Что страдает при попадании колеса в яму
Что делать, если попал в яму на дороге?
Добрый день, уважаемый читатель.
Каждый год в начале весны автовладельцы наблюдают одну и ту же картину. На дорогах, которые всего несколько месяцев назад были в неплохом состоянии, появляется огромное количество новых ям и выбоин. Процесс образования ям связан с большим количеством воды на дорогах и был рассмотрен в отдельной статье.
Сегодня же речь пойдет о том, что делать водителю, если его автомобиль попал в яму, пробил колесо или получил другие повреждения:
Является ли попадание в яму ДТП?
В первую очередь рассмотрим, что представляет собой попадание в яму юридически. Пункт 1.2 ПДД:
Поскольку до попадания в яму автомобиль двигался, а в результате получил механические повреждения, попадание в яму является дорожно-транспортным происшествием. Поэтому для фиксации повреждений нужно вызывать не участкового сотрудника полиции, как в случае падения снега, а сотрудников ГИБДД.
Оформление документов при попадании в яму
Если автомобиль получил механические повреждения и Вы хотите впоследствии отсудить деньги за ремонт автомобиля у дорожников, то нужно отнестись к оформлению ДТП с особым вниманием. Именно доказательства, собранные сразу же после происшествия, позволят Вам рассчитывать на удачный исход дела.
В данном случае самостоятельное оформление ДТП невозможно, т.к. в происшествии участвует только 1 автомобиль. Поэтому в первую очередь вызовите сотрудников ГИБДД. Это можно сделать, позвонив с мобильного телефона по номеру 102.
До приезда патрульного автомобиля у Вас будет достаточно времени на самостоятельный сбор доказательств:
1. Если у происшествия есть свидетели, то поторопитесь записать их координаты. Обычно свидетели очень быстро расходятся, поэтому через несколько минут найти их уже не удастся.
2. Сфотографируйте место происшествия. На фотографиях должны быть зафиксированы:
После этого ожидайте приезда сотрудников полиции для оформления документов о ДТП.
В процессе заполнения документов следите за тем, чтобы сотрудник зафиксировал на схеме наличие ямы, а также ее размеры. Кроме того, должно быть зафиксировано отсутствие ограждений и предупреждающих знаков.
Обратите внимание, требования к размерам ям на дороге регламентированы ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»:
5.2.4 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В ГОСТ есть целая таблица, в которой указываются максимальные размеры повреждений.
С кем судиться, если пробил колесо на дороге?
В первую очередь нужно определить организацию, ответственную за обслуживание данного участка дороги. Такую информацию проще всего получить непосредственно у сотрудника ГИБДД, оформляющего ДТП.
Сотрудник ГИБДД должен выписать организации, ответственной за содержание дороги, протокол по части 1 статьи 12.34 КоАП, а судья наложить соответствующий штраф:
Статья 12.34. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений
Однако водителю важен не сам факт наложения штрафа, а реквизиты ответственной организации.
Проведение независимой экспертизы
Для взыскания стоимости ремонта следует провести независимую техническую экспертизу повреждений транспортного средства. В результате экспертизы будет определена стоимость ремонта.
Обратите внимание, на экспертизу следует пригласить представителя организации-ответчика.
Добровольное возмещение ущерба
После получения результатов экспертизы Вы можете направить организации-ответчику досудебную претензию с требованием о добровольном возмещении ущерба.
В письмо нужно вложить копии документов о дорожно-транспортном происшествии, а также копию документа с результатами независимой экспертизы. На данном этапе следует требовать возмещения не только стоимости ремонта, но и стоимости проведения независимой экспертизы.
На практике ущерб от попадания в яму на дороге довольно редко возмещают добровольно. Поэтому не стоит расстраиваться, если на этом этапе Вы получите отказ или не получите ничего.
Взыскание стоимости ремонта через суд
При обращении в суд владелец автомобиля должен оплатить государственную пошлину:
1) при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:
Данная сумма впоследствии будет взыскана с ответчика, однако при обращении в суд оплатить ее придется самостоятельно.
Для взыскания стоимости ремонта автомобиля в суд нужно подать документы о дорожно-транспортном происшествии, а также результаты независимой экспертизы.
Как показывает практика, водители, которые оформили дорожно-транспортное происшествие, а затем решили довести дело до суда, в большинстве случаев возвращают деньги за ремонт автомобиля. Т.е. в финансовом плане справедливость можно восстановить.
Однако имейте в виду, что процесс может отнять приличное количество времени, которое будет потрачено на посещение различных организаций. Поэтому если повреждения небольшие и ремонт обошелся не дорого, то нет смысла тратить время на хождения по судам.
Как избежать попадания в яму?
На практике у водителя есть возможность взыскать деньги за ремонт автомобиля с дорожников, однако гораздо проще соблюдать меры предосторожности, которые позволят избежать повреждения автомобиля:
Соблюдение этих несложных правил позволит уберечь Ваш автомобиль. Однако если неприятность все же произошла и автомобиль получил повреждения в яме, то смело вызывайте ГИБДД и обращайтесь в суд.
Ямы на дорогах: как не попасть или снизить последствия
Да, снова весна, снова ямы. Эту проблему мы планируем рассмотреть с разных сторон, но сегодня поговорим именно о действиях водителя на дороге – как ему быть, чтобы избежать проблем?
Время повышенной ухабистости
Дополнительная напасть – ямочный ремонт. Все мы отлично знаем, как это бывает: вырезанные квадраты с острыми краями по своей вредности не уступают самим ямам. При этом рукотворное «минное поле» может оставаться открытым часами и целыми днями, особенно во дворах. Хорошо, если при этом будут выставлены предупреждающие знаки.
Чем чревато попадание в ямы?
Во-первых, есть риск повредить автомобиль. В первую очередь под ударом оказываются колеса – можно повредить диски и шины. На последних могут появиться «грыжи», а иногда дело доходит и до бокового пореза. Также существует вероятность повреждения узлов подвески и рулевого управления. Даже если сразу после сильного удара все вроде в порядке, через какое-то время вы можете столкнуться с люфтом шаровой опоры или рулевого наконечника, и порой это оказывается следствием того самого наезда на неровность.
Во-вторых, попадание в яму, особенно в повороте, грозит риском потери контроля над автомобилем – его может развернуть, довернуть, переставить. Кроме того, попытка объехать яму может спровоцировать потерю курсовой устойчивости. Все это уже чревато аварийной ситуацией.
Ошибки водителя
Первая и порой ключевая: водитель выбирает такую скорость и дистанцию, что замечает яму в последний момент и уже не может избежать попадания в нее. Здесь совет банальный, но очень эффективный: не расслабляйтесь за рулем, держите большую (временным интервалом не менее 2 секунд) дистанцию до едущей впереди машины, а в темное время суток выбирайте такую скорость, которая позволит остановиться в пределах видимости в направлении движения (последнее, к слову, является требованием п.87.1 ПДД).
Наконец, четвертая ошибка заключается в том, что водители часто недооценивают те опасности, которые представляют собой лужи, даже небольшие по площади. Под водой могут скрываться те же ямы, открытые колодцы, крупные предметы – камни, арматура и т.д. Поэтому влетать в лужу на полном ходу чревато.
Увернуться, разгрузить, не навредить
Если можно избежать попадания в яму или лужу, лучше так и поступить – объехать препятствия или снизить скорость до минимальной. При этом не стоит забывать о том, что рядом с вами или позади могут находиться другие участники дорожного движения, для которых ваши маневры наверняка будут неожиданными и могут спровоцировать аварийную ситуацию. Но вряд ли у вас будет время все это обдумывать – вы будете действовать на рефлексах или как привыкли.
Именно по этой причине рекомендовать приемы разгрузки колес можно лишь с оговоркой, что вам они известны, вы их в свое время отработали в безопасных условиях и можете применять эффективно и на «автомате». В противном случае вреда может быть больше, чем пользы.
Если нет возможности оттормозиться или увернуться, яму лучше проезжать по прямой (если все происходит на дуге, то для этого надо сломать траекторию: поворот – прямо – поворот), с ровным «газом». Существует рекомендация резко увеличить «газ» перед неровностью, так как это позволит разгрузить передние колеса. Все так, но увеличение тяги при проезде неровности грозит обернуться ударными нагрузками на трансмиссию, а в случае с задним приводом увеличивает риск заноса.
Рекомендация с предварительной загрузкой передних колес при помощи сброса «газа» или короткого торможения перед ямой с активным «газом» затем как раз относится к тем специальным приемам, которые требуют предварительной отработки и закрепления навыков. В противном случае вы рискуете влететь в яму именно с загруженными колесами.
Та же история с боковой разгрузкой: можно облегчать проезд неровностей с помощью крена в активном повороте. Но здесь важно правильно построить траекторию, чтобы над ямой оказалось как раз внутреннее по отношению к повороту колесо. Опять же нужно не только понимание процесса, но и тренировки, в противном случае также можно «напортачить».
Что делать, если все-таки побил машину в яме?
Этот вопрос мы задали нашему юристу Евгению Грачеву. Кому звонить и на кого подавать иск в суд?
«Повреждение автомобиля, который попал в яму на дороге, трактуется как дорожно-транспортное происшествие.
п. 2.18. дорожно-транспортное происшествие — происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица;
Поэтому в такой ситуации необходимо руководствоваться п.31 Главы 6 ПДД – остановиться, включить «аварийку» и выставить знак аварийной остановки. Дальше вызываем ГАИ, которая должна зафиксировать обстоятельства произошедшего и составить схему ДТП.
Очень важно понимать, что не всякое такое происшествие может являться страховым случаем. Однако по нормам гражданского законодательства, причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме тем, кто этот вред причинил (ст. 933 ГК РБ). Поэтому если страховое возмещение не полагается, то ущерб придется взыскивать через суд.
Дороги находятся на обслуживании у определенных субъектов хозяйствования, и они отвечают за их состояние. Если со своей задачей организации не справились, то должны отвечать за причиненный автовладельцам вред».
Наш вердикт
Нежнее, еще нежнее. Пневмоподвески в базе объявлений Автобизнеса
Влетел в яму и повредил колесо. Как и у кого получить деньги на ремонт?
Число жалоб в подразделения ГИБДД на плохие дороги увеличилось втрое. Такие данные привел в эфире «Милицейской волны» заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России Олег Понарьин. За зиму дорожное полотно износилось, а с самого начала весны на магистралях и во дворах появилось огромное количество ям.
Чиновники Минтранса обещают реагировать на обращения граждан через мобильное приложение «Карта убитых дорог», которое вскоре будет интегрировано с информационной системой ведомства. Но обращаться за возмещением стоимости ремонта поврежденного в дорожной яме автомобиля по-прежнему придется самостоятельно.
С сентября прошлого года в России действует обновленный ГОСТ, регламентирующий допустимые размеры дорожных дефектов и временные рамки на устранение повреждений покрытия. Яма может иметь длину не более 15 см, глубину — не более 5 см, площадь — не более 60 кв. сантиметров. Если превышен любой из параметров, попавший в яму автомобилист имеет право на компенсацию от дорожников. Кроме того, закон регламентирует и четкие временные рамки на устранение повреждений покрытия: от 1 до 12 суток в зависимости от категории дороги.
Также ГОСТ регламентирует допустимые глубину и длину колеи (2 см и 7 м соответственно на участке полосы движения длиной 100 метров). Такие колеи должны устраняться в срок от 5 до 14 суток.
Чаще всего от повреждений дорожного покрытия страдают диски и шины. Стоимость правки стальных колесных дисков составляет несколько сотен рублей, а в случае с легкосплавными счет идет на тысячи. Например, в специализированных сервисах группы РЛД ремонт осевого смещения 17-дюймового диска обойдется в 2200 руб., а ремонт бокового повреждения колеса той же размерности — 2500 рублей. При этом фирменный колесный диск размерностью 17 дюймов может стоить от 10 до 20 тыс. рублей.
В более тяжелых случаях, объясняет технический эксперт сервиса CarFix Олег Чирков, можно повредить элементы подвески. «В зависимости от силы удара могут пострадать рычаг подвески, шаровая опора, рычаг и верхняя опора амортизатора, ШРУС, рулевой наконечник и тяга, а также рулевая рейка», — говорит специалист.
Замена рычага или ШРУСа обойдется в сумму от 2000 руб., амортизатора — около 1500 руб., рулевой рейки — от 3000 до 7000 руб. в зависимости от конструкции узла. Общая сумма ремонта с учетом запчастей может достигать нескольких сотен тысяч.
Автоюрист Сергей Смирнов утверждает, что оформлять повреждения автомобиля нужно так же, как при любом другом ДТП, но справок и документов при этом может потребоваться больше. Необходимо вызвать сотрудников ДПС, попытаться найти свидетелей и сделать фотографии места аварии.
«Дополнительно составляется протокол осмотра проезжей части, дорога и знаки проверяются на соответствие техническим стандартам. Если, например, размер ямы не соответствует ГОСТу или отсутствуют знаки, гаишники, как правило, сразу выносят решение о виновности дорожных служб. Они должны вынести постановление о привлечении к ответственности должностного лица или организации», — объясняет Смирнов.
Юрист рекомендует обязательно сделать фотографии места ДТП и упомянуть их наличие в описании ДТП с указанием места и времени съемки. Также инспектор должен зафиксировать данные об освещенности участка, наличии предупредительных знаков и ограждений при проведении ремонтных работ. Пострадавшему нужно получить копии этих документов — они понадобятся при обращении за возмещением.
Следующий этап — при помощи эксперта нужно определить размер ущерба, причем на осмотр необходимо вызвать телеграммой представителей ответственной организации. Другой вариант — составить иск после ремонта с суммой фактически понесенных затрат, которые должны подтверждаться документами, но в этом случае ответчик вправе оспорить сумму.
Применить европротокол при отсутствии другого участника ДТП не получится, утверждает Сергей Смирнов. А вот ждать сотрудников ГИБДД на месте необязательно, добавляет юрист: «Сотрудники ДПС стараются не выезжать на простые аварии. Водитель может самостоятельно все зафиксировать, составить схему и сфотографировать место ДТП. Хорошо, если с собой окажется линейка или рулетка для измерения размеров ямы».
После зарисовки и фотографирования водитель должен отправиться на ближайший пост ДПС или в дежурную часть ГИБДД. При наличии полиса каско все зависит от условий договора, добавляет Смирнов. Юрист напоминает, что совсем без справок страховщики обычно возмещают либо самые простые повреждения, либо делают ремонт только одного кузовного элемента, а при попадании в яму часто возникают скрытые повреждения. Кроме того, договор страхования часто не покрывает повреждения шин и дисков.
Информацию о том, кто именно владеет дорогой, должны предоставить сотрудники ГИБДД, утверждает юрист. «Это может быть, например, местное жилхозяйство, федеральные трассы находятся в ведении Росавтодора, а за платные магистрали отвечает госкомпания «Автодор». Незакрытый или сломанный люк — зона ответственности Водоканала, переезды обслуживает РЖД», — перечисляет варианты Смирнов.
Требование о возмещении ущерба нужно направить именно той организации, в зоне ответственности которой произошло ДТП. Она может возместить ущерб как сама, так и через страховую компанию, в которой застрахована ответственность компании. Если же пострадавший имеет полис каско, то обращаться ему нужно к своему страховщику, который возьмет на себя дальнейшие хлопоты по разбирательству с ответчиком.
Если виновник не отвечает на претензии, придется обращаться в суд. Помимо справки о ДТП, акта осмотра дорожного полотна и результатов технической экспертизы, в суд нужно будет отправить исковое заявление и копию претензии, на которую ответчик не отреагировал.
В спорах с дорожными службами, рассказывает юрист, последние могут ссылаться на нарушение водителем пункта 10.1 ПДД, который предписывает ехать с учетом состояния дорожного полотна. Но для того, чтобы доказать вину водителя, необходимо проведение трасологической экспертизы, которая покажет, имел он техническую возможность избежать аварии или нет.
На практике, отмечает Сергей Смирнов, вину водителя доказать сложно, но подобные споры часто приводят к компромиссным судебным решениям. «Показания трасологической экспертизы, доказывающие, что водитель явно не учитывал дорожную обстановку и мог избежать аварии, заставят суд пересмотреть сумму выплаты. Скажем, если сумма ущерба машине составила 100 тыс., то суд может присудить к выплате лишь половину», — объясняет юрист.
Попал колесом в яму: что делать и с кого и как требовать компенсацию
Вопросы, рассмотренные в материале:
Сегодня состояние российских дорог таково, что получить повреждения машины можно не только из-за ДТП. Довольно часто поломка возникает по причине плохого состояния дорожного полотна, на котором присутствуют повреждения. Ваш автомобиль попало колесом в яму, что делать в этом случае, как грамотно с точки зрения закона оформить происшествие, кто ответственный в покрытии ущерба? Подробнее об этих аспектах поговорим в нашей статье.
Считается ли попадание в яму ДТП
Конечно, вы должны быть предельно внимательным на дороге, но любой водитель не робот. Даже если вы отвлечетесь на одну секунду, ваша машина может попасть колесом в яму. В этом случае вас ожидает довольно неприятный исход – погнувшийся или поврежденный обод, разбитая подвеска, порванная резина на колесе и другие неприятности.
Первое, что нужно сделать, когда вы попали колесом в яму, установить виновных, и тогда вы поймете, как поступать дальше.
Пункт 1.2 Правил дорожного движения говорит о том, что вы попали в ДТП, если машина попала в яму, раскололся литой диск, повредилась покрышка, подвеска, колесо, то есть вы понесли материальные потери.
Выдержка из закона: «ДТП – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен ущерб».
Что делать, когда машина двигалась по дороге (определение дороги трактуется как поверхность, оборудованная для движения ТС) и случилась поломка, повлекшая нанесение материального ущерба. Такое происшествие относится к дорожно-транспортным. Важно знать обязанности владельца авто в случае наступления аварии, ответственность за их несоблюдение.
Согласно нормам законодательства, вы обязаны вызвать сотрудников ГИБДД для оформления происшествия, ведь имеются повреждения автомобиля от того, что вы попали в яму. Так необходимо поступить в любом случае, пусть вы и не собираетесь впоследствии предъявлять претензии к дорожникам.
Если этого не сделать, то в худшем варианте исхода событий (посторонний человек доложит об аварии за вас и затем факт совершения ДТП будет доказан) вы можете попасть под действие статьи 12.27, ч. 2 «Оставление места ДТП», а это прямое нарушение правил ПДД. Наказание для владельца ТС: лишение водительского удостоверения на длительное время.
Однако если вы думаете о том, что сделать, чтобы возместить убытки от того, что попали колесом в яму на дороге, и что делать в такой ситуации, то запомните, в первую очередь нужно вызвать сотрудников ГИБДД.
Согласно действию ст. 11 и 12 Закона «О Безопасности дорожного движения», фирма, обслуживающая дорогу, ответственна за соблюдение норм безопасности на определенном отрезке дороги.
Состояние дорог попадает под нормы в отношении разрешенного разрушения (по-другому оно трактуется как яма). Существует специальный ГОСТ 50597/93, содержащий законодательно закрепленные данные в отношении размеров ямы:
Если яма, расположенная на дороге, превышает указанные габариты, значит, ее обязаны заделать в срок до 10 дней. Дорожники в определении временных сроков ремонта ориентируются на загруженность данного участка дороги, его важность и иные критерии. Если на улице гололедица, то яма должна быть ликвидирована в течение 6 часов.
Под требования ГОСТа попадают рельсы железнодорожных путей, трамвайное полотно. Возвышение металлических конструкций (например, крышки люков) над дорогой допускается только в пределах, не превышающих 2 см. Если эти стандарты нарушены, дорожники должны произвести ремонт в течение двух дней.
Особое внимание отводится крышкам канализационных люков. Ремонт их повреждений должен производиться в течение трех часов, а ненормированный подъем – за сутки. Зачастую водители наблюдают, что после таяния снега на дорогах пропадают крышки с канализационных люков, расположенных на проезжей части. Обычно причиной такого явления является не кража, а осознанные действия городских коммунальных служб. Крышки с люков убираются специально, чтобы снег с дороги быстрее попал в канализационный слив.
Знание ГОСТа 50597/93 очень пригодится для отстаивания собственных интересов в спорной ситуации. Необходимо подавать иск в суд, если:
Рекомендуем
Обязанность возмещения ущерба, нанесенного плохим качеством дороги, не соответствующей требованиям ГОСТа, указана в ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ст. 28.
Попал колесом в яму: что делать в первую очередь
Если машина пострадала из-за того, что попала колесом в яму, и вы намерены требовать материальной компенсации за восстановление авто у ответственной фирмы, то необходимо знать, как грамотно оформить ДТП. Ведь доказательная база, полученная непосредственно после аварии на дороге, будет играть значительную роль в положительном исходе дела.
В данном случае оформить ДТП без присутствия инспекторов ГИБДД нельзя, потому что в аварии участвует одна машина, которая попала колесом в яму. Первое, что нужно сделать: вызвать уполномоченных лиц, позвонив с мобильного телефона на номер 102.
Если вы попали колесом в яму, что делать пока не приехала патрульная машина? Есть время на сбор доказательств:
Наберите телефон друзей, родных и попросите их как можно быстрее прибыть к месту аварии, прихватив смартфон с камерой или фотоаппарат. Чем более детально будет зафиксировано то, что авто попало в яму, тем легче будет доказать вину дорожников.
Суд принимает фото- и видеодоказательства, которые вы сделали на смартфон либо фотоаппарат. Исходя из вынесенных судебных решений, видно, что если есть информативные фотографии, то у пострадавшей стороны значительно повышается шанс выиграть судебное разбирательство. Причем лучше сделать фото причиненного ущерба колесу или авто с различных ракурсов и мест. Это необходимо, чтобы показать местонахождение машины в определенном месте и доказать, что она могла попасть в яму именно там, где вы утверждаете.
Лучше также сделать несколько фото с расстояния средней длины, это даст сведения о расстоянии тормозного пути, присутствии рядом дорожных знаков. Делать фото с ближнего расстояния стоит, чтобы показать общее состоянии дороги, на которой вы попали в яму, размер причиненных повреждений. До того, как начнете делать фотографии, не забудьте выставить знак аварийной остановки, включить специальный сигнал на авто, чтобы не попасть еще в одно ДТП. После этого дождитесь сотрудников ГИБДД.
При заполнении документов проконтролируйте, чтобы сотрудник указал на схеме, где находится яма, в которую вы попали, ее габариты, а также сделал отметку об отсутствии знаков, специальных ограждений.
Учтите, что до составления схемы покидать место аварии нельзя. Делать план ДТП нужно в присутствии инспекторов, а затем попросить подписать его имеющихся свидетелей или очевидцев. Проследите, чтобы инспектор не написал фразу о том, что вы невнимательно следили за дорогой, попали колесом в яму из-за превышения скорости. Объяснение должно быть таким, чтобы, читая его, судья понял, что яма (или иное препятствие) появилось совершенно внезапно, и вы были не в состоянии ничего предпринять, чтобы не попасть в нее.
Рекомендуем
Бывает так, что инспектор сам пишет в справке, что водитель не соблюдал требования правил и двигался с превышением скорости. Тогда составляйте жалобу на имя начальника ГИБДД. В ней сообщите, что вменяемые вам нарушения несостоятельны, а для подтверждения написанного приведите собранные вами доказательства.
Диагностика авто после попадания в яму: что проверять
Вы попали колесом в яму на дороге. Что делать при выявлении у авто проблем, которые появились после ДТП? Например, у вас долгое время гудел подшипник ступицы, однако вы не устранили сразу неисправность, а после того, как авто попало в яму, подшипник разломился на части и колесо заклинило. Этот пример показывает, что нужно следить за техническим состоянием машины, регулярно делать техосмотр, во время которого будет произведена диагностика ходовой части, других деталей, отвечающих за безопасность и комфорт во время езды по дороге.
1. Резина и диски – оцениваем визуальный ущерб.
Крупная яма на дороге обязательно отразится на колесе машины. Не нужно ехать дальше, если вы попали в глубокое препятствие на пути, не сбавляя скорость. Правильно будет сделать следующее: прекратить движение, выйти из машины и проверить отсутствие видимых повреждений вашего колеса. Вы можете визуально осмотреть состояние резины и дисков. Нужно удостовериться, что нет повреждений колеса. Ваши действия, если:
Грыжи, порезы на резине после попадания колесом в яму – довольно частое явление. Изготовители покрышек с недавних пор стали делать специальные серии изделий для российских дорог. Данный вид резины для колес представляет собой покрышку с усиленной боковой частью, у которой уровень комфорта ниже, но оно не подвержено появлению грыж и прочих проблем, если вы попали в яму.
Диски тоже нужно выбирать тщательно. Если вам приходится ежедневно ездить по дорогам с плохим покрытием, желательно обойтись штампованными дисками, а не литыми. И лучше не приобретать бюджетные легкосплавные диски китайского производства.
2. Рулевое управление и углы установки колес.
Если попасть в яму на дороге, то в будущем могут возникнуть неисправности в различных системах транспортного средства, например, в рулевом управлении. Возможно, наконечники утратили целостность крепления, тяги свободно гнутся при сильных ударах, рейка стала неисправна.
На практике встречались примеры, когда из-за плохого состояния дорог повреждались не только колеса, но и рулевые колонки, которым затем был необходим капремонт или полная замена. После того, как вы попали колесом в яму, проверьте:
Проверку всех систем автомобиля нужно проводить во время прохождения ежегодного ТО. Опасность скрытых поломок в том, что постоянные, пусть даже с виду и небольшие неровности на дорожном покрытии способны привести к более серьезным неисправностям машины. Если вы часто попадаете в ямы на дороге, то полное тестирование авто нужно делать регулярно. Периодическая проверка – гарантия надежной работы автомобиля без неприятных последствий.
Рекомендуем
3. Ходовая часть – что ломается чаще всего на ямах.
На российских дорогах, покрытых ямами и неровностями, чаще всего вы рискуете повредить колеса и подвеску. Ходовая часть любого транспортного средства имеет определенные особенности, поэтому необходимо принимать во внимание качество и вид последней. Традиционные варианты имеют однотипные проблемы, в автосервисе быстро выявят проблемы и смогут начать ремонт.
Самостоятельно невозможно сделать качественную проверку всех узлов и деталей автомобиля. Если вы все же решили справиться своими силами, то вам нужен гаражный бокс, в котором есть смотровая яма, чтобы детально рассмотреть состояние ходовой части автомобиля. Если поломка случилась в дороге, советуем как можно скорее проверить ходовую часть в автосервисе. После этого станет ясно, можете ли вы продолжать дальнейшую езду или нет.
С кого спрашивать за причиненный ущерб
Итак, давайте перейдем к порядку ваших действий после того, как вы попали колесом в яму на дороге. Что делать в таком случае? Во-первых, вам нужно узнать, какая дорожная фирма обслуживает этот отрезок дороги. Спросите об этом у инспектора ГИБДД. Он обязан выписать компании, которая несет ответственность за содержание этой дороги, протокол по ч. 1 ст. 12.34 КоАП, а судья на основании этого документа наложит штраф. Конечно, вам важен не факт получения штрафа дорожной службой, а указанные в нем реквизиты этого предприятия.
Ваши следующие шаги зависят от вида имеющейся страховки и повреждений авто. При наличии полиса КАСКО необходимо взять справку о дорожно-транспортном происшествии сразу на месте у инспектора или в отделе ГИБДД и показать машину в страховой фирме. Транспортное средство проверят на предмет видимых и скрытых поломок. Если КАСКО отсутствует, необходимо сделать независимую техническую экспертизу – нельзя ремонтировать автомобиль до ее проведения.
Для получения стоимости проведенных ремонтных работ с дорожных служб нужно сделать независимую техническую экспертизу на предмет наличия повреждений у машины. Заключение экспертизы будет содержать стоимость ремонта.
Для проведения экспертизы требуется присутствие представителя ответчика.
Рекомендуем
Уведомить об этом вторую сторону нужно в письменной форме (как вариант – направить заказное письмо по почте). Причем, не имеет значения, будет ли присутствовать вторая сторона на экспертизе либо нет, главное – уведомить о ней.
Как только сделают экспертизу и придут результаты, направляйте ответчику досудебную претензию, содержащую требования о добровольном возмещении стоимости ремонта.
К претензии приложите копии документов о ДТП, копию результата независимой экспертизы. Не забудьте в требовании указать, что, кроме того, что вам нужно возместить ремонт, нужно также вернуть стоимость оплаченной вами экспертизы.
Как показывает судебная практика, дорожные службы не возмещают ущерб в добровольном порядке.
При подаче заявления в суд собственник машины обязан заплатить госпошлину, которая может составлять 400–60 000 руб., в зависимости от суммы иска.
Данные затраты впоследствии взыщут с ответчика, если вы выиграете дело. Но при обращении в суд оплачивать пошлину должен истец.
Для получения понесенных денежных затрат на ремонт ТС из-за плохого состояния дорог в суд требуется направить документы о ДТП, итоги независимой экспертизы.
Обычно водители, оформившие ДТП по всем правилам, а затем решившие в судебном порядке взыскать ущерб, выигрывают процесс. Поэтому если вы попали колесом в яму на дороге, и не знаете, что делать – смело подавайте в суд!
Стоит учитывать, что судебная тяжба может затянуться на долгое время и вам придется посетить множество различных инстанций. В случае, если поломки небольшие и ремонт оказался не слишком затратным, нет смысла тратить время и нервы на судебные разбирательства.
Как обойти все ямы стороной: 5 советов от экспертов
В первую очередь научитесь избегать неровностей дороги, чтобы не попасть колесом в яму. Легче всего выбирать путь, который вы хорошо знаете. Конечно, этот способ не дает 100%-ной уверенности. В нашей стране нет дороги, на которой бы не встретилась ни одна яма. Однако намного безопаснее ехать там, где вы проезжаете ежедневно или несколько раз в неделю, чем рисковать на малознакомом пути.
Дадим еще несколько советов о том, как не попасть в яму на дороге: