Что строил ссср за рубежом
Индустриализация в СССР за деньги США в 30-е годы
Индустриализация в СССР за деньги США в 30-е годы 20-го века. Как американцы построили заводы и ГЭС для Советского Союза
Индустриализация в СССР за деньги США в 30-е годы 20-го века. Как американцы построили заводы и ГЭС для Советского Союза
«Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» – такое заявление сделал Иосиф Сталин в феврале 1931 года на совещании хозяйственников. Для начала приведем небольшую выдержку из статьи известного историка и экономиста Олега Осетинского, описывающую вкратце историю советской индустриализации:
«Всего за 10 лет (1930-1940) янки создали в СССР химическую, авиационную, электротехническую, нефтяную, горнодобывающую, угольную, металлургическую и другую промышленность, крупнейшие в Европе заводы для производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой продукции. Строили и в СССР, и в США. Например, знаменитый Сталинградский тракторный завод был целиком построен в США, размонтирован, на 100 судах перевезён – и собран в СССР. «Днепрогэс» построила американская фирма Cooper Engineering Company (и германская компания Siemens). Горьковский автозавод был построен американской компанией Austin. Теперешний АЗЛК построен по проекту Форда. Знаменитая Магнитка – точная копия металлургического комбината в г. Гэри, штат Индиана. Фирма Albert Kahn Inc спроектировала и построила 500 советских предприятий! Именно она создала в СССР школу передового индустриального зодчества. Короче, за 10 лет американцы построили в СССР около 1.500 заводов и фабрик! В СССР приехало около 200 тысяч американских инженеров и техников, которые руководили почти миллионной армией заключенных ГУЛАГа – плюс немногие оставшиеся в России дореволюционные кадры. За эти 10 лет американские профессора подготовили на рабфаках триста тысяч квалифицированных специалистов – то есть все кадры для Советской промышленности на долгие годы вперед! Таким образом, материальную базу социализма построили капиталисты США плюс дешёвый труд зеков. И – не забудьте, что капиталисты строили СССР на свои деньги – в долг!».
Германия после Версальского мира в 1919 году оказалась в сложном положении. Германии было запрещено иметь крупную армию и развивать военную промышленность. Немцы пошли в обход. Они начали вести секретные переговоры с Советским Союзом, а затем и строить промышленные объекты в нашей стране. Этим занималась так называемая «Зондергруппа Р».
«Немцы являются для нас единственной отдушиной, через которую мы можем изучать достижения в военном деле за границей», – писал в то время Сталину Иероним Уборевич, начальник вооружений Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Немцы строили заводы в СССР и размещали на них свои заказы. Часть самолетов и пушек оставляли в России, а часть увозили к себе.
Следующий этап индустриализации можно назвать американским
В 1929 году, когда Великая депрессия в США стала реальностью, без работы остался именитый архитектор Альберт Кан. Он был известен тем, что построил завод Форда в Детройте. А в 1930-х составил план промышленной модернизации в России.
Естественно, тот факт, что заводы и фабрики нам строят иностранцы, никто не афишировал.
Филиал компании Альберта Кана в Москве носил советское название – «Госпроектстрой». В нем трудились 25 американских и 2,5 тысячи советских инженеров, которые изучали западную науку проектирования и строительства крупных промышленных объектов. Филиал немецкой компании Demag в Москве тоже был зашифрован и носил название Центрального бюро тяжелого машиностроения.
Однако в целом, критический взгляд на события индустриализации показывает, что по сути чуда-то экономического не было.
Даже больше, получается, что Россия не воспользовалась главным ресурсом экономических «чудес» ХХ века – перетоком трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность. В отличие от Японии и Южной Кореи, которые им воспользовались. И в значительно степени мы благодарны сталинской пропаганде, скрывавшей от народа сот тысяч погибших на стройках рабского труда людей. Сталинская экономика была неэффективной, да и критерии эффективности были другие, заявляют современные экономисты. Время от времени большевики из рукава доставали то метро, то Днепрогэс и трубили об этом на весь мир игнорируя уничтожение частного предпринимательства, снижение уровня жизни и голод.
Рассматривая огромные кредитные капиталовложения в СССР из-за рубежа, тотальные продажи всевозможных ресурсов из закромов родины, которые привели к голоду и обнищанию населения, современные ученые-историки, изучающие период индустриализации отмечают, что экономика была не такой уж и чудесной. Оценивались показатели производства, которые не учитывали снижение тех же показателей потребления в государстве.
Экономический рост во время сталинской индустриализации – всего лишь возвращение к многолетней тенденции плавного роста экономики, которая существовала и до, и после Сталина, после провала, вызванного коллективизацией.
Мысли об этом приходят при чтении исследования «Первая мировая, Гражданская и восстановление: национальный доход России с 1913 по 1928» (Great War, Civil War, and Recovery: Russia’s National Income, 1913 to 1928). Его авторам – Андрею Маркевичу (РЭШ) и Марку Харрисону (Уорикский университет) – за что они получили Национальную премию по прикладной экономике.Проректор РЭШ Константин Сонин считает, что данное исследование помогает «стряхивать с ушей разного рода версии экономического развития нашей страны в ХХ веке».
К 1940 году по объему промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. С помощью иностранных инженеров было подготовлено более 2 млн. советских специалистов, которые освоили новые технологии. При этом население государства сократилось на 10 миллионов по самым минимальным оценкам от преждевременных смертей.
Лучшие бренды Союза: в чём СССР превосходил Америку
Фото © ТАСС / Семён Майстерман
В истории XX века был период, когда СССР практически выиграл гонку вооружений и победил в холодной войне. Американцы не любят об этом вспоминать, ведь в конце 1970-х — начале 1980-х годов их страна переживала серьёзный системный кризис, в результате которого к власти на Западе пришли мировые финансовые структуры.
Собственно, США стали отставать от СССР ещё в конце 1950-х годов. Известные слова «Когда советский спутник облетел вокруг Земли, США превратились во второстепенную державу» американский писатель-фантаст Артур Кларк произнёс в 1957 году. Знаменитый писатель Стивен Кинг в это время был десятилетним ребёнком. Он вспоминал, что новость эта была встречена гробовым молчанием. И совсем уже американцы приуныли, когда СССР 12 апреля 1961 года первым запустил в космос ракету с космонавтом Юрием Гагариным.
Орбитальный комплекс «Салют-6» — «Союз-35».
Первым СССР достиг и Луны: станция «Луна-2» опустилась на поверхность спутника Земли 14 сентября 1959 года. Единственная национальная космическая станция американцев продержалась в рабочем состоянии около года — с мая 1973-го по февраль 1974 года. Она приняла всего три экспедиции «Аполлон» и сошла с орбиты в 1979 году. Не очень разумное использование средств.
Наши первые орбитальные станции тоже поначалу служили недолго — четыре-пять лет. Но уже «Салют-6», запущенный в 1983 году, прослужил стране восемь лет и был выведен из строя в 1991 году. За это время станция приняла 11 экспедиций, на ней работали пять основных экипажей, а на её борту побывали космонавты из Чехословакии, Польши, ГДР, Венгрии, Вьетнама, Кубы, Монголии и Румынии. К станции пристыковывались 17 пилотируемых и два беспилотных корабля «Союз» и «Союз Т», 12 грузовых кораблей «Прогресс» и один грузовой корабль «Космос-1267».
Но настоящей рекордсменкой стала станция «Мир»: запущенная в 1986 году, она пережила распад страны, её становление в новых экономических условиях и была выведена из строя только в 2001 году. За это время станция приняла 28 экспедиций, на ней побывали 104 космонавта из 12 стран мира, которые провели на её борту 23 тысячи экспериментов. Именно на борту станции «Мир» был поставлен рекорд пребывания человека в космосе: космонавт Валерий Поляков провёл на ней 437 суток.
Через десять лет после войны СССР приступил к созданию первого в мире атомного ледокола. Его назвали «Ленин» и спустили на воду в 1959 году. За 30 лет работы «Ленин» провёл по Северному морскому пути 3740 судов. Ни один из американских ледоколов так и не сравнился с нашим первопроходцем по мощи, а аналоги быстро выработали ресурс и были списаны из-за частых поломок. Советский же ледокол трудился в гораздо более тяжёлых условиях и показал, что для русских нет непреодолимых льдов.
Фото © ТАСС / Степан Губский и Семён Майстерман
Судно было настолько уникальным, что на его борту не преминули побывать и англосаксы, среди которых были премьер-министр Британии Гарольд Макмиллан и вице-президент Штатов Ричард Никсон. Россия до сих пор держит первенство по количеству ледоколов: сейчас у нашей страны 41 ледокол. Это суда разных типов и мощности, но все они служат одному — обеспечению безопасного прохода судов во льдах. Кстати, в 2021 году должен быть введён в эксплуатацию ещё один ледокол «Атомфлота» — «Сибирь».
Ставить рекорды в сфере пилотирования самолётов СССР стал ещё до войны: в 1937 году самолёт АНТ под пилотированием лётчиков Чкалова, Белякова и Байдукова совершил перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер, дальность которого составила 9130 километров. До наших «соколов Сталина» ни один из американцев на этот перелёт так и не решился.
В 1988 году в СССР поднялся в воздух самый большой в мире грузовой самолёт «Мрия» Ан-225. Этот гигант был способен поднимать груз до 250 тонн и был предназначен для перевозки советского многоразового космического челнока «Буран». В 1989 году самолёт был продемонстрирован на авиасалоне в Ле-Бурже и вызвал неподдельный интерес «партнёров». К сожалению, во время развала СССР самолёт оказался на территории Украины и остался у «небратьев». Второй экземпляр «Мрии» завершить так и не успели.
Фото © ТАСС / Яцина Владимир
Но это ещё не всё: начиная с 1980 года СССР приступил к серийному выпуску самых больших в мире грузовых вертолётов Ми-26МТ. Они поднимали в воздух до 20 тонн груза и сначала использовались только в армии — перевозили грузы и солдат. Позже появились и гражданские версии Ми-26. Этот вертолёт до сих пор служит России верой и правдой — его выпускают на заводе концерна «Росвертол» в Ростове-на-Дону. Вертолёт с удовольствием покупают другие страны, среди которых Китай, Индия, Алжир, Мексика и Венесуэла.
Самый большой парк вертолётов Ми-26 находится у компании «Скол» — он насчитывает 37 воздушных судов. Вертолёты обслуживают нефтяников и газовиков, ведущих работы под Сургутом.
До сих пор непревзойдённым остался уникальный дальний бомбардировщик «Белый лебедь» — Ту-160. Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности впервые поднялся в воздух в 1981 году. На этом самолёте СССР установил 46 мировых рекордов, среди которых рекорды дальности (20 тысяч километров) и продолжительности полёта (25 часов). Бомбардировщик и сейчас не потерял своей актуальности (спасибо гениальным советским конструкторам), и в 2018 году его производство было возобновлено.
В 1955 году в СССР в воздух поднялся первый в мире реактивный пассажирский лайнер Ту-104, а через год он был выведен на пассажирские линии. Первенство СССР держал два года. США вывели такой же лайнер на линии только в 1958 году.
Фото © ТАСС / Борис Вдовенко
Кроме этого, наша страна была единственной в мире, которая производила самолёты исключительно за свой счёт, не прибегая к поставкам из-за рубежа. СССР производил всё — от турбин до шин для шасси. Мера эта была, конечно, вынужденной — Запад предпочёл бы, чтобы советские люди ходили пешком. В 1976 году советская компания «Аэрофлот» выполняла полёты в четыре тысячи населённых пунктов внутри страны и в сто зарубежных государств и перевозила за год сто миллионов пассажиров.
СССР выиграл у США газовую войну
Сейчас история с «Северным потоком – 2» известна всем. Но и в те годы США старались помешать Советскому Союзу продавать газ в Европу. Война шла с 1981 по 1984 год, и СССР её выиграл. В результате он провёл в Европу две нитки газопровода, и страна смогла каждый год получать доход в 15–20 миллиардов долларов, а кроме этого, могла влиять на европейскую политику.
Всё было примерно так же, как и сейчас. СССР ещё в 1973 году провёл газопровод «Союз» в ФРГ. Европейцы обрадовались газу и дали Советскому Союзу кредиты на постройку газопроводов на очень выгодных условиях. Кубометр газа тогда продавали за 146 долларов. Это не понравилось США: там подсчитали, что СССР за короткий период сможет посадить Европу на газовую иглу, предоставив ей 100% всего газа, в котором та нуждалась.
Фото © ТАСС / Подэрни Роман
США соблазняли Европу самыми разными проектами — обещали завалить их углём и наладить из него производство топлива, провести трубопровод из Норвегии или Ирана, но западноевропейские страны от таких прожектов отказались. Они не хотели ссориться с могущественным соседом. Кроме этого, страны Западной Европы переживали экономический кризис, а газопровод давал рабочие места.
Тогда США прибегли к санкциям — запретили своей компании «Дженерал электрик» продавать в СССР лопатки турбин для газоперекачивающих станций. Советский Союз стал закупать их у Франции. Дошло до того, что США перекрыли Европе доступ на свой рынок, но и это вопроса не решило — советский газ в Западную Европу всё же пошёл. Санкции дали новый толчок к развитию промышленности — на Невском заводе СССР наладил производство своих газоперекачивающих станций мощностью до 25 тысяч киловатт.
В 1983 году русский газ пошёл в Польшу и ГДР, через год он пришёл в Австрию и Францию. Начиная с 1984 года СССР поставлял в ФРГ по десять с половиной миллиардов кубометров газа в год. Всего же поставки газа за рубеж достигали 59 миллиардов кубометров.
Кстати, темпы роста производительности труда в советской промышленности в 1986 году опережали США. У них коэффициент роста составлял 2,0, а в СССР он был 3,2. Прирост объёмов промышленного производства в VIII пятилетке оставлял 50%, а в IX — 43%. То есть рост объёмов производства в год составлял 9–10%!
День города в Ленинграде, 1986 г. Артисты народного театра гатчинского Дома культуры созывают людей на представление.
Фото © ТАСС / Белинский Юрий, Науменков Николай
Разумеется, найдутся охотники поныть, мол, это всё промышленность, а советские люди получали мало и ходили голыми. Действительно, в соответствии со статистикой ВВП на душу населения в СССР был равен 60% от этого же показателя в США. Но, во-первых, американская статистика — хитрая штука. Капиталисты включали в неё абсолютно всё. Если вы, например, десять раз за год продали свой дом и выкупили его обратно — все суммы сделок включались в статистику. А во-вторых, мы конкурировали со страной, на территории которой больше двухсот лет не было никаких войн и революций. Наша же страна в XX веке пережила две мировые войны и разрушительную интервенцию, в которой, кстати, участвовали и американцы. И если у кого-то после этого хватит духу называть русских бездельниками, то это явно враг — внешний или внутренний.
Согласно той же статистике, в 1990 году СССР по уровню жизни входил в первую десятку самых развитых стран мира и превосходил США по производству стали в 1,8 раза, по добыче нефти — в 1,6 раза и газа — в 1,5 раза, по производству минеральных удобрений — в 1,4 раза, по производству металлорежущих станков — в 1,5 раза, а тракторов — в 4,7 раза. При этом жильё и медицина были бесплатными, а коммунальные платежи — символическими.
Самые масштабные зарубежные стройки СССР
Индонезия
На момент сдачи в эксплуатацию «Сенаян» вмещал 100 800 зрителей. В 2007 стадион перестроили, снизив число посадочных мест до 80 тысяч человек, но и в таком виде подарок Хрущева остается крупнейшим стадионом «страны тысячи островов». Увы, в 1965 в Индонезии случился кровавый переворот и массовая резня коммунистов. Вслед за отказом от «политической концепции Насаком», объединявшей национализм, коммунизм и религиозность, советские проекты в регионе были немедленно свернуты.
Монумент Молодости
Любопытным примером «красного следа» является Patung Pemuda (Монумент Молодости). Огромная статуя работы советского скульптора Матвея Манизера символизирует вклад молодых поколений в развитие Индонезии и исполнена в жанре соцреализма. Находчивые горожане со временем переименовали стоящую на оживленном перекрестке фигуру в «доставщика пиццы».
Индия
«Хинди-руси бхай-бхай» — об особом, теплом характере отношений СССР с братской страной слонов и джунглей знал каждый советский гражданин.
Экономическая подоплека взаимной симпатии проста: в 50-60-е обе страны испытывали дефицит конвертируемой валюты (Индия испытывает его и сейчас), и находились под давлением Запада (негласных санкций). Соглашение о прямом обмене рубля на рупию при поставках товаров и оборудования позволило Индии обзавестись передовой промышленностью, а в магазинах Страны Советов появился «чай со слоном», и другие колониальные товары. В результате взаимовыгодного обмена к 1965 году СССР был вторым крупнейшим «вкладчиком» в промышленность и инфраструктуру Индии, а в 1967 с советским участием производилась четверть всей индийской стали, половина нефтепродуктов, и порядка 20% электроэнергии.
Перечислим лишь некоторые из наиболее масштабных производств, созданных при участии Союза.
Дамба Тери
Самая высокая в Индии, и одна из самых высоких в мире, дамба Тери была построена на реке Бхагирати по советскому проекту 1961 года. Строительство затянулось на десятилетия (насыпь начали сооружать в 1978, советских специалистов привлекли в 1986, а пуск гидроэлектростанции состоялся лишь в 2006). Сегодня ГЭС Тери поставляет электричество в девять индийских штатов, включая Дели.
Сталепромышленный завод Бхилаи
Построен по советскому проекту и на советский кредит в 1959 году. Первый в Индии завод такого масштаба, он и по сей день является крупнейшим в стране производителем стальных слябов, и большинства рельсов для индийской железной дороги. Кроме того, производит ряд продуктов коксохимической промышленности. Из нынешних активов Steel Authority of India завод Бихлаи — крупнейший и наиболее прибыльный.
Бокаро Стил Сити
Район Бокаро — один из наиболее индустриально освоенных в Индии, даже на официальном уровне переименованный в «Стальной Город». Крупнейшее предприятие в Бокаро — сталепромышленный комбинат, построенный СССР в 1965 г. Пять домен «сердца Стального Города» вмещают 4.5 миллиона тонн жидкой стали, а после модернизации этот объем рассчитывают нарастить до 10.
Нефтеперегонный завод Барауни
Нефтеперегонный завод Barauni Refinery построен при участии СССР и по румынским технологиям в 1964 году. Производит автомобильное топливо различных фракций, машинные масла, другую продукцию нефтехимии. На старте позволял обрабатывать миллион тонн легкой ассамской нефти в год. К 1969 этот объем нарастили до 6 млн, а завод сделали «всеядным», добавив соответствующие модули для переработки тяжелых сортов нефти с высоким содержанием серы.
Египет
Асуанская ГЭС
Сотрудничество СССР с Египтом неоднократно прерывалось внутриполитическими пертурбациями (военными переворотами) в этой североафриканской стране. Тем не менее, «красный след» заметен и здесь.
Афганистан
Общий перечень объектов, построенных СССР в Афганистане (как до, так и во время «вторжения для оказания интернациональной помощи»), насчитывает 142 наименования. Это гидроэлектростанции и плотины, ТЭС, ЛЭП, газопроводы, домостроительный комбинат, речной порт, каналы и водозаборы, аэропорты, школы, вузы, дороги, мосты, включая знаменитый «Мост Дружбы» на границе с Узбекистаном…
Тоннель Саланг
Китай
В послевоенные годы «Красный Китай» получал львиную долю научно-технической помощи от Страны Советов — пока отношения не испортились в годы «хрущевского ревизионизма» и конфликтов из-за территориальной принадлежности о. Даманский.
Советский Союз поставлял в Китай горно-шахтное, нефтебуровое, подъемно-транспортное и энерготехническое оборудование, экскаваторы, дорожно-строительные машины, приборы, подшипники, инструменты. Поставлялось и комплектное оборудование для целых заводов. Советский Союз передал КНР более тысячи комплектов проектной документации для строительства. Более половины машин, выпускаемых промышленностью Китая в годы первых пятилеток, создано по советской технической документации.
При прямом содействии СССР в Китае было построено более 250 крупных промышленных предприятий, цехов и объектов. Вот лишь некоторые из них.
Аньшаньский металлургический комбинат
Согласно «Большой Советской Энциклопедии», «построен в 1916-18 японскими капиталистами, получившими концессию на разработку руды». В ходе военных действий против Японии, комбинат был разрушен, а после войны — восстановлен и расширен с помощью СССР. В 50-х годах комбинат производил порядка 60% всей продукции китайской черной металлургии, и даже к концу 80-х этот показатель упал лишь до 20%.
Чанчуньский автомобильный завод («Автозавод №1»)
Построенный по образу и подобию московского «Завода имени Сталина» (ЗиЛ), Чанчуньский «Автозавод №1» открылся в 1956. Над проектом работали более 20 советских организаций, изготовивших для Чанчуня 3736 единиц различных приспособлений, 236 кузнечных штампов, 6787 наименований специального инструмента.
Первый китайский грузовик «Цзефань» («Освобождение») представлял собой копию ЗиС-150 грузоподъемностью 4 тонны, а уже в 1958 Мао Цзэдун смог прокатиться на первой китайской «легковушке» модели «Дунфэн» («Ветерок с Востока»).
Сегодня «Автозавод №1» вернулся в Россию своей продукцией — отечественный автолюбитель знает ее под брендом FAW (First Automobile Works).
Каучуковые плантации, остров Хайнань
Неожиданным пунктом советских инвестиций на фоне предприятий тяжелой промышленности и энергетики смотрится создание каучуковых плантаций на острове Хайнань. Натуральный каучук долго оставался ценным и незаменимым товаром стратегического назначения.
Главным производителем каучука в мире тогда была британская колония Малайзия. Испорченные после начала Холодной войны отношения с Британией не позволяли СССР обеспечить стабильный доступ к этому ценному сырью.
Единственным «идеологически близким» регионом на планете, где имелись природные условия, подходящие для организации производства натурального каучука, оказался субтропический остров Хайнань. Осознавая этот потенциал, СССР и КНР последовательно двигались к тому, чтобы развивать каучуковую промышленность, о чем сохранилась обширная переписка между тов. Сталиным и тов. Мао. Программа включала в себя не только развитие, но и партизанскую борьбу китайских партизан против конкурентов в Малайзии.
Весной 1950 года части НОАК высадились на Хайнань, и включили его в состав КНР. Уже через год СССР предоставил Китаю значительный целевой кредит для развития каучуконосных плантаций на острове Хайнань, а также распространения посадок гевеи на материковый Китай. Советские растениеводы помогали китайским в добывании редких семян гевеи и грамотном уходе за насаждениями.
Советско-китайская плантаторская задумка удалась: предприятия на Хайнане послужили образцом для развития мощной каучуковой промышленности Китая. В настоящее время Китай занимает пятое место в мире по площади таких плантаций, и объему производства натурального каучука. В провинциях Хайнань, Юньнань и Гуандун созданы несколько зон посадок гевеи.
Перечисленными выше промышленными предприятиями «красный след» Советского Союза в Азии не исчерпывается. Мы много помогали Лаосу, Вьетнаму, Камбодже (главный рынок страны до сих пор называется «русским рынком»), многочисленным странам Африки…
Сегодня Россия возвращается на многие традиционные для СССР рынки — уже не как щедрый жертвователь, но как деловой партнер. Отечественные наука и техника до сих пор остаются для многих регионов мира недосягаемыми по своей высоте.
Возможно, со временем «русский след» в развивающихся странах окажется даже заметнее «красного».