Что ссср скопировал у запада

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что ссср скопировал у запада. Смотреть фото Что ссср скопировал у запада. Смотреть картинку Что ссср скопировал у запада. Картинка про Что ссср скопировал у запада. Фото Что ссср скопировал у запада

Что ссср скопировал у запада. Смотреть фото Что ссср скопировал у запада. Смотреть картинку Что ссср скопировал у запада. Картинка про Что ссср скопировал у запада. Фото Что ссср скопировал у запада

Эта необычная тенденция советского автопрома берет начало с вполне легальных мероприятий: покупке лицензий на производство американских автомобилей. Первым в этом списке стал легендарный Ford Model A, который в Советском Союзе получил название ГАЗ-А. Объёмы его производства на тридцатые годы прошлого столетия были действительно впечатляющими: 42 тысячи автомобилей. Когда же эта модель стала устаревать, закупили ещё одну лицензию для ГАЗ М-1: её скопировали с Ford Model B. Её несомненные достоинства: отличные технические характеристики, хорошая проходимость, простота эксплуатации и ремонта сделали её ещё более массовой, чем предшественницу: по данным редакции Novate.ru, всего было выпущено примерно 63 тысячи экземпляров.

Что ссср скопировал у запада. Смотреть фото Что ссср скопировал у запада. Смотреть картинку Что ссср скопировал у запада. Картинка про Что ссср скопировал у запада. Фото Что ссср скопировал у запада

А вот после окончания Великой Отечественной войны, когда Советский Союз и США уже вступили в схватку, окрещённую позднее Холодной войной, ни о каких официальных лицензиях от западных производителей речи уже не могло быть. Но при этом отечественный автопром остро нуждался в массовом автомобиле, доступном для рядового гражданина. Поэтому советские разработчики нашли гениальный выход: после войны на просторах СССР осталось немало машин Opel Kadett, которые ещё в конце тридцатых приглянулись руководству. Автоконструкторы просто изучили её вдоль и поперёк и скопировали. Именно так и получился в 1946 году силами инженеров Завода малолитражных автомобилей (ЗМА) автомобиль «Москвич-400», больше известный просто как «Москвич».

Что ссср скопировал у запада. Смотреть фото Что ссср скопировал у запада. Смотреть картинку Что ссср скопировал у запада. Картинка про Что ссср скопировал у запада. Фото Что ссср скопировал у запада

На этом советский автопром не остановился: после того, как существующие модели вновь оказались морально устаревшими, СССР закупил на Западе целый ряд различных автомобилей: Citroen 2CV, Fiat 1100, Ford Consul, Ford Taunus Lancia Aurellia, и даже Simca Aronde. Все они досконально изучались, но копировались уже не один в один, а заимствовались определённые узлы и агрегаты. Именно так появился «Москвич-402».

Что ссср скопировал у запада. Смотреть фото Что ссср скопировал у запада. Смотреть картинку Что ссср скопировал у запада. Картинка про Что ссср скопировал у запада. Фото Что ссср скопировал у запада

Не отказывался от копий западных автомобилей и лично Иосиф Виссарионович. Так, ему очень нравились американские машины Packard, однако было бы не престижно главе Советского Союза ездить на западной машине. А потому инженерам ЗИСа была спущена разнарядка создать собственный легковой автомобиль представительского класса, в основе которого была бы модель Packard 160. Есть сведения, что Сталин лично отслеживал процесс проектирования этой машины. Результатом этой работы стал ЗИС-110, который выпускался серийно на 1-м государственном автомобильном заводе имени Иосифа Виссарионовича Сталина в течение аж 16 лет.

Что ссср скопировал у запада. Смотреть фото Что ссср скопировал у запада. Смотреть картинку Что ссср скопировал у запада. Картинка про Что ссср скопировал у запада. Фото Что ссср скопировал у запада

Что ссср скопировал у запада. Смотреть фото Что ссср скопировал у запада. Смотреть картинку Что ссср скопировал у запада. Картинка про Что ссср скопировал у запада. Фото Что ссср скопировал у запада

История заимствования массового автомобиля повторялась неоднократно и после смерти Сталина. Ярчайшим примером такого копирования является история знаменитого ЗАЗ-965, который является советской вариацией Fiat 600. Правда, его всё-таки немного доработали на отечественный лад, но основная концепция осталась неизменной. Выпускалась модель на запорожском заводе «Коммунар», который ранее производил только сельхозтехнику. И машина оказалась безумно популярной несмотря на ряд конструктивных недостатков: по данным Novate.ru, в период с 1962 по 1969 годы было выпущено 322 166 экземпляров модели в различных модификациях.

Что ссср скопировал у запада. Смотреть фото Что ссср скопировал у запада. Смотреть картинку Что ссср скопировал у запада. Картинка про Что ссср скопировал у запада. Фото Что ссср скопировал у запада

А вот в шестидесятые годы советский автопром пополнился ещё двумя, но на этот раз официальными копиями. Речь идёт об истории создания моделей ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103, которые были созданы на базе Fiat 124. Вот только на этот раз летом 1966 года в Москве было заключено генеральное соглашение между итальянской компанией Fiat и советским «Внешторгом». Суть сотрудничества состояла в научно-техническом содействии первой в области разработки легковых автомобилей. Для советских автомобилей в конструкцию оригинала внесли аж 800 изменений, чтобы максимально адаптировать машины к эксплуатации в СССР. Впрочем, на внешнем виде это практически не отразилось.

Что ссср скопировал у запада. Смотреть фото Что ссср скопировал у запада. Смотреть картинку Что ссср скопировал у запада. Картинка про Что ссср скопировал у запада. Фото Что ссср скопировал у запада

Примеров копирования западных машин советскими автоконструкторами можно найти ещё немало, однако это вовсе не значит, что весь автопром СССР был не своим. Наоборот, с течением времени, когда мощности были налажены, а инженеры, что называется, «набили руку», таким копирок было всё меньше. А отечественный автопром, пусть и оставался в положении догоняющего западный, все равно не стоял на месте и развивался, регулярно создавая по-настоящему стоящие автомобили.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

От пылесоса до электробритвы. Вот какую технику в СССР скопировали с западной и выдали за свою

Упрекнуть советское руководство в недостаточном внимании к оборонной или тяжелой промышленности не получается, чего не скажешь про товары народного потребления. О том, как люди могли часами стоять в очередях, узнавая, за чем именно, только в процессе, ходят легенды. При этом такие товары зачастую едва ли не под копирку «срисовывались» с западных аналогов, особенно если дело касалось обычной техники. Мы собрали несколько примеров подобных «заимствований» и рассказываем про них подробнее.

Но заметим: не все, что выглядит практически одинаково, настолько же идентично внутри. Чего стоит хотя бы советский космический корабль «Буран»: внешне машина мало чем отличается от американских челноков Space Shuttle, но по своим возможностям кратно превосходит их. Не отметить заслугу советских инженеров, к концу 1980-х годов создавших корабль, который первым в мире совершил полностью автоматический космический полет, нельзя.

Но опять же: в большинстве случаев подобные примеры касаются монументальных разработок Союза в оборонной и/или аэрокосмической областях. Раньше мы уже рассказывали, как в СССР копировали западные технологии (здесь и здесь). Ниже сосредоточимся на устройствах, которым явно придавали еще меньше значения.

«Электроника МК-85»

Калькуляторов разного вида у стран капиталистического блока в СССР позаимствовали немало — чего стоят хотя бы первые модели с ЖК-экранами, полностью походившие на устройства от Sharp.

Что ссср скопировал у запада. Смотреть фото Что ссср скопировал у запада. Смотреть картинку Что ссср скопировал у запада. Картинка про Что ссср скопировал у запада. Фото Что ссср скопировал у запада

Позже тенденция сохранилась. «Электроника МК-85» является практически полным аналогом (внешне так точно) карманного персонального компьютера Casio FX-700P, созданного в Японии в 1984 году. Советская разработка выпускалась с 1986-го и практически в неизменном виде дожила до начала 2000-х.

Основное производство развернули в Зеленограде. Изначально «девайс» предлагался по цене 145 рублей. «Микрокомпьютер предназначен для выполнения научных, инженерных и статистических расчетов и решения задач с помощью программ, составленных на языке „Бейсик“» — так описывалось устройство.

«Мелодия МГ-56» и «Эстония-010 стерео»

Новосибирский завод «Точмаш» выпускал магнитофон «Мелодия МГ-56» с 1956 года. Его собирали в деревяном футляре с декоративными вставками из пластмассы. А вот его изначальная оригинальная версия — магнитофон Grundig TK820 1955 года. Найдете десять отличий?

Что ссср скопировал у запада. Смотреть фото Что ссср скопировал у запада. Смотреть картинку Что ссср скопировал у запада. Картинка про Что ссср скопировал у запада. Фото Что ссср скопировал у запада

Ниже— «навороченное» по меркам того времени мультимедийное устройство — электропроигрыватель «Эстония-010 стерео». Стереофонический проигрыватель производился с 1983 года в Таллинне и, судя по спецификациям на одном из тематических ресурсов, весил около 12 килограммов. Там же приводятся и другие спецификации, которые вряд ли скажут что-либо обычному пользователю. Например, «Эстония» могла похвастаться «микролифтом, автостопом и стробоскопом для контроля частоты вращения диска ЭПУ».

Но, что не менее важно, «Эстония» практически целиком и полностью основывалась на модели от Sharp — Optonica RP-7100. Она поступила в продажу двумя годами ранее, в 1981-м. Понятно, что в СССР «оригинал» отыскать получалось в лучшем случае у единиц, но внешнее сходство между устройствами опять налицо.

Что ссср скопировал у запада. Смотреть фото Что ссср скопировал у запада. Смотреть картинку Что ссср скопировал у запада. Картинка про Что ссср скопировал у запада. Фото Что ссср скопировал у запада

«Электроника ВМ-12»

От аудиоформатов переходим к видео. Перед нами первый советский бытовой кассетный видеомагнитофон. Если проще, этот гаджет стал первым в своем классе, который имел функцию проигрывания кассет формата VHS.

Что ссср скопировал у запада. Смотреть фото Что ссср скопировал у запада. Смотреть картинку Что ссср скопировал у запада. Картинка про Что ссср скопировал у запада. Фото Что ссср скопировал у запада

Выпуск магнитофона начался в 1982 году сразу на нескольких заводах — впоследствии его делали в Воронеже, Ленинграде, Новгороде, Саратове. Правда, позволить его себе явно могли лишь единицы: говорят, за устройство просили порядка 1200 рублей. И даже при этом магнитофон приходилось ожидать, просто прийти в магазин и купить товар вряд ли бы получилось.

Что ссср скопировал у запада. Смотреть фото Что ссср скопировал у запада. Смотреть картинку Что ссср скопировал у запада. Картинка про Что ссср скопировал у запада. Фото Что ссср скопировал у запада

Впрочем, заимствований у японского видеомагнитофона Panasonic NV-2000 особо не скрывают. Для советского аналога в Японии даже закупались отдельные детали. Хотя и труд отечественных инженеров обесценивать не стоит: им пришлось в довольно сжатые сроки осваивать производство элементов, ранее у нас неизвестных.

Выпуск «Электроники ВМ-12» закончился в 1995 году — к тому времени в страны бывшего СССР уже проникли куда более доступные по цене иностранные аналоги.

Легендарный «Морской бой»

О таком игровом автомате, наверное, слышали даже те, кто родился и вырос уже после распада Союза. И неспроста: подобные автоматы стояли (а может, и до сих пор стоят?) практически везде. Детство автора материала выпало на начало 2000-х годов — тогда только в одном парке Горького аппаратов «Морской бой» было несколько разновидностей.

Что ссср скопировал у запада. Смотреть фото Что ссср скопировал у запада. Смотреть картинку Что ссср скопировал у запада. Картинка про Что ссср скопировал у запада. Фото Что ссср скопировал у запада

Наш «Морской бой» описывается так: «Автомат предназначен для развлечения и активного отдыха граждан, развития у них глазомера и точности стрельбы». А по сути механика игры довольно проста: пользователю необходимо смотреть в видоискатель (перископ) и сбивать надводные цели «торпедами» со своей подводной лодки. В СССР выпуск «Морского боя» начался в 1974 году и не прекращался до конца 1990-х.

Оригинальная игра Sea Raider начала выпускать американская компания Midway Manufacturing в 1969 году (по некоторым данным, в 1968-м), а в 1972-м появился японский аналог Sea Devil от японской Sega. Но поговаривают, что конструкция советской версии (во всяком случае в первые годы) была немного упрощена: так, изначально трасс для торпед было десять, а стало восемь.

Электробритвы «Нева-3» и «Агидель»

В 1953 году американская компания Remington выпустила электробритву 60 De Luxe — в YouTube даже есть оригинальный ролик с рекламой устройства, который крутили по ТВ в то время. Если вкратце, то на протяжении двух минут закадровый голос всячески расхваливает девайс, пока мужчина в кадре бреется. Судя по лотам на eBay, предлагающим эту бритву, она весит 254 грамма и поставляется в специальном кейсе.

А по этой ссылке на аналогичной русскоязычной площадке предлагают электробритву «Нева-3» от ленинградского завода имени М. И. Калинина. Если внимательно изучить такие лоты, становится понятно: выпускать ее начали не раньше 1965 года (по другой информации, 1969-го), то есть спустя как минимум 12 лет после выхода Remington. Внешне бритвы опять же похожи до уровня смешения.

Что ссср скопировал у запада. Смотреть фото Что ссср скопировал у запада. Смотреть картинку Что ссср скопировал у запада. Картинка про Что ссср скопировал у запада. Фото Что ссср скопировал у запада

Впрочем, случай с «Невой» далеко не единственный. Для примера: коллаж ниже совмещает советскую электробритву «Агидель», начавшую производиться в 1967 году в Уфе, и иноземную Philishave 1965 года. Скопировали все, включая цвет внутренней подложки футляра.

Что ссср скопировал у запада. Смотреть фото Что ссср скопировал у запада. Смотреть картинку Что ссср скопировал у запада. Картинка про Что ссср скопировал у запада. Фото Что ссср скопировал у запада

Пылесосы «Чайка» и «Сатурн»

С более простыми товарами — телевизорами, стиральными машинами, пылесосами, магнитофонами и другой техникой — церемонились и того меньше. Пример — советский пылесос «Чайка» 1963 года выпуска, практически подчистую скопированный с американского аналога Remoco (Erres). Последний вышел на рынок еще в 1939-м.

Что ссср скопировал у запада. Смотреть фото Что ссср скопировал у запада. Смотреть картинку Что ссср скопировал у запада. Картинка про Что ссср скопировал у запада. Фото Что ссср скопировал у запада

А вот пылесос «Сатурн», производившийся в Литовской ССР. Казалось бы, тут точно заимствований ожидать не стоит: как само название, так и форму (планета с колесиками-спутниками) явно придумали у нас. Но вот как выглядел пылесос Hoover Constellation, придуманный и начавший выпускаться в 1956 году. Сходство, конечно, не полное, но общие детали явно есть.

Источник

Что Запад скопировал у СССР?

Что ссср скопировал у запада. Смотреть фото Что ссср скопировал у запада. Смотреть картинку Что ссср скопировал у запада. Картинка про Что ссср скопировал у запада. Фото Что ссср скопировал у запада

Я уже немного разбирал вопрос, в статье на АШ, что именно из западных товаров, и почему копировалось в СССР, а что было нашими собственными разработками: https://aftershock.news/?q=node/646812

А, вот как с обратной ситуацией? Было ли, что-то скопировано или украдено у СССР? Оказалось, много чего хотелось скоммуниздить «дорогим партнерам», у нашего с вами государства, занимавшего тогда шестую часть суши. США и другие страны, по возможности, старались брать в безвозмездное пользование (т.е. даром) у своего идеологического соперника, все, что им, так или иначе, приглянулось. А приглядывалось именно то, что они сами тогда сделать не могли, или серьезно отставали в разработке. Конечно, утюги и кофеварки «Made in USSR» их мало интересовали, хотя в СССР были, и свои неплохие товары народного потребления и, кстати, качество их было очень и очень хорошим. Обычно, западные компании интересовались, в первую очередь, высокотехнологичными товарами, желательно военного или двойного назначения.

Я не знаю, реально ли, существовал иностранец, вроде японец, который сделал себе целое состояние, на информации, получаемой из выписываемого им, советского журнала «Наука и жизнь». Он брал из рубрики «Полезные советы» разные бесплатные идеи от советских умельцев, патентовал некоторые из них, а потом предлагал различным компаниям соответствующего профиля, как свое ноу-хау. Но, то, что некоторые, уникальные для того времени, разработки специалистов из СССР были позаимствованы гражданами и компаниями из других стран, это точно. При том, многие даже не постеснялись взять при этом на данные разработки патенты.

В 1944 году советский учёный Евгений Завойский открыл явление электронного парамагнитного резонанса, однако все лавры собрал англичанин Бребис Блини. А Нобелевскую премию за близкое с физической точки зрения открытие – явление ядерного магнитного резонанса – также вручили западным учёным.

В 70-х годах ХХ века в отделе научно-технической информации авиационного концерна Lockheed Martin переводчик со славянских языков Денис Оверхользер наткнулся на статью П. Я. Уфимцева «Метод краевых волн в физической теории дифракции». Московский инженер предлагал конструкцию корпуса самолета такой особенной формы, чтобы его не было видно на радаре. Оверхользер оценил важность изобретения и обратился к руководству. После нескольких отказов ему удалось с трудом «пробить» программу по разработке Stealth, и через десять лет появился самолёт-невидимка Ф-117.

Или, в середине 80-х годов в НИИ теоретической и экспериментальной биофизики в подмосковном Пущино, небольшой группой молодых учёных под руководством профессора Феликса Белоярцева, был создан уникальный препарат перфторан. Это препарат, как позже выяснится, на 20 лет опередил все зарубежные аналоги. Это обычная субстанция бледно-голубого цвета, благодаря которому она получила неофициальное название – «голубая кровь». Этот препарат способен полностью заменять плазму крови и спасать жизни десятков тысяч людей. К сожалению, в нашей стране до производства перфторан дошёл лишь к весне 2016 года. В то время как американцы уже успели озолотиться на изобретении нашего профессора, используя его в своих клиниках. Просто потому, что этот советский кровезаменитель был признан не только первым в мире, но и самым лучшим: гораздо лучше своих более поздних шведских и японских аналогов.

В 1961 году советский режиссёр-фантаст Павел Клушанцев, снял на Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов картину «Планета бурь», повествующую о совместной советско-американской экспедиции на Венеру. За 4 года до этого Павел Клушанцев прогремел на весь мир лентой «Дорога к звёздам», где он впервые в истории кинематографа совместил элементы научно-фантастического игрового кино и научно-популярного фильма. В этой картине Клушанцев применил спецэффекты, ранее не виданные в мировом кинематографе. Картину показывали на американском телевидении, где её и увидел будущий великий американский режиссёр Стэнли Кубрик, который позаимствовал некоторые технические приёмы у Клушанцева для своей «Космической одиссеи 2001». Впоследствии Стэнли Кубрик называл советского режиссёра своим учителем и главным идейным вдохновителем. Однако если Кубрик попросту позаимствовал кое-какие эффекты, создав абсолютно новую картину, да и особо не отрицал вклада советского режиссёра в своё творчество, то Роджер Корман с «Планетой бурь» обошёлся более грубо.

США в 1961 году в числе других 28 стран закупили новаторскую «Планету бурь», однако, в кинотеатрах показывать этот фильм не стали. Вместо этого студия Роджера Кормана вырезала из ленты все, по их мнению, ненужное, и досняв самостоятельно некоторые эпизоды, и выпустила её на большие экраны в 1965 году под заголовком «Путешествие на доисторическую планету». Советским актёрам, кадры с которыми остались в «американской» версии, просто дали западные имена, например Георгий Жженов стал Куртом Боденом, Геннадий Вернов Робертом Чантлом и так далее, естественно о том, что это лента произведена в СССР, в титрах упомянуто не было.

Но на этом американские киноделы не остановились. Так, в 1968 году тогда ещё неизвестный режиссёр Питер Богданович вновь перемонтировал «Планету бурь», добавив в неё кадры из другого советского фантастического фильма «Небо зовёт» (1959), озаглавив «американскую» версию «Путешествие на планету доисторических женщин». Из картины были удалены эпизоды, доснятые студией Кормана, и добавлены новые. Советский Союз вновь никак не упомянули.

В США уже давно признали вклад Павла Клушанцева в мировую кинофантастику, да и советскому режиссёру на Западе посвящено немало книг. Просто дело в том, что о Павле Клушанцеве мало кто знает сегодня в России. Не подозревают они и о том, что над некоторыми спецэффектами Клушанцева до сих пор ломают голову в США, не понимая «как он это сделал» при тех уровнях технологий.

Также обошлись и с фильмом 1952 года «Садко», советского режиссера Александра Птушко. Его немного покроили и в «новой» американской версии, Садко стал Синдбадом, а сам фильм стал называться «Волшебное путешествие Синдбада».

А еще можно позаимствовать не идеи и технологии, а просто выкрасть нужную вещь, например, в результате совместной британско-американской операции Barmaid удалось украсть советскую гидроакустическую станцию с новейшей антенной системой, которую буксировали после проведенных испытаний в выключенном состоянии. Для этого была привлечена британская субмарина Conqueror, ветеран Фолклендской войны, и разработано специальное устройство для разрезания троса.

Мало кому известно, что не только технические решения, но и сам облик «Dream Chaser» практически полностью скопированы с советского многоразового орбитального корабля, проект которого был проработан в СССР ещё в 60-е годы прошлого века. В Советском Союзе этот проект назывался «Спираль» и задумывался, как ответная мера на случай появления незваных гостей с орбиты. Советский многоразовый Воздушно-Орбитальный Самолёт (ВОС) с ракетным ускорителем поражал воображение: для системы даже был разработан специальный носитель – гиперзвуковой самолёт-разгонщик, так называемый ГСР. Сложность системы, несмотря на внедрение действительно революционных технологий, на практике сводилась к минимуму: старт с разгонной платформы осуществлялся на скоростях около 400 километров в час, после чего гиперзвуковой самолет-разгонщик набирал нужную для старта высоту и скорость. Третьим этапом было отделение орбитального самолёта и его разгон с помощью ракетных двигателей. Основная сложность и уникальность технологий заключалась в типе используемого топлива. Мощный ракетный двигатель орбитального самолёта работал на фтороводородном топливе.

Это топливо, правда, сильно ядовитое, вкупе с проработанной конструкцией самолёта-разгонщика, позволяли орбитальному самолёту стартовать с борта ГСР, словно с огромного трамплина: согласно расчётам, отделение орбитального корабля должно было происходить на высоте 25-26 километров и скорости 6-6,5 тысячи километров в час. В 6,5 раза быстрее скорости звука.

Модификации данного советского космического аппарата – одна из самых интересных глав в истории проекта. На базе орбитального самолёта были созданы дневной фоторазведчик, оснащённый фотоаппаратурой с высокой чёткостью, радиолокационный разведчик с внешней разворачиваемой антенной, орбитальный перехватчик для уничтожения космических объектов и самый страшный для потенциального противника вариант исполнения – ударный орбитальный самолёт. В качестве вооружения для ударного орбитального самолёта было решено использовать ракету класса «космос-земля» с ядерной боеголовкой. О возможностях такого вооружения многие эксперты, в том числе и на Западе, говорят с придыханием, ведь противник, с которым орбитальный самолёт «Спираль» должен был бороться, как минимум, авианосец.

Уникальное решение у «БОРа», а затем и у «Бурана» состояло в том, как удалось защитить орбитальный аппарат, летающий на таких скоростях, от набегающего потока воздуха. Для решения проблемы контроля самолёта на этапе спуска, критически важные зоны были защищены с помощью специальной теплозащиты, а с помощью крыльев треугольной формы со складными консолями и прочими механизмами, регулировалось положение корабля, таким образом, чтобы основной «удар» от набегающего воздуха принимали носовая часть и днище спускаемого корабля.

«БОР-4» – беспилотный орбитальный ракетоплан, создание которого базировалось на результатах программы «Спираль», в ходе одного из испытательных полётов приводнился, и в процессе извлечения советскими моряками из воды был сфотографирован австралийскими военными, наблюдавшими за необычной активностью советского ВМФ далеко от своих границ. Чуть позднее австралийские военные передали снимки в ЦРУ, а те в свою очередь привлекли к процессу по определению типа корабля специалистов из NASA.

Фотографии, добытые невероятной ценой, несколько десятков лет нигде и никак не фигурировали, пока не оказалось, что одним из кораблей, выбранных для доставки грузов на МКС, многоразовый космический корабль «Dream Chaser», как две капли воды похожий на советский «БОР». По словам специалистов, американский «Dream Chaser», это скопированный советский «БОР», воссоздать который у квалифицированных инженеров получилось лишь отчасти, как в системе управления, так и в используемых материалах. Этот корабль также имеет крылья, форму и внешне похож на «БОР», но вот реализовать американцам удалось лишь малую часть реального потенциала советского орбитального корабля. Вполне вероятно, что, построив собственный орбитальный аппарат на основе советских наработок, американцы начали гордиться тем, что программа подобного масштаба была реализована именно в США. Скопировав советский аппарат, американские специалисты не поняли главного: корабль имеет не статическую, а изменяемую конфигурацию крыльев, за счёт которой и способен творить «чудеса на гиперзвуке».

Очертания этого корабля были наспех зафиксированы на фотопленку во время испытательного полета и спуска советского корабля, но повторить механизацию крыла, систему посадки, бортовую электронику советской машины специалисты американской SpaceDev так и не смогли. Единственное, что удалось американским специалистам, – повторить аэродинамическую схему и конфигурацию крыла, хотя даже эта задача была выполнена с грубыми ошибками. Стоит также сказать, что активные испытания советского БОР-4 начались в 1982 году, а создать отдаленно похожую конструкцию американские специалисты смогли лишь через 30 лет.

Американский самолет StratoLaunch, который был объявлен в США венцом технологий авиастроения, но, оказывается, советские и российские инженеры и ученые уже хорошо знакомы с этим самолетом. Все дело в том, что StratoLaunch до боли похож на уникальный во всех отношениях сверхмощный советский триплан «Геракл», который более известен как «Молния-1000». Этот самолет был разработан конструктором из СССР Глебом Лозино-Лозинским.

Многое американцам удалось «достать» по дешевке в девяностые года. Например, в конце 70-х годов прошлого века в НПО «Звезда» была разработана авиационная катапульта — кресло К-36 ДМ, которое помогает пилотам сверхзвуковых самолетов покинуть его на большой скорости, ведь когда кресло «выстреливает», пилот испытывает огромные перегрузки. Его может обжечь пиропатронами, травмировать частями самолета и т. д.

Демонстрация этого кресла прошла на авиасалоне в Ле Бурже 8 июня 1989 года: истребитель МиГ-29 на малой высоте столкнулся с птицей, которая угодила в двигатель. Пилот успел катапультироваться на высоте всего 92 метра. Купол парашюта толком не раскрылся, но пилот остался жив.

В начале 90-х на предприятие «Звезда» прибыла делегация из США. После тщательного изучения кресла была закуплена небольшая партия К-36 ДМ. При том состоянии науки и промышленности в России никто не оформил никаких патентных прав, для защиты от копирования технологий. Понятно, что вскоре аналоги советских кресел появились в американских военных самолетах.

Еще одно заимствование: почти три десятилетия назад, в 1991 году, американская авиастроительная и оборонная компания Lockheed Martin, которая вела разработку своего истребителя вертикального взлета, подписала соглашение о сотрудничестве с ОКБ Яковлева. Среди прочего данный договор позволил американской стороне получить доступ к множеству технической информации о строении многоцелевого самолета вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-141. А самым важным приобретением американцев в этой сделке оказались испытательные данные, касающиеся советского самолета. Для того, чтобы воспроизвести их самостоятельно, Lockheed Martin потребовались бы годы разработок и испытаний. А так они получили все эти наработки практически даром и использовали их в своей программе F-35. Этим объясняется их с Яком-141 практически идентичные размеры, внешний вид и схожесть компоновки.

Кстати, уже в позднем СССР проект Як-141, не смотря на все успехи опытных образцов и прорывные технологии того времени, был признан еще слишком «сырым» и для дальнейшего развития он требовал еще множество испытаний и дорогостоящих доработок, но это было уже практически невозможно в то не простое для страны время.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *