Что становится окончательно ясно во время второго сеанса
Помогите плез, надо ответить на вопросы по повести «портрет»
Гоголь изображает аристократическое общество и его взгляды на искусство. После того, как Чартков нашёл деньги, он даёт объявление в газету о своих услугах. К художнику приходит дама с дочерью. Молодой человек идеально изобразил лицо девушки, он не стал скрывать недостатки её лица. Он хотел, чтобы портрет полностью отразил все моменты. Но женщина была недовольна, ей нужно было, чтобы все смотрелось идеально. Тогда художник сделал другую картину, на которой не было мастерства, его таланта. Аристократия не ценит настоящее искусство, она не может оценить его по достоинству.
Сделав своим призванием накопление богатств,
угодливое служение верхам общества, Чартков мог создавать
лишь стандартные, лишенные всякой живой мысли,
живого чувства портреты знатных сановников, аристократических дам,
но он потерял Дар передать в искусстве большую жизненную правду,
Талантливый художник превратился в жалкого ремесленника,
неспособного создавать подлинные художественные ценности.
Трагедия Чарткова в том и состоит, что он сам загубил свой талант,
поставив сиюминутную славу, материальный успех выше искусства.
Это трагедия человека, изменившего своему призванию,
высоким творческим принципам ради расчетливого преуспевания.
Отсутствие живой веры в Бога как источника всякого блага и
готовности обратиться ко Творцу в чувстве покаяния приводит
Чарткова к краху: художник возненавидел искусство.
Он начинает скупать все талантливые произведения и
уничтожать их с «бешенством» и «адским» наслаждением.
Деньги играют роковую роль в его жизни:
в начале они стали причиной гибели его таланта,
сейчас он использует их на то, чтобы уничтожать талантливые
произведения других художников.
Фактически он возвращает деньги тому, от кого их получил.
Так Гоголь подчеркивает: сделка с дьяволом ведёт к
опустошению, погружает человека в небытие.
Восстановление обоняния после коронавирусной инфекции (Лебедева Л.В.)
Почему происходит изменение обоняния и вкуса после ковида?
Врачи часто сталкиваются с заболеваниями, при которых пациент не различает запахи. Вот некоторые примеры.
Возможно ли вернуть обоняние и вкус?
Параллельно снижению обоняния происходит нарушение вкусового восприятия. Это логичный процесс. Улавливаемый человеком аромат блюд усиливает вкус, делает его более насыщенным. Когда человек не воспринимает запаха еды, он не может полноценно оценить её вкуса. При восстановлении обонятельной чувствительности возвращается вкусовое восприятие.
Способность различать запахи и вкус можно вернуть. Сделать это тем проще, чем раньше начать лечение. Похоже на ситуацию с инсультом. После сосудистой катастрофы в головном мозге нужно как можно быстрее оказать человеку помощь, приступить к восстановлению двигательной активности в самые ранние сроки.
При коронавирусной инфекции так же – чем быстрее начата реабилитация, тем лучше прогноз. Обонятельные нейроны обладают способностью к восстановлению, обновляясь примерно раз в 40 дней. Для того, чтобы они быстрее заработали, ими нужно активно заниматься.
Почему не все переболевшие коронавирусной инфекцией теряют обоняние?
Аносмия обычно развивается на 4–6 день заболевания. На 10–14 день большинство людей выздоравливают и способность различать ароматы возвращается. Но у некоторых дефект остаётся. Нужно понимать, любое заболевание не может протекать одинаково у разных людей. Нет двух идентичных организмов, соответственно, и болезни будут протекать по-разному.
Что необходимо делать, чтобы вернуть обоняние?
Раздражать рецепторы и восстанавливать цепочку проводящего пути. Заставлять нервные клетки работать, вспоминать свои функции. Для этого хорошо подходят кофе, мелисса, мята, чеснок. Применяется ароматерапия с помощью эфирных масел: гвоздики, цитрусовых, эвкалипта. Вдыхать ароматы надо 5–6 раз в день. При отёке слизистой оболочки помогут орошения полости носа солевыми растворами. Разрешается использовать специальные спреи, даже гормональные. Их должен назначить врач оториноларинголог, потому что есть противопоказания.
Невролог может прописать препараты, улучшающие трофику нервной ткани, в том числе и обонятельных рецепторов, а также порекомендовать рефлексотерапию.
Рефлексотерапия. Что это? Как можно с её помощью вернуть обоняние?
Рефлексотерапию медики относят к физиотерапии. Она улучшает кровоснабжение, иннервацию, лимфоотток, способствует улучшению самочувствия. При помощи рефлексотерапии можно вернуть обоняние. Это не новый метод лечения, он использовался и раньше. Рефлексотерапия хорошо помогает в лечении аллергических ринитов и даже инфекционных.
Иглорефлексотерапия – постановка игл, может сочетаться с прижиганием. Внутренние органы на поверхности кожи имеют свои проекции, которые называются чудесными меридианами. Врач воздействует на биологически активные точки определённой зоны, вследствие чего происходит улучшение микроциркуляции, лимфотока, устранение отёка, улучшение обоняния. Восстанавливая циркуляцию энергии по древнему китайскому учению, мы восстанавливаем здоровье.
ВИДЕО с участием врача-невролога Лебедевой Л.В.
Сюжет с участием нашего врача-невролога, рефлексотерапевта Лебедевой Людмилы Васильевны на телеканале НТВ в программе Новости, рубрике «Специальный репортаж» от 27.09.21
Жизнь без вкуса и запаха: как справиться с последствиями COVID-19 (Видео)
Для пациентов, столкнувшихся с такой проблемой, как коронавирусная инфекция (covid-19) специально разработаны программы постковидной диагностики и реабилитации: ПОСТКОВИДНЫЙ СИНДРОМ и ПОСТКОВИДНЫЙ СКРИНИНГ.
Чем опасна вакцинация от коронавируса
Что известно о COVID-19?
Это РНК-содержащий вирус животного происхождения, относящийся к группе коронавирусов. Согласно данным ВОЗ, он передается от заболевшего человека через мелкие капли, которые выделяются при чихании и кашле из носа и рта. С момента заражения до появления первых симптомов проходит от 1 до 14 дней (в среднем – 7). Носитель вируса еще не знает о своей болезни, но в плане заражения уже представляет опасность для окружающих. По информации коронавирусной эпидемиологии, COVID-19 в 2-3 раза заразнее гриппа, но в 2-3 раза менее заразен, чем корь.
При легком течении болезни ее симптомы сходны с ОРВИ и заканчиваются выздоровлением через 14 дней без каких-либо дальнейших последствий. В тяжелых случаях COVID продолжается до 8 недель. Даже при отсутствии выраженных признаков заболевания у переболевших формируется иммунитет. Но учитывая, пусть и нечастые случаи повторного заражения, сохраняется он не слишком долго. Гораздо большим эффектом обладает вакцина.
Как действует вакцина?
Сегодня в мире используется несколько иммунопрепаратов, разработанных специалистами разных стран и прошедших необходимые клинические испытания. Все они предназначены для формирования иммунитета к возбудителю. После их введения иммунная система:
У человека, прошедшего вакцинацию, формируется стойкий иммунитет к COVID.
Опасна ли вакцинация?
Каждый человек реагирует на иммунопрепарат индивидуально. Поэтому даже самая качественная вакцина может вызвать побочные эффекты. Их появление на непродолжительное время – единственная опасность.
Чем опасна вакцинация от коронавируса:
Эти неприятные симптомы исчезают в течение нескольких дней.
Тяжелые состояния после введения иммунопрепарата могут развиваться у людей, имеющих противопоказания. Нельзя проводить вакцинацию, если наблюдаются:
При этих патологиях прививка может спровоцировать обострение.
Также противопоказанием является возраст (младше 18 и старше 65 лет), беременность, недавно перенесенная тяжелая форма коронавирусной инфекции. У переболевших людей в первое время после выздоровления отмечается высокий уровень антител, а вакцина повысит его еще больше. Последствия могут проявиться бурной иммунной реакцией в форме цитокинового шторма.
Как уменьшить негативные проявления?
Снизить развитие побочных явлений поможет соблюдение всех рекомендаций врача. Чтобы уменьшить риск развития негативных симптомов после вакцинации, нужно:
При отсутствии противопоказаний и соблюдении всех требований, риск побочных эффектов сводится к минимуму.
После прививки от коронавируса врачи советуют соблюдать щадящий режим и выпивать не менее 1,5 литров жидкости в день. При повышении температуры рекомендуется принять жаропонижающее средство. Если слабость не проходит в течение нескольких дней, появились аллергические реакции, нужно немедленно обратиться к доктору.
Когда будет массовая вакцинация?
Массовая вакцинация в США, Канаде и европейских странах началась еще в декабре прошлого года. В это же время стартовала она и в России. Но на начальном этапе мероприятие проводилось только для определенной категории лиц – молодых людей и тех, кто по роду своей профессиональной деятельности не может ограничить число контактов. Сегодня привиться от ковида можно в любом регионе страны.
Методические указания по литературе для электромонтёров
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное профессиональное
«Краснодарский политехнический техникум»
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА»
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
2017-2018 учебный год
Методические рекомендации по выполнению студентами практических работ учебной дисциплины «Литература» разработаны на основе требований:
— Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2014 года № 381, зарегистрирован в Министерстве юстиции России Российской Федерации 27 июня 2014 г. № 32878):
— Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования;
Методические рекомендации по выполнению практических работ могут быть использованы для обучения студентов по профессии среднего профессионального образования
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
Организация-разработчик: ГБПОУ КК «Краснодарский политехнический техникум»
Преподаватель русского языка и литературы Спирина Е.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ 4
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ 6 ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ 14
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ГЕОГРАФИИ
Содержание и цели практических работ по литературе.
Практические работы по литературе направлены:
— на анализ структуры произведения
— образной системы эпизода произведения;
— на выявление авторской позиции.
По своей направленности практические работы являются творческими работами проблемно-познавательного характера. Их цель:
— в активном творческом постижении языка произведения;
— авторской модели действительности;
-в формировании и развитии литературно-художественных умений,
что в итоге ведёт к формированию образованного читателя.
Объем практических работ определяется Рабочей Программой учебной дисциплины «Литература» и календарно-тематическим планированием по предмету на учебный год – 10 часов.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
К основным видам учебных занятий наряду с другими (урок, лекция, семинар, контрольная, лабораторная работа, консультация, практика, курсовая работа) относится практическое занятие, которое направлено на формирование учебных и профессиональных практических умений.
Формирование практических умений:
профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности);
учебных (уметь различать практические задания, направленные на отработку стилистических, орфоэпических, морфологических, синтаксических и других норм русского языка и литературы, дающие возможность сформировать и закрепить умения и навыки.
Состав и содержание практических занятий направлены на реализацию государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов. Они должны охватывать весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина и вся подготовка специалиста.
В процессе практических занятий студенты выполняют различные задания, работы. Практические работы могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировок), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не задан порядок выполнения необходимых действий, от студентов требуется самостоятельный подбор необходимого оснащения, выбор способов выполнения работы, инструктивной и справочной литературы.
Работы, носящие поисковый характер, отличаются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
Содержание практических занятий является решением разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ пройденных произведений, решение ситуационных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), работа со справочниками, словарями, интернет- ресурсами.
На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем будут закрепляться в процессе выполнения курсовой работы, прохождения производственной (профессиональной) практики.
Тематика, содержание и количество часов, отводимое на практические занятия, зафиксированы в рабочей программе русского языка и литературы. Состав практических заданий планируется с таким расчетом, чтобы за отведенное время студенты смогли их выполнить качественно.
условия проведения практических занятий;
состав и содержание материалов, необходимых преподавателю для проведения практических занятий;
основные этапы практических занятий;
структуру оформления практических занятий;
оценку за выполнение заданий (пятибалльная система или зачет);
При проведении практических занятий следует использовать различные формы организации работы студентов: фронтальную, групповую, индивидуальную. Каждая из них позволяет решать определенные дидактические задачи: разнообразить работу студентов, повышать ответственность каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ, повышать качество подготовки студентов.
Основными этапами практического занятия являются :
проверка знаний студентов – их теоретической подготовленности к занятию;
инструктаж, проводимый преподавателем;
выполнение заданий, работ, упражнений, тестовых заданий;
последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1.Практическая работа №1
Н.В. Гоголь. Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н. В. Гоголя в русской литературе.
2.Практическая работа № 2
Роман « Анна Каренина ». Светское общество конца XIX века в представлении Толстого. История Анны Карениной: долг и чувство. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина». Краткий обзор творчества позднего периода: «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».
Мировое значение творчества Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой и культура XX века.
3.Практическая работа №3
Сведения из биографии А. П. Чехова (с обобщением ранее изученного).
Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах. Чехов-репортер.
4.Практическая работа №4
Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова. Драматургия Чехова.
5.Практическая работа №5
Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы.
6.Практическая работа №6
Особенности символов. Драматургия А. П. Чехова и Московский Художественный театр. Театр Чехова-воплощение кризиса современного общества. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра. Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух).
7.Практическая работа №7
Сведения из биографии А.А. Блока (с обобщением ранее изученного). Природа социальных противоречий в изображении поэта.
Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока.
Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера революции.
Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.
8.Практическая работа №8
Образ Петра. Проблема личности и ее роль в судьбе страны. Народ в романе. Пафос борьбы за могущество и величие России. Художественное своеобразие романа. Экранизация произведения.
9.Практическая работа №9
Жизненный и творческий путь М.А. Шолохова (с обобщением ранее изученного).
Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Трагический пафос «Донских рассказов». Роман-эпопея «Тихий Дон» о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Образ Григория Мелехова. Женские судьбы. Любовь на страницах романа.
10.Практическая работа №10
Гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия — главный пафос драматургии А. Вампилова.
Практическая работа №1
Н.В. Гоголь. Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н. В. Гоголя в русской литературе.
познакомить с этапами его жизненного и творческого пути; дать представление о художественном мире Н. В Гоголя; совершенствовать умение студентов анализировать текст на примере повестей Гоголя, продолжить отработку навыков художественного чтения художественного произведения; развивать навыки составления конспекта лекции учителя; воспитывать любовь к книге.
-текст «Петербургских повестей»;
— критерии оценки предоставленного материала;
1. Защищают презентации, подготовленные заранее: «Петербург в жизни и творчестве Н.В. Гоголя», «Н.В. Гоголь в воспоминаниях современников».
2. Отвечают на вопросы и задания для анализа эпизода из повести Н.В. Гоголя «Портрет» (визит к Чарткову аристократической дамы):
Перечитайте фрагмент из повести Н.В.Гоголя «Портрет», в котором рассказывается о визите к Чарткову аристократической дамы и работе художника над портретом её дочери. Можно ли назвать данный эпизод кульминационным в судьбе Чарткова? Был ли он важнее, чем приобретение им портрета и нахождение денег? Обоснуйте свой ответ.
3. Какие события предшествуют данному эпизоду? Можно ли говорить о том, что Чартков готов к подобному повороту в своей карьере? Подтвердите свой ответ примерами из текста повести.
4. Охарактеризуйте аристократическую даму, её отношение к искусству, её взгляды на мастерство художника, её отношение к его личности. Можно ли говорить о том, что её взгляды – выражение мнения света?
5. Охарактеризуйте дочь аристократической дамы. Что заинтересовало в ней художника?
6. Прочитайте, как Чартков начинает работать над портретом. Какие сильные и слабые стороны его как художника подчеркивает автор?
7. Можно ли говорить о том, что, когда работу Чарткова с чувством превосходства прерывает заказчица, у него мелькает последнее сожаление об утраченной свободе? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
8. Как вы думаете, сделан ли уже в этот момент выбор Чарткова? О чем думает художник, ожидая следующего визита? Подтвердите свой ответ текстом.
9. Что становится окончательно ясно во время второго сеанса? Подтвердите свой ответ текстом.
10. Найдите в тексте момент внутренней борьбы Чарткова.
11. Почему Чартков не сопротивляется, когда аристократическая дама хочет увидеть в Психее свою дочь?
12. Обозначьте композиционные элементы внутри этого эпизода: завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
13. Сделайте вывод о том, какую роль этот эпизод играет в дальнейшем развитии сюжета.
Практическая работа № 2
Роман « Анна Каренина ». Светское общество конца XIX века в представлении Толстого. История Анны Карениной: долг и чувство. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина». Краткий обзор творчества позднего периода: «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».
Мировое значение творчества Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой и культура XX века.
Цели: помочь учащимся раскрыть образ Анны Карениной и глубже понять его значение, используя возможности технологии синквейна; исследовать мастерство автора в его создании образа; расширить и углубить предметную компетенцию учащихся; развивать и совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; воспитывать познавательную активность и творческие способности учащихся.
1. Готовят сообщения по творчеству позднего периода «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».
2. Проводят диспут: светское общество конца XIX века в представлении Толстого.
3. Отвечают на вопросы:
Как автор изображает Анну Каренину? (Обратившись к тексту романа, учащиеся зачитывают описание внешнего облика Анны).
Как начинается история Анны и Вронского?
А как автор изображает других героев этого романа?
Как раскрывается Анна в эпизодах примирения Долли со Стивом, знакомства с Кити, общении с детьми?
Почему отношение Кити Щербацкой к Анне изменяется после балла?
Что мы знаем о замужестве Анны?
Пытается ли Анна бороться со своей страстью к Вронскому или же сразу бросается навстречу любви?
Скрывает ли Анна свою любовь к Вронскому от окружающих?
4. Проводят мини – диспут на тему: «Мое отношение к поступку Анны Карениной».
Практическая работа №3
Сведения из биографии А. П. Чехова (с обобщением ранее изученного).
Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах. Чехов-репортер.
вызвать у учащихся интерес к личности и творчеству А.П.Чехова; расширить и углубить представление учеников о ранее изученных произведениях писателя;
развивать мышление обучающихся, их творческое воображение и эстетическое восприятие;
воспитывать в учениках нравственные качества на примере жизни писателя.
1. Готовят сообщения и доклады по жизни и творчеству А.П. Чехова.
2. Работают с карточками по периодизации творчества.
3. Составляют кроссворд по рассказам А.П. Чехова.
Практическая работа №4
Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова. Драматургия Чехова.
выявить особенности юмористических рассказов А. П. Чехова, расширить и углубить понятия: стиль писателя, композиция художественного произведения, художественная деталь; развить творческие способности учащихся, сформировать нравственные позиции учащихся, обучить бережному, внимательному отношению к художественному слову.
1. (Преподаватель по очереди достает предметы из мешка. Студенты должны угадать, с каким рассказом они связаны и записать правильные ответы):
-Из какого рассказа этот предмет?
Духи («Толстый и тонкий», флердоранж)
Щипцы («Лошадиная фамилия»)
Портсигар («Толстый и тонкий»)
Жалобная книга («Жалобная книга»)
2. Работа с карточками:
«Переведите» подчеркнутые в карточках слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля:
«Было 12 часов ночи. Митя Кулдаров, возбужденный, взъерошенный, вбежал в квартиру…»
«Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада. Толпа смеется над Хрюкиным».
Задание: выберите из синонимического ряда глаголов «чеховские».
Ночь. Нянька Варька, девочка лет 13(качает, трясет, легонько толкает) колыбель, в которой(располагается, лежит, посапывает) ребенок, и чуть слышно(поет, бормочет, мурлычет):
3. Составление кроссворда «Угадай фамилии чеховских героев».
Практическая работа №5
Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы.
изучение, чтение и анализ отдельных сцен пьесы «Вишневый сад»; наблюдение над характерами героев пьесы; изучение жанрового своеобразия пьесы; развитие у обучающихся навыков работы с учебником, навыков анализа художественного текста, умения сравнивать, анализировать и обобщать изученный материал, применять на практике знания по теории литературы, развитие навыков выразительного чтения, воспитание у обучающихся любви к литературе, к театру, чувства прекрасного, чувства патриотизма, ответственности за судьбу родины, России.
1. Работа с карточками:
Прочитайте фрагменты из пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад».
А) В какой обстановке воспитывались Гаев и Раневская?
Гаев и Раневская воспитывались в достатке и любви.
Б) Как привык жить Гаев? Что он любит? Каковы привычки Раневской? (по карточке 3)
Гаев привык, чтобы за ним ухаживали. Любит играть в биллиард, дорогие запахи, дорогие духи, деликатесы, леденцы, рестораны, развлечения. Привык только тратить деньги.
Раневская похожа на него бездельем, мотовством, привычкой к роскоши (дорогие наряды, изысканные блюда), к развлечениям.
Оба они привыкли жить «на чужой счёт», не рассчитывая на свои силы, а только на помощь извне.
В)Из карточки 5 выпишите цитату, наиболее полно и правдиво рассказывающую о судьбе Раневской.
«…Вышла за человека, который делал только долги».
«Мой муж умер от шампанского. я полюбила другого…»
«…Тут на реке утонул мой мальчик, и я уехала за границу…, а он за мной…»
«…Когда дачу продали за долги, я уехала в Париж, а там он обобрал меня, бросил…, я пробовала отравиться…»
Г) Какие недостатки видит в себе Гаев? Раневская? (по карточке 6)
Гаев – неисправим, транжира.
Раневская – транжира, ничего не понимает в этой жизни.
Д) Каковы черты характера Гаева? Раневской? (по карточкам 3,4,6,7)
Гаев беспомощен, бездеятелен, беспечен, болтлив. Нежное обращение его с племянницей и сестрой сочетается у него с пренебрежением к Лопахину и презрительно-брезгливым отношением к слугам.
Раневская показана в пьесе доброй, ласковой, но легкомысленной, порой равнодушной и небрежной по отношению к людям. Она умна и сердечна, но праздная жизнь развратила её, лишила воли, превратила в беспомощное существо.
2. Защита презентаций по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».
Практическая работа №6
Особенности символов. Драматургия А. П. Чехова и Московский Художественный театр. Театр Чехова-воплощение кризиса современного общества. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра. Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух).
способствовать развитию навыков анализа драматургического произведения: делать пообразный и проблемный анализ текста; развивать представления учащихся о сюжете, конфликте драматургического произведения; развивать ассоциативное, образное мышление, навыки исследовательской работы; развивать восприятие, память, мышление (сравнение, обобщение), внимание; развивать культуру речи и чтения; научить применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации, сопоставлять исторические и литературные факты на примере конкретного автора, содействовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей, ответственности за свои поступки,
формированию интереса к многогранному миру драматургии.
1. Защита рефератов.
2. Мини-сочинение на тему: А.П. Чехов мне нужен потому что…
Практическая работа №7
Сведения из биографии А.А. Блока (с обобщением ранее изученного). Природа социальных противоречий в изображении поэта.
Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока.
Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера революции.
Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.
познакомить с основными этапами жизни и творчества А. Блока ; формировать интерес к личности поэта; расширить круг чтения студентов; развить умственную частично-поисковую познавательную деятельность; показать место и значение образа Родины в творчестве Блока; выявить связь этого образа с мыслями поэта о долге художника и назначении искусства; формирование профессиональных компетенций – развивать способность осмысливать сущность исторических явлений и событий через выработку умений и навыков сравнительного анализа символических деталей художественного произведения на примере поэмы А.Блока «Двенадцать».
1. Студенты готовят сообщения по биографии А.А. Блока
2. Работа с лирикой поэта (студенты выбирают стихи о Родине, делают их анализ).
3. Работа с текстом поэмы «Двенадцать»:
2. ответ на вопросы:
Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия?
Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?
Как Блок передает «музыку революции»?
Как увидел Блок революцию?
Как изображен «старый» мир? Его представители? Какие определения позволяют выявить отношение Блока к «старому» миру? Какое это отношение?
Кто герои нового мира?
Почему в поэме не мог не появиться образ Христа?
Как вы интерпретировали бы образ Христа в поэме А. А. Блока «Двенадцать»?
Как в поэме отразилась революционная эпоха?
8.Практическая работа №8
Образ Петра. Проблема личности и ее роль в судьбе страны. Народ в романе. Пафос борьбы за могущество и величие России. Художественное своеобразие романа. Экранизация произведения.
1. Защита презентаций
2. Анализ образа Петра I
3. Мини-сочинение на тему: «Народ в романе».
9.Практическая работа №9
Жизненный и творческий путь М.А. Шолохова (с обобщением ранее изученного).
Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Трагический пафос «Донских рассказов». Роман-эпопея «Тихий Дон» о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Образ Григория Мелехова. Женские судьбы. Любовь на страницах романа.
познакомить учащихся с личностью и творчеством писателя; ввести их в мир шолоховских героев, подчеркнуть особенности ранних рассказов писателя, остроту социальных и человеческих конфликтов, яркий и самобытный язык; определить основные особенности творчества писателя; развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений учащихся; воспитывать интерес к творчеству М.А. Шолохова.
1. Студенты готовят доклады, рефераты, сообщения по жизни и творчеству М.А. Шолохова
2. Выбор нескольких рассказов и их краткий анализ
3. Работа с текстом романа «Тихий Дон»:
Портрет Григория Мелехова
Перед каким выбором ставит автор Григория Мелехова
В чём трагедия жизни Мелехова?
Какие центральные женские образы? (Наталья и Аксинья). А какие еще женские образы есть в романе (Дарья, Дуняшка, Ильинична, Анна Погудко).
Какой эпизод раскрывает характер Натальи и Аксиньи?
Для чего Шолохов дает читателю предысторию жизни Аксиньи? (рассказ о девическом горе Аксиньи и жизни ее с нелюбимым Степаном помогают понять неистовую позднюю любовь к Григорию).
Отношение окружающих к Аксинье (например, Степан любит и ненавидит; Пантелей Прокофьевич побаивается; бабы завидуют и злорадствуют; Ильинична сначала недолюбливает, а потом они сближаются, т.к. обе любят Григория).
Отношение окружающих к Наталье (любимая дочь, любимая внучка, пришлась ко двору и Мелховым).
А кто из них счастливее? Можно ли вообще ставить такой вопрос? (У Натальи есть дом, семья, но нет любви мужа. А у Аксиньи нет ни дома, ни детей, но есть любовь Григория. Каждая счастлива и несчастна по-своему).
10.Практическая работа №10
Гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия — главный пафос драматургии А. Вампилова.
Познакомить с творчеством А. Вампилова; раскрыть духовный мир писателя, круг его интересов; выяснить идейную направленность пьес А. Вампилова; проследить развитие лучших традиций русской драматургии в пьесах А.Вампилова; путём анализа произведения воспитывать нравственные понятия: доброту, порядочность, благородство.
1. Показ презентаций по драматургии А. Вампилова
2. Беседа по пьесе “Двадцать минут с ангелом” 1962 г.
Кратко пересказать сюжет (какой случай лежит в основе).
Почему такая реакция на поступок Хомутова?
Прочитать сцену разговора c Хомутовым.
Что произошло в сознании людей?
Когда все успокаиваются? (Когда Хомутов рассказывает, почему решил дать деньги).
Зачитать последнюю сцену
Объясните название пьесы?
Беседе по пьесе «История с метранпажем».
Словарь “метранпаж (работник типографии, старший наборщик).
Какие метаморфозы происходят с Калошиным? С чем это связано?
Как данный случай характеризует человека, взаимоотношение в нашем обществе?
Что хотел добиться Вампилов, создавая пьесу? Какую сторону человеческих отношений хотел затронуть? (не должность — а человек!)
Кто из русских драматургов, и в какой пьесе поднимает данную тему?
Скажите, в каком жанре написана пьеса «Провинциальные анекдоты»? ( Трагикомедия.)
Критерии оценки практических работ по литературе
При оценке тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
Отметка «5» ставится:
— содержание работы полностью соответствует теме, демонстрирует отличное знание текста литературного произведения;
— фактические ошибки отсутствуют;
— содержание излагается последовательно;
— работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
(допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта).
Отметка «4» ставится:
-содержание работы в целом соответствует теме
(имеются незначительные отклонения от темы);
— содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
— имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
— лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
— стиль речи отличается единством, достаточной выразительностью;
(в целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов).
Отметка «3» ставится:
— в работе допущены существенные отклонения от темы;
— работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности;
— обнаружена односторонность или неполнота в раскрытии темы, недостаточность цитатного материала и аргументации;
— допущены отдельные нарушения последовательности изложения;
— встречается неправильное словоупотребление;
— работа не отличается единством стиля, речь недостаточно выразительна;
(в целом в работе допускается не более 4-х недочётов в содержании и 5-ти речевых недочётов).
Отметка «2» ставится:
— работа не соответствует теме;
— в работе заметно тяготение к пересказу, а не анализу;
— обнаруживается незнание литературного текста и критического материала;
— допущено много фактических неточностей текста;
— нарушена последовательность изложения во всех частях работы, отсутствует связь между ними;
— крайне беден словарь, работа написана короткими, однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, много примеров неправильного словоупотребления;
— нарушено стилевое единство текста;
(в целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7-ми речевых недочётов).