Что строят рядом с метро кунцевская
Сергей Собянин объявил о завершении строительства еще трех станций БКЛ «Терехово», «Кунцевская» и «Давыдково»
Состоялся технический пуск нового участка Большой кольцевой линии (БКЛ) метро от станции «Мневники» до станции «Давыдково».
«Метростроевцы сделали городу хороший подарок. Сегодня технически запускаем три станции метрополитена от “Мневников” до “Давыдкова”, включая станцию “Кунцевская”. Важный участок Большой кольцевой линии метрополитена. В ближайшее время нам предстоит запустить еще два участка — юго-западный и западный (от “Мневников” до “Каховки”). Значительная часть Большой кольцевой линии метрополитена должна заработать одновременно», — рассказал Сергей Собянин.
По его словам, для этого необходимы технические пуски, которые позволяют метрополитену подготовиться и обкатать новую линию. «Таким образом, в этом году две трети БКЛ должно быть построено. И в следующем году мы должны провести все основные работы и полностью замкнуть кольцо в конце 2022 или начале 2023 года. Громадная работа постепенно подходит к концу благодаря умению, таланту, организаторским способностям строителей. Спасибо им огромное», — отметил Мэр Москвы.
Отдельно он поблагодарил работников метро: «БКЛ пересекает радиальные направления метрополитена, приходится состыковывать новые и старые линии метро, станции метрополитена. Сложнейшая работа. Но я думаю, мы с ней справимся, и в ближайшие месяцы здесь уже пойдут поезда с пассажирами».
Новый участок БКЛ расположен в западной части города и включает в себя три станции — «Терехово», «Кунцевскую» и «Давыдково». Объект построен по испанской технологии с помощью тоннелепроходческих щитов большого диаметра (10 метров) «Надежда» и «Лилия».
Во время технического пуска по строящемуся участку метро организуется движение тестового электропоезда без пассажиров. Этот процесс позволяет проверить работоспособность устройств автоматики, телемеханики и управления движением поездов, а также устройств тяговой сети, поездной и диспетчерской радиосвязи. Проверяется и работоспособность системы жизнеобеспечения станции.
По итогам испытаний будет проведена работа по устранению выявленных замечаний, наладка инженерных систем и устройств на станциях и в тоннелях.
Три новые станции метро
Станции метро «Терехово», «Кунцевская» и «Давыдково» планируется открыть до конца года. Они войдут в состав участка БКЛ от «Мневников» до «Каховской» длиной порядка 20 километров с 10 станциями. В истории Московского метрополитена одновременно такой крупный участок линии будет введен впервые.
С открытием участка «Мневники» — «Каховская» количество действующих станций БКЛ увеличится с 12 до 22. Фактически будет работать две трети большого кольца.
Открытие участка Большой кольцевой линии от «Мневников» до «Давыдкова» позволит улучшить транспортное обслуживание тех, кто живет и работает в районах Хорошево-Мневники, Кунцево, Можайский, Фили-Давыдково, Очаково-Матвеевское с населением более 700 тысяч человек. Около 90 тысяч человек впервые получат метро в пешей доступности. Сокращение времени при ежедневных поездках для местных жителей составит около 40 процентов.
Станция «Терехово» — ключевой транспортный объект для реализации программы комплексного освоения Мневниковской поймы. Здесь идет активное строительство новых жилых кварталов и уникальных спортивных объектов.
С открытием нового участка станция «Кунцевская» станет крупным транспортно-пересадочным узлом запада Москвы, объединяющим Большую кольцевую, Арбатско-Покровскую, Филевскую линии метро и МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» (Одинцово — Лобня).
Действующие станции метро существенно разгрузятся:
— «Кунцевская» Арбатско-Покровской линии — на 28 процентов;
— «Кунцевская» Филевской линии — на 27 процентов;
— «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии — на 17 процентов.
Новые станции повысят привлекательность использования общественного транспорта, за счет чего снизится нагрузка на улично-дорожную сеть. Так, Аминьевское шоссе станет свободнее на 15 процентов, Рублевское шоссе — на пять процентов.
Для улучшения подъезда к новым станциям скорректируют маршрутную сеть наземного городского пассажирского транспорта (НГПТ). Будет открыт совершенно новый маршрут, пять изменят трассы следования, еще один будет отменен. Местным жителям будет максимально удобно добираться до новых станций метро.
Станция «Терехово»
Станция «Терехово» расположена вдоль южной части Мневниковской поймы вблизи одноименного поселка.
На станции мелкого заложения глубиной 26,6 метра есть две береговые платформы. Два вестибюля обеспечат выход пассажиров на территорию Мневниковской поймы к перспективной жилой и общественной застройке. Они связаны с пересадочными антресолями лестничными маршами, а с уличными павильонами — эскалаторами. Павильоны № 3 и 4 выходов из пешеходного перехода оборудованы лифтами для маломобильных граждан.
Для организации удобного подхода к станции метро тех, кто живет и работает в районе Филевский Парк, а также посетителей Гребного канала в Крылатском запланировано строительство пешеходных мостов через Москву-реку.
Дизайн-проект «Терехова» разработал победитель открытого конкурса — архитектурная компания Buromoscow. По замыслу архитекторов станцию украсили силуэты человеческих фигур, которые нанесли на колонны с помощью технологии цифровой печати по бетону.
Для освещения платформы использованы светодиодные светильники в виде колец, подвешенных к потолку на кронштейнах. Реечный белый матовый потолок на платформе создает узор в виде полукруглых кессонов.
Стены кассовых залов облицованы гладкими панелями, потолок — панелями с круглыми отверстиями под встроенные светильники. В зоне эскалаторного спуска выполнена отделка из рельефных элементов (каннелюр).
Пол выложен гранитом. На ступенях лестниц и в подуличных переходах применен специальный термообработанный гранитный камень.
Будет проведено комплексное благоустройство прилегающей территории общей площадью 58 тысяч квадратных метров. В частности, построят новый участок Проектируемого проезда № 1078 — бульвар длиной 500 метров с двумя полосами движения в каждом направлении, тротуарами и фронтами посадки и высадки пассажиров НГПТ. На одной из сторон бульвара также обустроят пешеходные дорожки и высадят зеленые насаждения.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Кунцево
Описание
Кунцево — легкие Москвы. Именно здесь формируется роза ветров, приносящая в столицу чистый воздух. Раньше Кунцево было дачным местом. Здесь отдыхали Николай Карамзин, Иван Тургенев и Лев Толстой. В районе снимался фильм, в котором играл Федор Шаляпин. Сейчас в Кунцеве есть все необходимое для комфортной жизни: две станции метро, железнодорожная станция, 29 детских садов, 15 школ, два больших культурных центра, три объекта социальной защиты и четыре зоны отдыха. В состав района входят исторические земли: поселок Рублево и деревня Мякинино.
Объекты строительства
- Ведется проектирование Утверждена проектная документация Строится Объект введен в эксплуатацию
Москва, ЗАО, район Кунцево, Истринская улица, вл. 2-8, корп. 14
Москва, ЗАО, район Кунцево, Истринская улица, вл. 2-8, корп. 15
адрес: улица Василия Ботылева, вл. 41
Православный приход храма иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет
адрес: Рублевское шоссе, вл. 22
Москва, ЗАО, район Кунцево, Молдавская улица, вл. 5, напротив вл.8
адрес: улица Ивана Франко, вл. 33Г
адрес: Истринская улица, вл. 2-8, корп. 9
адрес: ул. Ельницкая, вл. 4
«Управление гражданского строительства»
Москва, ЗАО, район Кунцево, улица Ивана Франко, вл. 24
ул. Ярцевская, вл. 6, корп. 2 (ул. Ярцевская, д. 6А)
г. Москва, ЗАО, район Кунцево, МКАД 59 км, внутренняя сторона
адрес: кв. 20, корп. 13, (Истринская ул., вл. 5)
«Управление гражданского строительства»
адрес: МКАД 60 км, вл. 4Б
адрес: Ярцевская улица, вл. 1А
Храм Иоанна Русского
адрес: ул Ельнинская, вл. 8б
«Управление гражданского строительства»
адрес: ул. Партизанская, 18, корп. 10
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
В районе станции метро «Кунцевская» построят новые дороги и транспортно-пересадочный узел
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Для 50-го квартала района Кунцево и 53-го квартала района Фили-Давыдково разработан проект планировки, предусматривающий решение транспортных проблем. Для этого планируется создание транспортного узла в районе станции метро «Кунцевская».
Как сообщили в Москомстройинвесте, площадь участка в границах проекта планировки составляет 91 га. Помимо жилых массивов, здесь расположена застройка различного назначения: общественная (поликлиника № 6, префектура ЗАО, кинотеатр «Кунцево», бизнес-центр «Кутузов-тауэр» и др.), общественно-производственная (автосалон «Пежо», научно-производственный институт «Техномаш»), коммунальная (боксовые гаражи для жителей прилегающих кварталов, АЗС «Петрокомплекс Проперти Компани»).
Для решения этих проблем предусматривается формирование транспортно-пересадочного узла (ТПУ) вблизи станции метро «Кунцевская» и строительство новой улично-дорожной сети для кольцевания автобусных маршрутов и их перераспределения с существующей разворотной площадки на Рублевском шоссе.
Как отметили в Комитете, новые паркинги, которые появятся в районе ст. метро «Кунцевская», будут надземными. На время их строительства перекрытие движения метрополитена и наземного транспорта не планируется.
Для обеспечения связи между станциями метро, перехватывающими паркингами, автобусными остановками и железнодорожной платформой предлагается создать удобную внеуличную пешеходную инфраструктуру (наземные и подземные переходы).
Проект одобрен 13 декабря на заседании Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
На станции метро «Кунцевская» формируется крупный ТПУ – Бочкарёв
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Новая станция Большой кольцевой линии (БКЛ) метро «Кунцевская» на западе столицы стала частью крупного транспортно-пересадочного узла (ТПУ), сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
«После ввода «Кунцевской» Большого кольца метро на западе столицы формируется крупнейший транспортно-пересадочный узел, который связал воедино станции Арбатско-Покровской, Филёвской и Большой кольцевой линий метро, а также одноименную платформу МЦД-1», – сказал Андрей Бочкарёв.
ТПУ – транспортно-пересадочный узел, который объединяет в единую систему все виды общественного транспорта: метро, железную дорогу, Московское центральное кольцо (МЦК) и наземный городской транспорт. Чаще всего пересадка с одного вида транспорта на другой осуществляется по приницпу «сухие ноги», то есть по крытому надземному или подземному переходам. Они защищают от дождя и холода и сокращают пассажирам время в пути.
Это многофункциональное здание, которое предназначено не только для пересадок, но и для организации торговли, досуга, точек питания. Также в ТПУ размещают коммерческие, социальные, спортивные объекты и создают рабочие места.
Для комфортного пребывания ТПУ оснащено лифтами, подъемниками и специализированными кассами для маломобильных людей. Автомобилисты могут оставить машину на перехватывающей парковке и пересесть на общественный транспорт.
Перехватывающие парковки расположены вблизи самых востребованных станций метрополитена, МЦК и МЦД. Они позволяют автомобилистам экономить время в пути: водитель может оставить здесь машину и пересесть на общественный транспорт.
В соответствии с условиями тарифа, парковками можно воспользоваться бесплатно с 05:30 до 02:00 при совершении не менее двух поездок на метро, МЦК или МЦД, первая из которых – от ближайшей к парковке станции.
Если автомобилист, припарковавшийся на перехватывающей парковке, не пользуется общественным транспортом, для него действует специальный тариф.
В Москве реализуется 96 ТПУ. Из них 26 строят на строящихся станциях метро (16 на БКЛ) и 30 на построенных.
В апреле 2019 года открылся один из крупных ТПУ – «Саларьево». Он находится в поселении Московский, на пересечении Киевского шоссе и строящейся магистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе.
ТПУ включает торгово-развлекательный центр «Саларис».
В Северном округе ТПУ «Ховрино» объединил метро, международный автовокзал и новую станцию будущего третьего маршрута Московских центральных диаметров «Ленинградско-Казанский» (МЦД-3).
В 2016 году в Нью-Йорке открыли самый дорогой в мире ТПУ – World Trade Center. На его строительство ушло 12 лет и 4 млрд долларов. Сложный многоуровневый подземный комплекс объединяет между собой несколько линий метро и подземной железной дороги (PATH).
Растянувшийся между небоскребами 100-метровый павильон из стальных криволинейных ребер задумывался архитектором как «белоснежный голубь, выпущенный на волю». На уровне хаба соединяются строящиеся башни на площадке Всемирного торгового центра, размещены магазины. Главный элемент проекта – световой фонарь, накрывающий собой площадь.
21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский».
Позже откроют еще три диаметра: МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», МЦД-4 «Киевско-Горьковский» и МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий».
В дальнейшем могут быть рассмотрены новые маршруты.
Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов). Пассажиров на МЦД-1 также перевозят поезда «Аэроэкспресс», следующие в аэропорт Шереметьево. На участке от Одинцово до Окружной оплата производится по тарифу МЦД, для поездки в аэропорт необходимо приобрести соответствующий билет.
Также по маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.
Их ключевые преимущества:
Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры будут ежедневно экономить на проезде до 50 процентов, пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75 процентов.
МЦД разделены на 3 тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя». Стоимость проезда можно узнать здесь.
Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.
«Теперь пассажиры смогут с комфортом осуществлять пересадку как на другие линии подземки, так и на пригородные поезда», – пояснил Бочкарёв.
Он отметил, что возведение станции БКЛ осуществлялось с применением элементов BIM-технологий, позволивших оперативно решать все рабочие вопросы не только в ходе проектирования, но и непосредственно на стройплощадке.
BIM (Building Information Modeling) – это технология информационного моделирования в строительстве, включающая процессы создания, изменения и последующего использования виртуальной копии здания.
BIM-технология используется на всех стадиях жизненного цикла объекта — от проектирования, строительства и эксплуатации до реконструкции.
С помощью BIM специалисты создают не просто картинку в 3D-формате, а базу данных, где хранится вся информация об объекте: сколько нужно стройматериалов, какова начинка здания, а главное – в модели можно увидеть проблемные участки будущего объекта еще на этапе проекта и исправить их – одним кликом компьютерной мыши.
Особенность BIM в том, что строительный объект проектируется как единое целое. Изменение какого-либо параметра влечет за собой автоматическое изменение связанных с ним параметров и объектов, вплоть до чертежей, визуализаций, спецификаций и календарного графика.
BIM позволяет создавать и контролировать не только сам объект на всем его жизненном цикле, но и все, что расположено рядом – дороги, поликлиники, школы и так далее.
Использование технологии информационного моделирования позволило существенно сократить время прохождения экспертизы, минимизировать многократные корректировки проекта. Грамотная проработка и синхронизация разделов проектной документации позволила оптимизировать затраты на строительство.
Все московские застройщики, работающие с проектами по государственному заказу, должны перейти на BIM-технологии. При этом в столице технологии информационного моделирования уже использовались при строительстве таких объектов как:
Москва стала пилотной зоной внедрения технологий информационного моделирования в программу реновации. Апробация BIM-технологий на пилотных объектах – один из важных шагов не только к централизованному применению информационного моделирования в Москве, но и к формированию единого информационного городского пространства.
Использование BIM-технологий позволило сократить сроки проектирования инфекционного центра в Новой Москве.
Одним из преимуществ использования BIM при проектировании инфекционной больницы стало высокое качество проектной документации в части увязки смежных разделов по архитектурно-строительным и инженерным системам.
К примеру, с помощью BIM оперативно выявляли коллизии при разработке проектных решений по системе вентиляции. Это позволило исключить переток воздуха из грязной зоны в чистую, обеспечив полную изоляцию от попадания вируса во внешнюю среду.
BIM-форум – это не только смотр передовых достижений в области информационного моделирования, но и профессиональная дискуссионная площадка для двух тысяч игроков рынка: проектировщиков, девелоперов, поставщиков строительных материалов и услуг, представителей власти и зарубежных экспертов.
IV Международный BIM-форум проходил в Москве 13-14 апреля 2021 года. Состоялось более 50 сессий, посвященных самым разным аспектам цифрового развития архитектурно-строительной отрасли. В мероприятии приняли участие около 3 тыс. человек, в том числе зрители прямой трансляции.
Особое внимание уделялось вопросам государственной экспертизы BIM-моделей, нормативно-технического регулирования, межплатформенного взаимодействия всех участников проекта, а также новым возможностям информационного моделирования на разных стадиях жизненного цикла объектов.
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» (инжиниринговый холдинг — оператор Программы развития московского метро) Юрий Кравцов добавил, что последний этап работ, который выполнили строители – монтаж инженерных систем.
По словам Кравцова, в рамках строительства станции «Кунцевская» было проложено порядка 26 тысяч погонных метров трубопроводов и около 630 тысяч погонных метров кабеля, установлено приблизительно 18 тысяч единиц различного оборудования.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Станция метро «Кунцевская» и новый ТПУ: как строят западный участок БКЛ
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Станцию метро «Кунцевская» Большой кольцевой линии (БКЛ) планируется открыть в 2021 году. Она свяжет три линии столичной подземки и станцию первого маршрута Московских центральных диаметров (МЦД-1) «Одинцово – Лобня». Таким образом, здесь появится крупный транспортно-пересадочный узел (ТПУ) города.
«Кунцевская» входит в состав второго этапа западного участка БКЛ метро вместе со станцией «Терехово».
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией и тремя электродепо.
БКЛ может стать самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Первые идеи строительства БКЛ в Москве относятся к 1985 году. Но из-за недостатка ресурсов и других причин к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Большое кольцо соединит все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно будет сделать:
В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:
На БКЛ запущены 12 станций метро.
В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща. Они могут без пересадок добраться от Савёловского вокзала до Новой Москвы (станция метро «Рассказовка»).
Также в составе розовой линии метро действует открывшаяся в канун нового, 2021 года, «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
Работы по проектированию и строительству развернуты на всех участках БКЛ.
Замкнуть кольцо планируется в 2022 году.
Вибропути. Поезда ходят по плите, «подвешенной» на вибропружинах. Когда на платформу подъезжает состав, пути амортизируют. Применение этой технологии практически нейтрализует вибрационное воздействие на здания, находящиеся на поверхности.
Колонны дымоудаления. В случае экстренной ситуации они «вытянут» дым с платформы.
Противопожарные «шторы». Так, на станции метро «Петровский парк» они спрятаны на «балконах» у перехода на зеленую ветку. Шторы выдвигаются, если на станции возникнет пожар или задымление. Они сделаны из специальной ткани, и в случае нештатной ситуации смогут отсечь открытые источники огня и не допустить распространения дыма.
Будущую станцию мелкого заложения возводят вдоль Рублёвского шоссе, между Молдавской улицей и МЦД-1 «Одинцово – Лобня». Она состоит из двух береговых платформ и двух вестибюлей – наземного и подземного.
Сейчас в Москве три одноименных станции «Кунцевская». Две – на Филёвской и Арбатско-Покровской линиях метро и третья – на МЦД-1. С вводом четвертой станции «Кунцевская» на БКЛ здесь появится гигантский ТПУ. Пассажирам станет еще удобнее выбирать варианты для поездок по столице.
ТПУ – транспортно-пересадочный узел, который объединяет в единую систему все виды общественного транспорта: метро, железную дорогу, Московское центральное кольцо (МЦК) и наземный городской транспорт. Чаще всего пересадка с одного вида транспорта на другой осуществляется по приницпу «сухие ноги», то есть по крытому надземному или подземному переходам. Они защищают от дождя и холода и сокращают пассажирам время в пути.
Это многофункциональное здание, которое предназначено не только для пересадок, но и для организации торговли, досуга, точек питания. Также в ТПУ размещают коммерческие, социальные, спортивные объекты и создают рабочие места.
Для комфортного пребывания ТПУ оснащено лифтами, подъемниками и специализированными кассами для маломобильных людей. Автомобилисты могут оставить машину на перехватывающей парковке и пересесть на общественный транспорт.
Перехватывающие парковки расположены вблизи самых востребованных станций метрополитена, МЦК и МЦД. Они позволяют автомобилистам экономить время в пути: водитель может оставить здесь машину и пересесть на общественный транспорт.
В соответствии с условиями тарифа, парковками можно воспользоваться бесплатно с 05:30 до 02:00 при совершении не менее двух поездок на метро, МЦК или МЦД, первая из которых – от ближайшей к парковке станции.
Если автомобилист, припарковавшийся на перехватывающей парковке, не пользуется общественным транспортом, для него действует специальный тариф.
В Москве реализуется 96 ТПУ. Из них 26 строят на строящихся станциях метро (16 на БКЛ) и 30 на построенных.
В апреле 2019 года открылся один из крупных ТПУ – «Саларьево». Он находится в поселении Московский, на пересечении Киевского шоссе и строящейся магистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе.
ТПУ включает торгово-развлекательный центр «Саларис».
В Северном округе ТПУ «Ховрино» объединил метро, международный автовокзал и новую станцию будущего третьего маршрута Московских центральных диаметров «Ленинградско-Казанский» (МЦД-3).
В 2016 году в Нью-Йорке открыли самый дорогой в мире ТПУ – World Trade Center. На его строительство ушло 12 лет и 4 млрд долларов. Сложный многоуровневый подземный комплекс объединяет между собой несколько линий метро и подземной железной дороги (PATH).
Растянувшийся между небоскребами 100-метровый павильон из стальных криволинейных ребер задумывался архитектором как «белоснежный голубь, выпущенный на волю». На уровне хаба соединяются строящиеся башни на площадке Всемирного торгового центра, размещены магазины. Главный элемент проекта – световой фонарь, накрывающий собой площадь.
У станции будет несколько выходов:
Сейчас на стройплощадке станции «Кунцевская» БКЛ завершена разработка и крепление котлована будущей станции, установлены ограждающие конструкции.
Как отметил генеральный директор АО «Мосинжпроект» (оператор программы развития московского метро) Юрий Кравцов, в отделке станции используют природные материалы.
Станции дали имя по названию района. Есть множество версий происхождения названия Кунцево, или Кунцово. Например, оно могло появиться из-за большого количества куницы в здешних местах.
Изображение этого зверя даже вошло в герб района. Согласно словарю Даля, слово «кунца» означает птицу синицу – по преданию, крестьяне здешней местности были заядлыми птицеловами.
«Кунцевская» соединяет западный и юго-западный участки БКЛ метро. От станции «Терехово» до «Кунцевской» проходку вел тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Лилия» диаметром 10 метров. Путь машины составил 2,2 км. От станции «Кунцевская» до «Давыдково» тоннель длиной 1,4 км проложил щит-гигант «Надежда».
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.
В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.
Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.
Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Сейчас тоннели БКЛ построены уже на 95%, общая строительная готовность нового кольца составляет 74%.
Открытие западного участка БКЛ, который состоит из станций «Мнёвники», «Народное Ополчение», «Терехово» и «Кунцевская», позволит:
Напомним, 1 апреля этого года мэр Москвы Сергей Собянин открыл для пассажиров первые станции западного участка БКЛ «Народное Ополчение» и «Мнёвники».