Что строят на дальнем востоке
Строительство Баимского ГОКа: уникальный и непростой проект
В арктической зоне на территории Чукотского автономного округа реализуется уникальный по своим масштабам и техническим решениям проект – строительство Баимского горно-обогатительного комбината мощностью 70 миллионов тонн руды в год. KAZ Minerals вложит в реализацию 620 миллиардов рублей. На сегодняшний день компания проинвестировала более 50 миллиардов рублей.
Сопки вокруг долины уже накрыло плотным слоем снега, а температура временами опускается до минус 40 и ниже, но это не останавливает ни геологоразведку, ни строительные работы. Ведь создание фактически крупнейшего в России горнопромышленного кластера требует четкого исполнения графиков.
Баимское месторождение по своим масштабам занимает четвертое место в мире. Его открыли в 1972 году, но реализация проекта стала возможна только с появлением новых технологий и профильного инвестора – компании KAZ Minerals, – а также с появлением преференциальных режимов на Дальнем Востоке.
«Это одно из самых больших месторождений в мире, и оно содержит металлы, которые сейчас актуальны как никогда – для энергоперехода, для электрификации. Поэтому это очень важный факт для Чукотки, для всего Дальнего Востока и для России», – говорит министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Суммарный ресурсный потенциал Баимской площади составляет 23 миллиона тонн меди и 2 тысячи тонн золота. На территории рудной зоны расположены 12 месторождений. Запасы самого перспективного из них, Песчанки, составляют 9,9 миллиона тонн меди и 16,5 миллиона унций золота.
Специалисты уверяют, что новый горнорудный проект станет флагманом медной индустрии по применению самого современного оборудования и новейших цифровых технологий. При работе ГОКа будет использоваться парк беспилотной техники, а в удаленный операционный центр будут привлекаться лучшие специалисты из сектора кибернетики.
В скором времени здесь появится один из крупнейших карьеров по добыче ценных металлов. Именно на этой территории залежи меди оцениваются в десятки миллионов тонн. Этот масштабный проект требует создания соответствующей инфраструктуры.
«Самое главное для любого предприятия – это, конечно, энергоснабжение и транспортное сообщение. Мы договорились с «Росатомом», что они будут строить для нас плавучие атомные электростанции. Это, наверное, самый крупный проект, который «Росатом» согласился совместно с нами осуществить, – рассказывает председатель совета директоров KAZ Minerals Олег Новачук. – Также мы договорились совместно с государством построить всесезонную автомобильную дорогу. Получается, у нас несколько объектов – это энергогенерирующий объект, который строит «Росатом», линии электропередачи, дорога и порт».
Проект строительства Баимского ГОКа является уникальным не только с точки зрения масштабов и применяемых технологий, но также по влиянию на развитие региона. Впервые за 300 лет нахождения Чукотки в составе России будет положено начало масштабной индустриализации региона. Налоговые поступления в бюджеты всех уровней от реализации проекта превысят один триллион рублей, что увеличит валовый региональный продукт на 100% и сделает регион бездотационным.
«С реализацией таких проектов экономика региона становится более стабильной. Мы становимся регионом с сильной экономикой, сильной энергетикой, хорошей инфраструктурой. Это, конечно, является основой для качества жизни», – говорит губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин.
В условиях сурового заполярного климата, отсутствия дорог и инфраструктуры, в условиях, когда морская навигация длится 3-4 месяца в году, проект развивается полным ходом. В следующем году будет сдана взлетно-посадочная полоса. Проводятся инженерные изыскания под строительство дорог и порта. И все это, как звенья одной цепи, будет работать не только на регион и его жителей, но и на всю Россию.
На Дальнем Востоке решили создать город-миллионник. Зачем он нужен и кто в нем будет жить
О планах создать во Владивостоке городскую агломерацию с населением более миллиона человек в интервью РБК рассказал министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. По его мнению, это позволит сделать Владивосток третьим по привлекательности городом в России после Москвы и Санкт-Петербурга. Создать первый в регионе город-миллионник Чекунков предложил, комментируя похожую идею Сергея Шойгу — ранее министр обороны заявил, что считает необходимым строительство пяти новых крупных городов в Сибири.
Чекунков отметил, что в правительстве бизнес-модель создания города-спутника сейчас «просчитывают всерьез». Назвать его планируют «Спутник». Министр объяснил это тем, что во всем мире слово ассоциируется с «моментом высочайшего триумфа советской науки», и напомнил, что в английском языке есть выражение Sputnik moment. В 2020-м такие же доводы были у разработчиков российской вакцины от Covid-19, объяснявших выбранное для нее название — «Спутник V».
Проект по созданию города-спутника планируют реализовывать при поддержке ВЭБ.РФ, соответствующее соглашение будет подписано на Восточном экономическом форуме, который пройдет во Владивостоке с 2 по 4 сентября.
Рассуждая о том, кто захочет, а главное, будет жить в агломерации, Перов отмечает, что в регионе уже сейчас создаются комфортные экономические условия: «относительно приличные заработки, возможность купить или арендовать нормальное жилье». Здесь же, напоминает он, находится один из сильнейших российских вузов — Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). Все это, как считает собеседник «Сноба», вероятно, поможет привлечь в агломерацию людей, которые захотят здесь учиться, работать и развиваться. «Предпосылки для создания миллионника безусловно есть, но надо понимать, что на это уйдут годы. Мне проект кажется интересным, сейчас дело за местными властями», — заключает Перов.
В разговоре со «Снобом» экотренер, координатор проекта «Фудшеринг Владивосток», эксперт движения «РазДельный Сбор» во Владивостоке Мария Прус отмечает, что сама по себе идея создать город-миллионник может способствовать развитию инфраструктуры, росту предпринимательства и «притоку» в регион новых культурных, научных и экологических проектов. При этом, по ее мнению, есть «ряд сложностей, которые опасно не учесть», именно из-за них местные жители относятся к предложению министра с опаской: «Владивосток расположен на берегу моря. Каким образом такое сильное расширение скажется на нашей природе? Что вообще от нее останется после такого строительства? Даже если у авторов проекта получится все построить и сделать хорошо, то какая нагрузка на местные экосистемы будет в будущем? Готов ли вообще край к такому потоку жителей? Мне кажется, очень важно смотреть на это не только с точки зрения развития инфраструктуры и денег, но и с точки зрения того, что ждет природу Приморья после такого строительства».
Подготовила Кристина Боровикова
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Агаларов начал переговоры о строительстве жилья на Дальнем Востоке
«Дом.РФ» может привлечь Crocus Group Араза Агаларова к строительству жилья на острове Русский во Владивостоке, рассказал бизнесмен в интервью РБК.
«Мы сейчас ведем переговоры. Возможно, возьмем этот проект на долевом участии: получим проектное финансирование, построим, продадим, а часть этого проекта передадим «Дом.РФ». Это называется проектом за долю», — пояснил он.
Формат аукционов «за долю» предполагает, что вместо оплаты аренды за пользование земельными участками победитель передаст «Дом.РФ» долю квартир в построенных объектах. Этот вид аукционов был запущен госкомпанией в 2020 году.
Агаларов напомнил, что Crocus Group построила Дальневосточный федеральный университет на острове Русский. «Думаю, крупнее строителей, чем мы, там просто не было», — заявил он в интервью. На это, по его словам, обратил внимание гендиректор «Дом.РФ» Виталий Мутко.
В пресс-службе «Дом.РФ» сообщили РБК, что в конце 2021 года — начале 2022 года планируется проведение аукциона «за долю» по участку площадью 26,9 га на острове Русский вблизи застройки ЖСК «Остров». Градостроительный потенциал территории составляет 113 тыс. кв. м индивидуальной и многоквартирной жилой застройки. «Это первый этап развития полуострова Саперный на острове Русский в части комплексной жилой застройки», — добавили в пресс-службе.
На сайте «Дом.РФ» также размещена информация о том, что в первом квартале 2022 года госкомпания планирует провести аукционы «за долю» на острове Русский, предложив в аренду 379 га и 5,5 га. Возможное участие в этом проекте Crocus Group в госкомпании не комментируют.
Кроме строительства жилья в Приморском крае, Crocus Group может также построить жилые дома на Камчатке. Сейчас компания строит на полуострове больницу и аэропорт. «К нам обратилось руководство Камчатского края с предложением поучаствовать в строительстве жилья, потому что с этим там большая проблема. Мы предварительно дали согласие, сейчас этот вопрос прорабатывается», — рассказал Агаларов. По словам бизнесмена, компания может построить на полуострове 100–150 тыс. кв. м жилья. РБК направил запрос в пресс-службу правительства Камчатского края
В Приморском крае сейчас строится 1,3 млн кв. м жилья, из которых 1,2 млн кв. м во Владивостоке. По данным Росреестра, в Приморском крае за девять месяцев 2021 года застройщики продали почти 7 тыс. квартир, на 63% больше, чем за тот же период прошлого года. На Камчатке долевое строительство отсутствует: на полуострове за последние два года не было продано ни одной квартиры в новостройке. На полуострове за прошлый год было построено 68 тыс. кв. м жилья, чуть менее половины возведено за счет государства, остальное — индивидуальные жилые дома, построенные жителями самостоятельно.
На Дальнем Востоке появится первый город-миллионник
Если объединить Владивосток, который де-юре насчитывает 600 тыс. жителей, с Артемом (находится в 38 км от Владивостока; около 100 тыс. жителей) и построить там новый город-спутник и привлечь в эту агломерацию еще около 300 тыс. человек, появится первый город-миллионник на Дальнем Востоке. Об этом в интервью РБК заявил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.
«Мы всерьез просчитываем бизнес-модель создания такого города-спутника, который мог бы и называться Спутник, — отметил министр. — Это слово, известное во всем мире как момент высочайшего триумфа советской науки, связано с запуском первого искусственного спутника Земли в октябре 1957 года. В английском языке даже есть такое выражение: Sputnik moment — это именно то, что нам сейчас нужно».
Предполагается, что проект будет реализовываться при поддержке ВЭБ.РФ, его дочерней структуры «ПроГород», Корпорации развития Дальнего Востока и правительства Приморского края, рассказал РБК источник, знакомый с деталями проекта. В пресс-службе ВЭБа это подтвердили, добавив, что соответствующее соглашение будет подписано на Восточном экономическом форуме. Ранее город-спутник Владивостока решила построить торговая сеть DNS. Но ее проект, который уже строится, будет меньше — он рассчитан лишь на 30 тыс. человек.
«Владивосток должен стать третьим самым привлекательным городом в России по всем параметрам после Москвы и Санкт-Петербурга. У него для этого все есть», — считает Чекунков.
Минвостокразвития сейчас также концентрируется на работе с регионами по выявлению самых перспективных мест в крупных городах, на подготовке перспективных площадок с подведением инфраструктуры и на адаптации стандартов Минстроя под дальневосточные условия. «Зачастую девелоперы, реализовывавшие проекты точечной застройки, ставили во главу угла краткосрочную прибыльность, а не качество жизни. Люди на безрыбье вынуждены были покупать дорогое жилье, которое не в полной мере соответствует современным представлениям о том, каким должен быть качественный квартал», — говорит глава ведомства. По его словам, Владивосток застроен «свечками на сопках» — 20-этажными зданиями, которые при очень высокой ветровой нагрузке раскачиваются, как мачты на каравеллах. «Объективно это не очень комфортно и портит облик нашей тихоокеанской жемчужины. На Дальнем Востоке есть земля, не надо там строить небоскребы», — добавил он.
Эту проблему должен решить проект «Дальневосточный квартал». «Будем стимулировать создание массовых кварталов жилой застройки (от 50 тыс. кв. м) в соответствии с единым архитектурным стилем, этажностью не более семи—девяти этажей, благоустроенными территориями, стандартами по парковым зонам, детским площадкам и парковочным местам», — рассказал Чекунков. На эти проекты будут распространяться режим территории опережающего развития, который даст налоговые льготы для застройщиков. Сейчас у Минвостокразвития в работе восемь таких площадок, оценочный объем недвижимости, который на них может быть создан, — более 2 млн кв. м, частные инвестиции — под 200 млрд руб., отмечает министр.
«А жить там кто будет?» Власти хотят создать на Дальнем Востоке «миллионник»
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков сообщил о планах построить в Приморье город на 300 тысяч жителей под названием Спутник, который объединит Владивосток с расположенным неподалеку городом Артем, образуя новую агломерацию на миллион жителей. Эксперты рассказали Сибирь.Реалии, что экономических предпосылок для проекта нет и, скорее всего, из затеи ничего не выйдет.
«Для людей это раздражающий фактор»
Жители Владивостока говорят, что, возможно, их город – рекордсмен в России по количеству масштабных недостроев, на которые потрачены миллиарды рублей. К каждому международному экономическому форуму власти анонсируют новый проект, но далеко не все планы могут реализовать.
К саммиту АТЭС-2012 власти обещали, используя деньги инвесторов, открыть два пятизвездочных отеля «Хаятт», которые не сданы в эксплуатацию до сих пор. Стоимость строительства отелей составила 18,3 млрд рублей, а в 2019 году их продали новому владельцу в пять раз дешевле – за 3,7 млрд.
– Когда я слышу такие заявления о строительстве города, мне сразу вспоминаются отели «Хаятт», на которые город потратил миллиарды, а продал за копейки, – говорит заместитель председателя приморского отделения «Яблока» Марина Железнякова. – Много недостроенных объектов и на острове Русский. Как правило, такие большие проекты попросту экономически невыгодны. Мне кажется, что этот замысел со строительством города хотели просчитать к Восточному экономическому форуму, но не слишком хорошо просчитали. Они просто подумали: «Так, нужно отчитаться, а что мы к форуму сделали». Сейчас вот перед форумом дорогу в 10 км решили отремонтировать за два дня – примерно из той же серии. Для жителей Владивостока такие громкие проекты сейчас – раздражающий фактор. Местные на таких крупных стройках работать все равно не будут: привезут кого-то из более депрессивных регионов. В то же время мы не можем решить проблему с квартальными дорогами во Владивостоке. Если отъехать от центра на три-четыре километра, вы просто ужаснетесь, что творится в городе. Проблема точечной застройки далеко не решена. Есть ряд садоводческих обществ, где люди готовы строить дома, но там нет дорог, нет электричества, нет никакой инфраструктуры. У нас есть о ком позаботиться вместо того чтобы объявлять большие проекты, которые могут быть экономически не выгодными и лягут на городской бюджет.
В последние годы власти пытались развивать на Дальнем Востоке так называемые Территории опережающего развития (ТОР) – зоны с льготными налоговыми условиями, созданные для привлечения инвестиций. Например, рамках ТОР в приморском городе Большой Камень открылся судостроительный завод «Звезда». При этом, полагает Марина Железнякова, в Приморье нет экономических предпосылок и нужного инвестиционного климата для строительства целого города.
– В регионе наблюдается отток населения, отток квалифицированных кадров. Например, в Приморском и Хабаровском крае число избирателей уменьшилось более, чем на 100 тысяч с 2007 года. К тому же 300 тысяч населения этого города нужно обеспечить нормальной работой. Экономический климат на Дальнем Востоке абсолютно не привлекательный. У нас действуют ТОРы: например, судостроительный завод «Звезда», который забрал себе всех лучших специалистов. Но город Большой Камень, где расположен завод, не имеет никаких плюсов или преимуществ от этого. Владельцы не выполняют социальных обязательств: например, на самом заводе все хорошо, а за его забором даже нет парковок для сотрудников, нет нормальных дорог, жилье для работников сдается в аренду очень дорого. В целом у нас ежегодно сокращается количество предпринимателей, средний бизнес исчезает, а предприятия в рамках ТОРов не смогут дать рабочие места для 300 тысяч человек.
«Огромная нагрузка на бюджет»
В 2021 году российские чиновники несколько раз возвращались к идее строительства новых городов. В июле Сергей Шойгу заявил, что в Сибири нужно построить «три, а лучше пять» городов с населением до 1 млн человек. Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин предложил на базе Циолковского возле космодрома Восточный в Амурской области построить новый большой город. «Город российской космонавтики. Не только для обеспечения ритмичной работы космодрома, но и для создания конструкторских бюро, инженерных центров и производства ракетно-космической техники. Так на самом деле и будет», – написал Рогозин на своей странице в Facebook.
В мире очень мало городов, построенных искусственно, без объективных экономических предпосылок. Содержание таких проектов требует больших вливаний из бюджета, говорит урбанист, кандидат географических наук, президент компании Habidatum, специализирующейся в области замеров и аналитики спонтанных городских данных, Алексей Новиков.
– Практика строительства новых городов минимальна. Например, Нур-Султан – столица Казахстана, построенная в довольно сложных климатических условиях. Весь этот многоэтажный город выглядит большим знаком вопроса: а зачем надо было строить именно в этом месте? Наверное, была какая-то политическая причина. Но как полноценный город без мощных бюджетных вливаний он, в общем-то, не работает. В Бразилии город Бразилиа, спроектированный архитектором Оскаром Нимейером, выглядит искусственным и также является большой нагрузкой на бюджет страны. Конечно, иногда власти осознанно идут на такие вложения, накладывают на бюджет дополнительную нагрузку, чтобы поднять определенный регион. Но в регионе все равно должна быть экономика или хотя бы перспективы ее возникновения. Например, в портовых городах это вполне могло бы сработать, но только если этот город стоит не на барьерной, а контактной границе. В противном случае это проект исключительно социальный или маркетинговый, пропагандистский, а не девелоперский, не экономический и не рациональный. В России была практика строительства научных городков, которая окончилась неудачно (в советские времена Пущино на Оке, Жуковский под Москвой, Ленинск в Казахстане. – СР). Такой город как сообщество ученых не мог существовать, потому что он был искусственным, и следующие поколения его жителей предпочитали разнообразие социальных и профессиональных ролей, а не узкую специализацию. Рядом находились более интересные с экономической точки зрения города, и более зрелые.
Что касается Приморья, то вложения в большой населенный пункт могли бы сработать при более активной экономике в регионе, полагает эксперт. Например, если бы Владивосток стал полноправным участником тихоокеанской экономической зоны.
– Это имело бы смысл, если бы Владивосток был частью так называемого Pacific ring – Тихоокеанского кольца, куда входят, например, Токио, Сеул, Гонконг, а с другой стороны – Ванкувер, Сан-Франциско, Лос-Анджелес. Но если мы говорим об этом, то геополитическая атмосфера должна быть максимально открытой, должна быть свободная торговля, может быть, с какими-то зонами порто-франко (беспошлинные портовые зоны. – СР). Если начнется вот такое развитие, и если Владивосток не будет дальним периферийным городом, форпостом на границе, который исполняет лишь барьерные функции. Сейчас Владивосток, конечно же, не часть Тихоокеанского кольца. Наша страна живет под санкциями. Кроме того, речь же идет не только о товарах, которые перевозят из одной страны в другую. Речь идет о полноценном финансово-экономическом центре, каким является Сеул, Токио и так далее. Там существуют представительства компаний, банков, торговые представительства разных стран. То есть должна быть открытая атмосфера с выгодными условиями, например, для аренды земли, офисов и так далее. Пока такого нет, о «новом городе» там даже не стоит мечтать, – говорит Алексей Новиков.
«Искусственные города не живут»
По мнению эксперта, если власти рассматривают строительство города как социальный проект за средства налогоплательщиков, то целесообразнее было бы вложиться в «управляемое сжатие городов»: переселение жителей северных районов в более южные территории.
– Я уже говорил, что управляемое сжатие городов – гораздо более важная проблема. В неблагоприятных климатических условиях живет очень много людей, которых, по идее, нужно перевозить. Не только потому, что им там не очень хорошо, но и потому, что это опять же оттягивает колоссальные бюджетные ресурсы. Что касается строительства «нового города», то попытки заманить людей под такие прожектёрские «мероприятия», как правило, заканчиваются плохо, потому что искусственные города не живут. Возникают огромные проблемы с их эксплуатацией, потому что нет экономических сил, которые их наполняют. В результате это все становится огромной социальной проблемой, которая висит на бюджете региона, муниципалитета и федерации. Если туда не идут девелоперы и нужно специально, от имени государства начинать строительство такого «города», то это уже знак того, что строить там не нужно. Если стоит цель потратить бюджетные средства, чтобы переместить людей, то к этому стоит относиться особенно внимательно, поскольку в дальнейшем такой город может стать большой бюджетной обузой, лечь на плечи налогоплательщиков всей страны на многие десятилетия. К тому же в таком городе придется соблюсти социальный баланс, то есть там должны жить учителя, врачи, музыканты и ученые, представители других профессий. И город должен стать для таких людей привлекательным, потому что просто так их к городу не прикрепить. Они пойдут за деньгами, которые зачастую обеспечиваются за счет повышающих коэффициентов, оплачиваемых опять же из бюджета. То есть это такой гигантский бюджетный проект, требующий огромных затрат средств налогоплательщиков.
Экономист и доктор географических наук Наталья Зубаревич не видит ресурсов и рычагов для реализации проекта Минвостокразвития. По ее мнению, власти ограничатся административным объединением Владивостока и Артема, а никакой новый город строить не будут.
– Построить город? А жить там кто будет? Кто туда приедет? – говорит Зубаревич. – Давайте скажем вот так: в Приморском крае миграционный отток, население там не растет. Естественным образом оно также не растет: идет естественная убыль, то есть рождается меньше людей, чем помирает. Поэтому не надо пиар Минвостокразвития накануне Восточного экономического форума воспринимать серьезно. Они объединят Владивосток с Артемом, это сделать легко, административная история. И будет не 600 тысяч население, а 700, ну и что? О каком строительстве города может идти речь, откуда деньги? В регионе уже ввод жилья увеличился, стали строить больше, и это хорошо, потому что раньше строили мало. Но кто покупает квартиры во Владивостоке? Сами жители Владивостока или жители Приморского края, которые перебираются во Владивосток. Владивосток станет частью Тихоокеанского кольца – из разряда глупостей. А если я буду вечно жить? Как может страна, которая против всего мира, избавиться от санкций и наладить торговлю? Это вопрос не ко мне, а к Владимиру Владимировичу Путину.
Вице-премьер и полномочный представитель президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев не поддержал идею строительства новых городов в регионе. По его мнению, «для начала нужно привести в порядок Владивосток, Хабаровск, Анадырь, Магадан, Благовещенск». «Мы все-таки исходим из того, что людей надо обеспечивать не только жильем, но и работой. Поэтому строить новый город есть смысл тогда, когда возникают огромные новые экономические мощности», – сказал Трутнев.
Активно инициативу Минвостокразвития прокомментировали пользователи соцсетей. Вот, в частности, некоторые реплики на эту тему из «ВКонтакте»:
Заселять его будут китайцами?
А если объединить коррупционеров с тюрьмами, и привлечь нормальных людей в новый созыв Думы, то у нас появится нормальная демократия, но это что-то особо не обсуждают.
Зачем пытаться искусственно создать видимость что что-то там за пределами Москвы и Питера не вымирает?
Эти совковые идиоты все людей рассматривают за скот, который можно тупо переселить
«Если объединить Владивосток с Артёмом, построить там новый город-спутник, привлечь еще порядка 300 тыс. человек в эту агломерацию, ночью в полнолуние положить под подушку записку с текстом «миллионник, миллионник, миллионник», трижды прокрутиться вокруг своей оси насвистывая гимн России, у нас появится первый город-миллионник на Дальнем Востоке», — сказал чиновник
какая благородная цель — город миллионник на дальнем востоке! интересно, почему они там естественным путём не образуются?
Кто был во Владивостоке и Артёме понимает, что это полный бред
Лютый бред. Владивосток изначально был городом крепостью, военной базой. Зачем из него делать миллионник? Посмотрите на карту, он расположен на узком вытянутом полуострове, на сопках и скалах. Один въезд, одна дорога. Сейчас уже не жизнь, а существование в вечных пробках, среди авто в крошечных дворах без парков и скверов.
И откуда нагонять этот миллион? Из окрестных вымирающих сёл и деревень? Из загибающихся городов вроде Партизанска или Дальнегорска? Ну и что это будет? Пустынная территория края, а здесь копошащийся человейник?