Что становится отличительной чертой современного образования
Что становится отличительной чертой современного образования
В современном поликультурном и многополярном мире образование одна из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности. Его место в жизни общества определяется тем значением, которое имеют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения («предыстория» по выражению Ю.Гранина), навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств («как предпосылка развития уникальной неповторимой, творческой личности») [1].
Информационная революция и формирование информационного общества выдвинули информацию и знание на передний план социального и экономического развития. Наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества становится человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. Такая ориентация способствует изменению отношения ко всем видам образования со стороны общества.
Современной образовательной реальностью становятся индивидуальные образовательные программы, обучение в экстернате, дистанционные формы обучения. Развивается «экранная культура» образования человека, где производство, хранение, передача и потребление информации происходят при помощи компьютерных и Интернет технологий. Все большее значение приобретают информационнокоммуникационные технологии в различных областях научного и профессионального знания, технологии сотрудничества и совместного творчества, где ключевым моментом является личностное общение и организация деятельности по интересам в малых творческих группах. Изучение и применение информационных технологий в образовании позволяет удовлетворить две категории потребностей: 1. Потребности современного общества в адаптации каждого своего члена к существованию и успешной деятельности в условиях современного информационного общества; в подготовке высококвалифицированных специалистов, умеющих применять новые информационные технологии в своей профессиональной деятельности и т.д.; 2. Потребности самого индивидуума в адаптации к существованию и успешной деятельности в условиях современного информационного общества; в получении знаний, умений и навыков применения информационных технологий в своей профессиональной деятельности; в самореализации через овладение информационными технологиями [6].
Образовательная парадигма выстраивается на тенденции: от человека знающего к человеку образованному. Образованный человек это не только знающий человек, но и обладающий высокоценимыми в обществе качествами личности [7]. Современный человек считается образованным при условии обладания им не только профессиональными возможностями, но и определенными духовными и моральными ценностями.
С понятием образованного человека неотъемлемо связано понятие культурного развития, включающего в себя отражение разных взглядов и норм поведения, в том числе религиозных. Образование остается посредником между личностью и культурой, способствуя определению траектории жизни, взращиванию, совершенствованию, формированию образа человека образованного. «Открытость миру и углубленность в него позволяют состояться «человеческому в человеке». Чтобы человек сам состоялся, он «должен в равной мере творить и слушать, смотреть, читать, чувствовать созданное» [5].
Сущность образования в условиях глобализации и информатизации общества заключается в воспроизводстве и конструировании человеческого бытия с опорой на социокультурный фундамент. Содержание его черпается и пополняется из культуры и науки, а также из жизни и практики человека.
Чертами, характеризующими современное образование, являются:
Современное образование, являясь полифонической моделью, позволяет говорить о нём, как об источнике возможностей актуализации для каждого конкретного человека максимально большего количество «аспектов его индивидуальной жизни. с учетом всего многообразия его культурного бытия» [4].
1. Гранин К). Образование в контексте глобализации // Высшее образование в России. 2004. № 12. С. 112116.
2. Гусинский Э.Н, Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования / Э.Н. Гусинский. Ю.И. Турчанинова. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. С. 96
3. Данильченко В.М. Проблема развития образования в России в контексте Глобального образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.irex.ru/ press/pub/polemika/13/dan.
4. Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: Учебное пособие / Г.Б. Корнетов. М.: Издво УРАО, 2002. 268 с.
5. Нургалеев В., Барановская Л. Диалог культур как основа педагогической парадигмы // Высшее образование в России. 2004. № 12. С. 4851.
6. Прокудин Д.Е. Влияние информатизации на общекультурную составляющую современного образования // Технологии информационного общества Интернет и современное общество: труды VI Всероссийской объединенной конференции. СанктПетербург, 3 6 ноября 2003 г. СПб.: Издво Филологического фта СПбГУ, 2003. С. 3133.].
7. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности / С.Д. Смирнов. М.: ЭЦП и ПКП МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2006.
8. Тестов В. Математика и Болонский процесс // Высшее образование в России. 2005. № 12. С. 4042
9. Шаронова С. Болонский процесс: взгляд из Европы // Высшее образование в России. 2005. № 12. С. 142146.
основные черты современного образования
Чертами, характеризующими современное образование, являются:
Гуманизация образования как ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует право выбора индивидуального пути развития человека.
Гуманитаризация как ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.
Дифференциация как ориентация системы образования на понимание личностью знания как ценности (достояния личности).
Диверсификация как широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.
Стандартизация как ориентация образовательной системы на реализацию, прежде всего, государственного образовательного стандарта.
Многовариантность как создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей и другое.
Системность как условие формирования междисциплинарных и межотраслевых связей.
Многоуровневость как организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека.
Фундаментализация как усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки человека к современной жизнедеятельности.
Информатизация образования как широкое и все более массовое использование вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека.
Индивидуализация как учет и развитие индивидуальных особенностей личности.
Непрерывность как процесс постоянного образования самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.
Быстрота и многомерность как возможность получения облегченных вариантов быстрого, адаптирующегося знания; как формирование базового ядра, способного притягивать и удерживать определенные знания, умения, навыки
Интеграция как возможность освоения образовательных программ разного уровня, разного качества, разного содержания как внутри страны, так и за рубежом.
Трансформация как переход от знания «культа идеи гуманизма» к «знанию продукту» [
Система образования в России: особенности, понятие, структура и характеристики
Образование на сегодняшний день является одной из основных и важных сфер жизни человека и общества. Это самостоятельная отрасль социальной и экономической сферы. Система образования в нашей стране неоднократно подвергалась изменениям.
Понятие образования
Как правило, образование относится в основном к педагогической сфере, и в рамках этого направления науки понятие его заключается в следующем: это процесс, направленный на воспитание и обучение в интересах члена общества, в течение которого он овладевает совокупностью знаний. Таким образом, процесс образования можно охарактеризовать по нескольким признакам: целенаправленность, организованность, управляемость, завершенность и соответствие требованиям качества, устанавливаемых государством.
Зарождение образования на Руси
Образование и грамотность всегда были распространены в России, о чем говорят найденные берестяные грамоты, относящиеся еще к I тысячелетию.
Начало повсеместному образованию на Руси положил князь Владимир, когда издал указ о том, чтобы брать детей из лучших семей и учить их «книжному научению», что воспринималось древними русичами как дикость и вызывала страх. Родители совершенно не хотели отдавать детей учиться, поэтому учеников в школы зачисляли насильно.
Первое большое училище появилось в 1028 году усилиями Ярослава Мудрого, который смог собрать 300 детей и издал повеление «учить их книгам». С тех пор число школ начало возрастать. Открывали их в основном при монастырях и церквях, и не только в городах, но и сельских поселениях.
Стоит отметить, что князья Древней Руси были людьми образованными, поэтому уделяли обучению детей и книгам повышенное внимание.
Образование и его уровень росли вплоть до монголо-татарского нашествия в XIII веке, которое имело катастрофическое значение для русской культуры, поскольку были уничтожены практически все очаги грамотности и книги.
И только в середине XVI века правители задумались о грамотности и образовании вновь, и уже в XVIII веке образование стало занимать особе место в истории России. Именно тогда была совершена попытка создания государственной системы образования. Открывались школы и приглашались специалисты по разным наукам из-за рубежа или российских подростков отправляли обучаться заграницу.
Лишь при Петре I образование и просвещение, а также их развитие, открытие школ различных специализаций (математическая, географическая) стало важной государственной задачей. Благодаря этому в России возникла система профессионального образования.
Со смертью Петра I российское образование пришло в упадок, поскольку его преемники не уделяли должного внимания наукам.
Но если ранее к обучению допускались только дети дворян и других знатных родов и семей, то со второй половины XVIII века все изменилось кардинальным образом. Екатерина II заложила в понятие «образование» совсем другой смысл – воспитание народа.
Министерство народного просвещения впервые было создано в 1802 году по указу царя Александра I, установились типы образовательных учреждений: приходские и уездные училища, гимназии и университеты. Установилась преемственность между этими заведениями, количество ступеней классов увеличилось до 7, а в университет можно было поступить только после окончания гимназии.
В конце XIX и начале XX веков стали подниматься вопросы о реформе школьного образования, которые очень скоро оказались в центре общественного внимания. В этот период российская школа, несмотря на различные сложности и противоречия, пережила период подъема: выросло количество учебных заведений, число учащихся в них, появилось разнообразие форм и типов обучения, а также его содержание.
История развития образования в XX веке
Разрушение существовавшей на тот момент системы образования началось после революции 1917 года. Была уничтожена структура школьного управления, закрыты частные и духовные учреждения образования, начался отсев «неблагонадежных» наук и учителей.
Идея советской школы заключалась в единой системе бесплатного и совместного общего образования. Преимущества на зачисление в классы отдавалось крестьянам и рабочим, развивалась система социалистического воспитания, и школы были отделены от церквей.
Законы, принятые в 40-х годах об образовании в России, фактически сохранились и до сих пор: обучение детей в школе начиная с 7 лет, введение пятибалльной оценочной системы, выпускные экзамены по окончании школы и награждение отличников медалями (серебряными и золотыми).
Реформа российского образования
В современной истории Российской Федерации реформа образования началась в 2010 году с подписания законопроекта о комплексе мероприятий по модернизации системы образования. Официальный старт был дан в 2011 году 1 января.
К основным мерам, предпринятым по реформированию образования, относятся:
Итоги реформы еще будут подведены нескоро, но мнения уже разделились. Одни говорят о том, что вследствие этих изменений развалилась одна их самых качественных и фундаментальных образовательных систем в мире. Поскольку государственных дотаций стало гораздо меньше, все свелось к коммерциализации образования во всех уровнях учебных заведений. Другие же говорят о том, что благодаря европейской стандартизации российские студенты получили шанс работать за границей, а в школах снизилась количество подтасовок результатов экзаменов.
Структура
Система образования в России состоит из нескольких компонентов:
Законодательство и правовое регулирование образования
Право на получение образование гражданам нашей страны гарантировано Конституцией Российской Федерации (ст. 43), а все вопросы, связанные с этим, находятся в ведении государства и его субъектов.
Основным документом, регулирующим систему образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно документу, указы, распоряжения, постановления и прочие документы в образовательной сфере могут приниматься не только на федеральном, но также и на региональном и муниципальном уровнях, как дополнения к основным общегосударственным законам.
Стандарты и государственные требования к образованию
Все стандарты по обучению принимаются на федеральном уровне и призваны обеспечивать:
Помимо этого, они являются основой, исходя из которой оценивается качество образования учащихся, а также устанавливаются сроки обучения того или иного вида образования.
Исполнение стандартов и требований является обязательным условием при реализации основных программ образования в дошкольных и в других организациях, ведущих образовательную деятельность.
Государственные стандарты включают в себя, в том числе, и требования к основным образовательным программам:
Для учеников с ограниченными возможностями предусмотрены специальные требования и стандарты, которые имеются и на уровне профессионального образования.
Управление образованием в России
Управление системой образования происходит в рамках нескольких уровней: федеральном, региональном и муниципальном.
На федеральном уровне управление осуществляется Министерством образования и науки РФ, в функции которого входят выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в образовательной сфере. Документы принимаются на уровне Президента и Правительства РФ.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) занимается лицензированием, аттестацией учреждений образования, аттестацией научных работников и педагогов ВУЗов, аттестацией выпускников, подтверждением документов об образовании.
Управление образованием на региональном уровне находится в ведении министерств, департаментов образования, образованных в субъектах РФ. Контролирует исполнение федерального и регионального законодательств в сфере образования Рособрнадзор.
На муниципальном уровне управлением образованием, а также исполнением федеральных, региональных и муниципальных законов и требований занимаются департаменты, управления и отделы образования, находящихся на территории муниципальных образований.
Виды систем образования и формы обучения
Современная система образования в России подразделяется на несколько видов.
Образование подразделяется на 3 основные формы обучения: очная, или дневная форма; очно-заочная (вечерняя) и заочная.
Помимо этого, образование возможно получить по форме экстерната, то есть самообучения и самообразования, и семейного образования. Эти формы также дают право обучающимся на прохождение итоговых аттестаций в учреждениях образования.
К новым формам обучения, появившимся вследствие реформ, относятся: сетевая система образования (получение образования с помощью сразу нескольких учебных заведений), электронное и дистанционное обучение, которое возможно с использованием удаленного доступа к учебным материалам и прохождению итоговых аттестаций.
Образование и его учебно-методическое обеспечение
Информационная база является основным инструментом организации образовательного процесса. Она отражает не только способы выстраивания учебного процесса, но дает полное представление об объеме содержания обучения, которое подлежит усвоению.
Основная преследуемая цель – это реализация требований государственных образовательных стандартов по предоставлению всем учащимся полного комплекта учебных и методических материалов для всех форм образования.
Вопросы учебно-методического обеспечения процесса образования курирует Минобрнауки РФ. Оно же утверждает федеральный перечень учебников, их содержание. Согласно приказу ведомства, все школьные учебники должны также иметь и электронную версию с содержанием мультимедийных и интерактивных элементов.
Хорошо налаженное учебно-методическое обеспечение позволяет систематизировать методические, нормативные материалы; проанализировать и повысить эффективность и качество учебных занятий; выстроить объективную систему оценок знаний обучающихся и выпускников.
Расходы на образование
В последние годы система общего образования в России, ее обновление и улучшение является одной из самых приоритетных задач государства, несмотря на экономические сложности. В связи с этим дотационные средства, выделяемые Правительством, растут от года к году.
Развитие системы образования
Концепция изложена Правительством РФ в Постановлении от 23.05.15 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы».
Программа направлена на формирование ряда условий для эффективного развития образования в России, направленных на обеспечение доступного качественного образования, которое будет отвечать современным требованиям социально ориентированного общества в целом.
Задачами для достижения поставленной цели являются:
Реализация Программы разбита на 2 этапа:
Последствия реформы и проблемы развития образования в России
Российское образование, которое было недофинансировано в 90-х годах и подвергается принципиальным изменениям с 2010, по оценкам многих экспертов, начало сильно терять в качестве. Здесь можно выделить ряд проблем, из-за которых образование не только не развивается, но скатывается вниз.
Во-первых, снизился социальный статус учителей, преподавателей. Это относится не только к степени уважения к подобному труду, но и к уровню оплаты и социальных государственных гарантий.
Во-вторых, мощная бюрократическая система, не дающая молодым и талантливым ученым получать научных степеней и званий.
В-третьих, ликвидация образовательных критериев и стандартов, выстраиваемых десятилетиями, и от того ставших прозрачными и доступными для понимания всем интересующимся.
В-четвертых, введение ЕЭГ как экзамена, сводящегося всего лишь к оценке памяти обучающегося по тем или иным предметам, но никак не способствующего развитию логики, творческого мышления.
В-пятых, внедрение новых видов систем обучения: бакалавриата (4 года) и магистратуры (6 лет). Уход от программ обучения по специалитету (5 лет) привел к тому, что теперь рассчитанные на 5 лет программы урезаны до минимума, а программы магистратуры изобилуют дополнительными и зачастую совсем не нужными предметами для обучения будущего магистранта.
Особенности современного образовательного процесса
Современный образовательный процесс характеризуется следующими чертами:
1. Гуманизация образования – реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них; постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем ребенка; формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире.
Конкретизация гуманистических подходов в образовании разрабатывалась А. Маслоу, Д. Олпортом, К. Роджерсом. В отечественной школе – это модель развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).
Культурно-гуманистические функции образования заключаются в следующем:
1) развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих преодолевать жизненные препятствия;
2) формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;
3) обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;
4) овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;
5) создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.
Направленность на гармоничное развитие личности является важнейшей задачей современного образовательного процесса. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности.
2. Гуманитаризация образования. Сегодня становится все более очевидным, что кризис образования в большей мере связан со все увеличивающимся разрывом между образованностью и обученностью. Доминирование технического сознания над ноосферным приводит к необратимым последствиям, поэтому вновь остро встают вопросы утверждения гуманитарных основ в образовательной среде.
3. Информатизация образовательного процесса. П. Норманн отмечает, что средства передачи информации способны влиять на формирование психических структур. Например, печатный текст развивает аналитическое, предметное, иерархическое, рациональное мышление. Аудио-видеосредства дают эмоциональную, инсайтную, иррациональную основу мышления. Электронная среда формирует склонность к экспериментированию, гибкость, структурность.
4. Идеи непрерывности образования существуют на протяжении всей жизни человека. Это получение нескольких специальностей, углубление специализации, повышение квалификации, послевузовское образование.
5. Переход от репродуктивной к продуктивной учебной деятельности – эвристичность учебной деятельности, что характеризуется использованием интерактивных методов обучения.
6. Перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность учащегося.
Таким образом, функциями современного образования являются как адаптивная (приспособление к социокультурной ситуации), так и гуманистическая (развитие потенциала, творчества, уникальности каждого человека).
На современном этапе эти задачи могут быть решены за счет многоликости типов учебных заведений, моделей образования, авторских программ, существующих в настоящее время в отечественном образовании.
Образование как педагогический процесс
В современной педагогике педагогический процесс понимается как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, реализующее содержание образования с применением определенных средств и методов обучения и воспитания, направленных на удовлетворение требований общества и самой личности. В педагогическом процессе воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания, обучения, самовоспитания и самообразования личности вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.
Педагогический процесс – это сложная, открытая и динамическая система, имеющая свои характеристики, функции, движущие силы, компоненты, законы, закономерности и принципы. Системный подход позволяет эффективно и рационально управлять этим сложным явлением. Направлять его движение, помогать, поправлять на основе четкого планирования, организации и контроля этого процесса в целом.
Педагогический процесс является не просто механическим соединением выше перечисленных процессов, а новым качественным образованием, имеющим свои специфические характеристики:
1. Целенаправленность. Педагогический процесс всегда обусловлен конкретной целью (формирование разносторонне гармонически развитой личности), для достижения которой педагогами создаются оптимальные психолого-педагогические условия в рамках научно обоснованной и управляемой деятельности.
2. Двусторонность предполагает наличие двух субъектов педагогического процесса: педагога и воспитанника, которые находятся в постоянной взаимосвязи. Стремление к конструктивной совместной деятельности и партнерству с обеих сторон может стать условием успеха каждой из них.
3. Целостность педагогического процесса проявляется во внутреннем единстве составляющих его компонентов и их гармоническом взаимодействии, при их относительной автономности.
Функции педагогического процесса
1. Образовательные функции реализуются через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей.
2. Развивающие функции представляют собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений, познавательной активности, интересов, способностей.
3. Воспитывающие функции заключаются в формировании системы ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания и обучения. Являются ведущей функцией педагогического процесса.
4. Социализирующие функции проявляются в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и социально приемлемого поведения.
Данные функции, имея свое назначение и соответствующее содержание, составляют единое целое в педагогическом процессе и вместе работают на достижение генеральной цели педагогической системы.
Среди принципов педагогического процесса можно выделить следующие:
1. Гуманистическая направленность педагогического процесса.
2. Связь с жизнью и практикой.
5. Сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
6. Уважение и разумная требовательность к воспитаннику.
Основными компонентами структуры педагогического процесса являются:
1. Целевой (определение целей образования).
2. Содержательный (разработка содержания образования).
3. Операционно-деятельностный (способы, средства и формы образования).
4. Стимулирующе-мотивационный (создание стимулов и мотивов в образовании).
5. Оценочно-результативный (оценка результатов образования, их коррекция в случае необходимости).
Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и воспитанники, содержание образования и его средства (материально-технические и педагогические – формы, методы, приемы), порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему.
Понятия «образовательный процесс» и «педагогический процесс» являют собой сущностное единство, но не выступают тождественными. «Образовательный процесс» шире явления и понятия «педагогический процесс». Педагогический процесс – всегда образовательный, но не всякий образовательный процесс есть процесс педагогический. Образование, развитие человека может происходить позитивно и без участия педагога (например, в процессе самообразования). В данном понимании образовательный и педагогический процессы не тождественны. Однако в рамках курса педагогики, рассматривая профессионально организованный, то есть целенаправленный процесс, мы получаем в качестве объекта познания единое явление (не только по сути, но и по форме).
Под образовательным процессом понимается совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом. Организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека, называется многоуровневостью.Ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса называется дифференциацией.
Внутри образовательного процесса можно выделить два компонента, каждый из которых является процессом: обучение и воспитание.
Процессы обучения и воспитания имеют как общее, так и особенное. Общность процессов обучения и воспитания в реальном образовательном процессе заключается в том, что процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Специфика процессов обучения и воспитания заключается в следующем. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание – на поведение, потребностно-мотивационную сферу личности.
Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного плана, так и организационно-технического. Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт (уровень) содержания образования. Оно также ограничено временными рамками (учебный год, урок и т.п.), требует определенных технических и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (учебники, компьютеры и др.).
История и теории формирования содержания образования.
Архаичный тип образования характерен для первобытного общества. Оно осуществлялось в процессе повседневной общественной жизни: все без исключения взрослые выполняли педагогические функции по отношению ко всем несовершеннолетним, физические наказания отсутствовали, способ обучения был практически-деятельностным, у детей не существовало особого периода подготовки ко взрослой жизни, поскольку все необходимые знания, умения и навыки приобретались в ходе различных видов общественной деятельности.
Возникновение частной собственности, выделение семьи как экономической общности людей привели к переходу от общественного образования к семейному.