: Россия, Иран, Китай. Даже Штаты, которые вроде ушли, но проявляют активность к различным проектам. Это нормально. Это показывает, что эти страны держат руку на пульсе ситуации в Афганистане и вокруг него. Форматов сейчас проходит много. — «Двадцатка» была недавно, в Иране было какое-то совещалово с участием талибов, в Исламабаде. Их (талибов, — ред.) хотят каким-то образом мотивировать, понять, с кем они, что за ними стоит. Это речь не только о геополитике идёт. В Афганистане сейчас тяжелейшая экономическая ситуация — страна на грани гуманитарной катастрофы. Нужно реализовывать какие-то экономические проекты. В данном случае всё правильно говорят. Но действия пока осуществляются в сфере политики. Главное — понять, насколько устойчива ситуация в Афганистане, не сползёт ли она к гражданской войне.

* Движение «Талибан» Верховным судом РФ 14 февраля 2003 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *