Что страноведение 7 класс

Страноведение

Странове́дение — географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации.

Отдельный раздел страноведения, который исторически сформировался в Европе как обособленная научная дисциплина — востоковедение.

Содержание

Разделы современного страноведения

Современное страноведение имеет следующие разделы: общее страноведение, военное страноведение и туристское страноведение. В рамках каждого раздела существуют и развиваются как теоретические, так и практические аспекты дисциплин, опирающиеся на базовые элементы, теорию, практику, опыт и колоссальный информационный банк данных, накопленный традиционным общим страноведением.

История страноведения

Каждая страна имеет свою национальную историю страноведения, ибо знания о других странах — необходимый элемент любой социальной, экономической и политической общности людей.

На самых ранних этапах развития человеческого общества сведения о соседних племенах и географии мест ими населенных передавались изустно в виде рассказов, легенд, преданий, песен, а также в виде определенных видов танца, через рисунки, примитивные надписи и простейшие карты и схемы.

С дальнейшим развитием человеческой цивилизации и образованием первых государств знания о других странах стали целенаправленно и осознанно добываться, аккумулироваться, систематизироваться и сохраняться в виде текстовых записей, рисунков, макетов и специальных карт и схем. Были созданы структуры, которые систематически занимались изучением географического пространства за пределами границ государства; это были дипломатическая и военная разведки. Отдельной отраслью тогдашнего страноведения являлись и чисто научные изыскания, обусловленные естественной жаждой познания окружающего мира.

В истории Европы исключительно важную роль в области страноведческих знаний сыграли по-видимому три источника: Библия, «Александрия» — эпическое повествование о жизни и деяниях Александра Македонского и литературная запись путешествия Марко Поло.

Колоссальное количество уникальных страноведческих сведений было собрано в коллекциях античной Александрийской библиотеки в Египте.

Военное страноведение

Военное страноведение — раздел страноведения, изучающий военные аспекты политики, экономики, социума, а также военный потенциал изучаемой страны или группы стран в интересах высшего политического и военного руководства.

Военные страноведы

Туристское страноведение

Туристское страноведение осуществляет следующие функции:

Страноведение в туризме — это изучение природы, населения целом и отдельных народов страны, её истории и культуры, особенностей политики, хозяйства и окружающей среды, то есть все компоненты страны, составляющие условия и предпосылки для организации и развития туризма на её территории.

Конечная цель изучения страны — создание комплексной туристской характеристики как совокупности условий организации развития туризма. Для этого необходимо выявить взаимосвязи и взаимозависимость компонентов, поскольку только их сочетание, пространственная композиция определяют своеобразие, специфику «образа» страны в туризме.

Туристское страноведение заимствовало из географического (комплексного) страноведения очень многое: план характеристики страны (который разнится лишь в деталях), отношение к природной составляющей (характеристика и оценка компонентов и явлений природы — одного из важнейших условий развития туризма), и все это даётся в связи с географическим своеобразием территории.

Основой содержания в комплексном страноведении является раскрытие пространственной организации страны как результата взаимодействия её территориальных элементов общественного и природного характера, то есть изучения взаимосвязей, сочетания компонентов, комплекса всех составляющих. Аналогично, главной задачей туристского изучения стало создание образа страны, что возможно только путём выявления специфических особенностей сочетания, мозаики, композиции всех компонентов. Но страноведение в туризме в отличие от комплексного географического страноведения рассматривает только те объекты (компоненты, явления, процессы), которые определяют возможности и условия развития туризма в стране.

Методы

Основными подходами, или методами, страноведения в туризме являются: аналитический, хорологический (пространственный), хронологический (временной), формально-логический, географический и культурный.

При этом используются материалы, подходы и методические приемы других дисциплин: исторического, географического (комплексного и проблемного), политологического, культурного и других видов страноведения. Так, например, многие черты современного облика той или иной страны, своеобразие её традиций, искусства, языка, народного творчества определяются особенностями её исторического развития. Поэтому исторический раздел стал обязательной составной частью туристской характеристики, а использование понятий, терминов и некоторых методов исторического исследования — необходимой составной частью туристского изучения страны.

Связи страноведения в туризме с географическим (комплексным и проблемным) страноведением более основательны и многоплановы.

Источник

Рабочая программа «Страноведение.7 класс»

О.А. Климанова, В.В. Климанов

Программа курса «География. Страноведение» (7 класс)

(68 часов, 2 часа в неделю)

Пояснительная записка

Курс «География. Страноведение» рассчитан на 68 часов (2 академических часа в неделю) в 7-х классах средней школы для обучения учащихся, прошедших курс географии 6-го класса как по традиционной, так и по альтернативной программам, например «История географических открытий», а также тех, кто не обучался географии в 6-м классе. В содержании курса учитываются уже полученные школьниками при изучении «Истории Древнего мира» сведения о народах, государствах, занятиях людей, их религии и культуре в древности.

Параллельно с изучением страноведения учащиеся 7-го класса начинают изучать физику и биологию. Знания о живой и неживой природе, полученные на этих уроках, могут быть использованы в объяснениях учителя и самостоятельных работах учащихся. Одновременно возможно проведение интегрированных совместных уроков географии и истории. Идеи гуманизации и гуманитаризации важны с позиции усиления воспитательного потенциала страноведческого курса.

Программа курса согласуется с программами курсов «Общее землеведение» (6-й класс; авторы – О.А. Климанова, В.В. Климанов) и «География России» (8-9-е классы), созданной авторским коллективом под руководством А.И. Алексеева.

В ходе изучения курса «География. Страноведение» формируется целостный образ земного шара и его материков путем изучения взаимосвязей их природных компонентов. С другой стороны, через изучение различных стран мира дается представление о разных типах дифференциации территории земного шара – природной, культурной, экономической, социальной и др. В центре содержания курса находится человек, а также «человеческие сообщества» – страны.

Курс «География. Страноведение» содержит в себе географические характеристики стран мира (включая страны СНГ) и основные сведения о терминах и понятиях, используемых, прежде всего в физической географии. Философской основой курса является представление о страноведении как интегрирующей науке, способной соединить сведения из традиционно разделяемых в школьном курсе ветвей географии: физической и экономической с дополнительным материалом по истории, культуре регионов и стран мира.

Суть страноведческого подхода (так называемой теории комплексного географического страноведения) состоит в том, что процессы и явления, происходящие на Земле как планете и на политической карте мира, рассматриваются сквозь призму отдельных стран, объясняются особенностями природы, истории, населения, хозяйства и культуры стран и регионов. При этом подходе, страна выступает главной таксономической единицей проводимых оценок и анализов. Элементы используемого научного анализа стран основываются, в первую очередь, на исследованиях коллективов двух кафедр «зарубежной» географии (физической географии мира и геоэкологии; социально-экономической географии зарубежных стран) географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Порядок рассмотрения регионов в курсе учитывает характер освоения земной поверхности человеком («Старый и Новый Свет»), а также значимость знаний об этих странах для жителей России. Например, первостепенное значение уделяется странам Евразии – как «родного» материка россиян. В этом одно из отличий программы от других.

Основной материал курса (42 часа) подается в виде географической характеристики природных и культурно-исторических регионов мира (некоторые из них совпадают с границами крупнейших стран, имеющих богатую событиями историю, значительное разнообразие в природе, населении и хозяйстве). Основной блок курса предваряет «Введение», посвященное материкам и океанам, частям света, разнообразию стран современного мира, а также источникам географической информации. Раздел 1 «Земля – планета людей» посвящен населению мира и его хозяйственной деятельности, а также вопросам взаимодействия человека и природы часов, и знакомит учащихся с основными понятиями экономической географии.

Характеристика регионов и стран основывается на классической в отечественной географии схеме, известной в методической литературе под названием «типовая структура географической характеристики территории на основе комплексного географического страноведения». При этом традиционные характеристики дополнены материалами по истории, этнографии и культуре изучаемых стран, превращая описание стран, прежде всего, в природное и культурно-историческое. Параллельно основному блоку материала вводится понятийный аппарат, касающийся природных (а также некоторых социально-экономических и политических) явлений, характерных для описываемых стран.

Подобная подача материала нацелена на возможность использования индивидуального подхода, как к отдельным ученикам, так и к классам разного уровня знаний и способностей. Например, в более «слабых» классах учитель может сконцентрироваться на познавательной информации о странах мира, а теоретический блок свести до минимума. В более «сильных» – наоборот, акцент можно сделать на теоретические обобщения и выводы о характере упоминаемых процессов. В то же время, во многих школах с углубленным изучением культуры и истории стран изучаемого языка или школах, где практикуются поездки в зарубежные летние лагеря и заграничные туристические поездки, основной блок курса («страноведческая мозаика») может быть расширен за счет собственных впечатлений или знаний, полученных на других школьных уроках.

Основой деления мира в курсе является выделение стран и регионов по принципам природного и историко-культурного единства. Методологическими основами такого деления являются физико-географическое районирование и культурно-цивилизационный подход, получивший в последнее время широкое распространение в ряде наук гуманитарного цикла. Выделенные по культурному принципу регионы, как правило, совпадают с государственными границами, но могут включать одну или несколько стран. Например, США или Италия сами являются рассматриваемыми в рамках курса регионами, в то же время, в регион Северной Европы входят Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Исландия, а в регион Юго-Западной Азии – сразу несколько десятков стран.

Выделенные регионы являются результатом естественноисторического развития государств и имеют свою собственную историческую судьбу, определившую особенности современной жизни страны. Обычно такие регионы ограничиваются и во многом совпадающими с государственными границами важными физико-географическими рубежами (береговой линией, значимыми горными хребтами, крупными реками и т.п.).

На изучение различных регионов отводится, как правило, один урок. В то же время на изучение географии США или Австралии отводится, соответственно, 2 урока. После изучения стран и регионов одного материка следуют уроки обобщения, целью которых является наряду с формированием индивидуальных образов стран (регионов), формирование целостного образа материка во всем его природном и культурном многообразии.

Содержание программы подразумевает наличие и других форм подачи материала, в том числе сравнительная характеристика двух стран, самостоятельная работа учащихся по изучению региона и практические работы, основанные на работе с различными источниками географической информации, в первую очередь картографическими.

Практические работы, помеченные звёздочкой (*) – обязательные, требуют оценивания.

Введение. 1ч

География в современном мире. Страноведение – наука о природе, населении, хозяйстве и культуре стран земного шара. Материки, части света и страны. Географические карты. Разнообразие стран современного мира. Способы получения страноведческой информации. Источники географической информации.

Источник

Рабочая программа «Страноведение» 7 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

Приказом № 392 от 31 августа 2021г.

курса внеурочной деятельности

Сыч Анастасия Юрьевна,

учитель английского языка

первой квалификационной категории

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страноведение» (общекультурное направление) для 7 класса составлена на основе:

· Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20»;

· П рограммы воспитания обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20»;

· Положения о порядке составления, согласования и утверждения рабочих программ, курсов и курсов внеурочной деятельности;

· Методического конструктора внеурочной деятельности Д.В.Григорьева и П.В.Степанова («Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов, 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 233 с.»).

В соответствии с учебным планом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» на изучение курса внеурочной деятельности «Страноведение» (общекультурное направление) в 7 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

курса внеурочной деятельности «СТРАНОВЕДЕНИЕ»

У обучающегося будут сформированы:

· ответственное отношение к учению;

· готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

· умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

· начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

· экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

· формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений;

· умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

· первоначальных представлений о филологической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

· коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

· критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

· креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении филологических задач.

У обучающегося будут сформированы УУД:

· умение формулировать и удерживать учебную задачу;

· умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

· умение планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

· умение предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

· умение составлять план и последовательность действий;

· способность осуществлять контроль по образцу и вносить не­обходимые коррективы;

· способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

· умение сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Обучающийся получит возможность для формирования УУД:

· умение определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

· способность предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

· умение осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

· умение выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

· способность концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.

У обучающегося будут сформированы УУД:

· умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

· умение использовать общие приёмы решения задач;

· умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

· умение осуществлять смысловое чтение;

· умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

· способность самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных лингвистических проблем;

· умение понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

· способность понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

· умение находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

Обучающийся получит возможность для формирования УУД:

· умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктив­ные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

· способность формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

· способность выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

· умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

· способность выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

· умение интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

· способность оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

· способность устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.

У обучающегося будут сформированы УУД:

· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

· способность взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

· умение прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения.

Обучающийся получит возможность для формирования УУД:

· умение разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

· умение координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

· умение аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ курса внеурочной деятельности

Предметное содержание в соответствии с программой:

1. Добро пожаловать в Великобританию. Знакомство со страной изучаемого языка. Географическое положение Великобритании.

2. Страны, входящие в состав Соединенного Королевства.

3. Культура Великобритании. Традиционные праздники.

4. Британские города. Достопримечательности.

5. Британский характер. Обычаи и традиции Великобритании.

6. Знаменитые британцы. Ученые. Писатели.

Данное предметное содержание было перегруппировано в соответствии со структурой, представленной в УМК курса внеурочной деятельности «Страноведение» (общекультурное направление) для 9 класса:

Добро пожаловать в Великобританию. Географическое положение Великобритании, природа, климат, животный мир, минеральные ресурсы страны

Раздел 1. Соединенное Королевство (4 часа)

Шотландия. Северная Ирландия. Уэльс. Англия.

Раздел 2. Традиции и праздники (8 часов)

Характерные черты британцев. Обычаи и традиции Великобритании. Праздник урожая (Harvest festival) и Лугнасад. Сезон английского пудинга. Хэллоуин. Ночь костров. День святого Патрика. День чернильного орешка.

Раздел 3. Знаменитые города и их достопримечательности (6 часов)

Ливерпуль. Кембридж. Оксфорд. Стоунхендж. Виндзорский замок. Музеи Великобритании.

Раздел 4. Британский характер (7 часов)

Легенды Великобритании. Короли и королевы Великобритании. Английские пословицы. Герои английского фольклора. Вежливость по-английски. Британская кухня. Чаепитие по-английски.

Раздел 5. Знаменитые британцы (7 часов)

Великие британские изобретения. А.А.Милн. Роберт Бернс. Исаак Ньютон. Уильям Шекспир. Джон Китс. Подготовка проектов на тему «Страна изучаемого языка». Защита проектов на тему «Страна изучаемого языка».

Формы организации учебной деятельности: познавательные беседы, дебаты, дискуссии, рассказ педагога и детей, смысловое чтение художественных произведений, сочинение историй, импровизации, тренинги общения, опрос, анкетирование, тестирование, обсуждение, выполнение проектов и исследовательских работ.

Зам. директора по УВР__________ /Е.М. Жулина/

СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению

Руководитель ШМО_____________ /М.Н. Гусева

курса внеурочной деятельности «Страноведение»

на 2021–2022 учебный год.

Номер урока по порядку

№ урока в разделе, теме

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Источник

Ведение. Страноведение

Технологическая карта урока по теме «Введение. Страноведение» 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Ведение. Страноведение»

Задание 9 Муравьева Л.М. Сычевка ХБГ

Ф. И. О. педагога: Муравьева Любовь Михайловна

Тема урока: Ведение. Страноведение

Цель урока: познакомить со значением географии материков и океанов.

Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения.

УУД
Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Предметные:

Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Основные понятия: страноведение, материки, континенты, части света

Межпредметные связи: математика.

Формы урока: фронтальная, парная

Технологии: технология проблемного чтения, обучение в сотрудничестве.

Оборудование: учебник, атлас, физическая карта мира.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *