Что старше всего философия
Новое в блогах
В чём состоит смысл жизни по мнению известных философов
Каждый человек, хотя бы раз в жизни, задавался вопросом: «А в чем же смысл жизни? Для чего я живу и какова моя роль в этой вселенной?». Действительно, вопрос о смысле жизни волнует человечество на протяжении многих веков и порождает ряд споров и противоречий среди простых смертных, древнегреческих философов и мыслителей современности. Высказываются различные мнения, идеи, предположения, но на данный вопрос невозможно дать однозначный ответ, ведь каждый индивид имеет свои ценности, старается правильно расставлять приоритеты, выбирая что-то более важное для самого себя.
Сократ
Афинский философ Сократ свое предназначение видел в том, чтобы подвигнуть людей к поиску истины. Смысл жизни он видел именно в очищении, лечении и развитии своей души, ведь накопленные богатства не заменят добродетельных поступков. Даже перед лицом смерти древнегреческий мыслитель не отрекся от своих взглядов и придерживался их до самого конца.
Жак-Луи Давид. «Смерть Сократа»
Аристотель
Ученый-энциклопедист и философ Аристотель смысл жизни видел в достижении счастья, то есть осуществлении сущности человека. А само счастье состоит из душевных благ, таких как тяготение к знаниям, освоение различных навыков и умений, возможность любить и быть любимым и иметь рядом родных и близких людей. Однако, в стремлении к своему счастью, нельзя не учитывать интересы окружающих, именно поэтому для достойной жизни, по Аристотелю, необходима еще и справедливость.
Бюст Аристотеля. Римская копия греческого бронзового оригинала (после 330 г. до н. э.). Автор оригинала — Лисипп
Платон также раскрыл суть интересующего нас вопроса. Философ считал, что смысл жизни заключается в самосовершенствовании. Необходимо развивать себя физически, психически, духовно и умственно. Умение контролировать свои чувства и эмоции, укреплять тело, постигать науку – вот главные аспекты совершенствования. Мысли великого древнегреческого философа оказались важнейшим достижением античности.
Рене Декарт
Рене Декарт – французский философ и социолог считал, что главное в жизни – это принцип умеренности, согласно которому не стоит бросаться в крайности, принимать поспешные решения, необходимо все разумно обдумать и найти правильный путь. Согласно его философии, старое легко разрушить, но, прежде чем это сделать, нужно подумать о последствиях. Естествоиспытатель уважал традиции и обычаи различных народов, это говорит о его высоких моральных качествах. Жизненное правило Декарта гласило о стремлении изменить, прежде всего, себя, а не окружающий мир. Ведь человек – высший разум, и только он может контролировать свои мысли и властвовать над ними.
Рене Декарт. Автор Франц Халс
Артур Шопенгауэр
Немецкий философ XIX века, мизантроп – Артур Шопенгауэр писал о том, что людьми движет чужая воля, и человек не может самостоятельно управлять своей судьбой, его воля детерминирована. Жизнь для него – это ад, в котором глупец следует за всеобщими удовольствиями, совершая грехи, и приходит, в итоге, к разочарованию, а мудрый человек ограничивает свои наслаждения и ставит предел своим желаниям, тем самым избегая бед. Жизнь человека, по Шопенгауэру, состоит из постоянной борьбы со смертью, страданиями, от которых невозможно избавиться.
Жан-Поль Сартр
Жан-Поль Сартр. Автор Моше Мильнер.
Людвиг Витгенштейн
Людвиг Витгенштейн – австрийский философ и логик XX века, пожалуй, один из самых непонятных и загадочных мыслителей. Основной задачей философии он считал прояснение языка. Писал он и том, что все происходящее в персональной жизни может иметь важность, но сама жизнь не имеет никакого смысла, отличного от этих вещей. Действительно, личная жизнь имеет смысл в форме событий, действий и результатов, случающихся на протяжении всего пути человека. Все, что происходит с нами, важно нашим близким, любящим нас людям, именно благодаря ним мы чувствуем себя нужными.
Людвиг Витгенштейн. Автор Moritz Nähr. Австрийская национальная библиотека
Вопрос о смысле жизни волновал не только древнегреческих философов, французских и немецких мыслителей, но и мудрецов Китая и Индии.
Конфуций
Древний мыслитель и философ Китая – Конфуций пытался уяснить скрытую природу человека. Он был убежден в том, что материальное благополучие должно отходить на второй план, а смысл жизни человека заключается в достижении Дао, и этически полноценное общество возникнет лишь в случае самопожертвования. Конфуций считал, что необходимо заботиться о родных, старших людях, уважать и любить всех окружающих. Тогда общество, атрибут которого знание, будет сплоченным и способным к быстрому и эффективному развитию. Нравственные ценности и воспитание – это неотъемлемая часть формирования внутреннего мира и взглядов каждого человека.
Будда
Основатель религиозно-философского учения, Будда, большое количество времени уделял размышлениям по поводу цели и смысла жизни. Для систем Индии характерна вера в карму, сансару и мокшу. Плохие и хорошие поступки, совершаемые людьми в течение всей жизни, имеющие либо положительные, либо отрицательные последствия и влияющие на перерождение и есть карма. Сансара же – это бесконечная последовательность рождения и смерти. Желания человека всегда неисчерпаемы, к данной неудовлетворенности следует прибавить страдания и боль, переживаемые на всем жизненном пути. Мокша – освобождение от сансары, возможность вырваться из ее круга. Отсюда цель и смысл жизни, а именно осознание состояния неудовлетворенности и начало избавления от всех желаний.
Что такое философия — первые философы, предмет изучения и функции философии, а также ее основной вопрос
«Философия почти всегда пытается доказать невероятное, апеллируя к непонятному».
Генри Менкен, американский сатирик
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На вопрос «Что такое философия?» есть тысячи ответов, смешных и серьезных, понятных и не очень.
Сам предмет настолько обширен и сложен, что подразумевает разное к нему отношение, а также великое множество интерпретаций.
Философы за всю историю человечества нагнали в эту область знания такого туману, что не каждому смертному дано разобраться в этом причудливом наследии.
«Когда слушающий не понимает говорящего,
а говорящий не знает, что он имеет в виду — это философия».
Вольтер, французский философ, поэт, писатель.
Попробуем все же приоткрыть плотную завесу философского тумана, прояснив некоторые моменты.
Философия — это.
Дословно философия (греч. φιλία — любовь, σοφία — мудрость) – это любовь к мудрости.
В России ее так и называли – любомудрие. А философов часто называют мудрецами. Хотя есть и альтернативные мнения, например, у Достоевского: «Слово “философ” у нас на Руси есть слово бранное и означает: “дурак”».
Термин придумал знаменитый древнегреческий математик Пифагор (570-490 гг. до н.э.). Математика была не единственным его увлечением, параллельно он основал философскую школу пифагорейцев. Пифагор считал мудрость привилегией божественных сил, человек, любящий мудрость, может к ней только стремиться.
Из-за разногласий в понимании предмета философии однозначного, принятого всеми мыслителями определения этого понятия не существует, но все же какие-то общие тенденции прослеживаются.
За более чем две с половиной тысячи лет своей истории философия сформировалась в отдельную науку, изучающую наиболее общие принципы бытия, познания и места человека в мире.
Но такой подход вызывает бурю споров и возражений. Определение философии как науки кажется слишком узким для такого глобального понятия.
Дело в том, что на начальном этапе философия была наукой обо всем, постепенно научные направления начали отделяться от нее, формируя самостоятельные дисциплины.
Так в IV-II веках до н.э. сформировались логика, математика, астрономия, филология и проч.
«Философия – мать всех наук»
Философия гораздо шире всех других наук (что это?), т.к. предмет ее исследования гораздо шире предмета исследования любой другой области знания, при этом она не вбирает в себя все существующие научные дисциплины. Существует отдельное направление – философия науки, где само явление науки становится предметом философского познания.
Философия – это мировоззрение, форма общественного сознания, попытки человечества ответить на вопросы, которые не имеют однозначного ответа. Она занимается изучением глобальных законов мироздания и общества, в сферу ее интересов входит познание как процесс получения знаний о мире и человеке.
Отличие философии от кухонных бесед о мироустройстве заключается в наличии теоретически разработанной базы и системности. Именно это сближает ее с научными дисциплинами.
Философские взгляды на мир должны быть логически обоснованы, систематизированы. Недаром существуют философские направления и школы – каждая из них обогащала философию своими теориями (что это такое?), терминологией, новыми логическими связями в рассуждениях об устройстве мира.
Философы — когда и где они впервые появились
«Вся философия сводится, в сущности, к тому, что один философ пытается доказать, что все остальные философы — ослы. Обычно это ему удается; больше того: он убедительно доказывает, что осел и он сам».
Философия вышла из мифологии (что это?) и религии (что это?), которые по-своему пытались осмыслить мир и место человека в нем. Она зародилась практически одновременно в совершенно разных регионах нашей планеты.
Мы привыкли думать, что первые философы были родом из Греции, ведь терминологический аппарат практически весь пришел оттуда. Но нельзя оставлять в стороне Китай с эрой 100 философских школ, Индию со своей богатейшей философской традицией, Иран с Заратустрой, палестинских пророков.
На начальном этапе философию еще сложно отделить от мифологии и религии, тем более, самые великие мировые религии возникали в то же время.
Первые философы и их учения, возникшие на Земле
Век до нашей эры | Регион | Имя философа | Философское/Религиозное учение | Суть |
---|---|---|---|---|
VII-VI | Персия | Зороастр (Заратустра) | Зороастризм | Противопоставление добра и зла |
II | Индия | Патанджали | Йога (собрал древнейшие философские учения в «Йога-сутру») | «Обуздание волнений разума» |
? | Капила | Санкхья | Противопоставление духа и материи | |
? | Бадараяна (Вьяса) | Веданта | Внутреннее единство всего сущего | |
VII-VI | Гаутама Будда | Буддизм | Поиск истины, цель которой – выход из круга сансары в Нирвану | |
VI-V | Китай | Лао-цзы | Даосизм | Непротивление течению вещей, внутреннее самосовершенствование |
VI-V | Конфуций | Конфуцианство | Гуманность и чувство долга | |
V | Греция | Сократ | Вывел на новый уровень диалектику Гераклита | Постижение истины через спор или беседу, смысл жизни в поиске истины |
V-IV | Платон | Идеализм (это как?) | Идея первична, истинное бытие – это мир идей, мир вещей – отражение идей | |
V-IV | Демокрит | Материализм (что это?) | Ничто не возникает из ничего и не разрушается в ничто | |
IV | Аристотель | Создал логику | Идеи неотделимы от вещей, путь к истине лежит через логику | |
VIII-VI | Палестина | Ветхозаветные пророки-писатели: Илия, Исайя, Иеремия и др. | Иудаизм | Утверждение единобожия, резкая критика социальной несправедливости |
I век нашей эры | Иисус Христос | Христианство | Бог есть любовь, человеческая душа бессмертна. |
Что изучали философы в разные эпохи
«Философия есть эпоха, схваченная мыслью».
Предмет изучения философии определялся интересами эпохи, поэтому различался в разные времена. До сих пор споры о нем не утихают. Это еще одно существенное отличие философии от любой другой науки — до сих пор непонятно толком, что же она изучает.
Функции философии
Четкой структуры у философии нет. Первым, кто как-то пытался ее упорядочить, был Аристотель. Он выделил метафизику (что это?), логику, этику и ряд других направлений, которые считал частью философии.
Стоики на базе аристотелевского разделения сформировали 3 основные области: логику (что это?), физику, этику. Такое положение вещей сохранялось вплоть до Нового времени.
Бум философских школ и направлений обозначил новые направления: эстетику, аксиологию, гносеологию, онтологию (это что?). В Новейшее время появились герменевтика, философская антропология и проч.
По-разному оцениваются и функции философии – направления в сферах деятельности человека, где она применяется. Перечислим основные:
Основной вопрос философии
Традиционно основным принято считать вопрос о том, что является первичным – бытие или сознание.
Этот вопрос имеет две стороны: онтологическую и гносеологическую.
Решение любой философской проблемы начинается с ответа на этот вопрос, а уж от ответа зависит, к какому направлению или школе тяготеет мыслитель.
Внутри каждого направления существуют свои трактовки ответа на главный вопрос.
Но за всю историю существования философии определенного ответа, который бы приняли за аксиому (что это?), так и не найдено.
Современные философы склоняются к мысли, что вскоре основной вопрос философии может измениться, т.к. текущий теряет свою актуальность.
Краткое резюме
Над философией много иронизируют, т.к. в ней много непонятного и заумного. На эту тему придумано множество анекдотов и нарисована масса карикатур.
Но без нее невозможно представить себе развитие общества, культуры, мышления. Философия – это интеллектуальное занятие, требующее значительных умственных усилий.
И все же каждый из нас немножко философ, т.к. все мы периодически задаемся вопросами о том, как устроен этот мир, существует ли Бог, что такое счастье и зачем вообще мы здесь оказались.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
. Я спросил у ясеня, где моя любимая,
Ясень не ответил мне, качая головой.
Я спросил у тополя: «Где моя любимая?»
Тополь забросал меня осеннею листвой.
— Так представляют себе диалог между молодыми людьми и философами. Философами, а впрочем как и психологами. Не становятся сразу после окончания соответствующего учебного заведения.
Да, это любимый предмет у филологов.
Философия, как правило, не дает точных ответов, но стимулирует искать их!
Не всем доступно мыслить философскими категориями, люди привыкли видеть лишь часть общей картины. Для многих, существует только белое и черное. Как по мне, именно в философском споре, можно найти ответы, на самые сложные проблемы человечества.
Философия — это очень развивающий предмет. Жаль только, что как в школах, так и в университетах изучается только история этой науки. Никто не обсуждает со студентами идеи, курс состоит из дат и очень сухих выжимок, которые не дают никакой пищи для размышлений.
Предметом изучения философии является наука, а с учётом того, что философия — это тоже наука, значит предметом изучения философии является философия, она изучает саму себя.
Философия совершенно бесполезна, может раньше она и имела практическое значение, но сейчас познание мира происходит через узкие научные отрасли, например через физику, биологию, химию. Так что, философия — это мертвая наука.
Нет никакого смысла всерьез рассматривать учения древних философов. Мир слишком изменился, так что они потеряли всю актуальность.
Первый Философ
„Какая жизнь самая лучшая?
Когда мы не делаем того, что осуждаем в других.“
Фалес Милетский 625-547 гг до н.э.
От Возрождения и до нас
Лет так пятьсот прошелестело,
Взглянуть попробуем назад
За лет пятьсот до Архимеда.
Да, самый первый был философ! (1)
В той древней Греции, когда
Потом плодилось их без счёту,
Он начал счёт. Вот это да!
Он положил всему начало,
С него наука началась.
И первым мудрецом назвала
Его Эллада в те года.
Ещё задолго до Сократа
“Познай себя” он говорил.
Был мудрецом, был полиматом
Он был велик. Он был один.
Он говорил : “Вода начало
Всему живому на Земле”
Он предсказал “Первоначало!”
Ну как “Великий Взрыв” теперь.
Терминологию создали
И записи вели не прозой!
Поэзия была вначале
И только для письма пригожей.
Милетцы первые сказали,
Что всё едино и нетленно…
Так консервацию вписали
В канон науки беспримерно.
При нём седые пирамиды
Уже стояли тысячи лет…
(Кто их создал, какие силы?
Я не один ищу ответ).
Намного раньше был Платона,
Как Ньютон раньше жил до нас.
Науки Запада основы
Он заложил. О том рассказ.
(1) Фалес Милетский (около 625 – 547 гг до н.э.) – древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия), родоначальник европейской науки и философии. Представитель и основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Традиционно считается основоположником греческой философии и науки – он неизменно открывал список «семи мудрецов», заложивших основы греческой культуры и государственности, чьи изречения и мудрость дошли до наших дней. Фалесу приписывают следующие высказывания:
• Старше всех вещей – Бог, ибо он не рожден.
• Прекраснее всего – космос, ибо он – творение Бога.
• Больше всего – пространство, ибо оно вмещает всех.
• Мудрее всего – время, ибо оно обнаруживает всё.
• Быстрее всего – мысль, ибо она бежит без остановки.
• Сильнее всего – необходимость, ибо она одолевает всех.
Краткая история мысли: мировоззренческие концепты от Античности до наших дней
С древнейших времен человек нуждался в том, чтобы как-то объяснить окружающую действительность. Сначала — через призму космоса и разномастного мифотворчества, потом — через замысел одного, главного моно-Бога, а потом — и вовсе через веру в самого себя.
Легионы мыслителей, философов, кшатриев, жрецов и прочих провидцев объяснили мир по-своему. Каждая эпоха отражает свой неповторимый взгляд на вещи. И каждый раз — сегодня и 2 000 лет назад — разумный человек, как главный ретранслятор вселенской воли, перепридумывал себя самого и свое место в мире, опираясь на те или иные жизнестроительные концепции.
Античная цивилизация: созерцание космического порядка
Внутренний мир древнегреческого обывателя был кардинально отличен от нашего. Для античного жителя полиса, например, не существовало гуманистических представлений о важности отдельно взятой человеческой жизни.
В то же время именно с классическим периодом греческой истории связано такое культурно-политическое представление о человеке, как о «полноправном и свободном гражданине полиса». Правда, к рабам это понятие было неприменимо, но и Рим не сразу строился.
Миропонимание древнего эллина было на редкость иерархично. Институт рабства воспринимался жителями полиса как органичная часть вечного вселенского порядка. Греки не могли видеть себя частью замысла антропоморфного Бога-куратора и даже не задумывались о его существовании. По их мнению, мы просто часть божественного и гармоничного космоса. Вселенная вечна, а человек всего лишь её фрагмент. Нет нужды печалиться о своей участи, бояться смерти или божественного возмездия. Есть лишь попытка принять, а заодно и поразмышлять над законами того бестелесного величественного пространства, откуда мы пришли и куда нам предстоит вернуться.
Интересно, что пантеизм — фундаментальное единство всего живого, краеугольный камень древнегреческой архаики — не являлся препятствием к созидательной и полнокровной жизни.
Только из настолько гармоничного и изящного понимания Бога как безличного макрокосма могла родиться художественная культура и философия классической Греции — идеальная сообразность формы, содержания, ритма, эстетических и этических оценок. Недостижимая атараксия как нравственный идеал, примат духовного над материальным, бессмертие души, гарантирующее слияние личного с идеальным.
Иными словами, древнегреческое миропонимание — это тотальное примирение со всем и вся. Примирение не парализующее, а созидающее.
Сегодня эта модель кажется лубочной, схематичной. И всё же, что может быть совершеннее греческих скульптур эпохи высокой классики с их мраморной, холодной, почти космической отрешенностью? Не говоря уже о том, что древнегреческий метод познания окружающего мира, который мы называем философией, является первоосновой и точкой отсчёта в любой гуманитарной дисциплине в мире.
Эпоха Средневековья: превращение Слова в плоть
К концу II века христианство распространилось по всей территории Римской империи — последнего бастиона античной цивилизации. Тому было множество причин — начиная с экономических и заканчивая этическими. Но по большому счету причина того, почему великая Римская империя с её властной вертикалью и организованным государственным аппаратом не смогла одолеть христианство, лежит сугубо в идеологическом регистре.
Когда Марк Аврелий — римский император, гуманист и убежденный стоик — слышал нашумевшую к тому времени историю о воплощении Бога, то есть космоса, в человеке, он в лучшем случае смотрел на христиан как на сумасшедших, а в худшем — как на опасных сепаратистов.
Что же это за логос такой, который позволил распять своё телесное воплощение, своего сына на кресте? Ну уж нет, Бог может быть свирепым, несправедливым и даже порочным, но никак не смиренным.
Христианство довело решение проблемы смерти до своего совершенного исхода: помимо абстрактного бессмертия, Бог даст тебе личное. Остаётся только смириться, поверить и следовать нехитрым этическим практикам. Если твои близкие ведут такую же праведную жизнь, они, быть может, тоже воскреснут. Ну или, дай бог, попадут в рай.
«Блаженны нищие духом», — сказал Христос и выбил почву из-под ног античной цивилизации.
Греческий космос — недосягаемый, совершенный и безразличный. Космосу нет до тебя дела. Ты можешь приблизиться к нему, понять его механику, начать мыслить сообразно ему, но Космос тебе не поможет, не наставит, не расскажет как надо. А христианский Бог не такой — он всё понимает, перед его ликом все равны.
Поставив во главу угла смирение и разменяв разум на веру, христианские богословы совершили уникальную революцию. Больше не стало богатых патрициев и бесправных пролов. На пятнадцать с лишним столетий человечество обратилось в божьих рабов, а философия — в служанку религии.
Философия Нового времени: экспериментальный метод как мера всех вещей
За каких-то полтора с лишним века — с конца XVI до середины XVIII — человечество совершило небывалую в истории научно-мировоззренческую революцию, сбросившую с корабля современности религиозный морок и казенные витийства о смирении и личном бессмертии.
В 1543 году в Нюрнберге Николай Коперник заканчивает главный труд всей своей жизни — «О вращении небесных сфер». В нём Коперник убедительно доказывает, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Гелиоцентрическая модель Коперника уже сама по себе являлась могильным камнем и финальным аккордом в теме греческой космологии, но чуть позже, в 1608 году, был изобретен телескоп — и тогда Галилей безвозвратно обратил космос в хаос.
Крах идеи о незыблемости небес стал первым шагом на пути к возникновению нового философского способа осмысления реальности — картезианства. Теперь всё на свете подвергается сомнению. Церковь теряет легитимность и монополию на трансляцию властного дискурса, а главные церковные константы всё больше воспринимаются как мифотворчество. Да и внутри самих церковных институтов происходит революция — религиозная реформация.
Отрицая гармонию Космоса, человек пришел к христианскому Богу, а растеряв веру в Бога — обратился к себе.
Один из самых культовых персонажей эпохи Возрождения Жан-Жак Руссо, размышляя о природе человека и животного, формирует главный идейный субстрат всех политических течений Нового времени: человек — это прежде всего акт свободной воли. Человек эволюционирует, а животное — нет.
Так появилась новая политическая культура, которая в равной степени противоречит идее гармоничного космоса и подобострастному упованию на божью волю. В представлении Руссо свобода воли — это прежде всего способность к действию, несмотря на природную или небесную детерминированность.
Эпоха Нового времени впервые в истории наделяет человечество политической субъектностью. Центр мироздания обрушивается с небес на землю, формируя новые морально-этические координаты, в которых над умами властвуют религии земного спасения — сциентизм, национализм, коммунизм и прочие политические измы.
Постмодернизм: «философствовать молотом»
Ницше был одним из первых мыслителей, обративших внимание на очевидное противоречие, вшитое в пафос сциентизма: прогресс не может длиться вечно — любой политический или моральный облик эпохи рано или поздно изнашивается и окостеневает. Гуманизм тоже обуржуазился, растерял своё обаяние и былой реформаторский потенциал.
В своей безупречной афористической манере философ лихо расправился с главными культурными миазмами своего времени — с идеалистической философией и романтизмом.
Образ байронического героя Ницше противопоставляет герою классическому. Чахлый романтик разъедает свою волю внутренними противоречиями и страстями. Никем не принятый и не понятый, он скатывается в бессмысленные умозрительные рассуждения и нравственную ипохондрию. Классический герой — человек величественного стиля — движется по жизни степенно и гармонично, без видимого напряжения, подобно тому, как истинная воля к познанию («веселая наука»), не имея конца и начала, насмехается над попытками низвести теорию — даже самую светлую и утопическую — к абсолютному жизнестроительному императиву.
Своеобразная квинтэссенция ницшеанского учения и, быть может, самая изящная и мужественная трактовка человеческого бытия — учение о вечном возвращении — гласит:
Иными словами, окружающая нас действительность — хаотичный и противоречивый мир бушующих сил и потоков, которые человек просто не в силах правильно истолковать. А потому мы должны выйти из порочного круга исторических циклов и принять жизнь во всей её полноте, перестав подгонять, низводить и выжимать из неё очередное концептуальное миропонимание.
Фридрих Вильгельм Ницше умер в 1900 году. В предисловии к «Антихристу» он пророчески предрекает:
Первый постмодернист в истории и самый яркий хулитель губительных идеализмов, будь то идеализм небесный или земной, Ницше несомненно выписал правильный диагноз модернистской морали, но не увидел её предсмертной агонии, уничтожившей миллионы жизней и длившейся почти сотню лет.
Эпилог
В 1992 году, сразу после того как СССР прекратил своё существование, американский политолог Фрэнсис Фукуяма публикует свой главный труд «Конец истории и последний человек», где констатирует: западная либеральная демократия отныне является конечной точкой социокультурной эволюции человечества. Позже философ открестился от своей работы, но инерция фукуямовской мысли оказалась сильнее своего прародителя.
То, что сегодня мы живем в эпоху длящейся постмодерности, давно стало общим местом.
Современная культура не рождает принципиально новых жизнестроительных концептов, а существует в интертекстуальном регистре, где балом правят отсылки реминисценции и оммажи — ключевые понятия постмодернистской философии.
К началу XXI века примат частного над общим стал самоочевидным свершившимся фактом. Этнические, территориальные, национальные или (шире) идеологические признаки в текущем моменте лишь мера необязательной условности, которую мы на себя примеряем.
Это, в общем-то, не должно мешать время от времени оглядываться назад и любоваться тем, с какой изобретательностью человечество вновь и вновь перепридумывало себя, Бога и мир вокруг.