Что строит новатэк в мурманске
В Мурманской области продолжают строительство уникального завода
В Мурманской области продолжают возведение центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. Масштабный проект компания «Новатэк» развернула на западном берегу Кольского залива в селе Белокаменка. Каким будет завод по строительству заводов, посмотрели корреспонденты ТВ-21.
Борис Невструев, начальник строительного отдела компании «Новатэк-Мурманск»: «В 2020 году все будет введено. С 19 по 20 год. С учетом очередности строительства. У нас либо раньше, либо в срок. Другого не дано».
Всего площадь этого объекта в селе Белокаменка более 250 гектаров, около 20 из которых искусственно создали. Сделали насыпи в море, расширили береговую линию. Даже на картах точка, где сейчас находится причал номер один, будет в ста метрах от берега.
Борис Невструев, начальник строительного отдела компании «Новатэк-Мурманск»: «Глубина погружения свай более 30-ти метров, глубина у кордона, чтобы подходили суда более 12 метров, планируется, что он будет использоваться для приема металлоконструкций».
Металлоконструкций, бетона и других материалов нужно будет немало, ведь габариты платформы очень и очень внушительные. Строиться она будет из модулей в сухих доках номер один и номер два, высота каждого с пятиэтажный дом
Сухой док номер один. Здесь будут производиться платформы гравитационного типа, модули для будущих заводов СПГ. Здесь они будут изготавливаться, и отправляться дальше на Ямал.
Стройплощадку в Белокаменке также посетили председатель правления «Новатэка» Леонид Михельсон и врио губернатора Андрей Чибис. Глава региона остался под впечатлением от масштабов проекта и даже предложил название для первой плавучей платформы, отдав должное сходству ее размеров с Красной площадью в Москве.
Над тем, чтобы как можно быстрее начать строить платформы СПГ в Белокаменке трудятся множество подрядчиков, причем не только из России, но из Турции, Сербии и даже Китая. А это 150 единиц техники и более 4000 человек. После ввода в эксплуатацию центр даст 15 тысяч новых рабочих мест.
Андрей Чибис, врио губернатора Мурманской области: «Это глобальный проект, масштабная стройка, которая, по-моему, одна из самых масштабных в мире. Очень здорово, что «Новатэк» на нашей земле реализует этот проект».
Леонид Михельсон, председатель правления ПАО «Новатэк»: «Стройка, мягко говоря, громадная. Больше 120 миллиардов рублей инвестиций. Мы это называем завод, который будет строить заводы. Проект «Арктик СПГ-2» будет намного рентабельнее, чем «Ямал СПГ». Проектная производительность 16 миллионов тонн, а здесь 20 миллионов тонн».
Ввести в эксплуатацию большинство объектов центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в Белокаменке планируют в ближайшие два года.
ЦСКМС
Первый в мире завод по серийному производству линий сжижения природного газа на основаниях гравитационного типа (ОГТ)
Проект создания Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) реализуется в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 № ЦСКМС присвоен статус стратегического инвестиционного проекта, а также масштабного инвестиционного проекта Мурманской области.
Проект реализуется в пос. Белокаменка Мурманской области. Центр является ключевым объектом для создаваемой в России отрасли по производству СПГ-оборудования: на его площадке осуществляется производство оснований гравитационного типа (ОГТ), интеграция СПГ-оборудования, строительство крупногабаритных модулей и производство линий сжижения на ОГТ. К строительству ЦСКМС привлечено более 100 российских производителей. Часть их высокотехнологичной продукции создана специально для Проекта и не имеет аналогов в РФ.
В настоящее время ЦСКМС ведет строительство первых двух линий сжижения на ОГТ для проекта «Арктик СПГ 2». Предусмотрено дальнейшее серийное производство подобных линий сжижения в рамках перспективных СПГ-проектов ПАО «НОВАТЭК».
В сентябре 2021 г. в ЦСКМС в Мурманске прибыли первые модули для ОГТ №1.
ЦСКМС состоит из 5 основных секторов
Завод заводов
Стройка советских масштабов идет в Белокаменке
Еще в 2015 году во время проведения Санкт-Петербургского международного экономического форума председатель правления ОАО «НОВАТЭК» Леонид Михельсон и губернатор Мурманской области Марина Ковтун подписали соглашение о сотрудничестве для создания Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. Два года ушло на согласование, принятие необходимых постановлений, проведение госэкспертиз, и в июне 2017 года начались работы на площадке, где будет создано крупнейшее предприятие Кольского края.
Молодые профессионалы
Прежде чем попасть на строительную площадку, в Мурманске прошел инструктаж по технике безопасности, получил теплую куртку и светоотражающий жилет, каску с очками, специальную обувь. 55 километров пути, и мы на месте, где круглые сутки идут активные земляные и буровзрывные работы.
Еще старшекурсником Санкт-Петербургского госуниверситета путей сообщения Агеев участвовал в проектировании вантового моста в Санкт-Петербурге, после окончания вуза работал в известной компании «KVAERNER», где занимался проектированием и строительством в Находке двух оснований гравитационного типа для буровых платформ проекта «Сахалин-2». Трудился в Норвегии в рамках проекта Ормен Ланге, затем участвовал в реализации проекта «Сахалин-1», строил дальневосточный завод «Звезда», а с весны 2015 года возглавил нынешнее свое предприятие. Опыт, как видим, огромный, грех не использовать.
Масштаб предстоящих работ впечатляет: предстоит в скальном грунте сформировать 7 километров откосов, фактически сровнять сопку с землей.
Взорванный скальный грунт вывозят для отсыпки четырех искусственных земляных участков и формирования двух перспективных площадок, часть здесь же перерабатывают на щебень.
Габариты впечатляют
Что касается отсыпки скального грунта в Кольский залив, то на это имеются соответствующие разрешения, и делается все под постоянным и неусыпным контролем экологов, которые на специальном судне делают необходимые замеры. Кстати, строители, не нанося ущерба морской среде, уже выпустили в море более 80 тысяч мальков семги.
Вообще, руководству ООО «НОВАТЭК-Мурманск» приходится значительную часть времени тратить на согласования, но и без них нельзя. К примеру, при проведении взрывных работ, чтобы обеспечить безопасность, заранее предупреждают Северный флот, капитана порта, экипаж рейдового перевалочного комплекса «Умба», стоящего невдалеке в Кольском заливе, перекрывают автомобильную дорогу.
К строительству сухого дока № 2 и гидротехнических сооружений (причального фронта и берегоукреплений) привлекут крупную китайскую компанию, имеющую огромный опыт строительства портов по всему миру. Док планируется завершить в 2020-м, а первый завод СПГ отправить в Обскую губу два года спустя после этого.
Инвестиции десятки миллиардов
Понятно, что при строительстве ОГТ потребуется огромное количество бетона. Его будут поставлять четыре завода по производству этого материала.
Электроэнергией ЦСКМС обеспечит подстанция 150 кВ и две ЛЭП длиной 18 и 55 километров. Общая площадь верфи превысит 180 гектаров.
Всего на ООО «НОВАТЭК-Мурманск» будут работать более 10 тысяч человек. Для них построят вахтовый поселок.
На начальном этапе построят три плавучих завода СПГ мощностью 6,6 миллиона тонн каждый, которые будут установлены в Обской губе на железобетонных платформах гравитационного типа. Понятно, что тремя заводами дело не ограничится. Суммарные инвестиции в проект могут составить 80-90 миллиардов рублей.
Для Мурмана и всей России
Понятно, что часть специалистов прибудет в наши края со своими подрядными организациями, но, разумеется, не все. Замечу, для того чтобы получить работу на новом предприятии, нужно уже сейчас осваивать специальности, которые там потребуются.
Безусловно, Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, который пришел к нам не на час, а на многие годы, позволит развивать кадровый потенциал региона, увеличить конкурентоспособность предприятий области в масштабах России.
На Кольский Север придут многомиллиардные инвестиции, которые станут мощным импульсом для развития высокотехнологичного производства.
В логистических схемах работы ЦСКМС активно задействованы судоходные компании, доставлявшие строительную технику из Сабетты и Архангельска, Мурманский морской торговый порт, железная дорога. И объемы этой работы будут только возрастать.
А обеспечение, по сути дела, целого города под боком у Мурманска численностью 10 тысяч человек продуктами питания, предметами первой необходимости? Разве это не поле деятельности для малого бизнеса?
Безусловно, будет востребован и научный потенциал края.
ЦСКМС обеспечит дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Уже сейчас руководством ООО «НОВАТЭК-Мурманск» дано указание всем подрядным организациям создать в Кольском районе обособленные подразделения и платить НДФЛ в местный бюджет.
Повторюсь, впервые за постсоветский период в нашей области реализуется столь масштабный проект, имеющий огромное значение не только для Северо-Западного региона, но и для всей России. В добрый путь!
Опубликовано: Мурманский вестник от 28.03.2018
«НОВАТЭК» строит под Мурманском центр по производству крупных морских сооружений и СПГ-заводов
Причальный фронт верфи протяженностью 683 м включает в себя четыре причала.
Инвестиции «НОВАТЭКа» в этот проект составят 120 млрд руб. Компания намерена строить на ЦКСМС СПГ-заводы.
молодец Михельсон. сложно даже представить сколько палок в колеса ему Газпром ставит. пару раз даже Пути вступался. хоть какая-то конкуренция
Евросоюз планирует установить крайний срок для расторжения долгосрочных контрактов на импорт газа в рамках «зеленого» перехода. Об этом со ссылкой на законопроект, которые готовятся обсудить руководители ЕС на саммите в Брюсселе, сообщает Bloomberg во вторник, 14 декабря.
Еврокомиссия потребует, чтобы срок действия контрактов на газ ограничивался 2049 годом.
Также будут предложены меры по укреплению безопасности поставок, поскольку этой зимой ЕС столкнется с рекордными ценами и острым дефицитом газа.
Законопроект содержит и предложения по более эффективному реагированию членов ЕС на энергетический кризис. В частности, речь идет о нормативах запасов газа в подземных хранилищах.
Строящийся мост на севере России
Мост, строящийся через реку Тулому, Мурмаши, Мурманская область
На краю России
Полуострова Рыбачий и Средний в Мурманской области
1. Маяк Вайдагубский
3. Скала «Два брата», полуостров Средний
Ответ на пост «Число заявок на бесплатное подключение домовладений к газу достигло 400 тысяч»
Ну чтож. Из общения в комментариях выяснилось, что очень много людей не сильно понимают, как работает постановление о бесплатном подключении, да и в общем не особо в курсе, как происходит подключение газа. Впринципе, это неудивительно, так как знают об этом те, кто газ уже провел, но для них это уже неактуально. Так что попытаюсь максимально просто без всяких заумных терминов, по-простому, раскидать это в общем плане, чтобы, так скажем, у людей появилась общая картина происходящего.
Для начала вам нужно ввести дом в эксплуатацию и получить его кадастровый план, потому что газовое оборудование по правилам не может находиться в жилых комнатах, а для этого все комнаты должны быть обозначены. Также вы должны определиться с типом и мощностью котла (бренд необязателен), и типом плиты (бренд необязателен).
Затем в горгазе проверяется возможность подключения вашего дома к сети газораспределения. Между вами и горгазом заключается договор, в котором за определенное время, у нас это 9 мес, за которое горгаз обязуется построить газопровод первичный, а вы вторичный.
После этого горгаз составляет проект, согласовывает его, обращается к подрядчику и строит свою часть газопровода.
Вы же в свою очередь также составляете проект и обращаетесь к подрядчику для строительства своей части газопрвода (в нашем городе это в 99% одна и та же строительная и проектная организации).
После этих действий горгаз осуществляет врезку, поверку счетчиков и вводит газопровод в эксплуатацию, с этого момента в вашем доме теперь есть газ.
Теперь про постановление. Постановление делает для вас бесплатным только строительство первичного газпровода до границы участка (ранее вы и за это еще платили). А все, что на вашей территории, полностью финансово ложится на вас. Постановление устанавливает порядок того, что после введения в эксплуатацию газопровода, горгаз обращается к государству и оно ему компенсирует стоимость первичного газопровода.
По поводу вопроса «а сколько примерно будет стоить в граница участка», могу ответить, что никто, кроме сметчика на этот вопрос не может дать ответ, потому что реальная стоимость может варьироваться от огромного количества индивидуальных обстоятельств, таких как непосредственно длина газопровода, количество поворотов, стыков, типа вашего оборудования, региона и так далее. Так что даже примерно даже сказать не могу, могу точно сказать, что малой кровью не отделаетесь, удовольствие дорогое.
И под конец хочу сказать про один ОЧЕНЬ важный момент. Многие люди, услышав, про бесплатное подключение, несутся заключать договор, не имея денег на газопровод, потому что думают, что будет полностью бесплатно и могут наткнуться на одну очень серьезную проблему. Если за срок, указанный в договоре, потребитель не выполнит свою часть газопровода, а горгаз выполнит, то договор расторгается и затраты горгаза на первичный газопровод компенсируете вы, потому что согласно этого постановления, гос-во компенсирует эту сумму после ввода в эксплуатацию, а значит горгаз этих денег не получит. Конечно ему это не выгодно, поэтому в 100% случаев с вами просто продлят договор и будут ждать, пока вы выполните свою часть условий, но не могу об этом не упомянуть, потому что это важно.
Надеюсь, что хоть кому-то в общем пояснил за газификацию дома. Сразу говорю, что моя информация максимально общая и максимально упрощенная для понимания базы.
Число заявок на бесплатное подключение домовладений к газу достигло 400 тысяч
Бесплатная газификация набирает обороты: количество заявок на подключение домовладений к газу достигло 400 тысяч, а процесс приема заявок был ускорен 🎉
Как серебристые чайки захватили города
И в дикой природе, вдали от человеческого жилья, серебристые чайки являются хищниками: разрушают гнезда, съедают яйца и птенцов у мелких пернатых. Врагов у этих птиц практически нет, разве что случается им вступать в схватки с вездесущими и наглыми воронами.
А в июле в городе начинается птенцепад. То ли сами они слетают с крыш вниз, то ли братишки и сестренки «помогают» родичу свалиться, чтобы самим больше пищи доставалось. Но в результате много детенышей чаек погибает, разбиваясь об асфальт. Кому-то удается выжить, спланировав с высоты или упав на ветки деревьев. Потом долго и уныло они бродят во дворах, иногда становятся добычей бродячих собак.
Сердобольные горожане подбирают летунов-неудачников. Берут домой, лечат сломанные крылья и лапы, потом выпускают на волю. Но не всегда это удается: птенчики, еще не научившиеся самостоятельно есть, нередко погибают, оставшись без родителей.
Те же, кому повезло не свалиться с крыши, в июле учатся летать. И тогда город оглашается душераздирающими криками. В любое время дня и ночи родители ставят своих подросших детенышей на крыло, заставляют летать. Сами птенцы кричат истошно, и взрослые орут им вслед. Ночью с открытым окном не заснуть. Хотя привыкаешь, конечно, и осенью, когда чайки улетают в теплые края, становится непривычно тихо.
Чайки держатся до последнего, и покидают город, когда световой день становится совсем коротким, да и на свалках все замерзает. Поэтому приходится перебираться в более теплые края. С тем, чтобы по весне обязательно вернуться на Север и отыскать родную крышу.
А знаете ли вы, куда они отправляются на зимовку? За миграциями этих пернатых внимательно следят сотрудники Кандалакшского заповедника. Они кольцуют чаек, заносят данные в специальный реестр, которым могут пользоваться их коллеги со всего мира. Анализ получаемых данных дает весьма впечатляющую картину сезонных миграций.
Несколько лет подряд в Кандалакше на местной городской свалке они замечают серебристую чайку с кольцом KW25. Она появилась на свет летом 2012 года на берегу Белого моря в Кандалакшском заповеднике. И тогда же была там окольцована. Но жизнь решила провести на свалке. Хотя кормится там только летом, а зимой путешествует.
Вот какими данными о ее перелетах располагает московских центр кольцевания.
В декабре 2012 года ее замечали в Голландии, в январе во Франции, спустя два года она гостила в Финляндии и Германии, в сентябре 2019-го вернулась на кандалакшскую свалку, в декабре 2020-го опять навестила Францию, а в сентябре прошлого года KW25 вновь засветилась на родной помойке. Кстати, ее путешествия не такие уж и дальние. К примеру, полярные крачки улетают из Заполярья аж в Антарктиду, туда, где во время нашей зимы круглые сутки светит солнце.
В Белокаменке обсудили будущее «Арктик СПГ-2»
В Мурманской области в районе поселка Белокаменка на берегу Кольского залива реализуется уникальный проект по возведению ООО «НОВАТЭК-Мурманск» крупнейшего Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС).
На этом заводе заводов в рамках проекта «Арктик СПГ-2» планируется построить три газосжижающих завода на основаниях гравитационного типа, которые по завершению работ будут отбуксированы к Гыданскому полуострову, подключены к газопроводу и начнут поставлять потребителям сжиженный природный газ.
15 октября 2021 года в Белокаменке на круизном лайнере «Принцесса Анастасия» состоялся форум подрядных организаций и поставщиков «Расширение сотрудничества в области капитального строительства», в котором приняли участие
председатель правления, генеральный директор ПАО «НОВАТЭК» Леонид
Михельсон, заместитель Министра промышленности и торговли Михаил Иванов, губернатор Мурманской области Андрей Чибис, представители 153 отечественных и зарубежных компаний.
Увидеть своими глазами
Попасть на стройку в условиях пандемии дело не простое. Прежде чем попасть на строительную площадку, пришлось сдать ПЦР тест, получить светоотражательный жилет и каску. Не повезло с погодой. Небо было затянуто тучами, моросил мелкий дождь. Но, тем не менее, вид с вертолетной площадки, расположенной на вершине сопки на промышленную площадку, впечатлял своим размахом.
Не только в Мурманской области, но и в России вряд ли найдется строительный объект, соизмеримый по своим масштабам и возводимым циклоскопическим объектам с ЦСКМС. Достаточно сказать, что площадь ЦСКМС равна площади 500 футбольных полей. Построенные здесь доки и цеха впечатляют не только своими размерами, но и той продукцией, которая будет здесь создана.
ЦСКМС состоит из пяти основных секторов:
1. Площадки ОГТ, включающей два сухих дока.
2. Площадки верхних строений.
3. Объектов морской инфраструктуры.
4. Объектов инженерного обеспечения.
5. Жилого комплекса и административных объектов.
По словам Леонида Михельсона, которые он озвучил во время встречи с Президентом России Владимиром Путиным, при реализации проектов НОВАТЭК по строительству заводов СПГ, необходимого технологического оборудования, перевалочных комплексов и судов-газовозов будет задействовано более 800 заводов, создано 20 тысяч рабочих мест в Мурманской области, а по России – 80 тысяч.
Без цифр, характеризующих размеры продукции ЦСКМС не обойтись. Каждый из построенных заводов СПГ будет производить 6, 5 миллиона тонн сжиженного природного газа.
Заводы по сжижению газа будут размещаться на железобетонных основаниях гравитационного типа (ОГТ) морского базирования. Каждая платформа будет иметь размеры 330х153х30 метров. На ОГТ будет находиться оборудование завода СПГ высотой 70 метров и весом 160 тысяч тонн. Масса ОГТ составит 480 тыс. тонн. Изготовление каждого основания потребует 420 тыс. тонн бетона и 55 тыс. тонн арматуры. Внутри ОГТ будут располагаться резервуар СПГ объемом 230 тыс. м3 и резервуар газового конденсата на 120 тыс. м3. Общий вес ОГТ и верхнего строения – 640 тысяч тонн.
ОГТ будут строиться в двух сухих доках гигантских размеров, длиной 415, шириной 175 и высотой стенок 20,2 метра. Строительство первого основания гравитационного типа уже завершено и на нем ведется монтаж оборудования завода СПГ – устанавливаются гигантские модули. Второй сухой док находится в стадии строительства с июня 2020 года. В нем уже ведется заливка основания второго ОГТ. Бетон, для возведения ОГТ готовится здесь же, на специально построенных пяти бетонных заводах.
Верхние строения, а это и есть заводы СПГ, будут собираться из 14 крупных модулей. Общий вес этой конструкции составит 160 тысяч тонн. Сами модули также впечатляют своими размерами и весом от 5 до 17 тысяч тонн.
Модули для первой линии СПГ изготовила китайская компания Wison Offshore&Marine по заказу TechnipFMC. Они выгружаются на причал ЦСКМС, рассчитанный на грузы весом в десятки тысяч тонн. Поэтому и требования к ним при строительстве причалов были соответствующие. Вначале в дно на глубину 17-20 метров забивались вибропогружателем с усилием 1400 тонн сваи анкерной стенки. Затем с баржи засыпался щебень, а это десятки тысяч тонн, и на удалении в пару десятков метров забивались сваи лицевой стенки, правда, здесь сваи уходили на глубину уже 40 метров. Потом все это забетонировали.
Сборкой модулей верхних строений займется компания «Ренейссанс Хэви Индастриз». Для этого построен огромный цех №107, самый большой в России и второй по размерам в мире. Оно имеет длину 346 метров, ширине 280 метров, высоту 93 метра. Объем помещения цеха 9 миллионов кубометров. В цеху имеется 10 кранов грузоподъемностью в 300 тонн каждый. Оператор имеет возможность одновременно управлять двумя кранами, поднимая и перемещая детали весом в 600 тонн. Еще 25 кранов могут поднимать грузы в 50 тонн. Рядом со сборочным цехом располагаются цеха техобслуживания, изготовления трубопроводов и металлоконструкций, комплекс окраски.
Как будут устанавливаться модули заводов СПГ на основания гравитационного типа?
Это довелось увидеть воочию. После разгрузки с судна модуль устанавливается на одиннадцать тридцатичетырехосных СПНТ – самоходных передвижных модульных транспортеров, на которых доставляются к ОГТ и с помощью подъемно-скиддинговой системы (оборудования для подъема тяжелых и габаритных объектов) поднимаются наверх и надвигаются на основание гравитационного типа.
Более мелкие детали монтируются с помощью восьми кранов, которые стоят у каждого из доков.
Для работников, а их здесь почти 20 тысяч, развернут целый город из трех и четырех этажных домов со всеми удобствами, построены столовая и баня, административные и хозяйственные корпуса, прачечная, спортивный центр, объекты транспортной и инженерной инфраструктуры.
Кроме строительства ЦСКМС в Белокаменке, где будут сооружаться заводы СПГ на основаниях гравитационного типа, необходимо будет создать инфраструктуру на Гыданском полуострове, куда будут отбуксированы три линии завода СПГ. В сжатые сроки предстоит реализовать к 2023 году и инвестиционный проект «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Мурманской области», стоимостью 70 миллиардов рублей, мощностью по перевалке 20 миллионов тонн СПГ в год. Он будет возведен в Ура-губе и будет включать два плавучих хранилища газа, вспомогательный причал и береговую инфраструктуру. Строительство перегрузочного комплекса в Ура губе позволит повысить эффективность доставки газа в Европу с действующего завода «Ямал СПГ» и с планируемого «Арктик СПГ-2».
В этот перегрузочный комплекс танкеры-газовозы усиленного ледового класса будут выгружать СПГ, а отсюда он будет вывозиться потребителям обычными танкерами-газовозами.
Использование заводов СПГ на основаниях гравитационного типа приобретают особую актуальность в условиях глобального потепления, когда оттаивает вечная мерзлота и промышленные объекты, даже возведенные на сваях, могут разрушиться. Так произошло с емкостью для хранения топлива компании «Норильский никель», когда 29 мая 2021 года произошла утечка 21 тысячи тонн дизельного топлива в грунт и в реку Пясина. Это стало чрезвычайным происшествием федерального уровня. Несложно представить последствия разрушения хранилища СПГ. В данном же случае не придется строить заводы СПГ и емкости для хранения сжиженного природного газа на вечной мерзлоте. Уменьшится и негативное воздействие на хрупкую арктическую экосистему. За счет северных условий и применение новейших технологий в сфере энергоэффективности, эмиссия парниковых газов на тонну произведенного СПГ здесь будет более чем на 30% ниже среднего показателя в этой отрасли. Более того, Леонид Михельсон озвучил планы по улавливанию углерода и его закачке в пласты. Но уже сейчас, сказал Леонид Викторович, в России самый чистый СПГ в мире.
Вообще же, в соответствии с экологической и климатической целями, утвержденными в августе 2020 года Советом директоров ПАО «НОВАТЭК», предусмотрено до 2030 года снизить выброс метана на 4% при добыче газа и производстве СПГ, на 20% выброс загрязняющих веществ, парниковых газов на 6% при добыче и на 5% при производстве СПГ, до 90% довести долю утилизируемых отходов.
При строительстве объектов проекта «Арктик СПГ-2», будет проявляться особая забота о ранимой арктической природе. На пленарном заседании Российской энергетической недели председатель правления, генеральный директор Тоталь, французской компании, участвующий в проектах и «Ямал СПГ», и «Арктик СПГ-2» Патрик Пуянне сказал: «… у нас одни и те же стандарты в том, что касается Арктики. …и мы будем применять самые высокие стандарты в том, что касается сохранения биоразнобразия и также заботу о местном населении».
Запуск первой очереди «Арктик СПГ-2» запланирован на 2023 год, второй на 2024 и третьей в 2026 году. На полуострове Гыдан, на месторождении Утреннее, которое является ресурсной базой проекта, уже ведется строительство добычных скважин. Эти задачи решаются с помощью трех буровых установок, которые построили два десятка добычных скважин.
Участниками проекта являются НОВАТЭК, французская компания Total, китайская нефтегазовая корпорация CNPC, китайская нефтегазовая компания CNOOC, японский консорциум Mitsui&Co JOGMEC-Japan Arctic LNG.
За проектирование и строительство заводов СПГ отвечает консорциум компаний TechnipFMC (Франция), Saipem (Италия) и «НИПИгаз» (Россия). За проектирование и изготовление ОГТ отвечает компания Saren, подконтрольная турецкому холдингу Renaissance и SaipemS.p.A.
Проблемы импортозамещения не решены
В апреле 2015 года Москве в РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина под председательством министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова прошло первое заседание Межведомственной рабочей группы (МРГ), созданной для проработки вопросов импортозамещения в ТЭК. Его участники обсудили меры по снижению зависимости отечественной отрасли от импорта оборудования, комплектующих и запасных частей, услуг иностранных компаний и использования иностранного программного обеспечения, а также перспективы развития нефтегазового комплекса России.
Комплексная реализация всех этих мер должны была способствовать достижению целевого показателя: снижения к 2020 году доли импорта с 60% до 43%. Важным звеном в этой работе должен был стать Научно-технический совет по развитию нефтегазового оборудования — своего рода, коммуникационная площадка для синхронизации инвестиционных проектов российских нефтегазовых компаний — заказчиков и возможностей отечественных машиностроителей.
Следует отметить, что в процессе эксплуатации четвертой линии СПГ «Арктический каскад», недостатки в работе оборудования устраняются.
Но беда и в том, что «НОВАТЭК» вынужден перенести сроки реализацию проекта «Обский СПГ», производительностью 4,5-5 миллиона тонн СПГ в год с использованием отечественного оборудования. Возможно, придется использовать германскую технологию компании Linde AG, как и для проекта «Арктик СПГ-2».
К сожалению, сейчас отечественные нефтегазовые компании находятся в тотальной зависимости от импорта нефтегазового оборудования. Шанс, данный нам западными странами в виде санкций, не в полной мере использован для возрождения отечественной промышленности, которая была бы способна обеспечить российский нефтегазовый комплекс необходимым оборудованием.
Россия не использовала опыт Норвегии в создании своей промышленности для производства собственного оборудования. Норвегия, привлекая иностранные компании к сотрудничеству, исходила из требования: иностранные партнеры не только обучают норвежский персонал, но и занимаются локализацией производства, которая с 10% выросла до 95%. И сегодня 1/3 экспорта Норвегии составляют технологии и оборудование для нефтегазовых шельфовых проектов.
Радует, что в рамках проекта «Арктик СПГ-2» 15 танкеров-газовозов ледового класса Arc-7, вместимостью 172,6 тыс.м3 будут строить на отечественном судостроительном заводе «Звезда» в городе Большой Камень, Приморского края. Ранее такие суда заказывались за рубежом. Всего для проектов ПАО «НОВАТТЭК»до 2030 года на ССК «Звезда» будет построено 35-37 танкеров, включая 15-17 судов для проекта «Арктик СПГ-1», следующего за «Арктик СПГ-2».
На форуме подрядных организаций и поставщиков «Расширение сотрудничества в области капитального строительства» вновь шла речь о необходимости перехода к импортозамещению, выпуску отечественными предприятиями более качественной продукции. Ведь они поставили в рамках проекта «Ямал СПГ» продукции на 600 миллиардов рублей. При строительстве объектов ЦСКМС, по словам Леонида Михельсона, до 90% объема работ выполнили отечественные предприятия. Локализация при строительстве ОГТ достигла 70%. Но отечественной промышленности необходимо освоить производство высокотехнологичного оборудования для заводов СПГ. В качестве положительного примера он назвал отечественное предприятие, освоившие выпуск криогенной изоляции с получением международного сертификата для мембранных резервуаров.
Продукция «Арктик СПГ-2» будет востребована
Несмотря на стремление западных стран отказаться от углеводородного сырья и перейти на экологически чистую зеленую энергетику, спрос на газ не только не уменьшился, но и увеличился, причем, при резком скачке стоимости на газ, когда за 1000 кубометров газа готовы были выложить до 2000 долларов. По оценкам экспертов, мировой спрос на газ увеличится, и что особенно важно, наиболее активно будут развиваться поставки именно сжиженного газа. Россия способна и должна занять на этом рынке достойную нишу. Понятно, что американский сжиженный сланцевый газ ситуацию в Европе не спасет, да и американцы заинтересованы продавать его в страны АТР, где цены выше. В этой ситуации реализация проекта «Арктик СПГ-2», с его ежегодными поставками 19,8 миллиона тонн СПГ, как нельзя кстати.
Интерес к данному проекту проявляет и Саудовская Аравия, и Франция, и Корея, и Испания. Более того, в рамках Петербургского международного экономического форума в присутствии Президента России Владимира Путина и Президента Франции Эммануэля Макрона, председатель правления «НОВАТЭК» Леонид Михельсон и исполнительный директор Тоталь Патрик Пуянне подписали соглашение об условиях вхождения в проект «Арктик СПГ-2».
Японская компания согласно договора на долгосрочной основе будет ежегодно приобретать не менее 2 миллионов тонн СПГ. И Япония и Китай являются крупными потребителями СПГ. К тому же обе эти страны имеют опыт создания оборудования для заводов СПГ.
В начале июня 2919 года во время визита в Москву Председателя КНР Си Цзиньпина было подписано базовое соглашение «НОВАТЭК», Газпромбанк и китайской Sinopecо создании совместного предприятия по реализациигаза конечным потребителям на рынке Китая. Таким образом удалось замкнуть цепочку «добыча – сжижение – транспортировка – сбыт». Предполагается поставка СПГ и во Вьетнам в объеме 4,5 миллиона тонн в год.
Подписано соглашение с компанией Repsol, которое предусматривает поставки в течении 15 лет 1 миллиона тонн СПГ с проекта «Арктик СПГ-2» и с других проектов «НОВАТЭК» на рынки Пиренейского полуострова, туда, куда до этого не поставлялся трубопроводный газ.
Опять же в присутствии Президента России Владимира Путина и Президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина был подписан документ о сотрудничестве «НОВАТЭК» и КОGAS в рамках реализации проекта «Арктик СПГ-2» и создании на Камчатке перевалочного комплекса СПГ.
Леонид Михельсон отметил, что в России создается целая отрасль по производству СПГ. И заводы СПГ на Гыдане могут дать потребителям 70 миллионов тонн СПГ. За рубежом СПГ отрасль развивали десятки лет. В России такого времени на раскачку нет. И, тем не менее, только в 2020 году «НОВАТЭ» реализовал 6,4 миллиона тонн СПГ. Продано 85 танкерных партий крупнотоннажного СПГ, включая 81 с завода «Ямал СПГ». Поставлена первая партия СПГ на рынок Объединенных Арабских Эмиратов, впервые осуществлены поставки на рынок Японии по Северному морскому пути танкером ледового класса. По итогам летенй навигации 2020 года объем поставок с «Ямал СПГ» на рыной АТР вырос в 2 раза и составил 2,4 миллиона тонн. Использование СМП для доставки СПГ, а не через Суэцкий канал снизили срок доставки на 40% и снизили транспортные затраты.
В 2020 году в Кильдинском проливе Баренцева моря впервые выполнена операция перегрузки СПР «борт–в-борт» с танкера ледового класса «Николай Евгенов»на конвенциональный танкер «Ямал Спирит» на временном рейдовом перегрузочном комплексе.
Всего же, потребителями СПГ компании «НОВАТЭК» являются 29 стран.
Приоритет Мурманской области
ЦСКМС присвоен статус стратегического инвестиционного проекта, а также масштабного инвестиционного проекта Мурманской области. Компания «НОВАТЭК-Мурманск» стала первым резидентом ТОР (Территории опережающего развития) «Столица Арктики». Получение такого статуса способствует ускоренной реализации проекта ЦСКМС, что привлечет социальные инвестиции в Мурманский регион, создаст дополнительные рабочие места, значительные налоговые поступления, а это несколько десятков миллиардов рублей. Ведь объем инвестиций в ЦСКМС составляет 200 миллиардов рублей. За счет этих налоговых поступлений, сказал Андрей Чибис, мы увеличиваем финансирование образования, медицины, строим дороги.
Губернатор Мурманской области Андрей Чибис отметил, что достигнута договоренность с Леонидом Михельсонов о выделении в течение 10 лет 6 миллиардов рублей на разработку новых образовательных программ и профессиональных стандартов в целях подготовки кадров для СПГ проектов в техническом университете и колледжах города Мурманска.
Леонид Михельсон подчеркнул, что Мурманская область становится одним из центральных регионов для «НОВАТЭК» и компания готова участвовать в социальном развитии региона присутствия.
ЦСКМС позволит также развивать кадровый потенциал области, увеличить конкурентоспособность предприятий региона в масштабах России. Сюда будут привлечены многомиллиардные инвестиции, которые станут мощным импульсом для развития высокотехнологичных производств.
Автор: Юрий Банько | Версия для печати
|
| |||||||||
| |||
|