Что становится с вундеркиндами когда они вырастают

Недетские судьбы, или Куда пропадают вундеркинды, когда вырастают

Время от времени в СМИ появляются сообщения о необычных детях, чрезвычайно одаренных от рождения. Павел Коноплев, Ника Турбина, Надя Рушева, Андрей Хлопин, Евгений Кисин — их таланты заставляют рукоплескать весь мир, а уровень IQ иногда превышает показатели среднестатистического взрослого человека. Но что происходит с вундеркиндами, когда они вырастают? Об их дальнейшей судьбе говорят нечасто.

Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают

Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастаютПаша Коноплев в 5‑летнем возрасте

К сожалению, судьба многих вундеркиндов складывается трагично, особенно в том случае, когда пресса проявляет к их персонам повышенный интерес. Многие не выдерживают испытания славой, но чаще всего не справляются с грузом ответственности перед завышенными ожиданиями общества. «Синдром бывшего вундеркинда» — так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться.

Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастаютНа этом фото Паше Коноплеву 6 лет. Уровень IQ — 169

В 1980‑е газеты часто писали о Паше Коноплеве. В 3 года он научился читать и производить в уме сложные вычисления, в 5 лет самостоятельно научился играть на пианино, в 8 лет решал сложные физические задачи. В 15 он уже был студентом московского вуза, в 18 — аспирантом. К сожалению, психика юноши не выдержала перегрузок — он попал в психиатрическую больницу, откуда так и не вышел. Он умер от тромбоза легочной артерии, когда ему было всего 29 лет.

Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастаютНика Турбина

По статистике, одаренные люди живут на 10–15 лет меньше. Часто гениальность сопровождается такими недугами, как аутизм, шизофрения, нервные расстройства и бессонница. Среди вундеркиндов суицидов больше, чем среди обычных подростков. Дети-вундеркинды часто не способны адаптироваться в окружающем их обществе. Подтверждение тому — трагическая судьба Ники Турбиной.

Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастаютВ 4 года она писала недетские стихи, в 9 лет выпустила свой первый поэтический сборник «Черновик», переведенный на 12 языков, тиражом в 30 000 экземпляров. Ее знали не только в СССР, но и во всем мире. Но повзрослевшая Ника так и не нашла своего места в социуме и в 27 лет выбросилась из окна. Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастаютНадя Рушева

Надя Рушева начала рисовать в 5 лет. Она иллюстрировала детские сказки, произведения классической литературы, придуманные ею же балеты. В общей сложности она оставила после себя более 10 тысяч рисунков. Первая персональная выставка состоялась, когда ей было 12. В следующие 5 лет прошло еще 15 выставок. В 17 лет ее жизнь неожиданно оборвалась от кровоизлияния в мозг — оказалось, у Нади был врожденный дефект одного из сосудов головного мозга.

К сожалению, успешная реализация вундеркинда во взрослой жизни — скорее исключение из правил. Но есть и такие случаи. Об Андрее Хлопине заговорили в 2007 году, когда он попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый молодой автор трех научных гипотез — «Третьей гипотезы происхождения пояса астероидов», «Фаэтон был обитаем», «Тунгусский метеорит — космический айсберг». На тот момент мальчику было всего 10 лет.

Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастаютСейчас о занятиях астрономией Андрей говорит как о детском увлечении. В старших классах он начал заниматься боксом, заинтересовался историей и правом, поступил на юридический факультет. «А Книга Гиннесса помогает мне разве что личную жизнь налаживать, — заявляет Андрей. — Интересно же девушке узнать, что в числе знаменитостей есть парень, которого она видит перед собой». Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастаютЕвгений Кисин

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Источник

СУДЬБА ВУНДЕРКИНДОВ. ВЫ ДУМАЛИ О НЕЙ?

О таком родители не могли даже мечтать, и в семь лет Павлика отдали в общеобразовательную школу. Первой отметкой, которую он принес, была единица. Окрики учительницы, наказания (а ребенку было просто скучно, и он занимал себя своими «делами»), насмешки одноклассников: ведь он был не такой, как они.

Видя переживания ребенка, родители старались занять его спортом, искали «товарищей по несчастью». И находили. Встречались, дружили семьями; как круги по воде, от одной семьи к другой передавалось, какие книги полезно прочесть, какие педагоги полуподпольно набирают в свои классы одаренных. Дети побеждали на математических и прочих олимпиадах, в 12, 13, 14 лет на «отлично» заканчивали школу, поступали в вузы. Порой о таких писали в газетах: «Студент в красном галстуке. «

ПРОШЛО ДВАДЦАТЬ ЛЕТ

В больнице Кащенко умеют притуплять душевную боль. Что еще надо? Руки-ноги целы, высокий интеллект сохранился, есть хорошее образование. Но работать невозможно, ключ к великолепному инструменту мышления потерян. Ужасная болезнь сопровождается быстрым разрушением физического здоровья.

Жизнь таких мучеников интеллектуального совершенства нелегка и порой трагична: весьма редко общественное признание приходит при жизни, преследуют тяжелые стрессы, депрессии, велик риск душевных заболеваний (в 7-8 раз выше, чем в норме).

Есть еще и хрупкая, плохо поддающаяся количественному учету и тестированию творческая одаренность. Ее можно просто не заметить. А можно заметить и, испугавшись, попытаться затормозить, вогнать ребенка в обычные рамки. Это тоже трагичные варианты: невостребованность дара может вылиться в драму, болезнь.

ПОЧЕМ ГЕНИАЛЬНЫЕ МОЗГИ?

Гениальный Моцарт уже в три года выступал с концертами. В изданном в Англии «Словаре национальных биографий» из 1030 упомянутых великих людей 292 выросли из бесспорных вундеркиндов. И лишь 44 из этих 1030 вундеркиндами не были (значит, остальные с немалой долей вероятности все же ими были). Из 64 выдающихся английских художников и музыкантов 40 в детстве проявили себя как вундеркинды. Во Франции, по статистическим подборкам, из 287 великих людей 231 показал яркую одаренность в возрасте до 20 лет. В США проследили судьбу 282 одаренных детей, 105 из них добились в жизни заметных достижений.

А вместе с тем родители одаренных детей и педагоги испытывают неимоверные трудности в их воспитании и обучении. Некоторые подвижники-родители обучают таких детей дома. Это спасает ребенка от неизбежного в школе невроза, но обрекает на одиночество.

А медицинская служба, а разумно организованные кабинеты релаксации, где дети могли бы расслабиться и отдохнуть после большого умственного труда?

Действительно, создать и поддерживать учебные заведения для одаренных стоит немалых средств. Но пока обучение бесплатное. Однако такие школы и лицеи не отказались бы от помощи нравственно одаренных спонсоров, способных понять проблемы одаренности. Ведь обучение одаренных детей не корыстное дело, а нравственное.

А что получит общество? Одни одаренные ученики станут его украшением и гордостью, других сломит болезнь, третьи окажутся обыкновенными или вовсе неудачниками. И все же третья часть вундеркиндов благодаря (а чаще вопреки!) обстоятельствам достигает в жизни вершин.

Директора одного из лицеев для одаренных детей заслуженного учителя России Татьяну Владимировну Хромову давно интересуют одаренные дети. И когда к ней привели маленького Савелия, которому было очень трудно в обычной школе, она сумела организовать для него обучение по индивидуальной программе. Необычные способности мальчика сумели развить и укрепить. К трудностям его общения со сверстниками и с учителями относились с пониманием.

В свои десять лет Савелий сочинил учебник по физике, очень интересный (сегодня его иногда используют в программе этой школы). А в десять лет и два месяца Савелий Косенко окончил среднюю школу и, поступив в вуз, попал в Книгу рекордов Гиннесса. Сейчас ему 16, он уже закончил институт, учась сразу на двух факультетах, и теперь продолжает учиться в США.

Конечно, не рекорд был целью в названных случаях. К такому опережению не стремились ни учителя, ни родители. Но чаще просто невозможно, да и вредно (из-за опасности невроза) искусственно сдерживать бурное развитие способностей. В таком опережении есть не только очевидные плюсы, но и не менее очевидные минусы (о них уже говорилось). Поэтому одна из задач учителей, психологов, врачей по возможности сгладить все его отрицательные последствия: одаренному ребенку нужно не восхищение, а помощь.

Ведущий научный сотрудник Психологического института РАН В. С. Юркевич, в течение десятилетий занимаясь одаренными детьми (еще с тех пор, когда эта тема была под негласным запретом), сделала чрезвычайно много для становления обучения таких детей, а стараниями доктора наук Н. С. Лейтаса (одного из первопроходцев воспитания одаренных детей в нашей стране) все эти годы не угасала столь важная исследовательская работа.

Сегодня тема одаренных в моде. Находятся школы, которые лихо берутся за это дело. Главную свою задачу они видят в создании особо комфортных условий для обучения. Так вот. Ничего нет вреднее для одаренных детей (и вообще для детей), чем излишний комфорт. Неслучайно в самой элитарной в мире школе «Итон» в Англии существуют весьма спартанские условия. Вот и российские школы для одаренных строятся на идее развивающего дискомфорта: нужна сложная, напряженная деятельность, где даже одаренному ребенку приходится попотеть. Как ни парадоксально, но неинтересные моменты занятий тоже необходимы, дети обязаны преодолевать себя, тренируя свои «волевые мускулы». Умственная работа должна быть трудной.

КАЖДЫЙ ТАЛАНТЛИВ. И ТАЛАНТУ ЕСТЬ МЕРА

В научной психологии различают два типа одаренности: интеллектуальную и творческую. Первый тип отличается повышенной способностью к обучению, энциклопедичностью знаний. Люди второго, творческого, типа обладают, прежде всего, нестандартностью мышления, они не принимают преподносимых знаний на веру, до всего хотят дойти своим умом. У них не только иначе устроен мозг, но и по-другому организована личность (их одаренность могут так и не заметить в семье, школе, институте). Творческие способности обязательно предполагают повышенный интеллект, зато интеллектуалы могут вовсе не обладать творческими способностями.

Тестирования на одаренность по тщательно разработанным методикам проводят в Лаборатории психологии развития одаренности детей Психологического института Российской академии образования.

Источник

Недетские судьбы, или Куда пропадают вундеркинды, когда вырастают

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают

Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают

К сожалению, судьбы многих вундеркиндов складывается трагично, особенно в том случае, когда пресса проявляет к их персонам повышенный интерес. Многие не выдерживают испытания славой, но чаще всего не справляются с грузом ответственности перед завышенными ожиданиями общества. «Синдром бывшего вундеркинда» – так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться.

Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают

В 1980-е газеты часто писали о Паше Коноплеве. В 3 года он научился читать и производить в уме сложные вычисления, в 5 лет самостоятельно научился играть на пианино, в 8 лет решал сложные физические задачи. В 15 он уже был студентом московского вуза, в 18 – аспирантом. К сожалению, психика юноши не выдержала перегрузок – он попал в психиатрическую больницу, откуда так и не вышел. Он умер от тромбоза легочной артерии, когда ему было всего 29 лет.

Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают

По статистике, одаренные люди живут на 10-15 лет меньше. Часто гениальность сопровождается такими недугами, как аутизм, шизофрения, нервные расстройства и бессонница. Среди вундеркиндов суицидов больше, чем среди обычных подростков. Дети-вундеркинды часто не способны адаптироваться в окружающем их обществе. Подтверждение тому – трагическая судьба Ники Турбиной. В 4 года она писала недетские стихи, в 9 лет выпустила свой первый поэтический сборник «Черновик», переведенный на 12 языков, тиражом в 30 000. Ее знали не только в СССР, но и во всем мире. Но повзрослевшая Ника так и не нашла своего места в социуме и в 27 лет выбросилась из окна.

Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают

Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают

Надя Рушева начала рисовать в 5 лет. Она иллюстрировала детские сказки, произведения классической литературы, придуманные ею же балеты. В общей сложности она оставила после себя более 10 тысяч рисунков. Первая персональная выставка состоялась, когда ей было 12. В следующие 5 лет прошло еще 15 выставок. В 17 лет ее жизнь неожиданно оборвалась от кровоизлияния в мозг – оказалось, у Нади был врожденный дефект одного из сосудов головного мозга.

Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают

К сожалению, успешная реализация вундеркинда во взрослой жизни – скорее, исключение из правил. Но есть и такие случаи. Об Андрее Хлопине заговорили в 2007 г., когда он попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый молодой автор трех научных гипотез – «Третьей гипотезы происхождения пояса астероидов», «Фаэтон был обитаем», «Тунгусский метеорит – космический айсберг». На тот момент мальчику было всего 10 лет. Сейчас о занятиях астрономией говорит как о детском увлечении. В старших классах Андрей начал заниматься боксом, заинтересовался историей и правом, поступил на юридический факультет. «А книга Гиннесса помогает мне разве что личную жизнь налаживать, – заявляет Андрей. – Интересно же девушке узнать, что в числе знаменитостей есть парень, которого она видит перед собой».

Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают

Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают

Лишь 10% вундеркиндов могут развить в себе вторичный, взрослый талант. Евгений Кисин прославился в 10 лет, исполнив с оркестром 20-й концерт Моцарта. Через год он дал свой первый сольный концерт. В 1985 г. Кисин впервые выехал с концертами за рубеж. Сейчас ему уже 44 года, он живет в Париже и ведет интенсивную концертную деятельность в Европе, Азии и Америке, неизменно собирая аншлаги.

Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают

Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Ноша одаренных детей. Истории вундеркиндов зачастую заканчиваются плохо

Российские СМИ широко освещают историю девятилетней Алисы, которая окончила школу в восемь лет и успешно сдала ЕГЭ по нескольким предметам. Девочка не поступила на бюджет МГУ, но будет учиться платно на факультете психологии. Такие дети, как Теплякова, — большая редкость, они всегда приковывали к себе внимание. Но, как показывает практика, дальнейшая судьба вундеркиндов далеко не всегда складывалась удачно.

Павел Коноплев

В советские годы многие восторгались вундеркиндом Пашей Коноплевым. Он с раннего детства демонстрировал аналитические способности и поражал свою мать, написал «Мел». В шесть лет Паша сдал тест на IQ, и его результат составил 142 балла. В отличие от многих вундеркиндов, он не был замкнутым и асоциальным и охотно играл с другими детьми во дворе.

Его способности подтвердила известный детский психолог Виктория Юркевич, изучавшая вундеркиндов. И порекомендовала перевести ребенка из первого в четвертый класс.

Коноплев окончил школу в 15 лет и в 18 уже стал депутатом районного совета, а через год поступил в аспирантуру. Но в 19 лет жизнь юного гения наполнилась неприятностями. Он начал впадать в депрессию, страдать из-за срывов и даже накладывал на себя руки.

Во время распада СССР родители отправили вундеркинда обследоваться в Центр психического здоровья РАМН. По словам его матери Натальи Коноплевой, в клинике Павлу давали тяжелые препараты, которые привели к тромбозу.

В последние 10 лет жизни о Павле Коноплеве было известно мало. Он умер в 29 лет: по одним данным, от тромбоэмболии легочной артерии, по другим, в психиатрической больнице.

Ника Турбина

Другим чудо-ребенком, о котором многие знали в СССР, была юная поэтесса Ника Турбина (настоящая фамилия — Торбина), написал сайт kp.ru. Ее талантом восхищались известные поэты Юлиан Семенов и Евгений Евтушенко. Последний снял Нику в фильме «Детский сад». За стихи на фестивале в Венеции ее наградили «Золотым львом», который до нее получала Анна Ахматова.

Со временем слава Ники начала угасать, и в подростковом возрасте у нее случился нервный срыв. Ника Турбина стала невротиком и начала прикладываться к алкоголю. В возрасте 27 лет она выпала с подоконника пятого этажа и разбилась насмерть.

Если способности ее соотечественника Павла Коноплева подтверждали тесты и экспертизы, то к раннему творчеству девочки некоторые относились со скепсисом. Биограф Александр Ратнер в книге «Тайны жизни Ники Турбиной („Я не хочу расти…“)» написал, что многие стихи создала не она, а ее мать и бабушка. В каком-то смысле девочка стала их проектом — на это намекала даже смена настоящей фамилии Торбина на более благозвучную Турбина. Ратнер не исключил, что ее мать пыталась так реализовать себя.

По распространенной легенде, Ника якобы разговаривала с Богом и слышала звук, который превращался в слова и строки. На самом же деле девочка из-за психического нездоровья кричала по ночам, а ее матери, нереализованной поэтессе, эти слова напоминали строки стихов. Она записывала их и трансформировала.

В какой-то момент родные начали подталкивать Нику к самостоятельному творчеству, и когда у нее прорывались строчки, мать почти выжимала стихотворения. Иногда даже не пускала гулять, пока та не напишет несколько строк.

Настроение некоторых стихов Ники не соответствовало тому, что обычно чувствует маленькая девочка. Мать также учила Нику, как правильно декламировать стихи и держаться на сцене.

Сестры Князевы

В 90-е на смену советским вундеркиндам пришли сестры Князевы. В 15 и 13 лет они поступили в Финансовую академию при правительстве РФ и стали самыми юными аспирантками в мире. Девочки публиковали свои научные работы и выучили несколько языков, написал сайт «Московский комсомолец».

На контакты с прессой они шли только с позволения матери, которая заявляла журналистам, что разговор состоится в письменной форме и по электронной почте, а менять какие-либо слова запрещено. В интервью Князевы говорили, что главное в жизни — учеба и карьера.

Об их дальнейшей судьбе удалось узнать благодаря помощи однокурсников. Выяснилось, что девочки столкнулись с безработицей, поскольку нигде не брали на работу детей, хотя и очень умных. Только после получения докторской степени сестры начали читать лекции американским студентам в университете штата Нью-Йорк.

Сокурсники рассказали, что девочки всегда были замкнутыми и не общались с остальными учащимися. Отмечали, что все реплики сестер похожи на зазубренные ответы, а не на собственные мысли. Некоторые однокурсники не исключают, что сестры-вундеркинды — это проект родителей, которые натаскивали их на обычное заучивание.

Сейчас сестры живут в Бостоне и наотрез отказываются общаться с российскими журналистами.

Эндрю Халлибертон

Англичанина Эндрю Халлибертона также причислили к одаренным детям. До того, как ему исполнилось два года, Эндрю мог распознавать цифры и буквы в телевизионных шоу, написал The Guardian.

Его родители удивлялись и боялись, что ребенок гиперактивен. Они отвели его к врачам. Позднее в нем распознали потенциал, снабдили наставником и компьютером. Но сам Эндрю не был рад этому.

Он жаловался на испорченное детство и на то, что не мог гулять так же часто, как и другие дети. Он признался, что даже не умеет кататься на велосипеде.

Когда Эндрю исполнилось восемь лет, директор школы обзвонил другие учебные заведения города, чтобы найти место, где мальчик смог бы изучать математику на более высоком уровне. В итоге в свои девять он учился вместе с 13-летними подростками.

Но Эндрю не чувствовал давление из-за этого. Его больше волновало то, что учителя и родители ожидали от него высот. А пристальное внимание СМИ пугало еще больше.

Учеба в вузе оказалась слишком проста и разочаровала юное дарование. Он бросил учиться и устроился работать в «Макдональдс». Без малейшего понятия, что делать со своей жизнью.

Проблемы вундеркиндов

Одаренные дети рождались во все времена, а о природе их появления спорят до сих пор. Детский психолог и педагог Дарья Дугенцова рассказала «360», что в современном обществе принято считать, будто детская гениальность — это генетическая предрасположенность. Но генетики доказали обратное.

Родители в XXI веке чаще хотят вырастить гениев. Вундеркиндов от природы сейчас очень мало

Психолог отметила, что взрослые таким образом пытаются возместить свои неудачи и направляют детей так, чтобы в будущем ими восхищались окружающие.

«Когда у вас ребенок в пять лет занимается физикой, а ему нужно идти в сад и знакомиться с другими людьми и учиться общаться, то, естественно, социализация у него страдает», — заверила психолог.

Именно поэтому вундеркинды разочаровываются в своем занятии, становятся отшельниками или бросают ту деятельность, которой они посвятили всю жизнь.

«Когда они вырастают и ими перестают восхищаться, родители уже не могут пропихнуть своего ребенка куда-то. И они понимают, что они обычные, но при этом лишены каких-то социальных связей», — отметила специалист.

По ее словам, поэтому вундеркинды зачастую лишены социальных связей и не могут найти общий язык и заговорить с незнакомым человеком. Ведь детство — именно то время, когда мы учимся заводить друзей и общаться. И не стоит отнимать у детей это время, чтобы им не пришлось жить с последствиями.

Источник

Анна Веселко

Когда-то люди считали, что, вырастая, вундеркинды теряют свою одаренность и становятся неуклюжими в социальном отношении людьми, которые терпят неудачу во взрослой жизни. Однако исследования 1940-х и 1950-х годов показали, что наличие IQ выше среднего у одаренных детей приводит и к успеху «выше среднего», когда они становятся взрослыми. Подготовили сокращенный перевод статьи в The Saturday Evening Post, посвященной исследованию выдающегося психолога Льюиса Термана, в котором он в течение 30 лет изучал жизнь и взросление 1500 одаренных детей.

Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают

Вероятно, этот миф о вундеркиндах родился еще в далеких 1700-х годах одновременно с возникновением идеи всеобщего равенства. Полагая, что все мальчики (девочки в то время не являлись объектом исследования) рождаются равными и пользуются равными возможностями в жизни, люди были не в восторге от того факта, что некоторые дети все же рождались с гораздо более высоким интеллектом, чем другие. Так зародился миф о том, что вундеркинды обречены на взрослую жизнь в безвестности и нездоровье, и он был все еще жив в 1950-х годах, когда доктор Льюис Терман опубликовал результаты своего 30-летнего исследования 1500 вундеркиндов. Делая выводы, Терман писал, что вундеркинды не только не превращались в болезненных, одиноких неудачников, но, как правило, становились хорошо приспособленными, здоровыми и очень успешными взрослыми. Его открытия побудили многих назвать Термана крайне «недемократичным».

Терман выступал за вундеркиндов. Он продвигал идею тестирования IQ среди всех американских школьников, чтобы те немногие, кто рано развился не по годам, могли быть обнаружены и воспитаны должным образом. Он считал, что вундеркинды должны стать лидерами будущего. […]

Последнее качество, кстати, особенно важно для вундеркиндов в области музыки: они должны обладать неистовым желанием справиться с исполнением музыкального произведения. Именно эта черта характера позволяет им заниматься по 6, 7, 8 часов в день семь дней в неделю. И на самом деле решимость может быть более сильным фактором, определяющим будущий успех, чем IQ.

Вот что бывает с вундеркиндами

У многих людей «скороспелость» чужого ребенка вызывает искреннее сочувствие. По их мнению, типичный не по годам развитый ребенок — это тот, кто изучает греческий язык в 4 года, математический анализ — в 6 лет, ядерную физику — в 8 лет, оканчивает Гарвард в 12 лет, а в 30 лет превращается в бездельника, который с трудом может найти работу посудомойщика.

Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают

Небольшая армия специалистов провела исследование, чтобы раз и навсегда определить, действительно ли вундеркинды перешагивают через свою гениальность, оставляя ее в прошлом, или все же сохраняют свое умственное превосходство во взрослом возрасте. Эти специалисты — интервьюеры, статистики, врачи и психологи — исследовали около 1500 вундеркиндов… и узнали, что происходит с ними дальше: как они растут, какую работу получают, как устраивают личную жизнь. Исследование фактически началось за 30 лет до предоставления результатов и было признано одним из самых захватывающих и значительных исследований в психологии: оно предоставило данные, которые в конечном итоге могут привести к радикальным изменениям в системе государственного образования. А заодно пошатнуло многие вековые убеждения, дорогие сердцам родителей, врачей, преподавателей и общественности в целом.

«Нашему эго было бы полезно верить в то, что все это правда, — говорил один из исследователей, — но данное представление совершенно неверно».

Более того, ученые сообщили, что не по годам развитые дети обычно не являются маленькими исчадиями ада: у большинства из них отсутствуют проблемы с поведением. И они также обнаружили, что ребенок, который изучает греческий в 4 года и математический анализ — в 6 лет, не становится к 30 годам болваном. Скорее всего, он станет исполнительным вице-президентом, будет зарабатывать приятную круглую сумму и женится на самой красивой девушке в городе. Эти и подобные им результаты вызвали удивление, разочарование и значительное раздражение у некоторых людей, а исследователей ругали за то, что они разрушили многие популярные и такие утешительные заблуждения. Как ни странно, в некоторых кругах их также осудили за «подрывные» и «недемократические» идеи.

Человек, стоящий за тестом на IQ

Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают

«Это правда, что Чарльз Дарвин был оценен своим учителем как интеллектуальный неудачник, — говорил Терман. — И, вполне вероятно, потому, что молодой Дарвин пристрастился носить в карманах насекомых и мелких животных, эта привычка неизменно нарушала покой в ​​классе. Есть доказательства, которые, похоже, показывают, что умственно одаренные дети с наибольшей вероятностью вырастут в мировых лидеров в таких областях, как политика, наука, образование, бизнес и искусство». Именно поэтому, по мнению Термана, такие дети заслуживают особого внимания в государственных школах и должны иметь специальные классы, специальную подготовку и особые образовательные преимущества. Некоторым педагогам подобные предложения казались ересью, поэтому они называли Термана врагом демократии №1. […]

Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают

Недемократичная идея особого обучения одаренных детей не нова. «На протяжении многих столетий, — говорил Терман, — к относились со смесью восхищения, трепета и надежды. Их родителям завидовали, ведь ребенок, скорее всего, станет протеже принца или короля».

Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают

Сегодня общепринято, что средний IQ детей находится в диапазоне от 90 до 110. Самые слабые дети получают 70 баллов или меньше, а дети постарше или одаренные обычно получают 130 баллов и выше

Возможно, самым захватывающим и, безусловно, одним из самых значительных исследований, вытекающих из этих измерений интеллекта, является крупномасштабное психологическое исследование одаренных детей в Стэнфорде, речь о котором шла выше. «Мы предложили, — говорил Терман, — проанализировать четверть миллиона школьников, выявить около тысячи детей с самым высоким IQ и изучить их — найти их характерные физические, умственные и личностные качества и посмотреть, какими взрослыми они станут».

Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают

[…] Когда был начат отбор одаренных детей, подготовленные полевые исследователи отправились к классным учителям в сотнях начальных школ Калифорнии и получили от них имена самых способных и самых юных учеников в каждом классе. Кандидатам на исследование были предложены стандартные умственные тесты, и те, чей IQ был 140 и выше, стали первыми одаренными детьми, выбранными для эксперимента. […] В конечном итоге испытуемых насчитывалось около 1500 человек (857 мальчиков, 671 девочка) в возрасте от 3 до 18 лет, которые составляли 1% или даже меньше от общего количества школьников. Их IQ варьировался от 140 до 200, наивысший балл получила 7-летняя девочка с умственным возрастом, равным 14 годам.

Типичный одаренный ребенок был ребенком родителей с уровнем образования выше среднего, которые также имели аналогичный доход выше среднего. Как правило, отец такого ребенка был профессионалом — врачом, юристом, профессором или бизнесменом. В его домашней библиотеке было в среднем 328 книг. Он быстро научился читать в возрасте 5 или 6 лет. К 10 годам он пропустил один класс, начав учебу выше своей возрастной группы, и тщательные тесты показали, что он уже освоил школьную программу на два или три класса сверх того, в который он был зачислен. Дома типичный «термит» читал больше хороших книг, чем большинство детей его возраста, но не был книжным червем. Он играл и знал правила большего количества игр, чем его обычные одноклассники, не менее успешно занимался спортом и с энтузиазмом собирал жуков, монеты, наконечники индейских стрел и обложки спичечных коробков.

Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают

Исследователи подчеркнули, что одаренные дети широко варьируются по всем личностным характеристикам и семейному происхождению. Например, хотя средний «термит» происходил из семьи с доходом выше среднего, некоторые происходили из очень богатых семей, а другие воспитывались в семьях, у которых едва хватало денег на жизнь. Один мальчик, выросший в бедности, пошел в школу в 17 лет — за относительно короткое время он стал композитором с хорошей репутацией, автором трех книг и десятков статей по теории музыки, а затем, еще за три года, он написал книгу о мелодике, сочинил 60 оркестровых пьес и выучил два иностранных языка. […]

Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают

Терман и его соратники призывали родителей «термитов» воспитывать своих детей как можно более нормально. «Не ставьте своего ребенка в положение, которое практически вынуждает его играть роль вундеркинда, — говорили они. — Не заставляйте его выставлять себя напоказ. Позвольте ему нормально общаться в играх и других социальных мероприятиях с другими детьми, которые не слишком далеки по возрасту. […] Обеспечьте ему занятия и предоставьте ему все возможности для нормального социального развития. Сообщайте информацию, когда это необходимо, и помогите ребенку помочь самому себе. Поощряйте его хобби. Предлагайте лучшие книги и предоставляйте их в большом количестве. Но помните, что книги — это еще не все».

[…] Шли годы, родители продолжали приглашать полевых исследователей в свои дома, отвечать на их вопросы и заполнять анкеты, которые им периодически отправлялись. Терман пообещал хранить в секрете личность и точный IQ своих «термитов» — обещание, которое он продолжал выполнять неизменно, хотя некоторые из детей или их родители сами раскрыли свою личность. Он также держал в секрете интимные подробности, которые многие из испытуемых начали ему открывать.

По сравнению со средними мужчинами и женщинами того же возраста одаренная группа в целом имела более низкий общий уровень смертности. Уровень разводов и уровень безумия были такими же, как в среднем по стране, но они реже страдали алкоголизмом и совершали гораздо меньше правонарушений. Примерно 88% «термитов» поступили в колледжи, и 68% окончили их, причем почти половина — с отличием. Однако удивительно, что оставшиеся сами бросили колледж: расследование показало, что эти студенты были ленивы, скучали, не желали следовать инструкциям профессоров или проводили слишком много времени, специализируясь или зарабатывая на жизнь.

«Стало очевидно, что высокий IQ — это важно, но еще не все», — отметил один из наблюдателей

Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Смотреть картинку Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Картинка про Что становится с вундеркиндами когда они вырастают. Фото Что становится с вундеркиндами когда они вырастают

[…] Наконец, как выяснили исследователи, «термиты» оказали значительное влияние на свою страну. Почти 400 человек из группы опубликовали более 100 книг или монографий и 1500 технических, научных или популярных статей. В активе группы более 100 патентов, а также многочисленные научные и медицинские открытия. Один «термит», получивший степень магистра классической литературы в 20 лет, занялся бизнесом, а в 27 лет был главным инвестиционным аналитиком образовательного фонда стоимостью 40 миллионов долларов. Другой в возрасте 32 лет был координатором исследований в аэронавигационной лаборатории стоимостью 10 миллионов долларов. Одна женщина к 30 годам стала успешной профессиональной актрисой, профессиональной танцовщицей, иллюстратором учебников анатомии и физиологии, писательницей и чемпионкой по фигурному катанию. Другой был директором одной из крупнейших в мире лабораторий атомных исследований.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *