Что старше философия или религия
28. Религия и философия. Соотношение религии и философии на разных этапах истории
Религия и философия – это две разные ступени освоения мира
Религия, как и философия, является мировоззрением, правда, специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, которые основываются на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является “священным”, сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом. “…
Отмечая сходство философии и религии следует сказать, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. Таким образом, и религия, и философия выполняют мировоззренческие функции, они формирует целостную завершенную картину мира.
Подобно философии, религия исследует первопричины бытия, мыслимого, они обе являются формами общественного сознания.
Однако у них есть различия. В основе религии всегда лежит вера, вера в сверхъестественное, которая не нуждается в рациональном доказательстве и которая воспринимается чувственно- интуитивно, но в тоже время, она всегда нуждается в авторитете.
Философия же всегда подвергает критике все установленные положения, ей всегда нужны логические доказательства, критика всего установленного, поэтому в отличие от религии она скорее антидогматична. Философия отвергает всякое подчинение разума вере. Тогда как религия настаивает на этом.
Религиозное мышление, по существу, стало первой формой осмысления человеком мира и, возможно, оно, согласно последним научным данным, возникло около 40–50 тысяч лет тому назад. Появление религии было обусловлено таким уровнем и качеством человеческого мышления, когда человеческий интеллект оказался способным отделить свою мысль (в виде образа, фетиша, слова) от окружавшей его реальной действительности. В дальнейшем, по мере своего развития, человек мог конструировать собственные представления об окружающей его среде, опираясь не на предметы, вещи, явления, а оперируя продуктами умственной деятельности, то есть образами, фетишами, словами.
В течение многих тысячелетий религиозные верования носили политеистический характер
идеи первобытных народов о душах, духах и богах, как правило, выражались в мифологической форме, а основными сюжетами мифов были такие природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море, огонь, звезды, ветер и т. п. Следует учитывать, что создание человеком мифов стало первым его шагом к творчеству и познанию самого себя.
Первые боги античности были созданы по образу и подобию людей. Так, древнегреческие боги во многом были очень похожи на людей и обладали такими качествами, как доброта, великодушие, милосердие, жестокость, мстительность и коварство. Существенным отличием богов от людей являлось их бессмертие, хотя и они, подобно людям, не могли изменить или повлиять на судьбу (Рок), которая предопределяла, в конечном счете, их участь.
Известно, что философское осмысление мира начинается значительно позднее мифологического и религиозного.
Прдефилософия: Орфики, Гомер, Гесиод
Досократики, Парменид, Платон, Аристотель, стоики неоплатоники.
Характеризуя античный период в истории развития человеческой цивилизации в целом, следует указать на теснейшее переплетение религиозного и философского мироощущений, происходящих в мире событий. В Древней Греции и Древнем Риме философия и религия, которая в это время исповедовалась в форме язычества, сосуществовали совместно, не посягая на самостоятельность друг друга. Более того, они порой даже помогали друг другу в понимании окружающего мира.
Средневековая философия – проблема синтеза христианства и язычества, проблема соотношения веры и разума, «философия служанка богословия», спор номиналистов и реалистов. Неотделимость философии от теологии, все подчинено господству церкви.
Возрождение: Кузанский, Макиавелли, Эразм Роттердамский, Дж.Бруно, Т.Мор, Флорентийская академия.
Становление пантеистических идей, зачатки естественной религии и религии разума, попытки критики средневековой схоластики.
Реформация – Лютер и Кальвин
Значительные изменения во взаимоотношениях между религией и философией происходят в Новое время, хронологически охватывающее собой период с концаXVI века до середины XIX в. Начинается этот период с того, что философия только-только подготавливает пространство для самостоятельного существования, а заканчивается серьезным ослаблением роли религии и доминированием светских концепций, опирающихся на человеческий разум и опыт социально-политической жизни общества.
Такое изменение ситуации стало возможным главным образом благодаря потребностям экономического развития преимущественно европейских государств. Жизнь, развитие производства настоятельно требовали эмпирических данных, их систематизации и выяснения причинно-следственных связей. Наука Нового времени, и в частности, естествознание стремятся к познанию действительности, опирающейся на чувственные знания, ибо религиозная вера таких знаний не давала. Обращение к чувственному познанию, ведет к небывалому до этого выявлению конкретных фактов в различных областях человеческой деятельности. Однако характер философского мышления определяется не только ориентацией на чувственное восприятие и практические результаты. Не меньшее значение имеет систематизация, классификация открываемых явлений, способствующих развитию теоретического мышления, которое, в свою очередь, стремится не только отыскать причинно-следственные связи, существующие между явлениями, но и создать на основании полученных знаний новую картину мира и показать роль в нем человека и Бога. Подобный подход полностью подрывал монополию богословия на объяснение происхождения мира и характера происходящих событий, открывал перед человеком новые пути его объяснения и познания, в том числе материалистические, совершенно невозможные в предшествующие столетия.
Новое время: естественная религия, деизм и пантеизм, понимание Бога больше как естественный закон, нравственный регулятор. Философия выделяется в отдельную дисциплину, появляется наука, человек начинает ставиться в центр, интерес к познавательному процессу и познающему субъекту, объявление человека онтологически самостоятельным. Религия начинает сдавать свои позиции.
Бэкон, Декарт, Спиноза, «Знание — сила».
Рационализм и эмпиризм
Новую страницу во взаимоотношениях философии с религией открыли французские мыслители-просветители XVIII века. Впервые в истории общественно-политической мысли они сделали Бога, религию, церковные ритуалы объектом критики, порой непоследовательной, а иногда даже ставившей под сомнение право религии со всеми ее атрибутами на существование. Более того, богословие, церковный клир обвинялись во всех земных грехах и, в частности, в том, что сдерживали общественный прогрессу развитие человека и выступали средоточием зла на земле.
Жан Мелье, Ж.Ж. Руссо, Монтескье, Дидро Вольтер.
Главным земным источником происхождения религии почти все французские мыслители считали невежество народа, предрассудки и суеверия, иарнвише в его среде, незнание природы, космоса, страх перед ними. Именно эти условия были главными, и они породили веру в богов, сначала языческих, а затем христианского.
Теоретическая деятельность французских мыслителей-безбожников, которые уже не удовлетворялись лишь отрицанием реальности Бога и обязательности религиозного культа, но также требовали принятия на государственном и общественных уровнях решений, которые бы секуляризировали государственную власть, то есть отделили церковь от государства, ликвидировали привилегии церкви и ее клира, сыграла колоссальную роль в изменении соотношения сил и влияния между религией и философией. С этого момента религия начала постепенно сдавать свои доминирующие позиции практически во всех сферах духовной жизни, а философия не только получила статус самостоятельной и независимой от религии науки, но начала постепенно усиливать свои позиции в общественной жизни.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 10.07.2010
Реферат на тему: Философия и религия общее и особенное
Содержание:
Введение
Во все времена важнейшим элементом цивилизации была духовная культура. В свою очередь, в структуре духовной культуры издревле тесно сосуществовали между собой два таких компонента, как философия и религия (философское и религиозное знание). В связи с этим представляется очень важным и актуальным изучение специфики этих явлений, а также их взаимосвязи и сходства, различий.
Заметим, что религия, как и философия, является мировоззрением, однако, специфическим и в то же время включает в себя определенное поведение и действия, которые основаны на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого принцип священный, сверхъестественный, недоступный для понимания человеческого разума.
Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
Изучение религии в первую очередь связано с теологией, а также историей и философией, каждая со своей особой точки зрения. Богословие стремится адекватно истолковывать факты религиозного сознания, данные откровением. История религии исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии, чтобы найти общие принципы их формирования. Философия анализирует, прежде всего, сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, раскрывает ее психологические и социальные аспекты, ее онтологическое и когнитивное значение, выделяет взаимосвязь веры и знания, анализирует проблемы взаимоотношений между людьми. и Бог, моральный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как человека, так и человечества.
Сущность философии и религии
Исторически религия в форме мифа возникла раньше философии, и с появлением последней, которая начала охватывать ту же область знания, что и религия, их отношения приняли форму спора. Во-первых, нужно дать четкое определение понятий религия и философия.
Религию следует рассматривать как важнейший атрибут любого общества, а именно как систему ценностей общества, которая определяет вероятные цели его развития и опосредует конкретную деятельность индивидов и общества в соответствии с целеполаганием этой системы. При этом связь между ценностями, принятыми тем или иным обществом, и целями, определяющими идею общественного развития, выраженную в конкретной идеологии, является наиболее прямой.
Религия оказывает значительное влияние на мировоззрение, которое придает значение социальным реалиям, формирует представления о причинах и целях как мира, так и общества. В качестве основных мировоззренческих аспектов выделим онтологический, гносеологический, аксиологический и праксиологический аспекты. Вполне понятно, что как части единого целого эти аспекты взаимозависимы. Деятельность зависит от ценностных ориентаций, которые, в свою очередь, определяются отношением к бытию и представлениями о его познаваемости. Однако деятельностная сторона социальной жизни также влияет на систему ценностей, а значит, на онтологические и гносеологические аспекты мировоззрения. Кроме того, нельзя отрицать влияние теоретических концепций, формирующих онтологические и гносеологические аспекты мировоззрения как на системы ценностей, так и на социальную активность. Несомненно также взаимное влияние онтологии и эпистемологии в рамках теоретического понимания реальности. При этом важно подчеркнуть, что все основные выявленные нами аспекты мировоззрения зависят от целевой установки, определяющей смысловое понимание и сущность бытия, и возможностей ее осмысления, а также от ценностных ориентаций деятельности.
Таким образом, религии как важнейшие факторы, определяющие различные мировоззрения, по праву могут быть истолкованы как системы ценностей, влияющие на мировоззрение и устанавливающие целевые ориентиры деятельности для общественного развития.
Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и т. д., Которые задают такие вопросы, как, например, Существует ли Бог?, Возможно ли объективное знание?. Что делает то или иное действие правильным или неправильным? Основным методом философии является построение умозаключений, которые оценивают определенные аргументы по таким вопросам. Между тем не существует точных границ и единой методологии философии. Также существуют разногласия по поводу того, что считается философией, и само определение философии является разные во многих школах мысли.
Происхождение религии
Вопрос о происхождении религии кажется довольно сложным, поскольку формирование человеческого общества происходило на протяжении длительного времени, в нем участвовали сотни поколений. Существует множество точек зрения, по-разному трактующих этот вопрос. Мы рассмотрим три основных концепции происхождения религии.
Первая концепция была сформулирована в церковных кругах и вошла в историю религиоведения как концепция прамонотеизма. Она утверждает, что сначала была вера в единого Бога. Сведения об этом периоде якобы встречаются в древних источниках. Затем из-за того, что все народы развивались по-своему, вера в одного Бога была забыта и заменена верой во многих богов. И только на следующем этапе некоторые народы восстанавливают свою изначальную веру в единого Бога.
Это мнение не подтверждается конкретными исследованиями. Археологические раскопки показывают, что в первобытном обществе люди поклонялись стихийным силам природы, которые олицетворялись в виде большого количества богов. Этот факт отражен в мифологии. Затем, по мере классового разделения общества и возникновения государства, возглавляемого одним человеком, в общественном сознании развивается идея о том, что на небесах есть один Бог, как единый правитель на земле.
Вторая концепция утверждает, что в истории человечества был нерелигиозный период. Он основан на предположении, что первобытный человек был слабо развит интеллектуально и не мог формировать абстрактные представления о богах или божественных, сверхъестественных силах. Однако все исследования первобытных племен: археологические, этнографические и др. Показывают, что все племена имели, по крайней мере в зачаточном состоянии, элементы религиозных верований. Об этом, в первую очередь, говорят захоронения. Останки животных находятся в беспорядочном состоянии, а человеческие останки покоятся по определенным правилам. Это говорит о существовании веры в загробную жизнь, которая так или иначе связана с настоящим.
Третья концепция основана на данных современной науки. По ее словам, простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тысяч лет назад. Именно в это время появился Homo sapiens, способный создавать определенную абстракцию. О существовании религиозных верований в то время свидетельствует практика захоронения первобытных людей, а также наскальные рисунки. Эти факты указывают на то, что первобытный человек верил в большое количество богов, воплощавших стихийные силы природы.
Зарождение философии, ее связь с религией в Древней Греции и на Древнем Востоке
Философия появилась, когда религия уже существовала, и была неотъемлемой частью мировоззрения древнего человека. Это привело к тому, что философия, хотя временами скептически относилась к толкованию божественного, тем не менее развивалась в неразрывной связи с Богом и активно использовала религиозные идеи. Религиозные идеи, облаченные в мифическую форму, были перенесены в Грецию с Востока. Они вошли в греческую религию, и только оттуда их использовала философия.
В древности научная деятельность всегда мыслилась в рамках и пределах религиозного мировоззрения, но древнегреческая религия не препятствовала свободному развитию научного мышления. Греческая религия не имела богословской систематизации и возникла на основе свободного соглашения по предмету веры. В прямом смысле слова в Греции не существовало общепризнанного религиозного учения, а была только мифология.
Но древние религиозные идеи не были самоцелью для философии. Они подвергались трансформации и подчинению с целью обоснования рациональной социоэтической нормативности. Представителем этой нормативности был физис, который объединяет узел богов, людей и природы в единое целое, подлежащее рациональному обоснованию. А рациональное обоснование жизни человека потребовало привлечения огромного теокосмогонического материала, и эмпирических знаний, и дедуктивных наук.
Период интенсивного сбора информации в различных областях знаний характеризовался возникновением милетской школы, в рамках которой создаются и развиваются рационалистические представления о мире. Милетцы впервые задают вопросы о происхождении и устройстве мира в такой форме, на которую необходимо дать четкий и понятный ответ. Это проявилось в отказе от традиционной религии (религиозный скептицизм в отношении отношений между богами и людьми и т. д.). Милетская школа впервые упразднила мифологическую картину мира, основанную на противопоставлении небесного (божественного) земному (человеческому), и ввела универсальность физических законов.
Философские учения Запада в эпоху Древнего Мира не превратились ни в одну из мировых религий, ни даже в те, которые были распространены в Древней Греции и Риме.
Восточная философия развивалась в тесном взаимодействии с религией: часто одно и то же философское направление выступает и как сама философия, и как религия.
В отличие от Греции в Индии и Китае, переход от мифологии к философии был осуществлен на основе высоко формализованного и глубоко укоренившегося ритуала. Нерушимость авторитета ритуала, его определяющая роль в генезисе индийской и китайской философской мысли жестко определила границы философского дискурса. Если мифология допускала многовариантность моделей мира, что открывало возможность для разнообразия дискурса, методов теоретизирования, то ритуал сильно ограничивал такую вариативность, прочно привязывая рефлексию к традиции.
Первым свидетельством независимого систематического изложения индийской философии были сутры. В Индии многочисленные школы мысли были так или иначе связаны в основном с брахманизмом и буддизмом. Разделение на отдельные школы в Индии не привело к официальному признанию приоритета какого-либо из философских течений. Вплоть до наших дней индийская философия практически развивалась исключительно в русле шести классических систем, ориентированных на авторитет Вед и неортодоксальных тенденций.
Разум, рациональный в человеке и его мышлении, был поставлен на вершину конфуцианства. Чувства и эмоции в человеке сильно преуменьшались. Но конфуцианство, несмотря на это, было основной и ведущей формой религии, хотя конфуцианство очень холодно относилось к проблемам религии как таковой (если мы имели в виду ее метафизику и мистицизм), иногда даже в целом отрицательно.
Наряду с конфуцианством, даосизм был самым влиятельным в соперничестве 100 школ. Изначально философская теория даосизма и многочисленные народные верования и суеверия, магия и мантика почти не имели ничего общего. Но со временем в даосизме произошел синтез этих двух сторон: поиск бессмертия и народных верований и ритуалов, существовавших раньше и получивших чисто эмпирическое развитие, нуждавшихся в поддержке и теоретическом обосновании и подкреплении.
В Китае конфуцианство во II веке до нашей эры. достигла официального статуса государственной идеологии, сумев сохранить его до начала ХХ века. Таким образом, в Китае религия была подчинена тем традициям и нормам, которые были канонизированы конфуцианством.
Сходства и различия между философией и религией
Как основные формы духовной деятельности философия и религия сложились несколько тысячелетий назад. Одно время они были даже неразрывно связаны, поэтому довольно сложно провести грань между философскими и религиозными взглядами древних. Однако между философией и религией есть не только сходства, но и различия.
Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, об отношениях между человеком и миром, источнике добра и зла. Подобно религии, философии присуще трансцендентность, то есть выход за пределы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, а философия доказывает свои истины, обращается к разуму, к разумным аргументам. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия для расширения наших знаний о мире.
В религии есть культ, он связан с особым сообществом людей, связанных с культом и неотделим от мифа. Религия всегда присуща реальной связи человека с трансцендентным в образе святого, встречающегося в мире, изолированного от непосвященных или лишенного святости. Там, где этого больше нет или где от него отказались, исчезает особенность религии.
Напротив, философия как таковая не знает ни культа, ни общины, возглавляемой священником, ни святости в мире, оторванном от светского существования. Для нее везде и везде может присутствовать та религия, которая где-то локализована. Он разработан для одного человека в свободных, несоциологически реальных связях, без гарантии, предоставляемой сообществом. Философия не знает ни ритуалов, ни изначально реальных мифов. Он ассимилируется в свободной традиции, постоянно трансформируясь. Хотя он принадлежит человеку как мужчине, он остается делом отдельных людей.
В отличие от религии, философия как форма ценностного нормативного сознания выбрала в качестве ориентира, прежде всего, когнитивную установку, основанную на максимально возможном использовании всех этих духовных и ментальных сил и способностей в поисках окончательного., высшие основы бытия, органически присущие самой природе человека. Это ориентация, которая фокусируется на сознательном поиске таких идей, на их критическом понимании, на принятии любой из них на основе тщательного анализа и аргументации. Специфика философии как особого вида духовной деятельности может быть понята только с учетом плюрализма (множественности) философских установок, предпочтений и ориентаций, как из их диалога, так и из их полемики. Это не дань каким-либо моральным соображениям, стремлению к доброжелательности, толерантности и т. д. Здесь мы имеем дело с самой сущностью философского мышления, философским сознанием, с теми объективными особенностями и предпосылками, без которых философия не может творчески развиваться и обогащаться. с разрушением которого философское сознание обязательно деформируется и даже полностью разрушается.
Заключение
Особенно сложно и многогранно взаимодействие философии с религией и религиозным сознанием.
Религия, в свою очередь, есть нечто высшее, абсолютное, сверхчеловеческое, и невозможно рассуждать о существовании религии без Бога. Подводя итоги, можно сказать, что и философия, и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, об отношениях между человеком и миром.
Отношения между философией и религией меняются от эпохи к эпохе, от культуры к культуре, начиная от состояния мирного сосуществования и почти растворения друг в друге (как в раннем буддизме) до непримиримого противостояния, которое было характерно для Европы 18 века. В настоящее время наблюдается растущая тенденция к диалогу между философией и религией с целью формирования синтетического мировоззрения, которое гармонично синтезирует современные научные факты и теоретические обобщения с многовековыми религиозными ценностями и фундаментальными движениями систематической философской мысли.
Список литературы
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Философия и религия: сходства и различия
Что такое философия религии
Философия религии — это раздел философии, который рассматривает установки, концепт и функции религии, обоснования существования божества, взаимоотношения религии с миром и человеком.
В узком понимании это понятие означает автономное философское рассуждение о Боге/божестве и вере.
Одним из самых значимых ученых в области философии религии был Ю. А. Кимелев — советский и российский религиовед, культуролог, социальный философ.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
. Религиоведы считают, что философское исследование религии не может быть объективным, нейтральным в ценностном отношении, «научным», посколькуодной из основных, если не главной задачей этого учения является решение проблем истинности религии, то есть философия религии оказывает преимущественно опосредованное воздействие на религиоведческий комплекс.
Кимелев разделял всю философию религии на две части — философское религиоведение и философскую теологию (богословие, систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо веры). Различие, по его мнению, состоит в том, что с точки зрения религиоведения данная философия ограничивается исследованием и осмыслением верования и не занимается описанием или концептуализацией какой-то сверхъестественной реальности.
Задачи
Концепция в широком смысле решает следующие задачи:
Слияние философии и религии
Для начала обратимся к самому понятию религии.
Религия — это система взглядов, основанная на вере в сверхъестественные силы. Она включает в себя комплекс моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в различные организации, основанные на идеях веры.
Обычно религию разделяют на два типа — естественную и мировую. Естественная, или этническая, как ее еще называют, находит своих богов в природных силах, то есть без участия божественного откровения. Это «религия здравого смысла», «религия разума». Мировая же основана на признании некой высшей духовной силы, которая сотворила весь мир. Христианство, иудаизм, ислам, буддизм — примеры мировых религий.
Религия и философия имеют множество родственных черт. Самое значимое сходство обсуждаемых понятий — их главная цель, а именно — познание мира, в котором живет человек. И религию, и философию равно интересуют также вопросы «что есть добро и зло?», «где источник добра и зла?», «как добиться нравственного совершенства и возможно ли это вообще?». Им также присущ выход за границы возможного опыта, за пределы разумного. Такой подход называют трансцендированием.
Помимо общего, безусловно, между религией и философией есть значительные различия. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения знаний об окружающем.
Однако, и сходства, и различия философии с религией повлияло на их слияние.
Философия религии в системе знаний
Как уже было упомянуто, Кимелев делил все понятие на две основные части — философское религиоведение и философскую теологию. Кстати, не все религиоведы считают такого рода теологию (иные названия — «естественная теология», «религиозная метафизика», «христианская философия» и др.) полноправной формой философии, так как ответ на вопрос «может ли богослов быть философом?» неоднозначен. Большинство все же склоняется к возможности сосуществования этих черт в человеке.
Существуют смежные с философией религии дисциплины:
Переплетение философии и религии в общей научной дисциплине положило начало возникновению многих междисциплинарных учений. Так, например, возникли философия науки и политическая философия. Также такого рода переплетение стало чаще встречаться в других областях философии и психологии. В экзистенциальных исследованиях это можно легко проследить.
Этапы развития
Сам термин появился только в девятнадцатом столетии, однако еще задолго до этого философские труды, связанные с религией, можно было найти в разных частях света. Наиболее остро этот вопрос интересовал философов азиатских стран.
Весь период становления дисциплины можно разделить на следующие этапы:
Античность
Одним из первых философов, кто серьезно коснулся темы божественного и связи Бога и человека, был Платон. Он представлял мир в качестве дуальной модели, одна часть которого является совершенной, подлинной и гармоничной, а вторая — лишь бледная его копия несовершенных и преходящих вещей. Особое внимание духовному развитию и достижению единства с божественным через восхождение от тленного физического мира к «Единому», то есть божественному началу, уделяли так называемые неоплатоники.
Средневековье
Теологи средневековья совершили синтез христианского вероучения и основных идей античных философов. Для обоснования церковной догматики они использовали как раз основные античные идеи: креационизм, провиденциализм, идею спасения и греха. «Философия — служанка богословия» — популярное высказывание того времени, которое можно считать лозунгом философии религии Средневековья.
Возрождение и Новое время
Это время характеризуется разнообразием философских концепций религии — от материалистических до идеалистических, от прорелигиозных до «воинствующего атеизма». В эпоху Ренессанса религия и ее основной институт — католическая церковь — не единожды подвергались критике со стороны мыслителей-гуманистов, ратующих за всестороннее развитие человека.
Новейшее время
Религия становится одним из важнейших феноменов духовной культуры человечества. Множество научных деятелей создают труды, посвященные влиянию религии на жизнь человека, например, К. Леви-Стросс, М. Элиаде, К. Г. Юнг и другие. Интерес к обсуждаемому вопросу и по сей день растет.
Взаимосвязь религиозной философии и философии религии
Очень часто эти два учения отождествляют, однако это совершенно разные понятия.
Под религиозной философией подразумевают рассмотрение различных проблем с точки зрения религии. Это философская рефлексия, которая всегда основывается на какой-либо религиозной системе. Существуют буддийская, исламская, христианская, индуистская, иудаистская, синкретическая и другие религиозные философии.
Теория данной дисциплины базируется на богословии, но, в отличие от теологии, религиозная философия занимается доказательством и обоснованием догматов веры, а не безусловно полагается на них.
Итак, чтобы отделять философию религии от религиозной философии, достаточно понимать основные функции и задачи первого понятия, а именно: осмысление и определение религии и божества с точки зрения философии. Именно эти функции и являются максимально кратким и понятным описанием философии религии.