Что строят на набережной в челябинске
Авторы челябинской набережной за полмиллиарда рублей рассказали о проекте
В Челябинске близок к реализации масштабный проект пешеходной набережной реки Миасс и нового общественного пространства на улице Труда. Проект несколько раз видоизменялся, но в итоге был утвержден и принят. Администрация Челябинска уже отыграла аукцион на 570 млн рублей на создание набережной. Победителем торгов стала компания «Урал-сервис-групп». Сегодня авторы проекта рассказали, каким будет новое общественное пространство.
О пешеходной набережной реки Миасс за зданием концертного зала имени Прокофьева начали говорить несколько лет назад. Причем власти обещали, что это будет проект частно-государственного партнерства. Предполагалось, что инвестор — московская компания RWM Capital — вложит в набережную порядка 1 млрд рублей, которые вернет с помощью последующей эксплуатации: за счет аренды торговых площадей, станций проката лодок, коньков и т. п. Но инвестор в итоге отказался от проекта, так как власти не было готовы выплачивать ему дополнительные бонусы.
Тем не менее набережную решили делать, соединив ее с пустырем в районе двух исторических зданий — первой электростанции и дома Колбина. В зданиях после реставрации планировали разместить музейные площади. А набережную вписали в концепцию конгресс-холла на берегу реки Миасс. Здание моста стоимостью 18 млрд рублей начали строить по настоянию экс-губернатора Бориса Дубровского. Планировалось, что набережная обеспечит конгресс-холлу, где должны были разместиться торговые и офисные площади, кинотеатры, концертный зал и фудкорт, пешеходный трафик с Кировки. Но после отставки Дубровского строительство конгресс-холла было заморожено, так как этот проект был слишком тяжелым для бюджета, а вот набережную оставили.
Было несколько предложений по благоустройству набережной, но власти Челябинска в итоге остановились на проекте компании «УралДорПроект», которая специализируется на разработке проектов мостов и компетентна в вопросах, связанных с гидрологией и дорожными конструкциями. Архитектурную часть проекта выполнял подрядчик из Самары — проектное бюро «Творческая мастерская». В Челябинске уже обращали внимание на то, что проект набережной взялся как будто «из воздуха», так как мэрия его разработку не оплачивала.
По словам директора ООО «УралДорПроект» Валентины Горбулиной, Челябинск получил проект в дар.
«Изначально проект разрабатывали под концессионера, который и оплачивал работы. Потом появился конгресс-холл, и мы стали согласовывать проект набережной с ними. Два года ушло на то, чтобы довести его от эскиза до рабочего проекта и согласовать все нюансы, — сообщила Валентина Горбулина. — Кроме того, власти все время торопили, так как шла подготовка города к саммитам ШОС и БРИКС, часть затрат покрыл инвестор по концессии, и никто, кроме нас, не соглашался работать без оплаты, а у нас уже были наработки. Построить набережную должны были еще в прошлом году».
По словам Горбулиной, изначально город задал довольно жесткие рамки для проектирования, так как нужно было вписаться в текущую градостроительную и инженерную ситуацию, предусмотреть проезд к конгресс-холлу и подземный переход под мостом на улице Кирова, чтобы соединить эту часть набережной с пространством возле краеведческого музея. Предполагалось, что одна из арок моста, закрытая стеной, имеет возможность для того, чтобы сделать там пешеходный тоннель, но была поднята документация, и выяснилось, что несколько лет назад рабочие эту возможность не заложили, за стеной просто грунт. Чтобы сделать в этом месте проход, придется пробивать тоннель и укреплять его.
«Подземный переход был оставлен по решению предыдущего губернатора, — сказала Валентина Горбулина. — Когда власть сменилась, эту часть вывели в отдельную очередь, и над ней будут думать отдельно. Мы всегда настаивали на наземном переходе. Но какое решение примут — нам пока неизвестно».
Уже сейчас понятно, что новое пространство столкнется со сложностью трафика. Если раньше с учетом конгресс-холла и перехода под мостом набережная могла быть транзитной зоной, то сейчас конгресс-холл заморожен, со стороны Кировки проход на набережную не очевиден. А единственный полноценный вход — с улицы Труда.
Урбанист Лев Владов отметил, что у проекта есть как позитивные, так и слабые стороны.
«В Челябинске пока нет общественного пространства такого уровня, с этой точки зрения можно порадоваться, что появится что-то подобное, — прокомментировал Владов. — Хорошо, что сделали прозрачные ограждения, чтобы можно было смотреть на воду. Но смотрю на проект, и как будто его делали два типа архитекторов: советский и современный. Круги, квадратные газоны, много плитки. Это все красиво смотрится сверху, но люди там ходить не будут. Если бы я проектировал, я бы деревьев гораздо больше сделал. Есть вопросы к тому, как расположены ларьки, которые смотрят на воду, хотя самое посещаемое место будет вдоль улицы Труда. Сомнительно размещение велодорожки. Это не транзитная зона, а просто участок набережной. Там неминуемы конфликты между пешеходами и велосипедистами, а если мы показываем, что это велодорожка, то это делает велосипедиста априори правым в случае столкновения. А это не так».
На это директор и главный архитектор проектного бюро «Творческая Мастерская» Александр Шуткин ответил, что во многом расположение элементов и их количество были заданы заказчиком, а велодорожка на набережной будет неофициальной.
«Это не будет велодорожкой со всеми вытекающими из этого правилами, — говорит архитектор. — Разместить ее здесь не позволяют нормы, но мы понимаем, что тут в любом случае будут велосипедисты, и это будет зона совместного использования. Поэтому развели потоки. Велозону от пешеходной будет разделять линия из скамеек, вазонов и опор освещения».
По словам архитектора, руководителя компании «УралНИИстромпроект» Василия Важенина, ключевым моментом для авторов проекта станет авторский надзор. Как правило, в Челябинске власти не заключают соответствующие договоры с разработчиками проектов, а осуществляют надзор сами.
«Должен быть авторский надзор, иначе будет стыдно проектировщикам за свой же проект, — говорит Важенин. — Так, и у нас была идея в сквере на Ленина сделать дорожки из бетонных плиток, а подрядчик решил просто залить стяжку. И мы ничего сделать не смогли, так как этим уже занимается заказчик. Примет такие работы, значит, примет. Если нет, будет долго судиться и разбираться. Вся проблема в реализации, больше важно, кто выиграл конкурс на строительство и кто реализовал, а не кто проектировал».
Как следует из муниципального контракта на строительство набережной, срок сдачи объекта — 15 декабря 2020 года. Работы должны начаться уже в декабре этого года.
Пять месяцев до набережной. Успеет ли подрядчик построить главный объект
Ключевой для Челябинска объект благоустройства – набережную реки Миасс в районе филармонии – обещают построить к августу 2021 года. Параллельно власти планируют преобразить часть набережной у КРК «Мегаполис» и начать работы на участке рядом с недостроенным конгресс-холлом. Благодаря этим проектам центр города может измениться до неузнаваемости. Но есть и риск, что стройка снова затянется – разбираемся с экспертами.
Строительство пешеходной набережной вдоль южного берега реки Миасс стало одним из главных провалов Челябинска в 2020 году. Подрядчик ООО «Урал-сервис-групп» еще в декабре должен был сдать объект. Но все сроки сорвал, и фирму оштрафовали на 2,3 млн рублей.
Эскиз: администрация Челябинска
Что досталось им «в наследство» от «Урал-сервис-групп»? После расторжения контракта мэрия сообщала, что комитет дорожного хозяйства Челябинска принял около 30 % работ. Вынесены инженерные коммуникации, готово свайное поле, фундаментные подушки, стены, началась облицовка гранитом. На деле же, работы еще много – подрядчику предстоит довести до ума не только набережную, но и построить сквер. Общая площадь проектирования – 2 га.
Судя по контракту, компании надо подготовить грунт и обустроить земляное полотно из скального грунта, снять асфальтобетонное покрытие и разобрать тротуарную плитку, вырубить 71 дерево, возвести собственно набережную с велодорожкой и сквером – подготовить основание, уложить асфальт и плитку, и пр.
В техническом задании также отмечено, что подрядчику предстоит поставить 27 дорожных знаков, смонтировать систему видеонаблюдения, посадить 137 деревьев (дуб, липа, ель и пр.) и кустарники, постелить 5 тыс. кв.м газона, установить фонари, скамейки, построить две детские площадки. Мы перечислили лишь часть работ, и всё это надо успеть до конца августа.
На этой неделе в администрации Челябинска сообщили, что подрядчик начал работы. На объекте будут проводиться еженедельные выездные совещания.
Однако злосчастную набережную уже затопило – разлился Миасс. Но в мэрии заверили – на сроках строительства это никак не отразится.
Без опыта не берем
ООО «Строймеханизация» — одна из структур известной в Челябинске семьи предпринимателей Вайнштейнов (им принадлежат также агрокомплекс «Чурилово», медицинский центр «Лотос», жилой комплекс «Западный луч»). Большая часть компании (58,24%) принадлежит Валерии Вайнштейн — племяннице бывшего депутата Госдумы Сергея Вайнштейна, остальная доля — в руках делового партнера семьи Владимира Гамольского (11,76%).
На сайте компании обозначено: холдинг работает больше 40 лет, и это сегодня один из лидеров строительного рынка Челябинска. Из преимуществ – у «Строймеханизации» в собственности есть парк строительной техники, кадры, ресурсы. Среди последних завершённых проектов: гипермаркет «Лента», ЖК «Западный луч», реконструкция мясоперерабатывающего предприятия «Таврия», ряд дорожных подрядов. Однако объекты благоустройства в портфолио компании отсутствуют.
«Конечно, теоретически любой объект можно сделать в очень сжатые сроки. Но для этого нужно уникальное сочетание факторов: мощная команда, которая способна слаженно реализовать проект, готовая проектная документация, оперативное размещение бланков заказов на стройматериалы, в избытке – персонал и строительная техника, чтобы организовать круглосуточную работу», – поясняет челябинский девелопер Денис Ни.
Безусловно, нужны и свободные деньги – оплата будет проводиться помесячно после приемки очередного этапа работ.
«С учетом того, что компания «Строймеханизация» ни одного подобного проекта не реализовала, честно говоря, в эти сроки не очень верю. Но уже в ближайшее время по режиму работы подрядчика мы поймем – если работают 24 часа в сутки, значит, у них всё есть, чтобы выполнить работу вовремя – материалы, сотрудники, техника», – делает вывод Денис Ни.
По мнению директора компании «УралНИИСтромПроект» Василия Важенина, у «Строймеханизации» есть все шансы на то, чтобы сдать объект практически без задержки.
«К сентябрю, может, и не достроят, но к декабрю – точно. «Строймеханизация» – мощная компания, у них есть оборотные средства. А когда есть деньги, то люди готовы работать и стройка кипит. У предыдущего подрядчика, возможно, в том числе и поэтому возникли проблемы – не хватило «оборотки»», – считает Василий Важенин.
Что говорит опыт «Урал-сервис-групп»? Во-первых, строительная техника и люди у них в распоряжении были – компания тесно связана с «Южуралавтобаном» – когда-то крупнейшим исполнителем дорожных контрактов в регионе. Но в прошлом году началась пандемия, а ещё и мэрия затянула сроки оформления разрешительной документации – об этом сообщала прокуратура.
Прокуратура нашла причину срыва строительства набережной в Челябинске «Исходя из моего строительного опыта, сроки у заказчика всегда сжатые – что у коммерческих, что у государственных организаций. Кроме того, документация содержит общие технические решения, стоимость по госконтракту часто занижена. И когда начинаешь разрабатывать детальную рабочую документацию, естественно, выясняется, что реальные затраты будут выше.
В этот момент у подрядчика два варианта: сработать в ноль или минус, либо заниматься оптимизацией: привлекать дешевую рабочую силу, искать недорогую замену материалам», – объясняет Денис Ни.
И поэтому, по словам девелопера, раздувание бюджета и срыв сроков – иногда даже не вина подрядчика или госоргана, а следствие самой системы контрактов.
«Об этой проблеме все знают, поэтому часто госконтракты – это лотерея. Кто смог заменить, оптимизировать, подвинуть сроки – тот молодец. Кто не смог – попал», – говорит эксперт.
Набережная как политический инструмент
Но достроить набережную действующей власти надо – политолог Андрей Лавров говорит, что судьба объекта напрямую влияет на рейтинг и мэра Челябинска Натальи Котовой, и губернатора области Алексея Текслера.
«Речь идет не только о сроках строительства набережной, но и о качестве исполнения. Потому что часто ремонтные работы проводятся некачественно, и объект разваливается буквально на следующий день после сдачи. И это, безусловно, может быть ударом для действующей власти. Но они это тоже прекрасно понимают, поэтому стройка находится на особом контроле», – уверен Андрей Лавров.
Особенно важно достроить набережную, потому что в сентябре пройдут выборы в Госдуму, отмечает политолог. С точки зрения имиджа, подарок в виде нового места для прогулок ко Дню города подходит идеально. Горожане будут оценивать набережную уже по итогам работ: качество строительства, удобство, красота и функциональность. Многое будет зависеть от того, какие материалы использует подрядчик, и насколько реальность будет соответствовать проекту.
С этим, правда, возникли проблемы – сейчас набережную делают по проекту «Уралдорпроекта». Сначала мэрия планировала построить объект по работе другой компании – казанской «Проинжиниринг». Но те вовремя не предоставили смету, поэтому пришлось взять другой проект. По мнению Василия Важенина, это один из тех объектов, о котором будут говорить – где-то есть лучше.
«Пока делать выводы рано – посмотрим, что получится в итоге. В любом случае, новая набережная – позитивно для города. Но в глобальной перспективе – это как лейкопластырь наложить на глубокую рану. В Челябинске огромный пласт проблем: заборы, провода, слишком широкие дороги, и всё это еще заводы пылью сверху посыпают. Так что набережная сильно ситуацию не изменит», – добавляет архитектор.
Челябинск будет красивым
Впрочем, южный берег реки Миасс – лишь часть планов по изменению центра. У мэрии есть идея связать весь берег в единое прогулочное пространство. Вместо гранитных плит будет установлено проницаемое ограждение и организовано несколько функциональных зон.
Так, например, этим летом возле КРК «Мегаполис» закроют проезд и обустроят еще одно общественное пространство – с велодорожкой, местами для отдыха горожан. Интересно, что подход у мэрии к этому объекту был другим: контракт не стали отдавать одному подрядчику, а разделили на пять видов работ.
ТОП-10 проектов, которые должны изменить облик Челябинска и области
Только проведение значимых международных и федеральных событий сможет преобразить Челябинск за два-три года. Команда губернатора и главы города активно работают для привлечения крупных инвестиций в инфраструктурные проекты, в проведение масштабных событий. Но даже точечные проекты девелоперов и инвесторов способны кардинально изменить облик и имидж города, уверен управляющий партнер компании Development PRO Вахтанг Чикаберидзе:
— После появления Бизнес-дома Спиридонова, офисных центров «Мизар-ВИПР» и, конечно, «Аркаим Плазы» среди челябинских бизнесменов возникло модное поветрие: теперь каждый хотел построить собственный бизнес-центр. И это заметно оживило деловую жизнь города. Потом в связи с переделом власти возник провал размером в двух губернаторов-эмигрантов, и все развитие замерло. В это время многие транснациональные компании отказались от планов открытия регионального офиса в Челябинске, сделав выбор в пользу Екатеринбурга, где уже была разработана долгосрочная стратегия развития. Сейчас там на 500 тыс. кв м офисных помещений класса А больше, чем Челябинске. Сегодня в центре города много свободных участков под строительство, и земля относительно недорогая, но инвесторы пока не спешат вкладываться в затратные проекты с долгим сроком окупаемости. Вот лишь десять значимых начинаний, реализация которых помогла бы вернуть веру инвесторов в светлое будущее города и желание вкладывать средства в девелоперские проекты.
1. Набережная «Волны»
Миасс – это водная артерия, которая пронизывает весь город, однако берега реки выглядят удручающе: заросшие кустарником, заболоченные места, недострои, сточные трубы.
В центре города уже начались приливы волн благоустройства, за последние два-три года появились небольшие участки благоустроенной набережной. Масштабный проект «Волны» призван объединить эти разрозненные фрагменты и создать единое пространство для пеших и велосипедных прогулок протяженностью более ста километров. Река станет стержнем, который объединит пять районов города. Конечно, реализация уникального градостроительного проекта подразумевает и привлечение серьезных федеральных средств, и проведение международного архитектурного комплекса. Здесь на один рубль государственных средств планируется привлечь до семи рублей частных инвестиций. Сделано уже немало: собраны уникальные данные о городе и его особенностях в сравнении с другими городами, описаны градостроительные потенциалы набережной и насущные проблемы, связанные с ней. Проведены встречи с экспертами, в частности — с представителями профильных комитетов Общественной палаты Челябинской области. Создана 3D-модель проекта для демонстрации проблем в формате VR, готов «цифровой двойник» проекта. Конечно, это работа на несколько, может быть, даже десятков лет, для сотни инвесторов, но в результате Челябинск получит уникальный в масштабах всей страны проект.
2. Конгресс-холл «Крылья»
Пока не известно, что появится на фундаменте общественно-делового центра возле цирка: будет ли это дворец бракосочетаний с концертным залом и филармонией, как заявил губернатор Алексей Текслер, или выставочно-событийный комплекс, которого так не хватает Челябинску. Главное, чтобы это точно не осталось печальным недостроем, своеобразным символом так и не состоявшихся в Челябинске международных саммитов. В этот масштабный проект уже вложены колоссальные средства – более 2 млрд руб., было бы неоправданным расточительством просто зарыть их в землю – в прямом и переносном смысле.
3. Метротрам
Это поистине уникальный проект стоимостью 42 млрд руб. При грамотной реализации метротрам не только решит многие транспортные проблемы Челябинска на ближайшие десятилетия, но и станет серьезным толчком к преобразованию среды вокруг станций будущего метро, автоматически повысит капитализацию офисных и жилых зданий в прилегающих кварталах. Как справедливо отметил губернатор Алексей Текслер на презентации проекта, метротрам обеспечит новое качество городской среды и градостроительства. Косвенно это отразится и на увеличении деловой активности, темпах строительства жилья, улучшит экологическую ситуацию и даст прямой рост налоговых поступлений. Создание в мегаполисе транспортной артерии нового формата станет настоящим вызовом для инженерной и дизайнерской мысли: как состыковать самую глубокую станцию метро в Азии с наземным трамваем? Мы ждем современный дизайн станций метро в стиле московского классицизма и ампира или стокгольмского хай-тек натурализма.
В ближайшие годы в историческом центре города появятся сразу несколько интересных архитектурных проектов. Квартал «1736», который проектирует студия Артемия Лебедева, дает отсылку к дате основания города, и в то же время это удачный микс исторического наследия и ультрасовременной архитектуры.
5. «Бриз парк» и L-Town
Более 20 тыс. семей с начала 2000-х переехало жить за город, причем остановило выбор на Кременкульском направлении. Там сформировались кварталы престижных домов и развлекательной недвижимости Челябинска – заселены уже 25 коттеджных поселков, есть хорошие дороги, магазины, кафе и рестораны, школа и детский сад, а также отличные возможности для занятий спортом и отдыха: рядом расположены строящийся кафедральный собор, конноспортивный центр Рифей и строящийся Центр пятиборья, ледовые арены «Трактор» и «Айсберг», термальный центр «Вода». Комфортная близость к городу подходит и для постоянного проживания, и для спонтанных поездок в разгар рабочей недели.
Сейчас в Кременкульском направлении ведется строительство двух проектов загородной недвижимости с детальной проработкой каждого квадратного метра домов и благоустройства: L-Town и «Бриз Парк». Это жилые кварталы мирового уровня проектирования и качества – плотные, компактные, где учтены современные тренды урбанистики, предусмотрены разные сценарии жизни и все, что житель мегаполиса привык иметь в шаговой доступности.
6. Парк «Притяжение»
Огромный ландшафтный парк «Притяжение» площадью в 400 га появится в Магнитогорске с подачи главного акционера ММК Виктора Рашникова. Объем внебюджетных инвестиций — около 25 млрд руб. Уже в ближайшие два года в парке будут запущены искусственное озеро, детский крытый парк развлечений, фитнес-центр с 50-метровым бассейном, пешеходный бульвар, обустроена первая очередь парка. В 2024 г. в эксплуатацию будут запущены фристайл-арена и четырехзвездочный отель одной из международных гостиничных сетей, а открытие одного из крупнейших в стране музейно-образовательного комплекса — доминанты проекта — запланировано на 2025 г.
7. «Спортивный район» на набережной реки Миасс
На северо-западе, недалеко от ЛА «Трактор», вскоре появится сразу несколько крупных спортивных объектов: «РМК-Арена» и Центр экстремальных видов спорта, а также открытые спортивные площадки, различные общественные пространства и велопешеходный мост в городской бор.
При сооружении «РМК-Арены» отказались от концептов пятилетней давности: строить арену для игровых видов спорта на 5 тыс. зрителей «Русская медная компания» будет по проекту, к разработке которого привлекли три бюро из России, Италии и Австрии. Проектировщики из Италии предложили концепцию и визуализацию объекта, внешний вид и технические решения фасада разработало австрийское бюро. Российские специалисты займутся адаптацией проекта под отечественные нормы. Арена вместит основной манеж и три универсальных зала для игровых видов спорта – волейбол, баскетбол, гандбол, мини-футбол и другие, а также шесть локаций для единоборств, в том числе малую арену. Для посетителей будут работать фитнес-клуб, кафе и медицинский центр. Фасад здания будет выполнен в стиле «хай-тек» из стекла и металла, на нем поместят два больших видеоэкрана. В среднем, арену смогут посещать до 100 тыс. человек в месяц. На ее строительство «Русская медная компания» потратит 4 млрд руб.: 3,5 млрд на само здание и еще 500 млн — на благоустройство территории. Достроить ее планируется к концу 2023 года.
8. Аквапарк
Так давно ожидаемый проект может стать символом района, определить его идентичность. Весной на участке, который представлял собой заброшенную еще с начала 2000-х стройплощадку с пустырем и автостоянкой, уже была забита символическая первая свая, с июня подрядчик приступил к подготовке пятна застройки.
По проекту, комплекс площадью 57 тыс. кв. м будет включать не только аквапарк, но и креативный кластер, более 9 тыс. кв. м торговых и 12,7 тыс. кв. м офисных площадей, а также гастрономическую зона с барами, ресторанами и кафе, отель и пешеходные пространства с разнообразными всесезонными активностями — заявлены, в частности, улочки и небольшая площадь с архитектурной доминантой «под старую Европу». Обустройство пешеходных пространств предполагается начать уже в августе. Примерный срок завершения строительства — 2023 год, а планируемый объем инвестиций достигает 4 млрд руб. Инвестором выступает депутат Государственной Думы Олег Колесников.
9. Небоскребы на Алом поле
Сразу два крупных застройщика объявили о планах строительства высотных жилых домов в противоположных концах Алого поля. Две башни площадью около 30 тыс. кв. м станут архитектурными доминантами. Эти здания могут дать толчок к развитию всего квартала: в Шанхае скайнлайн формировался именно в высоте, одна за другой вырастали башни и постепенно переформировали среду. Сейчас самым высоким жилым зданием в Челябинске является «Король плаза»: 27 этажей высотой 87 метров.
Участок через дорогу от педагогического университета находится в аренде у компании «Южуралспецмонтажстрой»: организация построит там 29-этажное жилое здание на 300 квартир с коммерческими площадями, наивысшая точка которого будет находиться на высоте 100 метров. Завершить строительство рассчитывают до 2023 года. Небоскреб на Алом Поле от «Голос Девелопмент» появится рядом с ЦНТИ на улице Труда.
10. Университетский кампус
В Челябинске может появиться университетский городок, который включает новые кампусы в реконструируемом квартале ЮУрГУ и на прилегающей территории ЧелГУ. Проект предусматривает строительство объектов научной, образовательной, исследовательской и социальной инфраструктуры общей площадью 126,1 кв. метров с созданием 5 тыс. мест для размещения и проживания студентов, преподавателей и научных сотрудников. Одними из приоритетных направлений нового учебного центра названы экология, медицина и фундаментальные научные дисциплины. Инвестиции в создание современного межвузовского кампуса оцениваются в 9,3 млрд руб., из них более половины — это деньги из федерального бюджета, по 20% софинансирования приходятся на область и внебюджетные источники.
DevelopmentPRO
Тел: +7 (351) 223 1111, +7919 123 21 79