Что ставят на могилу
Что поставить на могилу?
Материал памятника
Памятники из дерева и металла недолговечны, быстро теряют вид и в основном устанавливаются на время — пока земля не осядет, и на могиле можно будет монтировать более тяжелый каменный памятник.
Памятники из синтетических материалов
Единственное достоинство памятников, произведенных из мраморной или гранитной крошки и полимерных смол — это цена. Памятники из искусственных материалов недолговечны, всего за десятилетие плита выцветает и тускнеет, портрет, имя и даты жизни стираются — памятнику требуется серьезный ремонт или замена.
В большинстве случаев памятники изготавливаются из гранита или мрамора.
К сожалению, мрамор не слишком подходит для наших широт: смена сезонов, перепады температур, дождь, снег и ветер разрушают этот мягкий материал. Камень тускнеет, покрывается сетью трещинок, в поры забивается пыль. Мрамор — мягкий пористый материал, который требует регулярного и бережного ухода.
Поэтому, для наших условий в качестве материала для изготовления могильного памятника в наибольшей степени подходит гранит.
Во-первых, гранит выглядит красиво: неповторимый рисунок камня, разнообразие оттенков, благородный блеск и фактура камня позволяют изготавливать из гранита действительно стильные и красивые памятники.
Во-вторых, гранит — камень беспроблемный: ему не нужна специальная очистка или дополнительная обработка, он легко переносит перепады температур, повышенную влажность и прямые солнечные лучи.
Форма памятника
Производители предлагают памятники разнообразных форм и размеров. Например, в нашем каталоге вы найдете более 300 моделей — от простых прямоугольных до фигурных сложной формы и конфигурации.
Если памятник изготовлен из высококачественного материала, то в любом случае он будет выглядеть красиво.
В нашем каталоге вы найдете памятники, оформленные в соответствии с религиозными канонами, стелы, обтекаемой формы, украшенные цветочным орнаментом, которые наилучшим образом подойдут для женских могил, парные плиты — для двойного захоронения.
Оформление памятника
И, наконец, вам нужно решить, как оформить могильную плиту. Расположить на ней портрет? Написать слова эпитафии? Украсить стелу пейзажами, символическими рисунками (например, отражающими профессию покойного), изображением ангела или иконой святого.
И, разумеется, мы готовы прийти Вам на помощь. Приезжайте в наш офис, где в вашем присутствии опытные профессионалы создадут 2D макет — вы сразу сможете увидеть, как будет выглядеть памятник, а при необходимости внести изменения и коррективы.
Выбор памятника состоить из 5 основных этапов: выбор материала памятника, выбор формы памятника, гравировка фотографии, гравировка ФИО и даты, подбор эпитафии. В данной статье мы разобрали все этапы выбора памятника, а также написали 9 вариантов, как сэкономить на покупке памятника без потери качества.
Посетите наш интернет-магазин памятников! Скидки до 30%. Доставка по всей России.
Выбираем материал изготовления памятника
Памятники из гранита
Компания “Гранитные Технологии Карелии” дает своим клиентам гарантию 40 лет на изделия из гранита габбро-диабаза.
Памятники из мрамора
Мрамор это природный минерал, состоящий преимущественно из карбоната кальция. По твердости он немного уступает граниту, но всё же является крепким материалом. Влагопоглощение у мрамора выше, чем у гранита, это свидетельствует о том, что мраморный памятник будет разрушаться быстрее гранитного. Так как вода попадая в мрамор и замерзая, разрушает его.
Если мрамор имеет темный цвет без крупных включений и прожилин, то гравировка на нем будет смотреться достаточно четко и хорошо. Но так как мрамор является более мягким материалом, чем гранит, природные условия разрушают его быстрее.
Памятники из бетона
Памятники из бетона считаются самыми недолговечными. Их изготавливают из смеси бетона и различными наполнителями, например фиброволокно. Оно представляет из себя материал с тонкими металлическими нитями, который скрепляет бетон, пронизывая его во всех направлениях. Таким образом срок службы бетонного памятника увеличивается с 2-3 лет до 10 и более.
Гравировка на бетонном памятнике невозможна, а также он не поддается полировке. Зато такой памятник можно покрасить в любой цвет. Безусловно памятник периодически придется подкрашивать.
Процесс изготовления очень бетонных памятников прост, но ответственен. Бетон тщательно фильтруют, затем бетон выливают в форму, далее форму с бетоном устанавливают на вибростол и включают вибрацию. Таким образом раствор избавляется от пузырьков воздуха в бетоне, таким образом избавляются от пустот в бетоне, которые могут привести к растрескиванию бетона в будущем. Затем памятник высушивают в специальных печах или при комнатной температуре и необходимой влажности.
Бетонный памятник является самым дешевым на рынке, так как бетон практически ничего не стоит.
Памятники из стекла
Такие памятники являются шедеврами искусства, их изготавливают вручную. Такие памятники на сегодняшний день, являются эксклюзивными и изготовлением таких памятников могут заниматься только специально обученные сотрудники на специальном оборудовании. Для обработки стекла требуются дополнительные насадки подходящие для обработки стекла, стоят они существенно дороже, чем для обратим камня. В нашей гранитной мастерской Вы сможете заказать такой памятник.
Стоимость таких памятников, как правило, высока из-за дорогостоящих материалов, способа обработки и большого количества получающегося брака при изготовлении.
Памятники из стекла достаточно надёжны, за исключением случаев вандализма. При более или менее благоприятных погодных условиях, памятники стоят десятками лет и не требуют дополнительного ухода.
Памятники из искусственного камня
Под искусственным гранитом понимается клеевая смесь (раствор) с различными наполнителями, заливаемая в различные фигурные формы. После отвердевания и извлечение из формы на памятник наносят гравировку портрета и ФИО. К большому минусу можно отнести то, что памятник имеет неестественную расцветку. Это существенно портит внешний вид памятника. Цена таких памятников не ниже, а иногда даже выше памятников из гранита. К плюсам относится абсолютно любая форма изделия.
Выбираем форму памятника
Памятники бывают четырех видов: прямоугольные, фигурные, обелиски, статуи или скульптуры.
Прямоугольные памятники
Фигурные памятники
Фигурный памятник имеет неровные формы, как правило это гибкие плавные изгибы, иногда это острые углы или сложные фигуры. Некоторые грани памятника полируются, придавая форму многогранности. Изготовление такого памятника затрудняется тем, что создать художественное изображение на граните очень сложно, это процесс, требующий, образования, опыта, сноровки и особого оборудования. На фигурном памятнике могут быть изображены различные формы такие как кресты, деревья, птицы и другие фигуры.
Выбор фигурного памятника сложный и длительный процесс, так как подобрать вариант, который понравится сразу нескольким родственникам очень сложно. Обычно поступают таким образом из всего каталога (ссылка на сайт), выбирают 7-12 вариантов памятников. Затем собираясь всей семьей, отбрасывают варианты не понравившиеся большинству. Когда остается два-три понравившихся варианта, приходится договариваться или принимать решение кому-то одному, например супруге или супругу. Также голосующие могут использовать жребий. Иногда процесс выбора памятника длиться несколько недель.
Обелиски
Обелиски представляют из себя вертикальные сооружения из гранита, уменьшающиеся к верхушке. На обелиск обычно наносят ФИО и дату смерти, реже на обелиск наносят фотографии. Обелиски, как правило стоят достаточно дорого, по сравнению со стандартными памятниками из-за трудоемкости выполнения. Заказывают обелиски очень редко.
Статуи или скульптуры
Выбор памятника это ответственное занятие которое ложится на родственников усопшего. Памятник может характеризовать деятельность при жизни, а может показывать скорбь родственников. Прямоугольные памятники это классический вариант изделия, хотя в последнее время фигурные памятники пользуются гораздо большей популярностью, чем прямоугольный.
Портреты наносимые на памятник бывают двух видов: гравировка и фотокерамика. Гравировка в свою очередь делится на ручную гравировку и механическую.
Фотокерамика это керамическая пластина, с нанесенным на нее цветным изображением человека. Фотография крепится поверх памятника на специальный клей. Минусом такого вида нанесения портрета является то что он достаточно быстро выцветает за 5-7 лет, плюс в том, что его можно заменить на новый фотокерамический портрет.
Выбираем варианты гравировки ФИО и даты
Гравировка фио и даты может быть нанесена на памятник различными шрифтами, например на нашем производстве их 9 (фото шрифтов). Выбирая шрифт советую обратить внимание на простые шрифты, например антиква или брусок, так как такой шрифт легче всего воспринимается и легко читается. Эти шрифты легко разглядеть издали. Шрифты, выглядящие написанными от руки, плохо читаются, иногда буквосочетания становятся не совсем понятными.
Шрифты экзамен и кириллица имеют определенную принадлежность к погребальной тематике и чаще всего заказываются клиентами. Позолота шрифта экзамен подчеркнёт важность и знатность усобшего.
Некоторые заказчики не хотят указывать дату рождения и дату смерти, оставляя только ФИО.
Многие компании взымают плату за количество знаков выгравированных на памятнике. В компании “Гранитные Технологии Карелии” не важно какое количество знаков нужно нанести, оплачивается только факт гравировки. Таким образом не этом можно хорошо съэкономить.
Гравировка креста на памятнике также относится к разряду необязательных. Но если крест наносят, то как правило его наносят сверху портрета, с правой или левой стороны. Крест можно покрыть позолотой, так он будет выглядеть красивее и будет притягивать взгляд.
Возможно Вам будет интересно:
Что кладут на могилу в день похорон?
Похороны, и тем более момент самого захоронения, часто отождествляют с прощанием на века. Чтобы как-то показать свою связь с умершим, а часто просто защитить упокоенного, на могилу кладут различные атрибуты. Что кроется за этой традицией и обязательна ли она?
Цветочные композиции у могилы
В день похорон на свежую могилу устанавливают временное надгробие. Его формат зависит от вероисповедания почившего: четырёхгранный крест у католиков, шести- или восьмигранный крест у православных, крест с навершием у староверов, мусульманская доска или конус у правоверных, тумба или табличка на штыре – у остальных. Иногда на крест повязывают полотенце – чтобы пришедший в скорби мог утереть влажное от слёз лицо.
Помимо этого у места погребения оставляют все цветочные композиции, что были принесены на погост. Если имеется хвойный лапник, то им покрывают грунт вначале. Цветочные медальоны располагают непосредственно на сам могильный холм. Букеты укладывают соцветиями к центру захоронения. Венками стараются укрыть участок погребения полностью. По давнему обычаю так наши предки-славяне старались оградить упокоенного от посягательств злых духов и недоброго глаза. Оставшиеся корзины и венки устанавливают возле надгробия и по периметру оградки.
У западных христианских деноминаций также бытует обычай приносить цветы в день похорон. Правда в этом случае часть букетов или отдельные цветы при прощании бросают непосредственно в могилу.
Камни и ладанки у могилы
В исламе и иудаизме не принято приносить цветы на кладбища. Ни в каком виде. Дабы выразить свои соболезнования можно отправить корзину с цветами на дом родственникам усопшего. Но с таким же успехом можно отослать открытку или сладости.
У иудеев существует традиция класть небольшой камешек на саму могилу. В день похорон данный ритуал факультативен. В остальные посещения погоста – обязателен. Таким образом показывают, что об умершем помнят, его навещают.
Также у могилы оставляют ладанки. Но их ставят в безопасном месте, чтобы огонь не перекинулся на искусственные цветы или рушник. Или просто тушат перед уходом.
Прочие предметы у могилы
Прочие предметы у могил оставлять не принято. Конечно, родителям потерявшим детей, никто не запрещает класть игрушки своего малыша. Так, на захоронения военнослужащих ранее клали каски. Но в общем случае это не делают, чтобы через личные вещи никто не мог навредить скончавшемуся или его семье.
Случайно забытые у могилы вещи
Не следует ничего и забирать с кладбища себе. Например, поднимать оброненную монету или очки. Тем самым можно навлечь беду. Это не касается выцветших ритуальных венков и сора, которые попросту утилизируют.
Намеренно положенные чужие вещи
Свежая могила обладает сильнейшей отрицательной энергетикой. С одной стороны тело уже умерло, а духовная сущность всё ещё кружится вокруг него, устанавливая своего рода связь между миром живых и миром мёртвых. Сделанные подклады в это время очень эффективны и работают на злые деяния.
Если вы обнаружили чужие вещи на могиле своего близкого, ни в коем случае не прикасайтесь к ним. Лучше всего воспользоваться лопатой, совком или полиэтиленовым пакетом, на худой случай резиновыми перчатками, чтобы убрать эти предметы с захоронения. Затем их вместе с теми перчатками или пакетом следует сжечь или как минимум выкинуть в выгребную яму некрополя.
Когда убирают цветы с могилы?
После похорон цветочные композиции принято утилизировать на сороковой день. Если использовались живые цветы и они уже увяли на девятины – то нет необходимости их держать у могилы ещё целый месяц. В остальные посещения погоста принесённые букеты или венки утилизируют по мере их выгорания или увядания.
Ритуальные венки и корзины от Городской Ритуальной Службы «Утрата»
Городская Ритуальная Служба «Утрата» соболезнует вашему горю и готова оперативно предоставить необходимые цветочные композиции из живых и искусственных цветов ко дню похорон. Заказать доставку можно по телефону 8 (495) 966-46-46. Наша горячая линия работает в режиме 24/ 7.
padolski
Традиции и ритуалы
Зачем нужно кладбище или Богатством гроба не удивишь Бога
АВТОР СТАТЬИ
Игумен Федор (Яблоков)
– Отец Феодор, Вы, наверное, видели: вдоль дорог, на местах аварий, часто ставят памятники, иногда даже с оградками. Насколько это соответствует православной традиции?
– Традиция ставить кресты вне кладбища, устанавливать поклонные кресты на особо отмеченных местах, например распутьях дорог или при въезде в какое-то селение, была на Руси испокон веков. Делалось это для того, чтобы человек, увидев поклонный крест, задумался и помолился. Бывало, на месте трагедии ставили храмы. Церковь во все времена старалась освящать такие места, чтобы люди молились здесь с особым чувством, воспоминая Господа и поминая усопших – своих погибших сродников. Видимо, установка крестов на месте гибели в ДТП имеет тот же смысл: чтобы, проезжая место трагедии, человек помолился об усопших, а заодно и просто снизил скорость. Это может уберечь от очередной трагедии. Но, конечно, злоупотреблять такими вещами и делать дубли кладбищ вдоль дорог не стоит, потому как могильный крест подобает устанавливать на месте захоронения, нежели на месте гибели. А вот что совершенно неуместно – это когда на столбы крепят рули, венки и всякие посторонние вещи, не относящиеся к молитве.
– А на кладбищах возлагать венки правильно?
– Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от того, какой смысл вкладывается теми, кто приносит венки. У древних римлян был обычай в мае возлагать розы на могилу умерших предков. К сожалению, эта языческая практика в конце XIX века пришла и на нашу землю, что привело к тому, что Святейший Синод в 1889 году вынужден был запретить на похоронах венки и надписи на них. Тогда же было принято решение и о воспрещении светской музыки при погребении. Пришедшие к власти большевики реанимировали и укрепили похоронную традицию язычников, вытеснив остатки христианского понимания погребения. Например, похороны Ленина больше походили на цветочно-веночное шоу, несмотря на то, что на дворе стояла зима, чем на нормальное прощание с усопшим человеком.
Внешне похожая, но по смыслу совершенно иная православная традиция провожать и поминать усопших цветами и ритуальными венками берет свое начало в раннем христианстве. Первые последователи Христа, принося к гробам умерших живые цветы и венки, выражали надежду на воскресение и вечную жизнь, а также символически подчеркивали христианские добродетели умершего. В наше время в особые дни поминовения павших воинов Святейший Патриарх, архиереи и духовенство с большим чувством и молитвой возлагают на их могилы венки. Но, во-первых, обязательно из живых цветов, а во-вторых, обязательным элементом цветочной композиции венка является крест. Фактически возлагается крест из цветов. И в этом имеется глубокий смысл – почтение памяти и молитва.
Но, увы, пока наша современная традиция в этом вопросе далека от христианской.
– Вы подчеркнули, что цветы должны быть именно живые. Но по какому кладбищу не пройдись – все могилы утопают в искусственных цветах и венках…
– По установившейся традиции, впитавшей в себя дух живой веры, живой Церкви, живой любви, цветы в храме должны быть обязательно живые. Искусственные цветы в доме Божием не допускаются. И могилка как некая проекция, как малое место нашего моления об усопших по духовному взгляду тоже должна иметь в себе только живые цветы, живые поминовения. Мы с вами все время говорим о том, что наша вера живая, и что наша любовь должна быть живой. Потому что вера Христова – это живая вера в исполнении заповедей Божиих. И наша живая вера желает, чтобы все вокруг нас было живое, в том числе и на могиле усопших. Испокон веков в России на траурных мероприятиях использовались исключительно живые цветы, кустарники и ветви хвойных деревьев. Особое место в траурной традиции занимали ель, сосна, можжевельник – вечнозеленые растения, символизирующие вечную жизнь. Обычай устилать дорогу траурной процессии хвойными ветвями до сих пор сохранился в различных регионах России. А искусственные цветы, венки, как и венки без креста, – это уже наследие советского времени. Пластмассовые или тряпичные цветы – символ искусственного существования, а не живой жизни.
– А может, это пластмассовое наваждение на могилах – следствие наших суррогатных чувств? Все вокруг стало ненастоящим, может, и венки потому кладут искусственные, что чувства у нас тоже отчасти фальшивые, настроенные на внешний эффект, а не на внутреннюю суть?
– Я бы не стал так утверждать. Обычно люди даже не думают о том, какие цветы надо приносить и какой в этом смысл. Во-первых, они живут, не размышляя, по устоявшемуся алгоритму. Если бы им объясняли, как правильно, возможно, это нашло бы отклик в их душе.
Во-вторых, причиной может быть и нищета, особенно это касается стариков. Несут те цветы, на которые хватает денег. Тридцать рублей хватило на искусственный цветочек – бабушка его и несет. Но ведь она от сердца это делает, хотя и не совсем правильно с точки зрения Православия. Но может, она творит дела милосердия и молитвы за усопшего, что гораздо нужнее его душе, чем живой цветочек.
Но главная причина все-таки том, что люди не просвещены, они оторваны от Церкви и от духа Православия.
– Когда и как следует посещать кладбище? И есть ли необходимость часто наведываться к месту захоронения, если родственники регулярно поминают усопшего в церкви?
– Отец Ульян Кречетов, духовник Московской епархии, однажды привел такой пример: святитель Филарет Московский по смерти своей явился своим сродникам и сказал: «Пожалуйста, придите на мою могилу, наведите там порядок». Таким образом, усопшие просят, чтобы родственники следили за их могилами. То есть уход за могилой – это возможность отдать дань памяти усопшим, выразить свои чувства. Но это далеко не самое главное средство, конечно. Основным остается молитва. Прежде всего – в храме, затем – на самой могиле. Приходя на кладбище, наша главная задача посвятить это время не какой-то выдуманной беседе с умершим. Собеседовать мы можем только в молитве об усопшем. Если же близкий усопшего вступает в непосредственный «диалог» на могиле, он начинает разговор неизвестно с кем. Порой это приводит к иллюзиям, из-за которых человек подпадает под власть демоническую.
– Но есть люди, которые практически живут на кладбище: то на могилке надо убраться, то привести памятник в порядок, то оградку поправить.
– Могила – место воскресения мертвых в Судный День. И, конечно, мы должны содержать ее в чистоте. Но постоянно ходить на кладбище незачем. Такая поглощенность местом захоронения может возникать у людей, которые не разделяют душу и тело. Им кажется, что человека закопали целиком. Слава Богу, такое искаженное восприятие бывает не часто. Плохо, если скорбящие люди не осознают своей зависимости от посещения кладбища и наведываются туда чуть ли не каждый день. При этом, как правило, в храм они не заходят! Таким людям Бог не нужен, и Церковь не нужна. Им нужен только их усопший родственник. Проходя же мимо храма, горюющие, как ни странно, категорически не желают посетить то место, где можно непосредственно помочь душе усопшего.
– Существуют ли какие-то правила по обустройству могил?
– Лучше всего на надгробный крест разместить иконочку Спасителя. А если хочется, чтобы фотография усопшего была на кладбище, то лучше пристроить ее на оградку сбоку. Тогда не будет возникать такой неудобной ситуации, когда священник на панихиде вынужден чуть ли не молиться на усопшего вместо икон! Человеку необходимо обратиться от созерцания места погребения к созерцанию Бога, к молитве и общению с Ним. Ведь именно через молитву мы можем доставить утешение усопшему.
Фотография усопшего на распятии – это кощунство. Но еще большим кощунством является помещение его снимка дома в иконном ряду, рядом с образами! На самом деле должно быть четкое разделение: Христос, святые Церкви Божией и наши сродники, о которых мы молимся. Для них тоже должно быть почетное, но другое место.
Бывает, родители усопшего младенца впадают в другую крайность: приносят на могилку ребенка игрушки и вместе с ними, получается, и часть его внутреннего мира. Эти вещи, совсем не полезные для души, переносятся не только на кладбище, но и в собственную душу. Они отвлекают родителей от главного – от молитвы. Потому что, придя на могилку, на которой множество игрушек, невозможно молиться, все напоминает об утрате. Куда полезнее разместить иконочку, вместо горьких слез – привести батюшку и помолиться. На самом деле все души младенцев находятся в чине отпевания и именуются как блаженные, то есть уже избавленные от страданий. Поэтому в поминовении усопших младенцев больше нуждаются сами родители.
То же можно сказать и по поводу дорогих памятников и несметного количества венков. Когда мы приходим в храм Божий и приносим к иконе живые цветы, то проявляем нормальное религиозное чувство. Другое дело, когда состоятельные люди тратят огромные средства на горы искусственных венков, в которых могилы буквально утопают. И саму могилу-то за этим «великолепием» на панихиде не видно. Но при этом рядом на кладбище сидят нищие, мимо которых проезжают и не останавливаются машины с дорогими венками…
Господа не поразишь богатым убранством могил, но его можно поразить жертвенностью и любовью к нуждающимся людям и к Церкви Божией. Это должны осознать те люди, которые вместо того, чтобы помочь усопшему делами милосердия, удовлетворяют собственное тщеславие, питают свои страсти, оправдываясь тем, что они таким образом проявляют любовь к усопшему. На самом-то деле не усопшего они любят, а себя!
Те, кто устраивают могилы так, чтобы все было солидно, дорого и престижно, лишь вредят душе умершего и себя вгоняют в грех. Прискорбно, когда последний приют близкого становится местом самоутверждения и гордыни его родных.
– Есть категория людей, которые заранее заботятся о комфортном месте на кладбище – ближе к выходу или к церкви, на центральной аллее, рядом с известными людьми. Какое отношение должно быть к выбору места на кладбище?
– Если понять, что могила – это не последняя квартира, где живет умерший, а место воскресения, то все встанет на свои места. Ведь Бог воскресит с любого места. Причем удобство, престижность, богатые украшения могил не будут иметь для Страшного Суда никакого значения. Вся эта мишура нужна исключительно живущим.
Мы знаем примеры отношения к местам захоронения многих святых. Например, великий святой подвижник, аскет, преподобный Нил Сорский, умирая, оставил своим ученикам завещание, в котором просил бросить его тело в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей со словами: «Ибо много тело согрешило Богу». Мы видим, что святые гораздо больше заботились об участи свой души, чем о месте погребения. Они понимали, что смысл и суть – не в месте захоронения. Но современные люди далеки от таких высоких духовных рассуждений и, к сожалению, нередко руководствуются тщеславными соображениями и удобством.
– Когда принято посещать кладбище?
– Во-первых, это дни общецерковного поминовения, в которые нужно посещать и храм, и кладбища: родительские субботы в течение года (Радоница, Троицкая и Димитриевская родительские субботы), а также родительские субботы, связанные с Великим постом (мясопустная и великопостные родительские субботы). Во-вторых, можно и нужно помянуть усопшего в день его кончины, то есть в день его рождения в жизнь вечную. Если мы хотим помянуть человека по церковным правилам, необходимо в этот день зайти в храм Божий и священника на могилу пригласить для того, чтобы помолиться более усердно о душе усопшего. Памятные даты тоже подходят для молитвенного поминовения: день рождения, день Ангела. В эти дни тоже нужно и церковное поминовение заказать, и священника пригласить на могилку. Если батюшки нет рядом, сейчас, слава Богу, во многих молитвословах есть чин литии, совершаемой мирянином. Нужно просто взять молитвослов и от всей души помолиться. Когда же нет возможности посетить могилу, можно литию и кафизму Псалтири об усопшем и дома почитать перед молитвенным уголком. Все это будет служить огромным утешением для родственников и для усопшего.
– Как должен выглядеть памятник, чтобы не противоречить православным традициям?
– Безусловно, это должен быть крест. Он может быть деревянный или каменный. Крест напоминает о том кресте, который нес усопший на протяжении земной жизни. Хорошо, если на нем будет написана эпитафия с глубоким духовным смыслом. В наши дни допускаются и каменные надгробья.
Но какой бы памятник не был, надо не забывать, что душам усопших нужны не надгробия и эпитафии, а наши молитвы. Все мы здесь временно. И могильные кресты, и кладбища не вечны. И памятник имеет смысл только на то время, пока люди молятся за душу того, чей прах лежит под ним. Поэтому место захоронения должно быть местом, где было бы удобно молиться и где бы все благоприятствовало обращению к Богу…
– А все эти дивной красоты кладбищенские скульптуры в виде ангелочков – откуда пошла такая традиция? И насколько она уместна на могиле, если, конечно, речь идет не о каком-то известном человеке, место упокоения которого следует выделить?
– Поражающие взгляд скульптуры и пантеоны известны с эпохи Возрождения, были они и в безбожное советское время, но особой популярностью пользовались в 1990-е годы. К христианству все это не имеет отношения, потому как место захоронения – это место молитвы. Как правило, в православной церковной традиции скульптурам нет места. Если посмотреть со светской точки зрения, то для некоторых людей такие скульптуры – придание определенной индивидуальности, какая-то ассоциация с усопшим. Например, на одном памятнике на кладбище рядом с нашим храмом всех Святых г. Климовска изображена баскетбольная корзина с мячом. К духовной жизни это не имеет никакого отношения, но для близких умершего, наверное, что-то значит.
– А эпитафии на памятниках имеют какой-то смысл?
– Эпитафия – это замечательная и нужная традиция. Это не набор слов, как кто-то может подумать, она написана со смыслом и должна заставлять задуматься. А еще лучше, если эта фраза отзовется молитвой, горячим обращением к Богу. Эпитафия вообще имеет смысл только в том случае, если пробуждает молитву за умершего. А если слова на памятнике обожествляют самого покойного или служат посланием умершему: «Мы тебя помним» или «Помним. Любим. Скорбим», то смысла в этом немного. К кому в данном случае обращаются? Неужели покойный встанет и прочитает написанное?
А бывают и такого рода эпитафии: «Я жил славно, хорошо. Спасибо всем за внимание». И к чему это? Разве такой текст помогает думать о душе? Эпитафия же со словами Евангелия обязательно затронет душу человека, и он помолится за умершего, чтобы Господь даровал ему утешение. Назначение эпитафии – призывать людей к молитве о прощении грехов усопшего.
– Обязательно ли нужны ограда вокруг могилы и лавки со столом? На кладбище рядом с вашим храмом, например, даже предлагают «ритуальные лавки». Это как?
– Вот представьте: до нашего кладбища от города идти3 километра. Люди шли, чтобы помолиться, потрудиться, что-то прополоть. Почему бы не сесть и отдохнуть на лавочке у могилы? Ничего в этом плохого нет. И положить что-то на столик при этом, подкрепиться, покушать. Но, конечно, это надо не для того, чтобы, сидя на лавке, устраивать возлияние на могиле, а покойнику на столике еду оставлять.
– Отец Феодор, Вы, наверное, обращали внимание на гробовое «великолепие» современных похорон – есть гробы чуть ли не с кондиционерами, со стеклами заднего вида. Это та самая нездоровая мера, о которой Вы говорили?
– Для многих шикарные похоронные атрибуты – возможность показать свой уровень достатка. Дескать, «вот я из такого-то общества, и гроб должен соответствовать моему статусу». Они прямо так и называют – еврогроб, как евроремонт. Странно, что еще «евроотпевание» к таким гробам не заказывают ( смеется).
Хотя традиционно на Руси не было принято «щеголять» на похоронах ни гробами, ни другими атрибутами. Даже великих святых хоронили в простых, строганных из дерева, неотесанных гробах. А монахов и ныне по этой традиции хоронят.
– Откуда все это у современного человека? Вам не кажется, что дорогие поминки, шикарные гробы и памятники – это в какой-то степени отголоски язычества? Стремление «откупиться» от души умершего, умилостивить покойного, чтобы он не беспокоил с того света?
– Наверное, бывают и такие представления, но полагаю, что не часто. Порой близкие умершего считают, что если не додали ему чего-то при жизни или обидели, то теперь могут компенсировать все дорогим памятником или катафалком. То есть в некоторых случаях эти подношения приносятся из-за чувства вины.
Но в большинстве случаев это делается из тщеславных соображений: чтобы показать уровень достатка, подчеркнуть свой общественный статус. Причем, чем дальше люди от Церкви, тем важнее для них эта внешняя сторона.
– Так как же относиться к похоронной индустрии? Ведь именно с нее начинается эта внешняя часть.
– Мы, православные, одеваемся в одежды, которые сшила индустрия, а не монахи в монастыре. Пользуемся телефонами, фотоаппаратами – это тоже налаженное производство. Но есть индустрия, которая служит благому православному делу, а есть индустрия для развращения душ.
Почему православному человеку в тяжелой ситуации не прибегнуть к помощи ритуальных агентов или фирм, которые профессионально и достойно умеют организовать похороны? Но выбирать такие фирмы лучше всего по рекомендациям знакомых, чтобы не попасть на рвачей, которые будут бессовестно наживаться на горе.
При подготовке к ритуальным мероприятиям важно не впадать в крайности и тщеславие. Во всем надо знать меру. Ведь как говорит мудрая русская пословица: «Богатством гроба не удивишь Бога». Для души умершего, прежде всего, важны молитвы ближних и Церкви, а также дела милосердия и творение милостыни. Забывать это ни в коем случае нельзя. Духовное превыше внешнего и материального.