Что строится в солигорске
Солигорск: как создавался город, заработавший стране миллиарды долларов
9 июля 1949 года у деревни Чижевичи Старобинского района произошло событие, значение которого для современной Республики Беларусь сложно переоценить. С глубины 349 метров на поверхность планеты был поднят столбик светло-розового кристаллического вещества. Вещество оказалось сильвинитом — важнейшим сырьем для получения ценных удобрений. Так под полями юга нынешней Минской области было открыто колоссальное месторождение калийных солей, и по сей день играющее ключевую роль в обеспечении нашей страны свободно конвертируемой валютой. По соседству с рудниками будущего ОАО «Беларуськалий» вырос город шахтеров, один из самых молодых населенных пунктов Беларуси. Onliner.by начинает цикл статей о новых городах страны рассказом о Солигорске — месте, в недрах которого куются ее сила и процветание.
Все началось триста с лишним миллионов лет назад, в конце девонского периода истории Земли. Беларусь, о возникновении которой в те годы по определенным причинам еще никто не догадывался, вытянула свой счастливый билет, несколько скрасивший отсутствие в ней нефти и природного газа. На месте нынешнего Полесья в то время плескалось мелководное море, а у его берегов, на территории Солигорского района, образовались обширные заливы, отделенные от моря песчаными косами.
Было жарко, вода с удовольствием испарялась, а концентрация солей, в том числе и солей калия, в заливах повышалась. Четыре раза повышалась она настолько, что кристаллы соли постепенно выпадали в накапливавшийся осадок. Так образовались четыре горизонта калийных солей, имеющих сейчас стратегическую ценность для страны. В последующие геологические периоды они опустились на глубину, спрятавшись под 350-метровым слоем песка и глины. Следующие сотни миллионов лет чудовищное количество сильвинита мирно покоилось под этим «одеялом», в конце концов все-таки дождавшись появления человека разумного, а в его среде — геологов.
Эти бородатые романтики в толстых свитерах и с гитарой за плечами появились на юге современной Минской, а тогда Бобруйской области весной 1949 года и по своему обыкновению стали активно закапываться в землю. Спустя два месяца напряженной работы одна из разведочных скважин дала результат, особого значения которому сначала не придали. 9 июля 1949 года работники бригады А. И. Нестерова извлекли на поверхность керн, которому дали в буровом журнале ничем не примечательную характеристику: «Соль светло-розовая с прослойками темно-серой глины».
Последующие исследования обнаружили в старобинской земле крупнейшее в Европе месторождение калийной соли. Миллиарды тонн сильвинита, расположившиеся на глубинах до 1200 метров, должны были осчастливить растущее сельское хозяйство Советского Союза. Решение о строительстве рядом с районным центром Старобин первого в БССР калийного комбината было принято в 1953 году. Одновременно где-то в недрах союзных министерств по-петровски постановили: «Здесь граду быть».
Особенно актуальным вопрос извлечения из белорусских недр девонского наследия стал после начала в СССР кампании по освоению целины. В июле 1958 года рядом со Старобином высадились первые отряды комсомольских строителей. Часть из них начали сооружение калийного комбината, остальные занялись будущим городком шахтеров. 10 августа 1958 года на колхозном поле близ деревни Чижевичи состоялся торжественный митинг. Надпись на оставшемся после него памятном (первом!) камне гласила: «10-VIII-1958 здесь заложен город Ново-Старобинск».
Возможно, карту Беларуси и сейчас украшал бы населенный пункт с таким названием, но через год после основания его все же решили переименовать. В Советском Союзе новым городам часто давали имена с окончанием «-горск» (Зеленогорск, Оленегорск, Железногорск, Снежногорск, Углегорск, Степногорск и так далее). БССР же удостоилась Солигорска (а спустя пару лет — и Светлогорска).
Главной проблемой города шахтеров было то, что в первое десятилетие его существования, примерно до 1969 года, застраивался он, по сути, бессистемно. В момент его основания, когда юноши и девушки со всей страны с горящим взором и комсомольским задором принялись строить, строить и еще раз строить, никто не мог даже предположить, что со временем Солигорск вырастет в город-стотысячник. Согласно первоначальному плану, обслуживать нужды единственного калийного комбината должен был относительно небольшой населенный пункт с населением в 18—20 тыс. человек (для сравнения: это масштаб Марьиной Горки).
Первый жилой район — Северный — строили быстро, и в своей основе он был готов за пару-тройку лет. Одно- и двухэтажные здания, по-хрущевски лишенные всяких излишеств, конечно, уже не могли украсить город так, как соцгородки предыдущей эпохи. Тем не менее они позволили относительно комфортно разместить хотя бы первых строителей.
Аппетиты союзных и республиканских властей, осознавших огромные размеры Старобинского месторождения, быстро выросли. Вскоре было принято решение о строительстве второго мощного калийного комбината. Проект планировки и застройки Солигорска пришлось оперативно пересматривать, ведь перспективная численность его населения увеличилась до 50 тыс. человек. Но и это был еще не конец: на горизонте замаячили планы возведения третьего и четвертого комбинатов, и в конечном итоге была определена новая задача: к 2000 году население города должно было достигнуть 100 тыс. человек.
Тем не менее и в 1960-е годы город продолжал застраиваться без особого смысла. Однотипные пятиэтажки, значительное отставание в строительстве объектов соцкультбыта, слабое озеленение портили местным жителям настроение и мешали им совершать трудовые подвиги на благо родины.
Что строится в солигорске
Цена « квадрата» покажется высокой даже минчанам: в Солигорске строят жилой дом « London» с двухуровневыми квартирами
В Солигорске на ул. Строителей возводят монолитно-каркасный жилой дом « London ». Сегодня заявленная цена на квартиры в нем даже для минских новостроек выглядит внушительно, не говоря уже о регионах. Однако заказчик заверяет, что « с учетом применения самых современных технологий, которые обеспечивают высокое качество строительства, цена на эксклюзивные квартиры ничуть не завышена и соответствует стоимости жилья самого высокого класса».
Хорошая инфраструктура и стеклянный лифт
Заказчиком жилого дома выступает ООО « Антал-Солигорск», генподрядчиком — ООО « Металлстройпрофиль». Подрядные работы на объекте начаты 4 ноября прошлого года. Сдать жилой дом в эксплуатацию компания планирует 4 июля 2021-го.
Жилой дом « London » строится по авторскому проекту с использованием современных технологий, которые обеспечат жильцам комфортную среду проживания. Район застройки отличается хорошо развитой инфраструктурой. В шаговой доступности от него есть школа, детские сады, кафе и рестораны, аптеки, салоны красоты, магазины, спортивный комплекс и развлекательный центр.
Монолитно-каркасный одноподъездный 6-этажный дом « London » рассчитан на 26 квартир, в том числе 4 — двухкомнатные, 16 — трехкомнатных, 4 — четырехкомнатные и 2 — двухуровневые пятикомнатные.
Наружные несущие стены запроектированы из керамического блока, внутренние межквартирные — из кирпича, перегородки — из гипсовых блоков. Дом имеет вентилируемый фасад из клинкерной плитки и металлических панелей. Лестничная клетка в подъезде будет иметь витражное остекление на всю высоту дома. Стены и пол облицуют керамогранитом и другими современными материалами.
В доме предусмотрен лифт со стеклянными дверями и витражным остеклением. На первом этаже запроектирована просторная колясочная с мойкой для колес и лап животных, а также место для консьержа.
Квартиры будут сдаваться без внутренней отделки. Из сантехнического оборудования установят унитаз. Также предусмотрено газовое оборудование и приборы учета тепла и воды.
Каждая квартира будет обеспечена машиноместом на автостоянке.
Для заключения договоров долевого строительства предложены 2 трехкомнатные квартиры на первом этаже ( № 4 и 5), 2 двухкомнатные на 3-м и 4-м этажах ( № 13, 18), 8 трехкомнатных на 3-м и 4-м этажах ( № 11,12,14, 15,16,17,19,20), 2 четырехкомнатные на 6-м этаже ( № 25,26) и 2 двухуровневые пятикомнатные квартиры на 5−6 этажах ( № 21,24).
Прием заявлений на заключение договоров долевого строительства ведется с 21 января 2021 года.
«В Солигорске есть обеспеченные люди, которые готовы покупать по таким ценам»
— Наш дом эксклюзивный. По месторасположению в центре города, применению современных технологий строительства, отделке мест общего пользования, наличию небольшого количества квартир, большим площадям жилых помещений — самая маленькая двухкомнатная насчитывает 53 кв. м — и другим характеристикам этот дом относится к клубным. Подобные дома в Минске стоят по 3,5 тыс. долл./кв.м, а квартира на 300 квадратных метров — больше миллиона долларов.
Мы изучили спрос на квартиры в нашем доме в Солигорске и приятно удивлены, что в городе есть обеспеченные люди — бизнесмены, которые готовы строить у нас квартиры. Более того, некоторые люди даже хотят объединить 2−3 квартиры в одну. Они не хотят жить в загородном коттедже, а желают иметь эксклюзивную квартиру в центре города. Мы работаем для каждого клиента в отдельности и можем предоставить услугу по объединению квартир в процессе строительства. Для этого надо только внести изменения в проектную документацию.
Перед нами не стоит задача быстро продавать квартиры в доме, и снижать цены мы не намерены. Будем строить за свои деньги. Возможно, в процессе строительства стоимость жилья даже вырастет.
Источник фото: сайт компании « Металлстройпрофиль».
Посмотрите, как строится крупнейший в Солигорске торгово-развлекательный комплекс. И что там будет
Строительство нового ТРЦ «Карусель» на въезде в Солигорск со стороны Кулаков в разгаре. Сдать объект в эксплуатацию планируют уже в апреле 2022 года.
Сетевое издание str3.by делится подробной информацией о планах проекта:
— Комплекс будет располагать собственной котельной, очистными сооружениями дождевого стока, автомобильной парковкой на 499 машиномест, в том числе 15 машиномест для людей с ограниченными возможностями, — рассказал руководитель проекта Антон Толстик.
«Это будет экопарковка, такой в Солигорске еще не было»
— В ее основе будет дренажная система, также эта парковка будет отличаться зелеными насаждениями и газонами. Такая парковка есть, например, в районе Национальной библиотеки в Минске, — говорит Толстик.
Комплекс будет трехэтажным, его общая площадь составит 17 тысяч 677 метра квадратных. Он будет включать фудкорты, зону кинотеатра (скорее всего на третьем этаже) на первом этаже разместится торговый зал одного из крупных ретейлеров, а также торговые помещения розничной торговли. Уже идет подбор арендаторов на возводимые площади с широким ассортиментом торговли.
Ежедневно на объекте трудится 40-45 строителей
В материале издания утверждается, что по итогам работы в марте среднедневная заработная плата по бригадам плотников-бетонщиков составила 61,31 руб. (от 51 до 71 рубля в зависимости от выполнения нормы выработки по разным бригадам).
Что строится в солигорске
Авторизуйтесь, чтобы воспользоваться функцией:
Члены Минской урбанистической платформы разработали проект детального планирования ( ПДП) для одного из новых микрорайонов Солигорска. В городе шахтёров урбанисты предлагают возвести квартал, основанный на современной градостроительной философии Европы. Некоторые принципиальные решения могут стать откровением для белорусских проектировщиков.
В 2016 году квартиры по большей цене, чем в Солигорске, продавали лишь в Минске. В 2017 году цены на вторичную недвижимость в городе шахтёров уже сравнялись с ценами на столичное жильё экономкласса. В том же 2017-м Солигорщина возглавила рейтинг районов Беларуси с самыми высокими зарплатами.
Несмотря на наличие денег, Солигорску не хватает узнаваемых видов города, жалуются местные активисты. Архитектор Лариса Смирнова считает важным думать не только о комфортной среде, но и о городском портрете: «Призываю администрацию Солигорска задуматься: какой вид города мы можем поместить на открытку?».
Члены Минской урбанистической платформы не разрабатывали дизайн-код Солигорска — зато они предложили администрации города любопытный проект застройки одного из новых микрорайонов калийной столицы Беларуси. Если проект урбанистов реализуют, в городе шахтёров может появиться современный квартал, который учитывает новейшие градостроительные принципы, принятые в Европе. Проект презентовали на Минском урбанистическом форуме.
Почему урбанисты выбрали Солигорск?
Большинство городов Беларуси имеют сложившуюся планировочную структуру. Солигорску больше некуда расширяться в пределах городской черты. Поэтому для развития города и решения проблемы его переуплотнения указом президента Беларуси из сельскохозяйственного оборота вывели территорию для строительства 4 микрорайонов.
Узнав о начале разработки для Солигорска проекта детального планирования ( ПДП), члены Минской урбанистической платформы выступили с личной инициативой. Урбанисты хотели воспользоваться редкой возможностью: спроектировать жилой район высокой плотности в чистом поле.
Какие у проекта ценности?
Цель проекта Минской урбанистической платформы — создание комфортной и качественной городской среды, как рассказал архитектор, член Платформы Елизавета Чепикова. По её словам, в качественной среде каждое пространство имеет своё смысловое и функциональное назначение.
Разнообразную среду урбанисты понимают как наличие у каждого общественного пространства своего смыслового наполнения, выраженного физически в организации пространства, его благоустройстве и архитектурных решениях. Сформировать новый, соразмерный человеку, масштаб застройки важно не только для улучшения качества жизни, но и для формирования креативной атмосферы города.
Цель конкретного проекта застройки микрорайона № 22 в Солигорске — создание разнообразной и комфортной для жизни среды в условиях застройки высокой плотности, сообщает архитектор, член Платформы Анна Саливон. Коллеге вторит архитектор, член Платформы Илона Эльяшевич: «Задача проекта — разработать не видение идеального района будущего, а переходную его модель, которая отвечает современным представлениям о комфортной среде и соответствует нашим ценностям».
На каких нормах основан проект?
При определении функционального назначения территорий авторы проекта руководствовались техническим заданием ( ТЗ), основанном на генеральном плане. Конфигурация застройки обусловлена желанием авторов проекта использовать стандартные секции Солигорского ДСК.
Где находится район?
Проектируемая территория расположена на въезде в Солигорск по трассе Р23. На севере микрорайон № 22 окружён лесным массивом, на востоке — существующим микрорайоном, на западе и на юге — проектируемыми микрорайонами. В «южном» микрорайоне № 21 уже возводят первый дом.
Какая у проекта концепция?
При определении местоположения общественного центра микрорайона № 22 авторы проекта ориентировались на генеральный план Солигорска. В итоге общественный центр расположили на пересечении улицы Судзиловского и улицы Проектируемой № 2. У общественного центра сходятся 2 оси: бульварная и общественная. На пересечении осей находится площадь, сочетающая функции их обеих.
Микрорайон № 22 будет представлять собой высокоплотную, но среднеэтажную застройку. Почти все дома поднимутся на высоту 5−7 этажей, и лишь 3 дома послужат высотными 15-этажными акцентами. Высотки представлены стандартными домами « МАПИДа» башенного типа и появятся в месте примыкания 22-го микрорайона к 21-му.
Таким способом авторы проекта надеются избежать контрастного перепада высот, поскольку микрорайон № 21 по предварительным данным планируют застроить домами повышенной этажности. Также переменная этажность позволит связать застройку микрорайона № 22 с потенциальным окружением.
В микрорайоне № 22 запроектированы 33 жилых дома. Секционные дома представлены двумя модернизированными сериями ДСК Солигорска. «Это было частью технического задания на проектирование, — признались урбанисты. — И во многом обуславливало архитектурные и градостроительные решения».
Для достижения одной из целей проекта — создания комфортной среды — урбанисты уделили особое внимание зонированию территории. «Невозможно создать комфортную среду без функциональной наполненности пространств», — пояснила Анна Саливон. С учётом преобладающей жилой функции микрорайона № 22 авторы проекта стремились не превратить его в рядовой спальный район.
На 1-х этажах жилых домов проектировщики разместили объекты сферы услуг. Верхние этажи общественного центра архитекторы отдают под офисы. В микрорайоне № 22 разместили 3 детских сада: в целях эффективного использования земли они будут встроенно-пристроенными. «Такое решение позволяет значительно сократить площадь земельного участка по сравнению с отдельно стоящим детским садом», — отметила Анна Саливон.
Микрорайон № 22 состоит из кварталов небольшой площади, поэтому вынос функций, традиционно присущих придомовой территории ( площадки для тихого отдыха и детские площадки, рассчитанные на различную активность детей), позволил урбанистам сформировать компактные кварталы.
Технико-экономические показатели проекта
Технико-экономические показатели ( ТЭП) микрорайона № 22 в среднем превышают обычные значения стандартного микрорайона. Урбанисты целиком разработали 1 двор с планировками 1-х этажей.
Проектирумая территория раскинулась на площади в 20 гектаров. Общий жилой фонд микрорайона № 22 по проекту составляет 190,7 тысячи квадратного метра. Обеспеченность жилым пространством в районе равна 29 «квадратам» на человека.
Общественные пространства
Комфортная среда среди прочего подразумевает систему публичных пространств. В микрорайоне № 22 представлено 3 типа публичных пространств: общественные, полуобщественные и полуприватные. Общественные пространства — улицы, 2 пешеходные оси и 3 площади. Полуобщественные пространства — межквартальные территории. Полуприватные пространства — дворы.
«Для нас было важно не проявлять архитекторскую блажь, а отталкиваться от того, что функциональное наполнение пространства, расположение деревьев, геопластика обусловлены атмосферой, которую мы хотим создать в этом пространстве», — объяснила Анна Саливон.
1) Площадь у торгового центра
Площадь, сочетающая в себе свойства зеленой и общественной осей, на пересечении которых она находится, задумана как пространство для встреч посетителей общественного центра, офисных работников и жителей этого и ближайших районов, поэтому на площади установят множество мест для сидения. На нижних этажах общественного центра расположатся объекты общественного обслуживания, на верхних этажах — офисы. На площади разместят заглубленную спортивную площадку, на которой заниматься спортом смогут жители микрорайона № 22 и соседних районов, а также посетители общественного центра.
2) Площадь на зелёной оси
Площадь на зелёной оси запроектирована возле детского сада и включает в себя линейные и узловые пространства. К узловым пространствам относятся входной узел, примыкающий к улице Воскресенской, и входной узел на переходе зелёной оси в саму площадь. Ключевой узел — рекреационный, включающий детские площадки и площадки для тихого отдыха. Основной транзит пешеходов расположат вдоль плоскости фасадов.
3) Площадь на общественной оси
Если предыдущая площадь находится практически в парке и представляет собой мягкое неформальное пространство, то эта площадь намного более замощена и в силу своей организации предполагает более формальную атмосферу.
Полуобщественные пространства
С учётом важности создания комфортной среды в полуобщественных пространствах в них разместили рекреационную функцию. «Как правило, в микрорайонной застройке полуобщественные пространства — что-то аморфное, место транзита пешеходов к своим домам, — заметила Анна Саливон. — Там не хочется задерживаться, оттуда хочется поскорее убежать. Поэтому мы решили добавить в эти пространства места притяжения».
В таких местах жители смогут остановиться, отдохнуть, позаниматься спортом на площадке для воркаута.
Полуприватные пространства
«Для нас важна интеграция полуприватного ( дворового) и приватного ( частного) пространств», — акцентировала Анна Саливон. В месте примыкания квартала к общественному центру 1-е этажи всех домов урбанисты отдают под общественные функции.
Во дворе отсутствуют неосвоенные зелёные зоны: пространство между проездом для экстренных служб и домом урбанисты отдали под приватные сады жителей 1-х этажей. Сады задуманы естественной границей приватного и полуприватного пространств.
Что касается жилых 1-х этажей, то они тесно взаимосвязаны с садами во дворах на уровне конструктивной общности: террасы выходят в сад и являются частью 1-го этажа.
Озеленение
В продолжение темы эффективного землепользования урбанисты отметили важность отсутствия аморфных озеленённых территорий неопределённого назначения. Поэтому в микрорайоне № 22 представлено озеленение 3 типов: буферное, рекреационное и дворовое. Буферное озеленение — зелёные зоны вдоль проезжих частей автомобильных дорог. Рекреационное озеленение — парки, скверы, бульвары. Дворовое озеленение — обычные зелёные насаждения во дворах.
Транспортный каркас
Несмотря на цель сформировать среду, комфортную для всех, очевидно: в микрорайоне № 22 урбанисты отдают преимущество в движении пешеходам. Для авторов проекта было принципиально важно создать проницаемый район, что значит предоставить жителям больше вариантов маршрутов для перемещений.
Помимо периметральных улиц районного и городского значения, в микрорайоне № 22 проложат 2 внутренние улицы, к которым подключена сеть проездов. Все проезды организовали в один уровень с тротуаром, что подразумевает использование принципа совместного использования.
Заехать во двор смогут только экстренные службы, остальные проезды — обслуживающие или обеспечивающие доступ. Невозможно представить комфортную среду с обширными пространствами плоскостных парковок, полагают урбанисты. «Проектировать и возводить любые паркинги ( подземные, полуподземные, наземные) зачастую дорого, — признают авторы проекта. — Но при текущем уровне автомобилизации альтернативы паркингам нет».
Паркинги
В проекте застройки микрорайона № 22 представлено 3 вида паркингов: подземные, полуподземные, наземные. Наземные паркинги образовывают стилобат, на котором расположена строчная застройка. Также наземные паркинги представлены паркингом-этажеркой, примыкающей к торговому центру. Полуподземные паркинги формируют стилобат или террасы.
Подземные паркинги урбанисты панацеей не считают, однако утверждают, что не смогли обойтись без них при разработке проекта. Если подземные паркинги располагаются под кварталами, то пользоваться паркингом смогут все жители квартала. Если подземные паркинги частично находятся под межквартальной территорией, то возможность хранить здесь свои автомобили получат и жители соседних домов.
Доля подземных паркингов составляет менее 50%, остальные машиноместа расположены на наземных и надземных паркингах.
Урбанисты беспокоятся за судьбу паркингов. Как известно, в Беларуси застройщики часто сталкиваются с проблемой отсутствия спроса у жильцов мест в паркингах. Люди жалуются на слишком высокие цены за машиноместо. Создатели проекта застройки микрорайона № 22 крайне не одобряют неуклонное увеличение автомобилей в городах Беларуси, но вынуждены учитывать текущую ситуацию: «Есть ценности комфортной среды, а есть сухая экономическая реальность. Не все архитектурные проблемы можно решить инструментами архитектуры».
Градостроительный инструментарий проекта
1) Многоуровневость
Одним из инструментов, используемых в проекте, урбанисты называют многоуровневость — разделение потоков пользователей пространства. Для разграничения потоков пользователей, а также функций пространств урбанисты в своём проекте создали многоуровневую структуру.
Например, организация подземных и полуподземных паркингов позволяет разграничить полуприватные, полуобщественные или общественные пространства, так как дворы находятся выше уровня уличного пространства. Заглубленная спортивная площадка на площади у торгового центра создает чувство безопасности и у спортсменов, и у пешеходов. Площадка у детского сада находится выше уровня земли, что разделяет их пользователей и случайных прохожих.
2) Аттракторы ( места притяжения людей)
Урбанисты посчитали важным создать в районе пешеходный трафик, чтобы преобладающая жилая функция района не превращала его в типичный спальник. Авторы проекта действовали на 3 уровнях:
а) пространственная схема: 3 главных узла-аттрактора — 3 площади. Людям есть куда идти из пункта, А в пункт Б.
б) более мелкие узлы-аттракторы, например, остановки и объекты сферы услуг, прилегающие к ним.
в) подъезды со сквозным проходом и выходом на 2 стороны — на улицу и во двор.
3) Безбарьерная среда и успокоение движения
Улицы района предназначены для совместного использования пешеходами, велосипедистами и автомобилистами. В проекте предусмотрены поднятые пешеходные переходы: проезжая часть поднимается в уровень тротуара. Для успокоения движения автомобильного транспорта его траекторию искривляют: это позволяет снизить скоростной режим.
4) Разнообразие профилей парковок и скоростных режимов
«Однообразный профиль улицы на всём её протяжении не способствует тому, чтобы улица стала общественным пространством, на котором приятно находиться», — заметила Анна Саливон. При этом важно, чтобы планировочные решения и размещение тех или иных элементов на улице были обоснованы. К примеру, размещение парковок разного вида вдоль улицы зависит от скоростного режима — соответственно, парковки занимают разное количество места и обусловливают форму и размер буферного озеленения, а также искривление велодорожки.
Фасады
Для проекта застройки микрорайона № 22 урбанисты разработали 4 фасадных модуля. «Фасад — не столько реализация амбиций архитекторов, сколько отображение того пространства, на которое выходят фасады», — убеждена Анна Саливон. Этим обусловлена типология фасадов, которые выходят на различные типы пространств: общественно-узловое, общественно-транзитное, полуобщественное и дворовое.
Такую классификацию урбанисты объясняют тем, что во всех 4 видах пространств их пользователи проводят разные периоды времени и движутся с разной скоростью. Именно эти факторы повлияли на выбор авторами проекта фасадной деталировки, типов входных групп, организации 1-х этажей, отделочных решений.
Технический кодекс установившейся практики ( ТКП)
«Мы с коллегами хотели рассказать, какие технические нормативные правовые акты ( ТНПА) нам строить и жить не помогают, — трагично начала Анна Саливон. — Мы хотели рассказать, что нормы мусороудаления не обновлялись с тех пор, как мусоропроводы устанавливали в подъездах жилых домов».
Но ключевым препятствием для развития градостроительной мысли в Беларуси урбанисты считают кодекс установившегося мышления в головах проектировщиков. По мысли авторов проекта, работа с этим законодательно не зафиксированным кодексом не менее важна, чем совершенствование ТНПА.