Что становится главной темой для философии классического периода
Периоды античной философии, их особенности, школы и представители
Большинство исследователей выделяют в античной философии четыре этапа:
Доклассический этап античной философии
Философы доклассического этапа: Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор (Самосский), Ксенофан (Колофонский), Парменид, Зенон Элейский, Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит.
Основные философские направления (школы): милетская школа(физики), элейская школа (элеаты), пифагорейцы, атомисты.
Нужна помощь в написании работы?
Классический этап античной философии
Философы классического этапа: софисты (Протагор, Горгий, Гипий, Продик, Критий и др.), Сократ, Платон, Аристотель.
Эллинистический этап античной философии
Философы эллинистического этапа: Антисфен, Диоген Синопский, Эпикур, Зенон, Пиррон, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий, Секст Эмпирик.
Основные философские направления (школы): эпикурейцы, киники, стоики, скептики, эмпирики.
Римский этап античной философии*
Философы римского этапа: Плутарх, Аттик, Плотин.
Основные философские направления (школы): неопифагореизм, средний платонизм, неоплатонизм, эклектизм.
*Некоторые авторы не выделяют римский период античной философии в отдельный этап, а относят его к периоду позднего эллинизма.
Классический период древнегреческой философии
Относительно исторической последовательности можно говорить о «старших» и «младших» софистах.
К наиболее видным представителям так называемых старших софистов принадлежат Горгий, Протагор, Гиппий, Продик и Антифонт.
Горгий (ок. 483-375 до н. э.) большую часть своей жизни прожил в Лариссе и Фессалии. Он является виднейшим сторонником релятивизма среди софистов. Его релятивизм граничит со скептицизмом. В сочинении «О не-сущем, или О природе» Горгий последовательно приводит три тезиса.
Первый: ничего не существует; второй: если что-то и существует, его нельзя познать; третий: если это и можно познать, то нельзя его передать и объяснить другому.
Приписываемый Протагору трактат «О богах» начинается следующей мыслью: «О богах ничего не могу знать, ни что они существуют, ни что они не существуют, ни какое они имеют подобие». Согласно сохранившимся сведениям, Протагор был обвинен в безбожии и вынужден оставить Афины.
В теории познания Протагор отстаивал сенсуализм. На его основе он приходит к определенному гносеологическому релятивизму. Наиболее известное изречение Протагора о том, что «человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют»,- по сути, гласит, что восприятие человека становится критерием истины.
Этические взгляды софистов отличались релятивизмом, доходящим до цинизма.
Значение философии софистов в том, что они переносят центр внимания из области природы на человека.
Уже перед началом Пелопоннесской войны вокруг него образуется кружок слушателей, сторонников аристократической формы правления. В двадцатилетнем возрасте членом кружка Сократа становится и Платон, в будущем один из величайших философов античности. Когда на переломе V и IV вв. до н. э. к власти в Афинах вновь приходит демократическая партия, Сократ предстал перед судом по обвинению в том, что «не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество». Сократ был признан виновным и присужден к смертной казни. И хотя он мог избежать судебного процесса и даже после вынесения приговора имел возможность убежать, он добровольно принял вынесенный приговор и выпил чашу цикуты.
Основой понимания этических принципов, отношения к полису и религии Сократ считал именно последовательное познание «себя самого». Сократ подчеркивал значение совести, «внутреннего голоса», который он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины. Именно посредством этого «даймониона» боги выделяют человека и сообщают смысл всему мирозданию. Целью всего в мире, по Сократу, является человек.
Критикуя софистов за отсутствие позитивной программы, Сократ стремится создать систему устойчивых общих понятий, основу которых ищет в сфере духовного. Такая исходная установка не случайна (в нравственной деятельности следует руководствоваться знанием о нравственности) и конструктивна (нельзя создать этику вне системы взаимосвязанных понятий). Для решения этой задачи Сократ пользуется специальным методом, который условно может быть разделен на следующие части: 1) сомнение («Я знаю, что я ничего не знаю»); 2) ирония (выявление противоречия); 3) майевтика (преодоление противоречия, рождение истины); 4) индукция (обращение к эмпирическому материалу, фактам); 5) дефиниция (окончательное определение искомого понятия).
Тенденция постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить таким образом к новому (более надежному) знанию становится источником развития понятийной (субъективной) диалектики – искусства ведения спора.
Наиболее выдающимся учеником, последователем и в определенном смысле «систематизатором» воззрений Сократа был Платон (427-347 до н.э.). Именно он поднял его наследие на качественно новый уровень. Платон – сын афинского гражданина. По своему социальному происхождению принадлежал к афинской рабовладельческой аристократии и потому был своим человеком в кружке Сократа.
В Афинах Платон интенсивно работает в области философии. В саду, посвященном полубогу Академу, Платон основывает свою собственную философскую школу-Академию, которая становится центром античного идеализма.
Платон оставил обширное философское наследие. Кроме «Апологии Сократа», «Законов», писем и эпиграмм он написал еще 34 работы в форме диалога (что касается 27 из них, то авторство Платона бесспорно, относительно оставшихся семи можно допустить и возможность подлога).
Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь «тенью» и производен от мира идей (эйдосов). Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания.
Идеи суть подлинные сущности, существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны, материальный мир подчинен им. Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием (т.е. материей как таковой, материей в себе) существует, по Платону, кажущееся бытие, производное бытие (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлении и вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия.
Действительные, реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной, бесформенной «принимающей» материей (небытием).
Много внимания Платон уделяет вопросу «иерархизации идей». Эта иерархизация представляет определенную упорядоченную систему объективного идеализма. Выше всего стоит, по Платону, идея красоты и добра. Она не только превосходит все реально существующее добро и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна (так же, как и другие идеи), но и стоит выше других идей. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни.
В реальном, чувственно воспринимаемом мире существует возникновение и гибель, единое и многое, развитие. Диалектика этого мира определена вечным конфликтом бытия и небытия, идеи и материи. Это мир, в котором нет ничего (вечного), ибо все течет (изменяется, развивается, возникает и гибнет).
Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает как вторичное, несущественное, потому что информирует нас лишь о кажущемся бытии, но ни в коем случае не о бытии подлинном. Истинное, настоящее познание, согласно Платону,- это познание, проникающее в мир идей, познание разумное. Ядром его гносеологических концепций является теория воспоминания (анамнезис). Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда свободно существовала в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удается отстраниться от телесности.
Создание мира Платон видит следующим образом: «. пожелавши, чтобы все было хорошо и чтобы ничто по возможности не было дурно, бог позаботился обо всех видимых вещах, которые пребывали не в покое, но о нестройном и беспорядочном движении; он привел их из беспорядка в порядок, полагая, что второе, безусловно, лучше первого. Невозможно ныне и было невозможно издревле, чтобы тот, кто есть высшее благо, произвел нечто, что не было бы прекраснейшим; между тем размышление явило ему, что из всех вещей, по природе своей видимых, ни одно творение, лишенное ума, не может быть прекраснее такого, которое наделено умом, если сравнивать то и другое как целое; а ум не может обитать ни в чем, кроме души. Руководясь этим рассуждением, он устроил ум в душе, а душу в теле и таким образом построил Вселенную, имея в виду создать творение прекраснейшее к по природе своей наилучшее. Итак, согласно правдоподобному рассуждению, следует признать, что наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения». Бог у Платона – демиург, творец.
Вопросам упорядочения общества Платон посвящает два обширных произведения: «Государство» и «Законы».
У философов преобладает разумная часть души, у воинов определяющей частью души является воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев преобладают чувственность и влечения, которые должны, однако, быть управляемыми, умеренными.
Этика Платона построена, исходя из идеалистического понимания души. Ее основой является осознание врожденных добродетелей, характерных для отдельных общественных сословий. Соблюдение этих добродетелей ведет к справедливости. Кроме этого Платон подчеркивает значение набожности и почитания богов.
Искусство Платон оценивает весьма низко. Он считал его лишь подражанием материальному миру, т. е. неподлинному бытию. А так как чувственно воспринимаемый мир Платон считает подобием мира идей, то искусство для него лишь подражание подражанию.
Самым известным учеником Платона был Аристотель, философия которого является не только определенным обобщением, но, можно сказать, логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии.
Аристотель, был активным сторонником экономического и политического сближения с Македонией. Поэтому, когда после смерти Александра Македонского (323 до н. э.) в Афинах к власти приходит «антимакедонская партия», он уходит в Халкиду, на остров Эвбея, где ведет интенсивную теоретическую работу, но менее чем через год умирает (322 до н. э.).
Кроме работ, посвященных природе, Аристотелю принадлежат этические, политические, эстетические и другие трактаты – «Политика», «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Риторика», «Поэтика» и др. Выдающийся раздел его творчества представляют труды, посвященные логике и методологии, которые объединены под общим названием «Органон».
Конкретные, существующие (чувственно воспринимаемые) вещи являются результатом взаимодействия всевозможных комбинаций этих элементов. В отличие от первой материи они (как конкретное бытие) постижимы и определимы посредством основных категорий. Они суть соединения материи (гиле) и образа, формы (эйдос, морфе). Форма, по Аристотелю, образует из потенциального бытия (первой материи, четырех основных элементов) действительное, реальное бытие.
Действительное бытие, таким образом, представляет собой единство материи и формы. При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Первую сущность он отождествляет с индивидуальным бытием, с субстратом, с конкретной вещью как таковой, характеризует ее как «то, в чем сказывается все остальное, в то время как сам он уже не сказывается в другом».
Вторичные сущности не представляют конкретное индивидуальное бытие, а являются в большей или меньшей степени родовым либо видовым определением. Аристотель характеризует их так: «. вторичными сущностями названы те, в которых, как в видах и родах, содержатся первые сущности».
Категории сущности Аристотель считал основным средством познаваемости мира. Все другие категории служат для их определения.
Источник движения он объясняет при помощи неподвижного первого двигателя (например, в «Метафизике»). Этот первый двигатель (бог) служит внешней причиной всякого движения, ему же движение не сообщается ниоткуда. «А так как то, что и движется, и движет, занимает промежуточное положение, то имеется нечто, что движет, не будучи приведено в движение; оно вечно и есть сущность и деятельность».
В «Категориях» Аристотель различает шесть видов движения: «возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемену и изменение места».
Наиболее общую характеристику движению Аристотель дает следующим образом: реализация, осуществление сущего. Это значит, что движение выступает, собственно, переходом возможности в действительность. Тем самым движение становится практически универсальным свойством сущего.
Процесс осуществления, т. е. переход возможности в действительность, тесно связан с взаимоотношением материи и формы. Движение является определенной тенденцией материи (как возможности) к осуществлению, реализации формы (как реальности).
Аристотель придерживается той точки зрения, что душа присуща всем объектам, принадлежащим к живой природе, т. е. растениям, животным и человеку. Душа, по Аристотелю, имеет три различных уровня: вегетативный – душа растений (речь идет здесь, собственно, об определенной способности к жизни), чувственный (сенситивный), преобладающий в душах животных, и разумный, присущий лишь человеку.
Разумную душу Аристотель характеризует как ту часть души, которая мыслит и познает. Восприятие, т. е. способность иметь ощущения, характерно для низших ступеней души, однако способность мыслить является привилегией разумной души. Ощущения, согласно его воззрениям, неотделимы от тела (или телесности), но разум, разумная душа не связана с телесностью, она вечна.
Исторически первым уровнем познания он считает чувственное познание. При его посредстве мы познаем конкретное бытие, т. е. то, что он характеризует как первые сущности. При помощи чувственного познания человек, таким образом, овладевает единичным, индивидуальным.
Большое значение Аристотель придает также познанию общих взаимозависимостей и понятийному постижению общего. Постижение общего является привилегией разума, который, подобно чувствам, черпающим из реальности, черпает из чувственного опыта.
Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс. Оно развивается от простейших (элементарных чувственных) ступеней к предельно абстрактным. Его градация такова: ощущение, представление, опыт, усиленный памятью, искусство, наука, которая представляет вершину. Ее содержанием является познание общего.
Космос, по Аристотелю, так же как и Земля, которая является его центром, имеет форму шара. Он состоит из многих концентрических небесных сфер, в которых движутся отдельные звезды. Ближе всего к Земле находится сфера Луны, дальше идет Солнце и другие планеты, а наиболее удалена от Земли (и ближе всего к первому двигателю) сфера неподвижных звезд.
Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из трех основных классов граждан. Первый составляют очень богатые, их противоположностью являются крайне бедные, а между ними находится средний класс. Крайне бедные, т. е. свободные ремесленники и работающие за плату, являются гражданами «второй» категории, так как они не желают трудиться. Большое богатство он считает результатом «противоестественного способа» приобретения состояния. Этот способ, согласно его взглядам «противен человеческому разуму и государственному устройству». Для благополучного состояния государства особую важность представляют средние слои.
Понятия «государство» и «общество» Аристотель, по сути, отождествлял. Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Аристотель различает три хорошие и три дурные формы государства, последние возникают как деформация хороших. Хорошими он считает монархию, аристократию и политию, плохими тиранию (возникающую как деформация монархии), олигархию (деформация аристократии) и демократию (деформация политии). Деформация возникает, когда правители руководствуются не благом своих подданных, а своим собственным. Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа граждан.
Через всю этику Аристотеля, впрочем, как и через всю политику, проходит принцип активной деятельности человека. Достойной свободного гражданина он считает жизнь практическую (т. е. наполненную политической деятельностью) либо теоретическую (наполненную познавательной деятельностью и размышлениями). Недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в соответствии с нею. Лишь это обеспечивает удовлетворенность, благость.
Оригинальны и весьма плодотворны эстетические мысли Аристотеля. В отличие от Платона Аристотеле придает искусству большое значение. Это видно уже из того, что искусство вместе с наукой он относит к высшим ступеням человеческой познавательной деятельности.
Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии, но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания.
Античная философия и главные этапы её развития
Как развивалась античная философия
Философия античности зародилась в V-VI вв. до н. э. в Древней Греции. Она охватывает период с VII в. до н. э. по VI в. н. э. и включает в себя древнегреческую и древнеримскую философию. В процессе формирования она прошла несколько стадий:
Работы философов раннего периода до нас дошли только в виде цитат, встречающихся в трудах более поздних античных мыслителей. Большинство текстов представлены на древнегреческом языке, так как философская литература на латыни стала развиваться только со II-I вв. до н.э. Также сохранились переводы греческих оригиналов на сирийский и арабский языки. Это позволило восстановить содержание утерянных подлинников.
Античная философия формировалась на основе мифологии и была с ней тесно связана. Оттуда произошли главные идеи ранней античности. Среди особенностей ранней философской мысли можно выделить:
Периодизация античной философии
В соответствии с хронологической последовательностью, в эволюци античной философии выделяют 4 периода:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Натурфилософский этап
Другие расхожие названия этого периода — досократический и космологический. Греческая натурфилософия изучала устройство мира, его происхождение и природу человека, как части космоса. В это время был заложен фундамент для развития точных наук.
К школам доклассической философии относятся:
1. Милетская. Это первая философская школа, которая была образована в городе Ионии мудрейшим философом того времени Фалесом. Древнегреческий мудрец первым предсказал затмение солнца и ввел календарь из 365 дней. Натурфилософы считали, что все в мире имеет душу, и сам мир полон богов. Фалес определял общим началом бытия воду, которая разумна и божественна.
Также к этому периоду относят философов Анаксимандра, Анаксимена.
2. Эфесская. Создателем школы был античный мудрец Гераклит, который заложил основы диалектики. Первоначалом бытия он считал огонь, который вечен и никому не подчиняется. Эфесской школе характерно учение о том, что мир не стоит на месте и постоянно развивается, а основой его является борьба противоположностей.
3. Пифагореизм. Изначально течение было сформировано Пифагором, затем его развивал Пифагорейский союз. Учение этой школы просуществовало до конца античного мира. Пифагор заложил теоретические основы математики, которая раньше воспринималась только как эмпирическая наука, а также внес существенный вклад в астрономию. Первоначалом сущего пифагорейцы считали числа, они верили в переселение душ и стремились к победе над низкими человеческими страстями и слабостями.
4. Элейская. Основные представители школы — философы Ксенофан, Парменид и Зенон. Элеаты впервые попытались рационально обосновать происхождение и устройство мира. Они считали, что только разум может дать истинные ответы, а чувства часто оказываются ошибочными. Это течение оказало большое влияние на всю европейскую философию.
Классический этап
Классического периода античной философии связан с возникновением софизма и деятельностью трех крупнейших философов — Сократа, Платона и Аристотеля.
Софизм — это течение философии, которое основывается на поверхностном и умышленно двусмысленном построение умозаключений, кажущихся правильными.
Софисты занимались платной преподавательской деятельностью, они учили тому, как побеждать в спорах и убедительно доказывать свою точку зрения. Их не столько интересовала истина, сколько стремление одержать победу над оппонентом. Софисты оказали большое влияние на развитие риторики, философской дискуссии и науки о языке. Представителями течения были Протагор, Гиппий, Продик, Ликофрон и другие.
Сократ
Мудрейший философ из Афин впервые выдвинул проблему человека и души в центр философского учения. С Сократа начинается антропологический поворот в античной мысли. Он выступал против софистов, называя их «ложными мудрецами», и воспитывал в своих учениях стремление к самопознанию. В отличие от софистов, Сократ никогда не брал плату. Он считал, что высшими понятиями являются добро, справедливость и истина. В 70 лет его обвинили в развращении юношества опасными и еретическими идеями и приговорили к смертной казни. За всю свою жизни Сократ не написал ни одного произведения.
Платон
Ученик Сократа из один и величайший представитель античной философии, основал концепцию объективного идеализма. В центре его учения лежит теория идей. Платон считал, что только мир идей является истинным и вечным миром, который противоположен чувственному миру. Наивысшей идеей, по Платону, является Благо, которое не может быть грязным или преступным.
Развивая концепцию познания, он полагал, что его возможно постигнуть, прежде всего, разумной частью души. То есть человек, познавая мир, может вспомнить все, за чем наблюдала душа в мире идей до того, как предстала на земле в человеческом воплощении. Также он рассматривал теорию «идеального государства» и считал, что править им должны аристократы или философы.
Аристотель
Наследие Платона развивал его ученик античный философ-энциклопедист Аристотель. Круг интересов Аристотеля был настолько широк, что его работы не оставили без внимания ни одну из известных тогда областей науки и культуры. Он первым предложил классификацию наук, а также считается основоположником логики, психологии, политологии, истории. Именно он впервые употребил и сформулировал понятие философии, в котором разделял философии первого и второго порядка — метафизику и физику. Аристотель основал свою школу «перипатетиков», которая оказала значительное влияние на становление философии и культуры Европы.
Эллинистическо-римский этап
В эту эпоху одновременно с развитием течений предшествующих периодов, стали появляться новые концепции. Во II в. до н. э. Рим завоевал Грецию, и греки оказали огромное влияние на римскую культуру, искусство, науку. Учения римских и греческих мыслителей легли в основу эллинско-римского этапа античной философии. Основными течениями этого времени являются стоицизм и эпикуреизм.
Стоицизм
Стоики получили свое название от знаменитого портика в Афинах, где собирались последователи течения вместе с его основателем Зеноном из Китиона. Приверженцы стоицизма считали, что развитие мира происходит циклично, и с концом каждого цикла все воспламеняется и превращается в огонь. Философскую науку они разделяли на логику, физику и этику, считая, что познание происходит через ощущение. Представителями стоицизма являются Панетий, Посидоний, Марк Аврелий, Сенека.
Эпикуреизм
Ядром философии Эпикура является стремление человека к счастью, для познания которого необходимы физика и логика. В постижении истинного мира, он высказывал сенсуалистские идеи, считая чувства и ощущения единственными безошибочными инструментами. В то время как разум может давать неполную картину. Центральной идеей своего учения Эпикур делает наслаждение и получение удовольствия. Лучший способ избежать страданий — это отстраниться от общественных и государственных вопросов и отказаться от желаний, без которых можно обойтись. К закату эллинизма, эпикуреизм окончательно был вытеснен стоицизмом.
Завершающий этап
Завершение античной философии совпадает с деятельностью последнего яркого философа Плотина и течения неоплатонизма, которое возникло в противопоставление христианской религии. Учение Плотина возвращает мифологическое мировоззрение и языческие верования, противостоящие новой религии. Однако в 529 г. император Юстиниан запретил язычникам занимать публичные здания и иметь школы под страхом ссылки и лишения собственности. И только в эпоху Возрождения возникла новая волна интереса к неоплатонизму и другим античным течениям философии.